Коммуникационные стили в менеджменте кратко

Обновлено: 05.07.2024

Под коммуникационным стилем принято понимать способ привычного построения межличностной коммуникации для конкретного индивида. Понимание различий между разными коммуникационными стилями помогает построить эффективное взаимодействие с любым индивидом.

Межличностное коммуникационное взаимодействие принято измерять с помощью двух переменных факторов:

  • Открытость к взаимодействию (желание высказывать свою точку зрения);
  • Видение обратной связи (желание получать ответную реакцию).

В первом случае измеряется то, насколько индивид раскрывается в коммуникационном процессе для того, чтобы получить обратную связь от своих оппонентов.

Во втором случае происходит измерение того, насколько индивид готов взаимодействовать с другими, обмениваться мнениями и чувствами.

На основе этих переменных можно построить схему, в которой выявляются различные коммуникативные стили.

В этой схеме по вертикали располагаются переменные первого измерения, а по горизонтали – второго:

Итак, вертикаль означает открытость, а горизонталь – адекватность обратной связи.

  • При большой разнице компетенций, когда предпочтительнее не тратить время на лишние объяснения индивиду с низкой компетенцией.
  • При существовании конфликта, когда стратегической ошибкой будет сообщать о своем мнении и решении оппоненту.

Во всех остальных случаях закрытая коммуникация вызывает больше вопросов, особенно к компетенции и профессиональной подготовке индивида.

Индивид, который практикует данный стиль, выглядит более компетентным и профессиональным, так как демонстрирует отличные навыки в межличностном общении.

Эффективная коммуникация – это способность оппонента уяснить суть дела правильно, сформировать точку зрения на его счет и понять, что требуется конкретно от него при исполнении задания.

Модель управленческих коммуникаций

На основе научных исследований была разработана модель управленческих коммуникаций, в которой определяются формы коммуникационного взаимодействия руководителем.

В модели присутствуют:

  • Гуманист-коммуникатор
  • Неформальный созидатель
  • Формальный контролер
  • Механический изоляционист

В случае гуманиста-коммуникатора процесс взаимодействия в рамках общения с подчиненными происходит по вертикали и горизонтали, и деятельность этого типа руководителя направлена на людей.

Неформальный созидатель склонен общаться спонтанно, и его деятельность направлена на развитие рабочих и творческих навыков подчиненных.

Формальный контролер коммуницирует исключительно в рамках формальности. Склонен к контролю и мониторингу деятельности подчиненных.

Механический изоляционист практически не поддерживает общение, а если оно происходит, то имеет формальную окраску.

Коммуникативные роли в межличностных коммуникациях

С помощью научных исследований было выявлено такие типы межличностной коммуникации:

  • Сторож
  • Связной
  • Лидер мнений
  • Космополит
  • Изолят

Сторожами принято называть тех, кто в курсе любой информации, проходящей мимо них и циркулирующей в компании. Именно они отфильтровывают неважное от важного, и доносят до коллег саму суть новостей.

Связные находятся в центре информационного обмена между двумя и более группами внутри организации. Они могут, как помогать общению внутри компании, так и стопорить его, так как они находятся ключевым звеном при обмене информацией между группами.

Индивиды, которые пользуются авторитетом у коллег, являются лидерами мнений. Их слово весомо и становится решающим в обсуждениях и дискуссиях. Они часто контактируют с руководством от имени других сотрудников.

Космополиты имеют множество внешних связей и часто приносят новые идеи в компанию.

Изоляты, в свою очередь, практически не участвуют в жизни организации и являются наименее эффективными сотрудниками в том числе из-за своей изоляции от коллектива.

Если в компании эффективно выполняются все коммуникационные роли, то она крепко стоит на ногах и ее жизнеспособности ничего не угрожает. В то же время руководители должны поддерживать коммуникативную составляющую в коллективе для нормального функционирования компании.

Коммуникационный стиль представляет собой способ, с помощью которого индивиды предпочитают строить с другими коммуникационное взаимодействие. Понимание стилей помогает определить то, как вести себя и чего можно ждать от поведения, связанного с конкретным стилем.

В основе измерения межличностной коммуникации – 2 переменные:

  1. открытость в коммуникации (или желание высказываться);
  2. адекватность обратной связи (или желание получать ответы).

Первое измерение – это степень раскрытия себя в коммуникации для других с целью получения от них ответной реакции, в особенности их реакции, показывающей то, как воспринимают они нас и действия наши. Второе измерение характеризует степень, с которой делятся люди с другими своими мыслями о них и чувствами. Построив на данной базе матрицу, где по вертикали откладывается первое измерение, по горизонтали – второе, можно классифицировать несколько стилей межличностной коммуникации (рис.1).

Коммуникационные стили

Рис 1. Коммуникационные стили

Использование закрытой коммуникации оправданно в некоторых случаях:

Во втором квадранте коммуникационный стиль индивидов может быть охарактеризован как открытие себя. Такой стиль характеризуется высокой степенью открытости другим себя, но низкой обратной связью со стороны индивида, использующего данный стиль. Открытие себя в таком случае измеряется диапазоном от среднего до максимального. Отметим, что данный стиль страдает от того, что нередко реакция других остается без обратной связи или адекватного ответа со стороны в его вызывающего индивида.

В третьем квадранте коммуникационный стиль обусловлен защитой себя и, как из матрицы видно, характеризуется низкой степенью открытости при высоком уровне обратной связи. Он используется с целью того, чтобы узнать лучше других или оценить их более правильно. Обычно индивиды, использующие этот стиль, для других мало открыты, но любят других обсуждать. Они любят о себе слушать, но обсуждать свои качества, особенно плохие, с другими не любят.

В четвертом квадранте коммуникационный стиль индивида характеризуется как открытое общение или как реализация себя и характеризуется максимальной открытостью, но и наибольшей обратной связью. Открытое общение– это умение и желание полно выразить свою точку зрения и готовность учитывать позиции других. При открытой позиции коммуникатор объявляет, открыто себя сторонником определенного точки зрения, оценивает разные факты в подтверждение данной точки зрения. Такие коммуникации являются эффективными, если имеется сопоставимость, но не тождественность предметной позиции (обмен мнениями).

Однако неверно думать, что какой–либо один из описанных коммуникационных стилей является наиболее эффективным. Но практика эффективной коммуникации свидетельствует о том, что стилем, при котором индивид себя реализует, является более желательным и используется в наибольшем количестве ситуаций. Владение этим стилем - настоящее достоинство. В отношении применения других стилей важно понять проблему эффективной обратной связи, умение слушать других и раскрывать себя, поскольку поведение человека в разных ситуациях определяется целью и задачами, которые при коммуникативном воздействии решаются.

Модель управленческих коммуникаций

На базе конкретных исследований сформулирована модель управленческих коммуникаций, которая определяет формы осуществления коммуникаций менеджером. В данную модель входят:

  1. Гуманист-коммуникатор
  2. Неформальный созидатель
  3. Формальный контролер
  4. Механический изоляционист

Гуманист-коммуникатор осуществляет в рамках организационной иерархии активный процесс коммуникации как сверху вниз, так и снизу вверх, и больше склонен к деятельности, имеющей ориентацию на людей.

Механический изоляционист общается мало и крайне редко, а при общении - достаточно формален.

Неформальный созидатель реализует по всем направлениям спонтанные коммуникации и склонен к деятельности, направленной на развитие его подчиненных.

Формальный контролер осуществляет запланированные заранее формальные коммуникативные взаимодействия и склонен к деятельности по мониторингу и контролю.

Коммуникативные роли в межличностных коммуникациях

Ряд специалистов выделяют следующие коммуникативные роли в межличностных коммуникациях:

  • сторож,
  • связной,
  • лидер мнений,
  • космополит,
  • изолят.

Итак, адекватное выполнение описанных выше коммуникационных ролей существенно повышает жизнеспособность организаций. Дальновидное руководство поддерживает коммуникативную активность их, обеспечивающую полноценное функционирование неформальной структуры организации.

Коммуникационный стиль - это способ, с помощью которого индивид предпочитает строить коммуникационное взаимодействие с другими.

Существует много различных стилей, используемых людьми в межличностной коммуникации, так же как и много подходов к определению этих стилей. Знание стилей помогает определить то, как себя вести и чего можно ожидать от поведения, связанного с определенным стилем.

За основу измерения межличностной коммуникации можно взять такие две переменные, как открытость по отношению к другим и адекватность обратной связи.

Первое измерение включает открытие или раскрытие себя для других и принятие ответной реакции от других, особенно их реакции, показывающей то, как они воспринимают нас и наши действия.

Второе измерение показывает степень, с которой люди делятся с другими своими мыслями и чувствами о них.

Можно выделить пять стилей межличностной коммуникации:

Открытие себя: Этот стиль характеризуется:

высокой степенью открытости себя другим,

низким уровнем обратной связи со стороны индивида, использующего этот стиль.

Открытие себя в этом случае измеряется в диапазоне от среднего до максимального. Индивид идет на это, концентрируя тем самым внимание на себя, чтобы вызвать реакцию других на свое поведение.

К сожалению, этот стиль страдает тем, что реакция других нередко остается без адекватного ответа или обратной связи со стороны вызывающего его индивида. Принимая реакцию других на свое поведение близко к сердцу, использующий данный стиль индивид может проявлять необузданные эмоции, мало способствующие установлению эффективных отношений между коммуницирующими сторонами.

Реализация себя: Характеризуется как максимальной открытостью, так и максимальной обратной связью. В идеальных условиях этот стиль является желательным, но ситуационные факторы (политика организации, разница в статусе, и т.п.) могут побудить индивида, владеющего этим стилем, отказаться от него.

Замыкание в себе, т.е. одноврменно низкий уровень открытости и низкий уровень обратной связи. Индивид в этом случае как бы изолирует себя, не давая другим познать его. Крайность в проявлении этого стиля связана со скрытием своих идей, мнений, расположении и чувств к другим.

Защита себя: Характеризуется низким уровнем открытости, но высоким уровнем обратной связи. Он широко используется для того, чтобы лучше узнать других или более правильно оценить их. Обычно индивиды, использующие данный стиль, мало открыты для других, но любят осуждать других. Они любят слушать о себе, но не любят обсуждать свои качества, особенно плохие, с другими.

Торговля за себя: Характеризуется умеренной открытостью и обратной связью, обмениваемыми в процессе межличностной коммуникации. Это индивиды, “продающие” себя, если другие делают то же самое.

Было бы неверно думать, что какой-то один из названных коммуникационных стилей является желательным. Однако практика эффективной коммуникации свидетельствует, что стиль, при котором индивид реализует себя, более желателен и используется в большем количестве ситуаций. Владение таким стилем является настоящим достоинством. В отношении использования других стилей важно понять проблемы эффективной обратной связи, умение раскрыть себя и умение слушать других.

Рис. 9.3. Образцы коммуникационных сетей в группах

Рис. 9.3. Образцы коммуникационных сетей в группах

Знание типов коммуникационных сетей особенно важно для понимания отношений власти и контроля в организации. Известно, что сокрытие или централизация информации поддерживают властные отношения.

1.4. Коммуникационные стили

Коммуникационный стиль — это способ, с помощью которого индивид предпочитает строить коммуникационное взаимодействие с другими. Существует много различных стилей, используемых людьми в межличностной коммуникации,.так же как и много подходов к определению этих стилей. Знание стилей помогает определить то, как себя вести и чего можно ожидать от поведения, связанного,с определенным стилем.

За основу измерения межличностной коммуникации можно взять такие две переменные, как открытость в коммуникации и адекватность обратной связи. Первое измерение включает степень открытия или раскрытия себя в коммуникации для других в целях получения ответной реакции от них, особенно их реакции, показывающей то, как они воспринимают нас и наши действия. Второе измерение показывает степень, с которой люди делятся с другими своими мыслями и чувствами о них. Построив на этой основе матрицу, где по вертикали будет отложено первое измерение, а по горизонтали — второе, можно выделить пять стилей межличностной коммуникации (рис. 9.4).

Коммуникационный стиль индивидов в первом квадранте может быть определен как открытие себя. Этот стиль характеризуется высокой степенью открытости себя другим, но низким уровнем обратной связи со стороны индивида, использующего этот стиль. Открытие себя в этом случае измеряется в диапазоне от среднего до максимального. Индивид идет на это, концентрируя тем самым внимание на себе, чтобы вызвать реакцию других на свое поведение. К сожалению, данный стиль страдает тем, что реакция других нередко остается без адекватного ответа или обратной связи со стороны вызывающего его индивида. Принимая реакцию других на свое поведение близко к сердцу, использующий данный стиль индивид может проявлять необузданные эмоции, мало способствующие установлению эффективных отношений между коммуницирующими сторонами.



. 203204205206207208209210211212213214215216217.
209 |Коммуникационные сети - Менеджмент 211 |Невербальная коммуникация - Менеджмент
Разделы библиотеки
Книги по микроэкономике

Книги по бюджетированию (34)

Финансовый анализ (8)

Книги по финансовому менеджменту (52)

Книги по управлению предприятием (63)

Книги по управлению персоналом (41)
Книги по экономике

Книги по экономической теории (26)

Книги по финансовому менеджменту (10)

ИТ и коммерция (6)

Книги по менеджменту (66)

Банк, страхование (2)

Книги по рынку Форекс (20)

Книги по финансам и кредиту (10)

Книги по бухгалтерскому учету и аудиту (6)

Книги по истории экономики (3)

Книги по маркетингу, рекламе и PR (7)

Экономика России (8)

Организационная коммуникация. Структуры и практики

Организационная коммуникация. Структуры и практики Организационная коммуникация - это новая тема для нашего читателя. Прежде всего, интересен подход - применение научной лингвистики в организационной практике. Организационная коммуникация является важным элементом работы организаций, поскольку информирует и направляет действия людей в организации. Организационная коммуникация часто выходит за рамки формальных правил, должностных инструкций, ее относят к чему-то скрытому - слухам, корпоративным мифам. Таким образом, попятно, что организационная коммуникация, фактически - это способ формирования не только деятельности, а и корпоративной культуры, ценностей и стратегий. Вот почему эта книга будет интересна не только специалистам по прикладной лингвистике, теории коммуникации, организационной психологии, но и практикам, которые хотят разобраться в этой проблеме.

Комплексная защита информации на предприятии

Комплексная защита информации на предприятии Учебник является универсальным изданием, в котором изложены теоретические основы комплексного организационного, правового и научно-методического обеспечения деятельности по охране конфиденциальности информации. В книге раскрываются угрозы интересам коммерческой организации и система построения ее безопасности, обобщается опыт защиты информации, рассматривается методика определения степени конфиденциальности информации и система мер по установлению режима коммерческой тайны. Дается характеристика нарушений режима коммерческой тайны, причин и обстоятельств, им способствующих, и мер по их предупреждению в сфере обращения информации. Исследуются система и методы контроля, организация и методика аналитических исследований в сфере обращения коммерчески значимой информации. Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических факультетов и вузов, руководителей организаций, специалистов с высшим образованием по техническим и экономическим специальностям, изучающих коммерческое и.

Коммуникация и пиар в организации

Коммуникация и пиар в организации Коммуникация - это основа социального взаимодействия. Именно она является тем инструментом, с помощью которого люди создают все виды социальных структур, которые существуют длительное время, имеют цели, культуру, миссию. Интересно, что в наше время люди все чаще планируют на короткий срок. Как будет протекать краткосрочное и долгосрочное развитие организаций, и как это повлияет на роль и задачи отдела внутриорганизационной коммуникации в будущем? Ответы на этот, а также на целый ряд других вопросов читатель сможет найти в этой современной, "свежей" и новой книге, а именно: как создать отдел внутриорганизационной коммуникации, как корректно составлять самые различные планы, как организовать коммуникацию между отделами и филиалами организации, как эффективно координировать и направлять информационные потоки, какие медиасредства для этого использовать, как отследить возникновение слухов и разработать методы их предотвращения. То есть, как организовать отдел, который сможет "организовать".

Массовые коммуникации и медиапланирование

Массовые коммуникации и медиапланирование В рамках учебного пособия рассматривается широкий спектр подходов к определению понятия коммуникации. Ретроспективный анализ формирования теоретических знаний о коммуникации позволяет проследить все этапы развития зарубежной и российской коммуникативистики. Особое внимание уделяется изучению составных частей процесса коммуникации, в частности, средствам массовой информации, подробный анализ которых позволяет определить их значимость как носителей рекламной информации и их новые социальные функции, которые они в связи с этим приобретают. В ходе изложения современных тенденций массово-коммуникационных процессов рассматриваются актуальные проблемы современного информационного общества. Учебное пособие "Массовые коммуникации и медиапланирование" предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся в области коммуникации, маркетинга, рекламы и связей с общественностью.

Экономика и менеджмент некоммерческих организаций

Экономика и менеджмент некоммерческих организаций Учебник "Экономика и менеджмент некоммерческих организаций" посвящен актуальной тематике, которой уделяют все большее внимание в России. Развитие некоммерческих организаций в стране делает необходимым изучение особенностей их функционирования. В учебнике представлены различные аспекты экономики и менеджмента некоммерческих организаций. Большое внимание уделяется государственной и налоговой политике в отношении некоммерческих организаций. Кроме того, дается характеристика ресурсов некоммерческих организаций на основе анализа российского и зарубежного опыта. Отдельно рассматривается ценовая политика на услуги некоммерческих организаций. Значительная часть материала посвящена планированию и оценке деятельности некоммерческих организаций. Учебник представляет большой интерес для студентов гуманитарных вузов, обучающихся по специальности "Государственное и муниципальное управление", "Социальный менеджмент", "Экономика социально-культурной сферы", "Менеджмент в социальной.

Учетно-аналитическая информация в управлении организацией

Учетно-аналитическая информация в управлении организацией В монографии освещены основные теоретические положения, раскрывающие содержание категорий "учетно-аналитическая информация" и "организация", исследована и уточнена роль учетно-аналитической информации в организационной системе управления. В работе выявлены ключевые аспекты повышения роли учетно-аналитической информации в достижении главной цели управления организацией - обеспечении ее безопасности и устойчивости. Рекомендуется студентам, аспирантам, слушателям системы послевузовского образования, практикующим бухгалтерам, собственникам и руководителям организаций.

Продвижение. Система коммуникации между предпринимателями и рынком

Продвижение. Система коммуникации между предпринимателями и рынком Перед Вами книга профессора кафедры маркетинга Краковской Экономической Академии. Тема книги - организация маркетинговой коммуникации с помощью системного и интегративного подхода к маркетинговой политике. Для нас особенно ценен опыт Польши в этом вопросе, так как в этой стране эффективно осуществили переход от плановой к рыночной модели экономики. В книге, что интересно, процесс маркетинговой коммуникации рассмотрен с позиции клиента и его восприятия информации. Работа Яна Виктора представляет новаторскую попытку более глубокого анализа роли продвижения в жизненном цикле организаций. Эта книга полезна для руководителей организаций разного уровня, а также специалистов в области маркетинга как в практике, так в обучении и науке.

Теория и практика организации для психологов и экономистов

Теория и практика организации для психологов и экономистов Автор этого учебника консультирует многие компании по всему миру и ряд правительственных организаций. Работы профессора Дафта по теории организаций - одни из самых авторитетных в этой области в США. Перед вами одна из таких работ. Этот учебник включает в себя фундаментальные знания об организациях: их структуре, эффективности, об окружающей среде, инновациях и изменениях, размере и жизненном цикле организации, технологии, корпоративной культуре, принятии решений, власти и политике. Задача этого учебника - кратко и точно описать идеи и понятия, лежащие в основе теории и строения организаций. Книга адресована психологам, экономистам, менеджерам всех уровней, предпринимателям, а также всем, кто желает знать, по каким законами "живет" организация.

Менеджер и организация

Менеджер и организация О чем эта книга И компании и некоммерческие структуры должны эффективно работать, живя в плохо предсказуемых и постоянно меняющихся условиях. Поэтому им нужен не просто руководитель, а менеджер, владеющий специфическими знаниями и навыками менеджмента в организациях. Из книги, посвященной как раз этим компетенциям, вы узнаете: Об организации как явлении природы, о хаосе, синергии и самоорганизации. Об организации изнутри, об особенностях людей и их ролей в организации. Об организации вовне, кому и зачем нужна организация, что в ее продукте важно потребителю и как делать что-нибудь полезное хорошо. О ключевом менеджерском навыке - "способности правильно диагностировать дискомфортные ситуации, выходить на "корень зла" и находить наиболее рациональные способы решения сформулированных проблем" (предлагается универсальный инструмент). О значительных ресурсах, которые сразу высвобождаются, если перестать делать то, чего делать вообще не.

Менеджер и организация

Менеджер и организация О чем эта книга И компании и некоммерческие структуры должны эффективно работать, живя в плохо предсказуемых и постоянно меняющихся условиях. Поэтому им нужен не просто руководитель, а менеджер, владеющий специфическими знаниями и навыками менеджмента в организациях. Из книги, посвященной как раз этим компетенциям, вы узнаете: Об организации как явлении природы, о хаосе, синергии и самоорганизации. Об организации изнутри, об особенностях людей и их ролей в организации. Об организации вовне, кому и зачем нужна организация, что в ее продукте важно потребителю и как делать что-нибудь полезное хорошо. О ключевом менеджерском навыке - "способности правильно диагностировать дискомфортные ситуации, выходить на "корень зла" и находить наиболее рациональные способы решения сформулированных проблем" (предлагается универсальный инструмент). О значительных ресурсах, которые сразу высвобождаются, если перестать делать то, чего делать вообще.

Читайте также: