Коллекционирование живописи и скульптуры кратко

Обновлено: 04.07.2024

Коллекционирование в 18 веке
В XVIII в. одним из обязательных украшений богатых домов были коллекции
живописи и скульптуры. Мода на это существовала и ранее. Но теперь такие
коллекции становились показателем престижа хозяев.
Одной из самых роскошных и больших коллекций стало собрание живописи И.
И. Шувалова – основателя Академии художеств. Выехав после смерти
Елизаветы Петровны за границу, Шувалов подарил коллекцию созданной им
Академии. Это была 101 картина великих художников предшествующих эпох. В
Екатерининскую эпоху эти картины стали основой коллекции живописи
Эрмитажа. Во многом они подвигли Екатерины II на создание собственной
коллекции живописи и скульптуры.

Шувалов Иван Иванович
Иван Иванович Шувалов (1727-1797) – один из самых выдающихся представителей фамилии, образованный русский
вельможа эпохи Елизаветы, а позже и Екатерины – был меценатом, пользовавшимся европейской известностью знатоком
искусства, имел также прекрасную картинную галерею. Он внес огромный вклад в формирование картинной галереи Эрмитажа,
поскольку был советником Екатерины в вопросах приобретения картин и размещения заказов русского двора заграничным
художникам.
Кроме того, И.И. Шувалов – основатель и первый куратор Московского университета, основатель и первый президент Академии
художеств. Личная коллекция Шувалова составила основное ядро картинной галереи Академии художеств. Он подарил
Академии свои коллекции живописи и графики, составленные во время его длительного пребывания за границей. Благодаря
И.И. Шувалову Академия художеств обладает сейчас уникальным собранием античных слепков, по которым учатся новые
поколения художников.
Портретные галереи во второй половине XVIII века получили широкое распространение среди всех слоев дворянства. Они
являются ценнейшим документальным материалом эпохи.
В тех случаях, когда коллекционером руководили не только честолюбивые устремления и амбиции, но искреннее желание
помочь развитию отечественной культуры, коллекции переставали быть просто предметом собирательства. Они становились
тем рабочим материалом, который помогал художникам реализовать свои творческие возможности.

Коллекции
Коллекционирования в XVIII веке были, главным образом, образцы западноевропейской культуры, науки и искусства.
Однако, во второй половине XVIII века ощутимы и иные тенденции: возникает интерес к национальному прошлому. В
литературе, изобразительном и театральном искусстве появляются сюжеты из русской истории. Начинается собирание,
изучение и публикация исторических документов и трудов по русской истории. Это стимулирует интерес к собирательству
предметов русской старины. Появляется ряд коллекций древних рукописей и других древнерусских памятников. В числе
таких коллекций – собрание П.Ф. Коробанова, П.Н. Бекетова, графа Ф.А. Толстого, Ф.Г. Баузе и др.
Обязательной составляющей частных дворянских собраний во второй половине XVIII века были портретные галереи,
которые появились в связи с растущим интересом дворянства к отечественной истории – с одной стороны, и для укрепления
личного престижа владельцев – с другой. Портретные галереи были призваны увековечить род и служили доказательством
знатности, богатства и древнего происхождения владельцев. Было модным заказывать портреты членов семьи ведущим
западноевропейским или русским художникам. Некоторые коллекционеры собирали портреты выдающихся исторических
деятелей. Среди самых интересных портретных галерей: галереи в Кускове - графов Шереметевых, Надеждине - князей
Куракиных, Зубриловке - князей Прозоровских, Отраде - графов Орловых-Давыдовых, Андреевском - графов Воронцовых и
др.

Скульптуры в 18 веке
С приходом 18 века, Россия стала резко меняться. Реформы императора Петра затронули все сферы жизни, в том
числе и искусство. Строительство новой столицы, парков, усадеб потребовало новых умений от строителей и
архитекторов. Все перемены происходили на пике популярности стиля Барокко в Европе. Традиции русской
скульптуры, до сих пор ориентированные на церковь, оказались невостребованными в новых условиях. Поэтому
главные шедевры России первой половины 18 века созданы иностранцами. Из русских художников можно назвать
лишь Ивана Зарудного, который создал алтарь Петропавловского собора в Петербурге. Однако, вклад его более
ощутим в архитектуре, нежели скульптуре.
Неоспоримое первенство в русском пластическом искусстве первой половины 18 века принадлежит Карло
Растрелли. Среди его работ особенно можно выделить скульптурный портрет Петра Первого. Автор необыкновенно
точен в передаче портретного сходства, скрупулезен в деталях. Его портрет оказался одним из самых реалистичных
изображений первого русского императора.

Фото: shutterstock

И это особенность арт-объектов: они не перетягивают на себя все внимание в интерьере, но всегда поддерживают общий стиль. Они как аксессуары на человеке: фамильное кольцо с изумрудом, нитка жемчуга, серебряный браслет Tiffany, пластиковые серьги с Микки Маусом — мы редко разглядываем их внимательно, но благодаря им многое узнаем о собеседнике. Так и коллекция: она подчеркивает ваш вкус, создает особую атмосферу дома. Но, вероятно, вам нужны более серьезные аргументы.

Зачем собирать предметы искусства?

Постепенно общество отходит от идеалов потребления, молодые люди все меньше хотят вкладываться в однодневную моду. И это справедливо: в отличие от авто, гаджетов или одежды класса люкс, чья стоимость падает на 30% сразу после покупки, искусство, как правило, не теряет в цене. Грамотно выбранный арт-объект со временем только увеличит размер вашего состояния.

И все же инвестирование — это не главная цель создания коллекции. Представьте: вы купили картину или фотографию, которая вам не нравится и не восхищает, но вам каждый день приходится смотреть на нее. Это похоже на брак по расчету: удовольствия нет, а терпеть приходится.

Поэтому опытные коллекционеры чаще руководствуются иными мотивами. Во-первых, это хобби. Пока другие вяжут крючком или играют в компьютерные игры, они смотрят фильмы о живописи, изучают современных художников и их биографии, ездят на выставки по всему миру, общаются, получают знания, заводят полезные знакомства и обогащаются новыми впечатлениями. И это помимо радости от приобретения желанных объектов. Вторая причина — повышение самооценки. Кто-то гордится тем, что может позволить себе сумочку от Chanel, но этих сумочек по миру тысячи. А коллекционная картина или скульптура обычно существует в единственном экземпляре. И эта покупка относится исключительно к премиальному сегменту, ведь предметы искусства покупают только тогда, когда закрыты первичные потребности. Третий довод в пользу искусства — эстетическое наслаждение. Как показывают исследования Университетского колледжа Лондона, при созерцании шедевров уровень дофамина повышается, как при влюбленности.

Как выбирать картины и развивать вкус

Фото: Markus Spiske/Unsplash

Где купить картину?

Если вы только начинаете собирать коллекцию и не располагаете большим бюджетом, начните с покупки работ молодых художников. Вот несколько мест, где можно найти что-нибудь интересное.

1. Выставка работ выпускников. Стоит пообщаться с автором картины или скульптуры, чтобы понять, какой смысл он в нее вкладывал и что она для него значит.

2. Instagram. Это как бесконечный музей, в котором можно найти все что угодно.

3. Художественные ярмарки. На значительных пафосных мероприятиях, например Art Basel и Frieze Art Fair, среди покупателей можно встретить Дэвида Бекхэма и Канье Уэста. Но начать можно и с посещения локальных ярмарок. Например, Cosmoscow в Москве, NADA в Майами, Liste в Базеле, Photo London в Лондоне.

Какие подводные камни коллекционирования надо знать?

Еще одна трудность связана с тем, что коллекционирование, особенно в Европе и Америке, похоже на закрытый клуб. И чтобы в него попасть, необходимо не только доказать свою платежеспособность, но и сдать своеобразный экзамен: объяснить, что вы будете делать с произведением искусства, почему оно вам приглянулось и как вы относитесь к личности художника. Нередко галеристы вносят покупателя в лист ожидания, чтобы он прочувствовал всю важность покупки и доказал готовность к приобретению.

Да, все эти препятствия направлены на то, чтобы сохранить элитарность такого хобби, как коллекционирование. И пока одни видят в этом проблему, других захватывает сложный процесс пополнения коллекции и превращает охоту за сокровищами в настоящий увлекательный квест.

Только вспомните свое детство, когда вы любили собирать различные наклейки, календари или игрушки. Вы обменивались ими со своими друзьями, а также старались собрать самую большую коллекцию чего-либо, чтобы казаться самым успешным коллекционером среди всех своих знакомых.

К сожалению, потом стремление к коллекционированию постепенно угасает. У человека появляются другие интересы, со временем увлечение забывается. Но, как показывает опыт, не все люди бросают свое детское хобби. Многие, наоборот, стараются больше развиваться в данном направлении. Конечно же, расширяется и спектр возможностей.

Огромное количество людей очень любят коллекционировать картины различных известных и малоизвестных художников. Следует сказать о том, что такой вид хобби считается поистине благородным, ведь он напрямую связан с искусством. К сожалению, на данный момент достаточно сложно собрать действительно хорошую коллекцию картин, но, как показывает практика, при огромном желании все возможно.

Коллекционирование картин – это призвание!, фото № 1

Следует учесть то, что если вы собрались заниматься таким видом деятельности, как коллекционирование картин, то вам обязательно нужно придерживаться некоторых правил хранения таких ценных экспонатов.

Коллекционирование картин – это призвание!, фото № 2

Оформление картин – это также очень важный процесс в данном деле. Можно даже сказать о том, что и есть та самая изюминка, благодаря которой огромное количество людей предпочитают коллекционировать подобные произведения искусства. Некоторые коллекционеры предпочитают для картин оформление в багет. Это не очень сложно, а также не вызывает дополнительных больших материальных затрат. К тому же, картина, которая оформлена таким способом, очень гармонично впишется в любой интерьер.

Коллекционирование картин – это призвание!, фото № 3

Следует сказать о том, что оформление картин в багет – это последний писк моды в искусстве на протяжении очень многих лет, поэтому огромное количество людей стараются придерживаться данной практически вековой традиции. Профессионалы этого дела советуют подбирать багет по саму картину, а не под интерьер, в котором она будет находиться. Все дело в том, что обстановка может меняться, но если багет идеально гармонирует с картиной, то можно с уверенностью сказать, что она идеально впишется в любую комнату с любым дизайном.

Коллекционирование картин – это призвание!, фото № 4

Если вы собрались всерьез заняться коллекционированием, то вам будет интересно узнать, что коллекционирование картин началось в 16 веке, а именно с того момента, когда художники начали продавать свои произведения искусства на рынках. Люди массово скупали подобные экспонаты и хвастались друг перед другом.

Коллекционирование картин – это призвание!, фото № 5

На сегодняшний день коллекционирование картин – это очень благородное занятие, которое развивает человека, не дает душе зачерстветь. Картины воодушевляют человека, дают ему понять то, что на земле есть много чего прекрасного и удивительного, и поэтому следует обязательно заняться таким видом деятельности. Будьте уверены в том, что картины будут приносить вам исключительно положительные эмоции.

Коллекционирование картин – это призвание!, фото № 6

Мы приглашаем Вас посетить наш магазин, где выставлены интересные произведения художников современности и работы советского периода. Настоящие произведения, авторские работы в единственном экземпляре станут великолепным украшением Вашего интерьера и гордостью коллекции.

Коллекционирование картин – это призвание!, фото № 7

Удачи в делах, и помните, то, что сегодня милые вещички из обихода, завтра интересный винтаж, а послезавтра ценный предмет антиквариата. Время летит быстро .


Урок рассказывает о стилевом и жанровом разнообразии отечественной живописи в XVIII веке. Знакомит с крупнейшими мастерами живописи и скульптуры, коллекциями произведений искусства зарубежных мастеров. Выборочно представлены работы российских живописцев.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Живопись и скульптура"

Перемены в российском обществе в XVIII веке, знакомство русских художников с зарубежными мастерами, идеи Просвещения нашли своё отражение и в изобразительном искусстве.

Во второй половине XVIII века самостоятельным жанром и отражением классицизма становится пейзаж.


Своего расцвета достигли исторический жанр и портретная живопись. В это время появляются парадные портреты и автопортреты. В развитии этого жанра проявились две особенности: стремление к отображению правды жизни и повышение художественного мастерства. Идеи сентиментализма в живописи проявились в бытовом жанре, который появился в конце XVIII века. Это направление представлено сценами из народной жизни, портретами крестьян.


В целом в XVIII веке кардинально изменилось само отношение к живописи. Работа художника стала профессией. Была открыта Академия художеств – высшее учебное заведение, где обучали изобразительным искусствам. Среди её первых выпускников были Фёдор Рокотов и Антон Лосенко, о которых вы узнаете далее.

Вопросы занятия: крупные мастера русской живописи; Ф. И. Шубин как крупнейший русский скульптор XVIII века; иностранные мастера на русской службе; коллекционирование живописи и скульптуры.

Одним из самых известных художников школы барокко был Алексей Петрович Антропов. Алексей Петрович учился живописи у таких мастеров, как Матвеев, Вишняков и Каравак, а впоследствии и сам был учителем Левицкого.

Закончив работу в Киеве, Антропов переезжает в Москву, где знакомится с Иваном Шуваловым. Благодаря ему Алексей Петрович получил место куратора живописцев, работавших при Синоде. Ему было поручено также обучать талантливую молодёжь живописи, иконописи, мастерству финифти.


Но всё же известность Антропову принесло то, что он одним из первых в России начал писать светские портреты. Среди его известных полотен можно назвать портреты Петра III, Екатерины II, архиепископа Сильвестра Кулябки, графини Румянцевой.


Мастерами портретного жанра были представители известной крепостной семьи русских живописцев Иван Петрович Аргунов и его сын Николай Иванович Аргунов. Иван Петрович писал в основном парадные портреты, в которых использовал приёмы барокко, а позднее – рококо.

Его учителем был придворный художник Елизаветы Петровны, немец Георг Кристоф Гроот. Вместе они написали иконы для церкви Большого Екатерининского дворца в Царском Селе. В конце 1750-х – начале 1760-х годов Ивану Петровичу заказывают для Сената портрет императрицы Екатерины Алексеевны, который ей очень понравился. А в 1760-е годы он создаёт галерею портретов членов семьи Шереметевых.


Кроме творческой деятельности, Иван Петрович реализовал себя и как талантливый педагог. Учениками мастера были его сыновья и такие крупные художники той поры, как Антон Лосенко и Дмитрий Левицкий.

Средний сын Аргунова Николай продолжил творческий путь отца. Он прославился портретами крепостных актрис Останкинского театра – Татьяны Васильевны Шлыковой-Гранатовой и Прасковьи Ивановны Ковалёвой-Жемчуговой.


Выходцем из крепостных был и один из известнейших портретистов XVIII века, представитель рококо и классицизма Фёдор Степанович Рокотов. Но в отличие от Аргунова ему удалось освободиться от крепостной зависимости. В 1760 году Рокотов был принят в Академию художеств в Петербурге, представив при поступлении парадный портрет Петра III. Картина получила хорошие отзывы и при императорском дворе.

Императрица Екатерина II в 1763 году поручила Фёдору Степановичу написать свой портрет, для которого позировала в Петергофе. В 1765 году Академия художеств удостоила Рокотова звания академика живописи.


Им была создана целая галерея портретов известных и самых знатных современников — Ивана Шувалова, Григория Орлова, князей Куракиных. Особенно удавались Рокотову женские портреты. Например, портреты Варвары Николаевны Суровцевой и Александры Петровны Струйской.

Признанный мастер парадного портрета Дмитрий Григорьевич Левицкий родился в Киеве в семье священника. Начальные навыки рисования он получил от своего отца, который увлекался графикой. Дмитрий Григорьевич познакомился с Антроповым, когда тот расписывал Андреевскую церковь, и стал его учеником. Затем он переехал в Петербург и поступил в Академию художеств.

В 1770 году за портрет архитектора Кокоринова Левицкий получил звание академика живописи, а в 1775 году был произведён в советники Академии. 1770-е – 1780-е годы стали для живописца временем наивысшего расцвета творчества.

В это время он написал портреты князя Александра Голицына, Марии Дьяковой, семьи Воронцовых, портрет императрицы Екатерины II в образе мудрой законодательницы. Интерес представляет портрет Прокофия Демидова. На картине его окружают горшки с цветами и лейка, говорившие об увлечении Демидова садоводством.


Также к числу лучших картин художника относится портрет знаменитого французского философа Дени Дидро, который некоторое время жил в Петербурге. А вершиной его творчества считается серия портретов воспитанниц Смольного института, которые сейчас хранятся в Русском музее.

Ещё один мастер портретной живописи Владимир Лукич Боровиковский родился в Миргороде в семье казака. Его творчество представлено слиянием одновременно развивающихся стилей классицизма и сентиментализма. Отец, дядя и братья Владимира Лукича были иконописцами. От них он получил первые навыки рисования и тоже начал заниматься иконописью. В это же время он написал и первые портретные работы.

Судьба художника резко изменилась после путешествия в Крым Екатерины II. Ему было поручено расписать интерьер дома для приёма императрицы в Кременчуге. Екатерина II высоко оценила работу художника и повелела ему переехать в Петербург. В столице Боровиковский смог усовершенствовать своё мастерство и стал одним из самых известных художников в России.

В 1795 году он получил звание академика живописи, а в 1802 году – почётное звание советника Академии художеств.


Представителем классицизма и основоположником русской исторической живописи был Антон Павлович Лосенко. Сначала он обучался в художественной мастерской Ивана Аргунова, а затем в Академии художеств. Как талантливый живописец Антон Павлович был отправлен на обучение в Европу.


Антон Павлович Лосенко создал и галерею портретов современников. Самые известные из них – портреты Ивана Шувалова, литератора Александра Сумарокова, театрального деятеля Фёдора Волкова.

Вместе с живописью в XVIII веке своё развитие получила и скульптура. В это время творит Федот Иванович Шубин, который поднял жанр скульптурного портрета на новую качественную ступень.

Будучи сыном поморского крестьянина, он приехал учиться в Петербург, где закончил Академию художеств. После этого как один из лучших воспитанников академии он обучался в Париже и Риме. В 1774 году ему было присвоено звание академика.


Шубин работал не только как портретист, но и как декоратор. Он создал 58 мраморных исторических портретов для Чесменского дворца и скульптуры для Мраморного дворца и Петергофа.

На русской службе трудилось немало иностранцев. В сфере скульптуры самый яркий вклад в историю культуры России внёс Этьен Морис Фальконе.

Екатерина II хотела оставить память потомкам о Петре I. Для создания монумента она пригласила в Петербург Фальконе, которого ей порекомендовал Дидро.


Практически все правители России XVIII века внесли большой вклад в собирание за границей произведений художественной культуры. Коллекции произведений искусства собирались не только в столице, но и в Москве, Ярославле и некоторых других городах России. Коллекционирование произведений живописи и скульптуры стало престижным для знатных людей и богатых горожан.

Коллекция, собранная Иваном Шуваловым, стала одной из самых больших коллекций того времени. Она включала в себя 101 картину великих художников предшествующих эпох: Рембрандта и Рубенса, Ван Дейка и Тинторетто и Пуссена.


После смерти Елизаветы Петровны Шувалов уехал за границу, подарив своё собрание Академии художеств. Во времена Екатерины II эти картины стали основой коллекции живописи Эрмитажа. Во многом они подвигли и саму императрицу на создание собственной коллекции живописи.

Подведём итоги. В XVIII веке в России произошло становление целой плеяды выдающихся живописцев и скульпторов; основными жанрами в живописи XVIII века были барокко, рококо, классицизм и сентиментализм; своего расцвета достигли исторический жанр и портретная живопись; началось собрание обширных коллекций произведений искусства зарубежных мастеров.

Читайте также: