Киевская русь в домонгольский период кратко

Обновлено: 07.07.2024

Я прочитаю вам сегодня Общество домонгольской Руси и Крещение Руси. Но если ситуация будет такой, мне платят здесь столько, что я закрою курс. Но я читаю из чувства долга. Нет, вы мне нравитесь, уверяю вас. Честное слово, я нисколько не лицемерю. Мне с вами интересно работать. Вообще со взрослыми слушателями интереснее работать, конечно, чем со студентами, не говоря уже о школьниках. Но тут я разницы не знаю, потому что у меня были студенты всегда первого и второго курсов, а это — те же старшеклассники. Конечно, интересно. Но если я вам не нужен, дамы и господа…

Студентка : Вы нам нужны ( смех в аудитории ).

Студент : Сейчас невежества больше.

Махнач : Я сейчас уже умру скоро, ребята…

Студент : А откуда вы знаете?

Махнач : Знаю. Я не долгожитель. Не знаю, произойдет это через год или два, но это произойдет скоро. Просто скоро ( со злостью )! Может быть, через пять лет. А вы хлебалом щелкаете, простите ( со злостью )! Я знаю, какие болячки во мне сидят.

Студент : Ну, мы-то пришли…

Махнач : Ладно. Итак, Общество домонгольской Руси.

Оно было сословным. А сословие — это социальная группа, отличающаяся, отделяющаяся от других особыми правами и обязанностями. Определения прошу записывать, даже если вы пишете на магнитофон. Это простое определение, которым вы можете пользоваться всегда, и с врагами, и с противниками. Здесь я вас не подведу. Когда я даю определения, я не подвожу. Но при этом эти права и обязанности наследуются. Можно сказать так: сословие есть социальная группа, чьи особые права и обязанности фиксируются законом и обычаем (обычай чаще всего важнее закона) и наследуются . Конечно, я мог бы построить фразу проще: сословие есть социальная группа с наследуемыми правами и обязанностями. Но я не случайно определил так, как определил.

Махнач студентам мужского пола : А где ваши записи?

Милые дамы, у кого есть, пожалуйста, большие листы бумаги, подарите мужикам, потому что им жалко денег на бумагу. Подарите, пожалуйста. Нет, вы не дарите: у вас ведь блокнот. Подарите им по листу бумаги, чтобы они там хоть делом занимались.

Я не политический агитатор. Далась мне эта политика! Но я историк и должен оставить вам нормальную историю в башках. Жалко, что вас сегодня только восемь, втрое меньше, чем бывало. Ага, понятно, кто не пришел. Не пришли практически те, кто слушает всемирку. А что же русскую историю знать не надо?

А теперь смотрите. Русское общество, как я сказал, было сословным. Делилось оно, я рассказывал, прежде всего, на свободных людей и несвободных , где несвободные — холопы, то есть рабы.

Махнач студентке : Лапочка, а вам записывать нечего? Вы очень милая, красивая девочка, но вы же потом не вспомните.

Студент : Что значит дань?

Ну, сейчас у нас наложено непонятно на что. Скорее у нас сейчас не налоги, а…

Студент : рэкет.

Махнач : Ну, в общем да, ну дани, дани, как в Орду.

Студент : Самый большой рэкетир — это государство.

Махнач : Я не стану с вами спорить, я с вами согласен, но если вы будете меня каждый раз прерывать…

Студент : Извините.

Махнач : …да еще придя ко мне первый раз, то я выгоню вас вон. Я с вами согласен. И тем не менее у меня лекция. Вы курящий?

Студент : Да.

Махнач : Великолепно!

Студент : Я не хочу идти курить.

Махнач : Нет, ну что вы! Я просто забыл сигареты дома.

Так, слушайте дальше, дорогие друзья.

Махнач студентке : Милая, очаровательная блондинка, вы будете записывать? Хоть что-нибудь?

Студент : А что значит кровью?

Махнач : В бою.

В аудиторию входят опоздавшие .

Махнач : А, Христос воскресе! Идите, пишите! Позвонила, и то опоздала! Сегодня приехала ваша будущая невестка, увезла от меня книжки. Она мне очень нравится. Нет, ни в коем случае, не надо ей того передавать. Во-первых, я совершенно не собираюсь на ней жениться, собирается ваш сын. А во-вторых, зачем же ее обнадеживать! Нет, не говорите ей, что она мне нравится. И ему не говорите. Забудьте об этом. А девочка, правда, прелестная.

Так вот, есть очень сложная структура, которую до конца не раскрыли историки, домонгольского общества. Сейчас поймете, почему.

Пишите, пишите. Вы ведь будете это преподавать хотя бы своим внукам! Или я зря работаю!

Махнач студентке : Солнышко мое, пишите, и будете это всем преподавать. У меня такие очаровательные слушательницы здесь. Вот сейчас ( в наше время ) все — очаровательные. И я благодарю Господа Бога, что мне уже пятьдесят восемь лет и я старикашка. Иначе мне было бы трудно… ( смех в аудитории )

Студент : А Рюриковичи ведь не были славянами?

Махнач : А мы не знаем, кто были Рюриковичи , а вы не были на моей лекции. Потому отвечать не буду. Мы не знаем, кто были Рюриковичи. Может быть, они были русы. Они даже в этом случае не были славянами. Может быть, они были западными славянами. Может быть, они были скандинавы, как нам навязывается. И в этом случае они не были славянами. Три разных варианта.

Студент : А вы по-старославянски скажите.

Студент : Кривда? Нет?

Студент : А тот договор был словесным?

Махнач : Да. Или на бересте. У нас уже многие сотни берестяных грамот. Среди них есть и договорные. А вы что думаете? Что там на такое тратили дорогой пергамент? Но часто, вероятно, словесный, потому что, сударь, хочу вам заметить, что даже в XIX веке, по крайней мере, в его середине купцы заключали словесный договор. С бумагой был полный порядок, книги издавались. Но мы полоумный народ, и купцы держали слово. Ну, я понимаю, что русские — психи. Я включил в одну свою статью, раз уж вы меня разговорили, но вы могли ее не читать. Я написал статью по мемуарам Николаевского времени ( Николая Первого ).

Ну, вас после перерыва больше не стало. Посмотрите, как ведет себя западноевропейский рыцарь и как ведет себя русский боярин в случае войны. Рыцарь немедленно запирается в замке. Замки бывали деревянными, глиняными, всякими. Но главное — запереться, и согнать туда крестьян. Ну, они привыкли и обычно сами туда сгонялись. А что делает русский боярин? Он немедленно бросает вотчину и несется оборонять свой город.

Махнач студентке : Вы очаровательны, я вас обожаю. Как только я на вас гляжу, вы начинаете писать. Только не обижайтесь и не переставайте ко мне ходить. Может быть, я внешне произвожу такое впечатление, хотя я старый и уже никому из присутствующих здесь дам не гожусь ни во что, но все же все дамы здесь совершенно замечательны, и все очаровательны.

Так вот, либо мужи, ставшие боярами, либо старцы градские, ставшие боярами. Если мужи, то через пожалованье землей. Если старцы градские, то через пожалованье боярством. А почему второе было престижно? А очень просто. Доля военной добычи была больше. Это прямой текст в летописи. Вот они-то и были первыми феодалами, но чуть-чуть феодалами. Я вам только что сказал, что они были плохими феодалами. Они бросались защищать город свой, а не землю, не имение. А князья точно никак не были феодалами, ну никак.

Бояре немножечко содержали элемент феодализма. Потому обращаю ваше внимание на то, что феодализм — это не формация! Не было такой формации, и вообще формаций не было! Феодализм – это явление, которое было в истории. Формации не было, а явление было. Поэтому концепция пяти формаций, к счастью для Гайдарчика вонючего, бесполезна. Она не существует. Гайдарчик ( Егор Гайдар, глава правительства Р.Ф. при Ельцине ) написал докторскую диссертацию на тему о политэкономии социализма, о том, как она совершенна. Да хрен с ним, ну ладно! Чмокает, пусть чмокает дальше! А как иначе мы можем посчитать? Нам-то с вами надо как-то разбираться с пятичленной системой, на которой даже Маркс не настаивал, потому что кроме первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, ну и, конечно же, социалистического строя он же предлагал все равно еще и азиатскую формацию, азиатский способ производства. Он же у него прописан! А кроме того у вонючки Маркса социалистическая и коммунистическая формация — то ли одно и то же, то ли не одно и то же. Потому Гайдарчикам разным вонючим представится сейчас прекрасная возможность узнать, существуют ли эти формации. И если признать, что формации существуют, то, вероятно, надо менять ситуацию, да? Сперва первобытнообщинная, затем рабовладельческая, феодальная, социалистическая и потом вечная капиталистическая, не так ли? Нет? Я не прав? Я полный козел? Ну, частично хотя бы? Нету никаких формаций, а социально-экономические явления и социально-экономические тенденции существуют, как они существовали и тогда.

Крупнейший историк византинист Федор Успенский, отчество не помню…

Студентка : Иванович.

Махнач : Федор Иванович? ( пауза ) Я вас обожаю. Простите, что я признался в любви прямо при всех. Спасибо.

Так вот, Успенский предостерегал всех, писал, что феодализм был западноевропейским явлением, а у нас его не было, в Византии его не было. Были только его отзвуки. Не надо пользоваться этим термином применительно к Восточной Европе православной!

Махнач студенту : Вы не сделали пометки, милостивый государь. Сделайте пометочку. Я вообще страстный, красиво говорящий лектор, но этим увлекаться не следует. Надо записывать немножко за мной.

Махнач студентке : Барышню я, кажется, уже совсем засмущал. Она удивительно хорошенькая, я на нее все время смотрю. Слушайте, вы, не вздумайте ко мне не ходить, потому что я вас захвалил, что вы хорошенькая. Ладно? Все, я приставать к вам и тискать вас в коридоре не буду. Даю вам честное слово!

Студент : А может быть, зря.

Махнач : Ну, конечно, зря! Но не буду ( смех ).

Я понимаю, что это очень трудно. Ну что я могу сделать? Я вам стараюсь именно домонгольскую историю вбить в башку столько, сколько могу. Потому что далее я не буду так подробно читать. Вы не бойтесь. Мы знаем мало, потому что народ сменился, потому что я сейчас говорю о славянах, а потом будут русские. Понимаете?

Махнач студентке, которая не записывает : Барышня, вы уже купили ее?

Студентка : У меня она записана, в интернете есть статья ваша.

Махнач (после долгой паузы) : Простите… ( смех в аудитории )

Студент : Мы не пьем.

Махнач : Почему? Вот я, например, пью. Ну, это я сказал, потому что пост кончился ( смех в аудитории ).

Махнач студентке : Что, вы уже прочитали? Вы совершенно очаровательны!

Студент : Такса.

Студентка : Только бассет зайца не поймает.

Студент : А у смердов был кто-то главой, старостой?

Более того, — я здесь старший, потому вы того, наверное, не помните, — домашнюю птицу в Москве держали еще в 1970-е годы, а молочную скотину держали в 50-е годы. И Сталин этому не мешал. Хрущев мешал. Не подумайте, что я сталинист. Мне достаточно омерзителен Сталин. Но Хрущев мне еще более мерзок. Он убил полностью крестьянство и крестьянское хозяйство. А ведь таскали бабы молоко по домам. В 60-е годы вряд ли, а в 50-е таскали. Причем москвички, жительницы Москвы с окраины. Как они ухитрялись бидоны здоровые таскать?! На каких лошадях?! Крепкие молочницы. Нынешним, как это называется, маньякам я б не позавидовал. Причем отнюдь не уродливые, а красивые бабы. У нас перестали водиться такие бабы. Босиком полгода ходили, чуть ли не по снегу. Торговали своим творогом, молоком, сметанкой. Плечи во ( здоровые )!, Талия, между прочим, было во ( красивая )! И не стало бы маньяка! Но эти барыни и барышни, которых я застал, были старше меня. Повторяю, они вовсе не были уродками. Они были очень красивы. И даже босые ноги на асфальте в центре Москвы и то были красивы, очень даже красивы.

Студентка : Они не могли себе обувь позволить?

Махнач : Так принято было. Обувь держали на выход, на праздник. А так зачем? Вы не представляете себе, сколько народу ходило босиком! Дети просто все. А дети моего поколения, 50-х годов вообще все ходили босиком. Мужчинам почему-то было неприлично, во двор только можно было выйти. А женщинам было прилично. А ножки были во ( красивые )! Потому что точеная арка. Для этого надо босиком почаще ходить. А у нас у всех ноги изуродованы обувью.

Домонго́льская Ру́сь — историографический термин, применяемый для обозначения исторического периода существования Древнерусского государства династии Рюриковичей и (или) русских княжеств до 1240 года — момента монгольского нашествия, после которого политическая и социальная структура русских земель претерпела серьёзные изменения. Также это время может именоваться в источниках как домонгольская эпоха, домонгольский период, Киевская Русь, древняя Русь.

Литература

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Домонгольская Русь" в других словарях:

ДРЕВНЯЯ РУСЬ — (Древнерусское гос во), древнейшее гос во вост. славян, сложившееся в IX X вв. и простиравшееся от Балтийского побережья на севере до причерноморских степей на юге, от Карпат на западе до Ср. Поволжья на востоке. Его образование и развитие… … Православная энциклопедия

ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) СВЯТОСЛАВИЧ — (ок. 960 15.07.1015, с. Берестово под Киевом), равноап. (пам. 15 июля и 10 окт. в Соборе Волынских святых), кн. киевский (978 1015), креститель Руси, сын киевского кн. Святослава Игоревича (ок. 960 972), внук равноап. киевской кнг. Ольги († 969) … Православная энциклопедия

Правители Российского государства — Правители Руси, России, Российской империи, Российской республики, РСФСР, СССР, Российской Федерации (862 2012) … Википедия

Рыбаков, Борис Александрович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Рыбаков. Борис Александрович Рыбаков Дата рождения … Википедия

Правители Руси и России — Правители Руси, России, СССР (862 2009) История России Древние славяне, русы … Википедия

Московские князья — Правители Руси, России, СССР (862 2009) История России Древние славяне, русы … Википедия

Правители Киевской Руси — Правители Руси, России, СССР (862 2009) История России Древние славяне, русы … Википедия

Правители России — Правители Руси, России, СССР (862 2009) История России Древние славяне, русы … Википедия

ВЛАДИМИР ЯРОСЛАВИЧ — (1020/21 4.10.1052, Новгород), блгв. кн. новгородский (пам. 4 окт. и в неделю 3 ю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых), сын киевского кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого. В. Я. был первенцем от заключенного в 1019 г. брака… … Православная энциклопедия

ИГОРЬ — Кн. Рюрик назначает опекуна сыну Игорю. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 10 об.) Кн. Рюрик назначает опекуна сыну Игорю. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 10 об.)(ум. зимой 944/5… … Православная энциклопедия

blank

Культура Руси домонгольского периода (IX- начало XIII века). Памятники архитектуры

Этой статьей открываем огромный цикл по развитию культуры России. В заданиях ЕГЭ по истории есть вопросы, в которых учащимся необходимо показать свои знания по культуре различных периодов истории России. Задания №18 и №19 напрямую могут быть связаны с культурой, где необходимо будет указать памятник архитектуры, произведения живописи, иконописи, литературы.

Факторы и предпосылки развития русской культуры

На формирование культурных направлений в Древнерусском государстве огромное влияние оказало культурное наследие восточнославянских племен. Своеобразие и самобытность язычества восточных славян стало основой развития культурных традиций и канонов Древней Руси.

Среди факторов стоит отметить многоэтнических состав русской державы.

Русская культура развивалась в тесных контактах с другими государствами, впитывая наилучшие образцы культурных проявлений Византии, Западной и Центральной Европы. Нельзя сбрасывать со счетов и контакты с кочевыми племенами Великой Степи, восточными государствами – Волжской Булгарией и Хазарским каганатом.

Этапы и особенности развития русской культуры домонгольского периода

Условно развитие культуры Древней Руси можно разделить на три этапа:

  1. Развитие дохристианских культурных традиций восточных славян.
  2. Культура периода Древнерусского государства от принятия христианства до начала феодальной раздробленности.
  3. Формирование и развитие культурных традиций удельных княжеств периода раздробленности.

Каковы же были особенности домонгольского периода русской культуры.

Во-первых, в основе культурного развития после 988 года лежало христианское религиозное мировоззрение, при довольно сильных пережитках язычества.

Во-вторых, самобытность русской культуры стала результатом гармоничного синтеза языческой культуры восточнославянских племен и христианских традиций.

В-третьих, это взаимодействие с другими культурами, в первую очередь византийской и народов Степи. Русская культура носила открытый характер. Нововведения ложились на благодатную национальную почву.

В-четвертых, огромный толчок развитию культуры дало принятие христианства и формирование собственной письменности.

После распада единого государства на удельные княжества, в каждом из них стали формироваться свои особенные черты и стили, что значительно обогатило русскую культуру, что впоследствии стало основой для формирования единого национального государства с единой культурой.

Письменность и просвещение

Письменность на Руси была еще задолго до принятия христианства, но собственных литературных произведений не было (или возможно, они не сохранились). Принятие христианства после 988 года только способствовала активному распространению грамотности и письменности. Активно переписывались произведения византийских и болгарских авторов, западноевропейские хроники.

На Руси существовала своя азбука, разработанная Кириллом и Мефодием (кириллица и глаголица, закрепленные в IX столетии).

blank

Среди жанров распространены были летописание, описание жизни святых, описание путешествий (хождений), поучения и исторические повести.

Литература

Первоначально славянские былины и сказки передавались их уст в уста, а в более поздние периоды были записаны. Эти сказания и стали основой развития русской литературы.

Живопись

Этот жанр русской культуры развивался под значительным влиянием византийских мастеров. Но со временем русские мастера живописи создали свои особые методы и стили.

Из Византии на Русь пришли техника мозаики, создание фресок, иконопись. Большого развития получила миниатюра, маленькие иллюстрации, которые украшали книги и летописи.

Первые иконы попали на Русь из Византии, а потом появились свои иконописцы. Наиболее известной и почитаемой иконой этого периода была Владимирская Богоматерь, написанная на рубеже XI-XII столетий.

Декоративно-прикладное искусство

На Руси домонгольского периода широко развивались ювелирное дело, стеклодельное. Славились своими изделиями оружейники, колоколитейщики, кузнецы.

Ювелирные мастера использовали при создании своих изделий несколькими приемами. Использовалась техника зерни, когда мелкие золотые или серебряные шарики напаивались на основу.

Техника чернь – это гравировка по золоту или серебру.

Изготавливали ювелирные изделия из тонких нитей. Эта техника называлась скань.

Финифть (эмаль) предполагала создание ювелирных шедевров, когда на металлическую основу путем обжига закреплялось прочное стеклообразное покрытие.

Зодчество

В церковной архитектуре Руси сложились свои особые приемы и традиции. До конца Х столетия на территории Руси не возводились каменные храмы, а первой церковью стала церковь Успения Пресвятой Богородицы, боле известная, как десятинная церковь. Возвели ее в Киеве по инициативе Владимира Великого около 1996 года. К сожалению, до наших дней не сохранилась. Вот ее изображение по реконструкции М. Холостенка.

blank

На Руси возводились крестово-купольные храмы. В основе сооружения было прямоугольное помещение с четырьмя столбами. Они разделяли внутреннее помещение на девять частей. Стены и опоры расписывали фресками, украшались мозаикой.

В XII-XIII веках на огромных просторах Руси сложились свои архитектурные школы, отличавшиеся архитектурными элементами и приемами возведения храмовых сооружений.

862 Г.-Призвание Рюрика в город Ладога.Рюрик, Синеос и Трор.Три брата.с народом и дружиной и приехали в город.

Рюрик правит до 879 Г.

Олегс 879 до 912г. (Вещий)

В 882г объедин Киевская и Новгородская части. Захват Киева(Асколь и Гирд)

С 912 по 945 Правит Игорь, сын Рюрика.

Первый поход на Византию был в 941-м году , флот Игоря была разгромлена греческим огнём .

Второй поход был в 943-й-944-й годы. Большое войско Игоря торговый договор + дары со стороны Византии.

945-й год – Ольга пришла к власти. Сразу мстит древлянам. Первая налоговая реформа, установление уроков и погостов.

Уроки – заранее оговорённые сумма. Погост – место сбора Дани.

955-й год – Ольга принимает христианство в Константинополе.

Святослав не принимает христианство. Ольга покрывает Христиан. Святослав начинает княжить во время правления Ольги.

Святослав занимается войском.

964 г. – поход на Казар.

965 г. – полный захват( белая Вежеть, столица)

Казары уничтожены, Печенегам открыт путь на Русь

Святослав воюет с болгарами(удачно), в последствии Печенеги осаждают Киев, но их отбивают до прихода Святослава с войны.

964 г. – смерть Ольги.

Святослав сажает своих трёх сыновей :Ярополка в Киеве, Владимира в Новгороде, а Олега над древлянами.

Свято слав снова воюет в Болгарии.В Византии император Николай убит, к власти приходит Иоан и начинает воевать со Святославом на стороне болгар.

971-й год – Светослав договорился с Византии и уходит обратно в Киев. Византия подкупает печенегов и в 972-м году святослава убивают. Первая междоусобица: в процессе Олег умирает первым(раздавлен конем).

При помощи Варяг Владимир убивает Ярополка.

980г. – Владимир стал правителем.(красно солнышко)

Проблема возможного распада государства.

980г. – Языческая реформа:

Создаёт капище,вводит богов, одинаковые обряды.

Не приносит результата.

Религиозная реформа:

988г. – принятие христианства Владимиром.

Было выбрано христианство для облегчения торговли с Византией.

План выгоды крещения:

Владимир захватит город Корсун(Херсон) , взамен города требует выдать в жены Анну. Происходит крещение.

Киев креститься относительно легко (т.к. Выдавали крестильную рубаху)

Последствия принятия христианства:

Внешне-политические отношения с Византией и Европой улучшились.

Возможность династических браков.

Культурные последствия:

Появление архитектуры(храмов и тд), живопись(иконы), мозаики, появление письменности, распространение грамотности(центры распр.-монастыри; летописание)

Послепринятияхристианствав Руси экономический подъем, расширяются границы, но нет стабильности.

1015г. – Владимир умирает.

12 сыновей:

Святополк(князь; Акоянный), Ярослав(более ожесточённая борьба за трон)

Святополк заказывает убийство Бориса и Глеба(1е Русские святые)

Ярослав собирает войско и идёт на Киев, побеждает.

Святополк бежит из Киева в Польшу. Возвращается обратно с войском и собирается убить Ярослава.

1019г. – Святополк идёт на Киев м умирает.

Ярослав вошёл в историю как Мудрый. Всех своих родственников свёл с иностранцами.

Русская правда:свод законов(письменный). Правда Ярослава и правда Ярославичей регулировала договоры, кровную месть,штрафы(постепенно вытесняет кр.месть).

Неравенство по правде:

2. Свободные люди(люди)

· Закуты (за кредит)

· Пленные (во время войны)

За убийство раба штраф хозяину.

Семейное право:

Раздельное имущество, у мужа больше прав, разрешено рукоприкладство. За убийство своего ребёнка не наказывают. Совершеннолетие – вступления в брак.

Раздробленность Руси:

1054-й Г. – Ярослав умирает. После его смерти наступает раздробленность.

1097-й год. – Любичевский съезд князей/лишь Формальность.

Каждый держит свою отчизну.

1113Г. – В Киеве становится князем Владимир мономах: удерживает страну неразДробленой.

1125-й Г. – Владимир мономах умирает.

До 1132-го года при Мстиславе, сыне Владимира Мономаха сохраняется единство Руси.

После смерти Мстислава русь распадается. Послабление Экономики. Доходы от торговли упали. Рост могущества других князей.

Порядок престолонаследия: нет сыну, а брату. Византийский: от отца к сыну .

Начало: в 12-м веке всего 15 княжеств, объединённых целые государства. К 13-му веку: 50 княжеств. К 14-му веку: 250 княжеств.

Три центра сохранены:

1.Новгородская земля

2.Галецко-Волынская

3.Владимиро-Сухдальская.

Начали возникать различие между частями Украины.

2: с/х, земледелие(чернозем, климат)

3: Менее приятный климат., Большое население: бегут от Половцев.




1169-й Г. – Андрей Боголюбский разоряет Киев и переносит столицу во Владимир.

Сильная Княжеская власть: вече – слабая роль.

1: Новгородское княжество :

Торговля: Лес, Пушнина, мёд, воск, рыба.

Вече – основная роль в политике. Основная роль- бояре.

Князь – военный начальн

С 12 – 13 В. Князья сменяются почти 60 раз.

Вече – символ русской демократии.

Экономическая раздробленность:

Русь – федерация процветающих княжеств, формально объединённых в единое государство. Очень много Городов.

Походы монголов на Русь. Монголо- татарское иго. Борьба с крестоносцами.

В начале 13-го века – объединение монгольских племён. Кочевые скотоводы

В 1206-м году во главе монголов Чингисхан.

Чингисхан создает одну из наиболее эффективных армию.

В 1211-м Г. – Монголы подчиняют себе Китай. Изучают математику и химию. Армия стала ещё сильнее.

К 1219-м году покоряет среднюю Азию. И нападают на земле Половцев

1223-й Г – договор славян и Половцев, битва на реке Калке.

Русско-половецкие войско проигрывает. Князья в плен.

1239-й Г – Хан Батый, внук Чингисхана, после смерти своего деда, нападает на русские земли.

За два захода разоряет почти всю Русь. Киев сожжен .

С 1240-го года по 1480-й монгольское иго. Золотая орда. Центр город Сарай.

Было уничтожено около 50 . В течение 100 лет не строили городов. Не строили из камней. Платили дань игу: выходская дань. Постоянные набеги. В рабство уводились ремесленники. Европа нашествие избежала.

Первая перепись населения. Налоги. Сначала налоги собирали баскаки. Потом дань собирали князья

Политическая зависимость:

Князья получали ярлык на княжение. С церкви не брали налогов и не заменяли религии. Взамен церкви молились за хана

Появлялись пытки, казни.

Монголы создали первую почтовую службу. Создавались ямы.(в последствии ямщик)

Крестовые походы:

Проводились против турок в 1071-м году. Захват Иерусалим

1096-й год. Первый крестовый поход. Всего было восемь крестовых походов на Иерусалим.

С русью воевала два основных ордена: ливонский и Тевтонский ордена.

Основная задача христианизации язычников и еретиков .

Основали в ригу, Выборг, Кенингсберг.

В 1240-м году – отправляю действия на русь.

Новгородская земля на пути первая. В Новгороде князь Александр ярославович Невский. Неожиданным ударом Александр Невский разбивает Шведов, ливанские ордер. Получает свое прозвище Невский при этой битве.

Александра изгоняют из Новгорода излишней популярности.

В 1241-м Г. – Активизируется деятельность немецких крестоносцев. Захватывают Псков и Несколько других городов.

Александр Невский отвоевывает их обратно.

5 апреля 1242-гоГ – Ледовое побоище, на чудском озере. Битва с крестоносцами.

А.н. Не Воевал с монголами так как они не конфликтовали с церковью, большое количество войск. Русские воины не подлежат призыву монгол.

Объединение Руси. Московские князья их политика.

Причины возвышения Москвы:

Москва – демографический центр, вокруг него больше всего русских. Центр хлебный торговли. Лежит в стороне от пути монгол. Меньше подвергалась набега

Правила династии московских князей, которые были аморальный, жадных и т.д.

1 князь-младший сын А.Н. Умер в 1303г. И оставил 5 сыновей.

1325г. – Иван I (Колита .:кошелёк)

1327г. – в Твери антиордынское восстание.

Иван подавляет его. Получает ярлык на княжение во Владимире. Становится главным сборщиком дани.

Использует любую возможность разбогатеть. Нещадно подавляет неплательщиков.

1340г. – Иван Колита умирает.

1340-1353г. – Семеон Гордый продолжает земельную политику отца. Умирает от чумы.

1353-1359г. – Иван II, Красный(кроткий). Оставляет после себя малолетнего сына Дмитрия.

1359г. – Митрополит Алексий-регент.

Княжество Московское остается у Дмитрия.

1362г. – Дмитрий вступает на престол. Войны с Тверью за Владимирское княженье; Дмитрий побеждает.

В орде начинаются процессы распада, связанные с проникновением ислама.

Татары-язычники воюют с татарами-мусульманами.

Ханом становится Мамай. Не является потомком Чингисхана, приходится бороться за власть.

1374г. – Дмитрий перестает выплачивать дань орде.

1377г. – Орда реагирует только через 3 года. Битва на р. Пьяне. Русские проигрывают.

1378г. – битва на р. Вожже. Русские выигрывают.

1380г. – Мамай собирает войско и движется на Русь.

Дмитрий ответно собирает войско. Сергий Радонежский дает благославление на войну с монголами.

8сен. 1380г. – Куликовская битва. Челубей и Пересвет.

Русские выигрывают. За победу Дмитрию дают прозвище Донской.

1382г. – Хан Тахтамыш сжигает Москву и снова накладывает дань, но в 2 раза меньше.

1389г. – Д. Донской умирает.

Его сын Василий I становится князем. Не получает ярлык на княжение. Продолжают присоедин. Земли до 1421г.(смерть В1)

После смерти- феодальная война за престол. Победил 1448г.-Василий 2, сын В1.

После Василия почти одновременно правит Иван 3.

1463г. – В2 умирает. Иван 3 –князь.

При Иване 3 завершается формирование единого Русского государства.

Предпосылки для завершения:

· Единый принцип правления(власти)

За годы правления площадь земли была увеличена с 400км 2 до 2000000км 2 .

1460г. – Присоединено Ярославское княжество.

1474г. – Ростовское княжество присоединено.

1472г. – Иван 3 отправляется в Новгород; Шелонская битва при реке Шелон.

Новгородцы проигрывают. Иван 3 берет обещание подчиняться ему, но вече нарушает его.

1477г. – Второй поход на Новгород. Уничтожение власти вече, вечевой колокол перевозится в Москву.

1485г. – Присоединение Твери.

1472г. – Прекращение выплаты дани Орде.

1480г. – Хан Ахмад собирает стотысячное войско и идет на Русь.

Стояние на р. Угре. Месяц. Ничего не решено.

1481г. – Ахмада убивают. После него не удается собрать единое войско.

1480г. – Конец монгольского ига.

Опорой трона становятся дворяне.

Дворяне – получают деньги и земли за службу. За особые заслуги давалась вотчина (земля насовсем).

Бояре – наследственная высшая знать, имеющая большие земли.

Внутриполитические реформы при Иване 3:

1497г. – Судебник Ивана 3 (свод законов).

За переход семья крестьянина платит пожилое(выкуп) = 1/8 годового дохода крестьянской семьи.

Это первый шаг на пути к Крепостному праву.

На местах кормления посажены бояре.(на земли для сбора налогов)

С культурной стороны Русь процветает.

Москва – третий Рим.

Герб – двухглавый орел: смотрит на запад и восток.(заимствован из Византии)

Русь начинает изолироваться от Европы, внешнего мира.

1505г. – Умирает Иван III

К власти приходит его сын Василий III.

К Руси присоединены новые города:Смоленск, Псков (около 30городо)

Экономически страна поднимается. Началось бурное развитие после снятия Ига.

У ВIII нет детей->разводится с Соломонией.

1524/26г. – Женится на Елене Глинской.

1530г. – Рождается сын Иван IV.

1533г. – Умирает Василий 3

Е. Глинская – регент . Но правят бояре до 1547г.

Глинская умирает в 1536г.

1547г. – Иван 4.

Правление Ивана 4 Грозного:

Основная позиция – бояре.

1535-1538г. – 1я денежная реформа.(во время правления бояр).

Москва, Новгород – 2 эмиссионных центра.

Для новой монеты за основу взята Новгородская копейка(с Георгием победоносным) из серебра 0,7 гр.

Бояре не хотели, чтоб Иван4 правил.

Всячески его отвлекали, не учили.

Иван 4 занимается самообразованием: читает, разбирается в музыке, науках.

1й приказ о казни отдал в 13лет.

1547г. – женится на Анастасии Захаренко.

Вступает на престол не великим князем, а царем.

Реформы Избранной Рады(приближенных И4)(Курбский, Адамов, Сельвестр(священник), Макарий(метрополит)

1. Губная реформа: ввод губного старосты(выборная должн. местного самоуправителя); кормления отменены.

2. Приказы: протоминистерство, посольский приказ.

3. Военная: единая форма, вооружение; стрелецкое войско;развивается артиллерия.

4. 1550г. – Судебник Ивана 4: подтверждает почти все положения Ивана 3, но(!) размер пожилого сильно увеличен(1/4)

5. Церковная: (стоглавый собор) создаётся новый пантеон святых;церковь не может получать новые земли; церковь лишается многих налоговых льгот; священникам запрещено пить отечественное вино, только импортное.

6. Возникновение земских соборов:представ. Делегатов от всех регионов, которое было совещательным органом при царе.

1552г. – Присоединение Казанского ханства, а в 1556г. – Астраханского.

Насильно крестят население, кто не хочет – топят в Волге(там же и крестят).

Читайте также: