Казахстанская модель межэтнического согласия кратко

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

КАЗАХСТАНСКАЯ МОДЕЛЬ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОГО СОГЛАСИЯ.

«Наша модель межнационального и межрелигиозного согласия

- это реальный вклад Казахстана в общемировой процесс

С момента обретения независимости Республика Казахстан проводит взвешенную государственную политику в религиозной сфере. Ситуация в сфере религии и межконфессиональных отношений в нашем государстве за последние два десятилетия значительно изменилась.

Одной из характерных особенностей развития на данном этапе стало неуклонное возрастание роли религии в жизни общества. Повышается ее авторитет и статус, расширяются функции, растет число верующих и религиозных объединений.
Процессы религиозного возрождения стали следствием проводимой политики, направленной на обеспечение свободы совести, духовного прогресса, сохранение и укрепление гражданского мира и межконфессионального согласия в стране. Несмотря на то, что отдельные зарубежные и отечественные правозащитные организации твердят о регулярном нарушении свободы вероисповедания, ограничении на деятельность религиозных объединений, факты свидетельствуют об обратном. Последователи всех конфессий имеют в Казахстане широкие возможности для удовлетворения своих духовных потребностей.

Население Казахстана представлено самыми разными этническими и религиозными группами. От согласия и мирного сотрудничества людей с разными убеждениями и вероисповеданиями зависит сохранение и укрепление политической стабильности, развитие экономики и социальный прогресс. С этой целью государство проводит политику поддержания межэтнического и межконфессионального согласия, поддержания атмосферы толерантности и конструктивного диалога, предупреждения проявлений экстремизма.

Казахстанский опыт в сфере религиозного согласия во многом уникален. В республике представлен широкий спектр религиозных объединений: от традиционных вероучений (ислам и христианство) до новых, нетрадиционных, ранее не представленных в стране религиозных движений.

Общепризнанным достижением Казахстана стало построение демократического и светского государства, в котором обеспечивается равенство возможностей экономического, социального, культурного, духовного развития для представителей всех групп населения. Принципы межэтнического и межконфессионального согласия реализуются как в политике центральных органов, так и в каждом регионе. Широкую поддержку в деле межконфессионального согласия оказывают национально-культурные центры, религиозные объединения.

Следует помнить, несмотря на то, что в Казахстане сложилась устойчивая модель межэтнического и межконфессионального согласия, ее поддержание требует неустанных усилий и со стороны государства, и со стороны гражданского общества, в том числе и религиозных объединений. Необходим постоянный мониторинг ситуации в данной сфере, взаимодействие всех заинтересованных сторон.

Подводя итоги, следует выделить основные принципы, на которых строятся межконфессиональные отношения в Казахстане:

2. Государство создает равные и благоприятные условия для реализации конфессиями своих функций. Это способствовало значительному росту количества религиозных объединений за период независимости. Несмотря на то, что большинство населения Казахстана считает себя мусульманами, это не мешает полноценному функционированию других вероисповеданий. Об этом свидетельствует многократное увеличение численности немусульманских религиозных объединений. За годы независимости количество православных, католических и протестантских общин выросло в несколько раз. Действуют организации иудеев и буддистов.

Важным направлением политики государства является поддержка межконфессионального диалога. По инициативе Президента Нурсултана Назарбаева создан такой уникальный институт межнационального и межконфессионального диалога, как Ассамблея народа Казахстана.

А. Назарбаев – основоположник казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия 22 Августа 2013 Современный мир столкнулся с ситуацией, когда казалось бы уже устоявшиеся отношения, как между государствами, так и внутри них, подверглись кардинальному пересмотру, что привело к возросшей нестабильности и достаточно выраженной неопределенности будущности мира в целом. Ничего не совершается без серьезных причин, особенно то, что происходит в глобальных масштабах. И если сегодня стали предельно актуальными проблемы национального развития, вопросы межэтнических отношений, религиозная проблематика, то это говорит о том, что человечеству постоянно, на каждом следующем этапе своего развития, приходится заново решать когда-то уже решенные проблемы. С одной стороны, в этом нет ничего удивительного: новый международный контекст, новые вызовы и угрозы или новая региональная конфигурация – все это требует нового подхода. Но, с другой стороны, поступательный ход истории должен был бы некоторые проблемы решить с достаточной определенностью, и при возникновении новых задач можно было бы прибегнуть к историческому опыту.

Прошлый опыт ценен и актуален, но сфера его применения невелика, так как нынешние реалии отличаются комплексностью, глобальностью и глубиной. Надо отметить, что это полностью относится к проблемам, имеющимся в сфере межэтнических и межрелигиозных отношений. Причем, можно говорить и о международном уровне этих проблем, и о внутристрановом.

Глобализация имеет много измерений, в том числе невиданные ранее объемы миграции, одновременное сближение и неприятие друг другом цивилизаций, расширение ареала религии и снижение ее общественного статуса и т.п. В феноменах современности присутствуют, а иной раз и доминируют отношения между этносами и религиями. Государства вне зависимости от типа их отношений с религиозными объединениями – от светского до теократического – вынуждены выстраивать государственно-конфессиональные отношения, и здесь государственные органы зачастую испытывают сложности, восходящие к надгосударственному характеру религий. Религии действуют поверх государственных границ, превращаясь в заметный фактор международной жизни. Аналогичное положение и в отношении этнического многообразия и межэтнических отношений. Этнос, доминирующий в одной стране, в другой может быть этническим меньшинством. Для полиэтнических государств нередко серьезной проблемой является поддержание состояния межэтнического согласия. Исследователи отмечают, что в основе почти всех конфликтов современности лежат или национальные, или религиозные факторы. Религиозные свободы завоевали приоритет среди прав и свобод современного мира и в настоящее время стали если не определяющими, то очень значимыми. С их возрастающей ролью сталкиваются как развивающиеся государства, так и страны с развитой экономикой и устоявшимися демократическими политическими системами и институтами. Мировое сообщество, эксперты и аналитики внимательно отслеживают формы и способы решения проблем в сфере межконфессиональных и межэтнических отношений, к которым прибегают главы и правительства различных государств, аккумулируют опыт общественных структур и гражданских обществ в целом. Поэтому самое пристальное внимание уделяется позитивному опыту и новаторским находкам в выстраивании межрелигиозных и межэтнических отношений. Республика Казахстан продемонстрировала всему миру, что страна может успешно выстраивать государственно-конфессиональные отношения, поддерживать и развивать межэтническое согласие и одновременно решать проблемы государственного строительства, и все это в условиях углубления процессов глобализации и нарастания общей нестабильности в мире, проявления старых и возникновения новых вызовов и угроз. Конечно, в мире имеются и иные положительные примеры решения этих проблем, но, имея в виду многоэтнический и поликонфессиональный состав населения Казахстана, евразийское географическое и геополитическое положение, состояние, при котором страна испытывает сильнейшее давление несовпадающих и даже противоположных национальных интересов целого ряда мировых и региональных держав, глобальный экономический кризис, потрясший основы мировой финансовой системы, Республика Казахстан демонстрирует выдержку, силу и мудрость и народа, и руководства. Это прекрасно видят лидеры государств, международные чиновники, эксперты и просто люди разных стран

Успехи Казахстана в поддержании и развитии межконфессионального и межэтнического согласия, в обеспечении внутренней стабильности и выдвижении действенных инициатив на международной арене привели к тому, что ему было предложено мировым сообществом занять пост председателя ОБСЕ в 2010 году и председательствовать в Организации Исламская Конференция в 2011 году. Успехи страны всегда связаны с деятельностью ее Президента, иногда они практически целиком являются его заслугой. Н.А.Назарбаев завоевал симпатии не только казахстанцев, но и лидеров государств и простых людей самых разных стран современного мира. Его каждодневная работа по руководству страной удивительно плодотворно сочетается с разработкой стратегических идей, концепций и программ развития Казахстана.

Президент Казахстана Н.А.Назарбаев уделяет постоянное внимание задачам сохранения внутриполитической стабильности в Республике Казахстан, которую нельзя сохранить без поддержания межэтнического и межконфессионального мира и согласия. Поэтому задачи сохранения национального единства и религиозного мира в Казахстане являются приоритетными для Президента Казахстана. В своих исследованиях, книгах, Посланиях народу Казахстана, в выступлениях на сессиях Ассамблеи народа Казахстана, на съездах лидеров мировых и традиционных религий, в статьях, интервью Н.А.Назарбаев постоянно возвращается к теме межэтнического и межконфессионального согласия, к актуальным проблемам укрепления духовного согласия, заостряет внимание на необходимости поддерживать эти вопросы в качестве центральных для правительства Республики Казахстан, государственных органов на местах, общественных структур, молодежных организаций.

Казахстанская модель общественного согласия и общенационального единства Н.А.Назарбаева

V принципов модели межэтнического согласия

I. Этническое, конфессиональное, культурное и языковое многообразие.

II. Создание всех условий для развития культуры и языков этносов Казахстана.

III. Толерантность и ответственность.

IV. Консолидирующая роль казахского народа.

V. Единство народа Казахстана.

Второе. Все этнические группы имеют чрезвычайно высокий гражданско-правовой и общественный статус. Их представители выступают не в качестве национальных меньшинств, а рассматриваются как обладающие всей полнотой прав граждане единого народа Казахстана.

Третье. Представительство и политическая реализация интересов казахстанских этносов осуществляется на высшем государственном уровне. Председателем Ассамблеи народа Казахстана является Первый Президент Казахстана гарант Конституции, и этим определен высокий статус Ассамблеи. Решения ее высшего органа – ежегодной сессии – выполняются всеми государственными органами.

Четвертое. Интересы этнических групп обеспечиваются через парламентское гарантированное представительство Ассамблеи, в результате которого избираемые от Ассамблеи 9 депутатов Мажилиса, представляют ее интересы, как совокупность интересов всех этносов страны.

Шестое. Межэтнические отношения в Казахстане принципиально деполитизированы.

Этапы становления и развития модели межэтнической толерантности

Первый этап (с 1989 по 1995 годы). Характеризуется от начала создания этнокультурных объединений до начала законодательного и институционального оформления казахстанской модели в результате принятия Конституции 1995 года и создания Ассамблеи народа Казахстана.

Второй этап (с 1995 по 2002 годы). Были определены параметры казахстанской идентичности. На основе Концепции формирования государственной идентичности РК обеспечена консолидация казахстанского общества вокруг казахского народа. В обществе достигнут принципиальный консенсус в отношении отказа от политизации этнических и конфессиональных отношений.

Четвертый этап начался в 2007 году. Он характеризуется интеграцией казахстанского общества в единый народ, переходом государственной национальной политики к политике укрепления национального единства народа Казахстана.

Стандарты в сфере межэтнических отношений

Республика Казахстан ратифицировала свыше 180 основополагающих международных нормативных правовых актов в сфере регулирования межэтнических и межконфессиональных отношений.

МСБ будет производить не менее 50% объема ВВП

Производительность труда будет увеличена до 126 тысяч долларов 100-процентный охват казахстанских детей от 3 до 6 лет дошкольным образованием

Казахстан будет полностью обеспечивать собственный рынок ГСМ в соответствии с новыми стандартами экологичности

Доля несырьевого экспорта в общем объеме экспорта должна увеличиться в два раза и в три раза к 2040 году

Начнется перевод нашего алфавита на латиницу

95% казахстанцев должны владеть казахским языком

На 15 % посевных площадей будут применяться водосберегающие технологии

Будет решена проблема обеспечения населения водой для орошения

Показатель объёма ВВП на душу населения достигнет 60 тысяч долларов

Доля городских жителей РК вырастет до 70 % от всего населения

Религия, история, современность

Межконфессиональное и межэтническое согласие в Республике Казахстан является одним из необходимых условий целостности государства и его продвижения по пути демократических преобразований. Свобода вероисповедания - это необходимое условие деятельности демократического общества, один из основных элементов системы прав и свобод человека. Вопрос свободы вероисповедания всегда остается актуальным для Казахстана как для многоконфессиональной страны. Мирное сосуществование представителей различных национальных и религиозных групп во многом зависит от государственной политики и в этой связи опыт властей Казахстана заслуживает внимания. В то же время Казахстан является частью мирового сообщества, которое столкнулось с современными вызовами в религиозной сфере и с наступлением радикального ислама.

За прошедшее время после принятия Закона сформирована новая правовая база, регулирующая религиозные отношения в Казахстане. В 2012 году приняты подзаконные нормативно-правовые акты, регламентирующие правовые аспекты религиозной деятельности и функционирования религиозных объединений. В частности, приняты постановления Правительства, регулирующие вопросы:

- осуществления миссионерской деятельности;

- проведения религиоведческой экспертизы;

-согласования строительства культовых зданий и передачи религиозным объединениям культовых (молитвенных) зданий, сооружений;

- согласования деятельности иностранных религиозных объединений на территории республики, назначения иностранными религиозными центрами руководителей религиозных объединений в Республике Казахстан.

Современная конфессиональная картина Казахстана представлена таким образом: в нашей стране проживает более 130 этносов, относящихся к различным религиозным конфессиям. Согласно переписи 2009 года самые многочисленные религиозные объединения представляют ислам (70 процентов от числа всех верующих) и православие (26 процентов). Иудаизм и буддизм имеют примерно равное число верующих (по 0,1 процента). Остальные религии имеют 0,2 процента последователей от общего числа верующих [6].

Немало важно отметить, что все-таки необходимо усиление роли государства в профилактике религиозного экстремизма:

1. Необходимо в стране разработать действенную концепцию и программу религиозной политики.

2. Учитывая специфику поликонфессионального казахстанского общества, усиления экстремистки настроенных религиозных общин государство должно вести активную политику в области религий.

3. Предлагается ввести должность Министра по делам религии.

4. Необходимо усилить социальную защиту малообеспеченных слоев

казахстанского общества, так как именно они становятся объектом деятельности миссионеров нетрадиционных религий. К ним можно отнести и студенчество, имеющее небольшие стипендии.

5. Государственные служащие, задействованные во внутренней политике должны проходить курсы повышения квалификации по знанию религиозной ситуации в стране.

6. Государству необходимо активизировать диалоги и дискуссии с религиозными общинами.

7. Необходимо упорядочить и усилить контроль за деятельностью религиозных общин. Требовать строгой отчетности.

8. Сделать заслон распространению нетрадиционных религий, так как они разрушают цельность общества и угрожают национальной безопасности.

9. Необходимо дифференцированное отношение государства к религиям.

10. Необходим некоторый контроль со стороны Министерства образования и науки за ходом учебного процесса.

С укреплением экономики и демократизацией общества ослабнет дестабилизирующий потенциал целого ряда настораживающих тенденций в религиозной сфере. Одним из основных факторов стабильного общественного развития и улучшения благосостояния всех народов является мирный межконфессиональный диалог, на пути которого осуществлен целый ряд заметных шагов. Мирное сосуществование религий, противодействие распространению экстремизма – приоритетные факторы внутренней и внешней политики Казахстана.

Сейфуллина А.Б.,

научный сотрудник

Института истории государства КН МОН РК

Список использованной литературы

1. Конституция Республики Казахстан. Алматы, 2007, с. 4

2. Конституция Республики Казахстан. Алматы, 2007, с. 4

6. Перепись населения Республики Казахстан 2009 года. Краткие итоги. Астана, 2010, с. 100.

7. Н.А.Назарбаев – основоположник казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия./ Сост.: А.Н. Нысанбаев, А.Г. Косиченко. Алматы, 2010, с. 266

Читайте также: