Коммуникационные аспекты эволюции культуры кратко

Обновлено: 08.07.2024

Культуравсякого сообщества людей представляет со­бой, во-первых, культурное наследие,т. е. совокупность искусственных социальных смыслов (культурных ценно­стей), как овеществленных (изделия), так и неовеществ­ленных (идеи); во-вторых, деятельность по созданию, хра­нению, распространению и освоению культурных ценно­стей, называемую культурной деятельностью.Короче: культура = культурное наследие + культурная деятель­ность. Культурная деятельность, в свою очередь, является суммой: творчество(создание культурных ценностей) + социальная коммуникация(хранение и распространение созданных ценностей) + практическое использование(освоение) этих ценностей. Таким образом, социальная коммуникация — необходимый аспект, неотъемлемая часть культуры, и эволюция человеческой культуры есть в то же время социально-коммуникационная эволюция.

Эволюцию культуры можно представить в виде сле­дующих пяти стадий, где неизменно присутствуют ком­муникационные аспекты:

0. Пракультура(1,5 млн. лет назад — 40 тыс. лет на­зад) — период антропосоциогенеза, время формирования хомо сапиенс как биологического вида, когда предками че­ловека (питекантропы, неандертальцы) были освоены средства культурной деятельности: каменные орудия и членораздельная речь. 40 тыс. лет назад на планете появил­ся современный человек (неантроп), творец и создатель собственно культуры.

I.I. Палеокультура (III тыс. лет до н. э.— XV в. н. э.) время возникновения мощных восточных цивилизован­ных государств, расцвета античной культуры, и сменив­шего ее средневековья. Вехами культурного прогресса человечества на этой стадии являются: иероглифы на сте­нах древнеегипетских пирамид — алфавитное письмо — Александрийская библиотека — печатный станок И. Гу­тенберга. Изобретение Гутенберга положило в Западной Европе начало новой стадии — стадии неокультуры.

III. Неокультура в разных регионах наступила в раз­ное время (некоторые африканские и азиатские страны и в наши дни остаются на палеокультурном уровне), но для культурного лидера — западноевропейского мира стадию неокультуры можно датировать XVI веком — эпохой Вы­сокого Возрождения и Реформации, за которым последо­вали век Просвещения (вторая половина XVII — XVIII вв.) и XIX век — век индустриализации. К неокультуре отно­сится и XX век, но уже в конце века в развитых странах появились признаки наступления постиндустриальной эры, которую логично связать с новой, пока еще гипоте­тической стадией культурной эволюции.

IV. Постнеокультура — это компьютеризированный мир с мультимедийными глобальными коммуникационными ка­налами и с культурным наследием, хранящимся в распреде­ленной памяти компьютерных сетей. Короче: это время гос­подства электронных коммуникаций, вытеснивших документную коммуникацию на периферию общественной жизни.

Легко заметить, что на всех стадиях эволюции культу­ры неизменно прослеживалась закономерность:совершен­ствование коммуникационных средств сопровождалось общественным прогрессом (иногда даже предопределяло его), а общественный прогресс, в свою очередь, стимулировал развитие коммуникации. Но эта закономерность осознавалась обществом по-разному на разных стадиях.

В оный миг, когда над миром новым

Бог склонял лицо свое, тогда

Солнце останавливали словом,

Словом разрушали города.

И орел не взмахивал крылами,

Звезды жались в ужасе к луне,

Если, словно розовое пламя,

Слово проплывало в вышине.

А для здешней жизни были числа,

Как домашний, подъяремный скот,

Потому что все оттенки смысла

Умное число передает.

Патриарх седой, себе под руку

Покоривший и добро и зло,

Не решаясь обратиться к звуку,

Тростью на песке чертил число…

1. Коммуникационные аспекты эволюции культуры

Культура всякого сообщества людей представляет собой, во-первых, культурное наследие, т.е. совокупность искусственных социальных смыслов (культурных ценностей), как овеществленных (изделия), так и неовеществленных (идеи); во-вторых, деятельность по созданию, хранению, распространению и освоению культурных ценностей, называемую культурной деятельностью. Короче: культура = культурное наследие + культурная деятельность. Культурная деятельность, в свою очередь, является суммой: творчество (создание культурных ценностей) + социальная коммуникация (хранение и распространение созданных ценностей) + практическое использование (освоение) этих ценностей. Таким образом, социальная коммуникация – необходимый аспект, неотъемлемая часть культуры, и эволюция человеческой культуры есть в то же время социально-коммуникационная эволюция.

Эволюцию культуры можно представить в виде следующих пяти стадий, где неизменно присутствуют коммуникационные аспекты:

0. Пракультура (1,5 млн. лет назад – 40 тыс. лет назад) – период антропосоциогенеза , время формирования хомо сапиенс как биологического вида, когда предками человека (питекантропы, неандертальцы) были освоены средства культурной деятельности: каменные орудия и членораздельная речь. 40 тысяч лет назад на планете появился современный человек ( неантроп ), творец и создатель собственно культуры.

II . Палеокультура ( III тыс. лет до н.э. – XV в. н.э.) – время возникновения мощных восточных цивилизованных государств, расцвета античной культуры и сменившего ее средневековья. Вехами культурного прогресса человечества на этой стадии являются: иероглифы на стенах древнеегипетских пирамид – алфавитное письмо – Александрийская библиотека – печатный станок И. Гуттенберга. Изобретение Гуттенберга положило в Западной Европе начало новой стадии – стадии неокультуры .

III . Неокультура в разных регионах наступила в разное время (некоторые африканские и азиатские страны и в наши дни остаются на палеокультурном уровне), но для культурного лидера – западноевропейского мира стадию неокультуры можно датировать XVI веком – эпохой Высокого Возрождения и Реформации, за которым последовали век Просвещения (вторая половина XVII – XVIII вв.) и XIX век – век индустриализации. К неокультуре относится и XX век, но уже в конце века в развитых странах появились признаки наступления постиндустриальной эры, которую логично связать с новой, пока еще гипотетической стадией культурной эволюции.

IV . Постнеокультура – это компьютеризированный мир с мультимедийными глобальными коммуникационными каналами и с культурным наследием, хранящимся в распределенной памяти компьютерных сетей. Короче: это время господства электронных коммуникаций, вытеснивших документную коммуникацию на периферию общественной жизни.

Легко заметить, что на всех стадиях эволюции культуры неизменно прослеживалась закономерность: совершенствование коммуникационных средств сопровождалось общественным прогрессом (иногда даже предопределяло его), а общественный прогресс, в свою очередь, стимулировал развитие коммуникации. Но эта закономерность осознавалась обществом по-разному на разных стадиях.

В оный миг, когда над миром новым

Бог склонял лицо свое, тогда

Солнце останавливали словом,

Словом разрушали города.

И орел не взмахивал крылами,

Звезды жались в ужасе к луне,

Если, словно розовое пламя,

Слово проплывало в вышине.

А для здешней жизни были числа,

Как домашний, подъяремный скот,

Потому что все оттенки смысла

Умное число передает.

Патриарх седой, себе под руку

Покоривший и добро и зло,

Не решаясь обратиться к звуку,

Тростью на песке чертил число.

2. Социальная коммуникация как предмет исследования

История научного познания коммуникации начинается с античности. Античные мыслители наряду с разумом-логосом почитали речь-логос. Стимулом для этого послужило то, что политическая жизнь греков широко использовала риторику, красноречие и особым доверием народного собрания пользовались ораторы, владеющие силой устного слова. Регулятором общественной жизни служил номос – закон в виде письменного текста – дальний предок бюрократии.

Русские ученые люди, появившиеся в XVII – XVIII вв., истово почитали живое слово и книжную премудрость. Симеон Полоцкий (1629 – 1680), зачинатель русской силлабической поэзии, писал в своих виршах:

Пониманье есть прошедшее верно постигать,

также – настоящее благоустроя ,

И предвосхищение грядущего имети ;

это не творящие – разумом как дети [1] .

Парадоксально, но факт: западноевропейская неокультура , столь многим обязанная книжному искусству, вовсе не склонна была продолжать обожествление живого и письменного слова. Неокультурные гениальные просветители и энциклопедисты развенчивали все кумиры, кроме одного, – Разума. Книжное дело из богоугодного служения превратилось в ремесло, работавшее по заказам церкви, властей, книготорговцев, иногда – ученых корпораций.

XVIII и XIX века – это время рождения в Европе общественных и гуманитарных наук, но среди них не числились дисциплины, изучающие закономерности коммуникации как таковой. Теоретики педагогики (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо) предпочитали развивать естественные способности детей, а не обременять их память культурным наследием предков. Языкознание, обретшее научный статус в начале XIX века благодаря трудам В. Гумбольдта, А. Шлегеля, Я. Гримма , сосредоточилось на описании, грамматическом анализе и типологизации различных языков, вовсе не осознавая себя, как и педагогика, социально-коммуникационной наукой.

В социальной психологии, зародившейся на стыке веков в Германии (В. Вундт, X . Штейнталь ) и во Франции (Г. Тард , Г. Лебон ) и получившей развитие в США в 20 – 30-е годы, коммуникационная проблематика заняла центральное место. Как она понималась в то время?

Основоположниками американской социальной психологии считаются Джордж Мид (1886 – 1931) и Герберт Блумер (1900 – 1987), которые основали в Чикаго научную школу так называемого символьного интеракционизма (взаимодействия посредством символов). Символами считались вербальные (словесные) и невербальные действия, обладающие определенным смыслом. Благодаря взаимодействию посредством символов (символьной интеракции) люди передают друг другу знания, духовные ценности, образцы поведения, а также управляют действиями друг друга. Мышление также понималось как оперирование символами. Люди, утверждала Чикагская школа, живут в мире символов, постоянно созидая символы и обмениваясь ими с другими людьми. Предлагалась, таким образом, коммуникационная модель общественной жизни, где коммуникация (символьная интеракция) становилась главным действующим фактором.

Ретроспективно оценивая достижения XX века в области изучения социальной коммуникации, можно констатировать, что коммуникационная проблематика стала составной частью фундаментальных общественных наук – социологии, психологии, социальной психологии, культурологии, социальной философии, а также освоена различными прикладными учениями от документалистики и журналистики до теории рекламы и паблик рилейшенз . Но целостная теория социальной коммуникации не сформировалась. Получилась картина рассредоточенной очаговости , когда отдельный очаг освещает тот или иной участок социальной коммуникации, но общая структура универсума коммуникации скрыта в таинственной тьме. Ясно, что очаговое познание лишь начало познавательного процесса. Что же дальше?

3. Контуры метатеории социальной коммуникации

• в процессе антропогенеза коммуникационная деятельность была решающей предпосылкой и питательной почвой для образования человеческого сознания и языка;

• коммуникация – способ формирования человеческой личности, поскольку только в процессе взаимодействия с другими людьми происходит социализация индивида и развитие его способностей;

• коммуникационная потребность – органическая (абсолютная) духовная потребность человека; изоляция от общества приводит к неизлечимым психическим травмам;

• коммуникация – фактор и условие существования любых человеческих общностей – от малых социальных групп до наций и государств;

• коммуникационная деятельность – источник, средство поддержания и использования социальной памяти, аккумулирующей культурный и исторический опыт социальных субъектов.

Нельзя не вспомнить идеологически беззаботного, но отнюдь не безграмотного в философии замечательного лирика Б.Л. Пастернака, который написал:

Ведь вся жизнь есть только миг,

Только растворение Нас самих во

всех других, Как бы им в дарение.

Отношение метатеория – частная (конкретная) теория есть отношение взаимной зависимости. Метатеория использует содержание частных теорий для построения обобщающих концепций (типологий, периодизаций, закономерностей, принципов, тенденций и т.п.), а частные теории применяют эти концепции для углубления и обогащения своего содержания. Поэтому обе взаимодействующие стороны заинтересованы в самостоятельном существовании друг друга. Метатеория ни в коем случае не должна поглощать обобщаемые теории (в противном случае обобщать будет нечего, и она утратит свой метатеоретический статус), а обобщаемые теории нуждаются в опоре на метатеорию для своего дальнейшего развития.

Метатеория связана генетически с обобщаемыми теориями, является производной от них и может возникнуть только после того, как созрели предпосылки для обобщения. Такие предпосылки (прав Барнув !) сейчас созрели, но созрели они не для теории коммуникации (таких теорий различных коммуникаций – массовых и специальных, речевых и технических, научных и эстетических – сегодня достаточно много), а для обобщающей метатеории. Наметились контуры метатеории социальной коммуникации, которые можно представить в виде следующих десяти проблем:

1. Понятие социальной коммуникации как межнаучной категории;

2. Коммуникационная деятельность, ее уровни, виды, формы;

3. Социальная память и социальная коммуникация;

4. Естественные и искусственные коммуникационные каналы;

5. Эволюция социальных коммуникаций; смена коммуникационных культур;

6. Семиотический подход к социально-коммуникационным проблемам: семиотика социальной коммуникации;

7. Информационный подход к социальной коммуникации: социальная информация;

8. Коммуникационные потребности личности, социальных групп, общества;

9. Социально-коммуникационные институты и службы;

10. Система социально-коммуникационных наук.

[1] Симеон Полоцкий. Избр . соч. М. – Л., 1953. – С. 73.

[2] Ломоносов М.В. Российская грамматика // Полн. собр. соч. М., 1952. Т. 7. С. 395.

[3] Сорокин П.А. Система социологии. Т. 1. Социальная аналитика. – Л., 1920. – С. 16.

[4] Рейнворд У.Б. Универсум информации. Жизнь и деятельность Отле . – М., 1976. – 402 с.

[5] Чаадаев П.Я. Полн. собр. соч. – М., 1991. Т. 1. – С. 385.

[6] Философский словарь / П од ред. И.Т. Фролова. – М., 1986. – С. 207–208.

Культура всякого сообщества людей представляет со­бой, во-первых, культурное наследие, т. е. совокупность искусственных социальных смыслов (культурных ценно­стей), как овеществленных (изделия), так и неовеществ­ленных (идеи); во-вторых, деятельность по созданию, хра­нению, распространению и освоению культурных ценно­стей, называемую культурной деятельностью. Короче: культура = культурное наследие + культурная деятель­ность. Культурная деятельность, в свою очередь, является суммой: творчество (создание культурных ценностей) + социальная коммуникация (хранение и распространение созданных ценностей) + практическое использование (освоение) этих ценностей. Таким образом, социальная коммуникация — необходимый аспект, неотъемлемая часть культуры, и эволюция человеческой культуры есть в то же время социально-коммуникационная эволюция.

Эволюцию культуры можно представить в виде сле­дующих пяти стадий, где неизменно присутствуют ком­муникационные аспекты:

0. Пракультура (1,5 млн. лет назад — 40 тыс. лет на­зад) — период антропосоциогенеза, время формирования хомо сапиенс как биологического вида, когда предками че­ловека (питекантропы, неандертальцы) были освоены средства культурной деятельности: каменные орудия и членораздельная речь. 40 тыс. лет назад на планете появил­ся современный человек (неантроп), творец и создатель собственно культуры.

Коммуникации – это процессы обмена информацией между людьми посредством использования различных средств (знаков, слов, поведения и материальных артефактов).

На сегодняшний день коммуникации считаются связующими организационных процессов. В системе маркетинга под ними принято понимать процессы передачи информации о компании, ее деятельности и продукции, предлагаемой ею рынку, целевой аудитории. Для передачи информации используются соответствующие средства коммуникации.

В процессе своего развития коммуникации прошли сложный эволюционный путь. Они были присущи человеческому обществу еще с древних времени и развивались сначала от устной к документной, а затем и к электронной коммуникации. Их эволюция была тесно связана с эволюцией культуры.

Сегодня коммуникации затрагивают различные сферы жизни человеческого общества. Их основными формами выступают беседы, дискуссии, телефонные разговоры, переговоры, пресс-конференции, деловая переписка, совещания и пр.

В зависимости от состава коммуникантов коммуникации принято подразделять на несколько типов (рисунок 1). Рассмотрим их более подробно.

Рисунок 1. Базовая типология коммуникаций. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Готовые работы на аналогичную тему

Коммуникация группового типа имеет место в случаях непосредственного общения небольшого числа людей, которые хорошо знают друг друга и постоянно взаимодействуют между собой.

К коммуникации массового типа принято относить процессы распространения информации, осуществляемые с использованием технических средств и рассчитанные на численно большие, рассредоточенные аудитории.

История развития коммуникаций

История развития коммуникаций своими корнями уходит в глубокую древность. Уже издревле люди общались и взаимодействовали друг с другом посредством коммуникационного процесса. Даже в доисторические времена люди стремились к обмену информацией и новостями.

Изначально общение, как и сами коммуникации, начиналось с отдельных жестов, звуков, мимики. Позже люди научились передавать информацию на расстояние посредством криков. С течением развития человеческого общества звук стал сменяться письменностью. Так произошла революция в знаковых способах организации общества.

Общая хронология развития коммуникационной культуры включает в себя последовательность следующих форм:

  • словестность;
  • книжность;
  • мультимедийность.

Под словестностью понимается форма коммуникативной культуры, при которой все культурные смысле передавались в во времени и социальном пространства посредством устной коммуникации. Книжность представляет собой то состояние культуры, когда передача основных культурных смыслов обеспечивалась посредством документной коммуникации. Наконец, мультимедийность характеризует то состояние культуры, при котором основные смысл передаются посредством электронной коммуникации. Именно мультимедийность коммуникационных процессов отличает общество на современном этапе его развития.

Изначально формирование устной коммуникации происходило во времена пракультуры (1,5 млн. – 40 тьыс. лет назад). В эпоху археокультуры свое развитие получила словестность (40 тыс. лет назад – III тыс. до н.э.). Далее наступил этап книжности (палео- и нео- культура). Начиная с конца ХХ века, активно развиваться и проникать во все сферы жизни человеческого общества стала мультимедийность.

Классификация коммуникаций

Коммуникации поддаются множественной классификации по различным основаниям. в зависимости от множества классификационных признаков они могут быть подразделены на десятки различных видов. Рассмотрим лишь наиболее общие подходы к классификации коммуникаций в современном обществе.

По типу используемых знаковых систем коммуникации принято подразделить на два вида – вербальные и невербальные. В первом случае речь идет о словесной передаче информации, а во втором – об использовании оптикокинетической системы знаков. Таким образом, к категории вербальных средств коммуникации относят устную и письменную разновидность языка. В основе же невербальной коммуникации лежит использование мимики, жестов, знаковых и сигнальных систем.

Данный подход в определению видовой структуры коммуникаций считается основным, но далеко не единственным. Так, например, в зависимости от инициативности коммуникатора коммуникации могут быть активными и пассивными. По способам установления и поддержания контактов их подразделяют на прямые и дистанционные. В зависимости от степени организованности они могут быть случайными и организованными. Также коммуникации различают в зависимости от формы взаимодействия с реципиентов. В соответствии с этим признаком коммуникации могут быть личными и неличными.

В организации коммуникации принято подразделять на виды в зависимости от следующих признаков:

  • направленность общения;
  • каналы общения;
  • пространственное расположение каналов коммуникации;
  • субъекты и средства коммуникации.

Итак, в зависимости от направленности общения выделяют восходящие и нисходящие коммуникации. По каналам общения различают формальные и неформальные коммуникации. В зависимости от пространственного расположения каналов коммуникации их подразделяют на диагональные и горизонтальные. По субъектам и средствам коммуникаций выделяют межличностные коммуникации и коммуникации, осуществляемые при помощи технических, информационных и иных средств.

Россию накрывает новая волна коронавируса – штамм "омикрон" добрал.

Теоретически вопрос о предмете коммуникации возник сравнительно недавно - в период становления теории социальных коммуникаций с 70-х гг. ХХ века. Основой формирования представлений о предмете коммуникаций было изучение коммуникационной деятельности, где предмет коммуникационного труда стал рассматриваться как одна из форм материально-вещественной или материально-психической субстанциональности освоения (опосредования) пространства бытия человека, как объект воздействия коммуникационных технологий [1, с. 256]. Существенным вкладом в формирование представлений о предмете коммуникации до этого времени были психологические исследования интеллектуально-познавательной деятельности и чувственно-эмоциональной активности человека в процессе общения (Л. Видгенштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже). Следует также добавить изучение вопросов объективации информации в научно-информационных процессах, знаковую природы интеллектуальной деятельности человека и образно-символическую знаковость в искусстве. Серьезным теоретическим вкладом в изучение темы стали исследования книжно-документальной предметности в области книговедения, библиотековедения, документоведения, архивоведения. Окончательно вопрос о предметности коммуникационного взаимодействия сформировался в период информатизации, создавшей необходимые предпосылки для формирования представлений об информации как предмете человеческого труда наравне с материально-вещественными формами.

Рассмотрение предмета коммуникации является чрезвычайно важным с точки зрения понимания развития механизма, который осуществляет перевод процесса трансляции и восприятия информации в социально значимые результаты коммуникационного воздействия.

Следует добавить, что основные невербальные предметы социальной коммуникации сохраняют свое значение в настоящее время, раскрывая свои свойства универсальности и обобщенного концепта, часто заменяющего отсутствия вербализированного высказывания. Так, означенный звук стал основой музыкального языка нот и в процессе своего развития трансформировался в специальную музыкальную подсистему коммуникаций, коммуникативный предмет которой насчитывает значительное число форм [6, 7]. Практика использования символьно-знаковой коммуникации широко распространена в политической коммуникации, рекламной и PR-коммуникациях, в бизнес-коммуникации [8]. Возникновение разговорного языка явилось новым этапом в развитии знаковых систем коммуникации. По мнению специалистов, язык является продуктом развития мыследеятельности человека, а с точки зрения теории коммуникации и лингвистики – формой этой деятельности.

Устная коммуникация является первичной формой языковой практики. Здесь получает развитие языковый знак как выражение, высказывание, представляющее и интерпретирующее воспринимаемую действительность. Словесные знаки имеют вербальную природу и реализуют основные коммуникативные функции: номинативно-диференцирующую; эмотивно-экспресивную; прагматическую [9, с.102]. Природа, признаки, эволюция устной коммуникации глубоко изучается в рамках лингвистики, психолингвистики и социолингвистики.

С точки зрения теории социальных коммуникаций наиболее важным аспектом устного языка как коммуникативного предмета являются положения, которые относятся к характеристике высказывания как вербализированного результата, продукта речевого действия. Высказывание предстает коммуникативной единицей вербального языкового уровня. При этом, высказывание имеет свои особенности: ситуативность, социальная обусловленность, вариативность, избирательность. Эти особенности используются в актах устной коммуникации при достижении различных целей коммуникации. На данный момент, эти свойства широко используются в практике проведения выборных компаний, общественных дискуссий, ток-шоу, в устной рекламе, в публичных выступлениях политиков, общественных деятелей и т.д.

Чаще всего речь рассматривается как текущий обмен высказываниями. Словесность в сравнении с ней предстает как исторически сложившаяся система образцовых произведений слова и норм использования, хранения и создания новых произведений; систему языка – организованную совокупность слов и приемов выражения мысли [5]. Устная речь является естественным каналом и природной средой языка, питающей живую ткань человеческого общения и поддерживающей, сохраняющей языковое разнообразие. Знак в устной коммуникации также может приобретать форму высказывания как единицы коммуникации. Слово постепенно занимает основное положение в репрезентации информации в человеческом общении и коммуникации. Таким образом, формы устной коммуникации от простых форм межличностного общения приобретают формы массовой коммуникации и соответствующие технологические каналы их поддержки (радио, телевидение, Интернет). Развитие устной коммуникации сопровождалось появлением совокупности высказываний, которые приобретали форму устного текста. Текст является связанным повествованием, которое имеет определенную смысловую логику, коммуникативную цель и словесную семантическую нагрузку. Устные тексты в давние времена реализовались в устном народном творчестве.

Документ является завершенной формой письменности. В самом общем виде документ это материальный объект, содержащий в зафиксированном виде информацию, оформленную установленным порядком и имеющую в соответствии с действующим законодательством правовое значение [1, с.78]. Документ является предметным элементом системы социальных коммуникаций. Его особенностью является то, что он одновременно является носителем и источником информации, способом передачи и распространения. Документ имеет разные трактовки в дисциплинах коммуникационного цикла (информатике, музееведении, библиотековедении, библиографоведении, журналистике и т.д.). Совокупность документов образует документальный поток в социально-коммуникационных процессах. Документ также рассматривается как микроэлемент документосферы социальных коммуникаций [11]. Процессы, технологии и операции процесса обработки документа изучаются в документоведении. Книжно-документальные предметы, такие как: издания художественной, научной, производственной и других видов литературы, периодические издания, карты и т.д., – входят в сферу труда библиотечной и архивной деятельности, делопроизводства.

Исследованию структуры он-лайн СМИ посвящено исследование Н. Лосевой [15]. Она представила результаты анализа электронных СМИ и систематизировала способы подачи и жанры новых медиа: текстовые, мультимедийные, синтетические (главная страница; страницы статьи, рубрики, подрубрики, сюжета; второстепенные страницы; рубрикаторы; варианты ситуативной организации контента) [там же]. Автор исследования достаточно полно охарактеризовала возможности мультимедийной статьи, видеоиллюстрации, видеосюжета, интерактивного видео, подкастов, онлайн-трансляции, а также привела примеры упаковки мультимедийного контента (фотолента, слайдшоу, аудиослайдшоу, статичная и сложносоставная, интерактивная инфографика и мн. др.).

Список литературы:

2. Ильганаева В.А. Социально-культурная динамика в социальной истории: трансформационные основания и тенденции / В.А. Ильганаева // Філософія спілкування: філософія, психологія, соціальна комунікація. – 2012. – №5. – С. 30-36.

4. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии ХХ века / Г.Г. Почепцов. – М., К., 2000. – 352 с.

5. Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002 . – 461 с.

6. Якупов А.Н. Музыкальная коммуникация (история, теория, практика управления). Автореферат … доктора искусствоведения: 17.00.02. / А. Якупов. – М., 1995. – 48 с.

9. Конецкая В.П. Социология коммуникации. Учебник. – М.: Международный университет бизнеса и управления, 1997. – 304 с.

10. Волков А. А. Курс русской риторики. – М.: Издательство храма св. муч. Татианы, 2001. – 480 с.

12. Суминова Т.Н. Текст произведения как философская категория и социокультурный феномен / Т. Суминова // Вестник МГУКИ. – 2004. – № 4. – С. 34 – 43.

Читайте также: