Классицизм революционной эпохи кратко

Обновлено: 02.07.2024

Классици́зм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль в европейском искусстве XVII — XIX вв.
Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства.

Классицизм от слова классический, образцовый! Это когда люди снова признали в античном искусстве подлинное.
В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с таковыми же в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций).

Архитектура

Архитектуре классицизма присущи:
четкость и геометризм форм,
симметрично-осевые композиции,
логичность планировки,
сочетание стены с ордером и сдержанным декором.
Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности.
1. Площадь Вогезов (королевская площадь). Арх. К.Шантийон. Париж.
2. Дворец Во-ле-Виконт. Арх. Л.Лево. Франция.
3. Отель Субиз (Сюбиз).
4. Луи Лево. Колледж четырех наций. Париж.

Жюль Ардуэн-Мансар родился в Париже 16 апреля 1646 г. Учился у своего двоюродного деда Франсуа Мансара. В 1675 г. Людовик XIV назначил Ардуэн-Мансара придворным архитектором. Первым заказом молодого зодчего стала перестройка замка Сен-Жермен-ан-Ле. С 1678 г. Ардуэн-Мансар руководит строительством дворцово-паркового ансамбля Версаля. Его авторству принадлежат: королевская капелла (1689—1710), южное (1682) и северное (1685) крылья королевского дворца, парковый фасад, ряд интерьеров (совместно с Ш. Лебреном), в т.ч. Зеркальная галерея с залами Мира и Войны (1678—86), дворец Большой Трианон (1687).
Ардуэн-Мансар является автором планировки и застройки восьмигранной Вандомской площади (1685—1701), при строительстве которой был выработан широко распространившийся впоследствии тип фасада с арками на цокольном этаже, пилястрами большого ордера, объединяющими второй и третий этажи, и мансардным этажом под высокой крутой кровлей. Ему же принадлежит авторство еще одной парижской площади — площади Побед, круглой в плане, которая была задумана как триумфальная.
Одна из крупнейших работ Ардуэн-Мансара — Собор Дома инвалидов в Париже (1680—1706), представляющий собой огромную купольную ротонду и считающийся одним из самых совершенных сооружений французского классицизма.
Умер Ардуэн-Мансар в Марли близ Парижа 11 мая 1708 г.

Собор Дома инвалидов в Париже . 1680—1706


Собор Дома инвалидов в Париже . 1680—1706
Высота 107 м
Париж, Франция.
Собор Дома инвалидов, представляющий собой огромную купольную ротонду, — одно из наиболее значительных монументальных сооружений XVII в. в Париже. Фасад собора — образец изящества и симметрии. Центральная часть фасада выступает вперед и акцентирована дорическими колоннами в первом ярусе и коринфскими во втором; по сторонам фасад украшен статуями Людовика IX Святого и Карла Великого работы Кусту и Куазевокса. Собор венчает 27-миметровый (в диаметре) купол, покоящийся на двухъярусном барабане, который оформлен парными колоннами на первом этаже и большими полукруглыми окнами на втором. Собор Дома инвалидов стал важной высотной точкой Парижа, его мощный купол, декорированный военными трофеями, значительно изменил панораму города.

Дворцово-парковый ансамбль Версаля. 1661 – 1689.


При короле Людовике XIV Версаль становится фактически столицей Франции. Дворцово-парковый ансамбль Версаля. 1661 – 1689.
Арх. Л.Лево (1612—1670), А.Ленотр (1613—1700), Ф.Орбэ, Ж.А.Мансар (1646—1708).
В результате грандиозной реконструкции королевский доворец превратился в великолепный дворцово-парковый ансамбль, который стал вершиной развития классицизма во французской архитектуре XVII в.
Версальский комплекс — это грандиозная парадная резиденция французских королей, возведенная недалеко от Парижа (18 км).
Для Версаля характерны:
- строгость наружных форм
- пышность интерьеров.

Дворцово-парковый ансамбль Версаля. 1661 – 1689.


Дворцово-парковый ансамбль Версаля. 1661—89.

Большой дворец


Большой дворец

Зеркальная галерея


Дворцово-парковый ансамбль Версаля . 1661—89. Зеркальная галерея была возведена и декорирована архитектором Ж.А.Мансаром.
Декоративные работы в Версале возглавлял Шарль Лебрен – первый живописец короля.

Дворцово-парковый ансамбль Версаля . 1661—89. Фонтан Аполлона


Дворцово-парковый ансамбль Версаля . 1661—89. Фонтан Аполлона

Вандомская площадь в Париже . 1685—1701.


Вандомская площадь в Париже . 1685—1701.
Небольшой замкнутый четырёхугольник площади со срезанными углами окружают административные здания с единой системой убранства. Такая замкнутость характерна для всех классицистических площадей XVII столетия. Первоначально в центре площади помещалась конная статуя Людовика XIV (в начале XIX в. её заменила триумфальная колонна в честь Наполеона I). При строительстве Вандомской площади Ардуэн-Мансар выработал широко распространившийся впоследствии тип фасада с арками на цокольном этаже, пилястрами большого ордера, объединяющими второй и третий этажи, и мансардным этажом под высокой крутой кровлей.

Живопись

Никола Пуссен (1593 - 1655), в своих живописных произведениях, преимущественно на темы античной древности и мифологии, давший непревзойдённые образцы геометрически точной композиции и продуманного соотношения цветовых групп.

Танец под музыку времени. 1636.


Танец под музыку времени. 1636.

Танец под музыку времени. 1636.

18 век

Давид. Портреты г-на Пекуль (тесть). 1784


Давид. Портреты г-на Пекуль (тесть). 1784

Давид. Портреты г-жи Пекуль. 1784


Давид. Портреты г-жи Пекуль. 1784

Давид. Велизарий, просящий подаяние у ворот Константинополя, узнан воином, служившим под его началом. 1781

Темой героического подвига, гражданского мужества в исторических картинах:

Давид. Велизарий, просящий подаяние у ворот Константинополя, узнан воином, служившим под его началом. 1781

Клятва Горациев. 1784.


Клятва Горациев. 1784.

Давид. Брут. 1789


Давид. Брут. 1789

Давид. Портрет госпожи Трюден. 1792


Давид. Портрет госпожи Трюден. 1792

Глубокий реализм образов созданных в годы революции:

Давид. Клятва в Зале для игры в мяч. Сепия


Давид. Клятва в Зале для игры в мяч. Сепия

Творчество в период правления Напалеона Бонопарта:

Давид. Портрет г-жи Рекамье. 1800-01


Давид. Портрет г-жи Рекамье. 1800-01

Давид. Портрет Бонапарта. Этюд


Давид. Портрет Бонапарта. Этюд

Давид. Бонапарт на перевале Сен-Бернар.


Давид. Бонапарт на перевале Сен-Бернар. 1801

Давид. Коронация императрицы Жозефины. 1805-08


Давид. Коронация императрицы Жозефины. 1805-08

Давид. Наполеон в своем кабинете. 1810


Давид. Наполеон в своем кабинете. 1810

Модернизационные процессы XIX века привели к появлению большого количества разных художественных направлений. В результате изъятия государством церковного и монастырского имущества (секуляризации), художественная жизнь определялась теперь не только диктатом церкви и придворной модой. Ввиду изменений социальной структуры, существенно изменилось также восприятие искусства, в связи с чем появилось огромное число разных художественных направлений, среди которых отдельное место занял классицизм.

Классицизм в Европе

Классицизмом принято называть стиль и художественное направление искусства Европы XVIII–XIX ст., которое возникло в эпоху формирования мощных национальных централизованных монархий в странах Европы.

Классицизм, опираясь на традиции Античности и эпохи Возрождения, отражал идеи гармоничного устройства общества, основанного на принципах рационализма.

Классицизм зародился во Франции, которая из-за подъема экономики стала могущественной европейской державой. Первоначально в своем развитии классицизм воплощал общенациональные художественные идеалы, которые сложились во Франции к 30-м годам XVIII века. Затем данное направление распространилось на все страны Европы, разным образом проявляясь в разных моделях культуры. Такими идеалами можно назвать идеи рациональной соподчиненности, строгой дисциплины, всеобъемлющего порядка, ответственности личности за свои поступки и упорядоченного бытия. Таким образом, классицизм отразил стремление к гармоничному и разумному мироустройству.

В качестве философской основы эстетики данного художественного направления выступает рационализм и идея о разумной закономерности мира, предложенная Р. Декартом. Согласно данному подходу в философии искусство – это разновидность человеческого творчества и познания. Соответственно, к сфере искусства вполне можно применить фундаментальные основы реализации когнитивных процессов. Иными словами, искусство должно подчиняться строгой регламентации со стороны разума, рационального.

Основные характеристики классицизма

Основными характеристиками классицизма стали его нравственный пафос и гражданская направленность.

Главной эстетической проблемой произведений искусства стали отношения между социальным окружением и личностью, противостояние эмоционального и рационального, чувств и разума, долга и страсти, конфликт гражданского долга и личных чувств.

Основное место в произведениях эпохи классицизма отводилось образу разумного человека, который осознает свой гражданский долг. Для классицизма характерно четкое разграничение, а также иерархическая структура жанров, в соответствии с которой они делятся на высшие (трагедия, эпос) и низшие (комедия, басня, сатира).

Принципы классицизма

В качестве стиля европейского искусства классицизм внес в художественное творчество строгие нормы, правила и требования:

  • Правило подобия;
  • Закон подражания авторам древности;
  • Закон трансформации реальности к ее идеализации;
  • Единообразие стилистики;
  • Правило единства времени, места и действия;
  • Закон жанровых разграничений;
  • Решение конфликта между гражданским долгом и личными чувствами и эмоциями в пользу долга;
  • Логичность формы;
  • Высокая рациональность языка произведения.

Одно из главных требований классицизма – это подчинение искусства принципам рациональности и разума, преобладание замысла над воплощением, содержания над концептом и формой.

Соответственно, классицизм – это одно из ведущих направлений искусства Европы XIX века. Он зародился во Франции и затем распространил свое влияние на все страны Европы, проявившись иначе в разных национальных культурах и в разные периоды исторического развития.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

ИСКУССТВО ЭПОХИ ВЕЛИКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ. РЕВОЛЮЦИОННЫЙ КЛАССИЦИЗМ Ж.Л. ДАВИДА.
Урок подготовила преподаватель ИЗО
МБУ ДО ДШИ а. Тахтамукай
Саида Юрьевна Джасте

Жак Луи Давид родился 30 августа 1748 года в Париже. А в 1857 году начал обучение в Коллеже Четырех Наций на курсе риторики.
Но когда Давиду исполнилось 9 лет, его отец – молодой состоятельный коммерсант, погиб на дуэли. Мать забрала Луи из коллежа и отдала своего сына на воспитание родственникам. Франсуа Бюрон и Жак Демезон сразу заметили художественный талант у ребёнка. Они служили архитекторами и желали передать ему своё ремесло, обеспечивающее хороший доход. Но архитектура племянника не заинтересовала. Он увлеченно рисовал, а на чертежи смотрел равнодушно.
Бюрон отвел Луи к знаменитому парижскому художнику Франсуа Буше, а тот, увидев рисунки Давида, сразу дал шестнадцатилетнему юноше рекомендательное письмо к Вьену – главному придворному живописцу.
Годы учебы
Автопортрет Жозефа-Мари Вьена

Давид. Портрет Шарля-Пьера Пекуля 1784
Давид. Женевьева-Жаклина Пекуль, теща художника 1784
Слава живописца росла. Начинающие художники приходили с просьбами стать его учениками.
В 1782 году Луи познакомился с дочерью влиятельного и знатного вельможи месье Пекуля. А в мае состоялось бракосочетание Маргаритты Шарлотты Пекуль и Жака Луи Давида.
Давид. Портрет мадам Давид
Первый период творчества

Произведениям 1780-х гг. присущи возвышенность замысла, сценическая торжественность образного строя, барельефность в построении композиции, а также преобладание объёмно-светотеневого начала над цветом.

В ноябре 1799 г. Наполеон совершил государственный переворот, в результате которого стал первым консулом, фактически сосредоточив в своих руках всю полноту власти. Давид становится ярым бонапартистом. В этот период им создана серия портретов Наполеона.
Третий период творчества –
период консульства и империи
Наполеон I Бонапарт, портрет в профиль 1808

В 1804 г. Наполеон стал императором. Империя Наполеона, как и прежде, нуждалась в возвеличивании своих деятелей. Если во времена республики подражали идеалам свободы и демократии древних греков, то эпоха Наполеона обращается к Древнему Риму: Францию рассматривали как наследницу древнеримской империи, Бонапарт уподоблялся римским императорам, а светское общество в моде подражает костюмам римлян. Так рождается стиль ампир (от фр. - империя) получивший широкое распространение в Европе.
Наполеоновский ампир
Но дружбы нет и той меж нами.
Все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех нулями,
А единицами — себя.
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно;
Нам чувство дико и смешно.

В 1816, после реставрации Бурбонов, Давид был вынужден уехать в Брюссель.
Живя в Брюсселе Давид пишет портреты своих земляков.
Портрет археолога Александра Ленуара
портрет актера Вольфа
Четвертый период – период острого кризиса

Давид обращается к античной тематике. Создает композиции рассчитанные на внешнюю красивость, несколько слащавые и холодные.
Классицизм стал изживать себя, превращаясь в официальное искусство, и прогрессивные художники искали новых форм выражения стремясь к искусству страстному, правдивому. Против этого нового искусства возражал Давид.
Четвертый период – период острого кризиса

А.Ж. Гро. Портрет Франсуа Жерара
Ж.Л. Давид Портрет Ж.О.Д. Энгр 1800
Леон-Матье Кошеро, (1793-1817) Интерьер мастерской Давида
Давид был учителем Антуана Жана Гро, Франсуа Жерара, Жана Огюста Доминика Энгра и многих др.

1825 год. Смерть от гипертрофии сердца.
Власти Франции запретили похороны Давида на родине. Его похоронили в Брюсселе. Лишь сердце Давида, благодаря многочисленным просьбам, похоронили на парижском кладбище Пер-Лашез.
Некоторые работы Давида утеряны, но сохранившиеся полотна – это свидетельства яркой жизни живописца, первого в мире прославленного художника, ставшего революционером.
Смерть Давида
Дом, в Брюсселе, где жил и умер Давид
Памятник на могиле Давида в Бельгии

Малая история искусств: Искусство XVIII века/ под ред. А.М. Кантора, А.А. Сидорова, Н.И. Соколовой, Н.В. Яворовской и др.–М.: Искусство, 1977;
Калитина Н.Н. Французский портрет XIX века.–Л.: Искусство, 1986С. 11–56;
Дмитриева Н.А. Краткая история искусства. – М.: Искусство. – Вып. 2, 1990, С. 252–255.
Источники

Что такое классицизм? Период классицизма, идеи и суть простыми словами. Иерархия жанров, правила классицизма, признаки и герои классицизма. Классицизм в театре, архитектуре и поэзии. Русский и европейский классицизм и неоклассицизм.

Фото Классицизм - это… Идеи и черты классицизма, классицизм в литературе, русский классицизм

Что такое классицизм?

Классицизм - это большой стиль в европейском искусстве XVII-XIX веков, который опирается на принципы древнегреческого и древнеримского искусства. Искусство эпохи классицизма подвержено четким канонам, а иногда и иерархии, оно призвано воспитывать нравы и просвещать общество. Классицизм обращается к вечному, к идеальному, отбрасывая все случайное и временное.

Как любой большой стиль, классицизм затронул все сферы искусства, его можно проследить в архитектуре, литературе, скульптуре, живописи, театре и музыке.

Когда появился классицизм?

Классицизм в Европе и России

Важно не забыть, что в Европе и России под периодами классицизма и неоклассицизма подразумевается разное время. Русский классицизм совпадает по времени с европейским неоклассицизмом, европейский классицизм был на век раньше, а период неоклассицизма россии - на век позже.

Конец XVIII - начало XIX века

Конец XVIII - середина XIX века

Конец XIX- начало XX века


Идеи классицизма


Иерархия жанров классицизма

В эпоху классицизма считалось, что искусство должно нести в себе в первую очередь воспитательную роль. Благодаря этой логике, в живописи и литературе установилась строгая иерархия, где каждый жанр был на своем месте, а смешивать их считалось дурным тоном:

В художественных академиях выше всего ценилась историческая живопись, картины, которые описывали и трактовали события истории и мифологии, основываясь на определенной морали. Низким жанром считались картины на повседневные темы, портреты, пейзажи и натюрморты.

В литературе высокими жанрами считались трагедии, оды, эпопеи, мифологические и религиозные сюжеты и тд, а басни, комедии и сатира считались низким жанром. Тем не менее, и низкие жанры ярко развивались в эпоху классицизма: к этому жанру относятся, например, басни Лафонтена и комедии Мольера.

Признаки классицизма


В театре

В театре каноном стало правило единства времени, места и действия, позаимствованное у древних греков. Пьеса должна была рассказывать об одном конфликте, который происходит в течение одних суток в одном месте. В таком формате писали Корнель, Расин и Мольер. Целью творчества становится поучение, а излюбленной темой - конфликт долга и чувств, героя и рока.

В поэзии


В архитектуре


В архитектуре классицизм пришел на замену стилю барокко. Принципы стиля в архитектуре были сформулированы венецианским мастером Андреа Палладио.

Архитектуру классицизма отличает четкость и логичность форм, строгий, сдержанный декор и античный храмовый ордер, который был перенесен буквально на все, вплоть до частных домов.

Архитектурный классицизм множество раз менялся, принимал разные формы - его частью является как, например, наполеоновский ампир, который черпал вдохновение из имперского Рима, так и весь Санкт-Петербург, который почти целиком можно считать памятником классицизма.

Классицизм и сентиментализм

Сентиментализм возник на рубеже XVIII и XIX веков как антитеза рациональности классицизма. Если классицизм обращается к разуму, ставит долг и героизм превыше всего, то сентиментализм обращается к чувствам и эмоциям, к внутреннему миру. Для сентиментализма характерны отказ от пафоса и прямоты классицизма, и подчеркнутая чувствительность персонажей. Логика и ум больше не являются залогом гармонии, границы жанров стали мягче, а античные элементы используются уже без такой педантичности.

Читайте также: