Колонки история создания кратко

Обновлено: 29.06.2024

С появлением звуковых карт, было положено начало и производству колонок к персональному компьютеру, которые располагались рядом с монитором ПК. Самые первые компьютерные колонки представляли собой совсем небольшие коробочки с маломощными динамиками внутри. Это объяснялось тем, что мощность усилителей в звуковых платах не превышала полутора-двух Ватт. С течением времени стали производить так называемые активные звуковые системы со встроенным усилителем мощности.


После появления компакт-дисков и CD-ROM приводов старые звуковые карты были сняты с производства, их сменили новые 16-битные системы, которые порадовали ухо даже самых придирчивых меломанов. Динамический диапазон был расширен до уровня в 96 дБ. Именно в это время выяснилось, что дешевенькие колонки персонального компьютера уже не отвечали этим требованиям. Для увеличения качества звука пользователи подключали линейный выход звуковых карт ко входу обычных кассетных магнитофонов. Такой симбиоз имел место непродолжительное время.


После нескольких лет развитие полупроводниковых технологий перешла в принципиально новый уровень. Разрядность цифро-аналоговых преобразователей увеличилась до 32 бит, динамическая мощность также повысилась. Размеры звуковых колонок соответственно тоже увеличивалась. Вместо привычных 2 динамиков в составе звуковых систем добавился сабвуфер (генератор низкочастотных сигналов). Его размер значительно превосходит габариты своих сородичей. Количество спикеров увеличилось до 5-7, и могли расставляться по всей комнате, что придавало эффект присутствия на настоящем концерте с живой музыкой.

Всем привет! Истории создания колонки, как и любого современного девайса, предшествовал ряд открытий и изобретений. В сегодняшнем посте мы рассмотрим, кто изобрел первые звуковые колонки, а также историю их развития с момента появления.

Старенькая колонка

Фарадей и другие

Первые опыты в этом направлении начал проводить еще Майкл Фарадей, открывший в 1831 году явление электромагнитной индукции. Спустя три десятилетия появился первый телефон, для воспроизведения звука использовавший громкоговоритель.

Именно это устройство считается прототипом всех современных акустических систем.

Впрочем, эту технологию не предали забвению и извлекли на свет после создания первого лампового усилителя. Где-то здесь проходит размежевание акустических систем на пассивные, подключаемые к внешнему усилителю, и активные, оборудованные встроенным компонентом такого типа.

И хотя сегодня доступно множество качественных микросхем, лучшие акустические усилители остаются ламповыми – считается, что качество звука у них существенно выше, а искажений меньше.

уровень колонок Hi‐End класса

Самая дорогая электроника Hi-End класса, использующая эту технологию, не всякому по карману: цена часто переваливает за пару тысяч долларов.Несмотря на факты, доказывающие более качественное звучание такой аппаратуры, для домашнего использования она не вполне подходит. Следует учитывать такие факторы, как размер помещения, звукоизоляция, присутствующая в комнате мебель, из каких материалов она изготовлена и т.д.

После изобретения акустического усилителя, началось бурное развитие колонок. В 1924 году запатентован принцип работы электродинамического излучателя.

Устройство, использующее диафрагму и звуковую катушку, почти не отличается от современных динамиков, которые применяются не только в колонках для компьютеров или акустических системах музыкальных центров, но и в телевизорах, планшетах, смартфонах и т.д.

Этим именем называли ряд устройств, золотая эра которых пришлась на 40-70 годы прошлого века. Конструкционно, почти все они не отличаются: в массивном деревянном корпусе без труда умещались несколько динамиков, мощный усилитель, радиоприемник, работающий в нескольких диапазонах, а чуть позже и проигрыватель грампластинок.

Сыграем в ящик

Как ни странно, придуманный Оливером Лоджем и доработанный Келлогомм и Райсом, принцип работы динамика остается неизменным и вряд ли претерпит трансформацию в будущем.

Современные колонки своим происхождением обязаны американскому изобретателю Эдгару Вильчуру, который первым додумался посадить динамик в деревянный ящичек. Свое изобретение он запатентовал в 1954. В чем его суть?

В закрытом ящике, где расположен электродинамический излучатель, есть и воздух, выступающий своеобразной подушкой. Именно его наличие позволяет облегчить подвеску и снизить колебательную нагрузку на динамик.

Несмотря на простоту конструкции, она в своем роде гениальна и позволяет добиться максимального качества звука при минимальных затратах.

Да будет звук!

Пик развития акустической электроники приходится на 1970-90 годы, когда были заложены основные конструкционные принципы.

старенькая модель 2-1 формата

Западные бренды, соревнуясь между собой, дали толчок возникновению еще более совершенных акустических систем – системы 2.1 состоящей из сабвуфера и пары сателлитов, и системы 5.1, в которых к фронтальным сателлитам добавлены пару тыльных.Детальнее о схеме строения компьютерных колонок можно почитать здесь.

А что СССР? К сожалению, эта сфера никогда не была приоритетной ни для КПСС, для советских инженеров. Промышленность удовлетворяла элементарные потребности населения в развлечениях, но не более того, выпуская радиолы, а впоследствии и колонки с усилителями для бобинных и кассетных магнитофонов.

И в завершение хочу отметить, что колонки для ПК вообще ничем не отличаются от прочей акустики. С помощью универсального джека 3,5 мм к ним можно подключить любое воспроизводящее звук устройство – смартфон, планшет, ноутбук, телевизор или древний кассетный плеер.

Также для вас могут оказаться полезными публикации о том, какие бывают колонки, и об их основных характеристиках. Буду признателен всем, кто поделится этим постом в социальных сетях. До завтра!

Акустические системы сегодня представляют высокотехнологичные устройства, способные воспроизводить звук самого разного типа. И подключить современные колонки можно практически к чему угодно – к любому устройству, способному передавать звуковую информацию: компьютеру, телефону, телевизору, музыкальному центру. Отдельная тема – автомобильные акустические системы, которые тоже имеют широкое разнообразие и часто используются для модернизации заводских версий автомобилей.

Ламповый усилитель

Ламповый усилитель

Но колонки далеко не сразу стали такими, какими мы их знаем сейчас. Всего пару десятков лет назад люди не могли себе представить многоканальную цифровую акустическую систему, создающую полноценное звуковое объемное окружение. Какими же были колонки на заре своей истории и как изменялись с течением времени?

История колонок

Первые прототипы колонок появились еще в далеком XIX веке. Связано это было, конечно, с одним из величайших открытий в истории человечества – открытием в 1831 году явления электромагнитной индукции, совершенным Майклом Фарадеем. Вскоре после этого изобретатели начали использовать электричество в своих исследованиях, и спустя три десятка лет был создан первый прототип телефона, использовавший такое устройство, как громкоговоритель для воспроизведения звука.

Этот момент и считается рождением того, что к нынешнему времени стало динамиком. Стало возможным создание колонок, однако в те времена их просто-напросто не к чему было подключить. К тому же, тогда еще не существовало усилителей, которые необходимы для получения достаточно мощного и качественного звука. Все это привело к тому, что сразу после изобретения колонки не обрели популярности и широкого применения.

Однако о технологии не забыли, и она начала настоящую свою жизнь после того, как был создан первый ламповый усилитель. Отсюда пошло первое разделение акустических устройств на активные – использующие встроенный преобразователь электрического сигнала, и пассивные – требующие подключения отдельного усилителя звука. Первые усилители были ламповыми – в них использовались обычные лампы накаливания, которые смогли позволить усиливать электрический сигнал до достаточной для воспроизведения звука мощности.

Ламповый усилитель Music Angel

Ламповый усилитель Music Angel

После появления технологии для усиления звука колонки начали стремительно развиваться. Первое устройство, использовавшее усилитель вместе с динамическим излучателем, появилось в 1926 году – это была Radiola 104, позволявшая получать звук мощностью 1 Вт. Усовершенствовались колонки на протяжении всего XX века, а на 70-80-е годы пришелся период наиболее активного акустических систем. Несмотря на появление все новых технологий, общие принципы конструирования колонок практически не изменились – как в прошлом, так и сейчас они состоят из звукоизолированного корпуса, усилителя и динамического излучателя. Улучшаются со временем только электрические детали за счет появления новых материалов, которые можно использовать при производстве микросхем и некоторых деталей динамика. Так, к примеру, сегодня появляются сложные полимерные пленки, призванные заменить бумагу на посту мембраны диффузора.

Современный облик колонки обрели в середине 1950-х годов, когда в Америке была запатентована закрытая конструкция акустических устройств. Закрытость динамика от окружающего воздуха позволила не только существенно увеличить качество издаваемого колонкой звука, но и в разы уменьшить размеры устройства. Примерно в то же время было начато производство высокочастотных динамиков – твиттеров – которые, в отличие от средне- и низкочастотных излучателей имеют купольную конструкцию.

В середине 1970-х годов компания Yamaha совершила настоящий прорыв в производстве акустических систем – ею были выпущены первые колонки, в которых был использован экспериментальный по тем временам материал – бериллий. Распыленный в вакуумной камере, он был применен для конструирования средне- и высокочастотных динамических излучателей. Сложность использования бериллия заключалась в том, что он очень хрупок и легко разрушался под нагрузкой в динамике. Инженеры Yamaha же научились обрабатывать его таким образом, чтобы целостность материала сохранялась в любых условиях.

Чем же был так важен бериллий? Дело в том, что изделия из него обладают самой высокой жесткостью, которая является одним из главных параметров мембраны диффузора, поскольку именно она определяет стабильность хода пленки при вибрации. Соответственно, от нее зависит непрерывность и чистота звука. Эту характеристику как-то нужно совместить с плотностью, от которой зависит, насколько на звук влияет сам материал изготовления диффузора, и малым весом устройства.

Акустическая система Yamaha NS-1000

Акустическая система Yamaha NS-1000

В 1973 году появился первый высококачественный сабвуфер, воспроизводивший звук частотой от 20 Гц. В его конструкции использовались 22-сантиметровые магниты, а все устройство весило чуть больше 50 кг.

В СССР, в отличие от стран Запада и Японии, развитие акустических систем высокого качества шло замедленными темпами. Когда как в последней колонки высшего класса, NS 1000 monitor, которые до сих пор считаются едва ли не лучшими акустическими устройствами за всю историю, появились в 1974 году, в нашей стране процесс активной разработки и производства Hi-Fi устройств только начался в конце 70-х годов. Советский технический гений смог создать колонки достаточного качества, чтобы отвечать всем международным требованиям, но очень хорошими их назвать было нельзя. Несмотря на все усилия отечественных инженеров, советская техника никогда не могла догнать и уж тем более перегнать по качеству продукцию западных компаний.

Развитие компьютерных колонок

После того, как началось массовое производство персональных компьютеров, изменились и тенденции в разработке и изготовлении акустических систем. Нужно было сделать колонки не только достаточно качественными, но и компактными, а также способными подключаться к звуковой плате компьютера.

До изобретения более-менее совершенных звуковых карт компьютерные колонки не были способны выдавать хоть сколько-нибудь качественный звук. Он был сравним с тем, как звучат плохие магнитофоны – если музыку еще можно было слушать, то человеческая речь, например слова песен, воспроизводилась с жуткими помехами.

С появлением звуковых карт стала возможной организация двухканального звучания. Эта схема широко используется и по сей день – в ней применяется пара колонок, на которые при помощи микросхемы в компьютере подается два отдельных электрических сигнала, кодирующих два разных канала – обычно это фронтальные каналы, создающие основную часть звукового окружения. Такие системы отмечаются индексом 2.0 – то есть, в них используется две широкополосные колонки и ни одного сабвуфера.

Колонки Xavian Primissima

Колонки Xavian Primissima

Звук уже стал достаточно качественным – оставалось только расширять его способности. Для этого система 2.0 была дополнена еще двумя колонками – тыловыми. С такой системы 4.0 началась эпоха объемного звучания. Первые такие модели еще не были тем, что сейчас представляет собой полноценное многоканальное окружение, но уже позволяли получить представление о расположении источников звука в пространстве. Для еще большей полноты звука к широкополосным колонкам стал добавляться сабвуфер, и система получила индекс 4.1.

И, наконец, один из финальных этапов развития колонок – появление системы Dolby Surround, которая реализуется благодаря еще одной, пятой, колонке. Эта колонка является центральной и привносит в звуковое окружение финальный штрих, делая воспроизводимую речь максимально качественной. Кроме того, центральная колонка позволяет объединять сигналы с разных каналов для одновременного их усиления.

Таким образом, история колонок весьма объемна и занимает почти два века. Она началась с открытия электричества, и с тех пор акустические системы неотрывно следовали за развитием технологий, являясь неотъемлемой частью научно-технического прогресса. Что будет с колонками дальше – неизвестно. Кажется, что сделать звук еще более качественным уже невозможно, но кто знает – может быть, завтра ученые откроют новый материал, который при использовании в динамиках вознесет звук на неслыханные ранее высоты.

Другие статьи раздела Колонки: другое


Советские колонки времен СССР

Несмотря на огромное разнообразие вполне современных акустических систем, среди любителей. 23846


Как сделать колонки самому

На сегодняшнем рынке акустической техники представлено множество звуковых систем – они могут быть разного. 2344402

​Эволюция саунд-систем: от винила до умных колонок

​Эволюция саунд-систем: от винила до умных колонок

Экскурс в вековую историю аудиосистем.

Виниловый проигрыватель


Появление: 1920

Несмотря на то, что проигрыватели существовали еще в конце XIX века, именно в первой половине XX столетия винил стал неотъемлемым предметом практически в каждом доме. Первые пластинки вмещали чудовищно малый объем музыки, однако дарили людям главное – возможность сохранять и вновь прослушивать любимые мелодии.

Радио


Появление: 1930

В свое время радио было настоящим Интернетом 30-х годов ввиду совершённой им революции в восприятии и передаче музыки и любых других форм развлечения. Радио было центром любой гостиной и приковывало к эфиру тысячи семей, по крайней мере, до тех пор, пока не появилось телевидение.

Hi-Fi приемники


Появление: 1958

Главная цель технологии заключалась в улучшении качества домашних аудиосистем. Одним из главных идейных вдохновителей Hi-Fi был Эвери Фишер, скрипач-любитель и, что самое важное, инженер и изобретатель. Он, а также Bell Labs и RCA Records хотели подарить слушателям возможность прочувствовать качество, сравнимое с выступлениями живого оркестра. В итоге с задачей справилась фирма Harman/Karman, которая разработала первый в мире стереоприемник, сочетающий в себе радиотюнер с расширенным диапазоном FM-частот и усилителем. Их Festival TA230 стал настоящей классикой.

Stereo 8


Появление: 1966

Компонентное стерео


Появление: 1960-е–1980-е

Компонентные стереосистемы впервые дали слушателем возможность купить одно устройство и наслаждаться музыкой в полной мере. Они сочетали в себе приемник, проигрыватель, динамики и своего рода кассетный проигрыватель. Разумеется, сначала подобные системы стоили немалых денег, но как только цены начали падать, продукт тут же пошел в массы – удобно и без лишних затрат.

Кассетник


Появление: 1970-е–1990-е

Бумбокс


Появление: 1980

В конце 70-х наметился спрос на громкий и более динамичный звук, что в итоге и привело к созданию бумбокса. Портативный кассетный проигрыватель с громкими динамиками превратился в настоящий поп-культурный феномен, поскольку привлекал урбан-коммьюнити своим, казалось, бесконечным количеством звуковых примочек. Бумбокс стал незаменимым элементом любой блок-пати или субботнего барбекю, а уж рэпер с бумбоксом на плече и вовсе стал настоящим символом эпохи.

CD-проигрыватель


Появление: 1982

Цифровая революция началась как раз в 80-е, и лидером звукового переворота стала Sony, выпустив первый в мире компактный CD-плеер CDP-101. CD-формат считается прорывным по целому ряду причин. Помимо лучшего качества звука (в сравнении с кассетами), диски использовали лазерную технологию для хранения данных. А с появлением первого Walkman мир уже никогда не был прежним.

Super Audio CD


Появление: 1999

В новом тысячелетии SACD должен был заменить привычные диски. Первой, как всегда, оказалась Sony, выпустив на рынок устройство, которое и по сей день считается экспертами одним из самых впечатляющих достижений в области аудио – SCD-1. Звук был такой, что легко было спутать с мастер-дисками. Несмотря на большую емкость и поддержку объемного звука, эти проигрыватели так и остались простой демонстрацией технологии и продавались крайне посредственно, поскольку стоили далеко не три рубля.

Портативные колонки


Появление: середины 2000-х

У инженеров ушел не один год, чтобы разгадать загадку беспроводного аудио. Решение было найдено в технологии Bluetooth, и появление сотен портативных колонок стало лишь вопросом времени. Сегодня каждая уважающая компания (не говоря уже о китайских поделках) может предложить покупателю свою версию беспроводной саунд-системы.

Умные колонки и аудио-дом


Появление: сегодня

Именно в этом направлении движутся беспроводные технологии. Рынок постоянно полнится новыми продуктами от Apple, Sonos и DTS, а само решение получило название Play-Fi. Суть заключается в проигрывании музыки в разных комнатах дома одновременно. А Amazon прямо сейчас работает над новыми умными колонками, которые будут взаимодействовать со всеми девайсами в помещении и отзываться на голосовые команды. Будущее уже не за горами.

Читайте также: