Казанское ханство особенности политического устройства кратко

Обновлено: 06.07.2024

Среднее Поволжье в XV – XVI веков считалось землей экономически развитой и богатой природными ресурсами. Казанское ханство было страной с древними земледельческими и животноводческими традициями, развитым ремесленным (кузнечным, ювелирным, кожевенным, ткацким) производством, с набиравшей ускоренные обороты в периоды относительной политической стабильности внутренней и внешней (особенно транзитной) торговлей; столица ханства Казань являлась одним из самых крупных городов Восточной Европы. В целом хозяйство большей части местного населения было комплексным, существенную роль также играли охота, рыболовство и бортничество, носившие промысловый характер.

Все земли считались собственностью хана, олицетворявшего собой государство. Хан требовал за пользование землей натуральную и денежную ренту-налог (ясак). За счет ясака пополнялась ханская казна, содержался аппарат чиновников. У хана существовали и личные владения по типу дворцовой земли.

В ханстве существовал институт условных пожалований – суйургал. Суйургал был наследственным земельным пожалованием при условии несения лицом, его получившим, военной либо иной службы в пользу хана вместе с определенным числом всадников; при этом владелец суйургала получал право судебно-административного и налогового иммунитета. Была широко распространена и система тарханства. Феодалы-тарханы, кроме иммунитета, личной свободы от судебной ответственности, обладали и некоторыми другими привилегиями. Званием и статусом тархана, как правило, жаловали за особые заслуги.

В Казанском ханстве выделялась и социальная группа лично зависимых людей – коллар (рабы) и чуралар (представители этой группы находились в менее сильной зависимости, нежели коллар, часто этот термин фигурирует в качестве титула служилой военной знати). Рабами в основном становились русские пленники. Те пленные, которые принимали ислам, оставались на территории ханства и переводились в положение зависимых крестьян либо ремесленников. Хотя рабский труд в Казанском ханстве применялся довольно широко, основная часть пленных, как правило, экспортировалась в другие страны.

В целом Казанское ханство несильно отличалось от Московского государства по своему хозяйственному укладу, уровню экономического и культурного развития, однако оно значительно уступало ему по своей площади, по величине природных, людских и экономических ресурсов, по масштабам вырабатываемой сельскохозяйственной и ремесленной продукции и было менее гомогенно в этническом плане. Кроме того, Казанское ханство в отличие от Русского государства было слабо централизовано, поэтому в нем чаще происходили междоусобные столкновения, ослаблявшие страну.

Экономическое и социально-политическое положение марийцев в составе Казанского ханства

Марийцы не были включены в состав Казанского ханства насильственным путем; зависимость от Казани возникла в силу стремления предотвратить вооруженную борьбу с целью совместного противостояния Русскому государству и в порядке сложившейся традиции выплаты дани булгарским и золотоордынским представителям власти. Между марийцами и казанским правительством установились союзные, конфедеративные отношения. Вместе с тем существовали заметные различия в положении горных, луговых и северо-западных марийцев в составе ханства.

У основной части марийцев экономика была комплексной, с развитой земледельческой основой. Лишь у северо-западных марийцев из-за природных условий (они проживали в районе почти сплошных болот и лесных массивов) земледелие играло второстепенную роль по сравнению с лесными промыслами и скотоводством. В целом основные черты хозяйственной жизни марийцев XV – XVI веков не претерпели существенных изменений по сравнению с предшествующим временем.

Горные марийцы, проживавшие, как и чуваши, восточная мордва и свияжские татары, на Горной стороне Казанского ханства, выделялись активным участием в контактах с русским населением, относительной слабостью связей с центральными областями ханства, от которых они были отделены крупной рекой Волгой. Вместе с тем Горная сторона находилась под достаточно жестким военно-полицейским контролем, что было связано с высоким уровнем ее экономического развития, промежуточным положением между русскими землями и Казанью, ростом влияния России в этой части ханства. В Правобережье (в силу его особого стратегического положения и высокого хозяйственного развития) несколько чаще вторгались иноземные войска – не только русские ратники, но и степные воины. Положение горных людей осложнялось наличием магистральных водных и сухопутных дорог на Русь и в Крым, поскольку постойная повинность была весьма тяжкой и обременительной.

Северо-западные (ветлужские и кокшайские) марийцы были относительно слабо втянуты в орбиту ханской власти из-за удаленности от центра и из-за относительно низкого хозяйственного развития; в то же время казанское правительство, опасаясь русских воинских походов с севера (с Вятки) и северо-запада (со стороны Галича и Устюга), стремились к союзническим отношениям с ветлужскими, кокшайскими, пижанскими, яранскими марийскими предводителями, также видевшими выгоду в поддержке захватнических действий татар по отношению к окраинным русским землям.

В XV – XVI веках марийцы, как и другие народы Казанского ханства, кроме татар, находились на переходной стадии развития общества от первобытного к раннефеодальному. С одной стороны, происходило выделение в рамках поземельно-родственного союза (соседской общины) индивидуально-семейной собственности, процветал парцеллярный труд, росла имущественная дифференциация, а с другой – классовая структура общества не обрела своих четких очертаний.

Феодализация марийского общества ускорялась благодаря тюрко-марийскому синтезу. По отношению к Казанскому ханству рядовые общинники выступали как феодально-зависимое население (фактически они были лично свободными людьми и входили в состав своеобразного полуслужилого сословия), а знать – как служилые вассалы. Среди марийцев стали выделяться в особое военное сословие представители знати – мамичи (имильдаши), богатыри (батыры), которые, вероятно, уже имели некоторое отношение к феодальной иерархии Казанского ханства; на землях с марийским населением стали появляться феодальные владения – беляки (административно-податные округа, даваемые казанскими ханами в награду за службу с правом взимания ясака с земельных и различных промысловых угодий, находившихся в коллективном пользовании марийского населения).

Наибольшую активность в набегах среди всех групп марийского населения проявляли северо-западные марийцы. Это было обусловлено их относительно низким уровнем социально-экономического развития. Луговые и горные марийцы, занятые земледельческим трудом, принимали менее активное участие в военных походах, к тому же местная протофеодальная верхушка имела иные, кроме военных, способы усиления своей власти и дальнейшего обогащения (в первую очередь, за счет укрепление связей с Казанью).

Марийцы в системе русско-казанских отношений

В 1440 – 50-е годы между Москвой и Казанью сохранялось равенство сил, впоследствии, опираясь на успехи собирания Русских земель, московское правительство приступило к выполнению задачи подчинения Казанского ханства, и в 1487 году был над ним установлен протекторат. Зависимость от великокняжеской власти прекратилась в 1505 году в результате мощного восстания и удачной двухлетней войны с Русским государством, в которых марийцы приняли активное участие. В 1521 году в Казани воцарилась крымская династия Гиреев, известная своей агрессивной внешней политикой по отношению к России. Правительство Казанского ханства оказалось в сложной ситуации, когда постоянно приходилось выбирать одну из возможных политических линий: либо независимость, но конфронтация с сильным соседом – Русским государством, либо состояние мира и относительной стабильности, но лишь при условии подчинения Москве. Не только в казанских правительственных кругах, но и среди подданных ханства стал намечаться раскол между сторонниками и противниками сближения с Русским государством.

Русско-казанские войны, завершившиеся присоединением Среднего Поволжья к Русскому государству, были вызваны как мотивами обороны, так и экспансионистскими устремлениями обеих противоборствующих сторон. Казанское ханство, осуществляя агрессию против Русского государства, стремилось, как минимум, осуществить грабеж и захватить пленных, а как максимум, восстановить зависимость русских князей от татарских ханов, по образцу тех порядков, которые были в период могущества Золотоордынской империи. Русское государство, соразмерно имеющимся силам и возможностям, пыталось подчинить своей власти земли, ранее входившие в состав той же Золотоордынской империи, в том числе Казанское ханство. И все это происходило в условиях достаточно острого, затяжного и изнурительного конфликта между Московским государством и Казанским ханством, когда наряду с завоевательными целями обе противоборствующие стороны решали и задачи государственной обороны.

Практически все группы марийского населения принимали участие в военных походах на русские земли, участившихся при Гиреях (1521 – 1551 годах, с перерывами). Причины участия марийских воинов в этих походах, скорее всего, сводятся к следующим моментам:

В последний период русско-казанского противостояния (1521 – 1552 годах) в 1521 – 1522 и 1534 – 1544 годах инициатива принадлежала Казани, которая стремилась восстановить вассальную зависимость Москвы, как это было во времена Золотой Орды. В 1523 – 1530 и 1545 – 1552 годах широкое и мощное наступление на Казань вело Русское государство.

Среди причин присоединения Среднего Поволжья и, соответственно, марийцев к Русскому государству учеными указываются в основном следующие моменты:

(Из: Свечников С.К. Методическое пособие "История марийского народа IX-XVI веков" Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С "Марийский институт образования", 2005)


Казанское ханство являлось государством восточного типа эпохи позднего средневековья. Во главе государства находился хан из династии джучидов. При хане находился “диван” (государственный совет). Члены этого совета носили титул “карачи”. Это были наиболее знатные и влиятельные княжеские золотоордынские фамилии: Ширин, Барын, Аргын и Кипчак (впоследствии - Мансур). Титул карачи был наследственным. Совет карачи имел значение законосовещательного органа и его роль в политической жизни государства была достаточно большой.


Кроме постоянно действующего органа, дивана, в Казанском ханстве был и законодательный с более широким составом, который назывался “курултай”. Курултай состоял из высшей аристократии государства (члены царствующей династии, высшее духовенство, крупные военачальники и феодальная элита) и созывался ханом лишь в важнейших случаях государственной жизни: выборы нового хана, объявление войны или мира.

В Казанском ханстве было четыре сословия:

I сословие - высшая феодальная аристократия: хан, султаны (сыновья хана), эмиры, мурзы (дети эмиров), беки;

II сословие - высшее духовенство: сеид (глава всех мусульман), хакимы и кадии (судьи) и др.

III сословие - военное сословие: уланы, казаки.

IV сословие - крестьяне, ремесленники и торговцы.

Как типичному феодальному государству, Казанскому ханству были присущи все атрибуты средневекового феодального государства. Это проявлялось в типах землевладения. В государстве было три типа землевладения:

I тип - землевладения крупных феодалов (хан, султаны, эмиры, беки, мурзы). Мурзы получали земельные наделы за несение государственной или военной службы. Такая система пожалования земель с крестьянами называлась союргал.

II тип - землевладение высшего духовенства.

III тип - государственное землевладение.

Чиновничий аппарат Казанского ханства был представлен должностями: хакимы, таможенники, тоткаулы, судовые, посланники, тысячники, сотники, десятники и др.

В административном отношении Казанское ханство делилось на даруги: Алатская, Арская, Гаречская, Ногайская, центрами которых являлись города Алат, Арск, Чаллы и др.

Развитие военного дела и вооружения Казанского ханства в основном опирались на традиции военного искусства и организации войск Золотой Орды. Казанское войско имело аналогичную систему структуры войск, формирования и обеспечения войсковых соединений и т.д.



В то же время, военное дело в Казанском ханстве вобрало в себя немало элементов военного искусства Волжской Булгарии, которое, в частности, проявлялось в сходстве оборонительных укреплений в виде валов, рвов и крепостных стен. Оружие ближнего боя казанских воинов включало весь набор боевых средств того времени: сабли, копья, боевые топоры, булавы и т.д. Защитное вооружение было представлено шлемами, щитами, кольчугами и т.д. Исторические источники сообщают о наличии у казанцев огнестрельного оружия и военного флота.


Поволжье на карте Фра Мауро (Середина XV века)

Численность казанского гарнизона составляла около 30 000 человек. Все же ополчение Казанского ханства составляло не менее 100 000 человек.


Казанский хан Мухаммед-Амин, рубеж XV-XVI вв. Реконструровано с картины Хуана де ла Коза (начало XVI в.)

Основой экономики государства и основным видом хозяйственной деятельности населения Казанского ханства являлось высокоразвитое земледелие. Земледельческая культура во многом была связана с предшествующей булгарской и золотоордынской эпохой. Традиционно использовалась паровая система, применялся плуг-сабан. Выращивались такие культуры как пшеница, рожь, ячмень, полба, просо, чечевица, горох и т.д.

Большое значение в хозяйственной жизни играло скотоводство и прежде всего коневодство. Основная часть коней шла в ханскую армию. Широко использовали лошадей также в хозяйстве и ямской (почтовой) службе.

Богатые природные условия, обширные леса давали широкие возможности для промысловой охоты (заготовка пушнины) и рыболовства (добыча осетровых рыб и черной икры).


Реконструкция застройки Кремля эпохи Казанского ханства

“Татарские цари имеют четырех мужей, с которыми постоянно советуются”. Западноевропейский путешественник

XVI в. С.Герберштейн

Из документа:

“(Могущественного) воителя Сахиб-Гирея (слово) эмирам, хакимам, великим сеидам, кадиям, почетным лицам, уполномоченным лицам, чиновникам на местах, посланникам, садовым чиновникам, судовым чиновникам, полицейским чиновникам, всему населению, вообще всем казанским областям и всем государствам, да будут они хранимы от бедствий и несчастий”

Из ярлыка казанского хана Сахиб-Гирея

“Град же Казань зело крепок, велми, и стоит на месте высоце, промеж двою рек Казани и Булака, и согражден в 7 стен, в велицех и толстых древесех дубовых; в стенах же сыпан внутри хрящ (галька вперемешку с песком) и песок и мелкое каменье”.

Неизвестный русский автор “Казанской истории”, XVI в.

Мнение историков:

“В Казани было постоянно много русских купцов, которые вывозили оттуда в Россию меха и бухарские ткани, доставляя взамен того татарам европейские шерстяные произведения; там монеты русские находились в большом обращении, и надо полагать, что большая доля их получалась там путем торговых сношений русских с казанцами”.

“Курултай был собранием трех сословий: духовенства, войска и земледельцев, и при том собранием не представленным, но таким, на котором все три сословия присутствовали в полном составе”.
"Из Сарайского ханства в Казань была принесена сложная система административного управления, обслуживавшаяся значительным штатом должностных лиц и чиновников всякого рода".

“Среди русской читающей публики распространено представление, приписывающее. татарам кочевые привычки, а инородцам финского происхождения - охотничий образ жизни на подобие дикарей. В действительности же. татарская культура является чисто оседлой земледельческой, подтверждением чему служат обильные археологические находки в виде земледельческих орудий - плугов, серпов, кос и т.п., а также многовековое существование постоянных пунктов оседлости, обусловленное земледельческим бытом”.

“В Казанском ханстве существовали те же юридические нормы, какие были и в Джучиевом Улусе. Казанское ханство, подобно другим татарским государствам, образовавшимся на развалинах Золотой Орды, по своей структуре во многом напоминало в миниатюре Золотую Орду”.

“Благодаря выгодному географическому положению края, Казань, стоявшая на великом Волжском пути, связывала край на северо-западе с Русью, а на юге через Астрахань - с Кавказом и со среднеазиатским миром. Казань становилась связующим звеном между западом и востоком. Казанская ярмарка, ежегодно устраивавшаяся на острове купцов, недалеко от Казани на одном из рукавов Волги, превратилась в место собрания купцов разных стран”.

М.Г.Сафаргалиев

“Тактика полевого боя и оперативное искусство казанцев были довольно развиты. Полевой бой включал маневры легкой конницы, которая галопом проносилась мимо рядом противника, закручивая своеобразный хоровод, непрерывно обстреливая их из луков. Когда обороняющиеся отступали, то в бой вступала с пиками наперевес тяжелая кавалерия. В случае если неприятель атаковал сам, стрелки быстро отступали, стремясь измотать и расстроить его ряды, а потом подставить под разящий удар кавалерии”.

Вой­ско Казанского ханства со­стоя­ло из 5-ты­сяч­ной татарской кон­ни­цы и 25-40-ты­сяч­ной пе­хо­ты че­ре­ми­сов.

Основными на­ло­га­ми и по­вин­но­стя­ми бы­ли ясак, ам­бар-ма­лы, ил­чи-ку­нак, ха­радж и др. Му­суль­ма­не пла­ти­ли так­же го­шур и за­кят, а не­му­суль­ма­не - джи­зию. В Казанском ханстве пре­об­ла­дал ис­лам (около по­ло­ви­ны на­се­ле­ния - сун­ни­ты, по­сле­до­ва­те­ли уче­ния Абу Ха­ни­фы), со­блю­да­лась пол­ная ве­ро­тер­пи­мость, что бы­ло свя­за­но с тра­ди­ция­ми Бул­га­рии Волж­ско-Кам­ской, Мон­голь­ской им­пе­рии и Зо­ло­той Ор­ды. В Ка­за­ни на­хо­ди­лась Армянская цер­ковь, а б. ч. фин­но-угор­ско­го и часть тюркского на­се­ле­ния ис­по­ве­до­ва­ли язы­че­ст­во. Ис­лам рас­про­стра­нял­ся не­на­силь­ст­вен­но - в ре­зуль­та­те уси­ле­ния эт­но­куль­тур­ных кон­так­тов. Му­сульманское ду­хо­вен­ст­во (шей­хи, мул­лы, има­мы и др.) за­ни­ма­ло по­чёт­ное ме­сто в Казанском ханстве, а сей­ид счи­тал­ся вто­рым по­сле ха­на ли­цом в стра­не, не­ред­ко воз­глав­лял пра­ви­тель­ст­во в пе­рио­ды ме­ж­ду­цар­ст­вия и вы­пол­нял серь­ёз­ные ди­пло­ма­тические по­ру­че­ния. Ду­хо­вен­ст­во иг­ра­ло важ­ную роль в про­све­ще­нии на­се­ле­ния, че­му спо­соб­ст­во­ва­ло на­ли­чие мед­ре­се при Со­бор­ной ме­че­ти в Ка­за­ни, а так­же мно­же­ст­ва др. мед­ре­се и мек­те­бов. В Казанском ханстве ак­тив­но раз­ви­ва­лись тра­ди­ция ис­то­рио­пи­са­ния, юрис­пру­ден­ция (на ос­но­ве ша­риа­та), литература, музыкальное твор­че­ст­во, де­ко­ра­тив­но-при­клад­ное искусство и т. д.

По­ли­ти­че­ская ис­то­рия

В ис­то­рио­гра­фии су­ще­ст­ву­ют две основные точ­ки зре­ния от­но­си­тель­но вре­ме­ни об­ра­зо­ва­ния Казанского ханства. Со­глас­но пер­вой из них, его ос­но­ва­те­лем яв­лял­ся бывший зо­ло­то­ор­дын­ский хан Улуг-Му­хам­мед и ис­то­рию хан­ст­ва сле­ду­ет вес­ти с 1437 или 1438 года (Г. И. Пе­ре­тят­ко­вич, Ш. Мард­жа­ни, Н. П. За­гос­кин, Х. Ат­ла­си, М. Г. Ху­дя­ков, А. Н. Ку­рат, М. А. Ус­ма­нов, Д. М. Ис­ха­ков и др.). Сог­лас­но вто­рой (под­твер­жда­ет­ся боль­шин­ст­вом ис­точ­ни­ков) - ис­то­рию ханства сле­ду­ет ве­сти с осе­ни 1445 года, с на­ча­ла прав­ле­ния в Ка­за­ни Мах­му­да, сы­на Улуг-Му­хам­ме­да (В. В. Вель­я­ми­нов-Зер­нов, Н. Ф. Ка­ли­нин, С. Х. Али­шев, Р. Г. Фах­рут­ди­нов и др.).

На­хо­ж­де­ние са­мо­го Улуг-Му­хам­ме­да в Ка­за­ни не под­твер­жда­ет­ся, в боль­шин­ст­ве ис­точ­ни­ков он име­ну­ет­ся не ка­зан­ским ха­ном, а ро­до­на­чаль­ни­ком пер­вой ди­на­стии ка­зан­ских ха­нов. Ещё до окон­чательного оформ­ле­ния ханства, в конце 1444 года - начале 1445 года, на­ча­лись ка­зан­ских ха­нов на­бе­ги на зем­ли Московского великого княжества. По­сле 1448 года и до кон­ца прав­ле­ния Мах­му­да и его сы­на Ха­ли­ла (1467 год) ме­ж­ду казанским ханством и русскими кня­же­ст­ва­ми фак­ти­че­ски су­ще­ст­во­ва­ли мир­ные от­но­ше­ния. В это вре­мя внут­ри ка­зан­ской зна­ти на­ча­ла фор­ми­ро­вать­ся груп­па, ори­ен­ти­ро­вав­шая­ся на со­юз с Мо­ск­вой.

По­сле смер­ти Ха­ли­ла ха­ном стал его брат Иб­ра­гим (1467-1479 годы), а про­мос­ков­ская знать при­гла­си­ла на пре­стол Ка­си­ма, сы­на Улуг-Му­хам­ме­да и пра­ви­те­ля Ка­си­мов­ско­го цар­ст­ва. Ка­сим об­ра­тил­ся за по­мо­щью и раз­ре­ше­ни­ем к великому князю мо­с­ков­ско­му Ива­ну III Ва­силь­е­ви­чу, ко­то­рый под­дер­жал его, что ста­ло по­во­дом к на­ча­лу 1-й ка­зан­ско-рус­ской вой­ны (1467-1469 годы). Од­на­ко во­енная кам­па­ния 1467 года ус­пе­ха Ка­си­му не при­нес­ла, и русское пра­ви­тель­ст­во не пы­та­лось в даль­ней­шем воз­вес­ти его на ка­зан­ский пре­стол. При Иб­ра­ги­ме ханство рас­ши­ри­ло вла­де­ния в Верх­нем При­ка­мье и Вят­ской зем­ле. По ре­зуль­та­там 2-й ка­зан­ско-русской вой­ны (1478 год) хан был вы­ну­ж­ден за­клю­чить мир на русских ус­ло­ви­ях.

В на­ча­ле прав­ле­ния сы­на Иб­ра­ги­ма - Али (Иль­га­ма) (1479-1487 годы, с пе­ре­ры­ва­ми) ханство под­дер­жи­ва­ло мир­ные от­но­ше­ния с Московским великим княжеством. Од­на­ко ле­том 1482 года они ока­за­лись на гра­ни вой­ны, т. к. Московское великое княжество ак­тив­но вме­ши­ва­лось во внутренние де­ла Казанского ханства (в рас­прю ме­ж­ду сто­рон­ни­ка­ми Али и его бра­та Му­хам­мед-Эми­на). В ре­зуль­та­те во­енного дав­ле­ния (Иван III с удель­ны­ми князь­я­ми рас­по­ло­жил­ся во Вла­ди­ми­ре - пунк­те сбо­ра всей русской ар­мии; круп­ные си­лы бы­ли скон­цен­три­ро­ва­ны в Ниж­нем Нов­го­ро­де, на­ча­лось пла­ва­ние русской ра­ти на су­дах к Ка­за­ни) был за­клю­чён мир на русских ус­ло­ви­ях (кон­крет­ные ста­тьи до­гово­ра в ис­точ­ни­ках не со­хра­ни­лись). В середине 1480-х годов московским кан­ди­да­том на ка­зан­ский трон стал сын Иб­ра­ги­ма Му­хам­мед-Эмин, ко­то­ро­му при под­держ­ке русского войск уда­ва­лось од­на­ж­ды (или два­ж­ды) на вре­мя за­нять трон в Ка­за­ни в 1485-1487 годах.

По­ли­ти­ка Му­хам­мед-Эми­на спро­во­ци­ро­ва­ла в 1495 году за­го­вор ме­ст­ных бе­ков, в ре­зуль­та­те ко­то­ро­го в 1496 году на ка­зан­ский пре­стол при под­держ­ке главным образом но­гай­ских, а так­же си­бир­ских та­тар был воз­ве­дён си­бир­ский Чин­ги­сид - Ма­мук, ко­то­рый не су­мел удер­жать­ся в Ка­за­ни. Но­вым ха­ном стал брат Му­хам­мед-Эми­на - Абд аль-Ла­тиф (1496-1502 годы), ак­тив­но про­во­див­ший про­мос­ков­скую по­ли­ти­ку и стре­мив­ший­ся ог­ра­ни­чить влия­ние зна­ти в Казанском ханстве. В 1500 году но­гай­ские мур­зы Му­са и Ям­гур­чи ор­га­ни­зо­ва­ли по­ход на Казанское ханство.

Ра­зо­ре­ние тер­ри­то­рии ханства но­гая­ми при­ве­ло к уси­ле­нию ан­ти­рус­ских на­строе­ний. Абд аль-Ла­тиф не су­мел про­ти­во­дей­ст­во­вать им, вслед­ст­вие че­го был аре­сто­ван по при­ка­зу Ива­на III Ва­силь­е­ви­ча и со­слан на Бе­ло­озе­ро. Ка­зан­ский трон вновь за­нял Му­хам­мед-Эмин (1502-1518 годы). Вес­ной - ле­том 1505 года в хо­де пе­рего­во­ров в Мо­ск­ве, а за­тем и в Ка­за­ни вспых­нул ост­рый кон­фликт. В ито­ге Му­хам­мед-Эмин аре­сто­вал русского по­сла М. С. Кля­пи­ка Ероп­ки­на, кро­ме то­го, ог­ра­бив, за­то­чил в тюрь­му, про­дал в раб­ст­во в Но­гай­скую Ор­ду или каз­нил русских тор­го­вых лю­дей. В том же го­ду на этот раз ка­зан­ский хан на­чал 4-ю ка­зан­ско-русскую вой­ну. По­сле по­ра­же­ния русских войск, дли­тель­ных пе­ре­го­во­ров вес­ной - ле­том 1507 года, ос­во­бож­де­ния аре­сто­ван­ных русских по­слов, не­ко­то­рых куп­цов, а так­же по­пав­ших в плен в 1506 году русских вои­нов был за­клю­чён мир, от­ме­нив­ший сю­зе­ре­ни­тет Русского государства над Казанским ханством.

В 1521 году ак­ти­ви­зи­ро­ва­лись на­бе­ги ка­зан­ских ха­нов на зем­ли Русского государства, ряд из ко­то­рых был со­вер­шён од­но­вре­мен­но с по­хо­дом бра­та Са­гиб-Ги­рея - крым­ско­го ха­на Му­хам­мед-Ги­рея I - на Мо­ск­ву. В 1523 году в ре­зуль­та­те по­хо­да на зем­ли че­ре­ми­сов великий князь мо­с­ков­ский Ва­си­лий III по­стро­ил на тер­ри­то­рии Казанского ханства (на пра­вом бе­ре­гу, в устье реки Су­ра) Ва­силь­го­род (ны­не Ва­силь­сурск), что ста­ло пер­вым ша­гом на пу­ти по­ко­ре­ния ханства. В 1523 году Са­гиб-Ги­рей на­чал 5-ю ка­зан­ско-русскую вой­ну, од­на­ко по­сле то­го, как до не­го дош­ла ин­фор­ма­ция об убий­ст­ве но­гая­ми Му­хам­мед-Ги­рея I и вспых­нув­шей в Крым­ском хан­ст­ве меж­до­усо­би­це, он был вы­ну­ж­ден уе­хать ту­да.

Дли­тель­ные пе­ре­го­во­ры в Мо­ск­ве и Ка­за­ни (но­ябрь 1530 года - май 1531 года), за­си­лье крым­цев и но­га­ев при­ве­ли к усо­би­це в Казанском ханстве с уча­сти­ем по­дат­но­го на­се­ле­ния. В 1531 году Са­фа-Ги­рей бе­жал в Но­гай­скую Ор­ду, а его сто­рон­ни­ки бы­ли каз­не­ны. Уси­ле­ние русского влия­ния в ханстве при­ве­ло к то­му, что по со­гла­со­ва­нию с Ва­си­ли­ем III но­вым ха­ном ле­том 1531 год (по др. дан­ным, 1532 год) стал брат Шах-Али - Джан-Али. Он ак­тив­но про­во­дил про­рус­скую по­ли­ти­ку, в ря­де слу­ча­ев при­зна­вая и ог­ра­ни­че­ние су­ве­ре­ни­те­та Казанского ханства (например, в 1534 году ка­зан­ские вой­ска на­прав­ле­ны в со­ста­ве русской ар­мии на вой­ну с Великим княжеством Ли­тов­ским). Во­ца­ре­ние в Кры­му Са­гиб-Ги­рея I (1532 год) и смерть Ва­си­лия III Ива­но­ви­ча (1533 год) при­ве­ли к рез­ко­му ос­лаб­ле­нию влия­ния Русского государства на Казанское ханство, уси­ле­нию там ан­ти­рус­ских на­строе­ний, ко­то­рые бы­ли под­дер­жа­ны Крым­ским хан­ст­вом. За­го­вор 1535 года, ор­га­ни­зо­ван­ный Бу­ла­том Ши­ри­ном и хан-би­ке Гау­хар­шад (Ков­гор­шат), при­вёл к убий­ст­ву Джан-Али и но­во­му вос­ше­ст­вию на пре­стол Са­фа-Ги­рея (1535-1546 годы).

В 1545 году Са­фа-Ги­рей об­ви­нил ка­зан­скую знать в из­ме­не и каз­нил Бу­ла­та Ши­ри­на, хан-би­ке Гау­хар­шада и др., по­сле че­го в 1546 году был из­гнан из Ка­за­ни, а от­ря­ды крым­цев, бе­жав­ших из Ка­за­ни, бы­ли раз­би­ты русскими сто­ро­жа­ми на Ка­ме при по­пыт­ке про­рвать­ся в Крым­ское хан­ст­во. Ка­зан­ским ха­ном вновь стал Шах-Али (июнь - июль 1546 года), ко­то­ро­му ка­зан­цы при­нес­ли при­ся­гу, од­но­вре­мен­но при­сяг­нув и великому князю мо­с­ков­ско­му Ива­ну IV Ва­силь­е­ви­чу. Са­фа-Ги­рей при под­держ­ке крым­ских, но­гай­ских и ас­т­ра­хан­ских та­тар пы­тал­ся вер­нуть се­бе ка­зан­ский трон, но не­удач­но. Од­на­ко оче­ред­ная усо­би­ца в Ка­за­ни при­ве­ла к бег­ст­ву Шах-Али и но­во­му во­ца­ре­нию Са­фа-Ги­рея (1546-1549 годы). Сто­рон­ни­ки про­рус­ской ори­ен­та­ции бы­ли каз­не­ны, ди­ван сфор­ми­ро­ван толь­ко из крым­ских и про­крым­ски на­стро­ен­ных та­тар, а так­же, ви­ди­мо, и но­гай­цев.

Рас­ши­ря­лось идео­ло­гическое обос­но­ва­ние русского на­сту­п­ле­ния на Ка­зань: юри­дические ар­гу­мен­ты (ка­зан­цы на­ру­ши­ли при­ся­гу, дан­ную в 1546 году Шах-Али и Ива­ну IV) до­пол­ни­лись кон­фес­сио­наль­ны­ми (во вре­мя на­бе­гов ка­зан­цы раз­ру­ша­ли хра­мы и дер­жа­ли в раб­ст­ве мно­жест­во пра­во­слав­ных хри­сти­ан). Эти по­хо­ды русских войск вы­зва­ли но­вый всплеск внут­ри­по­ли­тической борь­бы в Ка­за­ни, че­му спо­соб­ст­во­ва­ли ин­три­ги ка­зан­ских кня­зей-эмиг­ран­тов и ди­пло­ма­тическая изо­ля­ция Казанского ханства: пред­ло­же­ния но­во­го крым­ско­го ха­на Де­в­лет-Ги­рея I, сде­лан­ные с санк­ции турецкого сул­та­на, об ан­ти­рус­ском сою­зе двух ханств и Но­гай­ской Ор­ды в 1549 и 1551 годах име­ли пред­ва­рительный ха­рак­тер; но­гай­ские мур­зы в це­лом при­зна­ва­ли при­ори­тет­ные пра­ва на Ка­зань московского кан­ди­да­та при ус­ло­вии пла­те­жей с хан­ст­ва в их поль­зу.

Од­но­вре­мен­но русское пра­ви­тель­ст­во ве­ло пе­ре­го­во­ры с про­тив­ни­ка­ми Шах-Али из ка­зан­ской зна­ти, на­хо­див­ши­ми­ся в Мо­ск­ве в ка­че­ст­ве по­слов или эмиг­ран­тов. Они пред­ла­га­ли, что­бы Шах-Али был све­дён с тро­на, а Казанское ханство уп­рав­ля­лось бы от име­ни ца­ря его на­ме­ст­ни­ка­ми, и га­ран­ти­ро­ва­ли со­гла­сие ка­зан­цев на это при ус­ло­вии со­хра­не­ния со­ци­аль­но­го ста­ту­са и вла­де­ний зна­ти, а так­же тра­диционных по­ряд­ков. Идея вве­сти в Казанском ханстве пря­мое прав­ле­ние Ива­на IV при­ве­ла к ан­ти­мо­с­ков­ско­му вос­ста­нию во гла­ве с эми­ра­ми и сей­и­дом Кул-Ша­ри­фом, из­гна­нию Шах-Али и русского гар­ни­зо­на из Ка­за­ни. Ха­ном Казанского ханства стал ас­т­ра­хан­ский Чин­ги­сид Яд­гар-Му­хам­мед.

Пе­ре­во­рот в Ка­за­ни вы­звал от­вет­ные ме­ры русского пра­ви­тель­ст­ва. На за­се­да­нии Бо­яр­ской ду­мы в апреле 1552 года бы­ло при­ня­то ре­ше­ние о под­го­тов­ке оче­ред­но­го ка­зан­ско­го по­хо­да с це­лью за­вое­ва­ния Казанского ханства. В ре­зуль­та­те по­хо­да 1552 года и бо­лее чем 40-днев­ной оса­ды 02.10.1552 года Ка­зань бы­ла взя­та, а Казанское ханство пе­ре­ста­ло су­ще­ст­во­вать как са­мо­сто­ятельное го­су­дар­ст­во.


Казанское ханство возникло в Среднем Поволжье и на территории бывшего Булгарского улуса Золотой Орды в середине XV века. Датой образования этого государства следует считать 1438 год. Оно просуществовало 114 лет. Кратко образование Казанского ханства изучают в 7 классе.

Характеристика ханства

Упадок Золотой Орды начался после смерти хана Джанибека в 1357 году. На ее огромной территории, раскинувшейся от Крыма до равнин Западной Сибири, появилось несколько новых политических центров.

Казанское ханство

Рис. 1. Казанское ханство.

В первой половине XV века ханы Золотой Орды часто воевали друг с другом. Один из них, Улуг-Мухаммед, в 1438 году захватил Казань и объявил себя правителем отдельного государства. Он скончался в 1445 году и наследником престола стал его сын Махмуд, который правил до 1466 года. Далее, до 1552 года, престол занимали 12 ханов. Некоторым из них власть доставалась по два или три раза. Например, Мухаммед-Амин правил трижды:

  • 1484–1485;
  • 1487–1496;
  • 1502–1518.

В первой половине XVI века за престол в ханстве боролись представители промосковской касимовской и крымской династий. К первой относился хан Шах-Али, а ко второй — Сафа-Гирей.

Последним ханом стал Ядыгар из астраханской династии. Он был свергнут в 1552 году царем Иваном IV. Формально до 1556 года престол принадлежал Али-Акраму из ногайской династии.

Административные единицы в составе ханства назывались даруги, всего их было пять, они делились на улусы. К основным городам, помимо Казани, следует отнести Болгар, Кашан, Алат, Арча, Зюри.

Этнический состав населения Казанского ханства был достаточно пестрым:

  • тюркские народности: татары, башкиры, чуваши, ногайцы;
  • финно-угорские народности: мордва, удмурты, марийцы;
  • армяно-кыпчаки и славяне, например, в качестве пленных.

Численность жителей можно оценить в 500 тыс. человек, но с учетом зависимых территорий их могло быть и больше.

Главой государства был хан. При нем заседал постоянный совет из знати — Диван. Периодически созывался законодательный орган власти – курултай. Важную роль в управлении ханством играла аристократия, то есть мурзы и беки, а также духовенство, так как основной религией был ислам. Этот фактор влиял и на особенности культуры: строительство мечетей и медресе, использование арабской графики, восточная поэзия.

По карте заметно, что ханство полностью находилось в Европе. У него не было владений в Азии. В период расцвета оно занимало территорию около 700 тыс. кв. км. Ханство простиралось от современной Уфы на востоке и до реки Сура на западе, от Саратова на юге и до верховьев реки Вятка на севере.

Казанское ханство. Карта

Рис. 2. Казанское ханство. Карта.

Внешняя политика и экономика

Основой войска казанских ханов была кавалерия. Ее они использовали для набегов и для захвата пленных. Пехоту использовали редко. Столица ханства представляла собой сильную крепость, она была защищена артиллерией.

Основным внешнеполитическим противником Казанского ханства было Великое княжество Московское, которое с 1547 года стало царством Русским. В 1445 году хан Улуг-Мухаммед смог разгромить войско Василия II и взять его в плен. В 1487 году московский князь Иван III совершил поход на Казань и посадил на престол своего ставленника. Ханство почти на 20 лет попало под русское влияние. С 1505 года, то есть после смерти Ивана III, между государствами началось долгое противостояние, которое шло с переменным успехом и завершилось взятием Казани войском Ивана IV в октябре 1552 года.

Казанское ханство отличалось от Астраханского и Крымского тем, что его население было в большей степени земледельческим. От Волжской Булгарии оно унаследовало традиции оседлого землепашества. Из-за месторасположения на средней Волге важную роль в его экономике играла торговля с Северным Кавказом и Средней Азией.

Казанское ханство 1552 г.

Рис. 3. Казанское ханство 1552 г..

Что мы узнали?

Казанское ханство существовало с 1438 по 1552 гг. Оно стало одним из самых крупных государств на территории бывшей Золотой Орды и было присоединено к России в 1552 году.

Читайте также: