Классификация станций жд кратко
Обновлено: 07.07.2024
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Предмет __ Основы научной организации перевозочного процесса
Тема урока __ Классификация станций и их роль в перевозках ____________
Сформировать понятия о назначении и классификации ж.д.станций
Содействовать воспитанию познавательного интереса к изучаемому предмету
Способствовать развитию способности сравнивать
Тип урока__ изучение нового материала
Вид урока__ лекция __________________
Устройство пути и станций. Раздельные пункты
Наглядные пособия____ Плакат"Схемы станций" _____________
Технические средства обучения___ интерактивная доска, видеопроектор ___
Литература: основная_____ Боровикова М. "Организация движения на железнодорожном транспорте",Москва,Маршрут,2003г. _______________
1 Организационный момент
2 Изучение нового материала .
Организация работы станции
1.Какую роль играют станции в перевозочном процессе?
2.Какие виды станций бывают?
3.Какие станции относятся к грузовым?
4.Какая работа выполняется на сортировочных станциях?
5.Кто руководит работой станции?
4 Задание на дом стр.26(1)
5 Подведение итогов
Для регулирования движения поездов, соблюдения условий безопасности и обеспечения потребной пропускной способности железнодорожные линии делятся на перегоны раздельными пунктами с путевым развитием и без него. К первым относятся станции, разъезды, обгонные пункты. Раздельные пункты без путевого развития – путевые посты при полуавтоблокировке, проходные светофоры при автоблокировке и границы блок-участков при автоматической локомотивной сигнализации, применяемой как самостоятельное средство сигнализации и связи по движению поездов.
К разъездам относятся раздельные пункты, имеющие путевое развитие для обгона и скрещения поездов на однопутных линиях.
Обгонные пункты служат для обгона поездов на двухпутных линиях. В необходимых случаях осуществляется перевод движения поездов с одного главного пути на другой.
Станции являются важнейшими линейными производственно-хозяйственными организациями, на которых осуществляется непосредственная связь железной дороги с населенными пунктами, промышленными предприятиями и агропромышленными комплексами.
На станциях начинается и заканчивается перевозочный процесс. Качество их
работы определяет надежность и безопасность всей транспортной системы. Станциям принадлежит важная роль и в организации информационно-управляющего обеспечения всего перевозочного процесса.
Станцией называется раздельный пункт с путевым развитием и устройствами, позволяющими выполнять операции по приему, отправлению, скрещению и обгону, а при развитых путевых устройствах — формированию и расформированию поездов, а также по приему, погрузке, выгрузке и выдаче грузов, багажа, грузобагажа и по обслуживанию пассажиров.
На станциях выполняются многочисленные технические, коммерческие, гру-
зовые и пассажирские операции.
В зависимости от функционального назначения станции подразделяются
на промежуточные, участковые, сортировочные, грузовые и пассажирские.
Промежуточные станции . Назначение — пропуск, скрещение, обгон поездов, производство маневров со сборными поездами (прицепка, отцепка, подача и
уборка вагонов), грузовые операции, посадка и высадка пассажиров, прием, выдача, погрузка и выгрузка багажа, почтовые операции, в некоторых случаях погрузка и формирование отправительских маршрутов.
Для выполнения всех указанных операций на станциях предусматриваются соответствующие устройства .
Промежуточная станция обслуживает, как правило, определенный экономический район. Станции, на которых сконцентрирована значительная грузовая работа, называются опорными промежуточными. На них предусматривается усиление путевого развития и грузовых устройств.
Участковые станции . Основное их назначение — обработка транзитных поездов, смена локомотивов и локомотивных бригад, формирование и расформирование участковых и сборных поездов, выполнение пассажирских, грузовых и коммерческих операций.
Сортировочные станции . Они располагаются в пунктах слияния нескольких железнодорожных направлений, в крупных промышленных центрах, в райо-
нах массовой погрузки и выгрузки грузов (вблизи речных и морских портов, добывающих бассейнов) и предназначены для массовой сортировки вагонов в прибывающих составах путем расформирования и формирования сквозных, участковых, сборных, участково-сборных, вывозных и передаточных
поездов в соответствии с планом формирования.
Сортировочные станции на сети железнодорожных дорог являются основными опорными пунктами в организации вагонопотоков и в выполнении показателей перевозочной работы.
Грузовые станции . Основными операциями на них являются грузовые. Эти станции предназначены для приема к перевозке, взвешивания, кратковременного хранения, погрузки, выгрузки, сортировки и выдачи грузов, оформления перевозочных документов; приема, расформирования, формирования и отправления грузовых поездов, передач вагонов; производства маневров по подаче и уборке вагонов, обслуживания подъездных путей и организации транспортно-экспедиционного обслуживания грузоотправителей и грузополучателей.
Грузовые станции подразделяются на станции общего пользования; станции примыкания подъездных путей; портовые; перегрузочные.Разновидностями грузовых специализированных станций являются углепогрузочные, нефтеналивные, лесопогрузочные, зерновые.В районах расположения крупных станций налива обычно сооружаются промывочно-пропарочные станции.
На пассажирских станциях выполняются операции по обслуживанию пассажиров, производится продажа билетов, прием и выдача багажа, оказываются бытовые услуги пассажирам и т.д.
В зависимости от основного назначения и характера работы различают три вида пассажирских станций:
обслуживающие дальнее, местное и пригородное движение (основной вид);
обслуживающее только пригородное движение;
3)пассажирские технические станции-
Пассажирские станции выполняют следующие основные операции:
прием и отправление пассажирских и пригородных поездов,
подачу и уборку пригородных и пассажирских составов;
погрузку-выгрузку багажа, грузобагажа и почты;
посадку, высадку и обслуживание пассажиров;
обслуживание транзитных пассажирских поездов (технический осмотр,
отцепка и прицепка групп или отдельных вагонов, снабжение при необхо-
димости водой, топливом и другие операции);
обслуживание локомотивов пассажирских поездов
По характеру эксплуатационной работы пассажирские станции делятся на два вида: транзитно-конечные, обслуживающие как конечные (дальние, местные и пригородные) поезда, так и транзитные (проходящие с останов кой) поезда, и конеч ные станции, обслуживающие только конечные поезда .
К пассажирским станциям, обслуживающим только пригородное движение, относятся начальные пункты этого движения при отсутствии дальних поездов и зонные станции. Зонные станции часто совмещают с участковыми и проме жуточными станциями. В этом случае к зонным станциям относятся лишь уст ройства для пассажирского движения. Пассажирские остановочные пункты можно считать элементарными пассажирскими станциями для пригородного движения (если они имеют устройства для обслуживания пассажиров).
В соответствии с Основными положениями работы железнодорожной станции в зависимости от объема грузовых, пассажирских, технических операций и сложности работы станции делятся на внеклассные и I, II, III, IV, V классов. Классность станции определяется по сумме баллов за выполненную работу.
Открытие и закрытие станций для выполнения всех или некоторых операций
производит Министерство транспорта и комуникаций в порядке, предусмотренном Законом о ж.д.транспорте Республики Казахстан.
На станциях сосредоточены важнейшие технические средства и сооружения железных дорог. Техническое оснащение и путевое развитие зависят от назначения станции и объѐма еѐ работы.
Для приѐма, отправления, безостановочного пропуска поездов, расформирования и формирования составов, подачи и уборки вагонов к пунктам погрузки и выгрузки, перемещения вагонов и локомотивов, станции располагают путевым развитием.
Соединяют пути между собой с помощью стрелочных переводов, которые объединяют их в отдельные группы, обеспечивают перевод подвижного состава с одного пути на другой и создают непрерывность рельсовых путей на маршруте следования поезда или маневрового состава. Для выполнения операций расформирования, формирования и обработки поездов, подборки вагонов в группы перед подачей под погрузку или выгрузку, предназначены сортировочные устройства – горки различной мощности и вытяжные пути со стрелочными горловинами.
Погрузку и выгрузку выполняют в грузовых районах, на путях необщего пользования, участках станционных путей. Кроме того, для сортировки грузов, следующих мелкими отправками и в контейнерах, на станциях сооружают сортировочные платформы и контейнерные площадки.
Для обслуживания пассажиров на станциях предусматриваются соответствующие помещения и устройства: пассажирские здания, высокие и низкие пассажирские платформы, переходные тоннели и пешеходные мосты, багажные отделения, камеры хранения ручной клади; специальные пути и парки для отстоя составов, устройства для их экипировки.
Устройства локомотивного хозяйства включают в себя: депо – основные с приписным парком локомотивов, оборотные с приписными и без приписных локомотивов и для мотор-вагонного подвижного состава; пункты технического обслуживания локомотивов; экипировочные устройства; пункты отстоя и экипировки мотор-вагонного подвижного состава на зонных пригородных станциях; дорожные базы запаса локомотивов.
Устройства вагонного хозяйства на станциях располагают совместно с устройствами локомотивного хозяйства для сокращения числа вспомогательных объектов и коммуникаций. К элементам вагонного хозяйства относятся вагонные депо для производства деповского ремонта вагонов. На станциях массовой переработки вагонов находятся механизированные вагоноремонтные пункты,которые располагают на крайних путях сортировочного парка. Для обеспечения осмотра вагонов и подготовки их под погрузку используются пункты подготовки вагонов к перевозкам. Пункты технического обслуживания вагонов предназначены для выявления и устранения технических неисправностей у вагонов в формируемых и транзитных поездах.
На станциях находятся многие объекты электроснабжения – устройства наружного освещения станций, контактная сеть, трансформаторные и тяговые подстанции и т. д.
Чтобы обеспечить безопасность движения и увеличить пропускную способность, станции оснащают устройствами автоматики,телемеханики и связи. Широкое применение в последнее время находят устройства, обеспечивающие автоматизацию производственных процессов.Например, горочная автоматическая централизация (ГАЦ); горочная автоматическая централизация с контролем роспуска (ГАЦКР);горочные программно-задающие устройства с применением видеотерминала(ГПЗУВ); устройства автоматического задания скорости роспуска (АЗСР); устройства телеуправления горочным локомотивом (ТГЛ); автоматизированная система управления маршрутами движения (АСУМД) на базе микропроцессора.
Железнодорожные станции классифицируют по функциональному назначению и объему работ.
В зависимости от функционального назначения, роли экономики в регионе и в перевозочном процессе станции классифицируются на:
Промежуточные станции – станции на которых регулярно выполняются операции по обгону, скрещению, пропуску поездов, маневры с составами сборных поездов, операции по прицепке и отцепке вагонов, по погрузке-выгрузке вагонов, по обслуживанию пассажиров, включая их посадку-высадку.
На отдельных промежуточных станциях осуществляется обслуживание подъездных путей к промышленным предприятиям, формирование отправительских маршрутов, оборот составов пригородных поездов.
Промежуточные станции на которых концентрируется грузовая работа данного участка называются опорными.
Участковые станции – станции, которые располагаются на границах участка ж.д. линий.
На таких станциях производится смена локомотивов и локомотивных бригад, ТО ПС, расформирование и формирование сборных, вывозных и участковых поездов, грузовые и пассажирские операции.
Сортировочная станция – предназначены для массового расформирования и формирования грузовых поездов, пропуска транзитных поездопотоков, транзитных с частичной переработкой, т.е. с изменением массы и длины состава, переработка местного вагонопотока. При этом выполняются операции по техническому и коммерческому обслуживанию составов перед расформирование и формированием.
Производится смена локомотивов и локомотивных бригад.
На сортировочных станциях осуществляются грузовые операции, обслуживание ПП промышленных предприятий.
Грузовые станции – эти станции служат в основном для выполнения грузовых операций при переработке грузов в больших количествах.
На таких станциях ведут прием к перегрузке, взвешивание, хранение, погрузку, выгрузку, сортировку и выдачу грузов, прием и отправление, расформирование и формирование грузовых поездов, маневровую работу по подаче вагонов к местам выполнения грузовой операции и уборку их, обслуживание ПП промышленных предприятий.
Пассажирские станции – предназначены для обслуживания пассажиров, приема, отправления пассажирских поездов, экипировки составов, техническое обслуживание, подготовка состава в рейс.
Пассажирские подразделяются на собственно пассажирские с вокзалами, перронами, багажными и почтовыми отделениями и технико-пассажирские с комплексом устройств для формирования состава пассажирских поездов и подготовки их в рейс.
Некоторые пассажирские станции включают в себя комплекс по ТО.
В зависимости от объема работ станции подразделяются на 5 классов и внеклассные.
Класс станции устанавливается на основе показателей, характеристик ее работы в условных единицах.
Классностью станции определяется штаб и должностные оклады станционных работников.
Внеклассные и станции 1 класса - крупные сортировочные, грузовые и пассажирские станции.
Участковые и небольшие грузовые станции – 2 и 3 классы.
Промежуточные станции – 4 класс.
Классность станции устанавливается по шкале баллов начисляемы на выполняемые объемные показатели работы, такие как погрузка-выгрузка вагонов, прием-отправление поездов, отправление пассажиров и др.
Положение о железнодорожной станции
Станция – раздельный пункт, путевое развитие которого позволяет выполнять операции по приему, отправлению, скрещению, обгону, обслуживанию пассажиров, приему и выдачи груза и багажа, расформирование и формирование состава, техническое обслуживание поездов, погрузку и выгрузку грузов.
Более 70% времени оборота грузовой вагон находится на станции под техническими, грузовыми и коммерческими операциями в межоперационных простоях.
Сокращение межоперационных простоев и ускорение выполнения операций с вагонами, уменьшение оборота вагона и как следствие сокращает потребность в ПС, ускорение доставки груза и повышение эффективности использования технических средств ж.д. транспорта.
На станции выполняются технические, грузовые, коммерческие, пассажирские и почтово-багажные операции.
1. Прием, отправление, пропуск поездов;
2. Скрещение, обгон поездов;
3. Расформирование и формирование составов;
4. Смена локомотивов и локомотивных бригад;
5. Техническое обслуживание ПС;
6. Подача вагонов к грузовым пунктам;
7. Уборка вагонов с грузовых пунктов;
8. Отцепка, прицепка, перестановка вагонов;
9. Ремонт, экипировка, промывка, дезинфекция, отчистка вагонов;
10. Другие операции, связанные с перемещением ПС в пределах станции.
1. Погрузка-выгрузка вагонов;
2. Подготовка вагонов под погрузку;
3. Сортировка мелких отправок;
4. Сортировка контейнеров;
5. Перегрузка грузов.
1. Осмотр вагонов в коммерческом отношении;
2. Пломбирование вагонов;
3. Прием, хранение, выдача, взвешивание грузов;
4. Оформление перевозочных документов;
5. Расчеты с клиентурой.
1. Оформление проездных документов;
2. Посадка-высадка пассажиров;
3. Прием-хранение, выдача ручной клади и багажа;
4. Сервис на вокзалах и поездах.
К почтово-багажным относятся операции по обслуживанию почтовых и багажных вагонов.
Железнодорожные станции классифицируют по функциональному назначению и объему работ.
В зависимости от функционального назначения, роли экономики в регионе и в перевозочном процессе станции классифицируются на:
Промежуточные станции – станции на которых регулярно выполняются операции по обгону, скрещению, пропуску поездов, маневры с составами сборных поездов, операции по прицепке и отцепке вагонов, по погрузке-выгрузке вагонов, по обслуживанию пассажиров, включая их посадку-высадку.
На отдельных промежуточных станциях осуществляется обслуживание подъездных путей к промышленным предприятиям, формирование отправительских маршрутов, оборот составов пригородных поездов.
Промежуточные станции на которых концентрируется грузовая работа данного участка называются опорными.
Участковые станции – станции, которые располагаются на границах участка ж.д. линий.
На таких станциях производится смена локомотивов и локомотивных бригад, ТО ПС, расформирование и формирование сборных, вывозных и участковых поездов, грузовые и пассажирские операции.
Сортировочная станция – предназначены для массового расформирования и формирования грузовых поездов, пропуска транзитных поездопотоков, транзитных с частичной переработкой, т.е. с изменением массы и длины состава, переработка местного вагонопотока. При этом выполняются операции по техническому и коммерческому обслуживанию составов перед расформирование и формированием.
Производится смена локомотивов и локомотивных бригад.
На сортировочных станциях осуществляются грузовые операции, обслуживание ПП промышленных предприятий.
Грузовые станции – эти станции служат в основном для выполнения грузовых операций при переработке грузов в больших количествах.
На таких станциях ведут прием к перегрузке, взвешивание, хранение, погрузку, выгрузку, сортировку и выдачу грузов, прием и отправление, расформирование и формирование грузовых поездов, маневровую работу по подаче вагонов к местам выполнения грузовой операции и уборку их, обслуживание ПП промышленных предприятий.
Пассажирские станции – предназначены для обслуживания пассажиров, приема, отправления пассажирских поездов, экипировки составов, техническое обслуживание, подготовка состава в рейс.
Пассажирские подразделяются на собственно пассажирские с вокзалами, перронами, багажными и почтовыми отделениями и технико-пассажирские с комплексом устройств для формирования состава пассажирских поездов и подготовки их в рейс.
Некоторые пассажирские станции включают в себя комплекс по ТО.
В зависимости от объема работ станции подразделяются на 5 классов и внеклассные.
Класс станции устанавливается на основе показателей, характеристик ее работы в условных единицах.
Классностью станции определяется штаб и должностные оклады станционных работников.
Внеклассные и станции 1 класса - крупные сортировочные, грузовые и пассажирские станции.
Участковые и небольшие грузовые станции – 2 и 3 классы.
Промежуточные станции – 4 класс.
Классность станции устанавливается по шкале баллов начисляемы на выполняемые объемные показатели работы, такие как погрузка-выгрузка вагонов, прием-отправление поездов, отправление пассажиров и др.
Положение о железнодорожной станции
Станция – раздельный пункт, путевое развитие которого позволяет выполнять операции по приему, отправлению, скрещению, обгону, обслуживанию пассажиров, приему и выдачи груза и багажа, расформирование и формирование состава, техническое обслуживание поездов, погрузку и выгрузку грузов.
Более 70% времени оборота грузовой вагон находится на станции под техническими, грузовыми и коммерческими операциями в межоперационных простоях.
Сокращение межоперационных простоев и ускорение выполнения операций с вагонами, уменьшение оборота вагона и как следствие сокращает потребность в ПС, ускорение доставки груза и повышение эффективности использования технических средств ж.д. транспорта.
На станции выполняются технические, грузовые, коммерческие, пассажирские и почтово-багажные операции.
1. Прием, отправление, пропуск поездов;
2. Скрещение, обгон поездов;
3. Расформирование и формирование составов;
4. Смена локомотивов и локомотивных бригад;
5. Техническое обслуживание ПС;
6. Подача вагонов к грузовым пунктам;
7. Уборка вагонов с грузовых пунктов;
8. Отцепка, прицепка, перестановка вагонов;
9. Ремонт, экипировка, промывка, дезинфекция, отчистка вагонов;
10. Другие операции, связанные с перемещением ПС в пределах станции.
1. Погрузка-выгрузка вагонов;
2. Подготовка вагонов под погрузку;
3. Сортировка мелких отправок;
4. Сортировка контейнеров;
5. Перегрузка грузов.
1. Осмотр вагонов в коммерческом отношении;
2. Пломбирование вагонов;
3. Прием, хранение, выдача, взвешивание грузов;
4. Оформление перевозочных документов;
5. Расчеты с клиентурой.
1. Оформление проездных документов;
2. Посадка-высадка пассажиров;
3. Прием-хранение, выдача ручной клади и багажа;
4. Сервис на вокзалах и поездах.
К почтово-багажным относятся операции по обслуживанию почтовых и багажных вагонов.
Читайте также: