Комплексный подход ананьева кратко

Обновлено: 04.07.2024

Понятие о психике

Психика – свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом реального мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

1)психика – это свойство только живой материи. Причём не просто живой, а высокоорганизованной живой материи. Не вся живая материя обладает этим свойство, а лишь та, которая обладает специфическими органами, обусловливающими возможность существования психики.

2)главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир. Высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, обладает способностью получения информации об окружающем её мире.

3)получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, что в целом определяет возможность относительно длительного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания. Следовательно, живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменение внешней среды или на воздействия объектов окружающей среды.

Понятие о психике

Психика – свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом реального мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

1)психика – это свойство только живой материи. Причём не просто живой, а высокоорганизованной живой материи. Не вся живая материя обладает этим свойство, а лишь та, которая обладает специфическими органами, обусловливающими возможность существования психики.

2)главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир. Высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, обладает способностью получения информации об окружающем её мире.

3)получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, что в целом определяет возможность относительно длительного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания. Следовательно, живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменение внешней среды или на воздействия объектов окружающей среды.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Ананьев выступал за целостный подход к проблемам психики, отразившийся в его исследованиях системного характера чувственного познания, прежде всего в исследованиях восприятия пространства и времени. На основе анализа методологии и истории развития психологии он доказывал необходимость комплексного изучения психики, разрабатывал принцип междисциплинарного подхода к проблеме человека. В основу его программы была положена идея об индивидуальности как системе, интегрирующей разноуровневые свойства индивида, личности и субъекта

Основные задачи, решаемые данной концепцией:

1)Исследование человека как целого, как индивидуальности;

2)Исследование структуры личности;

Исследование онтогенеза индивидуальности.

Концепция построена на теоретических и экспериментальных исследованиях индивидуального развития человека в системе синтетического человекознания. По Ананьеву человеческая эволюция – это единый процесс во всей множественности его состояний и свойств, детерминированный историческими условиями жизни человека в обществе.

Структура личности строится одновременно по субординационному принципу соподчинения более общих свойств элементарным, частным социальным и психофизиологическим свойствам и координационному принципу, при котором взаимодействие коррелируемых свойств сочетается с их относительной автономией (например, система ценностных ориентации, установок).

Комплексный подход позволил ему пересмотреть исследования детского развития, включив их в общую картину целостного жизненного цикла человека. Взаимовлиянием онтогенетического и биографического развития объясняются, по его мнению, многие закономерности психического становления.

Он также одним из первых начал изучение проблем зрелости и старения. В исследованиях, проводимых Ананьевым и его коллегами, были получены данные о гетерохронности и неравномерности психического развития, особенностях протекания психических процессов в период зрелости. Тем самым было положено начало психологической акмеологии в нашей стране.

Билет-21 Вопрос 2 (55)

Исследования методологических проблем психологии С.Л.Рубинштейна.

Методологические проблемы были и в центре внимания С.Л.Рубинштейна (1889-1960). В работах Рубинштейна обращает на себя внимание прежде всего нетрадиционная для советской психологии исследовательская позиция - позиция философа.

В центре его концепции оказались проблемы гносеологии, познания мира. В этом позиция Рубинштейна сближается с позициями психологов прежних лет - Лопатина, Троицкого, Грота, Шпета, для которых также главными оставались философские проблемы бытия и свободы человеческой личности. Рубинштейна волнуют проблемы метода и объективности психологических исследований, места психологии в системе научного знания.

Оценивая кризисную ситуацию в мировой психологии, Рубинштейн подчеркивал, что этот методологический кризис связан с приверженностью большинства психологов той концепции сознания, которую он назвал декарто-локковской, поскольку сознание неизменно трактовалось как область, открытая только для переживаний субъекта, способного к рефлексии. В противовес этому он выдвинул принцип единства сознания и деятельности. Тем самым сознаниевключается в контекст жизненных связей человека с объективным миром, причем основу этих связей образует деятельность, посредством которой человек, изменяя мир, изменяется сам.

Он одним из первых в советской, марксистской психологии начал говорить о проблеме личности. Попытки определить эту категорию с точки зрения психологии он делал и в более ранних работах, но, естественно, в то время он не мог дать глубинное определение личности, говоря главным образом о способностях человека, его характере, но не об интегративной характеристике личности как единого целого. Путь к исследованию целостной личности Рубинштейн нашел в изучении деятельности, в данном случае - в исследовании творческой деятельности личности.

Рубинштейн подчеркивал, что объективность заключается не в одинаковости личного знания для всех (это и невозможно, знание по природе своей субъективно), а в том, что это знание представляет собой завершенное целое, и в этой завершенности и целостности и проявляется его объективность. Субъективность не противоречит истинности, любое человеческое знание субъективно в силу активности познающего субъекта. Рубинштейн говорит об объективности внутреннего мира личности, его духовного строя, связывая это также с активной деятельностью человека, но уже не столько познающего, сколько творящего этот мир.

Идеи Рубинштейна прочно вошли в методологический фондотечественной психологии. Они остаются для нас источником познания, являясь продолжением личности ученого и объективируясь в его творчестве.

Билет-22 Вопрос 2 (56)

Московская психологическая школа.

60-80е годы ХХв. – развитие школ отечественной психологии. Основателем отечественной психологии и основоположником московской психологической школы по праву считается Выготский Лев Семенович(1896 – 1934). Он одним из первых обосновал диалектико-материалистический подход к психологии: Культурно-исторический подход, теорию ВПФ, экспериментально-генетический метод исследования. Направления Московсой школы (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, А.Р.Лурия, П.Я. Гальперин, Б.М.Теплов, Е.Н.Соколов, Б.В. Зейгарник и др.) отличаются между собой проблематикой, основными понятиями, но вместе с тем, их базовые позиции связаны с идеями культурно-исторической психологии Л.С. Выготского, которые развиваются в деятельностном ключе.

Основные идеи Московской школы:положение об историко-материалистическом подходе, носящем название в психологии "теория деятельности", исходный метод - метод анализа предметной деятельности, центре внимания – личность – индивидуальный подход.

Билет-23 Вопрос 2 (57)

Деятельностный подход А.Н.Леонтьева.

Глубокое влияние на Леонтьева оказала встреча с Л. С. Выготским. Их совместная деятельность, дискуссии, работа по экспериментальному исследованию памяти сформировали когнитивный стиль научной школы, которая сохранилась и после смерти Выготского. Однако в собственных работах Леонтьев обратился к иной проблематике. к вопросу о связи сознания и предметной, практической деятельности.

В 1930 г. Леонтьев создал в Харькове (тогдашней столице Украины) собственную научную школу, центральным для которой стало понятие деятельность. В этот же период, ключевой для Леонтьева, он начал изучать проблему развития психики. Он стремился, используя данные биологических наук, проследить этапы эволюционного процесса, переходя от вопроса о генезисе психики к сменяющим друг друга ступеням ее эволюции в животном мире и к факторам, определяющим появление и формирование сознания.

Целью его исследований стала разработка структурного анализа деятельности, выделение в ней компонентов и уровней, которые образуют систему, функционирующую как целое. Особое место он отводил связи между строением деятельности и строением сознания. Раскрывая суть различий между значением и смыслом, Леонтьев выявил и различия между объективным опытом, накопленным в процессе общественного развития и запечатленным в слове, и личностным смыслом тех событий, которые переживаются субъектом.

Огромное значение для развития психологии имела деятельность Леонтьева на посту декана факультета психологии Московского университета - факультета, в буквальном смысле возрожденного им. Он взял на себя задачу передать новому поколению традиции объективного психологического исследования, коллективного творчества, уважительного отношения к младшим коллегам.

Методы, используемые в научных психологических исследованиях, как и многие явления объективного мира, могут быть классифицированы по различным основаниям. Классификация методов научного исследования призвана облегчить психологу-исследователю разработку методологии, наиболее подходящей для решения его задач.

Классификация, предложенная известным советским психологом Борисом Герасимовичем Ананьевым (1907-1972), является наиболее продуктивной и поэтому наиболее широко используемой в психологии в целом и в психологии образования в частности. Он выделил четыре группы методов:

  1. организационные методы. В эту группу входят сравнительные, продольные и комплексные методы.
  2. эмпирические методы. В психологии к этой группе относятся, помимо традиционных для большинства наук методов наблюдения и эксперимента, многочисленные психодиагностические методы (интервью, анкеты, тесты и т.д.); метод экспертных оценок, метод анализа процессов и оценки продуктов деятельности (праксиметрические методы), биографический метод.
  3. методы обработки данных. Они включают количественные (статистические) и качественные (дифференциация материала на группы, его анализ) методы.
  4. методы интерпретации. В эту группу входят генетические (анализ материала с точки зрения развития, выделение отдельных стадий, этапов, критических моментов и т.д.) и структурные (выявление взаимосвязи между всеми чертами личности) методы.
    Ниже мы кратко охарактеризуем методы, входящие в каждую из выделенных групп, и проиллюстрируем описание примерами исследований из психологии образования.
    Содержание понятия интегрированного метода можно трактовать очень широко — и как комплекс, включающий сочетание различных стратегий организации исследования, и как исследование, ориентированное на рассмотрение объекта с точки зрения разных наук или разных точек зрения. Использование комплексного метода позволяет уменьшить недостатки использования отдельных методов.

По словам Б. С. Мейлаха, эта попытка комплексного подхода способствовала как интеграции и дифференциации дисциплин, участвующих в этих исследованиях, так и их обогащению. Однако со временем нельзя сказать, что участники этого процесса осознали свои собственные роли и задачи в общем движении к междисциплинарности и системности.

Комплексный метод исследования - Комплексный подход

Комплексный подход

Комплексный подход — это направление, рассматривающее объект исследования как совокупность компонентов, которые изучаются с помощью соответствующего набора методов. Компонентами могут быть как относительно однородные части целого, так и его разнородные стороны, характеризующие изучаемый объект в различных аспектах. Часто комплексный подход предполагает изучение сложного объекта методами комплекса наук, то есть организацию междисциплинарных исследований. Очевидно, что комплексный подход также подразумевает применение в той или иной степени всех предыдущих методов интерпретации.

Показательным примером реализации комплексного подхода в науке является концепция познания человека, согласно которой человек как наиболее сложный объект изучения является предметом согласованного изучения большого комплекса наук. В психологии эта идея о сложности изучения человека была четко сформулирована Б.Г. Ананьевым. Г. Ананьев. Человек рассматривается одновременно как представитель биологического вида homo sapiens (индивид), как носитель сознания и активный элемент познавательной и изменяющей действительность деятельности (субъект), как субъект социальных отношений (личность) и как уникальное единство социально значимых биологических, социальных и психологических характеристик (индивидуальность). Такой взгляд на человека позволяет изучать его психологическое содержание в планах: субординационном (иерархическом) и координационном. В первом случае психические явления рассматриваются как системы равного ранга: более сложные и общие подчиняются и включают в себя более простые и элементарные. Во втором случае психические явления рассматриваются как относительно автономные сущности, но тесно взаимосвязанные и взаимодействующие друг с другом. Такой всеобъемлющий и сбалансированный взгляд на человека и его психику фактически уже связан с системным подходом.
Системный подход — это методологическое направление в изучении реальности, которое рассматривает каждый фрагмент как систему.

Системно-ориентированный подход

Однако свойства системы не сводятся к сумме свойств элементов. Система как целое синтезирует (объединяет и обобщает) свойства частей и элементов, в результате чего она обладает свойствами более высокого уровня организации, которые во взаимодействии с другими системами могут быть представлены как ее функции. Каждая система может рассматриваться, с одной стороны, как совокупность более простых (малых) подсистем со своими собственными свойствами и функциями, а с другой стороны, как подсистема более сложных (больших) систем. Например, каждый живой организм представляет собой систему органов, тканей и клеток. Он также является элементом соответствующей популяции, которая, в свою очередь, является подсистемой животного или растительного мира и т.д.
Исследование систем проводится с помощью системного анализа и синтеза. В процессе анализа система выделяется из окружающей среды, определяется ее состав (набор элементов), структура, функции, интегральные свойства и характеристики, системообразующие факторы, связи с окружающей средой. В процессе синтеза создается модель реальной системы, повышается уровень обобщения и абстракции описания системы, определяется полнота ее состава и структур, закономерности ее развития и поведения.

Описания объектов как систем, то есть системные описания, выполняют те же функции, что и все остальные научные описания: объяснительную и предсказательную. Но что более важно, описания систем выполняют функцию интеграции знаний об объектах.

Системный подход в психологии позволяет выявить общность психологических явлений с другими явлениями действительности. Это позволяет обогатить психологию идеями, фактами и методами из других наук и, наоборот, привнести психологические данные в другие области знаний. Это позволяет интегрировать и систематизировать психологические знания, устранить избыточность в накопленной информации, сократить объем и повысить четкость описаний, уменьшить субъективизм в интерпретации психологических явлений. Она помогает выявить пробелы в знаниях об определенных объектах, обнаружить их неполноту, определить задачи для дальнейшего исследования, а иногда и предсказать свойства объектов, о которых не хватает информации, путем экстраполяции и интерполяции имеющейся информации.

В учебной деятельности систематические методы описания позволяют более ярко и адекватно представить учебную информацию для восприятия и запоминания, более целостно представить обсуждаемые объекты и явления и, наконец, перейти от индуктивного к дедуктивно-индуктивному представлению психологии.

Предыдущие подходы являются органическими компонентами системного подхода. Иногда их даже считают его разновидностями. Некоторые авторы относят эти подходы к соответствующим уровням человеческих качеств, составляющих предмет психологического исследования.

В настоящее время большинство научных исследований проводится в рамках системного подхода. Системный подход наиболее подробно рассматривается в психологии в следующих работах.

Функциональные и комплексные методы интерпретации данных

Методы, используемые в научных психологических исследованиях, как и многие явления объективного мира, могут быть классифицированы по целому ряду причин. Классификация методов научного исследования призвана помочь психологу-исследователю разработать методологию, наиболее соответствующую его задачам.

Классификация, предложенная известным советским психологом Борисом Герасимовичем Ананьевым (1907-1972), является наиболее продуктивной и поэтому наиболее широко используемой в психологии в целом и в психологии образования в частности. Он выделил четыре группы методов:

  1. организационные методы. В эту группу входят сравнительные, продольные и комплексные методы.
  2. эмпирические методы. В психологии к этой группе относятся, помимо традиционных для большинства наук методов наблюдения и эксперимента, многочисленные психодиагностические методы (интервью, анкеты, тесты и т.д.); метод экспертных оценок, метод анализа процессов и оценки продуктов деятельности (праксиметрические методы), биографический метод.
  3. методы обработки данных. К ним относятся количественные (статистические) и качественные (дифференциация материала на группы, его анализ) методы.
  4. методы интерпретации. В эту группу входят генетические (анализ материала с точки зрения развития с выделением отдельных стадий, этапов, критических моментов и т.д.) и структурные (выявление взаимосвязи между всеми чертами личности) методы.
    Интерпретация обеспечивает основные функции науки: описательную, объяснительную, предсказательную

Таким образом, интерпретация и обобщение результатов исследования означает поиск ответа на поставленный вопрос: Как это произошло и почему?

Различают следующие методы интерпретации (подходы):

  1. генетика.
  2. структурный.
  3. функциональный.
  4. всеобъемлющий.
  5. системный.

Функциональный метод направлен на выявление и изучение функций объектов (явлений). Функциональный подход в основном интересуется отношениями изучаемого объекта с окружающей средой. Он предполагает принцип саморегуляции и поддержания баланса объектов реальности (в том числе психики и ее носителей).

Комплексный метод — это направление, рассматривающее объект исследования как совокупность компонентов, подлежащих изучению с помощью соответствующего набора методов. Компонентами могут быть относительно однородные части целого или его разнородные стороны, характеризующие изучаемый объект с разных сторон. Часто комплексный подход предполагает изучение сложного объекта методами комплекса наук, то есть организацию междисциплинарных исследований. Очевидно, что комплексный подход подразумевает использование в той или иной степени всех предыдущих методов интерпретации.

Показательным примером реализации комплексного подхода в науке является концепция гуманитарного знания, согласно которой человек как наиболее сложный объект изучения является объектом согласованного изучения большого комплекса наук. В психологии эта идея комплексности в изучении человека была четко сформулирована Б.Г. Ананьевым. Человек рассматривается одновременно как представитель биологического вида Homo sapiens (индивид), как носитель сознания и активный элемент познавательной и изменяющей действительность деятельности (субъект), как субъект социальных отношений (личность) и как уникальное единство социально значимых биологических, социальных и психологических характеристик (индивидуальность). Такой всеобъемлющий и сбалансированный взгляд на человека и его психику фактически уже связан с системным подходом.

Комплексные методы исследования толерантности

Метод — это совокупность мыслительных операций (разновидность техники мышления) и физических действий, выполняемых в ходе научно-практического исследования для достижения результата.

Методы делятся на общенаучные, которые присущи всем наукам, и конкретно-научные, которые используются в рамках отдельных наук. Общенаучные методы включают наблюдение, сравнение, эксперимент, анализ, формализацию, абстрагирование и т.д. Научный инструментарий, исследовательский подход или исследовательский аппарат — это способы, методы и средства, используемые для достижения поставленной цели. Любой из инструментов экономического анализа можно назвать методом в строгом смысле этого слова.

Врожденная доброта является естественной основой толерантности.

В модуле представлены методы изучения толерантности, разработанные на основе комплексного подхода. В структуру каждой методики входит не только оценка уровня толерантности, но и показатели идентичности, личностных качеств, реакции на культурный шок и т.д. Основной методологический принцип изучения толерантности заключается в сочетании исследования толерантности с другими социально-психологическими и этнопсихологическими явлениями.

Окончательный вариант методики исследования был сформирован на основе представлений о культурном шоке как отражении культурных различий, найденных в учебнике Ч. Морриса (Morris, 1993). Методологическая процедура, описанная Моррисом, также может быть использована для разработки ассимиляторов культуры. Кроме того, эта техника может быть использована для изучения особого психологического состояния, возникающего при столкновении с другой субкультурой. Например, при знакомстве с корпоративной культурой организации или при попытке наладить отношения с людьми другого поколения, пола, профессии, политической ориентации или религиозной конфессии.

Первоначальная версия методики была разработана для изучения культурного шока, испытываемого американскими студентами во время пребывания в России. Помимо пола и возраста, студентов попросили указать страны, которые они посетили. Предполагалось, что эта информация позволит сделать выводы о богатстве кросс-культурного опыта.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Б.Г.Ананьев (1907-1972) закложил основы комплексного исследования человека, его психофизической природы, его отношений с миром.

Ананьев выступал за целостный подход к проблемам психики, отразившийся в его исследованиях системного характера чувственного познания, прежде всего в исследованиях восприятия пространства и времени. На основе анализа методологии и истории развития психологии он доказывал необходимость комплексного изучения психики, разрабатывал принцип междисциплинарного подхода к проблеме человека. В основу его программы была положена идея об индивидуальности как системе, интегрирующей разноуровневые свойства индивида, личности и субъекта

Основные задачи, решаемые данной концепцией:

1)Исследование человека как целого, как индивидуальности;

2)Исследование структуры личности;

3) Исследование онтогенеза индивидуальности.

Концепция построена на теоретических и экспериментальных исследованиях индивидуального развития человека в системе синтетического человекознания. По Ананьеву человеческая эволюция – это единый процесс во всей множественности его состояний и свойств, детерминированный историческими условиями жизни человека в обществе.

Структура личности строится одновременно по субординационному принципу соподчинения более общих свойств элементарным, частным социальным и психофизиологическим свойствам и координационному принципу, при котором взаимодействие коррелируемых свойств сочетается с их относительной автономией (например, система ценностных ориентации, установок).

Комплексный подход позволил ему пересмотреть исследования детского развития, включив их в общую картину целостного жизненного цикла человека. Взаимовлиянием онтогенетического и биографического развития объясняются, по его мнению, многие закономерности психического становления.

Он также одним из первых начал изучение проблем зрелости и старения. В исследованиях, проводимых Ананьевым и его коллегами, были получены данные о гетерохронности и неравномерности психического развития, особенностях протекания психических процессов в период зрелости. Тем самым было положено начало психологической акмеологии в нашей стране.

68.Концепция поэтапного формирования умственных действий п.Я. Гальперина.

П. Я. Гальперин (1902—1988) отметил неразработанность в теории деятельности процессуального, операционального содержания деятельности и сделал его предметом своих исследований, составивших одну из общепсихологических концепций советской психологии — учение о поэтапном формировании умственных действий и понятий. В соответствии с пониманием П. Я. Гальперина, психика во всем диапазоне ее форм — прзнавательных процессов, от восприятия до мышления включительно, потребностей, чувств, воли, по своей жизненной функции — есть ориентировочная деятельность субъекта в проблемных ситуациях на основе образа. Предметом психологии является ориентировочная деятельность субъекта. На основе такого понимания предмета психологии было разработано учение об эволюции психики. Согласно этому учению, психика возникает в ситуации подвижной жизни для ориентировки в предметном поле на основе образа и осуществляется с помощью действий в плане этого образа.

Адекватным методом исследования психики как ориентировочной деятельности становится формирующий эксперимент. Если ограничиться только наблюдением за тем, на что и как ориентируется субъект деятельности, нельзя установить все содержание процесса ориентировочной деятельности, и, следовательно, объективное изучение психики таким путем будет крайне несовершенным. Основным методом исследования психики как ориентировочной деятельности становится изучение ее формирования.

Связь концепции П. Я. Гальперина с практикой заложена в самих основах его теории. На основе теории планомерного формирования решаются задачи школьного обучения, а также обучения в системе высшего, профессионального, специального образования, в системе спортивной, военной подготовки и др. Метод формирующего эксперимента применительно к задачам обучения и воспитания углубленно разрабатывается также В. В. Давыдовым и другими психологами.

Читайте также: