Киммерийцы в крыму кратко

Обновлено: 05.07.2024

Киммерийцы - название древнейшего из крымских племён. Киммерийцы как народ появились в нижнем Поволжье к середине 2-го тысячелетия до нашей эры. Они заняли земли от Северного Кавказа до Болгарии, а в Причерноморских степях жили в период перехода от эпохи бронзы к железному веку. Занимались кочевым скотоводством, много воевали. О грабительских набегах киммерийцев сказано даже в Библии, упоминаются они в ассирийской клинописи, а позже - в "Одиссее" Гомера. К 6-му веку до нашей эры киммерийцев почти вытеснили из Северного Причерноморья скифы, а ко времени появления исторической науки (5-й век до нашей эры) первый народ Восточного Крыма растворился в новых волнах кочевников.

В следующую эпоху - ранний железный век - из отдельных племён начали формироваться народы. Первыми из них в Восточном Крыму поселились киммерийцы. Даже во времена Гомера и Геродота, которые поведали нам о киммерийцах, этот народ уже стал переходить из реальной истории в мифы и сказания. Современные учёные считают, что киммерийцы проживали в Крыму с 15-го по 7-ой век до нашей эры. Но где именно? На всём просторе от Дона до Дуная - либо только на Таманском и Керченском полуострове? И чем занимались эти древние племена - жили оседло, пахали землю и выращивали пшеницу или кочевали вслед за стадами животных? На каком языке говорили киммерийцы? По сохранившимся в ассирийских хрониках именам киммерийских вождей можно предположить, что их язык принадлежал к иранской группе инроевропейской языковой семьи.

В представлении привыкших к мягкому климату эллинов, страна киммериян находилась на самом краю света, где-то у входа в подземное царство Аида.

Надо полагать, великий поэт Древней Эллады пользовался рассказами моряков, которые попали в Крым при очень уж плохой но годе, да и вообще им здесь не повезло: местное население в то время еще не прославилось гостеприимством и радушием.

Благодаря изображениям на этрусских и греческих вазах мы знаем, что киммерийцы были хорошими наездниками и очень умелы ми лучниками, что они носили удобные для верховой езды узкие штаны и приталенные рубахи, островерхие шапки и мягкие кожаные сапожки. Война была частью жизни киммерийцев, - ведь главной их ценностью считался скот, а стада в любую минуту могли присвоить жители соседних племен, не говоря уже о грозных пришельцах из великой степи.

Каждый киммерийский воин был вооружен мощным дальнобойным луком. Наконечники стрел, цилиндрические топорики для рукопашного боя, рукоятки коротких железных мечей и кинжалов делались из бронзы. Киммерийцы были искусными наездниками и ценили хорошую конскую сбрую. Теперь ее детали вместе с оружием археологи находят, раскапывая захоронения.

"С приближением скифов киммерийцы стали держать совет, что им делать перед лицом многочисленного вражеского войска. И вот на совете мнения разделились. Народ был за отступление, полагая ненужным сражаться с таким множеством врагов. Цари же, напротив, считали необходимым упорно защищать родную землю от захватчиков. Киммерийцы разделились на две равные части и начали между собой борьбу. Всех павших в братоубийственной войне народ киммерийский похоронил у реки Тираса (древнее название Днестра) и покинул свою землю, а пришедшие скифы завладели безлюдной страной".

Но эллины, поселившиеся на землях Восточного Крыма через несколько веков, помнили о первых здешних племенах и назвали эту часть Крыма Киммерией, город на берегу Керченского пролива - Киммериком, а сам пролив - Боспором Киммерийским. Заглянем опять в "Историю" Геродота: "И теперь ещё в Скифской земле существуют киммерийские укрепления и киммерийские переправы".

Согласно Геродоту, киммерийцев из причерноморских степей вытеснили скифы.

Изображение киммерийский всадников на этрусских вазах VI в. до н.э.


Изображение киммерийский всадников на этрусских вазах VI в. до н.э.

Древнейшим народом, проживавшим на нашем полуострове, имя которого сохранилось в истории, были киммерийцы. Они населяли огромную территорию Степного Причерноморья от Дона до Днестра и Крым.

Киммерийцы появляются на исторической арене в весьма сложное время. По мнению многих исследователей, на происходившие с середины II тыс. до н.э. процессы значительное влияние оказало не только внутреннее социально-экономическое развитие, но и резкое изменение климата, который в этот период становится чрезвычайно засушливым. В сохранившихся письменных источниках сообщается, что засуха XIII-XII вв. до н.э. стала причиной неурожаев и голода в странах Восточного Средиземноморья. Чрезвычайно тяжелым положение оказалось в степной части Украины, здесь невозможно было заниматься земледелием, а скотоводство существовало только как кочевое.

Воз. Изделия из металла и кости


Воз. Изделия из металла и кости

Это приводит к тому, что, с одной стороны, в этом регионе сокращается численность населения, с другой — характерным явлением становятся процессы миграции, увеличивается количество вооруженных столкновений. Война становится для части населения ремеслом. Как в мировоззрении, так и в искусстве того времени важное место занимает воин. Многие погребения хранят оружие — наиболее распространенное и ценное изделие того времени.

ДРЕВНЕЙШИЕ ИЗВЕСТИЯ О КИММЕРИЙЦАХ

История киммерийцев прослеживается и в археологических материалах и письменных источниках. Самые первые сведения об этом народе сохранились в переднеазиатской клинописи, в трудах греческих историков.

Великий историк пишет: «И теперь еще есть в Скифии Киммерийские стены, есть Киммерийские переправы,

ПРОИСХОЖДЕНИЕ КИММЕРИЙЦЕВ

Киммерийская стела из кургана с. Целинное


Киммерийская стела из кургана с. Целинное

Киммерийцы были многочисленным и сильным народом, объединившим целый ряд племен. До настоящего времени продолжаются споры о происхождении и языке киммерийцев. Однако большинство исследователей считают, что они говорили на одном или нескольких языках, относящихся к иранской группе индоевропейской языковой семьи. Сложнее вопрос о происхождении киммерийцев. Часть исследователей считает, что известные имена киммерийских царей (Теушпа, Лигдамис, Сандакшатру) имеют иранские корни, следовательно, и возглавляемые ими племена являлись ираноязычными.

ЗАНЯТИЯ КИММЕРИЙЦЕВ

Изображение киммерийца на греческой вазе


Изображение киммерийца на греческой вазе

Очевидно, киммерийцы одни из первых установили контакты с развитыми странами Восточного Средиземноморья, овладели техникой производства металлов. Они сыграли значительную роль в распространении железа и в Восточной, и в Центральной Европе.

По имеющимся данным, общественный строй киммерийцев характеризовался наличием патриархальных родов и семьи, которые объединились в племена, племенные союзы во главе с вождями царями.

КИММЕРИЙСКИЕ ЗАХОРОНЕНИЯ

До настоящего времени не решен однозначно вопрос, к какой археологической культуре отнести киммерийцев. Памятниками этой культуры являются прежде всего погребения, как правило курганы, в Северном Причерноморье. Археологами исследованы многочисленные захоронения, относящиеся к доскифскому времени. Среди них погребения, открытые у с. Зольное недалеко от Симферополя и в Джанкойском районе у с. Целинное.

При исследовании кургана у с. Целинное было установлено, что умершего похоронили на левом боку в скорченном положении. Достаточно разнообразен погребальный инвентарь: железный кинжал, оселок, височные подвески в виде рогов барана, чернолощеная корчага. Рядом с погребенным — остатки напутственной пищи. В насыпи кургана нашли часть известковой стелы, на которой рельефом изображен пояс, горит с луком, кинжал и оселок.

КИММЕРИЙСКОЕ ВОЙСКО И ВОЕННЫЕ ПОХОДЫ

Воинское снаряжение конного воина-киммерийца


Воинское снаряжение конного воина-киммерийца

Скифские воины


Скифские воины

Знаменитый киммерийский лук, достаточно известный по письменным источникам и памятникам изобразительного искусства, обладал прекрасной дальнобойностью. Основанная на многовековом опыте технология изготовления стрел позволила добиться высоких баллистических качеств. Вильчатые наконечники стрел из бронзы и кости имели разнообразную форму: ромбовидную, овальную, килевидную с остриями вниз и др.

Высокого уровня достигли стратегия и тактика ведения боевых действий. Киммерийцы умело использовали превосходство своего основного оружия. Находясь на расстоянии, не доступном для вражеских стрел, конный отряд киммерийцев, проносясь вдоль рядов противника, начинал обстрел противника не через голову коней, а назад по ходу скачки.

В VIII - первой половине VII вв. до н.э. киммерийцы воевали с Ассирией, Урарту, Мидией, Лидией, достигнув даже побережья Средиземного моря.

О киммерийцах перестают упоминать в исторических источниках после того, как Лидия смогла освободиться от их зависимости.


В конце бронзового - начале раннего железного века в Северном Причерноморье появляется новая археологическая культура - киммерийская, названная по имени обитавшего здесь древнего ирано-язычного народа. Время её существования специалисты относят к 9-му - началу 7-го века до нашей эры. Археологические материалы свидетельствуют о том, что она сложилась на основе культур эпохи поздней бронзы, существовавших в причерноморских степях. Характерным её признаком было отсутствие долговременных поселений, и это позволило сделать вывод о кочевом скотоводстве как основе хозяйственной деятельности населений.

Причина перехода к кочевому хозяйству была связана с иссушением степей, которое привело к сокращению населения и отказу от земледельческо-скотоводческого образа жизни. Переход к кочевому скотоводству в это время произошел на огромных пространствах степной Евразии. Главной фигурой новой эпохи стал всадник-воин и пастух с вполне определённым набором конского снаряжения, оружия и украшений, очень близких функционально и похожих внешне на всём пространстве от Памира до Балкан и Венгерской равнины. Пастухи гнали стада по кочевым маршрутам, а их семьи следовали за ними на повозках. Воинственная племенная верхушка могла передвигаться на боевых колесницах.

В киммерийское время широко распространились такие элементы конской узды, как металлические удила из бронзы и железа, псалии (фиксаторы удил в виде стержней с отверстиями, к которым крепились ременные части уздечки), разнообразные бронзовые и костяные бляхи, украшавшие конскую упряжь. Воины носили кафтаны, перехваченные широким боевым поясом, к которому крепилось оружие.


Основным оружием конников был небольшой, так называемый "скифский", лёгкий лук со сложным изгибом. Его носили вместе со стрелами в футляре (горите). Набор стрел имел костяные и двухлопастные бронзовые наконечники. Вероятно, в киммерийских степях впервые появились конные лавы, атаковавшие противника на скаку, выпуская по нескольку раз за атаку большое количество стрел, и отступавшие, не входя в прямое соприкосновение с врагом. После нескольких таких атак, если противник был изранен и деморализован, начинался ближний бой, в ход шли копья, каменные молоты на деревянных рукоятях, короткие мечи и кинжалы.

Клинковое оружие было железным, обоюдоострым, иногда рукояти мечей и кинжалов изготавливали из бронзы и надевали на специальный железный штырь клинка. Обязательным атрибутом был железный нож. Украшения конской узды и костюма, преимущественно бронзовые и костяные, нередко покрывали сложными геометрическими орнаментами.

Археологам известны лишь немногочисленные разбросанные по степи и лесостепи погребения киммерийцев. На курганах, над некоторыми из могил возвышались столбообразные каменные изваяния с изображением оружия, костюма и украшений, но лишённые лиц. Возможно, на изображение черт человека в религии киммерийцев был наложен запрет. Могилы, как правило, сооружали в более древних курганах эпохи бронзы. Лишь в единичных случаях, над гробницами прославленных вождей, киммерийцы насыпали новые курганы.

Огромные пространства Степного Причерноморья, освоенные киммерийскими племенами, небольшое количество населения, отсутствие больше семейных и родовых кладбищ свидетельствуют о том, что они находились на первой стадии кочевания, когда кочевые угодья ещё не были жёстко закреплены за семьями и родами, а маршруты перекочёвок были растянуты на многие сотни километров. Так как киммерийские захоронения встречаются и в материковой лесостепи, нужно думать, что при неблагоприятных климатических условиях киммерийцы со своими стадами вторгались в южные лесостепные районы. На западе киммерийские древности встречаются в Венгрии и на Балканах. На востоке - в междуречье Дона и Волги и в предгорьях Северного Кавказа. Киммерийцы причерноморских степей граничили с родственными им племенами.

В 8 веке до нашей эры усилившееся иссушение степи могло подтолкнуть киммерийцев к военным походам в Закавказье и страны древнего Востока. Об этих событиях сообщают ассиро-вавилонские клинописные таблички. О присутствии киммерийцев в Малой Азии был осведомлён легендарный древнегреческий поэт Гомер, а греческий историк Геродот обстоятельно повествует о действиях киммерийских отрядов на Ближнем Востоке. Геродот в 5-ом веке до нашей эры посетил греческую колонию Ольвия, что в устье Днепро-Бугского лимана; там он услышал о реальных и легендарных событиях, связанных с давно исчезнувшим киммерийским народом.

С восточной частью Крыма связаны такие топонимы, известные из сочинений античных писателей, как область Киммерия, Боспор Киммерийский, киммерийские переправы (учитывая то, что Боспором Киммерийским в древности называли Керченский пролив, можно допустить, что на нём и находились киммерийские переправы), гора Киммерий и греческий город Киммерик. Возможно, с Крымом связаны и киммерийские стены - легендарные укрепления, которые, как считали греки, были сооружены киммерийцами.

Археологически киммерийская эпоха представлена в Крыму довольно скромно. Известно чуть более двадцати под курганных захоронений в степной и предгорной частях полуострова, два каменных изваяния, некогда стоявших на курганах над киммерийскими могилами, и отдельные находки киммерийских вещей. Исходя из этих наблюдений, можно думать, что киммерийцы занимали всю степную часть Крымского полуострова, Керченский полуостров, местами проникали до северного склона Главной гряды Крымских гор. Их отношения с таврами, жившими в горных районах, остаются неопределёнными, но, судя по тому, что предгорные могилы киммерийцев и тавров находятся в одной зоне, военные противостояния, если они случались, не были войной на истребление.

Отношения с пришельцами - скифами были враждебными. В "Истории" Геродота сохранился один из эпизодов войны между скифами и детьми скифских рабов, под которыми современные исследователи нередко подразумевают покорённое скифами местное киммерийское население. Война между скифами и потомками рабов была ожесточённой и длительной и закончилась победой скифов. Происходила она, скорее всего, в начале 6-го века до нашей эры, во время окончательного возвращения остатков скифских отрядов из восточных походов, в которые, как считал Геродот, скифы отправились, преследуя бежавших от них киммерийцев. Вероятно, после этой битвы и закончилась самостоятельная история киммерийцев, хотя, как показывают результаты раскопок на Керченском полуострове и в предгорье, остатки этого древнего народа сохранялись в окраинных районах Скифии, постепенно ассимилируясь со скифами, а возможно и с таврами.

cimmerian-definition-i17

Походы киммерийцев на Колхиду и Урарту-715 г.до-н.э

«(2) При нашествии скифов киммерийцы стали держать совет, так как войско наступало большое, и мнения у них разделились. Обе стороны были упорны, но лучшим было предложение царей. По мнению народа, следовало покинуть страну, а не подвергаться опасности, оставаясь лицом к лицу с многочисленным врагом. А по мнению царей, следовало сражаться за страну с вторгающимися.

kimeriycikimmerijskie-vsadniki-izobrazhenie-na-vaze

(3) И народ не хотел подчиниться, и цари не хотели послушаться народа. Первые советовали уйти, отдав без боя страну вторгающимся. Цари же, подумав о том, сколько хорошего они [здесь] испытали и сколько возможных несчастий постигнет их, изгнанных из отечества, решили умереть и покоиться в своей земле, но не бежать вместе с народом.

karta-gerros


Итак, похоронив своих царей, киммерийский народ, отказавшийся сражаться со скифами, покинул территорию своей родины Киммерии и отправился в Переднюю Азию.

Для киммерийцев началась новая жизнь, на чужих землях они получили славу кочевого кровожадного воинственного племени, живущего исключительно войнами и грабительскими набегами. Сведения о данном периоде жизни киммерийцев историки почерпнули из письменных ассирийских и вавилонских источников. Приблизительно в 600 году до нашей эры царствование киммерийцев в Передней Азии завершилось. Произошло это из-за тех же скифов, которые стали вторгаться и в эти земли. Киммерийские племена были вынуждены отступать на юг черноморского побережья, где они были разгромлены царем Алиаттом из Лидии.


По изображениям на греческой вазе, датированной VI веком до нашей эры, на этрусском кувшине той же эпохи, видно как выглядели воины киммерийцы. Киммерийцы были хорошими наездниками, носили высокие шапки-башлыки. Одевались в удобные для верховой езды узкие штаны, подпоясанные рубахи, короткие скифские сапожки.

Киммерийцы (лат. Cimmerii, др.-греч. Κιμμέριοι) — племена, вторгшиеся в Закавказье во второй половине VIII века до н. э. и в VII веке до н. э. завоевавшие некоторые районы Малой Азии.

Сегодня практически невозможно выяснить точные границы территории, на которой проживали киммерийцы. Одни исследователи считают, что киммерийцы проживали на северных территориях Причерноморья, другие считают, что они заселяли более обширные территории — от Дона до Дуная. Иные учёные предполагают, что киммерийцы занимали очень мало земель — Северо-Западный Кавказ и Керченский с Таманским полуострова. Есть даже предположение, что киммерийцы — это не отдельный народ, а собирательное название для кочевых воинственных племён.

Киммерийская (скифская) амазонка (этруск) на коне. Надпись слева направо

Сохранилось несколько имён киммерийских царей в ассирийской транскрипции: — Te-ush-pa (Теушпа, Teuspa). Киммерийский царь Теушпа в 668 г. основал династию Ахеменидов в Персии. Был женат на дочери скифского царя Ишпакая – Шпако; от их брака родился будущий царь персов Кир I Великий, который был разгромлен ассирийским царем Асархаддоном при помощи скифов-наемников во главе с Партатуа. ( Геродот I 110, VII 11; Ельницкий Л.А., Скифия евразийских степей. – Новосибирск, 1977, с. 27; Е. Молев. Эллины и варвары, М., 2003, с. 30.) погиб около 679 до н. э.)

Киммерийский царь Dug-dam-me (Тугдамме или Дугдамме, Лигдамис, умер в 640 г. до н. э.) – вождь киммерийцев, водивший их в военный поход в Малую Азию, отец Сандаксарта. Упоминается в ассирийских источниках, как царь племени сака-угутум, известно, что саками в Ассирии называли скифов. Ельницкий Л.А. усматривает в этом родство киммерийцев с прикаспийскими саками и скифами. (Strab., Geogr., I, 3, 12; Ельницкий Л.А., указ. соч., стр.26.) В ассирийских источниках скифов называют саками.

Киммерийский царь- Sandaksatru\ Sandaksatra (Сандаксатру или Шандаксатра, с 640 г. до н. э.) – сын вождя киммерийцев Дугдамме (Лигдамиса). Имя его упоминается в ассирийских клинописных документах в связи с событиями в Малой Азии. (Ельницкий Л.А., Скифия евразийских степей. – Новосибирск, 1977, стр. 27; L. L. Zgusta. Die Personennamen griechischer Stadte der nordlischer Swarzmeerkunste. Praha, 1955.)

Племена киммерийцев населяли Восточный Крым в X-VII веках до н.э., именно поэтому древние греки называли восточный Крым Киммерией.

1-grifon-kerch-krym

В VI веке до н. э. греки ионийцы из Милета основали на западном берегу Киммерийского пролива город Пантикапей — будущую столицу Боспорского царства на месте нынешней Керчи. Греческий писатель Диодор Сицилийский сообщает, что в 438/437 г. до н. э. исполнилось 42 года царствования над Киммерийским Боспором правителей, именуемых Археанактидами. На основании указанного известия можно считать, что греческие города на Боспоре примерно с 480 г. до н. э. представляли уже единое государство, в котором власть принадлежала членам рода, ведшего своё происхождение от некоего Археанакта. Археанакт был ойкистом, т. е. главой первого отряда милетских переселенцев, основавших колонию Пантикапей.

Греческие историки и географы иногда путали киммерийцев со скифами, которые изгнали киммерийцев из Северного Причерноморья. Киммерийцы и скифы были родственными племенами, схожие обычаи, материальная культура и курганных захоронений.

bosporskoe-carstvo

Киммерийцы были первыми степняками, которые пугали своими набегами великую древнегреческую цивилизацию. Опустошительные набеги грозных северных кочевников киммерийцев и их необычный вид настолько поражали их южных соседей, что образ киммерийских воинов был запечатлён в изобразительном искусстве (на вазах), в скульптуре и описан в древних текстах.

karta-skifiya-carskie-kurgany

Теснимые родственными племенами скифов, киммерийцы часто вторгались в Азию, в 650 г. до Р. X. киммерийцы ограбили город Сарды, богатейшую столицу Лидийского царства. Киммерийцы были разбиты лидийским царем Алиаттом, отцом царя Крёза.

К киммерийским археологическим находкам относят курганные захоронения конца IX — первой половины VII веков до нашей эры. Захоронения совершали в прямоугольных, реже в овальных, ямах. Стены могилы зашивали деревом и делали деревянное перекрытие. Археологи обнаружили в них останки воинов с оружием, посуду, конскую сбрую. Зачастую вместе с погибшим воином хоронили его коня. Повседневный быт киммерийцев учёные восстанавливают по немногочисленным материалам археологических раскопок. Киммерийцы признаны кочевым народом, промышляющим набегами, занимавшимся скотоводством, разведением лошадей.


В качестве оружия для охоты и набегов воины-киммерийцы использовали лук и стрелы, длинные железные мечи, короткие кинжалы для ближнего боя. В племени киммерийцев было значительное расслоение в социальном плане. Учёные подтверждают это по обнаруженным захоронениям военной аристократии. В качестве примера можно привести курган в Джанкойском районе, у села Целинное. Этот курганное захоронение воина, лежащего на боку, головой на восток. В могиле воина найден железный кинжал и сланцевый оселок. Рядом с умершим располагался грушевидный сосуд с заупокойной пищей, две спиральные височные подвески, украшенные золотой фольгой. Большое внимание киммерийцы уделяли конской сбруе — в могильниках находили бронзовые удила, псалии, ременные уздечки. Над курганом была установлена каменная стела.

karta-majkopskaya-arx-kultura-3-vek-do-n-e

Курганные захоронения Закавказья и Северного Причерноморья, характерны для племён киммерийцев и скифов. Интересные открытия сделала археологическая экспедиция, проходившая в Закавказье, рядом с аулом Кошехабль в долине реки Фарс, проводившая раскопки кургана- могильника Уашхиту в Адыгее на Северном Кавказе. В курганном захоронении были обнаружены 42 погребения и 7 конских ритуальных захоронений, охватывающие исторический временной отрезок в 3 тысячи лет – с 3 тыс. до н.э. до 1 тыс. н.э.

Майкопская археологическая культура, относящаяся к эпохе раннего бронзового века (3500—2000 до н. э.), имеет большое сходство с Кеми-Обинской культурой, представляющей культуры крымских и степных племён, что обусловлено их общим происхождением, и близким родственным соседством на территории Причерноморья. Учёные отмечают и антропологическое сходство лиц представителей Майкопской и Кеми-обинской археологической культуры.

В захоронениях киммерийцев и майкопцев, археологи находят образцы самой первой металлоносной культуры на Кавказе, относящейся к концу 3-го тысячелетия до н. э.

1-kolca

Раскопки кургана Уашхиту — уникальны, они открыли ценные сведения о культурах народов, живших на Северном Кавказе и Северном Причерноморье на протяжении трёх тысяч лет.

Племенам Кеми-обинской и Майкопской культуры было известно искусство добычи и обработки металлов, бронзы, серебра, меди, золота. Им был известен и гончарный круг, на котором они изготовляли глиняную посуду.

В Крыму и на Кавказе в курганах найдены посмертные дары — оружие, украшения, посуду, одежду, а также делали жертвоприношения людей и животных. И в Кеми-обинской и Майкопской археологических культурах было развито скотоводство, разведение овец и крупного рогатого скота (коров, быков), пасли на горных склонах Крыма и Кавказа, причём, в раннее время в Майкопской культуре преобладало свиноводство. Встречаются и не значительные останки лошадей.Племена Кеми-обинской и Майкопской культуры занимались земледелием, о чём свидетельствуют находки мотыги, кремневых вкладышей для серпов, которые вставляли в деревянную или костяную основу серпа, каменных зернотёрок.

Носители Майкопской культуры, были солнцепоклонниками, так же, как и племена Кеми-Обинской археологической культуры среднего неолита, существовавшей на территории Нижнего Поднепровья, Приазовья и в Крыму (близ г. Белогорска) в 3 тысячелетии до н. э.

1-zolotoj-bychok-iz-majkopskogo-kurgana

Майкопская культура получила своё название от известного своими сокровищами Майкопского кургана — археологического памятника, относящегося к эпохе раннего бронзового века (3500—2000 до н. э.).

Майкопский курган, был найден в 1897 г. на восточной окраине Майкопа и исследован известным русским археологом Н.И.Веселовским.

xram-solnca

Высота кургана 11 метров, диаметром около 100 метров. Вокруг кургана был установлен каменный круг — Кромлех или Храм Солнца. Каменный круг состоял из нескольких вертикально поставленных камней – менгиров, образующих концентрическую окружность — круг Солнца.

В курганных захоронениях Кеми-обинской археологической культуры стены ямы тщательно выкладывались хорошо обработанными и подогнанными друг к другу каменными плитами, или деревом, точно такое же построение могил и в Майкопском захоронении. Стенки могильной ямы Майкопского кургана были обшиты деревом, и бревенчатый в два наката потолок поддерживался столбами, стоявшими по углам. Дно могильной ямы было выложено речным булыжником, посыпанным красной краской (суриком).

1-iz-majkopskogo-kurgana

В Майкопском кургане по скифскому обряду захоронен племенной вождь и две женщины. Тела их густо засыпаны ярко-красным суриком, лежат они, в согнутом положении, на правом боку, голова направлена на юг, лицо на восток — восход солнца. Солнцепоклонники верили, что жизнь человека – это круг, умерший должен и после смерти лежать также, как в утробе матери. Останки вождя покоятся под балдахином, расшитым золотыми бляшками в виде 38 колец, фигурками 19 быков и 68 львов. Балдахин закреплён на 4 серебряных шестах, на которые надеты литые золотые и серебряные фигурки быков.

1-diadema-iii-tysyacheletie-do-n-e-majkopskij

Среди золотых украшений в Майкопском кургане найдена золотая царская диадема, золотые, бирюзовые и сердоликовые бусины, разной величины. Царская тиара, в виде высокой остроконечной шапки, украшена подвесками из золотых бляшек, бирюзы и ляпис-лазури, найдены украшения из серебра, а также два золотых и четырнадцать серебряных сосудов.

1-kuvshin2-majkop

На одном из сосудов изображён горный пейзаж, напоминающий Кавказский хребет и вереница зверей. Между высоких горы с двуглавыми вершинами изображены два дерева и стоящий на задних лапах медведь. В горах берут начало две реки, изображенные ломаными линиями, они сливаются в небольшое озеро на дне сосуда. В устье реки на разных сторонах сосуда, под ручками для подвешивания изображены плавающая птица и летящая надо львом птица. Весь сосуд заполнен в два ряда изображениями животных. В первом ряду симметрично изображены лошадь, лев и два быка, в нижнем ряду изображены горный козёл, львица, дикий кабан и баран. Возможно, этот сосуд имел ритуальное назначение, изображённые на нём культовые животные символизировали силы божественной природы — землю, воду, горы и небо.

1-lions-majkop

На фризе серебряного сосуда изображены 5 животных, идущих друг за другом — два козерога, два барса, бык и три птицы. Туловище отделяется от горло сосуда украшено гравированной ломаной линией реки, схожей с изображением реки на первом сосуде. На дне сосуда гравировка в виде большой розеткой.

Читайте также: