Ключевский о сергии радонежском кратко

Обновлено: 05.07.2024

Прославленная обитель Живоначальной Троицы основана Преподобным Сергием Радонежским в 1337 г. На протяжении столетий Троице-Сергиева Лавра является одной из самых почитаемых общерусских святынь, крупнейшим центром духовного просвещения и культуры. Тысячи паломников стекаются в Троице-Сергиеву Лавру со всех концов России, из стран ближнего и дальнего зарубежья. Древнейшая постройка на территории Лавры – Троицкий собор (1422-1425 гг.), в котором почивают святые мощи Игумена земли Русской Преподобного Сергия Радонежского.

Список используемой литературы.

1. Хрестоматия по истории России. Кн. 1. С древнейших времен до XVII века. – М.: Международные отношения, 1994.

4. М.В. Нестеров. Письма.


Картины М. В. Нестерова


Икона и гравюры С. Харламова

В повести Б. Зайцева рассматривается биография Преподобного Сергия с точки зрения становления героя, анализируется характер, поступки, деятельность святого.

Элементы синтеза искусств – литературы и живописи – так же нашли свое отражения в работе ученицы. Образ Сергия Радонежского представлен в живописи художников разных эпох: М. Нестерова(XIXв) и С. Харламова(XXв-XXIв)

Работа Хатунцевой Ирины отличается последовательностью изложения материала, стройностью композиции, логичностью и завершенностью выводов.

Работа написана легким, эмоциональным языком, снабжена ярким иллюстрированным материалом.

Научный руководитель: Денисова Т. В.

Прославленная обитель Живоначальной Троицы основана Преподобным Сергием Радонежским в 1337 г. На протяжении столетий Троице-Сергиева Лавра является одной из самых почитаемых общерусских святынь, крупнейшим центром духовного просвещения и культуры. Тысячи паломников стекаются в Троице-Сергиеву Лавру со всех концов России, из стран ближнего и дальнего зарубежья. Древнейшая постройка на территории Лавры – Троицкий собор (1422-1425 гг.), в котором почивают святые мощи Игумена земли Русской Преподобного Сергия Радонежского.




Список используемой литературы.

1. Хрестоматия по истории России. Кн. 1. С древнейших времен до XVII века. – М.: Международные отношения, 1994.

4. М.В. Нестеров. Письма.


Картины М. В. Нестерова


Икона и гравюры С. Харламова

В повести Б. Зайцева рассматривается биография Преподобного Сергия с точки зрения становления героя, анализируется характер, поступки, деятельность святого.

Элементы синтеза искусств – литературы и живописи – так же нашли свое отражения в работе ученицы. Образ Сергия Радонежского представлен в живописи художников разных эпох: М. Нестерова(XIXв) и С. Харламова(XXв-XXIв)

Работа Хатунцевой Ирины отличается последовательностью изложения материала, стройностью композиции, логичностью и завершенностью выводов.

Работа написана легким, эмоциональным языком, снабжена ярким иллюстрированным материалом.

Василий Ключевский о Сергии Радонежском

«Преподобный Сергий своей жизнью, самой возможностью такой жизни дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нем еще не все доброе погасло и замерло; своим появлением среди соотечественников, сидевших во тьме и сени смертной, он открыл им глаза на самих себя, помог им заглянуть в свой собственный внутренний мрак и разглядеть там еще тлевшие искры того же огня, которым горел озаривший их светоч.

Русские люди XIV века признали это действие чудом, потому что оживить и привести в движение нравственное чувство народа, поднять его дух выше его привычного уровня — такое проявление духовного влияния всегда признавалось чудесным, творческим актом; таково оно и есть по своему существу и происхождению, потому что его источник — вера.

Человек, раз вдохнувший в общество такую веру, давший ему живо ощутить в себе присутствие нравственных сил, которых оно в себе не чаяло, становится для него носителем чудодейственной искры, способной зажечь и вызвать к действию эти силы всегда, когда они понадобятся, когда окажутся недостаточными наличные обиходные средства народной жизни. Впечатление людей XIV века становилось верованием поколений, за ними следовавших. Отцы передавали воспринятое ими одушевление детям, а они возводили его к тому же источнику, из которого впервые почерпнули его современники. Так духовное влияние преподобного Сергия пережило его земное бытие и перелилось в его имя, которое из исторического воспоминания сделалось вечно деятельным нравственным двигателем и вошло в состав духовного богатства народа.

При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной.

Это возрождение и это правило — самые драгоценные вклады преподобного Сергия, не архивные или теоретические, а положенные в живую душу народа, в его нравственное содержание.

«Есть имена, которые носили исторические люди, жившие в известное время, делавшие исторически известное жизненное дело, которые выступили за рамки времени, когда жили их носители. Это потому что дело, сделанное таким человеком, по своему значению так далеко выходило за пределы своего века, и стало практической заповедью, заветом, тем, что мы привыкли называть идеалом.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

 С. Харламов. Преподобный Сергий Радонежский.

Рассматривая устройство церковно-монастырского хозяйства, на примере Троицкого монастыря учёный приводит много сведений про обогащение монастырей за счет вкладов прихожан.

129. Ключевский, В. О. Благодатный воспитатель русского народного духа : речь, произнесённая в торжественном собрании Московской Духовной Академии 26 сентября 1892 г. в память Преподобного Сергия / В. О. Ключевский // Знамя Преподобного Сергия Радонежского : [сборник]. - Новосибирск : Сибирское Рериховское общество : Издательский центр РОССАЗИЯ, 2005. - С. 6-24.

132. Ключевский, В. О. Конспект лекций курса историографии о Палицыне, Хворостинине. И. Тимофеев, кн. Хворостинин и А. Палицын / В.О. Ключевский // Сочинения : в 9 т. / В. О. Ключевский ; под ред. В. Л. Янина ; послесл. и коммент. сост. Р. А. Киреева, В. А. Александров, В. Г. Зимина. - М. : Мысль, 1989. - Т. VII: Специальные курсы. - С. 162-177.

133. Ключевский, В. О. Лекция XXI / В.О. Ключевский // Сочинения : в 9 т. / В. О. Ключевский ; под ред. В. Л. Янина ; послесл. и коммент. В. А. Александров, В. Г. Зимина. - М. : Мысль, 1988. - Т. II: Курс русской истории. Ч. II. - C.15.

134. Ключевский, В. О. Лекция XXVI / В.О. Ключевский // Сочинения : в 9 т. / В. О. Ключевский ; под ред. В. Л. Янина ; послесл. и коммент. В. А. Александров, В. Г. Зимина. – М. : Мысль, 1988. - Т. II: Курс русской истории. Ч. II. - C.114.

Упоминание о том, что в Троице - Сергиевом монастыре хранится шёлковая пелена, вышитая Софьей Палеолог, женой Ивана III.

135. Ключевский, В. О. Лекция XXIХ / В.О. Ключевский //Сочинения : в 9 т. / В.О. Ключевский ; под ред. В. Л. Янина ; послесл. и коммент. В. А. Александров, В. Г. Зимина. - М. : Мысль, 1988. - Т. II: Курс русской истории. Ч. II. - C. 163.

В лекции об опричнине упоминается о пребывании Ивана Грозного в Троице - Сергиевом монастыре, когда в конце 1564 г. он бежал из Москвы в Александровскую слободу.

136. Ключевский, В. О. Лекция XXXIV; Лекция XXXV; Лекция XXXVI / В.О. Ключевский // Сочинения : в 9 т. / В.О. Ключевский ; под ред. В. Л. Янина ; послесл. и коммент. В. А. Александров, В. Г. Зимина. - М. : Мысль, 1988. - Т. II: Курс русской истории. Ч. II. - C. 233-236; 249; 254-262, 281.

Данные лекции посвящены церковно-монастырскому хозяйству. В отдельной главе анализируется колонизаторская деятельность Троице-Сергиева монастыря.

137. Ключевский, В. О. Лекция XLIII / В.О. Ключевский // Сочинения : в 9 т. / В.О. Ключевский ; под ред. В. Л. Янина ; послесл. и коммент. В. А. Александров, В. Г. Зимина. - М. : Мысль, 1988. -Т. III: Курс русской истории. Ч. III. - C. 56-57.

138. Ключевский, В. О. Лекция LIX / В.О. Ключевский // Сочинения : в 9 т. / В.О. Ключевский ; под ред. В. Л. Янина ; послесл. и коммент. В. А. Александров, В. Г. Зимина. - М. : Мысль, 1989. - Т. IV: Курс русской истории. Ч. IV. - C. 16.

 С. Харламов. Преподобный Сергий Радонежский.

Рассматривая устройство церковно-монастырского хозяйства, на примере Троицкого монастыря учёный приводит много сведений про обогащение монастырей за счет вкладов прихожан.

129. Ключевский, В. О. Благодатный воспитатель русского народного духа : речь, произнесённая в торжественном собрании Московской Духовной Академии 26 сентября 1892 г. в память Преподобного Сергия / В. О. Ключевский // Знамя Преподобного Сергия Радонежского : [сборник]. - Новосибирск : Сибирское Рериховское общество : Издательский центр РОССАЗИЯ, 2005. - С. 6-24.

132. Ключевский, В. О. Конспект лекций курса историографии о Палицыне, Хворостинине. И. Тимофеев, кн. Хворостинин и А. Палицын / В.О. Ключевский // Сочинения : в 9 т. / В. О. Ключевский ; под ред. В. Л. Янина ; послесл. и коммент. сост. Р. А. Киреева, В. А. Александров, В. Г. Зимина. - М. : Мысль, 1989. - Т. VII: Специальные курсы. - С. 162-177.

133. Ключевский, В. О. Лекция XXI / В.О. Ключевский // Сочинения : в 9 т. / В. О. Ключевский ; под ред. В. Л. Янина ; послесл. и коммент. В. А. Александров, В. Г. Зимина. - М. : Мысль, 1988. - Т. II: Курс русской истории. Ч. II. - C.15.

134. Ключевский, В. О. Лекция XXVI / В.О. Ключевский // Сочинения : в 9 т. / В. О. Ключевский ; под ред. В. Л. Янина ; послесл. и коммент. В. А. Александров, В. Г. Зимина. – М. : Мысль, 1988. - Т. II: Курс русской истории. Ч. II. - C.114.

Упоминание о том, что в Троице - Сергиевом монастыре хранится шёлковая пелена, вышитая Софьей Палеолог, женой Ивана III.

135. Ключевский, В. О. Лекция XXIХ / В.О. Ключевский //Сочинения : в 9 т. / В.О. Ключевский ; под ред. В. Л. Янина ; послесл. и коммент. В. А. Александров, В. Г. Зимина. - М. : Мысль, 1988. - Т. II: Курс русской истории. Ч. II. - C. 163.

В лекции об опричнине упоминается о пребывании Ивана Грозного в Троице - Сергиевом монастыре, когда в конце 1564 г. он бежал из Москвы в Александровскую слободу.

136. Ключевский, В. О. Лекция XXXIV; Лекция XXXV; Лекция XXXVI / В.О. Ключевский // Сочинения : в 9 т. / В.О. Ключевский ; под ред. В. Л. Янина ; послесл. и коммент. В. А. Александров, В. Г. Зимина. - М. : Мысль, 1988. - Т. II: Курс русской истории. Ч. II. - C. 233-236; 249; 254-262, 281.

Данные лекции посвящены церковно-монастырскому хозяйству. В отдельной главе анализируется колонизаторская деятельность Троице-Сергиева монастыря.

137. Ключевский, В. О. Лекция XLIII / В.О. Ключевский // Сочинения : в 9 т. / В.О. Ключевский ; под ред. В. Л. Янина ; послесл. и коммент. В. А. Александров, В. Г. Зимина. - М. : Мысль, 1988. -Т. III: Курс русской истории. Ч. III. - C. 56-57.

138. Ключевский, В. О. Лекция LIX / В.О. Ключевский // Сочинения : в 9 т. / В.О. Ключевский ; под ред. В. Л. Янина ; послесл. и коммент. В. А. Александров, В. Г. Зимина. - М. : Мысль, 1989. - Т. IV: Курс русской истории. Ч. IV. - C. 16.

Читайте также: