Комплекс релаксационно респираторной гимнастики алгоритм кратко

Обновлено: 05.07.2024

Понятие лечебной физической культуры. Восстановительная лечебная физическая культура после перенесенной пневмонии. Физические упражнения как средство лечения различных заболеваний в профилактических целях. Классификация специальной гимнастики и массаж.

Рубрика Спорт и туризм
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 16.06.2013
Размер файла 33,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Лечебная физическая культура при заболеваниях дыхательного аппарата

1. Общие исторические данные

Физические упражнения как средство лечения различных заболеваний и в профилактических целях использовались уже на ранних стадиях существования человека. На это указывают памятники материальной культуры древних народов, эпос, развитие народной медицины.

Самые ранние рукописи (2000 - 3000 лет до н.э.), в которых излагались вопросы, связанные с лечебным действием движений, найдены в Китае. В них упоминается об использовании дыхательных упражнений, пассивных движений, упражнений в сопротивлении, массажа. Эти средства лечения применялись при болезнях органов дыхания и кровообращения, хирургических заболеваниях (вывихах, переломах, искривлениях позвоночного столба). В Древнем Китае имелись врачебно-гимнастические школы, где наряду с обучением лечебной гимнастике и массажу эти средства практически применяли во время лечения больных. О лечебной гимнастике упоминается и в письменных находках Индии. В священных индусских книгах Веды (1800 лет до н.э.) были обнаружены упоминания о роли пассивных, активных и дыхательных упражнений, а также массажа в лечении различных заболеваний.

Зарождение лечебной гимнастики, ее распространение следует рассматривать в связи с развитием общественно-экономических формаций, культуры общества, биологических и медицинских наук.

В Древней Греции медицина в меньшей мере находилась под влиянием религии. Развивались естествознание, медицина, использовалась лечебная гимнастика. Наряду с врачами-жрецами там были светские врачи, которые готовились в специальных школах. Учителя гимнастики Иккус и Геродикус (V в. до н.э.) использовали для лечения пешеходные прогулки, бег, гимнастику. Знаменитый греческий врач, отец медицины Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) большую роль в лечении болезней отводил физическим упражнениям, указывая, что лечебная гимнастика должна носить строго индивидуальный характер. В своих книгах Гиппократ приводит методику применения лечебной гимнастики при болезнях сердца, легких, желудочно-кишечного тракта.

Авторитет Авиценны был очень велик, его книги переводились на многие языки мира, а с XII по XVII век использовались как руководство по медицине в европейских университетах.

В конце XIX - начале XX вв. появляются методики лечебной гимнастики при различных заболеваниях сердечно-сосудистой системы (Шотт), органов дыхания (Гофбауэр), сколиозах (Клапп). Большое значение в обосновании применения физических упражнений с лечебной целью имели работы Лагранжа.

В настоящее время лечебная физическая культура получила большое развитие. Особенно выросло техническое оборудование кабинетов лечебной гимнастики и бассейнов, однако возможности использования лечебной физической культуры, остаются все же ограниченными. Дороговизна лечения делает его недоступным для широких кругов населения.

2. Понятие лечебной физической культуры. Особенности метода ЛФК, принципы, средства и формы ЛФК

Лечебная физическая культура (ЛФК) - метод, использующий средства физической культуры, прежде всего физические упражнения, с целью лечения и реабилитации больных, восстановления здоровья и профилактики заболеваний.

Применять физические упражнения с лечебной целью в России стали в XVI-XVII вв., часто в комплексе с простейшими физиотерапевтическими процедурами. В разработке теоретических и практических аспектов ЛФК значительную роль сыграли такие известные ученые и клиницисты, как С.Г. Забелин, М.Я. Мудров, С.П. Боткин, Н.И. Пирогов, Г.А. Захарьин, А.А. Остроумов, П.Ф. Лесгафт и др. На развитие современной лечебной физкультуры наибольшее влияние оказали З.П. Соловьев, Н.А. Семашко, В.Н. Мошков, В.В. Гориневский, И.М. Саркизов-Серазини, В.К. Добровольский, В.А. Епифанов и многие другие. Благодаря их усилиям лечебная физкультура в странах СНГ сформировалась в самостоятельную дисциплину и стала неотъемлемой частью комплексного лечения и реабилитации больных. Ее сегодня широко применяют не только во всех лечебно-профилактических учреждениях, санаториях и профилакториях, но и на дому.

Особенности метода ЛФК.

Наиболее характерной особенностью метода ЛФК является использование физических упражнений, требующее активного участия больного в лечебно-восстановительном процессе. Сознательное и активное участие больных в выполнении упражнений способствует мобилизации резервных возможностей организма, совершенствованию условнорефлекторной деятельности.

Биологической основой ЛФК является движение - важнейший естественно-биологический стимулятор организма, который стал первейшей потребностью современного человека. Движение, стимулируя активную деятельность всех систем организма, поддерживает и развивает их, способствует повышению общей работоспособности и устойчивости организма. Поэтому ЛФК считают наиболее адекватным и физиологичным лечебным методом.

ЛФК - метод неспецифической терапии, а применяемые физические упражнения являются неспецифическими раздражителями, вызывающими системную приспособительную реакцию организма. В ее формировании активное участие принимают все звенья нервной системы и эндокринные органы. Целенаправленный выбор физических упражнений позволяет изменять как общую реакцию больного, так и местные ее проявления.

ЛФК следует рассматривать как метод функциональной терапии. Регулярное и дозированное применение физических упражнений стимулирует, тренирует и приспосабливает отдельные системы и весь организм к возрастающим нагрузкам, приводит к функциональной адаптации больного.

ЛФК - метод восстановительной терапии. В процессе применения обоснованной, соответствующей медицинским показаниям физической дозированной тренировки происходят последовательно двигательная реактивация, затем рекомпенсация и реадаптация, благодаря чему и достигается восстановительный эффект.

ЛФК принято считать и методом поддерживающей терапии, что определяет использование ее на завершающих этапах медицинской реабилитации, а также в пожилом возрасте. Физические упражнения способны при наличии стойкого патологического фона поддерживать и развивать компенсаторные и приспособительные процессы в организме. Дозированная физическая активность повышает защитные силы организма, вызывает развитие охранительных реакций. Это чрезвычайно важно при таких заболеваниях, как инфаркт миокарда, пневмосклероз, пороки сердца, эмфизема, инсульт со стойкими двигательными нарушениями и др. При поддерживающей терапии ЛФК используется преимущественно в домашних условиях и не в виде курса, а на протяжении всей жизни и применяется самостоятельно.

Физическая культура является также частью профилактического направления отечественной медицины. Дозированная тренировка стимулирует нервную систему, укрепляет и совершенствует функции респираторно-кардиальной системы, активизирует обменные процессы, способствует развитию повышенной работоспособности, повышает устойчивость организма к различным неблагоприятным факторам, что весьма важно для профилактики как заболеваний, так и их обострений.

Безусловно, восстановительный, поддерживающий и профилактический эффекты физических упражнений тесно переплетаются, их невозможно разграничить. Это еще раз подчеркивает такие особенности ЛФК, как универсальность и многоплановость действия.

Особенности ЛФК.

Одной из характерных особенностей ЛФК является процесс дозированной тренировки больных физическими упражнениями. Тренировка в ЛФК пронизывает весь ход лечебно-профилактического применения физических упражнений. Систематическую и дозированную тренировку больного рассматривают как средство общего оздоровления организма, улучшения функций органов, нарушенных патологическим процессом, развития и закрепления двигательных навыков и волевых качеств. В ЛФК различают общую и специальную тренировку. Общая тренировка - общеукрепляющее и оздоровительное воздействие физических упражнений на весь организм. Специальная тренировка призвана развивать функции, нарушенные в связи с заболеванием или травмой.

Важными особенностями ЛФК являются также: отсутствие отрицательных эффектов и побочного действия при правильной дозировке физической нагрузки и рациональной методике занятий; возможность длительного применения дозированных физических упражнений как в лечебно-оздоровительных учреждениях, так и на дому.

Принципы ЛФК.

Дозированная физическая тренировка приводит к наилучшим терапевтическим результатам при соблюдении некоторых общих принципов.

1. Системность воздействия, основанная на определенном подборе физических упражнений и последовательности их применения (выбор исходных положений, чередование и вид упражнений, методика их применения, дозировка и др.).

2. Индивидуализация физических упражнений в зависимости от стадии и особенностей заболевания, возраста, пола и состояния больного.

3. Регулярность воздействия, т. к. только регулярное применение физических упражнений обеспечивает развитие и совершенствование функциональных возможностей организма.

4. Длительность применения физических упражнений, ибо восстановление нарушенных функций организма возможно лишь при их длительном и систематическом использовании.

5. Нарастание физической нагрузки в течение как отдельной процедуры, так и лечебного курса; увеличение дозировки упражнений должно быть постепенным.

6. Разнообразие и новизна в подборе и применении физических упражнений; обычно рекомендуется каждый раз 10-15% упражнений обновлять.

7. Умеренность воздействия физических упражнений, т.е. умеренная, но более продолжительная или дробная физическая нагрузка более полезна и эффективна, чем усиленная и концентрированная.

8. Соблюдение цикличности при выполнении физической нагрузки - физические упражнения чередуют с отдыхом в зависимости от состояния больного.

9. Использование физических упражнений в комплексе с другими лечебными воздействиями (массаж, музыкотерапия, климатотерапия, водные процедуры, физикотерапия и др.).

Средства ЛФК.

Основным средством ЛФК являются физические упражнения. Они делятся на три основных вида: гимнастические упражнения, упражнения спортивно-прикладного типа, игры.

1. Гимнастические упражнения представляют собой наиболее обширную группу и оказывают действие не только на различные системы организма, но и на отдельные мышечные группы, суставы. Они подразделяются на основе четырех признаков: анатомического, активности выполнения, видового признака, использования предметов и снарядов.

По анатомическому признаку гимнастические упражнения делятся на упражнения для: а) мелких мышечных групп (кисть, предплечье, лицо); б) средних мышечных групп (шея, руки, голени, таз); в) крупных мышечных групп (ноги, корпус).

Такое деление вызвано тем, что величина физической нагрузки зависит от количества мышечной массы.

По признаку активности выполнения упражнения делятся на активные и пассивные. В ЛФК предпочтение отдается активным упражнениям, которые, в свою очередь, подразделяются на облегченные (в воде, на скользящей поверхности), свободные (без силового компонента), с усилением (волевым, отягощением, сопротивлением и др.), на расслабление и растяжение мышц. Пассивные упражнения делятся на выполняемые медперсоналом и пассивное расслабление мышц. К пассивным упражнениям относится и массаж.

По видовому признаку (характеру) упражнения делятся на: а) дыхательные; б) порядковые; в) подготовительные или вводные; г) корригирующие; д) на координацию движения; е) упражнения в метании и ловле; ж) на равновесие; з) в сопротивлении; и) висы и упоры; к) подскоки и прыжки; л) ритмопластические движения.

По признаку использования предметов и снарядов упражнения делятся: а) без предметов и снарядов; б) с предметами и снарядами (палки, гантели, булавы, мячи надувные и набивные, эспандеры и др.); в) на снарядах (гимнастическая стенка, скамья, бревно и др.). Сюда же относятся упражнения на механотерапевтических аппаратах и тренажерах, которые особенно активно используются с оздоровительными и реабилитационными целями.

2. Спортивно-прикладные упражнения включают: а) ходьбу; б) бег; в) плавание; г) лазание и ползание; д) катание на лыжах, коньках, в лодке, на велосипеде и др.; е) стрельбу из лука, метание гранаты; ж) упражнения трудовые в рамках трудотерапии.

3. Игры в ЛФК подразделяются в порядке возрастания нагрузки на четыре группы: 1) на месте; 2) малоподвижные; 3) подвижные; 4) спортивные и их элементы (крокет, кегельбан, городки, эстафеты, настольный теннис, бадминтон, волейбол, теннис, баскетбол и др.).

Хорошим дополнением средств ЛФК являются естественные факторы природы, в той или иной форме присутствующие при выполнении физических упражнений. К числу таких факторов следует отнести солнце, воздух и воду. Наиболее полно их действие на организм вместе с ЛФК реализуется на курортах, в санаториях, профилакториях и домах отдыха. Здесь движение, солнце, воздух и вода выступают как мощный лечебно-оздоровительный комплекс.

Основными формами ЛФК являются: утренняя гигиеническая зарядка (гигиеническая гимнастика); лечебная гимнастика; физические упражнения в воде; прогулки; ближний туризм, оздоровительный бег, спортивные упражнения и игровые занятия.

Основные противопоказания к ЛФК: тяжелое состояние больного, не позволяющее установить контакт с ним; нарушение психики с выраженным возбуждением; острый период заболевания и его прогрессирующее течение; нарастание сердечно-сосудистой недостаточности; тяжелые нарушения ритма сердца (тахикардия свыше 100 уд/мин, брадикардия менее 50 уд/мин, частые приступы экстрасистолии, атриовентрикулярная блокада II-III ст. и др.); частые гипо- или гипертонические кризы; сильный болевой синдром; кровотечение или его угроза; резкое увеличение СОЭ и выраженный лейкоцитоз; высокая температура тела; артериальное давление выше 220/120 мм рт. ст. или ниже 90/50 мм рт. ст.; злокачественные новообразования (до радикального лечения); необратимые прогрессирующие заболевания.

При использовании ЛФК нужно учитывать также ограничивающие факторы (отклонения в физическом и психическом развитии, сопутствующие заболевания, осложнения) и факторы риска (остеопороз, неокрепшая костная мозоль и др.).

Важным условием эффективного действия физических упражнений является выполнение занимающимся указаний врача ЛФК или инструктора-методиста как при занятиях под их наблюдением, так и при самостоятельных занятиях. Одежда у занимающихся ЛФК должна быть свободной, не стеснять движений, обладать хорошей воздухопроницаемостью, гигроскопичностью, соответствовать сезону и метеусловиям (при занятиях на открытом воздухе). Обувь также должна быть легкой и удобной, хорошо амортизирующей.

Обязательным условием рационального использования средств и методов физической культуры для гармоничного развития человека, сохранения и укрепления его здоровья, творческого долголетия является медицинский контроль. Его основными задачами считаются организация и проведение лечебно-профилактических и санитарно-гигиенических мероприятий с целью оценки состояния здоровья и функциональных возможностей лиц, занимающихся ЛФК, а также определение оптимального режима их занятий с учетом возраста, пола, конституции, характера заболевания и исходного уровня физической подготовки.

3. ЛФК при заболеваниях дыхательного аппарата (классификация, задачи, цель ЛФК, особенности. Массаж

При заболевании органов дыхания лечебная физкультура способствует ликвидации или уменьшению проявлений дыхательной недостаточности путем развития подвижности грудной клетки и увеличения жизненной емкости легких. В результате занятий исчезают застойные явления в легких, улучшается газообмен в тканях, восстанавливается полное глубокое дыхание. Лечебное действие физических упражнений при заболеваниях дыхательного аппарата основывается прежде всего на возможности произвольного регулирования глубины и частоты дыхания, его задержки и форсирования. С помощью специальных статических и динамических дыхательных упражнений можно переводить поверхностное дыхание на более глубокое, удлинять или укорачивать фазы вдоха и выдоха, улучшать ритм дыхания, увеличивать вентиляцию легких. Занятия лечебной гимнастикой при рациональном сочетании общеукрепляющих физических упражнений со специальными дыхательными упражнениями и разными фазами дыхания усиливают лимфо- и кровообращение в легких и этим способствуют более быстрому и полному рассасыванию инфильтратов и экссудата в легких и в плевральной полости, предупреждению образования в ней спаек. Лечение острых заболеваний органов дыхания (в подострой стадии) физическими упражнениями значительно увеличивает его эффективность и сохраняет у больных в дальнейшем работоспособность, а при хронических заболеваниях легких позволяет добиться нормализации нарушенной дыхательной функции. При применении физических упражнений надо учитывать, что вдох происходит активно, за счет сокращения дыхательных мышц, а выдох - пассивно: при расслаблении этих мышц грудной клетки.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Респираторная гимнастика

Из двух приведенных ниже комплексов упражнений первый можно рекомендовать людям, недавно перенесшим пневмонию или острый бронхит, второй (более сложный) – тем, кто уже вполне выздоровел после этих заболеваний. Оба комплекса будут полезны при хроническом бронхите (для профилактики обострений), а также всем здоровым людям для профилактики любых заболеваний дыхательных путей. Противопоказанием к респираторной гимнастике является наличие бронхоспазма, то есть ее нельзя делать больным с бронхиальной астмой и астматическим бронхитом.

Комплекс упражнений респираторной гимнастики № 1

Исходное положение: стоя

Руки вдоль тела. Поднять руки вверх, потянуться (вдох); вернуться в и.п. (выдох).

Туловище немного наклонено вперед, руки опущены. Диафрагмальное дыхание, 5-6 вдохов и выдохов.

Одна рука поднята вверх, другая – опущена вдоль туловища, пальцы сжаты в кулаки. Быстрая энергичная смена положения рук. Дыхание произвольное. Повторить 6-8 раз.

Руки на поясе. Сделать 6-8 круговых движений тазом в каждую сторону. Дыхание произвольное.

Руки к плечам. Коленом правой ноги достать локоть правой руки (выдох); затем наоборот. Темп средний. Повторить 6-8 раз.

Руки вдоль туловища. Сделать вдох, присесть и обхватить руками колени (выдох). Темп средний. Повторить 6-8 раз.

Обхватить кистями грудную клетку в нижней ее части. Нижнегрудное дыхание, 6-8 медленных вдохов и выдохов: вдохнуть, на выдохе слегка сжать грудную клетку руками.

В опущенных руках гимнастическая палка, руки на ширине плеч. Согнуть руки в локтях и поднести палку к плечам (вдох); выпрямить руки вверх и, перенеся палку через голову, положить ее сзади на плечи (выдох). Выпрямить руки вверх (вдох); вернуться в и.п. (выдох). Повторить 6-8 раз в медленном темпе.

В опущенных руках гимнастическая палка, руки шире плеч, держат палку за концы. Сделать вдох. Поднять руки с палкой вверх, затем наклониться вправо и отвести в сторону правую ногу (выдох). Повторить то жев другую сторону. Выполнить 6-8 раз.

В руках гимнастическая палка, руки на ширине плеч и вытянуты вперед на уровне плеч. Сделать вдох. Маховым движением прямой правой ноги достать левую кисть (выдох). Повторить 6-8 раз каждой ногой в среднем темпе.

Держа одной рукой расположенную вертикально палку за середину, вытянуть руки вперед на уровне плеч. Быстро передавать палку из одной руки в другую. Дыхание произвольное. Повторить 6-8 раз.

Руки вытянутыя вперед на уровне плеч и расставлены на ширину плеч, в руках гимнастическая палка. Сделать вдох. Коленом правой ноги постараться достать левый конец палки (выдох). Повторить в среднем темпе 6-8 раз каждой ногой.

Положить палку на плечи и держать ее за концы. Повороты туловища вправо и влево. Дыхание произвольное. В быстром темпе сделать 6-8 поворотов.

Руки вытянуты вперед на уровне плеч и расставлены на ширину плеч, в руках палка. Поднять руки вверх (вдох); наклониться вперед, опустить палку вниз, расслабиться (выдох). Повторить в медленном темпе 6-8 раз.

Руки вдоль туловища. Ходьба на месте: 2 шага – вдох, 3 шага – выдох, 2 шага – пауза и т.д. Темп – 90 шагов в минуту.

Исходное положение: сидя

19. Откинуться на спинку стула и положить руки на колени. Диафрагмальное дыхание в течение 1 минуты.

21. Откинуться на спинку стула, руки на коленях. Медленно сгибать и разгибать ноги в голеностопных суставах. Дыхание произвольное. Повторить 10-12 раз.

22. Откинуться на спинку стула, руки опущены. Развести прямые руки в стороны не выше уровня плеч (вдох); расслабленно опустить их вниз (выдох). Повторить 6-8 раз.

23. Откинуться на спинку стула, руки на коленях. Развести врозь и свести вместе носки (пятки на месте). Дыхание произвольное. Повторить 10-12 раз.

24. Не прислоняясь к спинке стула, обхватить руками нижнюю часть грудной клетки. Нижнегрудное дыхание в течение 1 минуты (см. упражнение 8).

Комплекс упражнений респираторной гимнастики № 2

Упражнения комплекса повторяются до легкого утомления.

Исходное положение: стоя

1. Имитировать ходьбу на лыжах, делая маховые движения прямыми руками: одна вперед, другая назад, одновременно пружинисто сгибая ноги в коленных суставах. Дыхание произвольное. Темп быстрый.

3. Махом правой ноги достать кисть левой руки. Повторить то же другой ногой.

4. Руки сцепить в замок сзади. Сделать вдох. Не наклоняясь вперед, медленно отвести руки назад-вверх, слегка прогнуться в пояснице (выдох). Пауза.

5. Правая нога выставлена вперед, левая отставлена назад на носке. Выполнять пружинистые полуприседания. Дыхание произвольное. Темп средний.

6. Ноги шире плеч. Поднять руки вверх (вдох), наклониться вперед, руки отвести назад (выдох). Пауза. Темп средний.

Исходное положение: лежа на спине

7. Диафрагмальное дыхание в течение 1 минуты.

8. Руки согнуть в локтях (вдох), упираясь локтями в пол, прогнуться в грудном отделе (выдох). Пауза.

9. Сесть и наклониться вперед к коленям (выдох). Пауза.

12. Руки вытянуты перед собой, пальцы сцеплены в замок, ноги на ширине плеч. Выполнять быстрые, энергичные повороты туловища вместе с руками вправо и влево (ложиться то на правый, то на левый бок).

13. Сделать вдох. Поднять обе ноги вверх; опуская их на пол, сесть (выдох). Пауза.

14. Не садясь, потянуться прямыми руками вперед, отрывая от пола голову и плечи (выдох). Пауза.

Исходное положение: лежа на животе

15. Ладонями упереться в пол. Выпрямляя руки, медленно прогнуться, подняв голову и туловище. Дыхание произвольное.

16. Руки вдоль туловища, ладонями вниз. Попеременно поднимать прямые ноги. Дыхание произвольное.

17. Руки сцеплены сзади в замок. Прогнуться, не отрывая ног от пола. Дыхание произвольное.

18. Правая рука упирается в пол, левая вдоль туловища. Выполнять круговые движения прямой правой ногой. Дыхание произвольное.

19. Правая рука вдоль туловища. Выполнять круговые движения прямой правой рукой.

20. Правая рука вдоль туловища. Поднять правую руку вверх (вдох), опуская ее вниз, кистью нажать на нижнюю часть грудной клетки – выдох. Вернуться в и.п. Пауза.

21. Левая рука упирается в пол, правая – вдоль туловища. Выполнять круговые движения прямой левой ногой. Дыхание произвольное.

22. Левая рука вдоль туловища. Круговые движения прямой левой рукой.

23. Левая рука вдоль туловища. Поднять левую руку вверх (вдох); опуская ее вниз, ладонью нажать на нижнюю часть грудной клетки (выдох). Вернуться в и.п. Пауза.

Исходное положение: сидя на гимнастической скамейке, ноги вытянуты, руки вдоль туловища

24. Диафрагмальное дыхание в течение 1 минуты.

25. Поднять кисти к плечам и мягко опустить их. Расслабиться. Дыхание произвольное.

26. Сгибать и разгибать стопы (поочередно).

27. Поднять руки вверх (вдох), наклониться вперед, достать носки ног (выдох);

28. Нижнегрудное дыхание в течение 1 минуты.

29. Полное дыхание в течение 1 минуты.

Исходное положение: стоя с гимнастической палкой, взяв ее за концы, ноги шире плеч

Сделать вдох. Отвести палку влево-вверх, наклониться вправо (выдох). Повторить то же в другую сторону. Темп медленный.

Одновременно отвести ногу назад и поднять руки вверх (вдох); опуская палку вниз, поднять ногу навстречу палке (выдох). Пауза. Повторить то же другой ногой. Темп средний.

Сделать вдох на счет 1, медленно присесть на выдохе на счет , 3 4. Пауза в приседе на счет 5 6.

И.п.- стоя, держа палку одной рукой за середину вертикально. Повороты палки влево и вправо. Повторить то же другой рукой. Дыхание произвольное.

И.п.- стоя, нагнувшись, руки с палкой опущены вниз. Сделать вдох; не выпрямляясь, поднять палку вверх (выдох). Пауза.

И.п.- стоя с опорой на палку (небольшой наклон вперед). Диафрагмальное дыхание в течение 1 минуты.

Сделать вдох. Отвести палку назад-вверх – выдох. Туловище вперед не наклонять. Пауза.

Сделать вдох. Поднять руки вверх, наклоняясь вперед (выдох). Вернуться в и.п.- пауза.

Согнуть руки и палкой достать лопатки. Дыхание произвольное.

Далее продолжить занятие, выполняя упражнения с 24 по 29.

И.п. - сидя на стуле, откинувшись на спинку. Поднять руки вперед и вверх (вдох), плавно опустить вниз (выдох). После паузы (2-3 секунды) выполнить то же другой рукой. Повторить 4-6 раз. В момент паузы мышцы руки, плеча и всего тела должны быть расслаблены.

И.п. - сидя на краю стула, руки на коленях. Сгибать и разгибать стопы и кисти одновременно. Дыхание не задерживать. Повторить 10-12 раз.

И.п. - сидя, плотно прижавшись к спинке стула. Вдохнуть спокойно, плавно выдохнуть, зажать нос и задержать дыхание на 5 сек. Дыхание начинать с плавного вдоха.

И.п. - сидя на краю стула, ладони на грудной клетке, 2-3 раза откашляться короткими толчками. Между откашливаниями делать паузы. Контролировать наличие мокроты. Фиксировать руками отделы грудной клетки: верхние, средние, нижние.

И.п. - сидя на краю стула, руки согнуты, кисти подняты к плечам. Сделать вдох. На выдохе выполнять круговые движения согнутых рук вперед, медленно. После выдоха сделать паузу и расслабиться. Затем выполнять круговые движения назад. Повторить 4-6 раз.

И.п. - то же. На вдохе поднять руки, на выдохе опустить и расслабиться. Повторить 4-6 раз.

И.п. - сидя на краю стула, руки опущены. На вдохе приподнять плечи, на выдохе опустить и расслабиться. Повторить 4-6 раз.

1. И.п. - сидя, плотно прижавшись к стенке стула. Сделать спокойный естественный вдох, затем обычный выдох через нос, после чего зажать нос и не дышать сколько возможно. Повторить 3-6 раз.

2. И.п. - сидя на краю стула. Покашлять, фиксируя руками различные отделы грудной клетки (верхние, средние, нижние). При наличии мокроты – откашлять ее. Повторить 3-6 раз.

3. И.п. - сидя, откинувшись на спинку стула. Диафрагмальное дыхание, 4-5 вдохов и выдохов.

6. И.п. - то же. Перекатываться с пяток на носки и обратно до появления чувства усталости. Темп средний, движения активные.

7. И.п. - то же. Руки развести в стороны (вдох), подтянуть согнутую в колене ногу (обхватив ее руками) к грудной клетке (выдох). Сделать паузу, откашляться. Если мокроты нет, сделать удлиненный выдох. Повторить 2-4 раза.

9. И.п. - сидя на краю стула, кисти подняты к плечам. Повороты туловища вправо и влево с паузами между движениями. Выполнять до появления чувства усталости. Дыхание произвольное.

10. И.п. - сидя на краю стула. Скользящим движением поднять руки вверх к подмышечным впадинам (вдох), наклониться вперед, скользящим движением опустить руки вниз к стопам (выдох). Сделать паузу и расслабиться. Повторить 4-6 раз.

11. И.п. - сидя, откинувшись на спинку стула, ноги свободно вытянуты вперед. Диафрагмальное дыхание, 4-6 вдохов и выдохов.

12. И.п. - сидя на краю стула. Поднять кисти к плечам, хорошо прогнуться (вдох). Наклониться вправо, потянуться правой рукой к полу (выдох). Сделать паузу, расслабиться и выполнить в левую сторону. Повторить 3-5 раз.

14. И.п. - сидя, откинувшись на спинку стула. Диафрагмальное дыхание, 4-5 вдохов и выдохов. Выдох в 3 раза дольше вдоха, затем пауза, равная по длительности вдоху (соотношение фаз дыхание 1:3:1).

16. И.п. - сидя прямо. Подсчитать частоту пульса за 15 или 30 секунд.

17. И.п. - сидя прямо, ладони на нижних отделах грудной клетки. Слегка наклониться вперед на выдохе, сжимая руками грудную клетку. Повторить 3-5 раз.

20. И.п. - сидя, откинувшись на спинку стула. Согнуть руки и сжать пальцы в кулаки (вдох), разогнуть руки (выдох). Сделать паузу, расслабиться. Повторить 4-6 раз.

22. И.п. - сидя, откинувшись на спинку стула. Полностью расслабиться. Спокойное плавное дыхание, без задержек и пауз, 4-6 вдохов и выдохов.

Ходьба с постепенным переходом на бег трусцой, затем – на спокойную ходьбу с одновременным выполнением простейших упражнений для рук (поднять руки вперед и вверх, опустить; поднять руки через стороны вверх, опустить). Время выполнения упражнения – 2-3 минуты. Необходимо контролировать дыхание (соотношение фаз дыхания 1:3:1).

И.п. - стоя, ноги вместе, пальцы рук сцеплены в замок. Поднять прямые руки вверх, ладонями кверху, потянуться, прямую ногу отставить назад на носок (вдох). Вернуться в и.п. (выдох). Естественная пауза. Движения плавные; вы должны испытывать удовольствие от потягивания. Повторить 4-5 раз.

И.п. - сидя, откинувшись на спинку стула, ноги слегка согнуты в коленях. Спокойное грудное дыхание: плавный вдох через нос, выдох без усилий, более продолжительный, чем вдох, через чуть приоткрытый рот. Сделать 4-5 вдохов и выдохов. Постарайтесь ощутить движения ребер и сохранить правильное соотношение фаз дыхания (1: 3: 1).

И.п. - сидя, плотно прижавшись к спинке стула. Сделать спокойный естественный вдох, обычный вдох через нос. После окончания выдоха зажать нос и не дышать, сколько возможно. Затем активно выдохнуть. Отметить время (в секундах) задержки дыхания.

И.п. - сидя на краю стула, ноги в упоре. Руки к плечам (вдох), подтягивать поочередно каждую ногу к груди (выдох). В конце этого движения откашляться, если есть потребность. Сделать паузу, расслабиться. Повторить 3-4 раза.

Спокойная ходьба и переход на скрестный шаг с поворотами туловища в противоположную сторону и захлестом рук в сторону поворота. Дыхание произвольное, движения расслабленные. Время выполнения упражнения – 45-60 секунд.

В течение 30-40 секунд походить мелким семенящим шагом на носках, расслабив мышцы плечевого пояса, рук, туловища и ног. Надо ощутить полную расслабленность всего тела.

Подсчитать частоту дыхания в положении стоя за 15 секунд.

И.п. - стоя, руки на поясе, ноги на ширине плеч, туловище слегка наклонено вперед. Диафрагмальное дыхание, 4-6 вдохов и выдохов, одна ладонь лежит на животе, другая – на груди.

И.п. - стоя, ноги полусогнуты, шире плеч, руки упираются в бедра. Переносить центр тяжести с одной ноги на другую, при этом таз переносить как можно ниже. В конце движения расслабить поочередно каждую ногу от тазобедренного сустава. Выполнять до утомления мышц ног. Дыхание произвольное.

И.п. - стоя, ноги на ширине плеч, в руках гимнастическая палка. В течение 30-40 секунд (до легкого утомления) выполнять свободные махи руками вправо и влево, как можно выше. Дыхание произвольное.

И.п. - сидя на краю стула, откинувшись на его спинку, ноги выпрямлены. Опираясь руками на стул позади себя, поднять обе ноги как можно выше и делать скрестные движения: а) на удлиненном выдохе; б) на произвольном дыхании. Ноги не сгибать. Выполнять до легкого утомления.

И.п. - сидя на краю стула, ноги согнуты. Опираясь руками на сиденье, присесть на одну пятку (сползая со стула), выпрямляя другую ногу. Можно выполнять упражнение в облегченном варианте – приседая на обе ноги. Повторить 4-5 раз на каждую ногу или до появления усталости.

И.п. - сидя. В течение 30-40 секунд вращать кистями: а) свободно выпрямив пальцы; б) сжав пальцы в кулак. Движения должны быть расслабленными.

И.п. - то же. Имитировать ходьбу на лыжах, но с глубоким приседанием: руки назад – как при спуске с горы (выдох), руки вперед (вдох). Постепенно увеличивая количество приседания, выполнять до появления легкой усталости.

Стоя подсчитать частоту дыхания за 15 секунд.

И.п. - стоя, ноги на ширине плеч. Диафрагмальное дыхание с более активным выдохом, 5 -6 вдохов и выдохов.

И.п. - стоя, ноги вместе, руки опущены. В течение 30-40 секунд поочередно расслаблять ноги: колено одной ноги слегка сгибается, при этом бедро посылается немного вперед, нога опирается на носок, центр тяжести переносится на другую ногу. Движения ритмичные. Руки расслаблены. Дыхание произвольное.

В этом материале описаны упражнения для дыхательной гимнастики, которые помогут растянуть и укрепить дыхательные мышцы. Выполнение этих упражнений поможет вам быстрее восстановиться после инфекционных заболеваний, вызывающих проблемы с дыханием, таких как пневмония, бронхит и COVID-19.

Проконсультируйтесь со своим медицинским специалистом о необходимости соблюдения каких-либо специальных мер предосторожности, прежде чем приступать к любым физическим упражнениям. Если легкий дискомфорт переходит в болезненные ощущения, обратитесь к своему медицинскому сотруднику.

Диафрагма, стенка грудной клетки (грудная клетка) и мышцы брюшной стенки (брюшной пресс) помогают вам дышать.

  • Диафрагма — это мышца, отделяющая грудную полость от брюшной. На вдохе она сокращается. Делая очень глубокие вдохи, вы можете укрепить эту мышцу.
  • На выдохе мышцы грудной клетки и брюшной стенки сокращаются, особенно при кашле. Интенсивный выдох через сложенные в трубочку губы (как при задувании свечей) помогает укрепить эти мышцы.

Если у вас обнаружили COVID-19 или другие респираторные инфекции, выполняйте эти упражнения, исключительно находясь в одиночестве. Глубокое, интенсивное дыхание высвобождает в воздух бактерии и вирусы, которые могут заразить людей поблизости.

Рисунок 1.

Вы можете выполнять каждое из упражнений 3 раза в день (утром, днем и вечером).

Вращения плечами

Вращение плечами — хорошее упражнение для разминки, так как при его выполнении происходит легкая растяжка грудных и плечевых мышц.

  1. Удобно сядьте или лягте на спину на кровати, руки расслаблены и находятся вдоль туловища.
  2. Круговым движением переместите плечи вперед, вверх, назад и вниз (см. рисунок 2).

Рисунок 2.

Рисунок 2. Вращения плечами

Постарайтесь сделать как можно больший круг и двигать обоими плечами одновременно. Если вы ощущаете некоторую сдавленность в груди, начните с меньших кругов и увеличивайте их по мере расслабления мышц.

Диафрагмальное дыхание

Это упражнение может помочь расслабить стенку грудной клетки и мышцы живота.

  1. Лягте на спину или сядьте на стул со спинкой.
  2. Положите одну или обе руки себе на живот (см. рисунок 3).

Рисунок 3.

Рисунок 3. Диафрагмальное дыхание

Сжатие лопаток

  1. Сядьте на стул со спинкой или лягте на спину на кровать.
  2. Исходное положение — руки вдоль туловища, расслаблены, ладони направлены вверх. Осторожно сведите лопатки и опустите их вниз (см. рисунок 4). При этом ваша грудь должна выпятиться колесом.

Рисунок 4.

Рисунок 4. Сжатие лопаток

Растяжка грудных мышц с руками над головой.

Упражнение для растяжки грудных мышц с руками над головой отлично расслабляет мышцы грудной клетки и позволяет воздуху свободно входить и выходить из легких. Это помогает увеличить уровень кислорода во всем организме.

  1. Сядьте на стул со спинкой или лягте на спину на кровать.
  2. Осторожно сведите лопатки и опустите их вниз.
  3. Сцепите руки в замок и медленно поднимите руки над головой, так высоко, как сможете, делая при этом глубокий вдох (см. рисунок 5).

Рисунок 5.

Рисунок 5. Растяжка грудных мышц с руками над головой.

Быстрое дыхание носом

Это упражнение может помочь укрепить диафрагму и вдыхать больше воздуха.

  1. Сядьте на стул со спинкой или лягте на спину на кровать.
  2. Сделайте глубокий вдох носом, затем быстро вдохните носом еще минимум 3 раза (не выдыхая) (см. рисунок 6).

Рисунок 6.

Рисунок 6. Быстрое дыхание носом

Это упражнение повышает уровень кислорода во всем организме.

  1. Сядьте на стул со спинкой или лягте на спину на кровать.
  2. Вдыхайте через нос в течение 4 секунд.
  3. Постарайтесь задержать дыхание на 8 секунд (см. рисунок 7).

Методическая разработка практического занятия по теме "Реабилитация пациентов с патологией дыхательной системы" подготовлена в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартамисреднего профессионального образования третьего поколения. Данная тема входит в изучение ПМ.02 "Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах" МДК 02.02. "Основы реабилитации". Данная тема является актуальной. т.к. заболевания органов дыхания занимают одно из ведущих мест в структуре заболеваемости, значительно снижают трудоспособность и приводят к инвалидизации населения.

ВложениеРазмер
reabilitatsiya_patsientov_s_patologiey_dyhatelnoy_sistemy.doc 221 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал № 1 Государственного бюджетного образовательного учреждения

Департамента здравоохранения города Москвы

для проведения практического занятия

МДК 02.02 Основы реабилитации

Для специальности 34.02.01 Сестринское дело

(код и наименование специальности)

базовый уровень среднего профессионального образования

(уровень среднего профессионального образования)

Курс 4, семестр 8

I. Организационно-методический блок

Технологическая карта занятия

II Блок контроля эффективности обучения (фронтальный опрос)

III. Информационный блок

IV Отработка практических навыков:

решение ситуационных задач по теме,

составление комплексов лечебной гимнастики

V. Приложение 1. Мультимедийное сопровождение занятия

Этому способствуют и возросшие темпы загрязнения воздуха и масштабы применения химических продуктов на производстве, в сельском хозяйстве и быту. Положение усугубляется тем, что под влиянием внешних и внутренних факторов изменился характер течения воспалительных заболеваний и возросло число лиц с повышенной бронхиальной реактивностью. Для воспалительных заболеваний бронхолегочной системы стала более характерна наклонность к затяжному хроническому течению, раннее присоединение аллергических осложнений.

Применение средств физической культуры в лечении заболеваний органов дыхания позволяет решить основные задачи медицинской реабилитации - ускорить восстановительные процессы и увеличить их эффективность, снизить инвалидизацию, повысить уровень адаптации инвалида к условиям жизни.

При проведении занятий используются различные приемы, методы, формы и средства обучения. Во время занятия устанавливается педагогическое сотрудничество между преподавателем и студентами.

При изучении нового материала необходима связь с ранее изученными темами.

Особое внимание на практическом занятии уделяется самостоятельной работе студентов: решение ситуационных задач по реабилитации, составление и проведение комплексов лечебной физкультуры. Широко используется отработка практических навыков путем выполнения упражнений друг на друге.Обучающийся, выполняющий задание, контролируется своими сокурсниками. В результате чего, обучающиеся приобретают умения организовывать собственную деятельность, учатся работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами и руководством, выполнять зависимую, независимую и

взаимозависимую роли, а также брать на себя ответственность за работу членов команды и за результат выполнения заданий, что позволяет добиться формирования общих и профессиональных компетенций.

Применение различных педагогических технологий и методов обучения дает возможность преподавателю реализовать компетенции, поставленные Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования нового поколения.

Читайте также: