Клиент в древнем риме это кратко

Обновлено: 04.07.2024

Чтобы повысить проверяемость статьи, пожалуйста, цитируйте первоисточники путем анализа вторичных источников, указанных в сносках ( редактировать статью ).

В Древнем Риме отношения с клиентами относились к отношениям взаимного обслуживания между двумя людьми разного социального статуса: одним влиятельным, начальником , обычно аристократом, и человеком меньшего ранга, обычно свободным человеком, называемым клиентом . Очень рано систематизированный патронаж доминировал во всей общественной жизни Древнего Рима .

Взаимная связь, которая объединяет клиента с его начальником, носит название fides (общее доверие, лояльность). Это понятие было очень важным, учитывая осуждение тех, кто не проявил лояльности, осуждение, записанное формулой проклятия в Законе Двенадцати Таблиц .

С одной стороны, начальник предлагает защиту своим многочисленным клиентам ; взамен клиент поддерживает своего босса в его политических и военных усилиях. Эту клиентуру составляют крестьяне, обрабатывающие его землю, освобожденные им рабы и их потомки. Эти потомки вольноотпущенников также носят имя ( gentilice ) своего бывшего хозяина (см. Римские имена ).

Клиенты также могут быть гражданами-должниками, которые поставили себя под защиту сильных мира сего или хотят стать частью организации в Риме. В более широком смысле, мы говорим о политическом патронаже, когда клиент оказывает политическую поддержку своему боссу (см. Патронаж ).

Резюме

Исторический

Исторический клиентелизм

Клиентелизм древнее явление , общее для Италии (Etruscan- Etera ), Галлии и древней Греции . Первоначально это могло быть:

  • порабощенные оккупантами коренные жители;
  • члены семьи, ослабленные бедностью или войной;
  • иностранцы, желающие поселиться в регионе и вынужденные для этого подчиняться pater familias .

Эта организация воспринималась древними римлянами как религиозное родство. В обмен на свое подчинение клиент получает землю из 2 иудер , эредиум , в начале Республики, чего недостаточно для выживания. Он должен и дальше арендовать землю. Он также получает юридическую помощь и зависит от покровителя в отношении определенных религиозных обрядов (консультация ауспициума для клиента и депозит подношения покровителю для ларов ). Ему также нужна политическая поддержка на выборах, на которых голосует его босс, а также военная помощь.

Эти отношения, хотя они и пошли на убыль с учреждением Республики , были формализованы, и были предприняты попытки очистить их Законом Двенадцати Таблиц , который был записан в 449 г. до н. Э. Предыдущие устные положения нашей эры : этот закон определяет, что если начальник обманывает своего клиента, он будет объявлен священником , то есть проклятым и подвергнутым гневу богов, а также объявлен вне закона . Из этого закона клиенты берут в качестве второго имени имя своего начальника .

Гражданский клиентелизм

Эти отношения позволили объединить в семью дополнительных людей или сообщества, расширив социальные круги людей и племени и распространившись с римской экспансией за пределы простого римского гражданства и городского периметра Рима. В этом отношении отношения между клиентом и начальником были одним из факторов римской экспансии с самого начала.

Дионисий Галикарнасский описывает связи между боссом и его клиентами:

  • объявление ритуального подчинения ( in fidem clientelamque venire ) свободному человеку
  • декларация о получении данной заявки ( в рецепте fidem clientelamque )

Обогащение римских правящих классов, обострение гражданской жизни увеличили политическую полезность клиентов в последние века Римской республики: клиенты сопровождали своего босса на Римский форум и активно выступали за него, даже если скромность их положения сделали свой голос исключительным в соответствии с избирательными правилами. Так, плебейский трибун Тиберий Гракх сопровождал несколько тысяч клиентов во время своих путешествий по Риму. По этому пути пошли амбициозные политики, возглавляющие шествия, служившие одновременно защитным эскортом и шумной демонстрацией партизан.

Присвоение римского гражданства на индивидуальной основе или целым итальянским городам, раздача земли демобилизованным ветеранам были для амбициозных людей, таких как Помпей или Юлий Цезарь, эффективным средством создания множества новых клиентов.

Конец республики привел к умиротворению использования клиентов в политических целях, но для правящего класса оставалось модным иметь крупную и заметную клиентуру в качестве элемента престижа и полезного в качестве сети отношений в коммерческих и финансовых целях. дела. Эта система также способствовала социальному миру, обеспечивая малоимущим слоям городского населения минимум, необходимый для их выживания.

Обязательства

Обязанности клиента

Клиент регулярно навещает своего босса (традиционно рано утром) и в знак верности приветствует его по имени: комната, расположенная у входа в традиционный домус патрициев, предназначена даже для приема клиентов, которые пришли познакомить их босс. Это утреннее приветствие называется Salutatio . Эти клиенты, самые многочисленные, иногда передают приветы в нескольких домах. Quintus Cicéron, тем не менее, советует назначить цену за этот небольшой знак внимания, чтобы этим уважением закрепить исключительность этих клиентов. В Помпеях есть дом с каменной скамьей впереди, так что терпеливые клиенты видны и, таким образом, свидетельствуют о большом количестве клиентов своего босса. Тем не менее, при Империи все помещения можно использовать для приема клиентов. Это зависит от важности клиента: самые скромные принимаются в вестибюле, а друзья или родственники приветствуются в приватных помещениях, таких как перистиль .

Постоянный заказчик должен поддерживать политические проекты своего начальника. Во время различных собраний, где люди встречаются, он агитирует за него, голосует за него (голосование на выборах публичное и устное в Риме до -139 ) и должен воздерживаться от судебных исков против своего босса. Если его защитил в суде начальник, он выражает свою благодарность прилежным эскортом своего благодетеля.

Обязанности начальника

В свою очередь, босс ( Патронус , происходящий от слова патер отца) помощи предложений к своему клиенту: в древние времена, он предложил еду, в sportule , быстро заменена монетой, более практичным. Обычная ставка в Риме в начале Империи составляла два сестерция в день, зная, что Рим - город, в котором жизнь была дорогой.

класс населения древнего Рима, стоявший в зависимых отношениях к патрицианским родам и отличавшийся от плебеев (см.). Клиента и патрона соединяла тесная и неразрывная наследственная связь, основанная на взаимном доверии (fides) и взаимной помощи и аналогичная той, которая соединяла отца семьи с его подвластными. Патрон принимал К. под свою защиту и покровительство, охранял его от обид как со стороны посторонних лиц, так и других членов рода, представлял его интересы в суде и предоставлял ему для обработки участки земли, носившие название прекариев (см.). Священный характер обязанностей патрона был санкционирован постановлением XII табл.: "patronus si clienti fraudem fecerit sacer esto". С другой стороны, К. состоял во власти патрона, обеспечивая себя от его произвола лишь доверием к его добросовестности, повинуясь всем его распоряжениям и принимая на себя ряд обязанностей, схожих с теми, какие налагало на средневекового вассала владение леном: клиент должен был сопровождать патрона на войну, оказывать ему денежную помощь при выдаче замуж дочери, выплачивать выкуп за него или его детей в случае плена, покрывать долги и денежные пени, к которым патрон был приговорен, и участвовать в издержках, связанных для патрона с несением государственной или жреческой должности, а также и с поддержкой родового культа, к которому К. считался приобщенным, как член рода. Измена К. патрону наказывалась смертью. Эта тесная связь патрона и К. и общий характер взаимных прав и обязанностей их говорит, по-видимому, против тех теорий о происхождении римской клиентелы, которые видят в К. освобожденных или освободившихся рабов (Моммзен, Фюстель де Куланж и Ланге, расходящиеся между собой в объяснении порядка освобождения). Патронат над вольноотпущенными, дающий основание этим теориям, — несомненно позднейшее образование. Едва ли верны и те воззрения, которые видят в клиентах потомков коренного населения Лациума, сдавшегося на милость победителей, римлян, и сделавшегося таким образом зависимым от римских родов (Нибур, Швеглер, Беккер, Вальтер, Мадвиг и др.). При этой последней точке зрения К. трудно различаются от плебеев. Гораздо правильнее, кажется, видеть в К. обитателей Рима: 1) членов патрицианских родов, не принадлежавших лично к составу римских граждан и связанных с городом лишь через посредство своих покровителей (перебежчики и пришельцы из соседних с Римом областей Лациума, Италии или из более отдаленных мест, получившие гостеприимство, защиту и обеспечение у патриция), 2) бедных патрициев, вынужденных стать под защиту своих более могущественных и богатых сограждан, может быть — коммендируя им свои земли, и получая их обратно на прекарном праве, и 3) плебеев, искавших земельного обеспечения или необходимых средств для обработки земли (скота и проч.) и ради них жертвовавших своей самостоятельностью, вместо вступления в еще более тяжкие долговые отношения.

Как учреждение защиты и покровительства, основанного на личном и имущественном подчинении защищаемых, клиентела — общее явление в древних обществах, где недостаток государственной защиты от притеснений сильных и богатых заставлял слабых и бедных становиться в зависимые отношения к первым. Обоюдные выгоды таких отношений: увеличение силы и могущества богатых и защита для бедных — делают учреждение крепким и создают организацию его, подобную описанной выше римской. Такова клиентела у древних галлов, описанная Цезарем, у ирландцев и у германцев. Аналогична с клиентелой и первоначальная вассально-феодальная организация начала средних веков.

В настоящее время название К. прилагается по преимуществу к тяжущимся в суде по отношению к их защитнику. Говорят также о К. нотариуса, банка и т. д.

Литература. Roulez, "Considérations sur la condition politique des Clients dans l'ancienne Rome" (в "Mélanges de philologie", II, Брюссель, 1840); Mommsen, "Das Röm. Gastrecht und die Röm.Clientel" (в "Röm. Forschungen", I); Voigt, "Ueber die Clientel und Libertinität" (в "Berichte der K. Sächsisch. Gesellschaft d. Wiss." за 1878); статья в "Dictionnaire des antiquités grecques et romaines" Daremberg et Saglio; Flach, "Les origines de l'ancienne France" (I, гл. I, П., 1886).

В императорское время клиентела является совершенно внешним установлением, чуждым всякого чувства; она завязывалась между богатыми знатными и бедными незнатными и была основана на тщеславии первых и крайней нужде последних. Люди, не имевшие определенных средств к существованию, будь это даже философы или поэты, как Стаций или Марциал, не считали для себя постыдным лестью и угодничаньем снискивать расположение людей влиятельных. Взамен известных услуг, как утренние приветствия, участие в прогулках патрона по городу и т. п., клиенты получали приглашения к обеду, подарки, иногда и прочное обеспечение. Если, с одной стороны, считалось знаком принадлежности к хорошему обществу иметь побольше подобных клиентов, то, с другой стороны, в интересе последних было пристроиться к возможно большему числу патронов. Патроны часто отделывались от К. небольшой денежной подачкой (sportula). Отношения эти не были постоянными и могли во всякое время быть порваны любой из сторон. Как отдельные лица, так и целые общины, даже провинции, подчиняясь римскому народу, могли в республиканское время выбирать себе патрона. Обыкновенно им был полководец-покоритель; так, например, Марцелл, завоевавший Сиракузы, и потомки его были патронами Сицилии. Выгода иметь в Риме постоянного влиятельного представителя заставляла, в конце республиканского периода, даже независимые города, колонии и муниципии выбирать себе патрона из числа сенаторов или всадников.

См. Friedlaender, "Darstellungen aus der Sittengeschichte Roms" (Лейпциг, 1888, 6 изд., ч. I, стр. 379-391); H. Благовещенский, "Римские клиенты Домицианова века" ("Русская Мысль", 1887).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890—1907 .

Особая форма социальной зависимости, характерная для разных народов, но известная благодаря ее исключительному распространению в древнем Риме.

В период Великих завоеваний и Поздней республики, когда резко увеличилось количество рабов в Риме, клиентела утратила свое экономическое значение, однако ее политическое и моральное значение не только сохранилось, но и чрезвычайно усилилось. В эту эпоху активно развивалось отпущенничество по мере роста численности рабов, а бывшие рабы – либертины-вольноотпущенники – автоматически принимали родовое имя и становились клиентами своих бывших хозяев. Между ними сохранялись связь и взаимопомощь; либертины нередко являлись деловыми партнерами и агентами своих патронов.

Патрон и клиент могли относиться к разным сословиям, но могли принадлежать и к одной социальной группе (сословию), члены которой отличались по богатству и влиянию. Вероятно, отношения патроната-клиентелы прекращались, если клиент добивался курульной должности (из обычных магистратур – курульный эдил, претор, консул). Охотно покровительствовали клиентам те, кто желал утвердить свою dignitas (достоинство) и проистекающую из неё auctoritas (авторитет, власть), делал политическую карьеру, стремился к занятию должностей. Бесчисленные армии клиентов выстраивались с вечера у дома знатных римских политиков, чтобы с утра приветствовать патрона в надежде на небольшой подарок, затем – сопровождать его на форум, голосовать, как скажут, на выборах или при принятии какого-нибудь законопроекта, а если надо – они были готовы наградить тумаками политических оппонентов хозяина.

Некоторые исследователи видят специфическую разновидность отношений патроната-клиентелы в отношениях командующего и армии во времена Поздней республики после реформы Мария и появления солдат-пролетариев.

Клиентела играла важную роль в системе неформальных социальных связей, благодаря которым римский нобилитет осуществлял фактическую власть в Римской республике; члены соперничавших аристократических группировок (factiones) были связаны отношениями родства, дружбы, землячества, покровительства и т.п. Анализом данных связей активно занимались (и не без успеха) представители просопографического направления, начиная с работ Ф. Мюнцера, М. Гельцера, Р. Сайма, что дало новый импульс исследованиям клиентелы.

КЛИЕНТЕЛА (лат. Clientela), древний правовой институт италийских народов, перешедший из Лациума в Рим и развившийся там в совершенно своеобразное правоотношение. Клиент принадлежал (хоть и не в качестве полноправного члена) к семье патриция, который был его патроном, и получал от него участок земли для обработки. Патрон должен был выступать за него перед судом, заботиться об его имуществе и оказывать всяческое покровительство. За это клиент обязан был повиновением своему патрону, должен был поддерживать его в нужде и идти с ним на войну. Он также принимал участие во всех семейных праздниках патрона. Отношения клиентелы считались священной семейной связью: клиент не мог быть свидетелем против патрона, равно как и патрон против клиента. Вследствие переселения покоренных общин в Рим, отпущений рабов на волю и т.п. число клиентов значительно возросло, и постепенно они смешались с плебеями. К концу республики патронат получил такое широкое распространение, что целые города и народы выбирали себе в патроны какого-нибудь влиятельного римлянина. Например, Метеллы были патронами Сицилии, Сципионы — патронами Массилии (совр. Марсель).

Читайте также: