Классификация наук платона и аристотеля кратко

Обновлено: 05.07.2024

«Разделение предметов, по словам Аристотеля , производил он ( Платон – Прим. И.Л. Викентьева ) следующим образом.

Наука бывает трёх родов: действенная, производительная и умозрительная.

Зодчество и кораблестроение — науки производительные, ибо их произведения видимы воочию.

Политика, игра на флейте, игра па кифаре и прочее подобное — науки действенные, ибо здесь нет видимых произведений, но есть действие: игра на флейте, игра на кифаре, занятия государственными делами.

Наконец, геометрия, гармоника, астрономия — науки умозрительные: здесь нет ни производства, ни действия, но геометр занимается умозрением отношений между линиями, гармоник — умозрением звуков, астроном — умозрением светил и мироздания.

Если публикация Вас заинтересовала - поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

+ Ваши дополнительные возможности:

ЭКСПЕРТИЗА, КОНСАЛТИНГ & ТРЕНИНГ

Классификация наук – деление наук на основе различных оснований. В любой классификации наук самоопределяющим понятием является их сущность. Именно сущность в широких аспектах видового выражения структуры классификации приводит принадлежность классификационной системы к общему механизму упорядочения знаний.

Сущность как основа классификации наук у Аристотеля

Метафизика представляла собой первую философию, учение о началах бытия и знания, другими словами, метафизика изучала неподвижную и самостоятельную сущность.

Физика, по мнению Аристотеля, изучала телесную самостоятельную сущность, которая изменяется.

Математика – неподвижную, вечную, но не самостоятельную сущность.

Математика, по описанию Аристотеля включала в себя астрономию, оптику и механику. Элементными составляющими физики являлись психология, биология и космология. Математика и физика, по мнению Аристотеля, представляли собой одну из категорий знаний теоретической философии.

В XIX в. деление наук по их предмету и методу на науки о природе и науки о культуре было предложено В. Виндельбандом, а затем дополнено Г. Риккертом.

Номотетические и идиографические науки В. Виндельбанда

В. Виндельбанд разделил науки на номотетические и идиографические.

Он противопоставлял эти науки друг другу, определив идиографические науки как индивидуализирующие, а номотетические науки как генерализирующие.

Номотетические науки направлены на поиск общих законов, которым подчиняются изучаемые явления, идеографические – на поиск исторических фактов, в которых однократно запечатлено изучаемое явление.

Цель номотетических наук - открытие общих универсальных научных законов с помощью генерализирующего метода. В свою очередь, идеографическое науки используют индивидуализирующий метод и ставят своей целью не открытие законов, а представление исследуемых явлений и фактов в их единственности и неповторимости.

Однако противопоставление идиографической науки номотетической науке не выдвигалось Виндельбандом в качестве абсолютного. Он подчеркивал, что идиографические науки, воссоздающие объекты в их единичности и уникальности, нуждаются в определенных общих положениях, которые устанавливаются номотетическими науками.

Науки о природе и науки о культуре Г. Риккерта

Г.Риккерт переименовал номотетические науки В. Виндельбанда в науки о природе (естественные науки), а идиографические науки - в науки о культуре.

Риккерт был убежден, что каждая наука не должна устанавливать законы, а понятие научный закон не является универсальной категорией. Науки о природе устанавливают свои универсальные законы по той причине, что законы природы совпадают с законами естественных наук. Так как никаких законов, касающихся развития культуры, не существует, культуре нечего устанавливать, однако науки о культуре стремятся познать индивидуальные причинные ряды.

Науки о духе

В середине XIX в. стали часто употреблять понятие науки о духе, которое было схоже с понятием науки о культуре и идиографические науки. К наукам о духе относились история, лингвистика, социология, этика, эстетика и др. Психологию определяли как нечто среднее между науками о природе и науками о духе.

В. Дильтей противопоставлял науки о духе естественным наукам. Он утверждал, что предметом исследования наук о духах является общественно-историческая действительность. Таким образом, науки о духе, по мнению Дильтея, опираются не только на принцип причинности, имеющий силу для всех наук, но и на определенные ценности и суждения о целях.

В Новое время появилась идея о том, что задача науки состоит в раскрытии законов исторического развития (О. Кант, К. Маркс, Дж. С. Милль, Г. Зиммель и др.) Однако в начале XX в. число сторонников данной идеи стало меньше по двум причинам:

Первая причина заключалось в том, что идея открыть законы истории и тем самым поставить науку историю в один ряд со всеми другими науками, которые устанавливают различные закономерности, не привела ни к каким конкретным и обоснованным результатам.

Вторая причина заключалась в распространении убеждения, что для методологического своеобразия исторических наук понятие закона науки является чужеродным.

Современная классификация наук

Каждая классификация наук не является единственно возможной и исчерпывающей. Науки делятся по различным основаниям.

Принято делить все науки на три категории:

  • естественные науки
  • социальные и гуманитарные науки
  • формальные науки

К естественным наукам относятся физика, химия, науки биологического ряда и другие. Естественные науки стремятся описывать исследуемые ими фрагменты реальности, а не оценивать их. Одни естественные науки (например, космология) рассматривают исследуемые объекты в развитии и оказываются близкими к гуманитарным наукам, а именно к наукам исторического ряда. Другие естественные науки (например, география) формируют сравнительные оценки и являются близкими к таким социальным наукам, как социология и экономика.

К социальным наукам относят экономическую науку, социологию, политические науки, социальную психологию и другие. Эти науки не только описывают изучаемый объект, но и дают им оценку.

К гуманитарным наукам определяют науки исторического ряда, лингвистику, индивидуальную психологию и другие. Эти науки стремятся как к чистым описаниям (история), так и к сочетанию чистых описаний с оценкой (психология).

Область социального и гуманитарного знания представляется еще более разнородной, чем область естественных наук.
Так же между социальными и гуманитарными науками существуют нормативные науки - этика, эстетика, искусствоведение и другие.

К формальным наукам относят логику и математику. Подход данных наук к изучаемым объектам настолько абстрактен, что получаемые результаты находят приложение при изучении всех областей реальности.

Для классификации наук используют такие категории понятий как "оценка – описание" и "абсолютные понятия – сравнительные понятия". Так, естественные науки стремятся к описанию понятий в системе сравнительных категорий, социальные и гуманитарные науки тяготеют к оценке в системе абсолютных категорий.

Возвращаясь к мнению Риккерта, который утверждал, что науки о природе устанавливают научные законы с помощью генерализирующего метода, а науки о культуре, используя индивидуализирующий метод, не формулируют никаких законов, важно отметить ошибочность данного суждения. Физика и химия действительно обосновывают многие законы науки, но биология, в частности теория эволюции, не открывала никаких новых законов, а космология использовала уже существующие законы физики.

В свою очередь, социальные науки, которые Риккерт отнес к наукам о культуре, тоже способны открывать различные законы. Экономика достигла прогресса в описании общих законов экономической жизни, социология стремится обосновать регулярности, которые касаются форм и изменений совместной жизнедеятельности людей.

Можно говорить об установление законов теми естественными и социальными науками, которые дают оценку и описание исследуемых объектов в системе сравнительных категорий. В то же время описание изучаемых объектов в системе абсолютных категорий не формирует никаких научных законов.

Аристотель различает троякого рода науки: 1) теоретические науки ведут поиск ради знания как такового; 2) практические науки, дающие руководящие идеи для поведения человека; 3) поэтические (творческие), где познание совершается с целью достижения пользы или осуществления чего-либо прекрасного.

Практические науки : этика и политика

Что касается практических (в широком смысле) наук, то они охватывают область внешней, направленной вовне предметно-практической деятельности. Собственно практические науки (в узком смысле слова) имеют своей целью выработку общих, руководящих принципов, регулирующих поведение человека. Этика, в понимании Аристотеля, — это особая, практическая наука о добродетели (нравственности), цель которой - научить человека, как стать счастливым. Этика должна помочь человеку осознать главные цели своей жизнедеятельности, решить вопрос о возможности воспитания в государстве добродетельных граждан, поэтому она, наряду с политикой, является очень важной практической наукой.

Творческие науки ( поэтические ):

Аристотель определяет риторику как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета. У риторики есть своя цель — выяснить средства и методы эффективного убеждения. Риторика не просто методология убеждения, она анализирует процессы завоевания умов. Будучи сестрой логики, она уточняет структуру мышления и разумного обоснования. Риторы изучают распространенные способы общения, восхваления, защиты и обвинения, при этом используют не первичные посылки, необходимые для научного доказательства, а расхожие мнения. Энтимемой называют силлогизм, ведущий слушателя от вероятного к нужному выводу, минуя логические переходы. Другой риторический прием опирается на силу примера, аналогия, как и логическая индукция, отсылает к интуитивно очевидному.

Платон рассматривал поэзию и искусство вообще как результат двойного копирования: художники подражают феноменам, которые в свою очередь копируют идеи как вечные парадигмы. Искусство, будучи видением фантома, лишено подлинности, удалено от истины бытия.

Аристотель занял принципиально иную позицию. Он считал, что поэтический мимесис, или подражание, воплощает собой такую форму активности души, которая способна перевести обычные реальные предметы в иное измерение. Цель поэта — говорить не о том, что произошло, а о том, что могло бы случиться с той или иной степенью необходимости в разных обстоятельствах.

Билет 13

Этика Аристотеля. Правило золотой середины

Этика Аристотеля (384 – 322) является эвдемонистической, поскольку смысл и цель жизни человека видится философом в достижении счастья. По Аристотелю, счастье есть высшее благо и представляет собой единство полноты жизни и полноты добродетели. Добродетели же подразделяются на дианоэтические, производные от разума, и этические, зависящие от воли и желания человека.

Билет 14

Древнегреческий философ Аристотель

Аристотель – древнегреческий философ (384 — 322 г. до н.э.), которого принято относить к классикам философской древнегреческой мысли наряду с Платоном и Сократом. Все об Аристотеле, что известно нашей истории, возводит его в ранг величайших мыслителей своего времени. Нельзя сказать, что именно Аристотель в полной мере стал родоначальником таких научных дисциплин, как геометрия, математика, физика, метафизика, медицина, логика, биология и так далее, но именно этот философ создал необходимый научный и социально-философский базис, на котором стоит значительное большинство нынешних научных и философских дисциплин. Помимо того, Аристотель славится тем, что был учителем знаменитого полководца Александра Македонского.

Аристотель родился на полуострове Халкидики в Северной Греции в семье придворного врача у царя Македонии Аминта III. Мальчик получил хорошее образование и, будучи юношей решил продолжить учебу в Афинах, где стал слушателем академии Платона. Спустя два года он уже читал лекции по риторике. Способный ученик стал близок Платону и вошел в его окружение философов-платоников. Аристотель относился к своему наставнику с глубоким почтением, но позволял себе критику его учения.

Amicus Plato , sed magis arnica Veritas

Платон мне друг, но истина дороже

В 347 до н.э., после смерти Платона, философ вместе с Ксенократом покинули Афины и отправились к Гермию — еще одному ученику Платона, который являлся правителем города Атарнея в Малой Азии. Аристотель создает там свою первую философскую школу и женится на приемной дочери Гермия. Но через три года, после ее смерти вернулся в Македонию. Аристотель получил приглашение от Филиппа II воспитывать и обучать его сына Александра. Обучение длилось восемь лет, пока не был убит Филипп II и Александру пришлось взять власть в свои руки. Философ вернулся в Афины и основал там свою философскую школу.

Философская школа Аристотеля

  • философия
  • риторика
  • история
  • астрономия
  • география
  • политика
  • социология
  • онтология
  • логика
  • физика.

Аристотель отказался от традиционных методов обучения — чтения лекций, предпочитая им дискуссии во время прогулок. От этого метода обучения произошло еще одно название школы — перипатетическая (по гречески: περιπατέω – прохаживаюсь).

После представителей классической античной философии в лице Сократа, Платона и Аристотеля (особенно, Аристотеля) в философии начался новый этап или новая эра. Аристотель внес величайший вклад в развитие философии, открыв последней множество неизведанных троп, путей, которые полностью переворачивали парадигмы и гипотезы вплоть до позднего средневековья.

Философское учение Аристотеля

Аристотель дает следующую классификацию наук:

Четыре причины:

  1. Материя – эта причина олицетворяет субстрат, то есть, исходный продукт, из которого впоследствии создается что либо. Материя не возникает и не исчезает, она вечна, неизменна, неделима. Примером первичной материи может служить воздух, огонь, вода, эфир, земля.
  2. Форма – цель, причина рождения каких-либо вещей из субстрата (какого либо материала)
  3. Действующая или производящая причина – причина, запечатляющая определенный момент времени, в который рождается вещь.
  4. Цель или конечная причина – целью каждой вещи должно быть благо.

Категории Аристотелем и его последователями, так же и в средние века применялись для соотношения, отношения, для показания разницы между вещами, явлениями или какими бы то ни было теориями. Некоторые современные мыслители, научные деятели, философы сравнивают учение о категориях форм Аристотеля с теорией идей Платона, проводя меж ними параллель и с некоторых ракурсов отождествляя их.

Аристотель классифицировал систему категорий, назвав основной сущность или субстанцию. Остальные выведенные из субстанции категории являлись признаками последней.

Далее идет характеристика иерархии категорий и перечисление их в системе онтологичности знания. Рассмотрение с точки зрения бытия.

Итак, частей изначально было выделено девять:

  1. Количество
  2. Качество
  3. Отношение
  4. Место
  5. Обладание
  6. Положение
  7. Время
  8. Действие
  9. Страдание.

Позже, для простоты Аристотель оставил только три из них.

Первые понятия пространства и времени берут свое начало именно с философских взглядов Аристотеля:

  • Субстанциональная – пространство и время первоначала мира.
  • Реляционная — Согласно этой теории пространство и время не самостоятельные, а созданные из материи сущности.

Греческий философ Аристотель так же первый начал определять философию как систему научных знаний.

Бог как перводвигатель

По заключению Аристотеля движение мира – единый процесс. Но ничто не происходит само по себе. И первопричиной всего земного процесса движения служит Бог. Основной перводвигатель – Бог. Субстрат создающий все остальное и являющийся причиной и принципом всего, что есть на земле, другими словами. Но это вовсе не тот Бог, о котором нам говорит религия (христианство либо ислам, хотя человек недостаточно ознакомленный с данной теорией Аристотеля может понять все в ином свете). Этот принцип, скорее всего напоминающий четкий алгоритм движения всего и соотношения категориальных процессов, завершающихся и начинающихся вновь. Закономерность расписанная по дням и часам. Аналогом такой закономерности, может служить течение фатализма (вера в судьбу в неизбежность того, что должно произойти) с оттенками детерминизма. Бог являет в себе чистую форму и первую сущность. Божество – сверхчувствительная сущность, всеобъемлющая. В теории познания по Аристотелю Божество занимает первые места.

Идея души

Душа, по Аристотелю есть некая тесно связанная с физическим организмом субстанция, являющая и исполняющая регулятивный функционал. Тело и душа, по мнению философа, существуют нераздельно друг от друга. Душа, в свое время, также является источником (вероятно, аккумулирующим в телесной оболочке энергию). Душа похожа на форму, закономерно упорядоченную, гармоничную. Бытует мнение о том, что душу Аристотель соотносит и в некоторой степени отождествляет с сознанием и его деятельностью. Будучи центром всего закономерного человеческого организма, душа носит не только регулятивный характер, но и носит в себе аналитический функционал. Душа, это и центр, и вершина, и причина, и средство, и природный разум, данный человеку.

Теория познания и логика

Аристотель считал, что познание имеет своей целью бытие. В первичности познания чувственность и ощущения имеют значимый характер. Бытие, уподобляется воде замороженной в стакане. Если разбить стакан, вода будет держать форму. Так и бытие способно брать за основу предметы, копируя их в человеческом сознании, таким образом познавая, обращая внимание на все мелочи и нюансы. Чем ближе к реальному предмету либо явлению форма (бытие, копия) тем совершеннее знание и качественней познавательный характер.

Так же Аристотель знаменит как основоположник логики. И он же разрабатывая концепцию теории познания, углубляясь в нее создал так называемую классическую логику. Тут Аристотель вылепил формат мышления. Понятие, суждение, умозаключение – классическая схема созданной Аристотелем основы логического мышления.

Законы логики Аристотеля:

  • Закон тождества
  • Закон противоречия
  • Закон исключенного третьего

На трех законах логики, выведенных Аристотелем, в наше время строятся множество философских, научных и даже теологических концепций и теорий.

Этические взгляды Аристотеля и учение о добродетелях

Читайте также: