Колчак черноморский флот кратко

Обновлено: 07.07.2024

Было бы неверно пройти мимо такой даты и на сегодняшней конференции. Этим объясняется выбор темы доклада.

Прибыв в Севастополь, адмирал собрал совещание начальников флота и информировал их о происходивших событиях. Теперь все сведения к командам должны были поступать только от их непосредственных командиров. Только после этого связь со страной была восстановлена.

Особый интерес для исследователя представляют приказы командующего Черноморского флота в те дни. Они позволяют воссоздать картину происходящего не только на флоте, но и в стране. 2 марта 1917 г. Колчак издает приказ № 771, в котором сообщалось о вооруженных столкновениях в Петрограде и образовании Временного комитета Государственной Думы во главе с М.В. Родзянко. Далее в приказе говорилось: «В ближайшие дни преувеличенные сведения об этих событиях дойдут до неприятеля, который постарается ими воспользоваться для нанесения нам неожиданного удара. Такая обстановка повелительно требует от нас усиленной бдительности и готовности в полном спокойствии сохранить наше господствующее положение на Черном море и приложить все труды и силы для достойного Великой России окончания войны…

Накануне командующие фронтами и командующий Балтийским флотом прислали в Ставку телеграммы, в которых поддержали вопрос об отречении императора от престола. Адмирал Колчак – командующий Черноморским флотом – этого не сделал.

Настала мертвая тишина, и когда во весь свой рост поднялся, опираясь на барьер ложи, адмирал Колчак, то цирк разразился неистовыми аплодисментами, и не скоро адмирал мог начать свою речь…

Он сказал, что благодаря своей сознательности, во всей России только Черноморский флот сохранил свою мощь, свой дух, веру в революцию и преданность родине, и теперь – долг флота из своей среды выделить тех, кто сумеет увлечь за собой армию на подвиги… Бесконечные аплодисменты раздались в ответ на слова адмирала.

Был такой подъем, такой взрыв искреннего патриотизма, что снова поверилось в русский народ, снова казалось, что не все потеряно.

Приказом командующего флотом от 11 марта 1917 года был доведен до сведения текст присяги на верность службы Российскому государству.

И все-таки адмирал пытается найти авторитетных людей в Петрограде, которые могли бы оказать содействие ему в вопросе сохранения дисциплины на флоте и поддержании боеспособности флота. По рекомендации М.В. Родзянко он даже встречался со старейшим русским марксистом Г.В. Плехановым, которому Колчак очень понравился. Однако, опытному деятелю международного социалистического движения было очевидно, что в политике адмирал не силен.

Александр Васильевич Колчак искренне пытался разобраться в скоротечном изменении политической жизни России. Некоторые исследователи предполагают, что именно в дни апрельского кризиса он пришел к мысли о благотворности военного вмешательства в ход политических событий, если положение в тылу угрожает фронту.

После того, как матросы, несмотря на отказ командующего, арестовывают помощника главного командира Севастопольского порта генерал-майора Н.П. Петрова, Колчак принял решение обратиться к главе Временного правительства с просьбой о сдаче им должности командующего флотом. Известно, что в первые дни февральской революции, Колчак предъявлял Временному правительству условия своего командования флотом, подчеркнув, что, если хотя бы одно из них будет нарушено, он сложит с себя полномочия. Однако в те дни инцидент был исчерпан после вмешательства правительства.

8 июня 1917 г адмирал вместе со своим начальником штаба М.И. Смирновым отбыл поездом в Петроград.

ответственный секретарь Севастопольского регионального отделения ВООПИиК

Литература


Командующий черноморским флотом вице-адмирал А. В. Колчак

Заветной цели – командовать флотом – Колчак добился даже раньше, чем думал сам. Через два дня он прощался с личным составом минной дивизии и других судов обороны Рижского залива. За невозможностью лично побывать на каждом корабле вице-адмирал Колчак оставил в штабе минной дивизии прощальное письмо с просьбой довести его содержание до офицерского состава и команд, бывших в его подчинении. В нем говорилось:

Побыв день с семьей в Гатчине и наведавшись перед отъездом к Крыжановским, Колчак выехал в Могилев, в Ставку, с намерением оттуда следовать к новому месту службы. Тимиревой, с которой больше свидеться не удалось, он отправил прощальное письмо.

29 июля состоялась встреча нового командующего Черноморским флотом с начальником штаба Ставки генералом М. В. Алексеевым. «В течение полутора или двух часов, – вспоминал Александр Васильевич, – он подробно инструктировал меня об общем политическом положении… разъяснял мне вопросы чисто военного характера, соглашения, которые существовали между державами в это время. Затем, после выяснения интересующих меня вопросов, я явился государю. Он меня принял в саду и очень долго, около часа, информировал относительно положения вещей на фронте, главным образом в связи с выступлением Румынии…

Обладание черноморскими проливами, как одну из главных целей своей политики, Россия ставила еще до начала войны с Германией и отразила это в тайных договорах с союзниками. Но Англия и Франция сами были не прочь завладеть Дарданеллами и Босфором и с этой целью весной 1915 года под предлогом помощи России предприняли попытку захватить их вместе с Константинополем силами морского десанта. Российское правительство, опасаясь вероломства союзников, потребовало от них гарантий, что проливы, Константинополь и прилегающие к проливам побережья будут переданы России. Соглашаясь с этими требованиями, союзники тем не менее не оставляли попыток прибрать проливы к своим рукам. Однако их десантные операции наталкивались на стойкую турецкую оборону и успеха не имели.


Вице-адмирал А. В. Колчак.

Заветную проблему проливов в России вознамерились решить своими силами в связи с предполагаемым осенним выступлением Румынии на стороне Антанты. Планом Ставки, разработанным на этот случай, намечалось продвижение русских войск вдоль западного берега Черного моря, форсирование ими пролива Босфор и дальнейшее развитие боевых действий на территории Турции для захвата всей проливной зоны. Черноморский флот должен был содействовать наступлению армейских соединений десантными операциями, огнем корабельной артиллерии, захватом Босфора и ударом по Константинополю.

Беседа с императором оставила у Александра Васильевича приятное впечатление, в частности, его представление о положении фронтов. Объяснялось это общеизвестной зрительной памятью Николая II, цепко удерживавшей оперативную обстановку на штабных картах. Особенно он очаровал адмирала своим обхождением, подкупающей простотой и обаятельностью.


В Ставке. Николай II, М. В. Алексеев.

Получив в Морском штабе Ставки информацию об оперативной обстановке на Черном море и выслушав ряд рекомендаций и советов помощника морского министра, начальника Морского Генерального штаба адмирала А. И. Русина, новый командующий флотом зашел к царю, чтобы попрощаться с ним и получить его благословение. В тот же день к вечеру Колчак поездом выехал в Севастополь.


Начальник Морского генерального штаба адмирал А. И. Русин.


Прибытие Николая II в Севастополь.

Высокому служебному положению Колчака соответствовал и должностной оклад его денежного содержания. Ему, как и бывшему командующему Эбергарду, полагалось 22 тысячи рублей в год и дополнительно морское довольствие в размере, установленном для командующих эскадрами. Помимо этого, по ходатайству морского министра государь император повелел отпустить Колчаку на переезд к новому месту службы 2000 рублей. Когда-то Софья Федоровна лелеяла мечту о том, что ее муж будет командовать на Черном море кораблем 1 ранга. Действительность превзошла ее самые смелые предположения. Теперь она – жена командующего флотом, и ей не надо уже переживать за семейный бюджет. Более того, можно даже обновить свои туалеты, поскольку ей вместе с мужем приходится бывать в высшем севастопольском обществе.

И хотя громкой победы не получилось, результат у той погони все же был. После долгих раздумий Александр Васильевич пришел к выводу о необходимости совершенствования системы снабжения Кавказской армии созданием маневренных, промежуточных и тыловых баз.

Обласканный начальством, полный творческих планов, Александр Васильевич энергично взялся за дело. Обстоятельно разобравшись в положении вещей на флоте, он обнаружил ряд недостатков и упущений в организации борьбы с противником (особенно минной), в боевой подготовке личного состава, использовании боевых сил и средств флота. До его прибытия на флот мины на Черном море ставились лишь в своих водах, в основном на подступах к собственным базам и портам, и не использовались для заграждения прибрежных вод и коммуникаций противника. Личный состав флота не имел опыта минных постановок и вообще плохо владел минно-торпедным оружием. Неважно была поставлена у черноморцев и стрельба корабельной артиллерии. Из-за плохой организации нерационально излишне использовались боевые корабли для конвоирования транспортных судов.

Новый командующий флотом принял ряд мер для усиления охраны водных районов баз и портов. Он приказал производить траление фарватеров перед выходом кораблей в море, использовать другие предохранительные меры, в том числе противолодочное маневрирование кораблей. Колчак распорядился расширить программу учебных торпедных и артиллерийских стрельб не только отдельными кораблями, но и соединениями.



Николай II на одном из судов Черноморского флота в Николаеве.


Адмирал А. А. Эбергард, командовавший Черноморским флотом до Колчака.


Крупный оперативный успех был налицо. Правда, полностью закрыть минами выход из Босфора в Черное море не удалось. Отдельные суда противника все же прорывались. Тогда против них использовались подводные лодки и эскадренные миноносцы.

Осенью командующий флотом активизировал доставку подкреплений Кавказской армии, действующей на побережье Лазистана. Судами флота было перевезено из Новороссийска и Мариуполя около 60 тысяч солдат и офицеров, большое количество оружия и снаряжения. Конвои включали от 20 до 30 транспортов, а также силы противолодочного охранения и прикрытия (линкоры, крейсеры, эсминцы). Для воздушной разведки и поиска подводных лодок противника привлекались авиатранспорты.

На театре военных действий было достигнуто и тактическое взаимодействие между Приморской группой сухопутных войск и Батумским отрядом кораблей. Этому в немалой степени способствовали подчинение сухопутных и морских сил одному начальнику, организация надежной связи, обмен офицерами связи. Здесь впервые стали применяться радиосвязь для корректировки с берега артиллерийского огня и десантно-высадочные средства.

Крейсер и миноносцы взяли курс на Севастополь. Зарево пожара в Констанце было видно с расстояния до 70 миль. Потушить его удалось лишь через 10 суток.

Не все нравилось Александру Васильевичу в организации службы наблюдения, оповещения и связи. Со штабом он наметил меры по устранению ряда недостатков. Были развернуты дополнительные посты в районе устья Дуная и по Кавказскому побережью, укомплектована нештатная особая команда обеспечения связи между флотом и сухопутными войсками.



Полковник А. И. Верховский, начальник штаба десантной дивизии (снимок в советский период).

Командующий охраной побережья в полосе Судак – Керчь капитан 1 ранга Н. И. Кришевский так описывает ноябрьские события 1916 года, когда шла интенсивная подготовка Босфорской операции, и в частности формирование специальной морской дивизии:

Высокий, бритый, с англизированным лицом, с пронизывающим взглядом, адмирал был так далеко от тихого старичка адмирала Эбергарда, который до него командовал флотом, такой энергией и волей веяло от его сурового лица, что невольно верилось его словам и надеждам.

– Первый полк мы назовем Цареградский, – сказал адмирал, слегка грассируя, – второй – Нахимовский, третий – Корниловский, четвертый – Истоминский. Первый полк – наша идея, а славные имена дадут дивизии былые севастопольские традиции… Морские знаменные флаги будут вашими знаменами. Мы создадим настоящую морскую пехоту, лихую и знающую десантное дело…

Вечером, в свободное от работы время, Александр Васильевич много читал. Но иногда чтение не шло на ум, и тогда он мысленно обращался к той, которая осталась в далеком Гельсингфорсе. В личном архиве Колчака сохранился черновик письма без подписи, без указания даты, адреса и адресата, но явно написанного им Тимиревой уже примерно через два месяца по прибытии его в Севастополь. В письме адмирал признавался в своих мучительных переживаниях, в мыслях о ней в бессонные ночи. «А без Вас моя жизнь не имеет ни того смысла, ни той цели, ни той радости… Вы были для меня больше, чем сама жизнь, и продолжать ее без Вас мне невозможно. Все лучшее я нес к Вашим ногам, как бы божеству моему, все свои силы я отдал Вам…

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Первый парашютный десант Черноморского флота и рождение черноморского флотского спецназа в начале Великой Отечественной войны

Первый парашютный десант Черноморского флота и рождение черноморского флотского спецназа в начале Великой Отечественной войны Планируя высадку 22 сентября 1941 г. с моря в тыл осаждающим Одессу румынским войскам, в район села Григорьевка, 3-го полка морской пехоты,

Глава III Вице-адмирал С.О.Макаров во главе тихоокеанского флота

Глава III Вице-адмирал С.О.Макаров во главе тихоокеанского флота Временное разделение сил японского флота не было использовано русским командованием вследствие его неосведомленности о действиях противника и общей пассивности. Этой пассивности был положен конец с

Глава 8. Боевые действия морского спецназа Черноморского флота на Северном Кавказе с сентября 1942-го по май 1943 года

Глава 8. Боевые действия морского спецназа Черноморского флота на Северном Кавказе с сентября 1942-го по май 1943 года После падения Севастополя в июле 1942 и гибели в ходе последних боев за него отдельного разведывательного отряда флота в составе разведки ЧФ остался только

Глава 10. Создание в марте 1944 года подводного спецназа Черноморского флота (отряд боевых пловцов)

Глава 10. Создание в марте 1944 года подводного спецназа Черноморского флота (отряд боевых пловцов) В марте 1944 года в составе разведки Черноморского флота была создана первая часть подводного спецназа (боевые пловцы) – Разведывательный отряд особого назначения (РООН).Этот

Глава 1. Первый парашютный десант Черноморского флота и рождение черноморского флотского спецназа в начале Великой Отечественной войны

Глава 1. Первый парашютный десант Черноморского флота и рождение черноморского флотского спецназа в начале Великой Отечественной войны Планируя высадку 22 сентября 1941 года с моря в тыл осаждающим Одессу румынским войскам, в район села Григорьевка, 3-го полка морской

Глава 5. Последний воздушный десант парашютного спецназа Черноморского флота

Глава 5. Последний воздушный десант парашютного спецназа Черноморского флота Придя к выводу об успешности Майкопского воздушного десанта, командование Черноморского флота решило использовать Отдельную парашютно-десантную роту для воздушного десанта в тылу противника

Глава 7. Завершение боевого пути Отдельного парашютно-десантного батальона ВВС Черноморского флота

Глава 7. Завершение боевого пути Отдельного парашютно-десантного батальона ВВС Черноморского флота После окончания морской десантной операции на мысе Тархан остатки парашютно-десантного батальона были отведены в тыл на пополнение и переформирование. И вскоре вновь

Глава 5. Морская пехота Черноморского флота в отражении второго штурма Севастополя 17–31 декабря 1941 года

Глава 5. Морская пехота Черноморского флота в отражении второго штурма Севастополя 17–31 декабря 1941 года 17 декабря 1941 года после трехнедельной передышки 11-я армия немцев начала второй штурм Севастополя. Этот штурм имел две основные причины: 1) военно-стратегическую, 2)

Глава 8. Морская пехота Черноморского флота в освобождении Севастополя в апреле – мае 1944 года

Глава 8. Морская пехота Черноморского флота в освобождении Севастополя в апреле – мае 1944 года В боях за освобождение Севастополя 14 апреля – 12 мая 1944 года морская пехота Черноморского флота была представлена 83-й и 255-й БрМП, которые участвовали в боях в составе 16-го

Глава 9. Роль морской пехоты Черноморского флота в боях по обороне и освобождению Севастополя

Глава 9. Роль морской пехоты Черноморского флота в боях по обороне и освобождению Севастополя Подводя итоги участию частей морской пехоты в боях по обороне и освобождению Севастополя в 1941–1942 и в 1944 годах, необходимо отметить решающую роль морской пехоты в отражении

Глава 10. Перечень частей морской пехоты Черноморского флота в 1941–1945 годах

Глава XI. Военные приготовления Черноморского флота со времени Ясского мира

Глава XI. Военные приготовления Черноморского флота со времени Ясского мира В исходе XVIII столетия громадные события совершались на западе Европы, и адмиралу Ушакову суждено было принять участие в войне, поднятой Россией на защиту государей и народов. Еще с 1789 года Франция

Глава пятая. ЗАГОВОР ПРОТИВ ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА

Глава пятая. ЗАГОВОР ПРОТИВ ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА К середине 1916 года Черноморский флот уже окончательно перехватил инициативу на море. Противник почти не вылезал из Босфора, лишь иногда решаясь на одиночные вылазки, да и то больше для поддержания общественного мнения, чем

Глава 7. ГИБЕЛЬ ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА. 1917–1924 ГОДЫ

Глава 7. ГИБЕЛЬ ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА. 1917–1924 ГОДЫ Во все времена развал или потеря вооруженных сил непременно оборачивались для государства тяжелой катастрофой. На ликвидацию последствий в лучшем случае уходили десятилетия, иногда такие катастрофы приводили к потере


Подлодки
Корабли
Карта присутствия ВМФ
Рейтинг ВМФ России и США
Военная ипотека условия

КМЗ как многопрофильное предприятие

Как новое оборудование
увеличивает выручку
оборонного предприятия

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Обстановка на черноморском театре военных действий к назначению А. В. Колчака сложилась такая: российская Кавказская армия, овладев Эрзерумом и Трапезундом,остро нуждалась в подвозе снаряжения и продовольствия морем из Новороссийска и Батума в Трапезунд. Русская армия Юго-Западного фронта получала зерно из хлебных портов Хорлы и Скадовска морем через Одессу. Весь одесский район получал морем также и уголь из Мариуполя. Посему морской транспорт и там, в Причерноморье вообще имел исключительное значение, особо военное. А между тем порты и морские пути подвергались нападениям турецко-германского флота, с которым российский не справлялся. Остро стояла задача разрешить эту проблему. Вместе с тем в перспективе, считалось, - недалекой, маячила задача овладения проливами Босфор и Дарданеллы. Грозою русского флота были германские крейсеры "Гебен" и "Бреслау",обладавшие превосходством в скорости, а первый из них и исключительной мощью. Противник обладал и новым морским вооружением в виде довольно многочисленных подводных лодок, средства борьбы с которыми были еще плохо отработанными. Подлодки нападали в основном на бесконвойные или слабо конвоируемые транспортные суда и с середины 1915 г. по середину 1916 г. уничтожили 19 русских пароходов транспортной флотилии, предельно ослабили ее и ставили под угрозу полного уничтожения. А. В. Колчак, приехав в Севастополь из Ставки, принял Черноморский флот от вице-адмирала А. А. Эбергарда быстро, в течение одного дня (6 июля), и весьма своеобразно. Как вспоминал М. И. Смирнов, командовавший прежде в дивизии А.В. Колчака миноносцем и приглашенный им на новое место службы в качестве флаг-капитана флота, "в первый же день прибытия в Севастополь тотчас по вступлении Колчака в командование флотом, было получено известие секретной разведки о том, что крейсер "Бреслау" вышел из Босфора в Черное море в неизвестном направлении. Адмирал Колчак хотел немедленно выйти с флотом в море для встречи с "Бреслау", но оказалось, что выход флота в море в ночное время не организован, а также, что выходные фарватеры не протралены и протраление их займет шесть часов времени, поэтому если начать траление на рассвете в три часа, то флот может выйти в море в девять часов утра. Стало ясно, почему, несмотря на прекрасно организованную секретную агентуру, флот никогда не мог выйти вовремя в море для встречи противника, который успевал делать набеги на наши берега. Адмирал Колчак тотчас же дал указания начальнику охраны Севастопольских рейдов организовать ночной выход флота в море с тем, чтобы эта новая организация уже действовала через двое суток, когда мы будем возвращаться с моря. Утром флот Колчак вывел, около 4 часов дня настиг врага на пути к Кавказскому побережью. Приблизившись на 90 кабельтов, флагман-линкор "Императрица Мария" дал по "Бреслау" залп, который накрыл его. Противник поспешил выпустить дымовую завесу и, пользуясь быстроходностью, двинулся восвояси, не выполнив задания. Хотя шансов догнать немецкий крейсер у кораблей Колчака не было, он преследовал его до вечера. С этого времени как этот, так и другой немецкий быстро-ходный линейный крейсер "Гебен", не отваживались выходить в море и нападать на российское побережье. По отработанным на Балтике методам через некоторое время под своим личным руководством Колчак провел минирование Босфора, турецкого побережья, которое затем повторялось, и практически вообще лишил противника возможности активных действий. "Гебен" подорвался на минах и вообще вышел из строя. Подорвались на минах 6 вражеских подводных лодок. В соответствии с замыслом командующего, мины ставили, по возможности, не далее пяти миль от берега с тем расчетом, чтобы при необходимости можно было бомбарди-ровать Босфорские укрепления с моря. Кроме того, было организовано постоянное наблюдение за портами противника, состоянием минных заграждений. Близ них, т. е. у берегов Турции, постоянно курсировали миноносцы, с которыми нередко выходил в плавание и Колчак".

Положение на Черном море радикально изменилось. Прежние пассивные действия флота, имевшего превосходство над немецко-турецким флотом, сменились активными, обеспечившими господство на море. Это уже был важный и необходимый шаг к подготовке десантирования русских войск на турецкое побережье. Но черноморскому периоду карьеры Колчака сопутство-вали, как уже упоминалось, и отдельные неудачи, материальные потери, которых могло не быть. Наиболее значительной из них была гибель флагмана, линейного корабля "Императрица Мария". Линкор был заложен в 1913 г., как раз по программе, одним из разработчиков которой был А.В. Колчак. Спустили его на воду в Николаеве и ввели в строй летом 1915 г. Несчастье случилось утром 7 октября 1916 г. на Севастопольском рейде в результате пожара под носовой башней, повлекшего за собой 25 взрывов боевых запасов. Колчак сам руководил работами по затоплению погребов трех других башен и по локализации пожара. Этими мерами были спасены рейд и город, однако после последнего (более сильного, чем предыдущие) взрыва корабль опрокинулся и затонул. Погибло (вместе с умершими от ран) до 300 моряков. Работала комиссия, которая с полной достоверностью установить причину пожара не смогла, но не исключала "злого умысла", т. е. диверсии. Могло случиться и самовозгорание пороха. Колчаку приписывают слова: "Как командующему, мне выгоднее предпочесть версию о самовозгорании пороха. Как честный человек, я убежден: здесь диверсия". В наше время появилась публикация, в которой утверждается, будто ОГПУ в 1933 г. выяснило, что германской разведкой была проведена диверсия. Конечно же, при любой причине пожара и последовавшей гибели корабля это вредило репутации командующего флотом.

На минном заграждении у берегов Румынии взорвался и погиб миноносец "Беспокойный". Случилась авария на линкоре "Екатерина Великая": при входе в бухту он наскочил на бон (морское заграждение) и намотал сети на винты. Дав полный задний ход, линкор сильно развернулся и, идя по инерции, сел на мель.Однако в результате принятых мер его удалось с мели снять. Были потери транспортных кораблей. А. В. Колчак, обмениваясь своими соображениями о выработке эффективного плана дальнейших действий флота, решил прекратить заграждение минами и сетями выходов из собственных портов, т.е. от чисто оборонительных действий, а производить эти действия в отношении портов, мест стоянок кораблей противника, главным образом выходов из Босфора и Варны. Существовало мнение, что минные заграждения, не защищенные постоянным присутствием морской вооруженной силы, могут быть без особого труда вытравлены противником, а держать такие силы за сотни миль от Севастополя не представляется возможным. Было и такое соображение о ненадобности минирования портов противника: будет опасным проход россий-ских подводных лодок в порт врага. М. И. Смирнов, приехавший в Севастополь вместе с А. В. Колчаком и вскоре им назначенный начальником штаба флота, аргументацию в пользу кардинального изменения тактики, применения минирования суммировал следующим образом: "1)ставить мины в таком большом количестве, чтобы неприятель не успевал их вытравливать. Для этого приспособить мелкосидя-щие суда, чтобы ставить мины на тех же местах, где они уже были поставлены раньше; 2) весь флот разделить на две или три группы, чтобы одна группа судов постоянно держалась в море и наблюдала за Босфором; 3) мины ставить возможно ближе к неприятельским берегам и ни в коем случае не дальше пяти миль от берега, чтобы не лишить себя возможности бомбардировать босфорские укрепления с моря; 4) опыт Дарданелльской операции англичан (имеются в виду попытки англо-французских морских сил в феврале - марте 1915 г. форсировать Дарданеллы, захватив турецкие проливы, закончившиеся неудачей. - И. П.) показал на невозможность прорыва флота через узкие проливы без содействия армии. Поэтому план овладения в будущем Босфором намечался следующий: высадить армию на побережьи Черного моря и завладеть укреплениями пролива с сухого пути, а затем уже вводить флот в пролив, после занятия укреплений с берега, когда очистка проходов в минном поле не представит для нас больших затруднений; 5) никакой успех на войне не может быть достигнут без риска потерь". Взвесив все это, Колчак планомерно стал развертывать действия флота с самого начала, совершенствуя план, ориентируя части и флота, и сухопутных сил, придававшихся ему на перспективу. В целом же Черноморскому флоту сопутствовали большие успехи. Они были достигнуты и в таком сложном деле, как борьба против подводных лодок противника. В итоге их удалось надолго "загнать" в свои порты. Противнику были нанесены значительные потери, он по существу лишился возможности выхода в море, нападения на русские корабли и прибрежные базы и пункты. А. В. Колчак констатировал: "Таким образом, в Черном море наступило спокойное положение, которое дало возможность употребить все силы на подготовку большой Босфорской операции". Предполагалось сочетать действия сухопутных сил на крайнем, южном крыле Румынского фронта и флота. В распоряжение командующего Черноморским флотом Колчака для десантирования передавалась пехотная дивизия ударного типа (начальник генерал-майор А. А. Свечин, начальник штаба полковник А. И. Верховский). Мыслилось, что в операции примут участие, наступая по Эгейскому морю, британский флот и десант. В дальнейшем речь шла и о возможном соучастии в операции войск США. Однако, еще до наступления весны 1917 г. (намечавшегося времени начала проведения операции) выяснилось, что этот план неосуществим в связи с крупными неудачами на Румынском фронте и другими обстоятельствами. Оставалось надеяться на частичное осуществление плана путем проведения лишь десантной операции. В дальнейшем, в связи с революционными событиями, разложением русских войск, план рухнул вообще.



А. В. Колчак — Командующий Черноморским флотом

Читайте также: