Коммуны и сеньоры в средневековье кратко

Обновлено: 05.07.2024

Первое описание коммуны - в тексте Roman de Rou, написанном около 1170 г. клириком Васом (Wace). Там говорится о восстании крестьян в Нормандии, которое произошло за 150 лет до того, около 1000 г., в начале правления герцога Ричарда II (996-1026). Крестьяне проводили собрания (parlementz), говорили о господстве землевладельцев, называли их врагами, давали совместные клятвы не терпеть над собой господина. "Мы такие же люди, как вы, - такие аргументы приводили крестьяне на своих парламентах, - с такими же частями тела и с такими же телесными качествами, мы чувствуем так же, и нам не хватает, пожалуй, только мужества". Крестьяне распространили всеобщий призыв присоединяться к этой клятве для защиты жизни и имущества присягнувших.
Были избраны отдельные искусные в речах крестьяне, делегаты, которые должны были разойтись по герцогству и созывать подобные собрания, брать клятвы с присоединившихся. Правда, всего этого не получилось - герцог приказал схватить мятежников, что и было исполнено: делегатам отрубили руки, ноги и языки и в таком виде отослали обратно в деревню. Первые депутаты.

Вас назвал то, что делали крестьяне - коммуной (vilein cumune faseient - крестьяне делают коммуну). Итак, собрание, клятва, одобрение участников, выбор делегатов. 1000 г. Представительная власть. Это появляется до того, как такие формы возникли в судебной практике или ученом праве.

Историки права сомневаются - и полагают, что это литературная фикция, то есть Вас то ли выдумал все, то ли описал события 1000 г. на своем языке, языке 12 в., добавив реалии, которых не было в 10 в. Эксле сопоставляет рассказ Васа с тем, что известно о городских коммунах 1100 г. (коммуны Ле Мана, Лаона) - по рассказу Гвиберта Ножанского и уставам коммуны Валенсьена от 1114 г. Вывод: сходны как формы, в которых облекается коммуна, так и условия возникновения: разрушение общественного мира, социальная дезорганизация, и коммуна появляется с целью восстановить мир и безопасность. В Ле Мане - Вильгельм Завоеватель покинул страну - множество претендентов на престол требовали разные налоги, возникла дезорганизация. То же в Лоане.

Принесение клятвы, взаимопомощь как цель объединения, соглашение об особом правопорядке, созыв вооруженных отрядов. В источниках после 1100 г. такие вещи назывались communitas, communio, communia, coniuratio, conspiratio. Гвиберт Ножанский относится к явлению неприязненно (как и Васа), называл эти коммуны делом неприличным и новым (novum ac pessimum nomen).

Эксле делает вывод - у Васы была не литературная фикция. А лексика? Может быть, Васа назвал происходившее в 10 веке - новыми словами, относящимися к 12 в.? В 1070 г. Вильгельм из Жюмьежа писал о том же - но слова "коммуна" не использовал. Но тоже говорил о собраниях крестьян и выборе ими делегатов. По деталям - рассказывал ту же историю про крестьян Ричарда, порубленных делегатов.

Еще Эксле говорит, что в силу определенный причин внимание историков сосредоточено на вещах нереальных - социальных слоях и сословиях (рыцарство, аристократия, крестьяне и т.п.) а ведь этого, по сути, нет - это способ описания реальности, а не реальность, а есть - такие вот группы, социальные группы, которые столь же реальны, как и индивиды. И - может быть, изучать все же реальное, общество, состоящее из индивидов и реальных групп, а не из слоев и сословий? По мнению Эксле, при описании на языке соцгрупп средневековое общество приобретает много более современные черты, чем принято считать. (Тут вспоминается Гуревич - индивидуализм документирован поэзией исландских скальдов в высокое средневековье). Группы на основе добровольных и сознательных решеий индивида. а вовсе не традиционные общины и гемейншафты.

Эксле выдвигает очень радикальную идею - а не являются ли сословия - развитием идеи социальных групп? Бюргерство и городская коммуна наследуют формы от сельских коммун - может, и другие сословия можно объяснить как "абстрагирование" реальных групповых отношений и применение этих абстракций для объяснения общества.

Более того. Есть и еще одна крайне интересная дорожка, выводящая к запутаннейшему вопросу о происхождении нового времени и капитализма. Есть публикация Майера (Blickle P. (Hg.) 1996. Theorien kommunaler Ordnung in Europa) - ислам не знает принципа общины. То же в Византии - там не было ни гильдий, ни коммун. Навскидку: эти групповые клятвенные объединения возникают при вакууме верховной власти, когда власть не справляется с функциями поддержания порядка и людям приходится делать это своими руками. Причем власти такая помощь очень не нравится - и она, если может, отрезает помощникам руки-ноги-язык. А "на востоке" власть обычно. если и не могла поддерживать достаточный порядок, то всегда успевала отрезать руки. Другая книга - Wild S. 2001. Mensch, Prophet und Gott im Koran. Muslimische Exegeten des 20. Jahrhunderts und das Menschenbild der Moderne - в исламе была лишь общность "всех мусульман", частных общин не было. В античности общины были, но много менее развитые, чем в Средние века.

На западе, видимо - не всегда успевала. Вот языки и распоясались до такой степени, что аж новое время выболтали. Множились ассоциации, объединения, союзы, общины - так что со временем стали привычными (для властей и для прочих людей) формами общежития, создаваемые сотни раз "культуры" слились в особенную культуру западного общежития.

Коммуны проложили путь Новому времени.

Аж с 8 века закладывались основы этой культуры - принцип добровольности, равенства, автономного регулирования структуры союза, деятельность через формализацию, институционализацию, дифференциацию функций.

1) Средневековая городская сис­те­ма са­мо­управ­ле­ния. Сло­жи­лась в хо­де ком­му­наль­но­го дви­же­ния X-XIII веков во мно­гих го­ро­дах (Ита­лии, Ни­дер­лан­дов, Гер­ма­нии, Фран­ции и др.), до­бив­ших­ся той или иной сте­пе­ни не­за­ви­си­мо­сти от сень­о­ра и лич­ной сво­бо­ды сво­их гра­ж­дан. Часть го­ро­дов-ком­мун, по­лу­чив пра­во на фор­ми­ро­ва­ние вы­бор­ных ор­га­нов, со­хра­ня­ла вас­саль­ную за­ви­си­мость от сво­его сень­о­ра и про­дол­жа­ла вы­пла­чи­вать ему еже­год­ную рен­ту, вы­став­лять в слу­чае вой­ны не­боль­шой во­енный от­ряд. Дея­тель­ность вы­бор­ных ор­га­нов коммуны так­же не­ред­ко кон­тро­ли­ро­ва­лась пред­ста­ви­те­ля­ми сень­о­ра. Многие го­ро­да Северной и Средней Ита­лии (Ми­лан, Фло­рен­ция, Лук­ка, Пе­руд­жа и т.д.) до­би­лись пол­ной са­мо­стоя­тель­но­сти и пре­вра­ти­лись в го­ро­да-го­су­дар­ст­ва. Не­ко­то­рые коммуны вы­сту­па­ли в ро­ли кол­лек­тив­но­го сень­ора по от­но­ше­нию к кре­сть­я­нам, жив­шим на при­мы­кав­ших к го­ро­дам тер­ри­то­ри­ях. Пра­ва го­ро­дов-ком­мун, как пра­ви­ло, фик­си­ро­ва­лись в осо­бых хар­ти­ях и но­си­ли ха­рак­тер им­му­ни­тет­ных при­ви­ле­гий (см. Им­му­ни­тет). Обо­ст­ре­ние со­ци­аль­ных и меж­кла­но­вых про­ти­во­ре­чий в XIII-XIV веках (например, вос­ста­ние чом­пи во Фло­рен­ции 1378 года) спо­соб­ст­во­ва­ло из­ме­не­нию по­ли­тического уст­рой­ст­ва го­ро­дов-ком­мун и ста­нов­ле­нию синь­о­рии.

2) В ря­де стран Ев­ро­пы, а так­же бывших французских ко­ло­ни­ях - низ­шая административно-территориальная еди­ни­ца.

3) Фор­ма со­вме­ст­ной жиз­ни лю­дей, ос­но­ван­ная на обоб­ще­ст­в­ле­нии их иму­ще­ст­ва и тру­да.

Поначалу интересы города и феодала — владельца земли — совпадали. Молодой город получал защиту, а сеньор — доходы, причём они обычно превышали доходы от крестьянских хозяйств. Но вот город разрастался, обзаводился стенами и собственным ополчением и уже сам мог себя защитить. Теперь он желал стать независимым.

1626px-Southampton_-_mur_medieval_02.jpg

Но не тут-то было! Кто же откажется от такого источника доходов? Начиналась борьба между городом и сеньором. Иногда город просто платил выкуп и получал независимость, но бывало, что дело доходило до вооружённых столкновений.

Избирался городской совет , возглавляемый мэ́ром . В него входили представители разных слоёв населения, хотя большинство голосов всё же принадлежало богатым и знатным семьям.

В средневековые времена, большинство городов начинали формироваться на землях, которые принадлежали феодалам, соответственно они должны были подчинятся своему феодалу. В большинстве случаев, большая часть населения такого города состояла из служащих сеньора. Также в таком городе часто проживали крестьяне, которые издавна заселяли эти земли, крестьяне, которые сбежали от своего феодала или были отпущены им. В таких ситуациях, они полностью зависели от городского сеньора. В его руках находилась вся власть над городом, а сам город был его вассалом коллективного типа или же попросту держателем. Такой сеньор получал огромные прибыли от городской торговли.

Благодаря тому, что каждый сеньор хотел получить максимальный доход от своего города, стало стремительно развиваться коммунальное движение. Таким образов в период времени с 10 по 1 век, шла неумолимая борьба между сеньорами и их городами. Сперва все горожане стремились бороться за то, чтобы сеньор освободил их от самых грозных форм гнета феодального строя. Они просили сократить поборы, которые регулярно собирал сеньор, а также стремились получить любые привелегии в отношении свободной торговли. За этими требованиями незамедлительно последовали политические вопросы. Крестьяне стали выдвигать свои органы городского самоуправления, которые могли бы следить за их правами. Конечным исходом таких революций была степень независимости крестьян от их сеньора, а также политический строй города и его экономическая сторона. Такая борьба происходила не по отношению ко всей системе феодального строя, а только к определённым сеньорам.

В некоторых случаях, многие горожане могли получить вольность или некоторые привелегии, за определённую денежную плату, которая фиксировалась в хартиях города. А в остальных случаях, данные привелегии удавалось получать только путём проведения военных действий, которые могли затягиваться на долгое время. В такие битвы зачастую вступали императоры, крупные феодалы, и даже короли. Такая борьба, частенько переплеталась с остальными конфликтами в стране, и отчасти становилась жизнью политической стороны сей Европы.

В период времени с начала 9 века по середину 12 века, на землях Южной Франции, горожане смогли добиться своей независимости без единой пролитой капли крови. Тулузские графы и графы других земель, в большинстве случаев являлись не просто сеньорами, а правителями целых огромных государств. Такие правители старались как можно больше развивать свои города, поэтому они давали вольности своим горожанам и старались не препятствовать их самостоятельности. Но они пристально следили за тем, чтобы коммуны не смогли стать мощными и сильными, ведь в таком случае, они получили бы полную независимость. На протяжении целого столетия, город под названием Марсель имел независимость аристократической республики. Но уже ближе к концу 13 века, его удалось взять под свой контроль графу Карлу Анжуйскому. Он поставил во главе правительства своего наместника и благодаря ему стал получать всю прибыль от городского оборота.

Большинство городов Италии, Флоренции, Венеции и многих других стран, начиная с 11 и заканчивая 12 веком, стали не просто городами, а целыми государствами. Это отлично показывает наглядный пример коммунальной борьбы между государствами. В середине 11 века, власть над городом стала принадлежать не графу, а епископу. Он мог управлять делами страны, благодаря постоянной поддержке семей аристократов. На протяжении всего 11 века, большинство горожан участвовали в войне против своих сеньоров. А ближе к концу века, эта война постепенно переросла в борьбу против епископа. Городские повстанцы, старались нападать на клириков и грабить и разрушать из жилища. Государи страны также были втянуты в это. И только после этих войн, город смог добиться статуса коммуны. Во главе этой коммуны, встали представители привилегированных семей из кругов феодалов. Строй аристократического типа, также не смог удовлетворить требования горожан и борьба вновь продолжилась.

Читайте также: