Концепции происхождения государства кратко

Обновлено: 05.07.2024

По-другому возникали государства в Южной Европе, где ведущую роль играло классовое расслоение, которое произошло в результате интенсивного формирования частной собственности. Сюда относятся возникновение Древней Греции, Рима. В Риме долгое время противоборствовали две группы свободных членов родоплеменного общества: патриции и плебеи. Это тоже оказало существенное влияние на классовое расслоение.

На вопрос возникновения государств в западной и восточной Европе существует несколько точек зрения. Сторонники первой точки зрения говорят о разложении первобытных отношений и зарождении феодальных (Россия, Германия). Вторая точка зрения сводится к тому, что после разложения родового строя наступает период длительный по времени, когда родовая знать определяется в особую группу, обеспечивает себя привилегиями, захватывает большую часть собственности. Крестьяне при этом не теряют своей свободы и имеют в собственности землю. Такой тип государства называется профеодальным.

В России IX-X вв формой государственности были города-государства Новгород, Псков, Суздаль с общинным устройством и общим собранием – вече. Эти города повлияли на формирование государственно-правового управления. Общественные отношения регулировали обычное и договорное право. В 862 г. новгородцами на княжение был приглашен Рюрик. Он не имел права собирать налоги, город просто оплачивал его работу.

Пути возникновения государства различны, существует несколько теорий.

Теологическая теория происхождения государства

К родоначальникам этой теории можно отнести Августина, Фому Аквинского. Древнейшая из теорий отражает теократические черты первых государств: законность культа и его обрядов, роль жрецов, соглашение между религиозной и светской властью.

Согласно данной теории творцом всего является Бог. Поэтому сущность государства, его природу познать невозможно, так как это божье творение. Теория не отрицает существование земного государства и поддержание в нем порядка. Благодаря этой теории престиж государства и государственной власти был высоко поднят. Теория к тому же осуждала преступность, способствовала утверждению порядка в обществе.

Патриархальная теория возникновения государства

Этой теории придерживались в Древней Греции и Риме, она была распространена во времена средневекового абсолютизма и дошла до наших дней. Родоначальником можно считать Аристотеля, который считал, что государство – это естественная форма человеческой жизни. Вне государства человек осуществлять общение, деятельность не может. Человек – это общественное существо, он стремится объединится с себе подобными, образовать патриархальную семью. Когда таких семей создается множество, происходит образование государства. Аристотель приравнивал власть государства к отцовской власти.

Л.Филмер в абсолютистской Англии, ссылаясь на патриархальную теорию, доказывал то, что королевская власть была дана Адаму Богом, поэтому он не только отец человеческого рода, но и властелин.

Теория договорного появления государства

Теория тоже древняя. Древнегреческие софисты считали, что люди объединились на договорных началах для того, чтобы обеспечить справедливость. Эпикур провозглашал, что государство покоится на взаимном договоре.

Руссо считал, что договор – основа законной власти. Каждый, кто договаривается, должен подчиняться общей воле (государству), став его участником. Суверенитет принадлежит народу в целом, правитель уполномочен народом, он отчитывается перед ним и сменяется по его воле.

Учение Гегеля и теория завоевания

В начале XX века стала распространяться теория насилия (завоевания). Опираясь на исторические факты, основоположники теории считали войны и завоевания основой государства. Л.Гумплович утверждал, что все государства возникли при помощи актов насилия.

Ирригационная, органическая и марксистская теории происхождения государства

Органическая теория, сторонниками которой являются Спенсер, Вормс, утверждает, что государство сформировалось при естественном развитии. Государство появилось вместе с людьми и является творением сил природы.

Ленин говорил о государстве как об аппарате для применения насилия, поддержания господства одного класса над другим.

Центральным элементом политической системы выступает государство. В повседневной жизни термин "государство" отождествляется со страной или обществом.

В научной литературе существуют два основных значения этого термина:

1) государство трактуется как совокупность государственных учреждений, т. е. аппарат управления обществом;

2) как особый вид политико-правовой организации власти общества.

В политологии распространено второе определение. Государство понимается как организация политической власти, которая распространяется на всю территорию страны и её население и располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает самостоятельностью при решении внутренних и внешних проблем.

Существует несколько концепций происхождения государства:

1. Теологическая концепция объясняет возникновение государства, а также все его решения действиями и санкциями божественной воли.

2. Патриархальная концепция трактует власть правителя в государстве как власть отца в большой семье, а отношения между подданными и властителями - как семейные отношения. Отражением подобных взглядов стала, например, русская традиция называть правителя "царь-батюшка", "отец народа". Происхождение государства может рассматриваться как разрастание семьи до размеров государства.

3. Договорная концепция основывается на том, что возникновению государства предшествует естественное состояние общества и человека, характеризующееся неограниченной свободой. Только после заключения общественного договора безграничная свобода была введена в разумные рамки путем создания государства как организации, призванной обеспечить баланс различных общественных интересов, права и свободы личности.

4. Психологическая концепция исходит из того, что государство существует в силу наличия у человека психологических потребностей жить в рамках организованного сообщества, в чувстве необходимости коллективного взаимодействия.

5. Классовая (марксистская) концепция трактует государство классовым по происхождению (появляется вместе с разделением общества на классы) и по сущности (орган классового господства и орган угнетения одного класса другим).

6. Теория завоевания (насилия) рассматривает происхождение государства как результат завоевания сильными племенами слабых. Аналогичным образом трактуется и происхождение классовой эксплуатации.

7. Органическая теория проводит аналогию между государством и живым организмом как в структуре, так и в функциях.

8. Ирригационная теория связывает происхождение государства с необходимостью строительства крупных оросительных сооружений. Этот подход используется для объяснения истории ряда стран Востока.

Как показывают исследования историков и этнографов, не существует одной причины возникновения государства. Большинство приведенных теорий отражают определенные группы факторов, ставших причинами генезиса государства. Государство появляется в результате разложения родового строя, когда власть вождей обосабливается от общества. На этот процесс оказывали влияние разнообразные факторы: появление частной собственности и имущественного неравенства, рост численности и плотности населения, завоевание одних народов другими, потребности обороны, переход к оседлому образу жизни, общественное разделение труда и выделение управления в особый вид деятельности, потребности организации ирригационных работ.

ГОСУДАРСТВО КАК СУБЪЕКТ ПОЛИТИКИ

1. Концепции происхождения государства.

2. Признаки и сущность государства.

3. Функции государства.

4. Структура и формы государства.

5. Правовое и социальное государство.

6. Государство и гражданское общество.

Центральным элементом политической системы выступает государство. В повседневной жизни термин "государство" отождествляется со страной или обществом.

В научной литературе существуют два основных значения этого термина:




1) государство трактуется как совокупность государственных учреждений, т. е. аппарат управления обществом;

2) как особый вид политико-правовой организации власти общества.

В политологии распространено второе определение. Государство понимается как организация политической власти, которая распространяется на всю территорию страны и её население и располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает самостоятельностью при решении внутренних и внешних проблем.

Существует несколько концепций происхождения государства:

1. Теологическая концепция объясняет возникновение государства, а также все его решения действиями и санкциями божественной воли.

2. Патриархальная концепция трактует власть правителя в государстве как власть отца в большой семье, а отношения между подданными и властителями - как семейные отношения. Отражением подобных взглядов стала, например, русская традиция называть правителя "царь-батюшка", "отец народа". Происхождение государства может рассматриваться как разрастание семьи до размеров государства.

3. Договорная концепция основывается на том, что возникновению государства предшествует естественное состояние общества и человека, характеризующееся неограниченной свободой. Только после заключения общественного договора безграничная свобода была введена в разумные рамки путем создания государства как организации, призванной обеспечить баланс различных общественных интересов, права и свободы личности.

4. Психологическая концепция исходит из того, что государство существует в силу наличия у человека психологических потребностей жить в рамках организованного сообщества, в чувстве необходимости коллективного взаимодействия.

5. Классовая (марксистская) концепция трактует государство классовым по происхождению (появляется вместе с разделением общества на классы) и по сущности (орган классового господства и орган угнетения одного класса другим).

6. Теория завоевания (насилия) рассматривает происхождение государства как результат завоевания сильными племенами слабых. Аналогичным образом трактуется и происхождение классовой эксплуатации.

7. Органическая теория проводит аналогию между государством и живым организмом как в структуре, так и в функциях.

8. Ирригационная теория связывает происхождение государства с необходимостью строительства крупных оросительных сооружений. Этот подход используется для объяснения истории ряда стран Востока.

Как показывают исследования историков и этнографов, не существует одной причины возникновения государства. Большинство приведенных теорий отражают определенные группы факторов, ставших причинами генезиса государства. Государство появляется в результате разложения родового строя, когда власть вождей обосабливается от общества. На этот процесс оказывали влияние разнообразные факторы: появление частной собственности и имущественного неравенства, рост численности и плотности населения, завоевание одних народов другими, потребности обороны, переход к оседлому образу жизни, общественное разделение труда и выделение управления в особый вид деятельности, потребности организации ирригационных работ.

Существует очень много теорий происхождения государства. Множество научных взглядов вызвано сложностью предмета изучения, историческими особенностями развития общественного сознания и экономического строя (исторической эпохой), своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими и политическими установками и взглядами, разделяемыми авторами теорий, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами. Познавательную гносеологическую ценность изучения теорий происхождения государства и права трудно переоценить.

К основным теориям происхождения государства относят теологическую или божественную, патриархальную, договорную, органическую, психологическую, классовую, теорию насилия, экономическую и ирригационную.

Основные теории происхождения государства схема

Таблица основные теории происхождения государства

Когда, кем, где была разработана

Основная суть теории происхождения государства

1. Теологическая теория (также религиозная или божественная)

Теологическая теория господствовала в средние века. В настоящее время распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Сау­довская Аравия и других) носит официальный характер. Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы христианские философы и богословы (Фома Аквинский — 1225 – 1274 XIIIв., Аврелий Августин (Блаженный - 354 - 430н.э.), идеологии ислама и современной католической церкви (неотомисты — Жак Маритен, Мерсье и др.).

Суть в том, что, государство возникло по воле Бога. Следовательно, государство, его институты, власть:

— вечны, незыблемы и святы;

— их возникновение и упразднение не зависит от человека;

— являются выразителями воли Бога на земле.

Теологическая теория призывает:

— принять государство и власть как данность, полученную свыше;

— признать власть монархов святой и происходящей от Бога

— полностью и во всем подчиняться власти - небесной; не пытаться изменить установленный Богом порядок.

— способствует укреплению гражданского согласия в обществе, усилению духовности;

— препятствует насилию, революциям и гражданским войнам, переделу власти и собственности.

Недостаток теории в том, что она основана на вере (в Бога), а не на проверенном научном знании, то есть ненаучна. Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть.

2. Патриархальная теория происхождения государства

Основоположником патриархальной теории считается древнегреческий философ Аристотель (384- 322 до н.э.).

В Китае эту теорию государства как большой семьи развил Конфуций (551 - 479гг. до н.э.).

В более современную эпоху ее развили Филмер и Михайловский.

Суть патриархальной теории в том, что, по мнению ее авторов, государство возникает по модели семьи (то есть, государство - своеобразная "большая семья", состоящая из множества обычных семей). Следовательно, власть правителя (короля) является продолжением отцовской власти в семьею.

Согласно патриархальной теории:

— монарх является отцом всего народа;

— благосостояние общества невозможно без королевской (отцовской) заботы;

— король действует во благо подданных, охраняет и защищает их (как отец членов семьи);

— власть короля (отца) ничем не ограничена и незыблема;

— подданные обязаны чтить короля и подчиняться ему, как члены семьи отцу.

— способствует сплочению общества; уважению, почитанию государственной власти;

— культивирует дух родства, братства, взаимосвязанности членов общества (как членов семьи).

Прямое отождествление государства и семьи, власти монарха и отца.

3. Договорная теория

Теория общественного договора или естественно-правовая была сформулирована в работах раннебуржуазных мыслителей и получила распространение в XVII - XVIIIвв.

Ее авторами и сторонниками в разное время являлись:

Гуго Гроций (1583 - 1646гг.) - голландский мыслитель и правовед;

Джон Локк (1632 - 1704), Томас Гоббс (1588 - 1679) - английские философы;

Шарль-Луи Монтескье (1689 - 1755), Дени Дидро (1713 -1783), Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) - французские философы - просветители;

РадищевА.Н. (1749 - 1802гг.) - русский философ и писатель-революционер.

Суть естественно-правовой теории в том, что, по мнению ее авторов, в основе государства лежит так называемый "общественный договор", который состоит в следующем:

— чтобы этого не случилось, люди заключили "общественный договор", в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания;

— в результате был создан институт согласования интересов, совместной жизни, взаимной защиты - государство.

1) сделан шаг к созданию гражданского общества;

2) фактически выдвинут принцип народного суверенитета ~ власть производна от народа и принадлежит народу;

3) государственные структуры, власть существуют не сами по себе, а должны выражать интересы народа, быть у него на службе;

= теория, демократичная по своей сути, подготовила почву возникновению республик - как альтернативы реакционным монархиям XVII - XVIII вв.;

= согласно теории государство и народ имеют взаимные обязательства - народ соблюдает законы, платит налоги, выполняет воинскую и другие повинности; государство регулирует отношения между людьми, наказывает преступников, создает условия для жизни и деятельности людей, защищает от внешней опасности;

— "общественный договор" - скорее идеал, чем реальная действительность; зачастую государства возникали другими путями - войнами, насилием и при наличии иных условий;

— ни одно государство не возникло на основе договора между гражданами (подданными) и правителями;

— сам по себе общественный договор между всеми членами общества маловероятен в силу различия интересов и слишком большого числа жителей государства, физически неспособных знать и учитывать интересы друг друга;

— общество воспринимается одномерно, как единое целое, в то время как в реальной действительности оно разделено на различные группы - классы, сословия, страты, общины, как правило, имеющие разные интересы и враждебные друг другу.

4. Органическая теория происхождения государства

Органическая теория возникновения государства была выдвинута во второй половине XIX века английским философом и социологом Гербертом Спенсером (1820 - 1903гг.), а также учеными Вормсом и Прейсом, Блюнчли.

Эта теория возникла в XIXв. в связи с успехами естествознания, хотя некоторые подобные идеи высказывались значительно раньше. Так, некоторые древнегреческие мыслители, в том числе Платон (IV—IIIвв. до н.э.) сравнивали государство с организмом, а законы государства — с про­цессами человеческой психики.

Суть органической теории в том, что государство возникает и развивается подобно биологическому организму:

— люди образуют государство, как клетки - живой организм;

— государственные институты подобны частям организма: правители - головному мозгу, коммуникации (почта, транспорт) и финансы - кровеносной системе, которая обеспечивает деятельность организма, рабочие и крестьяне (производители) – рукам, низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы — внешние (оборона, нападение) и т.д.;

— между государствами, как в живой среде, идет конкуренция, и в результате естественного отбора выживают самые приспособленные

— восприятие государства как единого целого, целостного и взаимосвязанного организма;

— признание роли конкуренции государств в совершенствовании их внутреннего механизма;

— прямое проецирование биологических законов на жизнь общества;

— сильное влияние дарвинизма;

— отождествление государства с биологическим организмом, в то время как оно является организмом социальным.

Когда, кем, где была разработана

Основная суть теории происхождения государства

5. Психологическая теория

Основоположником психологической теории возникновения государства считается польско-российский юрист и социолог ПетражицкийЛ.И. (1867 - 1931гг.).

Также данную теорию разрабатывали 3игмунд Фрейд и Габоиель Тард.

Согласно мнению сторонников психологической теории государство возникло благодаря особым свойствам психики человека.

Под этими свойствами подразумеваются:

— желание большинства населения быть защищенными и подчиняться более сильным;

— желание сильных индивидуумов общества повелевать над другими людьми;

— способность сильных личностей оказать психологическое воздействие на массы и подчинить их своей воле;

Достоинства психологической теории: отчасти она справедлива. Стремление к общению, доминированию, подчинению действительно свойственны человеческой психике и вполне могли оказать влияние на процессе образования государства.

Недостатки психологической теории: данная теория не учитывает другие факторы, благодаря которым возникло государство, - 'социальные, экономические, политические и другие.

6. Теория насилия

Теория насилия как главного фактора возникновения государства выдвигалась различными авторами на протяжении столетий. Одним из первых ее выдвинул Шан Ян (390 - 338 до н.э.) - китайский политик.

Данную теорию разрабатывали: Евгений Дюринг (1833 - 1921) - немецкий философ;

Людвиг Гумплович (1838 - 1909) - австрийский правовед и социолог;

Карл Каутский (1854 - 1938).

Причину происхождения и основу политической власти и государства они видели не в экономических отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими.

Насилие выражалось, как правило, в присвоении материальных благ и средств производства сильным (вооруженным) меньшинством:

— сбор дани дружинниками;

— расширение подвластных королю (феодалу) территорий;

Для поддержания установленного порядка также требовалось насилие (чиновники, армия и т. д.), и возникла необходимость создания "охранительного аппарата" завоеванных благ.

В пользу теории насилия говорит то, что оно (насилие) действительно является одним из основных факторов, на которых основывается государство. Например: сбор налогов; правоохранительная деятельность; комплектование вооруженных сил.

Многие иные формы государственной деятельности подкреплены принудительной силой государства (иначе говоря - насилием) в том случае, если данные обязанности не исполняются добровольно.

Недостатком теории насилия является то, что насилие (при его важной роли) было не единственным фактором, повлиявшим на возникновение государства. Для того чтобы могло возникнуть государство, необходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы со­держать государственный аппарат.

7. Ирригационная

Суть ее в том, что государство возникло в целях коллективного ведения земледелия в долинах крупных рек путем эффек­тивного использования их вод (ирригация).

В подтверждение данной теории говорит тот факт, что первые государства возникли в долинах крупных рек (Египет - в долине Нила, Китай - в долинах Хуанхэ и Янцзы) и имели в своем появлении ирригационную основу.

Против теории говорит то, что она не объясняет причину появления государств, расположенных не в долинах рек (например: горных, степных и так далее).

8. Экономическая теория происхождения государства

Платон (428 или 427 — 348 или 347 до н.э.), Анри Сен-Симон (1760-1825)

Возникновение экономической теории обычно связывают с именами Карл Маркса и Фридрих Энгельса, нередко забывая их предшественников, таких, как Льюис Морган.

Истоки данной теории восходят к взглядам Платона, объяснявшего причины появления государства общественным разделением труда.

Смысл этой теории в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения общества, которые также представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права.

— выражена действительная связь права с экономикой и политикой.

— право понимается как надстройка над экономическим базисом, отражающая волю господствующего класса.

Не учитывает влияние других факторов на право (например, общественного сознания).

9. Классовая теория

Карл Маркс (1818 —1883) и Фридрих Энгельс (1820 —1895).

Теория получила развитие в трудах Владимира Ленина (1870—1924).

Согласно марксистской концепции государство возникло прежде всего в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Именно этими экономическими изменениями был взорван родовой строй и заменён государством.

Во-первых, справедливо подчёркивается, что материальные условия жизни общества играют в жизни людей очень важную роль и что изменение форм трудовой деятельности, ведения хозяйства, собственности, общественное разделение труда и др. повлияли на появление государства.

Во-вторых, верно замечено, что с развитием общества и переходом его от присвоения продуктов природы к их производству, происходит дифференциация людей по имущественному признаку.

Во-первых, не только экономические изменения, происшедшие в недрах первобытного общества, повлияли на образование государства. На образование государственности оказали воздействие также политические, военные, идеологические (религиозные) и психологические факторы.

Во-вторых, государство защищало не только интересы имущего класса, но в той или иной мере охраняло интересы всех проживающих на его территории.


1. Основные теории происхождения государства

Основными теориями происхождения государства принято считать следующие.

1. Теологическую теорию . Это теория о божественном начале в происхождении государства. Согласно данной концепции государство было создано и существует в современном мире по воле Бога, при этом право считается божественной волей. Таким образом, считалось, что власть церкви имеет более высокое положение, находится над светской властью, монарх при вступлении на престол освящался церковью, почитался представителем Бога на земле.

2 . Патриархальную теорию . Согласно данной теории государство произошло в результате исторического развития семьи. Разросшаяся семья превратилась в государство. Поэтому монарх приходится отцом (патриархом) всем своим подданным, которые обязаны его слушаться и относиться к нему с большим почтением. Обязанность же монарха – забота о своих подданных и справедливое управление ими.

3. Договорную теори ю . По этой теории государство является продуктом человеческого разума, но не проявлением воли Бога. В результате государство возникло вследствие заключения людьми общественного договора между собой, для того чтобы обеспечить общую пользу и интересы. Если же будут нарушены или не выполнены условия общественного договора, то народ вправе расторгнуть его, причем даже через революцию.

4. Материалистическую теорию . В соответствии с этой теорией образование государства стало результатом трансформации общества под действием социально-экономических причин.

5. Психологическую теорию . Данная теория состоит в том, что возникновение государства связывается с особенными свойствами человеческой психики, а именно с тягой к власти одних над другими и потребностью одних подчиняться другим.

6. Теорию нас илия. Сторонники теории насилия считают, что государство возникло как результат насилия, через завоевания более слабых и беззащитных народов более сильными и организованными племенами. Представители теории насилия: Е. Дюринг, К. Каутский и др.

7. Патримониальную теор ию. Согласно патримониальной теории государство образовалось от права собственности на землю и права владения ей теми лицами, которые проживают на этой земле. Сторонник патримониальной теории – А. Галлер.

8. Органическую теорию . Сторонники органической теории считали, что государство появилось и развивалось дальше как биологический организм. Представители органической теории: Г. Спенсер, А.Э. Вормс и др.

Читайте также: