Количественный и качественный учет земель кратко

Обновлено: 05.07.2024

Учет количества и качества земельных угодий на предприятии

Учет количества земель является важной составной частью земельного кадастра предприятия. Он дает характеристику площади, распределению земель по целевому назначению (категории земель), видам собственности (землепользование, землевладение) и качественному состоянию (категориям и классам пригодности, признакам, влияющим на плодородие, куль-туртехническому состоянию, агропроизводственным показателям).[ . ]

При ведении кадастра важное место занимает учет качества земли. Качественный учет сложнее, чем учет количества земель. Сложность его заключается в том, что встречается большое количество разновидностей почв в пределах не только хозяйства, но и полей севооборотов. Качество земель в сельскохозяйственном предприятии учитывают в третьем разделе земельно-кадастровой книги. Этот раздел состоит из трех таблиц и дает характеристику качества земельных угодий по группам земель, классам, подклассам, группам и подгруппам почв, их механическому составу, мелиоративному и культуртехническому состоянию земель.[ . ]

Характеристика засоленности почв производится по глубине залегания верхнего солевого горизонта, качественному составу и количественному содержанию солей. В зависимости от глубины верхнего солевого горизонта засоленные почвы подразделяют на солонцеватые, включая солонцы (О— 30 см), солончаковые (30—80 см), глубокосолончаковые (80—150 см) и глубиннозасоленные (глубже 150 см).[ . ]

К переувлажненным относятся земли, имеющие признаки поверхностного оглеения и избыточного увлажнения.[ . ]

В третьей таблице третьего раздела земельно-кадастровой книги предприятия, организации или учреждения приводят данные культуртехничес-кого состояния и продуктивности сенокосов и пастбищ. По каждой группе почв, группе земель сенокосов и отдельно пастбищ выделяют чистые, слабо и сильно покрытые кочками, заросшие кустарником, лесом, засоренные непоедаемыми и ядовитыми растениями, но пригодные для механической обработки. Продуктивность сенокосов и пастбищ выражается в урожайности поедаемой растительности в сухой массе, кормовых единицах и протеине.[ . ]

Учёт земель представляет собой государственное мероприятие по накоплению, систематизации и анализу всесторонних сведений о количестве, размещении и хозяйственном использовании земельных ресурсов.

Учёт качества земель в системе земельного кадастра предусматривает проведение классификации не только почв, но и земель.

Действующая классификация земельного фонда предусматривает выделение следующих категорий пригодности:

I - земли, пригодные под пашню;

II - земли, пригодные примущественно под сенокосы;

III - земли пастбищные, после улучшения могут быть пригодны под другие сельскохозяйственные угодья;

IV - земли, пригодные под сельскохозяйственные угодья после коренных мелиораций;

V - земли, малопригодные под сельскохозяйственные угодья;

VI - земли, непригодные под сельскохозяйственные угодья;

VII - нарушенные земли.

Количественный учет земель состоит в определении площади разных категорий ЗФ, площади административно-территориальных единиц, землевладений и землепользований, площадь видов и подвидов угодий, площадь мелиоративных земель. Количественный учет проводится на всей территории РФ в га или м² в зависимости от категории земель. При количественном учете применяется определенная классификация земель по угодьям и каждое угодье учитывается отдельно. Качественное состояние земель характеризуются категориями и классами земель, природными и др. признаками. Процесс учета качества земель: земельно-кадастровое районирование(зональные типы земель) →классификация земель(категории пригодности земель, класса земель)→группировка почв(виды земель)→характеристика качества земель(распределения земель в зависимости от их использования):1)группировка земель по градостроительным свойствам(рельеф местности, характеристика грунтов, загрязнение и т.д.;2)группировка земель по признакам влияющим на плодородие (содержание гумуса, степень насыщенности основаниями);3)группировка земель по технологическим признакам(энергоемкость, контурность, рельеф, каменистость и т.д.).

Учёт земель представляет собой государственное мероприятие по накоплению, систематизации и анализу всесторонних сведений о количестве, размещении и хозяйственном использовании земельных ресурсов.

Учёт качества земель в системе земельного кадастра предусматривает проведение классификации не только почв, но и земель.

Действующая классификация земельного фонда предусматривает выделение следующих категорий пригодности:

I - земли, пригодные под пашню;

II - земли, пригодные примущественно под сенокосы;

III - земли пастбищные, после улучшения могут быть пригодны под другие сельскохозяйственные угодья;

IV - земли, пригодные под сельскохозяйственные угодья после коренных мелиораций;

V - земли, малопригодные под сельскохозяйственные угодья;

VI - земли, непригодные под сельскохозяйственные угодья;

VII - нарушенные земли.

Количественный учет земель состоит в определении площади разных категорий ЗФ, площади административно-территориальных единиц, землевладений и землепользований, площадь видов и подвидов угодий, площадь мелиоративных земель. Количественный учет проводится на всей территории РФ в га или м² в зависимости от категории земель. При количественном учете применяется определенная классификация земель по угодьям и каждое угодье учитывается отдельно. Качественное состояние земель характеризуются категориями и классами земель, природными и др. признаками. Процесс учета качества земель: земельно-кадастровое районирование(зональные типы земель) →классификация земель(категории пригодности земель, класса земель)→группировка почв(виды земель)→характеристика качества земель(распределения земель в зависимости от их использования):1)группировка земель по градостроительным свойствам(рельеф местности, характеристика грунтов, загрязнение и т.д.;2)группировка земель по признакам влияющим на плодородие (содержание гумуса, степень насыщенности основаниями);3)группировка земель по технологическим признакам(энергоемкость, контурность, рельеф, каменистость и т.д.).

Учёт земель представляет собой систему мероприятий по накоплению систематизации и анализу сведений о количестве, качестве и хозяйственном использовании земельных ресурсов. Учёты подлежат все земли в разрезе административно-территориальных образований, категорий земель и землепользований.

Наиболее детально учитываются следующие категории земель:

Земли с/х назначения

Земли лесного фонда

Земли населённых пунктов

Учёт бывает 2 видов: количественный и качественный. Данные виды учёта основаны на принятых показателях – атрибутивные и количественные. Атрибутивные показатели характеризуют определённые признаки словесно.

Учёт в качестве государственного мероприятия решает задачи рационального использования и охраны земельных ресурсов:

Определяет содержание земельно-учётной информации и методы её получения.

Государство устанавливает формы и содержание учётной и отчётной документации. Кадастр базируется на статистических приёмах получения обработки и анализа данных. В основе данных приёмов лежат статистические наблюдения, формами которого являются отчётность и перепись.

Отчётность – это форма наблюдения, при которой статистические органы в установленные сроки получают определённые материалы в виде установленных законом документов от соответствующих организаций (форма 22).

Перепись – это форма наблюдений, при которой собирается информация посредством проведения специальных обследований на определённую дату (перепись осушенных земель).

Сроки предоставления отчётности. Все земельно-кадастровые данные предоставляются по состоянию на 1 января следующего за отчётным годом.

Органы, осуществляющие учёт (территориальные органы росреестра).

Порядок контроля за ведение учёта земель. Государство устанавливает ответственность за ведение количественного и качественного учёта земель.

Для успешного решения задач той или иной отрасли народного хозяйства ведомством, осуществляющем руководство отраслью, необходимы дополнительные сведения о землях, используемых предприятием этой отрасли. Поэтому наряду с государственным учётом земель возникает необходимость проведения ведомственного учёта, объектами которого являются все земли, находящиеся в ведении конкретного ведомства. Например, различают следующие ведомственные кадастры: лесной, водный, месторождения полезных ископаемых, градостроительный кадастр…

Так задачами лесного кадастра устанавливается учёт состояния и использования лесного фонда. В рамках данного кадастра собирают следующие дополнительные сведения: площади лесных массивов, категория защитности, возрастной и породный состав лесонасаждений, виды угодий лесного фонда, экономическая оценка лесного фонда.

Между государственным и ведомственным учётом существует определённая взаимосвязь. Ведомственный учёт строится с учётом требований и содержанием государственного учёта. Таким образом роль ведомственных кадастров заключается в обеспечении соответствующей информационной базы, необходимой для работы ведомства.

Земельно-учётная документации ведётся с соблюдением следующих принципов:

Унификация документов. Это построение уникального образца

Комплексность унификации. Данный принцип должен опираться на новейшие технологии обработки информации.

Стабильность требований документаций. Форма земельно-учёной документации должна разрабатываться на длительный период времени для мониторинга и анализа происходящих изменений в состоянии использовании земельного фонда.

Достижение единообразия документов. Данный принцип должен опираться на стандарты, заложенные общероссийским классификатором технико-экономической онформации.

Информативность. При составлении земельно-учётной документации следует обеспечить достоверность информации и её правовой статус.

Для проведения анализа соответствующих изменений в использовании земель за ряд лет и выявление общих тенденций в практике земельно-кадастровых работ используются:

Методы параллельных рядов

Метод аналитических группировок

Ряды динамики представляют собой цифровые показатели, которые отражают изменения численности единиц, совокупности или величины признаков во времени. Ряды динамики составляются на показании абсолютных, относительных и средних величин.

Абсолютная величина показывает размер изучаемых явлений и выражается натуральными, условными и стоимостными показателями (га,м3, баллы бонитета, рубли).

Относительные величины – это коэффициенты, показывающие отношение данного показателя к другим аналогичным показателям. Например, структура изменения земельного фонда по составу угодий, по категориям, формам собственности.

Средние величины используются в тех случаях, когда надо показать типичные размеры изучаемого явления или дать общую характеристику по однородным признакам.

В рамках кадастра, ряды динамики подразделяются на 2 вида: моментальные, интервальные.

Моментальный – это такой динамический ряд, уровни которого характеризуют состояние явления на определённую дату, например, отчёты о состоянии использования земель административного территориального образования на 1 января каждого года.

Интервальный – это такой динамический ряд, показывающий изменение показателей за определённый отрезок времени. Например, это количество и площади, предоставленных гражданам дачных участкам по годам.

Параллельные ряды.

Сущность метода параллельных рядов состоит в сравнении данных, расположенных в табличной форме в виде параллельно размещаемых аналогичных показателей.

Метод аналитических группировок.

При этом методе производят группировку по одному признаку и вычисляют средние и относительные значения другого признака для каждой группы. Например, данный метод позволяет выявить зависимость результатов деятельности сельхоз предприятия от площади землепользования, контурности угодий.

Достоверность данных учёта земель зависит от способов получения земельно-кадастровых сведений и от методов их статистической обработки.

Количественный учёт земель.

Задача количественного учёта земель состоит в том, чтобы:

Указать существенные показатели для категорий земель.

Произвести соответствующие измерения в натуре.

Выбрать наиболее приемлемые и наглядные формы отображения соответствующих показателей.

Система количественного учёта формировалась длительное время, а также подтвергается изменениям вследствие реформировании земельных отношений.

Количественный учёт земель включает сведения природного и хозяйственного состояния земель. На следующих уровнях:

Административный район (город)

Основными учётными единицами являются землепользования.

Земельно-учётные данные хранятся в автоматизированных земельно-кадастровых базах данных. Базы данных имеют несколько иерархических уровней:

Между уровнями существует обмен информации в прямом и обратном направлениях.

Земельный кадастр административного района представляет собой свод земельных кадастров землепользований, расположенных в границах района, поэтому на данном уровне сохраняется весь набор показателей.

Земельный кадастр субъектов является инструментом выработки и принятия региональных программ по охране земель, поэтому возможно сокращение объёма показателей. Земельный кадастр федерального уровня представляет собой сжатую кадастровую информацию. Количественный учёт земель состоит из определения площадей: административно-территориальные единицы, категории земель, земли находящиеся в различных формах собственности, видов и подвидов угодий, земель, подлежащих мелиорации.

Количественный учёт земель ведётся в гектарах с точностью до 0,1 га. В населённых пунктах количественный учёт может проводиться с точность до 1 м 2 . Определение состава угодий определяется на основе специального госта ГОСТ22640-85.

Основным элементом количественного учёта является земельное угодье.

Каждое угодье состоит из отдельных контуров, поэтому контур поступает в качестве первичного учётного документа. Контур – это территория, состоящее из однородного угодья и имеющее замкнутую внешнюю границу.

При учёте земель, в зависимости от их использования, могут быть применены другие элементы учёта (поливной, экологически однородный участок, рабочий участок).Состав и качественное состояние земельных угодий не является неизменным.

Учёту подлежат изменения, которые произошли на законном основании и зафиксированы на местности.

Учёт качества земель

Учёт качества земель дополняет характеристику природного и хозяйственного состояния земель. Данный учёт базируется на выделении зональных типов почв категорий пригодности, классов, видов земель и содержит характеристику угодий по почвенному покрову, механическому составу почв, геоботаническому и мелиоративному состоянию земель.

Зональные типы земель – это основная таксономическая единица классификации земельного фонда, выделенная в процессе природно-сельскохозяйственного районирования.

Районирование является научной разработкой.

Зональные типы территориально совпадают с границами природно-с/х зон и выражают зональные условия и общие направления преимущественного использования сельского и лесного хозяйства. Было выделено 15 зональных типов.

Категории пригодности бывают следующие:

Земли, пригодные под пашню

Земли, пригодные преимущественно под сенокосы

Земли, пригодные под с/х угодья после коренных мелиораций

Земли малопригодные под с/х угодья

Земли непригодные под с/х угодья

Основанием выделения категорий пригодности являются качественное состояние земель и возможность их использования под основные с/х угодья.

В пределах каждой категории пригодности выделяют классы земель. Классы земель представляют собой участки земной поверхности с близкими природными и хозяйственными качествами, характерны общностью использования, направлениями окультуривания и повышения производительности. Классы земель обособлены почвообразующими породами, механическим составом, степенью засоления, эродированности и т.д.

Составными частями классов являются виды земель. Виды земель соответствуют агропроизводственным группам почв, которые выделяются в процессе почвенного обследования.

Учёт качества земельных угодий в пределах видов земель производится по следующим паказателям:

Механический состав почв.

Степень засоленности. Различают слабо, средне и сильнозасоленные почвы.

Увлажнённость. Не достаточно увлажнённые, нормального увлажнения, заболоченные.

Каждый кадастровый показатель выражает количественную сторону учитываемых явлений в неразрывной связи с его качеством.

Способы сбора количественно-качественных показателей.

В настоящее время сведения, отражаемые при учёте получают различными способами:

Съёмки. В результате съёмок получают количественные данные, характеризующие площади земельных участков.

Обследования и изыскания. Все обследования делятся на 2 вида: агрохозяйственные и специальные обследования.

Агрохозяйственные обследования дают сведения о хозяйственном использовании земель.

К специальным обследованиям относят почвенные, агрохимические, геоботанические и мелиоративные.

Инвентаризация земель. Это единовременное мероприятие, которое имеет целью установить фактическое наличие и качественное состояние земельных угодий.

Мониторинг земель. Это система наблюдения за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, прогноза и устранения последствий негативных процессов. Объектом мониторинга является весь земельный фонд. Мониторинг земель ведётся в обязательном порядке на всех категориях земель и является составной частью единой государственной информационной системой сведений о состоянии окружающей среды и природных ресурсов страны.

Ведение мониторинга ведётся с соблюдением принципа взаимной совместимости данных кадастра (система координат, картографические проекции), единые классификаторы и коды.

Технической основой сбора, хранения, обработки и выдачи информации являются геоинформационные системы.

Виды земельно-учётной документации.

При учёте земель применяют 2 способа отражения земельно-учётных данных: текстовой, графический.Текстовые документы могут быть представлены в бумажной форме, либо в электронном виде.

Основными планово-картографическими документами являются:

Схемы землепользований административного района

Дежурная кадастровая карта (ДКК)

Карты земель с обременениями

Картограмма оценки земель

Росреестр совместно с Росстат разработали следующую систему земельно-учётных документов. В зависимости от содержания, документы делятся на 3 вида: основные, вспомогательные, первичные документы. Основные земельно-учётные документы предназначены для отражения учётной информации о каждом субъекте и объекте земельных отношений.

Основные документы делятся на 2 вида: учётные и отчётные. Учётные документы имеют следующие уровни:

Административный район (город)

Субъект РФ и РФ в целом.

Учётными документами землепользовании являются:

Правоустанавливающие документы на землю.

План землепользования. На плане землепользования отражаются границы смежеств, посторонних землепользований, населённых пунктов, угодий, а также дорожная сеть и гидрография.

Земельно-кадастровая книга предприятия. Данная книга содержит сведения о правовом природном и хозяйственном состоянии земель и состоит из 5 разделов:

Распределение земель по срокам пользования. Учитываются права на землю и площадь предприятия.

Количество земель по угодьям (содержит учётные данные по видам угодий)

Качество земельных угодий. Данных раздел содержит учётные данные по зональным типам почв, категориям пригодности земель и о классах земель.

Показатели оценки земель.

Приусадебные земли личного пользования. В настоящее время не заполняется.

1,2 разделы заполняются ежегодно по состоянию на 1 января по основанию проведённых съёмок. 3,4 разделы заполняются раз в 5 лет на основании материалов почвенных и иных обследований.

Основными учётными документами административного района (города) явлюяются:

Земельно-кадастровая книга района. Книга состоит из 2-х частей: 1 часть включает 1,2,3 разделы; 2 часть содержит 4 раздел.

Районная карта землепользований. Масштаб 1:50000, 1:100000. На карте отображаются границы района, границы землепользований и видов угодий. Каждое землепользование на карте обозначается кадастровым номером.

Основными учётными документами субъекта и РФ в целом являются:

Земельно-кадастровая книга. Состоит из 4-х разделов. В 1 разделе учитывается количество земель по категориям, угодьям, по мелиоративному состоянию земель; 2 раздел – качество земель; 3 раздел – показатели оценки земель; 4 раздел – характеристика с/х земель.

К учётным документам на уровне землепользования относят:

Экспликация. Отражает данные количественного учёта земель в разрезе видов и подвидов угодий. Составляется ежегодно с точностью до 0,1 га.

Сведения о посторонних землепользованиях.

Основным отчётным документом на уровне района, субъекта РФ, страны в целом, является отчёт он наличии и распределении земель. Объктом учёта для составления отчёта, является земельный фонд соответствующей территории. В состав отчёта входят статистические формы отчётности (форма 22.2 – 22.6), приложения (приложение 1 – сведения о орошаемых землях, сведения о мелиорированных землях). Составляется отчет о наличии распределения земель составляется ежегодно. Данный отчет согласуется с органами статистики, службами лесного хозяйства и природоохранными оганами.

Отчёт о наличии распределении земель представляет собой документ, содержащий обобщённые сведения о количестве, качественном состоянии и правовом положении земель, необходимые для управления земельными ресрсами.

На уровне субъекта одновременно с отчётом предоставляется региональный доклад, содержащий сведения о развитии земельных отношений о динамике угодий, о выполнении правительственных программ, постановлении правительства и указов президента РФ. На уровне страны в целом, содержащиеся в отчёте сведения представляют в форме государственного доклада о состоянии и использовании земель РФ. В государственном докладе анализируется использование земельного фонда страны, изменения в формах собственности, динамика качественного состояния земель, а также выполнение законодательных документов по регулированию земельных отношений. Материалы , помещённые в докладе, используются органами власти при разработке и реализации земельной политики.

В зависимости от содержания и назначения, земельно-учётные документы делятся на 3 вида: основные (учётные и отчётные).Вспомогательные документы. Данные документы дополняют и поясняют сведения, приведённые в основных документах. Например, пояснительные записки, диаграммы, картограммы.

Первичные документы. Отражают фактическое состояние дел и являются основой для внесения учётных записей в основные документы. Например, материалы съёмок, материалы инвентаризации земель, материалы различных обследований.



Деятельность


Государственное управление в сфере использования и охраны земель


Государственный мониторинг земель

Государственный мониторинг земель

В соответствии со статьей 67 Земельного кодекса Российской Федерации государственный мониторинг земель является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и представляет собой систему наблюдений, оценки и прогнозирования, направленных на получение достоверной информации о состоянии земель, об их количественных и качественных характеристиках, их использовании и о состоянии плодородия почв. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации.

Задачи государственного мониторинга:

своевременное выявление изменений состояния земель, оценка и прогнозирование этих изменений, выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на земли, об устранении последствий такого воздействия;

обеспечение органов государственной власти информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель в целях реализации полномочий данных органов в области земельных отношений, включая реализацию полномочий по государственному земельному надзору;

обеспечение органов местного самоуправления информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель в целях реализации полномочий данных органов в области земельных отношений, в том числе по муниципальному земельному контролю;

обеспечение юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

  • дистанционного зондирования (съемки и наблюдения с космических аппаратов, самолетов, с помощью средств малой авиации и других летательных аппаратов);
  • сети постоянно действующих полигонов, эталонных стационарных и иных участков;
  • наземных съемок, наблюдений и обследований (сплошных и выборочных);
  • сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости;
  • землеустроительной документации;
  • материалов инвентаризации и обследования земель, утвержденных в установленном порядке;
  • сведений о количестве земель и составе угодий, содержащихся в актах органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • данных, представленных органами государственной власти и органами местного самоуправления;
  • результатов обновления картографической основы (результатов дешифрирования ортофотопланов или сведений топографических карт и планов);
  • данных государственного лесного реестра, а также лесохозяйственных регламентов лесничеств (лесопарков).

Каждый объект государственного мониторинга земель описывается набором показателей, определяющих его состояние и использование.

Показатели мониторинга использования земель:
- общая площадь земель (земельных участков) соответствующей категории (для объекта государственного мониторинга земель - земли определенной категории, установленной статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации);
- общая площадь земельных участков, имеющих соответствующий вид разрешенного использования (в случае, если государственный мониторинг земель проводится в отношении земельных участков, имеющих определенный вид разрешенного использования);
- площадь земель или земельных участков, в отношении которых выявлено использование их не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
- площадь земель или земельных участков, в отношении которых выявлено неиспользование земель и земельных участков;
- площадь земель или земельных участков, в отношении которых выявлены иные нарушения земельного законодательства, за исключением порчи земель;
- площадь распределения земель по формам собственности (в разрезе категорий и видов разрешенного использования), исходя из данных Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- площадь застроенных земель в разрезе категорий;
- общая площадь внесенных в государственный кадастр недвижимости земель лесного фонда по видам использования лесов;
- иные показатели, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Количественные показатели состояния земель :
- общая площадь земель (земельных участков) соответствующей категории (в разрезе категорий земель, установленных статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации);
- общая площадь земельных участков, имеющих соответствующий вид разрешенного использования (в случае если государственный мониторинг земель проводится в отношении земельных участков, имеющих определенный вид разрешенного использования);
- общая площадь земельных участков общего пользования, внесенных в государственный кадастр недвижимости, занятых улично-дорожной сетью, коммуникациями, скверами, парками, городскими лесами (для земель населенных пунктов);
- общая площадь санитарно-защитных и охранных зон объектов, внесенных в государственный кадастр недвижимости, расположенных на землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и иного специального назначения;
- количество объектов, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости, расположенных на землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и иного специального назначения, в отношении которых отсутствуют сведения в государственном кадастре недвижимости санитарно-защитных и (или) охранных зонах (в случае если установление таких зон предусмотрено законодательством);
- общая площадь учтенных в государственном кадастре недвижимости санитарно-защитных и охранных зон объектов, расположенных на землях особо охраняемых территорий и объектов;
- количество объектов, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости, расположенных на землях особо охраняемых территорий и объектов, в отношении которых отсутствуют сведения в государственном кадастре недвижимости о санитарно-защитных и (или) охранных зонах (в случае если установление таких зон предусмотрено законодательством Российской Федерации);

Качественные показатели состояния земель (с указанием степени развития негативного процесса):
- площадь земель, подверженных линейной эрозии (слабая, средняя, сильная, очень сильная степень развития);
- площадь земель, подверженных опустыниванию (слабая, средняя, сильная, очень сильная степень развития);
- площадь подтопленных земель (слабая, средняя, сильная степень развития);
- площадь заболоченных земель (слабая, средняя, сильная степень развития);
- площадь переувлажненных земель (слабая, средняя, сильная степень развития);
- площадь нарушенных земель (слабая, средняя, сильная степень развития);
- площадь захламленных земель (слабая, средняя, сильная степень развития);
- площадь земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению (слабая, средняя, сильная степень развития);
- площадь земель, загрязненных нефтью и нефтепродуктами (умеренно опасная, опасная, чрезвычайно опасная степень развития);
- площадь земель, загрязненных тяжелыми металлами (умеренно опасная, опасная, чрезвычайно опасная степень развития);
- площадь земель, подверженных иным негативным процессам (с указанием наименования и степени развития негативного процесса).

Оценка состояния земель выполняется путем анализа ряда последовательных (периодических, оперативных) наблюдений, направленности и интенсивности изменений и сравнения полученных показателей со значениями базового наблюдения и нормативного показателя.

Показатели состояния земель выражаются как в абсолютных, так и в относительных значениях, отнесенных к определенному периоду или сроку.
По результатам оценки состояния земель составляются прогнозы и рекомендации с приложением к ним тематических карт, диаграмм и таблиц, характеризующих динамику и направление развития изменений, в особенности имеющих негативный характер.
Полученные материалы и данные государственного мониторинга земель накапливаются и хранятся в архивах (фондах) и базах данных автоматизированной информационной системы государственного мониторинга земель.
Данные, полученные в ходе проведения государственного мониторинга земель, используются при подготовке государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации.

УЧЕТ ЗЕМЕЛЬ представляет собой мероприятия по накоплению, систематизации и анализу всесторонних сведений о количестве, качественном состоянии, размещении и хозяйственном использовании земельных ресурсов.

Земельный учет — это сложная многоплановая работа, что видно следующего: территория России — 1,7 млрд га (89 СРФ, почти по 350 МО, 25 крупных с-х предприятий, огромное количество подсобных хозяйств, садоводческих и других об-в).

Земля учитывается:

1. как место размещенияжилых построек, объектов промышленности, сельского, водного и лесного хозяйства, предприятий транспорта и связи, объектов культуры и здравоохранения, спорта и отдыха и т. д. (учитывается как пространственный базис = местоположение);

2. по размерам территории, земельных массивов, земельных участков и отдельных угодий (сведения о площадиземельного участка);

3. как производительная сила в сельском и лесном хозяйстве, как главное средство производства (количественное и качественное состояние земель).

Учет обеспечивает первоначальное изучение и систематизацию земель в природном и хозяйственном отношениях. Многофункциональность земель предопределяет необходимость их учета во всех отраслях народного хозяйства в разрезе основных категории единого государственного земельного фонда. Учету подлежат все земли страны в разрезе землепользователей, административных районов, городов, областей, краев, автономных республик.

Степень детальности учета зависит от характера использования земель и потенциальных возможностей земельных ресурсов. Наиболее детальному учету подлежат земли сельскохозяйственного назначения, земли лесного фонда и земли запаса. Детального учета требуют земли населенных пунктов и земли промышленности и транспорта. Не требуютдетального учета земли государственного водного фонда, занятые водными поверхностями.

Государство определяет задачи, содержание и порядок ведения земельного учета. Оно устанавливает:

Содержание земельно-учетной информации и методы ее получения.

Формы и содержание учетной и отчетной документации.

Сроки предоставления отчетности.

Органы и лица, осуществляющие земельный учет.

Порядок контроля за ведением земельного учета.

Сведения при учете получают путем съемок, обследований, различных обмеров.

1. Съемки подразделяются на наземные съемки, аэрофотосъемки, аэрокосмические съемки и др.

2. Обследования выявляет фактическое состояние и использование земельных угодий, а также возможность более интенсивного их использования в производстве: почвенные, геоботанические, мелиоративные, почвенно-эрозионные, агрохозяйственные.

3. Обмеры применяются для получения исходных данных и контроля за использованием земель: сплошные и выборочные.

При учете земель применяют текстовый (книги, ведомости, таблицы и т. п.) и графический (ПКД) способы отражения земельно-учетных сведений:

Графическийспособ отображения дополняет текстовый и дает наглядное представление о пространственном положении учитываемых земель и происходящих в их составе и использовании изменений.

2. Количественный учет земель

КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ УЧЕТ ЗЕМЕЛЬ - учет по категориям земель, видам и подвидам угодий, правовому статусу, отдельно учитывают мелиорируемые земли.

Каждое угодье состоит из отдельных контуров. Под контуром понимают территорию, состоящую из однородного угодья и имеющую замкнутую внешнюю границу. Контур выступает в качестве первичного учетного элемента. Внутри контура угодья могут быть выделены почвенные контуры, т е участки с различными почвенными характеристиками. Площадь земельного угодья определяют, суммируя площади отдельных контуров.

Наиболее детальному учету подлежат земли с различной формой собственности, сельскохозяйственные и лесохозяйственные угодья. Сельскохозяйственные угодья определяются по их видам и подвидам, классам и подклассам, по механическому составу и т. д.

Земельный учет подразделяется на первичный (основной) и текущий (последующий), которые тесно взаимосвязаны между собой и представляют определенную систему единого процесса земельного учета.

Первичный (основной) учет заключается в получении необходимых сведений о размерах, местоположении, качественном состоянии, распределении и использовании земель и внесении этих данных в земельно-кадастровые документы

Первичный земельный учет включает:

Получение, обработку, систематизацию и анализ всех имеющихся по учитываемой территории планово-картографических материалов.

Проведение соответствующих полевых работ по съемкам и обследованиям с целью получения необходимых первичных исходных земельно-учетных данных и планово-картографических материалов.

Определение количественного и качественного состояния, распределения и использования земель всей учитываемой территории.

Изготовление специальных земельно-учетных электронно-плановых материалов с отражением конкретного состояния.

Внесение первичных записей в земельно-учетные текстовые документы.

Определение состава и распределения земельного фонда по категориям земель, землевладельцам и землепользователям, угодьям и их качественному состоянию, по административным единицам и отраслям народного хозяйства.

В результате проведения основного учета земель получают всесторонниеданные о распределении,состоянии и использованииземель;определяют общую площадь землевладения (землепользования), иной административно-территориальной единицы, площади категорий земельного фонда, видов и подвидов угодий.Кроме того, получаютданные о качестве земельных угодий

Первичный учет проводят:

1. при очередном заполнении вновь утвержденных земельно-кадастровых документов;

Читайте также: