Когнитивные теории научения кратко

Обновлено: 05.07.2024

Основной постулат теории научения состоит в том, что почти всякое поведение усваивается в результате научения. Например, любая психопатология понимается как усвоение неадаптивного поведения или как неудача при усвоении адаптивного поведения. Вместо того чтобы говорить о психотерапии, сторонники теорий научения говорят о модификации поведения и о поведенческой терапии. Нужно модифицировать или изменять конкретные действия, вместо того чтобы разрешать внутренние конфликты, лежащие в основе этих действий, или реорганизовывать личность. Так как большинство видов проблемного поведения было когда-то усвоено, от них можно отказаться или как-то их изменить, используя специальные процедуры, основанные на законах обучения.

Еще более существенной чертой этих подходов является ориентация на объективность и научную строгость, на проверяемость гипотез и экспериментальный контроль переменных.

Сторонники теории научения манипулируют параметрами внешней среды и наблюдают последствия этих манипуляций в поведении. Теории научения иногда называют психологией S-R (стимула - реакции).

Научение - (обучение, учение) — процесс приобретения субъектом новых способов осуществления поведения и деятельности, их фиксации и/или модификации. Изменение психологических структур, которое происходит в результате этого процесса, обеспечивает возможность дальнейшего совершенствования деятельности.

Теории научения в психологии исходят из двух основных положений:

К закономерностям научения относятся:

Существуют три основные теории научения:

  • теория классического обусловливания И.П. Павлова;
  • теория оперантного обусловливания Б.Ф. Скиннера;
  • теория социального научения А. Бандуры.

Термином научение обозначают относительно постоянное изменение поведенческого потенциала в результате практики или приобретенного опыта. В этом определении содержатся три ключевые элемента:

1) совершившееся изменение обычно отличается устойчивостью и длительностью;

2) изменение претерпевает не само поведение, а потенциальные возможности для его осуществления (субъект может научиться чему-то не изменяющему его поведение в течение долгого времени или не влияющему на него вообще никогда);

3) научение требует приобретения некоторого опыта (так, оно не про-исходит просто в результате взросления и роста).

Латентное научение. Пионер когнитивного подхода в теории научения, американский психолог Эдуард Толмен (1948) выдвинул концепцию, согласно которой обрабатываемые и преобразуемые мозгом сигналы от окружающей среды (как ясно осознаваемые, так и не доходящие до сознания, но сохраняющиеся в памяти) создают в мозгу своего рода когнитивные карты, с помощью которых организм определяет, какие реакции будут наиболее адекватными в новой ситуации или при внезапном изменении привычных обстоятельств. (Так, крыса в экспериментах Толмена с лабиринтом при перекрывании найденного ею с помощью метода проб и ошибок кратчайшего пути к пище без какого-либо нового обучения спонтанно меняла свой маршрут на более длинный и безошибочно достигала цели; более того, когда же коридоры лабиринта заливались водой, она все равно находила правильный путь вплавь.)




Научение путем инсайта. Под инсайтом (озарением) понимается внезапное, мгновенно возникающее и невыводимое из прошлого опыта новое понимание, постижение существенных отношений, задач, проблем и структу­ры ситуации в целом, посредством коего достигается осмысленное решение проблемы (Словарь практического психолога, 2001).

Этот способ научения был открыт немецким гештальт-психологом В. Келером (Кöhler W., 1925) в результате на­блюдения за поведением обезьян в проблемной ситуации. В последующем М. Вертхаймер и К. Дункер описали его и у человека в качестве особого интуитивного интеллекту­ального акта. Англоязычный термин insight, означающий проникновение внутрь, постижение, во французской ли­тературе иногда переводится как intuition, интуиция (Годфруа Ж., 1992).

Две формы научения путем рассуждения: перцептивное научение (основанное на чувственном восприятии окружа­ющего мира и позволяющее выдвигать гипотезы исходя из эмпирического опыта) и концептуальное научение (результат процессов абстрагирования с формированием понятий, а также обобщения с подведением под эти понятия все новых предметов и событий, имеющих сходные черты и свойства) - являются основными формами мышления, задей­ствованными в психотерапевтическом и психокоррекционном процессе.

С 60-70-х годов XX века когнитивные (рациональные) методы, первоначально противопоставлявшиеся би­хевиоризму, прочно вошли в практику поведенческой терапии и многими рассматриваются в общем с ней контексте. Воздействие на эмоции, поведение и физиологи­ческие процессы, осуществляемое через когнитивную сферу, представлено в методах когнитивного переконструирования, применяемых при депрессивных расстройствах, приемах самоконтроля, показанных при состояниях зависимости и нарушениях пищевого поведе­ния. В настоящее время оба принципа (чувственного научения и рационального осмысления) чаще всего ис­пользуются в едином контексте когнитивно-бихевиоральной психотерапии (Федоров А. П., 2002).

Латентное научение. Пионер когнитивного подхода в теории научения, американский психолог Эдуард Толмен (1948) выдвинул концепцию, согласно которой обрабатываемые и преобразуемые мозгом сигналы от окружающей среды (как ясно осознаваемые, так и не доходящие до сознания, но сохраняющиеся в памяти) создают в мозгу своего рода когнитивные карты, с помощью которых организм определяет, какие реакции будут наиболее адекватными в новой ситуации или при внезапном изменении привычных обстоятельств. (Так, крыса в экспериментах Толмена с лабиринтом при перекрывании найденного ею с помощью метода проб и ошибок кратчайшего пути к пище без какого-либо нового обучения спонтанно меняла свой маршрут на более длинный и безошибочно достигала цели; более того, когда же коридоры лабиринта заливались водой, она все равно находила правильный путь вплавь.)

Научение путем инсайта. Под инсайтом (озарением) понимается внезапное, мгновенно возникающее и невыводимое из прошлого опыта новое понимание, постижение существенных отношений, задач, проблем и структу­ры ситуации в целом, посредством коего достигается осмысленное решение проблемы (Словарь практического психолога, 2001).

Этот способ научения был открыт немецким гештальт-психологом В. Келером (Кöhler W., 1925) в результате на­блюдения за поведением обезьян в проблемной ситуации. В последующем М. Вертхаймер и К. Дункер описали его и у человека в качестве особого интуитивного интеллекту­ального акта. Англоязычный термин insight, означающий проникновение внутрь, постижение, во французской ли­тературе иногда переводится как intuition, интуиция (Годфруа Ж., 1992).

Две формы научения путем рассуждения: перцептивное научение (основанное на чувственном восприятии окружа­ющего мира и позволяющее выдвигать гипотезы исходя из эмпирического опыта) и концептуальное научение (результат процессов абстрагирования с формированием понятий, а также обобщения с подведением под эти понятия все новых предметов и событий, имеющих сходные черты и свойства) - являются основными формами мышления, задей­ствованными в психотерапевтическом и психокоррекционном процессе.

С 60-70-х годов XX века когнитивные (рациональные) методы, первоначально противопоставлявшиеся би­хевиоризму, прочно вошли в практику поведенческой терапии и многими рассматриваются в общем с ней контексте. Воздействие на эмоции, поведение и физиологи­ческие процессы, осуществляемое через когнитивную сферу, представлено в методах когнитивного переконструирования, применяемых при депрессивных расстройствах, приемах самоконтроля, показанных при состояниях зависимости и нарушениях пищевого поведе­ния. В настоящее время оба принципа (чувственного научения и рационального осмысления) чаще всего ис­пользуются в едином контексте когнитивно-бихевиоральной психотерапии (Федоров А. П., 2002).

Вкогнитивное обучение Это термин, объединяющий концепцию традиционного обучения с новыми открытиями, сделанными в последние десятилетия в отношении функционирования человеческого мозга. Следовательно, это тип обучения, который учитывает то, как работает наш ум, чтобы улучшить наши результаты.

Теория когнитивного обучения основана на открытии того, что каждый раз, когда мы получаем новую информацию, она обрабатывается и фильтруется нашим мозгом, прежде чем мы сможем ее запомнить. Благодаря этому, если мы знаем, как работает эта обработка, мы можем учиться более эффективно.

Различные исследования по этому поводу показали, что единого способа получения новой информации не существует. Напротив, обычно существует тринадцать различных типов когнитивного обучения, которые могут использовать один или другой в зависимости от ситуации, в которой мы находимся, и характера того, что мы хотим изучить.

Теория когнитивного обучения используется в таких разнообразных областях, как психология, общение и образование. Кроме того, это повлияло на другие теории, наиболее важными из которых являются когнитивно-поведенческая теория и теория социального познания. В этой статье мы увидим, из чего именно он состоит.

характеристики

Основная идея теории когнитивного обучения состоит в том, что на то, как мы запоминаем новую информацию, сильно влияют как внутренние, так и внешние факторы. В связи с этим он пытается понять, какие элементы больше всего влияют на наше обучение, чтобы получить от них максимальную пользу.

Следовательно, цель когнитивного обучения состоит в том, чтобы улучшить способ представления информации человеку в различных контекстах. Наиболее очевидным является система образования, но эта теория также имеет полезные приложения в других областях, таких как психология или общение.

На практическом уровне теория когнитивного обучения породила две взаимосвязанные, но разные парадигмы: теорию социального познания и когнитивно-поведенческую теорию. Далее мы посмотрим, из чего состоит каждый из них.

Теория социального познания

Теория социального познания утверждает, что существуют три основных переменных, которые влияют на процессы обучения: поведенческие факторы, факторы окружающей среды (внешние) и личные факторы (внутренние). Отношения между этими тремя элементами - это то, что вызывает обучение.

Во взаимодействии между человеком и его окружением такие элементы, как убеждения, идеи и умственные способности, изменяются наличием внешних факторов, которые могут варьироваться от стрессовой среды или дружелюбного учителя до температуры в учебной среде.

С другой стороны, связь между внутренними факторами человека и его поведением двусторонняя. Поведение способно влиять на убеждения и идеи человека, но мысли также могут изменить то, как они действуют.

В дополнение к этому, окружающая среда также в некоторой степени изменяет образ поведения человека. Это происходит в основном за счет сдерживания поведения, которое уже должно было произойти, в зависимости от социального контекста, в котором находится человек.

Таким образом, теория социального познания гласит, что для правильного обучения необходимо, чтобы человек с правильными характеристиками и положительным поведением находился в среде, которая поощряет получение новой информации.

Базовые концепции

В дополнение к этой общей идее, которую мы уже описали, теория социального познания также включает другие концепции, которые очень полезны для понимания того, как работает обучение. Например, в нем говорится, что каждая новая информация, которую мы получаем, изучается в связи с другим аналогичным опытом, который у нас был в прошлом.

В дополнение к этому, учебные процессы, основанные на теории социального познания, сосредоточены на улучшении эмоциональных способностей испытуемых, чтобы получить эту новую информацию наилучшим образом, даже если среда, в которой обучение не самое подходящее.

Когнитивно-поведенческая теория

Когнитивно-поведенческая теория - одна из важнейших в мире клинической психологии. Основное внимание уделяется изучению взаимосвязи между поведением человека, его эмоциями и убеждениями. Эти три фактора взаимно влияют друг на друга и имеют решающее значение для понимания человеческого опыта.

Когнитивно-поведенческая теория широко используется в мире психологической терапии. Этот подход направлен на изменение мыслей и убеждений человека, а также его поведения, чтобы улучшить его настроение и то, как он относится к миру.

На уровне обучения когнитивно-поведенческая теория утверждает, что есть три элемента, которые особенно влияют на информацию, которую мы можем запомнить: как мы видим себя, как мы воспринимаем мир вокруг нас и как мы думаем о нем. будем развивать будущее.

Процесс

Теория когнитивного обучения утверждает, что мы не только приобретаем новые знания: каждый раз, когда мы усваиваем новую информацию, мы вносим изменения в знания, которые мы ранее сохранили. Поэтому процесс, описываемый этой теорией, сильно отличается от других подобных.

С одной стороны, эта психологическая теория утверждает, что мы никогда не сможем начать обучение с нуля. Напротив, у человека всегда есть знания по любому предмету, будь то предвзятые мнения, выводы или идеи, которые он приобрел в предыдущем обучении.

По этой причине в любом новом обучении, которое происходит, новая информация должна взаимодействовать с тем, что уже было в мозгу человека. Это подразумевает, что новые знания не могут быть сохранены в том виде, в котором они были представлены, а регулируются фильтрами индивидуального разума.

Теория когнитивного обучения говорит о четырех шагах к получению новых знаний. Далее мы посмотрим, из чего именно состоит каждый из них.

Наличие предварительных знаний

Как мы уже видели, у людей всегда есть предубеждения относительно того, на какую тему мы пытаемся извлечь уроки. Эти идеи могут возникнуть из личного опыта, дедукции или знаний, которые были формально получены по этому вопросу ранее.

Люди не всегда осознают наши убеждения в отношении того, что мы собираемся узнать. По этой причине во многих случаях мы не осознаем, что мы не храним новые знания объективно, а, скорее, с учетом нюансов нашего предыдущего опыта по рассматриваемому вопросу.

Презентация новых знаний

Вторая часть обучения в соответствии с этой теорией - это ознакомление со знаниями, которые предполагается приобрести. Это должно происходить из внешнего источника, будь то книга, веб-сайт, презентация учителя или другой аналогичный источник.

В этот момент окружающая среда, эмоциональное состояние и способности человека влияют на то, как он будет воспринимать новые знания, которые ему преподносятся. Теория когнитивного обучения изучает наиболее оптимальные состояния каждой из этих точек при предоставлении человеку новой информации.

Изменение знаний

Третий шаг обучения - это обработка новой информации, представленной в предыдущем пункте, и замена предыдущих идей новыми. Это изменение является наиболее сложной частью всего процесса, поэтому именно оно наиболее изучено с помощью этого теоретического подхода.

Результат обучения

Наконец, человек, сравнив новую информацию с той, которая у него уже есть, и обработав ее с помощью своих фильтров, интегрирует ее в свой разум. Как мы уже видели, знания, возникающие в результате этого процесса, отличаются как от предыдущей информации, так и от той, которая была представлена ​​человеку.

Типы

Теория когнитивного обучения описывает тринадцать различных способов получения новых знаний. В этом разделе мы увидим краткое описание каждого из них.

Неявное обучение

Первый тип обучения происходит, когда человек не осознает, что он получает новые знания. Следовательно, это что-то непреднамеренное. Обычно приобретаются навыки, связанные с движением; некоторые примеры - речь или способность ходить.

Явное обучение

Это противоположно предыдущему. Это обучение характеризуется тем, что человек сознательно решает получить новые знания. Обычно для этого требуется, чтобы человек постоянно удерживал свое внимание и прилагал усилия для усвоения новой информации.

Совместное обучение

Это вид обучения, который достигается в сотрудничестве с другими людьми. Он основан на взаимозависимости, индивидуальной ответственности, одновременном взаимодействии и равноправном участии. Когда это происходит, каждый участник группы вносит свой вклад в свои сильные стороны и помогает восполнить недостатки остальных.

Значительное обучение

Этот тип обучения происходит, когда новые знания актуальны на эмоциональном и мотивационном уровне для человека. Человек может связать свой предыдущий опыт с информацией, которую он собирается получить, таким образом, чтобы обучение было гораздо более глубоким и продолжительным.

Ассоциативное обучение

Этот способ приобретения знаний основан на установлении связи между двумя стимулами или стимулом и поведением. Впервые это обнаружил Иван Павлов в своем знаменитом эксперименте по слюноотделению у собак, в котором он заставлял животное предвкушать еду, просто услышав звонок.

Ассоциативное обучение - одна из важнейших основ бихевиоризма, преобладающего направления в психологии на протяжении большей части 20 века.

Привыкание и осведомленность

Эти два процесса относятся к так называемому неассоциативному обучению. Вместе они объясняют, как мы реагируем на раздражитель, с которым постоянно сталкиваемся. Когда мы сталкиваемся с одной и той же ситуацией снова и снова, могут произойти две вещи: либо мы привыкаем к ней, либо становимся сенсибилизированными.

Привыкание подразумевает, что один и тот же раздражитель будет оказывать на нас все меньше и меньше влияния, чем больше мы ему подвергаемся. С повышением осведомленности происходит обратное: чем чаще мы сталкиваемся с одной и той же ситуацией, тем сильнее она на нас влияет.

Обучение через открытие

Обучение открытию происходит, когда человек активно стремится получить новые знания. Из-за этого человеку необходима определенная степень любопытства, чтобы осуществить этот процесс.

Обучение путем подражания

Этот процесс, также называемый замещающим обучением, происходит, когда человек может приобретать новые знания или навыки, просто наблюдая и подражая другому человеку. Обычно это связано с двигательными процессами, хотя может возникать и при приобретении когнитивных навыков.

Эмоциональное обучение

Эмоциональное обучение предполагает лучшее определение и понимание собственных чувств. В то же время это также связано со способностью обрабатывать, контролировать и управлять ими, даже когда они очень интенсивны.

Экспериментальное обучение

Один из лучших способов получить новые знания - это действовать. Многие исследования предполагают, что непосредственный опыт намного эффективнее простого запоминания, когда дело доходит до интеграции нового обучения.

Запоминание

Этот тип когнитивного обучения основан на попытке буквально включить информацию в память. Из-за этого не требуется никакого понимания, кроме простого хранения данных. Это одно из самых сложных и неэффективных занятий.

Отзывчивое обучение

Это полностью пассивный тип обучения. В нем человек получает только ту информацию, которую он хочет усвоить, без необходимости предпринимать какие-либо действия. Это происходит, например, на мастер-классе в университете, где учитель раскрывает предмет, а студенты слушают.

Как и запоминание, рецептивное обучение очень неэффективно для приобретения новых знаний.

Метакогнитивные стратегии

Последний тип обучения предполагает получение новых знаний о том, как работает наш собственный разум.Он заключается в понимании наших сильных и слабых сторон, чтобы разработать стратегию, которая позволит нам извлечь из нее максимальную пользу.

Примеры

Теория когнитивного обучения оказала большое влияние во многих различных областях; но без сомнения, сфера, которая извлекла из этого максимальную пользу, - это образование.

Во многих школах по всему миру были применены новые данные обучения, чтобы улучшить способ получения детьми знаний.

Таким образом, достигаемые результаты намного лучше, а процесс намного приятнее для детей.

Научение – это процесс приобретения индивидуального опыта и его результат.

Изменением психологических структур, которое происходит в результате научения, обеспечивается возможность дальнейшего совершенствования деятельности.

Теории научения основываются на следующих положениях:

  • закон готовности: чем сильнее потребность, тем успешнее процесс научения;
  • закон эффекта: поведение, приводящее к полезному действию, вызывает снижение потребностей, поэтому будет повторяться;
  • закон упражнения: при прочих равных условиях повторение определенных действий приводит к более быстрому их выполнению и снижает вероятность ошибок;
  • закон недавности: лучше запоминается материал, который был изложен в конце урока;
  • закон соответствия: наличие пропорционального соотношения между вероятностью ответа и подкреплением.

Выделяют три основные теории научения:

  • теория классического обусловливания (И.П. Павлов);
  • теория оперативного обусловливания (Б.Ф. Скиннер);
  • теория социального научения (А. Бандура).

Теория классического обусловливания

Теория классического обусловливания базируется на учении Павлова об образовании условных рефлексов.

Принципы классического обусловливания сводятся к тому, что респондентное поведение может быть классически обусловлено. Суть этого процесса заключается в том, что нейтральный первоначально стимул начинает вызывать реакцию в связи со своей ассоциативной связью со стимулом, автоматически порождающим такую же или очень похожую реакцию.

Иными словами, основным путем управления поведениям будет управление предъявлением стимулов, которые вызывают определенный тип реакции, внешним окружением и контролем над ними. При организации определенного окружения, выработав условные рефлексы, можно сформировать у человека желаемое поведение.

Готовые работы на аналогичную тему

Формировать условный рефлекс нужно в соответствии со следующими требованиями:

  • смежность – совпадение во времени индифферентного и безусловного раздражителей, с некоторым опережением индифферентного раздражителя;
  • повторение – многократное сочетание индифферентных и безусловных раздражителей.

Теория оперативного обусловливания

Теория оперативного обусловливание предполагает, что поведение человека контролируют его результаты и последствия. Основным путем воздействия на поведение является влияние на результат поведения.

Респондентное поведение по Скиннеру – это один из вариантов представлений Павлова о поведении, но названный обусловливанием типа S, чтобы подчеркнуть важность стимула, проявляющегося до реакции и выявляющего ее. При этом Скиннер считал, что в целом поведение животных и человека невозможно объяснить терминами классического обуславливания. Скиннер акцентировал поведение, не связанное ни с какими известными стимулами. То есть, на поведение могут воздействовать только стимулы, которые наступят после него, то есть результаты и последствия поведения.

Иными словами, ключевой структурной единицей скиннеровского взгляда является реакция.

Реакция – это внешняя, наблюдаемая часть поведения, которая может быть связана с событиями окружающего мира.

Сущность процесса обучения, таким образом, - это установление связей, или ассоциаций, реакция с событиями внешней среды.

Теория социального обучения

БА. андура выступал с критикой радикального бихевиоризма, отрицающего детерминанты поведения человека, которые формируются на основании внутренних когнитивных процессов. Индивиды, для Бандуры, - не автономные системы или простые механические передатчики, которые оживляю влияние окружения, им присущи высшие способности, позволяющие им предсказать появление событий и создать средства, необходимые, чтобы осуществить контроль над тем, что воздействует на их повседневную жизнь.

Бандура рассматривал поведение человека в качестве результата взаимодействия поведения, личностных факторов и влияния окружения.

Каждая из приведенных трех переменных в модели взаимного детерминизма может оказывать воздействие на другие переменные. На основании силы проявления каждой их переменных детерминирующей выступает то одна, то другая, то третья. Иногда сильнее влияние внешнего окружения, иногда внутренних сил, иногда ожидания и веры. Бандура считал, что в связи с двойной направленностью взаимодействия открытого поведения и окружающих обстоятельств, люди выступают и как продукт, и как производитель собственного окружения. Другими словами, социально-когнитивной теорией описывается модель взаимной причинности, внутри которой познавательные, аффективные и прочие личностные факторы и события окружающего мира выступают взаимозависимыми детерминантами.

Исследователями научения особый акцент ставится на подкреплении в качестве необходимого условия для приобретения, сохранения и модификации поведения. Бандура признавал важность внешнего подкрепления, но не рассматривал его единственным способом, посредством которого возможно приобретение, сохранение или изменение поведения человека. Люди могут научаться при чтении или наблюдении опыта других людей. То есть, основываясь на предыдущем опыте, люди могут прогнозировать, что определенного рода поведение может вызвать известные им последствия.

Центральное звено социально-когнитивного взгляда на научение – положение, касающееся того, что любая новая форма поведения может быть приобретена при отсутствии внешних подкреплений. Бандура отмечал, что многое в поведении, которое демонстрирует тот или иной человек, может быть приобретено в результате примера. Человек просто наблюдает за поступками других, а потому повторяет их поведение. Данный акцент на научении посредством наблюдения или примера, а не при прямом подкреплении, и выступает наиболее характерной чертой всей теории Бандуры.

Необихевиоризм Э.Толмена, А.Халла, Д.Газри, Б. Скиннера изменил ортодоксальное содержание бихевиоризма Дж. Уотсона. Были введены понятия промежуточных переменных, познавательной (когнитивной) карты, матрицы ценностей, цели, мотивации, антиципации, управления поведением.

1) Когнитивный необихевиоризм. Э. Толмен – центральная категория образа.

2) Гипотетико-дедуктивный бихевиоризм: А.Халл – центральные категории мотивация и антиципация (предвосхищение).

3) Оперантный бихевиоризм Б.Скиннера: центральная категория управление поведением при помощи стимулов.

В необихевиоризме были уточнены законы упражнения и закон эффекта Э.Торндайка.

Закон эффекта или подкрепления соотносится не только с удовлетворением потребности, но и с подтверждением на основе антиципации когнитивной карты (влияние прошлого опыта все-таки играет роль)

Закон упражнения дополняется действием не только частоты повторения, но и образованием целостной гештальтструктуры, когнитивной карты, влияющей на эффективность обучения.

Когнитивные теории научения можно разделить на две группы:

а) информационные теории, учение – вид процесса восприятии и сохранения информации. Но познавательная деятельность не сводится к сбору и переработке информации. Человек – не компьютер.

б) когнитивный подход к обучению в пределах психологии – описывает этот процесс с помощью основных психических функций: восприятия, памяти, внимания, мышления.

Развитие личности связано с развитием познавательных процессов.

Человек – познающее, думающее существо, способное воспринимать и анализировать информацию и принимать целесообразные решения в сложных ситуациях, т.е. решать проблемы.

Реакция человека зависит не только от самой объективной ситуации, а от того, как воспринял, понял и оценил эту ситуацию сам человек, т.е. от его субъективной интерпретации ситуации.

После выполнения реакции человек анализирует, оценивает свои действия, на основе чего в дальнейшем он сможет скорректировать интерпретацию ситуации и тип собственной реакции.

Когнитивный психолог Дж. Брунер подчеркивает, что при изучении предмета нужно давать такие фундаментальные знания и основные навыки, которые позволяли бы в дальнейшем создавать широкий перенос, выходить за рамки полученных знаний.

Дж. Брунер выделяет в процессе овладения предметом – внутри него самого – три процесса, которые по его мнению протекают почти одновременно: 1) получение новой информации, 2) трансформация имеющихся знаний, их расширение, приспособление к решению новых задач, 3) проверка адекватности применяемых способов решения задачи.

Теория социального научения. Имитация, подражание и идентификация как важнейшие социальные механизмы научения.

Теория социального научения – показывает, что награда и наказание недостаточны для того, чтобы научить человека новому поведению.

Научение через имитацию, подражание, идентификацию – важнейшие формы научения.

Идентификация – процесс, в котором личность заимствует мысли, чувства и действия от другой личности, значимой для первой личности в социальном плане и выступающей в качестве модели.

Внимание ребенка должно быть обращено к действию модели-образца для подражания. Требования к модели – ясность, различимость, эмоциональная привлекательность, функциональное значение.

Память должна охранять информацию о воздействиях модели.

Наличие у ребенка необходимых сенсорных возможностей и двигательных навыков, позволяющих воспроизвести то, что он видит у модели подражания.

Мотивация должна определять желания ребенка выполнить то, что он видит у модели подражания.

Гуманистическая психология. Роль личности обучаемого и его социального окружения. Концепция обучения и развития Л.С.Выготского. Особенности высших психических функций.

С позиции гуманистической психологии каждому человеку присуща потребность в саморазвитии, самосовершенствовании.

Поэтому неправомерно сводить научение лишь к одним внешним воздействиям. Но внутренние воздействия человека есть результат ранее полученных внешних + его физические возможности.

В зависимости от средств образовательного и воспитательного процесса можно различить типы воспитательных отношений:

Первые два типа нельзя исключать ни при каких условиях.

Концепция развития и обучения Л.С. Выготского (1986-1934 г.г.),

Лев Семенович Выготский сформулировал ряд законов психического развития ребенка. Детское развитие имеет свой ритм и темп, который изменяется в разные годы жизни:

Год жизни младенца по совершенным открытиям больше, чем год жизни подростка,

Развитие есть цепь качественных изменений, а психика ребенка принципиально отличается от психики взрослого,

Закон неравномерности детского развития: каждая сторона психики имеет свой оптимальный период развития,

Закон высших психических функций: высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения человека, и лишь потом они становятся индивидуальными функциями и способностями самого ребенка.

Сначала речь – это средство общения с другими людьми, и лишь потом в ходе развития ребенка она становится внутренней (к 4–5 годам) и начинает выполнять интеллектуальную функцию.

Отличительные особенности высших психических функций:

опосредованность, осознанность, произвольность, системность, они формируются прижизненно в процессе овладения техническими средствами общения и производства, также удовлетворения искусственных и естественных потребностей. Технические средства общения выработаны на протяжении жизни всего человеческого общества. Развитие высших психических функций происходит в процессе обучения, в процессе усвоения заданных стандартов поведения.

Детское развитие подчиняется не биологическим законам, а общественно-историческим законам, развитие ребенка происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности.

Таким образом, движущая сила развития человека - это обучение.

Зона ближайшего развития. Роль ведущей деятельности в процессе развития. Обучение как активный процесс.

Феномен зоны ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии ребенка (Л.С. Выготский).

Человеческое сознание не сумма отдельных процессов, а система, структура их.

Так, в раннем детстве в центре сознания находится восприятие, в дошкольном возрасте – память, в школьном возрасте мышление.

Все остальные психические процессы развиваются в каждом возрасте под влиянием доминирующей в сознании функции.

Процесс психического развития состоит в перестройке системной структуры сознания, которая обусловлена перестройкой смысловой структуры сознания, то есть уровнем развития обобщений.

Дальнейшее развитие идей Выготского позволило прийти к следующим положениям:

Никакое воздействие взрослого на процессы психического развития не может быть осуществлено без реальной деятельности самого ребенка, и от того, как эта деятельность будет осуществляться, зависит результат психического развития ребенка. Процесс развития – это процесс самодвижения ребенка благодаря его деятельности с предметами, а факторы наследственности и среды - это всего лишь условия, которые определяют не саму суть процесса развития, а лишь его различные вариации в пределах нормы. Так возникла идея о ведущем типе деятельности как критерии периодизации психического развития ребенка (А.Н.Леонтьев)

Ведущая деятельность характеризуется тем, что в ней перестраиваются основные психические процессы и происходит изменение психологических особенностей личности на данных стадиях ее развития. Содержание и форма ведущей деятельности от конкретно-исторических условий, в которых происходит развитие ребенка.

Смена ведущих типов деятельности длительно подготавливается и связана с возникновением новых мотивов, которые побуждают ребенка к изменению его положения в системе отношений с другими людьми.

Разработка проблемы ведущей деятельности в развитии ребенка – фундаментальный вклад отечественных психологов в мировую детскую психологию.

В исследованиях А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, Л.Я. Гальперина была показана зависимость развития психических процессов от характера и строения различных типов ведущей деятельности.

В процессе развития ребенка вначале происходит освоение мотивационной стороны деятельности, иначе предметная сторона не будет иметь смысла, а затем операционно-техническая сторона.

В развитии мотивационная и операционно-техническая стороны чередуются (Д.Б.Эльконин).

При усвоении общественно-выработанных способов действия с предметами и происходит формирование ребенка, человека как члена общества.

Развивая идеи Л.С. Выготского, Д.Б.Эльконин рассматривает каждый возраст на основе критериев:

социальная ситуация развития, т.е. система отношений, в которую вступает ребенок на данном этапе,

основной или ведущий тип деятельности ребенка в этот период,

основные новые достижения в развитии, которые ведут к неизбежному изменению в социальной ситуации и к кризису,

кризис - переломные точки в детском развитии, отделяющие один период от другого,

кризисы в 3 года и в 11 лет – это кризисы отношений, после чего возникают ориентации в человеческих отношениях, кризисы в 1 год и в 7 лет открывают ориентацию в мире вещей.

Деятельностная теория обучения. Деятельностный подход к психике. Социальная природа развития человека. Единство материальной и психической деятельности.

Деятельностная теория обучения основывается на фундаментальных принципах:

1) Деятельностный подход к психике.

Развитие психики неразрывно связано с деятельностью человека. Деятельность – это процесс взаимодействия человека с окружающим миром, процесс решения жизненно важных задач.

Психика – это не просто картина мира, система образов, но и система действий. И хотя связь между образами и действиями является двухсторонней, ведущая роль принадлежит действию.

Ни один образ – чувственный или абстрактный не может быть получен без соответствующего действия субъекта.

Чувственный образ – результат действия восприятия.

Понятие – продукт познавательных действий человека, как практических, так и теоретических, направленных на объект, понятие которого должно быть сформировано.

Использование образа в процессе решения задачи происходит путем включения его в действие.

Следовательно, образ без действия субъекта не может быть ни сформирован, ни восстановлен, ни использован.

2)Социальная природа психического развития человека.

Прогресс в развитии человечества определяется не биологическими , а социальными законами.

Опыт человечества фиксируется не при помощи механизмов генетической наследственности, а при помощи закрепления в социальной памяти, в продуктах материальной и духовной культуры, в артефактах, языках, кодах, символах, знаках. Америнды средней полосы строили до прихода европейцев деревянные дома с деревянной резьбой, но после многократного разрушения их жилищ эта традиция была утрачена Попугаи, выращенные в инкубаторе, через 5 поколений все-таки строят гнезда из веток, а человек не сможет без обучения воссоздать техническую среду обитания, для гибели человеческого общества достаточно того, чтобы одно поколение не обучило своих потомков.

Человек не рождается с готовыми приемами мышления, с готовыми знаниями о мире и не открывает заново законы логики, точных и естественных наук, законы мышления - он усваивает опыт человечества, опыт общественно-исторической практики через освоение социальной памяти.

Учение и воспитание – это социально организованные виды деятельности, в процессе которой усваивается опыт предыдущих поколений, это процесс получения и передачи знаний.

Единство материальной и психической деятельности заключается в том, что оба эти вида деятельности имеют идентичное строение: цель + мотив + объект действия + последовательность и число операций + образец действия. В этом заключается активность конкретной личности.

Единство материальной и психической деятельности также заключается в том, внутренняя психическая деятельность есть преобразованная внешняя материальная деятельность, есть порождение внешней, практической деятельности.

Процессы учения и воспитания в практической психологии рассматриваются как деятельность.

Поэтому в процессе обучения перед педагогом стоит задача формирования конкретных видов познавательной деятельности.

Знания не могут быть не усвоены, ни сохранены без конкретных действий обучаемого.

Знание - это освоенная часть информации. Знать – это всегда выполнять действия, требующие данных знаний.

Перед обучением всегда стоит задача – сформировать такие виды деятельности, которые включают в себя заданную систему знаний и обеспечивают их применение в предусмотренных ситуациях.

Педагогическая психология исходит из того, что познавательные возможности не являются врожденными, а формируются в процессе обучения. Задача науки – выявить условия, обеспечивающие формирование познавательных способностей.

Читайте также: