Князь игорь черниговский житие кратко

Обновлено: 03.07.2024

Особым уважением и почитанием на Руси пользуются святые, прожившие бурную жизнь, прославившиеся в военных походах, но осознавшие свои и грехи и заблуждения. Игорь (Георгий по крещению) Черниговский – потомок князя Олега, конец жизни провел в монастыре в покаянии, встретил смерть с достоинством, без ропота и жалоб. Он стал жертвой жестоких междоусобиц, которые сам поддерживал долгие годы. Свои грехи святой искупил раскаянием и смертью.

Краткое жизнеописание благоверного князя

В православных святцах Игорь Черниговский чтится как киевский страстотерпец, человек, принявший мученический конец за веру. Точная дата рождения князя неизвестна – предположительно 80-90 годы 11 века. По сохранившимся сведениям, молодой князь отличался ученостью, хорошо знал молитвы, священные тексы, много читал.

Потомки Олега и Мстислава бились насмерть за право властвовать, разрушительные междоусобные войны истощали землю и народное терпение. Всеволод – старший брат Игоря, считал себя законным претендентом на киевский трон.

Много крови было пролито в войнах за обладание Киевом, Игорь ходил с братом в походы, участвовал в сражениях. Завладев великокняжеским троном, Всеволод не посадил брата в Чернигове, как обещал. Всеволод был искусным политиком, умело стравливал врагов, разжигал соперничество между Мстиславичами и Мономашичами.

игорь черниговский

Мученичество

С восшествия на киевский престол начинается время мученичества святого Игоря. Он был предан сразу – едва похоронив Всеволода, киевляне отправили гонцов к князю Изяславу из рода Мстиславичей и призвали его на власть. Вотчина Изяслава находилась близ Киева. Собрав дружину, претендент быстро подошел к городу.Выведенное на защиту Киева войско переметнулось к врагу, бросив Игоря и его брата Святослава. Короткой и кровавой была битва – силы были неравны. Святослав сумел вырваться и скрыться, Игорь угодил в болото. Киевского князя вытащили из трясины через 4 дня и доставили к Изяславу. Закованного в железо Игоря замуровали в бревенчатом порубе – темнице без окон и дверей.

После нескольких дней заточения князь стал совсем плох. Он попросил Изяслава отпустить его, чтобы принять постриг и закончить жизнь монахом. Именно к этому стремилась его душа в последнее время. Вытащенный из темницы святой был еле жив, несколько дней не шевелился, не мог есть и пить. Бог даровал Игорю чудесное выздоровление, вернув к жизни. Великим князем он был меньше месяца. В киевском монастыре Игорь принял постриг под именем Гавриил, затем дал обет схимника и получил имя Игнатий.

игорь черниговский

Толпа ринулась в монастырь, не послушав увещеваний митрополита и князя Владимира. Игорь стоял на молитве. Обезумевшие киевляне сорвали с монаха одежды и вытащили их храма. Тихо и скорбно просил мученик оставить его, напоминая о монашеском звании. Но остановить озлобленную толпу было невозможно. Князь Владимир и киевский боярин пытались защитить Игоря, отбить у разъяренных людей, но пострадали сами. Избитого, но еще живого святого протащили по городу, привязав к лошади. Мученик погиб 19 сентября 1147 года. Испугавшись содеянного, киевляне решили свалить свой грех на коварных черниговцев.

Когда истерзанное тело Игоря внесли в храм, все стали свидетелями знамения. Внезапно все свечи вспыхнули в церкви ярким пламенем. Облаченный в монашеские одежды святой был похоронен в монастыре святого Симеона. Во время погребения пришла страшная гроза, испугав всех горожан и напомнив им о страшном грехе.

Справка: через несколько лет останки извлекли ил могилы, мощи оказались нетленными. Их перенесли в Чернигов по приказу Святослава.

Значение святого в православии

Чем дорог Игорь Черниговский православным, объяснил патриарх Кирилл. Святой отец вспомнил жизнь киевского князя, его трагическую кончину. Канонизации заслуживают люди, прославившиеся не военными подвигами и деяниями на благо отечества – за это они получают светские награды. Святыми признаются те, кто явил силу христианского духа, сумел осознать грехи, проявил смирение перед лицом Божьей воли. Игорь без вины был замучен киевлянами, его окровавленное тело было поругано.

икона игорь черниговский

Преданный сторонниками Игорь не искал заступников, не пытался вернуть власть в Киеве, собрать войско, разжечь новую войну. Болезнь открыла суетность всех устремлений к власти и славе, обратила к Богу, помогла покаяться в былых грехах.

Он со смирением принял то, что послал Господь – отдал великокняжеский трон, стал монахом, принял смерть без сопротивления и роптания, не проклинал мучителей. Таких называют страстотерпцами. Патриарх сравнил Игоря с другими православными святыми – Глебом и Борисом.

Игорь Черниговский явил высшую христианскую добродетель – смирение, готовность предаться Божьей воле и милости. Спустя короткое время после гибели к месту захоронения святого стали идти люди, у могилы Божьей помощью начались исцеления больных. Те, кто замучил Игоря, молились и просили помощи святого.

Важно: открывая памятник святому в Переделкино, патриарх Кирилл подчеркнул, что подвиг Игоря заключается в отказе от борьбы за власть, глубоком смирении перед волей Господа и безропотном принятии мучений и смерти.

Почитание

Православная церковь установила дни для почитания святого Игоря:

  • 2 октября (19 сентября по старому стилю) – в день принятия мучений и смерти;
  • 18 июня (5 июня) – прославление, перенесение нетленных мощей в Чернигов.

В дни памяти во всех православных храмах идут службы, 2 октября и 18 июня считаются именинами всех, кто наречен Игорем.

святая икона

Почитание убитого князя местными верующими началось сразу после его кончины. Святослав, брат Игоря, повелел написать житие в 1150 году. Увидев аналогии с судьбой Глеба и Бориса, текст составили по образу жизнеописания этих святых. В сборе проповедей, написанных в 15 веке, имя Игоря Черниговского уже включено в список общерусских святых. Благоверного прославляли во всех храмах Руси, как принявшего мученичество за христианскую веру.

Спасский храм Чернигова, в который перенесли мощи Игоря – самый древний каменный собор, сохранившийся до наших дней. Он построен в 1024 году. Здесь хоронили потомков Олега. Кроме 7 князей, в церкви нашел упокоение Киевский митрополит Константин. Попытки обнаружить мощи святого успехом не увенчались. Храм неоднократно разграбляли, Чернигов не миновало монголо-татарское нашествие. По преданию, ковчег с нетленными мощами заделали в правой стене собора. Извлечь его, не разрушив древнее строение, невозможно. Поклониться мощам можно в Спасском храме.

Иконография

В древние времена иконописцы писали святого Игоря в одеждах инока, его княжеский чин на образах не отражали. Для изображения пользовались известным описанием, в котором указано, что святой был невысок, худ, с узкой бородкой на темном лице. Волосы носил длинные, по привычке своего времени. Царь Петр ввел новые правила изображения особ царствующих династий на иконах. Начиная со святого Александра Невского, князей стали писать в праздничном облачении и латах.

игорь черниговский

Известный иконописец Кузнецов изобразил святого Игоря в платье инока красного цвета, сохранив старую традицию. Образ создан с преобладанием красных тонов. Это напоминание о пожаре междоусобных войн, в котором сгорел святой Игорь. Но у красного есть и другое толкование – цвет мученичества, христианского подвига смирения и глубокой веры. Святой на иконе изображен со строгим и сосредоточенным ликом, он будто готовится к грядущим испытаниям и мученичеству.

О чем просят перед образом

Святые – просители и заступники человека перед Господом. Они возносят свои молитвы Богу, чтобы поддержать тех, кто просит их о помощи. Перед образом святого Игоря просят:

  1. Уберечь от предательства и вероломства. Святой был предан своими сторонниками, а затем без причины убит киевлянами, поэтому помогает всем обиженным, поддерживает тех, кому грозит измена.
  2. Матери и жены молят о защите воинов.
  3. Молитва помогает укрепить веру, перетерпеть трудности, обрести смирение и покорность Господу.
  4. Сохранить мир и благополучие в доме. Икона защищает семью от невзгод и бед, несет в дом покой и счастье.
  5. Больным икона помогает исцелиться. Сам чудесно выздоровевший от тяжкой болезни святой поддерживает страждущих.
  6. Женщины просят святого об искренней любви и семейном счастье.

человек и небо

Мужчины, носящие имя Игорь, в лице святого имеют небесного защитника и покровителя. Нужно иметь в доме освященный образ, молиться и надеяться на помощь святого.

Тексты

В православных текстах молитв святого Игоря славят за принятые мучения и твердую веру, просят о заступничестве перед Господом. Молить о помощи можно перед освещенной иконой дома или в храме простыми словами.

Молитва

Святой Божий угодник княже Игорь! С юных лет возлюбил ты Бога, поселив в душе своей истинную веру, и не отступался от нее. Помоги, страстотерпец, в моем горе, отринь от меня молву дурную да укажи путь к вере истинной, мне, рабу Божьему, (имя). Помолись за меня да избави от злобы и зависти, что чернотой своей меня развращает, застилая глаза мои на пути к исцелению от пороков людских. Помолись за меня пред Господом нашим Иисусом, дабы не отринул он моих просьб искренних. Аминь.

Величание

Безвинно убиенный монах канонизирован и славится церковью как благоверный князь Игорь. Святой является примером искренней веры в милость Божию, смирения и отречения от мирских благ. Каждый может помолиться и попросить святого о помощи в добрых делах. Господь отвечает на молитвы людей святому мученику Игорю.

Се­ре­ди­на XII ве­ка бы­ла для Ру­си скорб­ным вре­ме­нем непре­рыв­ных меж­до­усоб­ных бра­ней за Ки­ев­ское кня­же­ние двух кня­же­ских груп­пи­ро­вок: Оль­го­ви­чей и Мсти­сла­ви­чей. Свя­той Игорь, во­лей Бо­жи­ей всту­пив­ший в борь­бу за Ки­ев­ское кня­же­ние, му­че­ни­че­ским по­дви­гом дол­жен был ис­ку­пить на­след­ствен­ный грех кня­же­ских усо­биц.

Полное житие житие благоверного князя Игоря (в Крещении Георгия, в иночестве Гавриила) Черниговского и Киевского

Се­ре­ди­на XII ве­ка бы­ла для Ру­си скорб­ным вре­ме­нем непре­рыв­ных меж­до­усоб­ных бра­ней за Ки­ев­ское кня­же­ние двух кня­же­ских груп­пи­ро­вок: Оль­го­ви­чей и Мсти­сла­ви­чей. Все они бы­ли в близ­ком род­стве, все – пра­вну­ки Яро­сла­ва Муд­ро­го. Мсти­сла­ви­чи на­зы­ва­лись по име­ни сво­е­го от­ца – свя­то­го Мсти­сла­ва Ве­ли­ко­го († 1132), сы­на Вла­ди­ми­ра Мо­но­ма­ха (от­сю­да дру­гое их на­зва­ние "Мо­но­ма­ши­чи"). Оль­го­ви­чи на­зы­ва­лись по име­ни Оле­га Свя­то­сла­ви­ча († 1115), про­зван­но­го за свою горь­кую судь­бу "Го­ри-сла­ви­чем". Олег Го­ри­сла­вич был сын Ки­ев­ско­го кня­зя Свя­то­сла­ва († 1076), ко­то­рый участ­во­вал в 1072 го­ду в пе­ре­не­се­нии мо­щей свя­тых стра­сто­терп­цев Бо­ри­са и Гле­ба (све­де­ния 2 мая) и во­шел в ис­то­рию Рус­ской Церк­ви как вла­де­лец двух за­ме­ча­тель­ней­ших бо­го­слов­ских сбор­ни­ков то­го вре­ме­ни – "Из­бор­ни­ка Свя­то­сла­ва" 1073 г. и "Из­бор­ни­ка" 1076 г.

В неко­то­рых древ­них ме­ся­це­сло­вах и сам князь Свя­то­слав по­чи­тал­ся угод­ни­ком Бо­жи­им, но осо­бен­но про­сла­ви­лись два его вну­ка: пре­по­доб­ный Ни­ко­ла Свя­то­ша († 1143) и дво­ю­род­ный брат его, сын Оле­га Го­ри­сла­ви­ча, – свя­той князь-му­че­ник Игорь Оль­го­вич († 1147).

Пре­по­доб­ный Ни­ко­ла Свя­то­ша и свя­той Игорь Оль­го­вич пред­став­ля­ют два раз­лич­ных пу­ти хри­сти­ан­ской свя­то­сти в Древ­ней Ру­си. Пре­по­доб­ный Ни­ко­ла, от­рек­ший­ся от ми­ра и кня­же­ских обя­зан­но­стей, стал про­стым ино­ком и мир­но по­чил, про­ве­дя по­чти со­рок лет в мо­на­сты­ре. Свя­той Игорь, во­лей Бо­жи­ей всту­пив­ший в борь­бу за Ки­ев­ское кня­же­ние, му­че­ни­че­ским по­дви­гом дол­жен был ис­ку­пить на­след­ствен­ный грех кня­же­ских усо­биц.

В 1138 го­ду ве­ли­ким кня­зем Ки­ев­ским стал стар­ший брат Иго­ря Все­во­лод Оль­го­вич (пра­дед свя­то­го Ми­ха­и­ла Чер­ни­гов­ско­го). Хо­тя его кня­же­ние дли­лось все­го несколь­ко лет и бы­ло на­пол­не­но непре­рыв­ны­ми вой­на­ми, князь счи­тал Ки­ев сво­им на­след­ствен­ным кня­же­ством и ре­шил пе­ре­дать его в на­след­ство сво­е­му бра­ту Иго­рю. Он ссы­лал­ся при этом на при­мер Вла­ди­ми­ра Мо­но­ма­ха и го­во­рил, как бы на­роч­но под­за­до­ри­вая Мо­но­ма­ши­чей: "Вла­ди­мир по­са­дил Мсти­сла­ва, сво­е­го сы­на, по­сле се­бя в Ки­е­ве, а Мсти­слав – бра­та сво­е­го Яро­пол­ка. А вот я го­во­рю: ес­ли ме­ня Бог возь­мет, то я по­сле се­бя даю Ки­ев бра­ту мо­е­му Иго­рю". Но Бог гор­дым про­ти­вит­ся. Гор­де­ли­вые сло­ва Все­во­ло­да, ко­то­ро­го и так не лю­би­ли ки­ев­ляне, ста­ли пред­ло­гом для воз­буж­де­ния нена­ви­сти про­тив его бра­та Иго­ря и всех Оль­го­ви­чей. "Не хо­тим быть в на­след­стве", – ре­ши­ло ки­ев­ское ве­че. Зло­ба и гор­ды­ня кня­зя вы­зва­ли от­вет­ную зло­бу и гор­ды­ню ки­ев­лян: свя­той Игорь, про­тив во­ли во­вле­чен­ный в са­мый центр со­бы­тий, стал невин­ной жерт­вой на­рас­тав­шей нена­ви­сти.

Гроз­ные со­бы­тия раз­во­ра­чи­ва­лись стре­ми­тель­но. 1 ав­гу­ста 1146 го­да умер князь Все­во­лод, и ки­ев­ляне це­ло­ва­ли крест Иго­рю как но­во­му кня­зю, а Игорь це­ло­вал крест Ки­е­ву – спра­вед­ли­во пра­вить на­ро­дом и за­щи­щать его. Но, пре­сту­пив крест­ное це­ло­ва­ние, ки­ев­ские бо­яре сра­зу же при­зва­ли Мсти­сла­ви­чей с вой­ском. Под Ки­е­вом про­изо­шла бит­ва меж­ду вой­ска­ми кня­зя Иго­ря и Изя­с­ла­ва Мсти­сла­ви­ча. Еще раз на­ру­шив крест­ное це­ло­ва­ние, ки­ев­ские вой­ска в раз­гар сра­же­ния пе­ре­шли на сто­ро­ну Изя­с­ла­ва. Че­ты­ре дня Игорь Оль­го­вич скры­вал­ся в бо­ло­тах око­ло Ки­е­ва. Там его взя­ли в плен, при­вез­ли в Ки­ев и по­са­ди­ли в по­руб. Это бы­ло 13 ав­гу­ста, все его кня­же­ние про­дол­жа­лось две неде­ли.

В "по­ру­бе" (это был хо­лод­ный бре­вен­ча­тый сруб без окон и две­рей; чтобы осво­бо­дить из него че­ло­ве­ка, на­до бы­ло "вы­ру­бить" его от­ту­да) мно­го­стра­даль­ный князь тя­же­ло за­бо­лел. Ду­ма­ли, что он умрет. В этих усло­ви­ях про­тив­ни­ки кня­зя раз­ре­ши­ли "вы­ру­бить" его из за­то­че­ния и по­стричь в схи­му в Ки­ев­ском Фе­о­до­ров­ском мо­на­сты­ре. Бо­жи­ей по­мо­щью князь вы­здо­ро­вел и, остав­шись ино­ком мо­на­сты­ря, про­во­дил вре­мя в сле­зах и мо­лит­ве.

Борь­ба за Ки­ев про­дол­жа­лась. Воз­буж­да­е­мая гор­ды­ней и ослеп­лен­ная нена­ви­стью, ни од­на из сто­рон не хо­те­ла усту­пать. Же­лая ото­мстить ро­ду Оль­го­ви­чей, а за­од­но и всем кня­зьям, ки­ев­ское ве­че год спу­стя, в 1147 го­ду, по­ста­но­ви­ло рас­пра­вить­ся с кня­зем-ино­ком.

Мит­ро­по­лит и ду­хо­вен­ство ста­ра­лись вра­зу­мить и оста­но­вить их. Пра­вив­ший в Ки­е­ве князь Изя­с­лав Мсти­сла­вич и осо­бен­но его брат князь Вла­ди­мир пы­та­лись предот­вра­тить это бес­смыс­лен­ное кро­во­про­ли­тие, спа­сти свя­то­го му­че­ни­ка, но са­ми под­верг­лись опас­но­сти со сто­ро­ны оже­сто­чен­ной тол­пы.

Вос­став­шие во­рва­лись в храм во вре­мя Свя­той ли­тур­гии, схва­ти­ли мо­лив­ше­го­ся пред ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри Иго­ря и по­та­щи­ли его на рас­пра­ву. В во­ро­тах мо­на­сты­ря тол­пу оста­но­вил князь Вла­ди­мир. И ска­зал ему Игорь: "Ох, бра­те, ку­да ты?" Вла­ди­мир же со­ско­чил с ко­ня, же­лая по­мочь ему, и по­крыл его корз­ном (кня­же­ским пла­щом) и го­во­рил ки­ев­ля­нам: "Не уби­вай­те, бра­тья". И вел Вла­ди­мир Иго­ря до дво­ра ма­те­ри сво­ей, и ста­ли бить Вла­ди­ми­ра". Так по­вест­ву­ет ле­то­пись. Вла­ди­мир успел втолк­нуть Иго­ря во двор и за­тво­рить во­ро­та. Но лю­ди вы­ло­ми­ли во­ро­та и, уви­дев Иго­ря "на се­нях" (кры­тая га­ле­рея вто­ро­го эта­жа в древ­нем ки­ев­ском те­ре­ме), раз­би­ли се­ни, ста­щи­ли свя­то­го му­че­ни­ка и уби­ли на ниж­них сту­пе­нях лест­ни­цы. Оже­сто­че­ние тол­пы бы­ло столь ве­ли­ко, что мерт­вое те­ло стра­даль­ца под­верг­ли из­би­е­нию и по­ру­га­нию, его во­ло­чи­ли ве­рев­кой за но­ги до Де­ся­тин­ной церк­ви, бро­си­ли там на те­ле­гу, от­вез­ли и "по­верг­ли на тор­гу".

Так свя­той му­че­ник пре­дал Гос­по­ду дух свой, "и со­влек­ся ри­зы тлен­на­го че­ло­ве­ка, и в нетлен­ную и мно­го­стра­даль­ную ри­зу Хри­ста об­лек­ся". Ко­гда ве­че­ром то­го же дня те­ло бла­жен­но­го Иго­ря бы­ло пе­ре­не­се­но в цер­ковь свя­то­го Ми­ха­и­ла, "Бог явил над ним зна­ме­ние ве­ли­ко, за­жглись све­чи все над ним в церк­ви той". На дру­гое утро свя­той стра­да­лец был по­гре­бен в мо­на­сты­ре свя­то­го Си­мео­на на окра­ине Ки­е­ва.

В 1150 го­ду князь Чер­ни­гов­ский Свя­то­слав Оль­го­вич пе­ре­нес мо­щи сво­е­го бра­та, свя­то­го Иго­ря, в Чер­ни­гов и по­ло­жил в Спас­ском со­бо­ре.

Чу­до­твор­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мая Иго­рев­ская, пред ко­то­рой мо­лил­ся му­че­ник пред уби­е­ни­ем, на­хо­ди­лась в Ве­ли­кой Успен­ской церк­ви Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ры (празд­но­ва­ние ей 5 июня).

Иное жизнеописание благоверного князя Игоря (в Крещении Георгия, в иночестве Гавриила) Черниговского и Киевского

Ве­ли­кий князь Ки­ев­ский Игорь Оль­го­вич, в Свя­том Кре­ще­нии Ге­ор­гий, в 1146 го­ду был раз­гром­лен и взят в плен кня­зем Изя­с­ла­вом и за­то­чен в од­ном из мо­на­сты­рей Пе­ре­я­с­лав­ля Рус­ско­го или Юж­но­го (ныне Пе­ре­я­с­лав-Хмель­ниц­кий). Вда­ли от су­е­ты ми­ра се­го, тя­же­ло боль­ной, он стал рас­ка­и­вать­ся в сво­их гре­хах и про­сил раз­ре­шить ему по­стричь­ся в мо­на­хи. 5 ян­ва­ря 1147 г. епи­скоп Пе­ре­я­с­лав­ский Ев­фи­мий по­стриг его в ино­че­ство с име­нем Гав­ри­ил. Вско­ре он вы­здо­ро­вел и был пе­ре­ве­ден в Ки­ев­ский Фе­о­до­ров­ский мо­на­стырь, где при­нял схи­му с име­нем Иг­на­тий и все­це­ло пре­дал­ся ино­че­ским по­дви­гам.

Но дух бра­то­убий­ствен­ной нена­ви­сти бу­ше­вал над Ки­е­вом. Чер­ни­гов­ские кня­зья, дво­ю­род­ные бра­тья Иго­ря, за­мыс­ли­ли за­ма­нить Изя­с­ла­ва Ки­ев­ско­го в сов­мест­ный по­ход – с тем, чтобы за­хва­тить его или убить. За­го­вор от­крыл­ся, ко­гда князь был уже на пу­ти к Чер­ни­го­ву. Воз­му­щен­ные ки­ев­ляне, узнав о ко­вар­стве чер­ни­гов­цев, об­ру­ши­ли месть на ни в чем непо­вин­но­го кня­зя-схим­ни­ка. 19 сен­тяб­ря 1147 г. свя­той Игорь был звер­ски убит.

Гос­подь про­сла­вил стра­даль­ца чу­де­са­ми. По бла­го­сло­ве­нию мит­ро­по­ли­та Кли­мен­та Смо­ля­ти­ча игу­мен Фе­о­до­ров­ско­го мо­на­сты­ря Ана­ния со­вер­шил по­гре­бе­ние стра­сто­терп­ца в хра­ме ки­ев­ско­го Си­мо­нов­ско­го мо­на­сты­ря. 5 июня 1150 г., ко­гда ки­ев­ский стол был за­нят Юри­ем Дол­го­ру­ким, его со­юз­ник, князь Чер­ни­гов­ский Свя­то­слав Оль­го­вич, род­ной брат уби­ен­но­го Иго­ря, тор­же­ствен­но пе­ре­нес свя­тые мо­щи кня­зя Иго­ря на ро­ди­ну, в Чер­ни­гов, где они бы­ли по­ло­же­ны в ра­ку "с те­ре­мом" в ка­фед­раль­ном Спас­ском со­бо­ре. То­гда же бы­ло уста­нов­ле­но празд­но­ва­ние па­мя­ти свя­то­го.

Внук великого князя Киевского Святослава Ярославича, сын Олега Святославича (Гориславича), Игорь принадлежал к княжескому роду Ольговичей в пору, когда Русь раздирала междоусобная брань между Ольговичами и Мстиславичами за первенство. В 1138 году великим князем Киевским стал старший брат Игоря Всеволод Ольгович. Его княжение длилось всего несколько лет, было наполнено непрерывными войнами, и киевляне Всеволода невзлюбили. Однако, он считал Киев своим наследственным владением и объявил что, в случае его смерти, княжение перейдет к его брату Игорю, князю Новгород-Северскому. Киевское же вече решило: "не хотим быть в наследстве", и ненависть против Ольговичей нарастала в городе. Так святой Игорь, как наследник, против воли оказался вовлечен в центр событий.

Плен, монашество и убийство

По одному преданию его привезли в Киев и посадили в поруб - холодный бревенчатый сруб, без окон и дверей; чтобы освободить из него человека, надо было "вырубить" его оттуда. В порубе многострадальный князь тяжело заболел. Думали, что он умрет. В этих условиях противники князя разрешили "вырубить" его из заточения и постричь в схиму в Киевском Феодоровском монастыре [1].

Другое изложение событий повествует что, по пленении, князь Игорь был заточен в одном из монастырей Переяславля-Русского или Южного (ныне Переяслав-Хмельницкий). Вдали от суеты мира сего, тяжело больной, он стал раскаиваться в своих грехах и просил разрешить ему постричься в монахи. 5 января 1147 года епископ Переяславский Евфимий постриг его в иночество с именем Гавриил. Вскоре он выздоровел и был переведен в Киевский Феодоровский монастырь, где принял схиму с именем Игнатий [2].

Так или иначе, предание сходится в том что, став схимником в Феодоровской обители, князь выздоровел и всецело предался иноческим подвигам, проводил время в слезах и молитве.

Восставшие ворвались в храм во время литургии, схватили молившегося пред иконой Божией Матери Игоря и потащили его на расправу. В воротах монастыря толпу остановил князь Владимир. И сказал ему Игорь: "Ох, брате, куда ты?" Владимир же соскочил с коня, желая помочь ему, и покрыл его корзном (княжеским плащом) и говорил киевлянам: "Не убивайте, братья". И вел Владимир Игоря до двора матери своей, и стали бить Владимира. Так повествует летопись. Владимир успел втолкнуть Игоря во двор и затворить ворота. Но люди выломили ворота и, увидев Игоря "на сенях" (крытая галерея второго этажа в древнем киевском тереме), разбили сени, стащили святого мученика и убили на нижних ступенях лестницы. Ожесточение толпы было столь велико, что мертвое тело страдальца подвергли избиению и поруганию, его волочили веревкой за ноги до Десятинной церкви, бросили там на телегу, отвезли и "повергли на торгу". Так, 19 сентября 1147 года, святой мученик предал Господу дух свой, "и совлекся ризы тленнаго человека, и в нетленную и многострадальную ризу Христа облекся".

Когда вечером того же дня тело блаженного Игоря было перенесено в церковь святого Михаила, "Бог явил над ним знамение велико, зажглись свечи все над ним в церкви той". По благословению митрополита Климента Смолятича, игумен Феодоровского монастыря Анания совершил на другое утро погребение страстотерпца в храме Симоновского монастыря, на окраине Киева.

Князь-страстотерпец Игорь Черниговский
Князь-страстотерпец Игорь Черниговский

Мощи и почитание

5 июня 1150 года князь Черниговский Святослав Ольгович перенес прославленные чудесами мощи своего брата, святого Игоря, в Чернигов и положил в раку "с теремом" в кафедральном Спасском (Преображенском) соборе. "И с того времени, - по замечанию летописца, - стали праздновать память благоверного князя Игоря."

Чудотворная икона Божией Матери, пред которой молился мученик пред убиением, стала именоваться Игоревской и находилась в Великой Успенской церкви Киево-Печерской Лавры.

В "Иконописном подлиннике" говорится, что князь Игорь был среднего роста, сух, смугл лицом, носил длинные волосы, борода его была узкая и малая. Святого князя Игоря почитают страстотерпцем наравне с князьями Борисом и Глебом.

Молитвы

Величаем тя, / страстотерпче святый благоверный великий княже Игоре, / и чтим святую память твою, / ты бо молиши за нас / Христа Бога нашего.

Тропарь, глас 4

Наста днесь всечестная память страстотерпца благовернаго князя Игоря, / созывающа люди в пречестный храм Спасов, / идеже радостно сошедшася благочестивых множество / молитвенно празднуют святую память твою, и с верою взывают ти: / молися, святе, / стране Российстей, граду Чернигову и всем православным христианом / в мире и благоденствии спастися.

Ин тропарь, глас тойже

Просветився Божественным крещением, Духа Святаго светлостьми озаряем, / Евангелие Христово в сердце твое восприял еси, / делом слово Сына Божия исполняя, благоверный княже Игоре, / моли Всеблагаго Спасителя нашего даровати нам мир, и милость, / и спасение душ наших, чтущих честную память твою.

Кондак, глас 6

Изменил еси земнаго княжения славу во иночества образ смиренный. / И страдальчески земное житие скончав, ныне на Небесех радуешися, / усердне моляся о чтущих тя, Игоре, страдальцев похвало.

Ин кондак, глас 8

Княжескую диадиму обагрил еси кровию твоею, / Богомудре страстотерпче Игоре, / за скиптр крест в руку приим, явился еси победоносец / и жертву непорочну Владыце принесл еси себе. / Яко бо агнец незлобив от раб убиен был еси, / и ныне радуяся предстоиши Святей Троице, / молися спастися душам нашим.

Использованные материалы

Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

Значение имени:

Святой благоверный князь Игорь Черниговский и Киевский

Имя Игорь

Одно время в княжеских междо­усобицах участвовал и Игорь. Но ему не доставляло радости ссориться с родственниками из-за наследства Ярослава Мудрого. Когда представилась возможность примирить двух враждовавших сородичей, он с радостью взялся за это дело.

В 1145 году старший брат Игоря, киевский князь Всеволод назначил его своим наследником. Это рассердило представителей другой ветви ярославичей — потомков Владимира Мономаха. Что же до самих киевлян, они присягнули Игорю, когда тот пообещал им прекратить бесчинства, творившиеся при прежнем князе. Но прошли считанные дни, и киевляне разочаровались в новом правителе. Им не понравилось, когда тот запретил им грабить дворы недавних обидчиков. И они тайно призвали переяславского князя Изяслава, одного из мономашичей. Игорь выступил ему навстречу с дружиной, однако киевляне предали его и переметнулись к Изяславу. Несколько дней Игорь скрывался в болотах, но его нашли, отправили в Переяславль и заточили в поруб — холодный бревенчатый сруб без окон и дверей, откуда узника можно было освободить только с помощью топора.

Всё великое княжение Игоря продолжалось меньше двух недель: он въехал в Киев 2 августа 1146 года, а уже 13 августа был свергнут.

Родственники пытались освободить его, но Игорь вовсе не стремился вернуть себе власть. Он попросил Изяслава выпустить его только для того, чтобы принять монашество и посвятить остаток жизни молитве. После заточения Игорь долго болел: не мог ни есть, ни пить, ни двигаться, так что не представлял для нового князя никакой угрозы. Тем не менее тот решил держать его под присмотром и определил в ближайший киевский монастырь Феодора Стратилата, для верности приставив стражу.

Имя Игорь

Междоусобицы на Руси.
Битва новгородцев с суздальцами.
Икона, середина XV века

Но и здесь Игорь (в монашестве Игнатий, а затем в схиме — Георгий) не обрел мирной жизни. Князь Изяслав не мог чувствовать себя спокойно, пока тот был жив. И вот в один из сентябрьских дней 1147 года, когда Изяслав был в походе, в Киев прибыл его посол и объявил, что сородичи Игоря, черниговские князья, подняли восстание, и, чтобы оно не перебросилось на Киев, Игоря нужно скорее уничтожить.

В храм, где как раз заканчивалась литургия, ворвалась возбужденная толпа. С Игоря сорвали монашеское облачение и стали его бить. Все попытки вступиться за него оказались тщетными. Бывшего князя искалечили, а затем полуживого за ноги протащили по дороге. Когда бездыханное тело принесли в церковь, там, согласно черниговской летописи, сами собой загорелись все свечи.

Местное почитание князя-схимника началось почти сразу после его кончины. Уже в 1150 году по заказу его брата Святослава Ольговича составили житие, причем образцом для него послужило житие святых Бориса и Глеба. В сборнике проповедей XV века Игорь упомянут уже в числе общерусских святых.

Другие святые и известные люди с именем Игорь

Игорь Святославич (1151–1202)

Имя Игорь

Игорь Константинович Романов (1894–1918)

Имя Игорь

сын великого князя Константина Константиновича, правнук Николая I. Был сброшен большевиками в шахту под Алапаевском в ночь на 18 июля 1918 года вместе с великой княгиней Елизаветой Федоровной и инокиней Варварой, прославленными Русской Церковью в лике преподобномучениц.

Иеродиакон Игорь (1879–1937)

(Иван Михайлович Конащук)

Имя Игорь

Игорь Сикорский (1889-1972)

Имя Игорь

Читайте также: