Компетенция районного отдела внутренних дел кратко

Обновлено: 30.06.2024

Сфера внутренних дел – это совокупность различных категорий дел, связанных с реализацией социальной, экономической, природоохранной, культурной государственной политики. Исторически внутренние дела ассоциируются с установлением режима сосуществования людей, общественного порядка, охраной прав и свобод людей, проживающих на территории страны, обеспечением безопасности и спокойствия населения.

К сфере внутренних дел относятся административные процедуры, направленные на управление социальными процессами, обеспечение безопасности и порядка в обществе.

Полномочия органов внутренних дел (ОВД):

  • регистрация граждан по месту жительства и пребывания;
  • приобретение, ношение и хранение оружия гражданами РФ;
  • безопасность движения на дорогах;
  • оперативно-розыскная деятельность;
  • профилактика правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних;
  • частная детективная деятельность;
  • частная охранная деятельность.

Государственное управление в сфере внутренних дел

Общее руководство сферой внутренних дел принадлежит Президенту РФ, который: в пределах конституционных полномочий руководит ОВД; определяет основополагающие направления внутренней политики; координирует и контролирует деятельность ОВД; назначает и освобождает от должности министра МВД, высший начальствующий состав ОВД.

Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению прав, свобод граждан, законности, охрану собственности, порядка в обществе, осуществляет действия по борьбе с опасными явлениями и преступностью; участвует в разработке и внедрении соответствующей государственной политики; реализует меры по совершенствованию материально-технической базы, укреплению кадров правоохранительных органов.

Министерство внутренних дел РФ (МВД РФ) — это федеральный орган исполнительной власти, в функции которого входит разработка и реализация мер по нормативному и правовому регулированию в сфере внутренних дел, выработка политики государства в сфере миграции. МВД осуществляет контроль и координацию деятельности подведомственной Федеральной миграционной службы.

Готовые работы на аналогичную тему

Систему органов МВД представляют: главные управления МВД по федеральным округам; МВД, управления внутренних дел по субъектам Федерации; отделы внутренних дел на водном, железнодорожном и воздушном транспорте; управления внутренних дел на режимных и особо важных объектах, в закрытых административно-территориальных образованиях; органы управления внутренними войсками воинскими частями и соединениями; окружные управления военного и материально-технического снабжения; представительства МВД РФ за рубежом; подразделения, созданные для решения задач, возложенных на ОВД и внутренние войска.

В систему ОВД входит милиция. Милиция — это система госорганов исполнительной власти, основная задача которых — защита здоровья, жизни, прав и свобод людей, их собственности, интересов государства и общества от противоправных и преступных посягательств, наделенных правом применять меры принуждения, установленные федеральными законами.

Основные задачи милиции:

  • обеспечение безопасности граждан;
  • пресечение и предупреждение административных правонарушений и преступлений;
  • обнаружение, раскрытие преступлений;
  • защита государственной, частной, муниципальной и других форм собственности;
  • обеспечение безопасности и охрана порядка в обществе;
  • оказание помощи юридическим и физическим лицам в защите их законных интересов и прав.

В России милиция подразделяется на милицию общественной безопасности и криминальную милицию. Первая обеспечивает общественную безопасность, безопасность личности, охрану общественного порядка, собственности, предупреждение административных правонарушений и преступлений, раскрытие преступлений без предварительного следствия, розыск некоторых категорий лиц, установление места пребывания. Милиция общественной безопасности — это орган дознания.

Криминальная милиция предупреждает, выявляет, пресекает и раскрывает преступления, по которым обязательно предварительное следствие. Криминальная милиция (орган дознания) осуществляет организацию розыска лиц, которые скрываются от органов следствия, дознания, суда, которые уклоняются от уголовной ответственности, лиц, без вести пропавших.

Задачи и полномочия МВД России

МВД РФ занимается разработкой стратегии государственной политики, занимается совершенствованием нормативно-правового регулирования, обеспечивает защиту прав и свобод граждан в пределах своих компетенций. МВД предупреждает, выявляет, пресекает и раскрывает преступления, пресекают и предупреждают административные правонарушения, обеспечивает охрану общественного порядка и безопасность дорожного движения.

Министерство внутренних дел РФ осуществляет государственный контроль за оборотом оружия, организует государственную охрану организаций и имущества, управляет ОВД, внутренними войсками МВД, организует их деятельность.

I. Общие положения

1. Настоящее Типовое положение определяет основные полномочия и организацию деятельности отдела (отделения, пункта) полиции территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне .

Далее - "МВД России".

Далее - "отдел (отделение, пункт) полиции".

2. Действие настоящего Типового положения распространяется на отделы (отделения, пункты) полиции, входящие в состав управлений, отделов, отделений МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям (включая отделы (отделения, пункты) полиции, входящие в состав управлений внутренних дел по административным округам Главного управления МВД России по г. Москве, управления внутренних дел на Московском метрополитене Главного управления МВД России по г. Москве, управления внутренних дел по г. Сочи Главного управления МВД России по Краснодарскому краю), управлений, отделов, отделений МВД России на части территорий административных центров субъектов Российской Федерации, управлений, отделов, отделений МВД России по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах, Управления МВД России на комплексе "Байконур".

3. Отдел (отделение, пункт) полиции является структурным подразделением территориального органа МВД России на районном уровне, реализующим задачи и полномочия органов внутренних дел Российской Федерации на территории муниципального образования (части территории муниципального образования), особо важного и режимного объекта . Границы территории обслуживания отдела (отделения, пункта) полиции определяются правовым актом руководителя (начальника) соответствующего территориального органа МВД России на региональном уровне.

Далее - "органы внутренних дел".

Далее - "территория обслуживания".

4. Основными направлениями деятельности отдела (отделения, пункта) полиции являются:

1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;

5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;

6) обеспечение правопорядка в общественных местах;

7) исполнение в пределах компетенции государственных функций и предоставление в пределах компетенции государственных услуг в сфере миграции.

5. Отдел (отделение, пункт) полиции в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, конституционными федеральными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законами соответствующего субъекта Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах его компетенции, нормативными правовыми актами МВД России, правовыми актами соответствующих территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях, а также положением об отделе (отделении, пункте) полиции.

6. Отдел (отделение, пункт) полиции осуществляет свою деятельность во взаимодействии со структурными подразделениями территориального органа МВД России на районном уровне, другими органами внутренних дел, структурными подразделениями соответствующих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а при решении совместных задач отдел (отделение, пункт) полиции обеспечивает взаимодействие с органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

7. Деятельность отдела (отделения, пункта) полиции является открытой для общества и публичной в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации.

8. Отдел (отделение, пункт) полиции создается, реорганизуется и ликвидируется в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России.

от 1 сентября 2017 года N 690

(с изменениями на 26 июня 2020 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 52, ст.7614.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 15, ст.2071; N 52, ст.7614.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 15, ст.2072; N 41, ст.5802.

Далее - "Типовое положение".

2. Министрам внутренних дел по республикам, начальникам главных управлений, управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации по иным субъектам Российской Федерации организовать приведение положений об отделах (отделениях, пунктах) полиции подчиненных территориальных органов МВД России на районном уровне в соответствие с Типовым положением с учетом существующего организационного построения.

Далее - "МВД России".

3. Считать утратившими силу приказы МВД России от 10 июля 2013 г. N 535 "Об утверждении Типового положения об отделе (отделении, пункте) полиции территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне" и пункт 2 Перечня изменений, которые вносятся в нормативные правовые акты МВД России, утвержденного приказом МВД России от 19 февраля 2015 г. N 265 "О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России".

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра, ответственных за деятельность соответствующих подразделений.

Министр
генерал полиции
Российской Федерации
В.Колокольцев

Приложение
к приказу МВД России
от 1 сентября 2017 года N 690

Типовое положение об отделе (отделении, пункте) полиции территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне

(с изменениями на 26 июня 2020 года)

I. Общие положения

1. Настоящее Типовое положение определяет основные полномочия и организацию деятельности отдела (отделения, пункта) полиции территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне.

Далее - "МВД России".

Далее - "отдел (отделение, пункт) полиции".

2. Действие настоящего Типового положения распространяется на отделы (отделения, пункты) полиции, входящие в состав управлений, отделов, отделений МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям (включая отделы (отделения, пункты) полиции, входящие в состав управлений внутренних дел по административным округам Главного управления МВД России по г.Москве, управления внутренних дел на Московском метрополитене Главного управления МВД России по г.Москве, управления внутренних дел по г.Сочи Главного управления МВД России по Краснодарскому краю), управлений, отделов, отделений МВД России на части территорий административных центров субъектов Российской Федерации, управлений, отделов, отделений МВД России по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах, Управления МВД России на комплексе "Байконур".

3. Отдел (отделение, пункт) полиции является структурным подразделением территориального органа МВД России на районном уровне, реализующим задачи и полномочия органов внутренних дел Российской Федерации на территории муниципального образования (части территории муниципального образования), особо важного и режимного объекта. Границы территории обслуживания отдела (отделения, пункта) полиции определяются правовым актом руководителя (начальника) соответствующего территориального органа МВД России на региональном уровне.

Далее - "органы внутренних дел".

Далее - "территория обслуживания".

4. Основными направлениями деятельности отдела (отделения, пункта) полиции являются:

1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;

5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;

6) обеспечение правопорядка в общественных местах;

7) исполнение в пределах компетенции государственных функций и предоставление в пределах компетенции государственных услуг в сфере миграции.

5. Отдел (отделение, пункт) полиции в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, конституционными федеральными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законами соответствующего субъекта Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах его компетенции, нормативными правовыми актами МВД России, правовыми актами соответствующих территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях, а также положением об отделе (отделении, пункте) полиции.

6. Отдел (отделение, пункт) полиции осуществляет свою деятельность во взаимодействии со структурными подразделениями территориального органа МВД России на районном уровне, другими органами внутренних дел, структурными подразделениями соответствующих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а при решении совместных задач отдел (отделение, пункт) полиции обеспечивает взаимодействие с органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

7. Деятельность отдела (отделения, пункта) полиции является открытой для общества и публичной в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации.

8. Отдел (отделение, пункт) полиции создается, реорганизуется и ликвидируется в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России.

II. Полномочия

9. Отдел (отделение, пункт) полиции, реализуя на территории обслуживания задачи и полномочия органов внутренних дел:

2) обеспечивает незамедлительное прибытие сотрудников органов внутренних дел на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, а также пресечение сотрудниками органов внутренних дел противоправных деяний, устранение угроз безопасности граждан и общественной безопасности, документирование обстоятельств совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельств происшествия, сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия;

3) осуществляет оказание первой помощи лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует, и сообщает близкому родственнику (родственнику) или близкому лицу пострадавшего сведения об оказании первой помощи или о направлении в медицинскую организацию при наличии сведений об этом в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента оказания первой помощи или направления в медицинскую организацию;

4) разрабатывает и принимает в пределах компетенции меры по предупреждению преступлений и административных правонарушений, выявлению и устранению причин и условий, способствующих их совершению; участвует в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; участвует в пропаганде правовых знаний;

5) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-розыскную деятельность;

6) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации розыск лиц и похищенного имущества, а также деятельность по установлению имущества, подлежащего конфискации;

7) принимает в пределах компетенции меры по идентификации лиц, которые по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не могут сообщить сведения о себе, а также меры по идентификации неопознанных трупов;

8) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации дознание по уголовным делам;

9) осуществляет производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов внутренних дел; обеспечивает в пределах компетенции исполнение административных наказаний;

10) обеспечивает совместно с органами местного самоуправления безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках и в других общественных местах городов и иных населенных пунктов;

11) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за деятельностью народных дружин;

12) участвует в обеспечении совместно с представителями органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий безопасности граждан и общественного порядка, оказании содействия в соответствии с законодательством Российской Федерации организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий;

13) участвует в пределах компетенции в осуществлении контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и осуществляет меры по противодействию их незаконному обороту;

14) участвует в соответствии с законодательством Российской Федерации в мероприятиях по контролю за обеспечением условий хранения (сохранностью) гражданского, служебного, боевого и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, находящихся в собственности или во временном пользовании граждан, а также осуществлению приема и хранения до передачи в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, добровольно сданного и найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ;

15) обеспечивает в пределах компетенции проведение государственной дактилоскопической регистрации;

16) обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации содержание задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, и лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также их охрану и конвоирование;

17) участвует в пределах компетенции в выявлении, предупреждении и пресечении экстремистской деятельности;

18) участвует в пределах компетенции в мероприятиях по противодействию терроризму, в обеспечении правового режима контртеррористической операции, в защите потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан, а также обеспечивает безопасность и антитеррористическую защищенность объектов отдела (отделения, пункта) полиции;

19) участвует в осуществлении в пределах компетенции контроля (надзора) за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судом в соответствии с федеральным законом запретов и ограничений, а также в осуществлении контроля за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или наказание в виде лишения свободы условно;

20) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации, нанимателями (собственниками) жилых помещений, должностными лицами и лицами, ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации;

21) обеспечивает выполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации возложенных на органы внутренних дел обязанностей в ходе избирательных кампаний, при подготовке и проведении референдумов;

22) участвует в пределах компетенции в реализации государственных программ Российской Федерации, государственных программ соответствующего субъекта Российской Федерации, законов субъекта Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданных в пределах его компетенции, а также в пределах компетенции в разработке и реализации муниципальных программ в установленной сфере деятельности;

23) осуществляет в пределах компетенции федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции;

24) участвует в пределах компетенции в реализации законодательства по вопросам гражданства Российской Федерации;

25) осуществляет в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами в сфере миграции:

выдачу и замену гражданам Российской Федерации документов, удостоверяющих их личность на территории Российской Федерации;

оформление и выдачу паспортов гражданина Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию;

регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации;

учет выданных, утраченных, похищенных и признанных недействительными паспортов гражданина Российской Федерации;

Задачи, полномочия, структура и организация деятельности отделов (управлений) внутренних дел по району (муниципальному району), городу (городскому округу) и иному муниципальному образованию определяются в Типовом положении о территориальном органе Министерства внутренних дел РФ на районном уровне, утвержденному Приказом МВД России от 21 апреля 2011 г. № 222.
Основные направления деятельности территориального органа МВД России на районном уровне:

защита личности, общества, государства от противоправных посягательств; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений, производство дознания и предварительного следствия по уголовным делам; розыск лиц; производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний; обеспечение правопорядка в общественных местах; обеспечение безопасности дорожного движения; контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия; контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности; охрана имущества и объектов; участие в обеспечении государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц; осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

Территориальный орган МВД РФ на районном уровне возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем соответствующего территориального органа МВД России на региональном уровне либо Президентом Российской Федерации по представлению Министра внутренних дел Российской Федерации при назначении на должность высшего начальствующего состава, для которой предусмотрено специальное звание высшего начальствующего состава, или при освобождении от этой должности.

Начальник территориального органа имеет трех заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности руководителем соответствующего территориального органа МВД России на региональном уровне в установленном МВД России порядке.

Структура территориального органа МВД на районном уровне устанавливается правовым актом руководителя соответствующего территориального органа МВД России на региональном уровне в соответствии с примерной моделью организационного построения территориального органа, утвержденной МВД России.

В составе городского (районного) отдела внутренних дел имеются подразделения полиции, отдел (отделение) паспортно-визовой службы, следственный отдел (отделение, группа), отдел (отделение, группа) кадровой и воспитательной работы, штаб, дежурная часть ГОВД (РОВД) и другие подразделения.

53. Виды юридической помощи , оказываемые адвокатами.

Оказывая юридическую помощь, адвокат:

1) дает консультации и справки по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме;

2) составляет заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера;

3) представляет интересы доверителя в конституционном судопроизводстве;

4) участвует в качестве представителя доверителя в гражданском и административном судопроизводстве;

5) участвует в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях;

6) участвует в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов;

7) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;

8) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами Российской Федерации;

9) участвует в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания;

10) выступает в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях.

Адвокат вправе оказывать иную юридическую помощь, не запрещенную федеральным законом.

Адвокаты иностранного государства могут оказывать юридическую помощь на территории Российской Федерации по вопросам права данного иностранного государства.

Адвокаты иностранных государств, осуществляющие адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации, регистрируются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции (далее - федеральный орган юстиции) в специальном реестре. Без регистрации в указанном реестре осуществление адвокатской деятельности адвокатами иностранных государств на территории Российской Федерации запрещается.

Адвокаты иностранных государств не допускаются к оказанию юридической помощи на территории Российской Федерации по вопросам, связанным с государственной тайной Российской Федерации.

54. Статус адвоката : понятие, порядок приобретение и приостановление

Статья 9. Приобретение статуса адвоката

1. Статус адвоката в Российской Федерации вправе приобрести лицо, которое имеет высшее юридическое образование, , либо ученую степень по юридической специальности. Указанное лицо также должно иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажировку в адвокатском образовании У лиц, высшее юридическое образование которых является впервые полученным высшим образованием, стаж работы по юридической специальности исчисляется не ранее чем с момента его получения

2. Не вправе претендовать на приобретение статуса адвоката и осуществление адвокатской деятельности лица:

1) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

2) имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления.

3. Решение о присвоении статуса адвоката принимает квалификационная комиссия адвокатской палаты субъекта Российской Федерации после сдачи лицом, претендующим на приобретение статуса адвоката, квалификационного экзамена.

4. В стаж работы по юридической специальности, необходимой для приобретения статуса адвоката, включается работа:

1) в качестве судьи;

2) на требующих высшего юридического образования государственных должностях в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органах;

3) на требовавших высшего юридического образования должностях в существовавших до принятия действующей Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, РСФСР и Российской Федерации, находившихся на территории Российской Федерации;

4) на требующих высшего юридического образования муниципальных должностях;

5) на требующих высшего юридического образования должностях в органах Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации;

6) на требующих высшего юридического образования должностях в юридических службах организаций;

7) на требующих высшего юридического образования должностях в научно-исследовательских учреждениях;

8) в качестве преподавателя юридических дисциплин в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования и научных организациях;(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)9) в качестве адвоката;

10) в качестве помощника адвоката;

11) в качестве нотариуса.

5. Адвокат вправе осуществлять адвокатскую деятельность на всей территории Российской Федерации без какого-либо дополнительного разрешения.

6. Иностранные граждане и лица без гражданства, получившие статус адвоката в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, допускаются к осуществлению адвокатской деятельности на всей территории Российской Федерации в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статья 10. Допуск к квалификационному экзамену

1. Лицо, отвечающее требованиям пунктов 1 и 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, вправе обратиться в квалификационную комиссию адвокатской палаты субъекта Российской Федерации с заявлением о присвоении ему статуса адвоката.(п. 1 в ред. Федерального закона от 20.12.2004 N 163-ФЗ)

2. Претендент помимо заявления представляет в квалификационную комиссию копию документа, удостоверяющего его личность, анкету, содержащую биографические сведения, копию трудовой книжки или иной документ, подтверждающий стаж работы по юридической специальности, копию документа, подтверждающего высшее юридическое образование либо наличие ученой степени по юридической специальности, а также другие документы в случаях, предусмотренных законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре.

Предоставление недостоверных сведений может служить основанием для отказа в допуске претендента к квалификационному экзамену.

3. Квалификационная комиссия при необходимости организует в течение двух месяцев проверку достоверности документов и сведений, представленных претендентом.

4. После завершения проверки квалификационная комиссия принимает решение о допуске претендента к квалификационному экзамену.

5. Решение об отказе в допуске претендента к квалификационному экзамену может быть принято только по основаниям, указанным в настоящем Федеральном законе. Решение об отказе в допуске к квалификационному экзамену может быть обжаловано в суд.

Статья 11. Квалификационный экзамен

3. Претендент, не сдавший квалификационного экзамена, допускается к повторной процедуре сдачи квалификационного экзамена, установленной настоящим Федеральным законом, не ранее чем через год.(п. 3 в ред. Федерального закона от 20.12.2004 N 163-ФЗ)

Статья 12. Присвоение статуса адвоката

1. Квалификационная комиссия в трехмесячный срок со дня подачи претендентом заявления о присвоении ему статуса адвоката принимает решение о присвоении либо об отказе в присвоении претенденту статуса адвоката.

Решение квалификационной комиссии о присвоении претенденту статуса адвоката вступает в силу со дня принятия претендентом присяги адвоката.

2. Квалификационная комиссия не вправе отказать претенденту, успешно сдавшему квалификационный экзамен, в присвоении статуса адвоката, за исключением случаев, когда после сдачи квалификационного экзамена обнаруживаются обстоятельства, препятствовавшие допуску к квалификационному экзамену. В таких случаях решение об отказе в присвоении статуса адвоката может быть обжаловано в суд.

3. Статус адвоката присваивается претенденту на неопределенный срок и не ограничивается определенным возрастом адвоката.

Статья 13. Присяга адвоката

1. В порядке, установленном адвокатской палатой, претендент, успешно сдавший квалификационный экзамен, приносит присягу следующего содержания:

2. Со дня принятия присяги претендент получает статус адвоката и становится членом адвокатской палаты.

Статья 14. Реестры адвокатов

1. Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области юстиции (далее - территориальный орган юстиции) ведет реестр адвокатов субъекта Российской Федерации (далее - региональный реестр).

2. Территориальный орган юстиции ежегодно не позднее 1 февраля направляет в адвокатскую палату копию регионального реестра. О внесении изменений в региональный реестр территориальный орган юстиции уведомляет адвокатскую палату соответствующего субъекта Российской Федерации в 10-дневный срок со дня внесения указанных изменений.

Статья 16. Приостановление статуса адвоката

1. Статус адвоката приостанавливается по следующим основаниям:

1) избрание адвоката в орган государственной власти или орган местного самоуправления на период работы на постоянной основе;

2) неспособность адвоката более шести месяцев исполнять свои профессиональные обязанности;

3) призыв адвоката на военную службу;

4) признание адвоката безвестно отсутствующим в установленном федеральным законом порядке.

2. В случае принятия судом решения о применении к адвокату принудительных мер медицинского характера суд может рассмотреть вопрос о приостановлении статуса данного адвоката.

3. Приостановление статуса адвоката влечет за собой приостановление действия в отношении данного адвоката гарантий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, за исключением гарантий, предусмотренных пунктом 2 статьи 18 настоящего Федерального закона.

3.1. Лицо, статус адвоката которого приостановлен, не вправе осуществлять адвокатскую деятельность, а также занимать выборные должности в органах адвокатской палаты или Федеральной палаты адвокатов. Нарушение положений настоящего пункта влечет за собой прекращение статуса адвоката.(п. 3.1 введен Федеральным законом от 20.12.2004 N 163-ФЗ)

4. Решение о приостановлении статуса адвоката принимает совет адвокатской палаты того субъекта Российской Федерации, в региональный реестр которого внесены сведения об этом адвокате.

5. После прекращения действия оснований, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, статус адвоката возобновляется по решению совета, принявшего решение о приостановлении статуса адвоката, на основании личного заявления адвоката, статус которого был приостановлен.(в ред. Федерального закона от 20.12.2004 N 163-ФЗ)

5.1. Решение совета адвокатской палаты о приостановлении статуса адвоката или об отказе в возобновлении статуса адвоката может быть обжаловано в суд.(п. 5.1 введен Федеральным законом от 20.12.2004 N 163-ФЗ)

6. Совет адвокатской палаты в десятидневный срок со дня принятия им решения о приостановлении либо возобновлении статуса адвоката уведомляет об этом в письменной форме территориальный орган юстиции для внесения соответствующих сведений в региональный реестр, (в ред. Федерального закона от 20.12.2004 N 163-ФЗ)

Территориальный орган юстиции в 10-дневный срок со дня получения указанного уведомления вносит сведения о приостановлении либо возобновлении статуса адвоката в региональный реестр.

Статья 17. Прекращение статуса адвоката(в ред. Федерального закона от 20.12.2004 N 163-ФЗ)

1. Статус адвоката прекращается советом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, в региональный реестр которого внесены сведения об адвокате, по следующим основаниям:

1) подача адвокатом заявления о прекращении статуса адвоката в совет адвокатской палаты;

2) вступление в законную силу решения суда о признании адвоката недееспособным или ограниченно дееспособным;

3) смерть адвоката ;

4) вступление в законную силу приговора суда о признании адвоката виновным в совершении умышленного преступления;

5) выявление обстоятельств, предусмотренных пунктом 2 статьи 9 настоящего Федерального закона;

6) нарушение положений пункта 3.1 статьи 16 настоящего Федерального закона.

2. Статус адвоката может быть прекращен по решению совета адвокатской палаты субъекта Российской Федерации,

1) неисполнении или ненадлежащем исполнении адвокатом своих профессиональных обязанностей перед доверителем;

2) нарушении адвокатом норм кодекса профессиональной этики адвоката;

3) неисполнении или ненадлежащем исполнении адвокатом решений органов адвокатской палаты, принятых в пределах их компетенции;

4) установлении недостоверности сведений, представленных в квалификационную комиссию в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 10 настоящего Федерального закона;

5) отсутствии в адвокатской палате в течение четырех месяцев со дня наступления обстоятельств, предусмотренных пунктом 6 статьи 15 настоящего Федерального закона, сведений об избрании адвокатом формы адвокатского образования.

3. Лицо, статус адвоката которого прекращен, не вправе осуществлять адвокатскую деятельность, а также занимать выборные должности в органах адвокатской палаты или Федеральной палаты адвокатов. Нарушение положений настоящего пункта влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.

4. О принятом в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи решении совет в десятидневный срок со дня его принятия уведомляет в письменной форме лицо, статус адвоката которого прекращен

5. Решение совета адвокатской палаты, принятое по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 настоящей статьи, может быть обжаловано в суд.

Статья 18. Гарантии независимости адвоката

1. Вмешательство в адвокатскую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством, либо препятствование этой деятельности каким бы то ни было образом запрещаются.

2. Адвокат не может быть привлечен к какой-либо ответственности (в том числе после приостановления или прекращения статуса адвоката) за выраженное им при осуществлении адвокатской деятельности мнение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность адвоката в преступном действии (бездействии).

Указанные ограничения не распространяются на гражданско-правовую ответственность адвоката перед доверителем в соответствии с настоящим Федеральным законом.

3. Истребование от адвокатов, а также от работников адвокатских образований, адвокатских палат или Федеральной палаты адвокатов сведений, связанных с оказанием юридической помощи по конкретным делам, не допускается.

4. Адвокат, члены его семьи и их имущество находятся под защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принимать необходимые меры по обеспечению безопасности адвоката, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества.

5. Уголовное преследование адвоката осуществляется с соблюдением гарантий адвокату, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством.

Читайте также: