Кино в японии кратко
Обновлено: 02.07.2024
Кино как вид искусства появилось в Японии в конце позапрошлого столетия.
- В 1896 г. в Японии появились первые движущиеся картинки.
- С 1899 г. стали появляться первые фильмы, сделанные японскими кинематографами
- В 1900 г. появились первые хроникальные ленты.
- В 1903 г. открылся первый стационарный кинотеатр в Токио.
- В 1908 г. открылась первая киностудия.
В отличие от европейского музыканта, он комментировал действие, происходящее на экране.
Содержание
Зарождение кино в японии
Один из родоначальников японского кино режиссер Макино Сёдзо (1878—1929), стал постепенно исключать из кино театральные элементы. Приверженцами такого подхода стали режиссёры:
- Г.Котани
- К.Усихара
- Я.Симадзу
- Д.Ито
- Х.Госе
Первая звезда японского кино, снимавшаяся в фильмах Макино Сёдзо — М.Оноэ. Также в 20е годы зарождается мультипликация.
Развитие японского кино
Постепенно в японское кино приходит реализм.
Плодотворными и насыщенными в японском кинематографе были 30-е годы. На экране окончательно утвердился звук, по примеру Голливуда появилась система продюсеров. Проявляется творческая манера ведущих режиссёров и актеров.
Японский кинематограф 50х-60х годов
Режиссеры 50х-60х годов работавшие в жанре документалистики:
К концу 50х годов, страна вышла на первое место в мире по выпуску фильмов:
- 1958 г. — 504 картины;
- Общее число посетителей кинозалов — почти 1,2 млрд.
Мировую известность японские кинофильмы получили благодаря режиссёру Акире Куросаве
Яркими представителями этого периода кинематографа были режиссеры:
- Ю.Исихара
- К.Ацуми
- К.Курихара
- С.Есинага
Японский кинематограф 70х годов
Этот период можно назвать периодом сотрудничества. Кинематографисты Японии охотно участвуют в совместных проектах с режиссёрами других стран. Примером совместной работы режиссёров Японии и России являются такие работы как:
Эпоха независимого кино
В 80-90-е годы японское кино переживает серьезный кризис. Кинематограф отступает под натиском телевидения и видео. Кроме того, на рынке проката кино обостряется конкуренция, появляется огромное количество американских фильмов. Все эти причины, приводят к появлению малобюджетного авторского кино.
- Т.Морикава
- А.Такэда
- С.Кояма
- Е.Морита
- Д.Итами
- К.Огури
- С.Цукамото
В своих фильмах они рассматривают социальные проблемы и проблемы современности. Активно развивается кинодокументалистика и мультипликация, создается большое количество научно-популярных фильмов.
Успех современной японской мультипликации стал возможен, благодаря выдающемуся мастеру Тэдзука Осаму, которого во всем мире называют японским Диснеем.
Фестивали
В Японии с 1980-х годов ежегодно проводятся кинофестивали:
Выдающиеся режиссёры Японии
- Тэйноскэ Кинугаса (1896—1982) (1898—1956)
- Хэйноскэ Госэ (1902—1981) (1903—1963) (1905—1969)
- Сацуо Ямамото (1910—1983) (1910—1998)
- Канэто Синдо (р. 1912)
- Кэйскэ Киносита (1912—1998)
- Тадаси Имаи (1912—1991)
- Кон Итикава (1915—2008) (1916—1996)
- Сейдзюн Судзуки (р. 1923)
- Кихати Окамото (1924—2005) (1924—1986) (1926—2006) (Teshigahara Hiroshi) (1927—2001)
- Хидэо Гося (1929—1992)
- Масахиро Синода (р. 1931)
- Ёдзи Ямада (р. 1931) (р. 1932)
- Сюдзи Тэраяма (1935—1983)
- Кодзи Вакамацу (р. 1936) (Hayao Miyazaki) (р. 1941)
- Кохэй Огури (р. 1945) (р. 1947) (р. 1960)
- Синъя Цукамото (р. 1960)
- Акихико Сиота (р. 1961) (р. 1962)
- Тосиаки Тоёда (р. 1969)
Литература
Ссылки
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое "Кино Японии" в других словарях:
Кино (рок-группа) — Кино Годы С 1981 по 1990 Страна … Википедия
Кино — как вид искусства появилось в Японии, Европе и Америке практически одновременно в конце прошлого столетия. С движущимися фотографиями (кацудо сясин) японцы впервые познакомились в 1896 г., а в 1899 м уже делали фильмы сами. В 1900 г. появились… … Вся Япония
Кино (группа) — У этого термина существуют и другие значения, см. Кино. Кино … Википедия
Кино для детей и юношества — область киноискусства. Термины детское кино , подростковое кино , кино для детей и юношества носят достаточно условный характер и употребляются по аналогии, например, с термином детская литература , гл.о. для удобства в профессиональном… … Педагогический терминологический словарь
Оккупация Японии — 連合国軍占領下の日本 Военная оккупация ← … Википедия
Портал:Кино — Начинающим · Сообщество · Порталы · Награды · Проекты · Запросы · Оценивание … Википедия
П:Кино — Начинающим · Сообщество · Порталы · Награды · Проекты · Запросы · Оценива … Википедия
Группа Кино — Кино Годы С 1981 по 1990 Страна … Википедия
Как развивалась одна из самых самобытных киноиндустрий мира и как японские фильмы повлияли на мировое кино.
Фильмы про самураев, жуткие хорроры, аниме, кайдзю, — всё это японское кино. Одно из самых интересных и самобытных в мире. Особый стиль и темы, поднимаемые в японских фильмах, вдохновляли и продолжают вдохновлять режиссёров, сценаристов и операторов по всему миру. Их любят и цитируют, переснимают и переосмысливают.
Вспоминаем основные этапы развития японского кино, а заодно рекомендуем, что посмотреть.
Бэнси, дзидзайгэки, гендайгэки: зарождение кино в Японии
С кинематографом японцы познакомились 25 ноября 1896 года. Именно в этот день в город Кобе привезли изобретение Томаса Эдисона — кинетоскоп — и несколько плёнок с видео. Следом показы прошли в Осаке , Токио и других крупных городах страны.
Вместе с синематографом в Японию приехал оператор и режиссёр Габриэль Вейре , представлявший компанию братьев Люмьер. Он был первым человеком, который запечатлел быт японцев на видеоплёнку.
Один из фильмов, снятых Габриэлем Вейре в Японии . На нём показано боевое искусство кэндо
А вот западные фильмы японцы — как богатые, так и представители среднего класса — смотрели с удовольствием. Кино показывали в небольших залах, и обычно каждая лента задерживалась в одном месте не больше недели.
Процесс демонстрации фильмов напоминал театральную постановку: он начинался с рассказа о принципе работы синематографа, иногда сопровождался живой музыкой и обязательно всё происходящее на экране комментировал рассказчик —
Бэнси — главные звёзды раннего японского кино. От того, как они подавали историю, зависело восприятие фильма зрителями. Первый и самый известный бэнси — бывший актёр театра Сомей Сабуро. Он был постоянным рассказчиком кинотеатра Denkikan. От других бэнси Сабуро отличался серьёзным творческим подходом: он не просто зачитывал текст, а вживался в роль каждого персонажа, менял интонации и голоса.
Имена бэнси печатали на рекламных постерах. А японские сценаристы советовались с ними во время работы над текстами. Кроме того, до 1920-х годов в японском кино не использовали интертитры.
В начале ХХ века в японских кинотеатрах проводили примерно по два сеанса в день. Каждый из них длился около двух или трёх часов, не смотря на то, что хронометраж в среднем был около 20 минут. Когда фильмы стали полнометражными, кинотеатры начали использовать по несколько бэнси в одной постановке.
— костюмированные исторические фильмы про самураев, рассказывающие о жизни воинов и крестьян в средневековой Японии .
Первая киностудия Yoshizawa Shōten открылась в Токио в 1909 году.
В основу сюжетов дзидайгэки ложились пьесы театра кабуки, да и в целом ранние представители этого жанра были очень театральными. Герои фильмов носили плотный слой грима, всех персонажей играли мужчины, а камера обычно стояла статично. Дзидайгэки менялись со временем, в них появились монтажные и операторские приёмы, которые добавляли фильмам динамики, актёры играли более реалистично.
Но не все были готовы мириться с театральностью первых японских фильмов. Авторы журналов Kinema Record и Kinema Junpo (кстати, он выпускается до сих пор) критиковали режиссёров и студии за их неготовность к экспериментам. Они заявляли, что кино — не театр, а другой вид искусства, который требует своих историй и своих приёмов.
— фильмы о Японии XX века.
Каэрияма настаивал на применении титров и реалистичной игре, выступал за привлечение к съёмкам актрис и изменении методов работы с камерой и плёнкой. Ещё один жанр раннего японского кино —
— фильмы про простых людей.
В двадцатые годы снимать фильмы начали два культовых режиссёра
В 1920 году была основана киностудия Shochiku.
Кэйка эйга, бунку эйга: время войны и пропаганды
В начале тридцатых годов Япония находилась на пороге войны. Люди были не довольны текущим правительством и положением дел в стране. Всё это выросло в новое направление в кино —
— протестные фильмы, критикующие власть и смело говорящие о социальных проблемах. Долго этот жанр не протянул — правительство запретило снимать подобное кино. Вместо этого правящая верхушка решила плотно заняться пропагандой.
В 1932 году открылась студия Toho и первая анимационная студия Masaoka Film Production.
Цензура распространялась постепенно. Сначала Министерство внутренних дел запретило показывать на экране поцелуи и танцы, затем к ним добавились любые упоминания императорского дома, клевета на армию, оскорбление полиции и любая критика существующего государственного строя.
В июле 1937 года Япония начала войну с Китаем , и правительство обратилось к киностудиям с просьбой снять фильмы, которые бы убедили население страны, что этот поступок был правильным: китайцы — плохие, а японцы — сильная, великая и справедливая нация. Такие пропагандистские фильмы назывались
В 1940 году правительство ввело предварительную цензуру на сценарий.
Главным в этот период было документальное кино — его обязательно показывали в каждом кинотеатре страны. Целью таких фильмов было показать хронику военных событий и поддержать боевой дух солдат и простого народа.
Художественные фильмы в этот период хоть и отошли на второй план, но всё же существовали. Чаще режиссёры снимали дзидайгэки, делая основой сценария великие военные победы. В художественное повествование добавляли хронологию, которую за кадром начитывал диктор.
В этот период начал снимать ещё один великий японский режиссёр —
В 1945 году Япония проиграла во Второй мировой войне. На два города страны — Хиросиму и Нагасаки — были сброшены атомные бомбы. Страна оказалась под американской оккупацией. После этого курс развития кинематографа кардинально изменился.
1 декабря 1945 года была основана Федерация кинопродюсеров, главной целью которой стало возрождение кинематографа. Параллельно с этим американцы привозили на оккупированную территорию свои фильмы.
Фестивальное кино, кайдзю, новая волна: Золотой век японского кино
Пятидесятые принято считать лучшим десятилетием в истории японского кино. В это время фильмы стали острее и смелее, работы японских режиссёров начали ценить на Западе, производство фильмов достигло максимума: в год выходило от 400 до 600 картин.
В 1950 году была основана кинокомпания Toei. Начали открываться первые независимые студии.
В пятидесятые начал развиваться ещё один культовый жанр —
Все хорроры этого периода рассказывали о сверхъестественных существах и контактах с потусторонним миром. В это же время сформировался классический для жанра образ девушки-призрака с длинными чёрными волосами.
В конце пятидесятых появилось много молодых режиссёров, которым не хотелось снимать по правилам и на стандартные темы. Они делали фильмы о сексе, деньгах и свободе. Сейчас это движение называют
Пинку эйга, якудза эйга: кризис кинематографа
В пятидесятые годы начало развиваться телевидение, и японцы медленно, но верно стали отказываться от походов в кинотеатры — смотреть фильмы дома было не только удобнее, но и дешевле. Чтобы привлечь аудиторию обратно, студии делали такое кино, которые по телевизору показать бы не смогли.
— фильмы с большим количеством насилия и обнажёнки. Фантазию режиссёров здесь практически ничего не ограничивало: цензурой им запрещалось показывать только две вещи — половые органы и лобковые волосы.
После этого снимать кино на существовавших студиях Вакамацу запретили, и он открыл собственную — Wakamatsu Production.
Другой популярный в это время жанр —
— фильмы о якудза. Истории про этих скрытных и загадочных преступников особенно нравились молодым людям, которые переехали в большие города с периферии.
Фильмы о гангстерах в 60-е годы обычно рассказывали о честных якудза, который следовали кодексу, помогали слабым и не обижали простых жителей. Такие фильмы называют
В 70-е стандартным сценарием для якудза эйга стало противостояние справедливых гангстеров старой закалки и алчных и жестоких современных якудза. Этот поджанр называется
Несмотря на все старания, заинтересованность японцев в местном кино падала. В 1975 году доля национальных фильмов в прокате упала ниже 50%. Студиям было финансово невыгодно создавать фильмы.
Ещё сильнее ситуация ухудшилась с появлением любительских видеокамер — снять своё кино на них мог любой желающий. Особенно популярным среди режиссёров-любителей был жанр хоррора. Они снимали шокирующие фильмы с чрезмерно жестокими сценами и странными сценариями — всё же цензуры, а значит и ограничений, для самопальных фильмов не было.
В 1985 году в Токио учредили первый официальный международный кинофестиваль. В это же время Хаяо Миядзаки и Исао Такахата открыли анимационную студию Ghibli.
А внутри страны всё по прежнему было плохо. В 1996 году японские киностудии выпустили всего 64 фильма: для сравнения, в 1987-м их было 135. Студии не могли определиться, на чём им делать акцент: на популярных массовых фильмах или на авторском кино.
Аудитории кинотеатров были небольшими — всего 200 миллионов человек в год, что примерно в пять раз меньше, чем в 1958 году. От походов в кино японцев останавливали доступность домашних развлечений и высокая цена за билеты.
Японский ренессанс
Начало XXI века изменило ситуацию. В 2000 году появился Совет по продвижению японского кино (JFCPC), который в 2009 году трансформировался в Комиссию по вопросам японского кино (JFC). Её задачей стало помогать находить площадки для фильмов, получать разрешения на съёмки, разбираться с налогами и в целом делать процесс съёмок проще.
В самой Японии ситуация тоже стала налаживаться. В 2006 году кассовые сборы японского кино в домашнем прокате впервые за долгое время превзошли голливудские и достигли 53%. В 2007 году студии выпустили 402 фильма.
Три основные киностудии в Японии сейчас — Shockiku, Toei и Toho.
Что посмотреть
Кинематограф стал зарождаться в Японии почти через год после того, как братья Люмьер сняли свой первый фильм (1985): сначала в Японию завезли кинескоп, а потом показали первый фильм. И уже в 1899 были созданы первые видовые и игровые фильмы, были зафиксированы на плёнку спектакли театра кабуки. В 1900 в Китае были сняты события Ихэтуаньского восстания (1899—1901), которые положили начало документальному кино. Скоро появился первый стационарный кинотеатр в 1903 в Токио, а через 5 лет была построена первая киностудия.
В Исследовательском киноинституте, созданном в 1921году, начали деятельность многие крупные японские режиссёры: Генри Котани, Кёхико Усихара, Дайскэ Ито, Ясудзиро Симадзу.
Кино стало активно развиваться.
В 50-е гг. японский кинематограф вышел на первое место в мире, по выпуску фильмов (1958 год — 504 картины).
Расширившееся ко 2й половине 50х гг. производство фильмов привело к введению системы показа двух фильмов за один сеанс, и создались условия для прихода нового поколения режиссёров.
Кинематограф продолжает развиваться, мир меняться, и Японские фильмы остаются быть своеобразными, своеобразным зеркалом своей культуры. В японском кинематографе, создававшимся в 80х гг., многие режиссёры, такие как Ёсимидзу Морита, Кадзуки Омори, Юн Итикава стремятся показать человеческую разобщенность в своих фильмах.
В 90х гг. создаётся большое количество научно-популярных фильмов, развивается кинодокументалистика и мультипликация. Наиболее яркими режиссёрами остаются Такеси Китано, Едзи Мацука, Рю Мураками. Очень интересные, завораживающие, неподражаемые мультфильмы создаёт Хаяо Миядзаки.
В настоящее время мы больше слышим о кинематографе Японии, не как о премьерах новых фильмов, а больше как о новых, вышедших в прокат или появившихся в интернете, мультфильмах, сделанных в стиле Анимэ. Такой жанр создания мультипликационного кино заразил своей фантастичностью всё нынешнее молодое поколение.
Что же касается фильмов, как таковых, то кино создаётся в большинстве случаев для телевидения, что затрудняет новым молодым кинематографистам осуществлять свои творческие планы.
Между тем интерес к лучшим произведениям кинематографа страны восходящего солнца не угасает. Сейчас нередко проводятся недели японского кино, делаются ретроспективы лучших кинематографистов, а режиссёры продолжают работать над новыми шедеврами.
Литература
1) Акира Куросава
Сост. Л.Завьялова; -М.: Искусство, 1977. (Мастера зарубежного киноискусства)
2) Долин, Антон Владимирович
Такеси Китано. Детские годы/Антон Долин. –М.: Новое лит. обозрение, 2006. (Кинотексты).
3) Генс И. Ю. Тосиро Мифунэ/И.Генс. М.: Искусство, 1974. (Мастера зарубежного киноискусства)
4) Генс Инна Юлиусовна
Бросившие вызов: Яп. Кинорежиссёры 60-70х гг./И.Генс.-М.: Икусство, 1987.
5) Кравцов Ю. А. Основы Киноэстетики. Теория и история кино.
Учебное пособие, 2006.
6) Кино: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И.
Японское кино родилось в XIX веке. Через год после того, как братья Люмьер сняли первый фильм в 1985 году, в Японию был завезен кинескоп, а потом произошел первый показ фильма.
А в 1899 году были сняты на пленку спектакли театра кабуки. Первый стационарный кинотеатр построили в Токио в 1903 году, а в 1908 появилась первая киностудия.
Большое влияние на японское кино оказал театр, хорошо развитый на тот момент в Японии. Традиционно все роли играли мужчины, фильмы снимались с одной точки, а игра актеров носила очень театрализованный характер.
Японское кино и милитаристский режим
Японское кино против телевидения
В 70-е годы японское кино постарались вывести на более качественный уровень, снимая ремейки удачных кинокартин. Признание зрителей снова получает документальное кино, а также научное кино. Важным становится сотрудничество с зарубежными режиссерами.
В дальнейшем активно развиваться продолжат именно эти направления: документалистика, научно-популярные жанры, а также мультипликация. Большой толчок анимационным картинам дал Хаяо Миядзаки.
Серьезное количество японских фильмов до сих пор выпускается именно для ТВ. Однако аутентичность, тонкое восприятие природы, человека в ней и мира в человеке делают японское кино важной составляющей мирового кинематографа. Одними из лучших мировых картин считаются ленты Акиры Куросавы и Такеши Китано. Японские режиссеры продолжают появляться на международных фестивалях, ломая привычные для запада механизмы киноповествования. Сложно, например, назвать фильмы Куросавы и Китано просто фильмами, скорее, именно произведениями искусства.
Недели настоящего японского кино можно посмотреть и в России, они регулярно проводятся в разных городах страны. Им свойственно современное японское самосознание, тонкие душевные мотивы и некоторая загадочность.
Однозначно можно сказать, что японское кино – это культурное достояние страны, которое может помочь каждому понять, что пережила страна, какие ценности были свойственны японскому народу раньше, и что для него важно сейчас, какие проблемы и радости наполняют жизнь японцев. Какой мир их окружает.
Расскажите о своих впечатлениях от японского кино. Какие японские фильмы запали вам в душу?
Читайте также: