Классификация станций жд кратко

Обновлено: 07.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Предмет __ Основы научной организации перевозочного процесса

Тема урока __ Классификация станций и их роль в перевозках ____________

Сформировать понятия о назначении и классификации ж.д.станций

Содействовать воспитанию познавательного интереса к изучаемому предмету

Способствовать развитию способности сравнивать

Тип урока__ изучение нового материала

Вид урока__ лекция __________________

Устройство пути и станций. Раздельные пункты

Наглядные пособия____ Плакат"Схемы станций" _____________

Технические средства обучения___ интерактивная доска, видеопроектор ___

Литература: основная_____ Боровикова М. "Организация движения на железнодорожном транспорте",Москва,Маршрут,2003г. _______________

1 Организационный момент

2 Изучение нового материала .

Организация работы станции

1.Какую роль играют станции в перевозочном процессе?

2.Какие виды станций бывают?

3.Какие станции относятся к грузовым?

4.Какая работа выполняется на сортировочных станциях?

5.Кто руководит работой станции?

4 Задание на дом стр.26(1)

5 Подведение итогов

Для регулирования движения поездов, соблюдения условий безопасности и обеспечения потребной пропускной способности железнодорожные линии делятся на перегоны раздельными пунктами с путевым развитием и без него. К первым относятся станции, разъезды, обгонные пункты. Раздельные пункты без путевого развития – путевые посты при полуавтоблокировке, проходные светофоры при автоблокировке и границы блок-участков при автоматической локомотивной сигнализации, применяемой как самостоятельное средство сигнализации и связи по движению поездов.

К разъездам относятся раздельные пункты, имеющие путевое развитие для обгона и скрещения поездов на однопутных линиях.

Обгонные пункты служат для обгона поездов на двухпутных линиях. В необходимых случаях осуществляется перевод движения поездов с одного главного пути на другой.

Станции являются важнейшими линейными производственно-хозяйственными организациями, на которых осуществляется непосредственная связь железной дороги с населенными пунктами, промышленными предприятиями и агропромышленными комплексами.

На станциях начинается и заканчивается перевозочный процесс. Качество их

работы определяет надежность и безопасность всей транспортной системы. Станциям принадлежит важная роль и в организации информационно-управляющего обеспечения всего перевозочного процесса.

Станцией называется раздельный пункт с путевым развитием и устройствами, позволяющими выполнять операции по приему, отправлению, скрещению и обгону, а при развитых путевых устройствах — формированию и расформированию поездов, а также по приему, погрузке, выгрузке и выдаче грузов, багажа, грузобагажа и по обслуживанию пассажиров.

На станциях выполняются многочисленные технические, коммерческие, гру-

зовые и пассажирские операции.

В зависимости от функционального назначения станции подразделяются

на промежуточные, участковые, сортировочные, грузовые и пассажирские.

Промежуточные станции . Назначение — пропуск, скрещение, обгон поездов, производство маневров со сборными поездами (прицепка, отцепка, подача и

уборка вагонов), грузовые операции, посадка и высадка пассажиров, прием, выдача, погрузка и выгрузка багажа, почтовые операции, в некоторых случаях погрузка и формирование отправительских маршрутов.

Для выполнения всех указанных операций на станциях предусматриваются соответствующие устройства .

Промежуточная станция обслуживает, как правило, определенный экономический район. Станции, на которых сконцентрирована значительная грузовая работа, называются опорными промежуточными. На них предусматривается усиление путевого развития и грузовых устройств.

Участковые станции . Основное их назначение — обработка транзитных поездов, смена локомотивов и локомотивных бригад, формирование и расформирование участковых и сборных поездов, выполнение пассажирских, грузовых и коммерческих операций.

Сортировочные станции . Они располагаются в пунктах слияния нескольких железнодорожных направлений, в крупных промышленных центрах, в райо-

нах массовой погрузки и выгрузки грузов (вблизи речных и морских портов, добывающих бассейнов) и предназначены для массовой сортировки вагонов в прибывающих составах путем расформирования и формирования сквозных, участковых, сборных, участково-сборных, вывозных и передаточных

поездов в соответствии с планом формирования.

Сортировочные станции на сети железнодорожных дорог являются основными опорными пунктами в организации вагонопотоков и в выполнении показателей перевозочной работы.

Грузовые станции . Основными операциями на них являются грузовые. Эти станции предназначены для приема к перевозке, взвешивания, кратковременного хранения, погрузки, выгрузки, сортировки и выдачи грузов, оформления перевозочных документов; приема, расформирования, формирования и отправления грузовых поездов, передач вагонов; производства маневров по подаче и уборке вагонов, обслуживания подъездных путей и организации транспортно-экспедиционного обслуживания грузоотправителей и грузополучателей.

Грузовые станции подразделяются на станции общего пользования; станции примыкания подъездных путей; портовые; перегрузочные.Разновидностями грузовых специализированных станций являются углепогрузочные, нефтеналивные, лесопогрузочные, зерновые.В районах расположения крупных станций налива обычно сооружаются промывочно-пропарочные станции.

На пассажирских станциях выполняются операции по обслуживанию пассажиров, производится продажа билетов, прием и выдача багажа, оказываются бытовые услуги пассажирам и т.д.

В зависимости от основного назначения и характера работы различают три вида пассажирских станций:

обслуживающие дальнее, местное и пригородное движение (основной вид);

обслуживающее только пригородное движение;

3)пассажирские технические станции-

Пассажирские станции выполняют следующие основные операции:

прием и отправление пассажирских и пригородных поездов,

подачу и уборку пригородных и пассажирских составов;

погрузку-выгрузку багажа, грузобагажа и почты;

посадку, высадку и обслуживание пассажиров;

обслуживание транзитных пассажирских поездов (технический осмотр,
отцепка и прицепка групп или отдельных вагонов, снабжение при необхо-
димости водой, топливом и другие операции);

обслуживание локомотивов пассажирских поездов

По характеру эксплуатационной работы пассажирские станции делятся на два вида: транзитно-конечные, обслуживающие как конечные (дальние, местные и пригородные) поезда, так и транзитные (проходящие с останов кой) поезда, и конеч ные станции, обслуживающие только конечные поезда .

К пассажирским станциям, обслуживающим только пригородное движение, относятся начальные пункты этого движения при отсутствии дальних поездов и зонные станции. Зонные станции часто совмещают с участковыми и проме жуточными станциями. В этом случае к зонным станциям относятся лишь уст ройства для пассажирского движения. Пассажирские остановочные пункты можно считать элементарными пассажирскими станциями для пригородного движения (если они имеют устройства для обслуживания пассажиров).

В соответствии с Основными положениями работы железнодорожной станции в зависимости от объема грузовых, пассажирских, технических операций и сложности работы станции делятся на внеклассные и I, II, III, IV, V классов. Классность станции определяется по сумме баллов за выполненную работу.

Открытие и закрытие станций для выполнения всех или некоторых операций

производит Министерство транспорта и комуникаций в порядке, предусмотренном Законом о ж.д.транспорте Республики Казахстан.

На станциях сосредоточены важнейшие технические средства и сооружения железных дорог. Техническое оснащение и путевое развитие зависят от назначения станции и объѐма еѐ работы.

Для приѐма, отправления, безостановочного пропуска поездов, расформирования и формирования составов, подачи и уборки вагонов к пунктам погрузки и выгрузки, перемещения вагонов и локомотивов, станции располагают путевым развитием.

Соединяют пути между собой с помощью стрелочных переводов, которые объединяют их в отдельные группы, обеспечивают перевод подвижного состава с одного пути на другой и создают непрерывность рельсовых путей на маршруте следования поезда или маневрового состава. Для выполнения операций расформирования, формирования и обработки поездов, подборки вагонов в группы перед подачей под погрузку или выгрузку, предназначены сортировочные устройства – горки различной мощности и вытяжные пути со стрелочными горловинами.

Погрузку и выгрузку выполняют в грузовых районах, на путях необщего пользования, участках станционных путей. Кроме того, для сортировки грузов, следующих мелкими отправками и в контейнерах, на станциях сооружают сортировочные платформы и контейнерные площадки.

Для обслуживания пассажиров на станциях предусматриваются соответствующие помещения и устройства: пассажирские здания, высокие и низкие пассажирские платформы, переходные тоннели и пешеходные мосты, багажные отделения, камеры хранения ручной клади; специальные пути и парки для отстоя составов, устройства для их экипировки.

Устройства локомотивного хозяйства включают в себя: депо – основные с приписным парком локомотивов, оборотные с приписными и без приписных локомотивов и для мотор-вагонного подвижного состава; пункты технического обслуживания локомотивов; экипировочные устройства; пункты отстоя и экипировки мотор-вагонного подвижного состава на зонных пригородных станциях; дорожные базы запаса локомотивов.

Устройства вагонного хозяйства на станциях располагают совместно с устройствами локомотивного хозяйства для сокращения числа вспомогательных объектов и коммуникаций. К элементам вагонного хозяйства относятся вагонные депо для производства деповского ремонта вагонов. На станциях массовой переработки вагонов находятся механизированные вагоноремонтные пункты,которые располагают на крайних путях сортировочного парка. Для обеспечения осмотра вагонов и подготовки их под погрузку используются пункты подготовки вагонов к перевозкам. Пункты технического обслуживания вагонов предназначены для выявления и устранения технических неисправностей у вагонов в формируемых и транзитных поездах.

На станциях находятся многие объекты электроснабжения – устройства наружного освещения станций, контактная сеть, трансформаторные и тяговые подстанции и т. д.

Чтобы обеспечить безопасность движения и увеличить пропускную способность, станции оснащают устройствами автоматики,телемеханики и связи. Широкое применение в последнее время находят устройства, обеспечивающие автоматизацию производственных процессов.Например, горочная автоматическая централизация (ГАЦ); горочная автоматическая централизация с контролем роспуска (ГАЦКР);горочные программно-задающие устройства с применением видеотерминала(ГПЗУВ); устройства автоматического задания скорости роспуска (АЗСР); устройства телеуправления горочным локомотивом (ТГЛ); автоматизированная система управления маршрутами движения (АСУМД) на базе микропроцессора.

Железнодорожные станции классифицируют по функциональному назначению и объему работ.

В зависимости от функционального назначения, роли экономики в регионе и в перевозочном процессе станции классифицируются на:

Промежуточные станции – станции на которых регулярно выполняются операции по обгону, скрещению, пропуску поездов, маневры с составами сборных поездов, операции по прицепке и отцепке вагонов, по погрузке-выгрузке вагонов, по обслуживанию пассажиров, включая их посадку-высадку.

На отдельных промежуточных станциях осуществляется обслуживание подъездных путей к промышленным предприятиям, формирование отправительских маршрутов, оборот составов пригородных поездов.

Промежуточные станции на которых концентрируется грузовая работа данного участка называются опорными.

Участковые станции – станции, которые располагаются на границах участка ж.д. линий.

На таких станциях производится смена локомотивов и локомотивных бригад, ТО ПС, расформирование и формирование сборных, вывозных и участковых поездов, грузовые и пассажирские операции.

Сортировочная станция – предназначены для массового расформирования и формирования грузовых поездов, пропуска транзитных поездопотоков, транзитных с частичной переработкой, т.е. с изменением массы и длины состава, переработка местного вагонопотока. При этом выполняются операции по техническому и коммерческому обслуживанию составов перед расформирование и формированием.

Производится смена локомотивов и локомотивных бригад.

На сортировочных станциях осуществляются грузовые операции, обслуживание ПП промышленных предприятий.

Грузовые станции – эти станции служат в основном для выполнения грузовых операций при переработке грузов в больших количествах.

На таких станциях ведут прием к перегрузке, взвешивание, хранение, погрузку, выгрузку, сортировку и выдачу грузов, прием и отправление, расформирование и формирование грузовых поездов, маневровую работу по подаче вагонов к местам выполнения грузовой операции и уборку их, обслуживание ПП промышленных предприятий.

Пассажирские станции – предназначены для обслуживания пассажиров, приема, отправления пассажирских поездов, экипировки составов, техническое обслуживание, подготовка состава в рейс.

Пассажирские подразделяются на собственно пассажирские с вокзалами, перронами, багажными и почтовыми отделениями и технико-пассажирские с комплексом устройств для формирования состава пассажирских поездов и подготовки их в рейс.

Некоторые пассажирские станции включают в себя комплекс по ТО.

В зависимости от объема работ станции подразделяются на 5 классов и внеклассные.

Класс станции устанавливается на основе показателей, характеристик ее работы в условных единицах.

Классностью станции определяется штаб и должностные оклады станционных работников.

Внеклассные и станции 1 класса - крупные сортировочные, грузовые и пассажирские станции.

Участковые и небольшие грузовые станции – 2 и 3 классы.

Промежуточные станции – 4 класс.

Классность станции устанавливается по шкале баллов начисляемы на выполняемые объемные показатели работы, такие как погрузка-выгрузка вагонов, прием-отправление поездов, отправление пассажиров и др.

Положение о железнодорожной станции

Станция – раздельный пункт, путевое развитие которого позволяет выполнять операции по приему, отправлению, скрещению, обгону, обслуживанию пассажиров, приему и выдачи груза и багажа, расформирование и формирование состава, техническое обслуживание поездов, погрузку и выгрузку грузов.

Более 70% времени оборота грузовой вагон находится на станции под техническими, грузовыми и коммерческими операциями в межоперационных простоях.

Сокращение межоперационных простоев и ускорение выполнения операций с вагонами, уменьшение оборота вагона и как следствие сокращает потребность в ПС, ускорение доставки груза и повышение эффективности использования технических средств ж.д. транспорта.

На станции выполняются технические, грузовые, коммерческие, пассажирские и почтово-багажные операции.




1. Прием, отправление, пропуск поездов;

2. Скрещение, обгон поездов;

3. Расформирование и формирование составов;

4. Смена локомотивов и локомотивных бригад;

5. Техническое обслуживание ПС;

6. Подача вагонов к грузовым пунктам;

7. Уборка вагонов с грузовых пунктов;

8. Отцепка, прицепка, перестановка вагонов;

9. Ремонт, экипировка, промывка, дезинфекция, отчистка вагонов;

10. Другие операции, связанные с перемещением ПС в пределах станции.

1. Погрузка-выгрузка вагонов;

2. Подготовка вагонов под погрузку;

3. Сортировка мелких отправок;

4. Сортировка контейнеров;

5. Перегрузка грузов.

1. Осмотр вагонов в коммерческом отношении;

2. Пломбирование вагонов;

3. Прием, хранение, выдача, взвешивание грузов;

4. Оформление перевозочных документов;

5. Расчеты с клиентурой.

1. Оформление проездных документов;

2. Посадка-высадка пассажиров;

3. Прием-хранение, выдача ручной клади и багажа;

4. Сервис на вокзалах и поездах.

К почтово-багажным относятся операции по обслуживанию почтовых и багажных вагонов.

Железнодорожные станции классифицируют по функциональному назначению и объему работ.

В зависимости от функционального назначения, роли экономики в регионе и в перевозочном процессе станции классифицируются на:

Промежуточные станции – станции на которых регулярно выполняются операции по обгону, скрещению, пропуску поездов, маневры с составами сборных поездов, операции по прицепке и отцепке вагонов, по погрузке-выгрузке вагонов, по обслуживанию пассажиров, включая их посадку-высадку.

На отдельных промежуточных станциях осуществляется обслуживание подъездных путей к промышленным предприятиям, формирование отправительских маршрутов, оборот составов пригородных поездов.

Промежуточные станции на которых концентрируется грузовая работа данного участка называются опорными.

Участковые станции – станции, которые располагаются на границах участка ж.д. линий.

На таких станциях производится смена локомотивов и локомотивных бригад, ТО ПС, расформирование и формирование сборных, вывозных и участковых поездов, грузовые и пассажирские операции.

Сортировочная станция – предназначены для массового расформирования и формирования грузовых поездов, пропуска транзитных поездопотоков, транзитных с частичной переработкой, т.е. с изменением массы и длины состава, переработка местного вагонопотока. При этом выполняются операции по техническому и коммерческому обслуживанию составов перед расформирование и формированием.

Производится смена локомотивов и локомотивных бригад.

На сортировочных станциях осуществляются грузовые операции, обслуживание ПП промышленных предприятий.

Грузовые станции – эти станции служат в основном для выполнения грузовых операций при переработке грузов в больших количествах.

На таких станциях ведут прием к перегрузке, взвешивание, хранение, погрузку, выгрузку, сортировку и выдачу грузов, прием и отправление, расформирование и формирование грузовых поездов, маневровую работу по подаче вагонов к местам выполнения грузовой операции и уборку их, обслуживание ПП промышленных предприятий.

Пассажирские станции – предназначены для обслуживания пассажиров, приема, отправления пассажирских поездов, экипировки составов, техническое обслуживание, подготовка состава в рейс.

Пассажирские подразделяются на собственно пассажирские с вокзалами, перронами, багажными и почтовыми отделениями и технико-пассажирские с комплексом устройств для формирования состава пассажирских поездов и подготовки их в рейс.

Некоторые пассажирские станции включают в себя комплекс по ТО.

В зависимости от объема работ станции подразделяются на 5 классов и внеклассные.

Класс станции устанавливается на основе показателей, характеристик ее работы в условных единицах.

Классностью станции определяется штаб и должностные оклады станционных работников.

Внеклассные и станции 1 класса - крупные сортировочные, грузовые и пассажирские станции.

Участковые и небольшие грузовые станции – 2 и 3 классы.

Промежуточные станции – 4 класс.

Классность станции устанавливается по шкале баллов начисляемы на выполняемые объемные показатели работы, такие как погрузка-выгрузка вагонов, прием-отправление поездов, отправление пассажиров и др.

Положение о железнодорожной станции

Станция – раздельный пункт, путевое развитие которого позволяет выполнять операции по приему, отправлению, скрещению, обгону, обслуживанию пассажиров, приему и выдачи груза и багажа, расформирование и формирование состава, техническое обслуживание поездов, погрузку и выгрузку грузов.

Более 70% времени оборота грузовой вагон находится на станции под техническими, грузовыми и коммерческими операциями в межоперационных простоях.

Сокращение межоперационных простоев и ускорение выполнения операций с вагонами, уменьшение оборота вагона и как следствие сокращает потребность в ПС, ускорение доставки груза и повышение эффективности использования технических средств ж.д. транспорта.

На станции выполняются технические, грузовые, коммерческие, пассажирские и почтово-багажные операции.

1. Прием, отправление, пропуск поездов;

2. Скрещение, обгон поездов;

3. Расформирование и формирование составов;

4. Смена локомотивов и локомотивных бригад;

5. Техническое обслуживание ПС;

6. Подача вагонов к грузовым пунктам;

7. Уборка вагонов с грузовых пунктов;

8. Отцепка, прицепка, перестановка вагонов;

9. Ремонт, экипировка, промывка, дезинфекция, отчистка вагонов;

10. Другие операции, связанные с перемещением ПС в пределах станции.

1. Погрузка-выгрузка вагонов;

2. Подготовка вагонов под погрузку;

3. Сортировка мелких отправок;

4. Сортировка контейнеров;

5. Перегрузка грузов.

1. Осмотр вагонов в коммерческом отношении;

2. Пломбирование вагонов;

3. Прием, хранение, выдача, взвешивание грузов;

4. Оформление перевозочных документов;

5. Расчеты с клиентурой.

1. Оформление проездных документов;

2. Посадка-высадка пассажиров;

3. Прием-хранение, выдача ручной клади и багажа;

4. Сервис на вокзалах и поездах.

К почтово-багажным относятся операции по обслуживанию почтовых и багажных вагонов.

Читайте также: