Казахстан в 50 60 годы 20 века кратко

Обновлено: 07.07.2024

Последствия войны оказались тяжелыми для Казахстана. На заводах и в сельском хозяйстве остро не хватало рабочих рук. В целях ликвидации нехватки рабочей силы, пополнения рядов рабочего класса, в республике повсеместно создавались школы и училища трудовых резервов.

В июне 1946 года руководителем Казахстана стал Ж. Шаяхметов.

Первый послевоенный год оказался для сельского хозяйства очень трудным. На состоянии сельского хозяйства страны, особенно в ее европейской части, очень тяжело отразилась засуха. Положение затруднялось еще и тем, что не хватало рабочей силы; большая часть сельскохозяйственных машин вышла из строя в годы войны, а поступление новых было незначительным. Проанализировав причины столь тяжелого состояния сельского хозяйства, руководство страны предприняло ряд мер. В частности, для резкого улучшения материально-технического оснащения сельского хозяйства государство выделяло ассигнования. Стала налаживаться система подготовки и переподготовки кадров. Мелкие колхозы путем слияния были преобразованы в более крупные. На базе оставшихся мелких колхозов развернулась организация новых совхозов. Массовая их организация началась с весны 1957 года. В целом, принятые меры несколько улучшили положение в сельском хозяйстве. Однако сельское хозяйство республики не могло удовлетворить потребности народа в продовольствии. Причиной этому являлась командно-административная система управления сельским хозяйством. Вместо денег за выполненную работу колхозникам платили продуктами питания. Они не имели паспортов, соответственно, не имели возможности свободной перемены места жительства.

В марте 1956 года И. Яковлев был избран руководителем Казахстана. Для улучшения руководства промышленностью Компартия в феврале 1957 года перешла от отраслевого принципа управления к территориальному. В Казахстане были созданы совнархозы (Алматинский, Восточно-Казахстанский, Семипалатинский и т. п.).

С сентября 1957 г. до января 1960 г. руководителем Казахстана являлся Н. Беляев.

Подведем итоги. В послевоенные годы культ личности Сталина достиг своего апогея. В стране продолжалась борьба с инакомыслием. Последствия войны оказались тяжелыми для Казахстана. Остро не хватало рабочих рук. С приходом к власти в СССР Н. Хрущева политический режим несколько смягчился. ХХ съезд КПСС осудил культ личности Сталина. Республика по-прежнему использовалась в качестве сырьевого придатка европейской части СССР. Центральные ведомства, сооружая новые промышленные гиганты на территории Казахстана, нередко принимали волюнтаристские методы, не заботились о развитии социальной базы и сохранении экологического баланса.

1. Новая волна репрессий после Великой Отечественной войны.

2. Социальное развитие Казахстана в 1945–1953 гг. Развитие сельского хозяйства.

3. Развитие военно-промышленного комплекса.

5. События в Темиртау.

1946–1950 гг. – годы Четвертой пятилетки в СССР.

После войны в целях ликвидации нехватки рабочей сил в Казахстане повсеместно создавались школы и училища трудовых резервов.

В июне 1946 года руководителем Казахстана стал Ж. Шаяхметов. Был освобожден от занимаемой должности в феврале 1954 года.

Е. Бекмаханов рассматривал восстание Кенесары Касымова как национально-освободительное движение казахского народа против колониальной политики России.

В 1952 году Е. Бекмаханов был приговорен к 25 годам лишения свободы.

В декабре 1947 года была отменена карточная система.

В 1947 году была проведена денежная реформа в СССР.

Массовая организация совхозов началась с весны 1957 года.

Совхоз (советское хозяйство) – государственное сельскохозяйственное предприятие. Работающие в совхозах люди были наемными работниками, получавшими заработную плату в денежной форме.

29 августа 1949 года был осуществлено первое ядерное испытание на Семипалатинском полигоне.

Семипалатинский ядерный полигон располагался на территории трех областей: Семипалатинской, Павлодарской и Карагандинской.

В 1963 году был подписан договор между СССР, США и Великобританией об организации испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосе и под водой. Наземные и воздушные взрывы на полигоне были прекращены, стали осуществляться подземные испытания.

С 1949 по 1989 гг. на полигоне было произведено почти пятьсот ядерных испытаний.

Семипалатинский ядерный полигон был закрыт 29 августа 1991 года Указом Президента Н. Назарбаева.

В феврале 1955 года вышло закрытое решение правительства СССР о строительстве космодрома Байконур.

В октябре 1957 года с космодрома Байконур был запущен первый в мире искусственный спутник Земли.

12 апреля 1961 года Ю. Гагарин осуществил первый в мире полет человека в космос .

5 марта 1953 – смерть Сталина.

1953 – 1964 гг. – правление Н. Хрущева в СССР.

1954 – 1955 гг. – правление П. Пономаренко в Казахстане.

1955 – 1956 гг. – правление Л. Брежнева в Казахстане.

1956 – 1957 гг. – правление И. Яковлева в Казахстане.

1957 – 1960 гг. – правление Н. Беляева в Казахстане.

Десталинизация – процесс преодоления культа личности и ликвидации политической и идеологической системы, созданной в СССР в период Сталина.

В феврале 1956 года в Москве состоялся ХХ съезд КПСС. Он наиболее известен осуждением культа личности.

В 1957 году были реабилитированы чеченцы, ингуши, калмыки, балкарцы. Однако не получили возможности для возвращения на родину крымские татары, немцы, корейцы.

После ХХ съезда выборочно также были реабилитированы представители казахской интеллигенции. Были оправданы И. Жансугуров, С. Сейфуллин, Б. Майлин, С. Асфендияров, С. Мендешев и др.

Творческое наследие Ш. Кудайбердиева, М. Жумабаева, А. Байтурсынова, А. Бокейханова, М. Дулатова, Ж. Аймауытова было реабилитировано в 1988 году.

После смерти Сталина изменились методы борьбы с инакомыслием.

Учитель русского языка из Восточно-Казахстанской области М. Еликбаев написал письмо Н. Хрущеву. Он высказался о нарушениях прав личности, выразил общее недовольство сокращением школ с казахским языком обучения и т. п. За смелые высказывания М. Еликбаева отправили на принудительное лечение в психбольницу.

Для улучшения руководства промышленностью Компартия в феврале 1957 года перешла от отраслевого принципа управления к территориальному. В Казахстане были созданы совнархозы.

Совнархозы (советские народные хозяйства) – государственные органы территориального управления народным хозяйством СССР.

1–4 августа 1959 г. – беспорядки в Темиртау.

Причины беспорядков в Темиртау: низкие социально-экономические условия жизни рабочих (нехватка жилья, помещений для медицинского обслуживания, культурно-бытового назначения, школ, магазинов, столовых и буфетов).

Волюнтаризм – деятельность, не считающаяся с объективными условиями, характеризующаяся произвольными решениями осуществляющих ее лиц.

2. 1955 – изменение планирования и распределения бюджетных средств в союзных республиках – передавались в введение республик , расширены их права.

3. С 1954-56 г – из ведения союзных органов 144 предприятия переданы республике

4. С 1956-58 – союзные республики получили возможность осуществлять руководство в органах юстиции

5. С 1957 г – в состав совета министров СССР входили председатели совета министров республик , а в Верховный суд СССР – председатели верховных судов республик

6. В 50 -60 годы репрессии прекращаются всех недовольных объявляют психически больными, всего в эти годы в 90 тысяч отправлены в псих.больницы

7. На XX съезде КПСС в 1956 году разоблачён культ личности Сталина

8. После XX съезда КПСС возвращены имена Асфендиарова, Мирзояна, Сейфулина, Розыбакиева .

9. Многие руководители причастные к репрессиям остались на своих местах

10. Реабилитация носила эпизодический характер

11. 50-60 годы бурное развитие топливно-энегетического комплекса Казахстана

12. К 50 годам полностью механизированы процессы отгрузки угля

13. Со второй половины 50 годов введена централизованная система управления электростанциями

14. В послевоенный период особое внимание - металлургии, машиностроению и химической промышленности

15. Введён в строй темиртауский металлургический завод

16. В 1947 году введён в строй Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат

17. 40,4 всех капиталовложений в промышленность, из них 94,7 – в тяжёлую

18. 1954-1962 – бурное развитие энергетики транспорта и строительства

19. В Казахстане сосредоточено ¾ запасов серебра, к 1965 году мы давали 25% чугуна, 92% железной руды, 79 % угля

20. Под прикрытием гражданских объектов в Казахстане работали военные предприятия

21. Построены к 1950 году ж\д Моиты – Чу , Акмола Павлодар

22. Ж/д транспорт самый развитый в Казахстане

23. Экономика республики специализировалась на производстве сырья

25. Цели Центра – использовать природные богатства, разместить наиболее грязные, экологически вредные

26. В 1957 году вместо отраслевых министерств – созданы территориальные управления – Совнархозы

27. 1957 – перестройка партийных органов

28. Для решения проблемы переподготовки рабочих кадров открыты школы трудовых резервов и училища

29. В 50 годы Казахстана оставался аграрной страной

30. Со второй половины 50 больше уделяют внимания развитию техники и производственной технологии

31. В 50 годы ощущается дефицит квалифицированных рабочих из коренной национальности, т.к. существовала умышленная тенденция удержания казахов в сельской местности

32. 1947 – отменены карточки на продукты

33. Излишки наличных денег и большое количество фальшивых – 1947 год денежная реформа

34. Средняя зарплата – рабочего 97,4 руб

35. В 50 годы ликвидированы сверхурочные работы и восстановлен отпуск

36. С конца 40х государство выделяет средства на строительство жилья

37. Государство снижало цены, но не от первоначального а от высокого уровня

38. Раз в год трудящиеся должны были в размере месячной зарплаты покупать госу3дарственные облигации

39. В начале 50х колхозники получали 16,4 рубля, что в 4 раза меньше рабочего, колхозники не получали пенсии

40. С 1958 года в квартиры подают –газ

41. С 1956 г.- декретный отпуск увеличен до 112 дней

42. Увеличение С/Х продукции в конце 40 х было обусловлено сильной засухой в СССР

43. Культура растениеводства была очень низкой, до конца 60х в качестве тягловой силы использовали скот

44. В 1949 году принят план развития С/Х, возвращены задолженности колхозам

45. В с\х Казахстана колхозы занимали ведущее место, были совхозы в основном животноводческие

46. В 1951 году количество крупного рогатого скота было ниже уровня 1928 года

47. Экстенсивный путь решения проблем нехватки продовольствия – осваивание огромных площадей новых земель

48. В 1954 году снят Шаяхметов т.к. был против целины, считал что освоение новых земель нанесёт ущерб животноводству . Вместо него назначен Пономаренко а потом Брежнев

49. Начало целины 1954 год, цель увеличить посевные до 13мл.га.

50. Регион Целины – Казахстан, Урал ,Сибирь

51. В первые два года приехало на Целину 640 тыс.человек, пособие на семью 500-1000 руб., выдавались кредиты, освобождали от с\х налога на 2-5 лет

52. С 1954 года начали проводить работы по изучению и отбору земель.

53. С 1954 по 1955 создано 337 новых совхоза.

54. 1956 г. – миллиард пудов зерна т.е. 16 мл.тон

55. Механизаторы колхоза Украинский в Кустанайской области применили групповой метод уборки урожая

56. Ы.Жакаев – рекордный сбор риса

57. В 40-50 годы в Казахстане возникли 15 городов, 86 ПГТ

58. Главный негативный момент целины – эрозия почвы т.е. выветривание гумуса, традиционному животноводству нанесён урон, дефицит молока и мяса

59. Шестая пятилетка 1956 -1960 была провальной чтобы это скрыть придумали семилетку 1959 – 1965 г.г но планы и тогда не выполнили

60. В начале 60 х на Целину приехало 2 мл.человек

61. 1958 – из-за нерешённых социальных проблем волнения рабочих в Темиртау

62. Доля горожан 1939 – 28% до 1959 – 44) , население увеличилось на 3мл 295 тыс. и составило 9 мл.295 тысяч

63. Казахов по переписи 1959 года – 29 %

64. В середине 50 х – возвращение казахов с Китая – 200 тысяч человек

65. Колхозы 47 степных районов и 225 совхозов были переориентированы на производство мяса

66. В 1965 г. По сравнению с 1959 г. Поголовье скота увеличилось на 67,4 % и составило 39 млн. голов скота.

67. С 50-хгг. Казахстан превратился в зону экологического бедствия

68. С 1949, первый ядерный взрыв на Семипалатинском полигоне, по 1963 - 113 открытых ядерных взрыва, с 1964 по 1989 – 343 подъземных ядерных взрыва

69. Аральское море стало высыхать из-за нерационального использования водных ресурсов

Культура Казахстана в 50 - 80 - е гг.
Развитие системы образования. Хрущевские идеи приближения умственного и физического труда и укрепления связи между школой и производством привели к проведению в конце 50-х-начале 60-х годов радикальной реформы образования. В 1958г. был принят союзный закон, продублированный в 1959 г. республиканским Законом "Об укреплении связи школы с жизнью". Согласно ему, вместо семилетнего и десятилетнего образования вводилось обязательное восьмилетнее образование, по завершению которого выпускники обязаны были три года проработать на заводах или в сельском хозяйстве, совмещая работу с учебой или учиться в средних политехнических школах с производственным обучением. Поступление в вузы теперь обусловливалось производственным стажем, а не теоретической подготовкой абитуриентов. В Казахстане переход к новой системе был завершен в 1962-1963гг.
Эта реформа вызвала неоднозначные последствия. Усилилась текучесть кадров на производстве, где увеличилось число рабочих - "транзитников" на пути в вузы. Падал престиж высшего образования, ученые и интеллигенция использовались на физических, непроизводительных работах в ущерб их профессиональной деятельности.
В 1964 г. некоторые положения этой реформы были пересмотрены, и вводилось обязательное среднее десятилетнее обучение, начинают разрабатываться новые учебные программы и планы, в 1970 г. утверждается Устав средней общеобразовательной школы, по которому вводилось три ступени обучения - начальное (до 3 класса), восьмилетнее и среднее (10 лет). Выпускники восьмилетних школ могли продолжать обучение в десятилетней школе или профтехучилищах и средних специальных учебных заведениях, после чего имели право поступить в вуз.
В 70-х годах происходит уменьшение числа школ при увеличении числа учащихся. Так, в 1966 г. в 10 728 школах обучалось 2 852 тыс. учеников, в 1976 г. в 9 604 школах - 3 346,4 тыс. учеников, а в 1979 г. в 8 910 школах - 3 257,2 тыс. учеников. С середины 70-х годов наблюдается тенденция уменьшения количества учащихся, что было вызвано демографическими причинами.
Продолжала развиваться система высшего образования. В 1959г. в целях централизации управления вузами республики был образован государственный комитет, преобразованный затем в Министерство высшего и среднего специального образования Казахстана. Увеличивалось количество вузов. Если в 50-х годах в республике было 26 высших учебных заведений, то к 1980 г. их численность увеличилось до 55, в которых обучалось свыше 250 тыс. человек.
Наука. Все научные учреждения Казахстана в 50-х- 80 -х годах делились на две группы собственно-казахстанские и учреждения центрального подчинения, работающие на территории республики. Последние осуществляли преимущественно разработки военного характера. Огромным успехом советской и казахстанской науки стало осуществление космической программы. 4 октября 1957 г. с космодрома Байконур был выведен на орбиту Земли первый искусственный спутник. 12 апреля 1961 г. с территории Казахстана поднялся космический корабль с первым в мире космонавтом Ю. Гагариным.
Развивалась и казахстанская теоретическая наука. С 1,972г. Астрофизический институт АН КазССР стал ведущим в СССР по проблеме изучения планет-гигантов, динамике и физике галактик, изучались проблемы развития звездных систем. В 1967 г. начал действовать первый в республике ядерный реактор, в Институте ядерной физики начал разрабатываться широкий круг вопросов, связанных с физикой твердого тела, радиационной физики и радиохимии. В 1970 г. из института выделилось самостоятельное учреждение, занимающиеся проблемами физики высоких энергий. Успешно развивались химические, геологические, биологические науки, география и почвоведение. Одно из ведущих мест в стране заняли исследования казахстанских ученых-медиков, энергетиков, кибернетиков. Сложным было положение гуманитарных наук, где ощущался сильный пресс идеологических догм и установок. Более динамично шли исследования в области казахского языкознания и антропологии.
В целом в 1978 г. в Казахстане было более 200 научных учреждений, в которых работало более 30 тыс. научных работников. В республике трудились 707 докторов и 10 840 кандидатов наук. 7 ученых стали Героями Социалистического Труда, 18 ученых получили Ленинские, более 70 - Государственные и Республиканские премии.
Литература. В 50- 80- е годы развитие казахской советской литературы продолжалось и характеризовалось продолжением и усилением контроля над писателями и поэтами партийно-советской бюрократической машины. В 1954 г. прошел 3-й съезд писателей Казахстана и 2-й Всесоюзный съезд, призвавший к изучению действительности на основе "творческого овладения марксизмом-ленинизмом". Своеобразной демонстрацией достижений казахстанской культуры стала Декада казахской литературы и искусства в Москве в 1958 г.
Огромную роль в развитии литературы сыграл выдающийся писатель М. Ауэзов, завершивший в 50-х годах четырехтомный роман "Путь Абая". В 1959 г. этот труд был отмечен Ленинской премией. Государственной премии были удостоены роман-трилогия Нурпеисова "Кровь и пот" и работы Ж. Молдагалиева. Важное место в казахской литературе этого периода заняли работы на историческую тематику, прежде всего, роман-трилогия И. Есенберлина "Кочевники" и труды А. Алимжанова, С. Муканова, С. Маркова, Д. Снегина и М. Симашко.
В этот период становятся известными имена писателей Б.Момышулы, Т. Ахтанова, Ш. Муртазаева, А. Кекилбаева, 3. Шашкина и много других. Появились талантливые поэты Г. Кайрбеков, С. Мауленов, М. Макатаев, А. Тажибаев. Своеобразным и интересным было творчество О. Сулейменова, испытавшего на себе все приемы и методы советского "руководства" литературой. Его книга-исследование "Аз и Я", вышедшая в 1974 г., стала объектом критики, признана вредной в идейно-политическом плане и была фактически запрещена.
В послевоенное время начинается новый этап в изучении литературного наследия казахского народа. В 1957 г. было принято специальное постановление ЦК Компартии Казахстана, посвященное этому вопросу, и в республике начались работы по сбору и публикации образцов народного творчества и произведений поэтов и писателей прошлого, была издана 3-томная история казахской литературы.
Музыка, театр и кино. 50-е-70-е годы нашего столетия стали временем дальнейшего развития казахского музыкального искусства. В республике в этот период работали Академический театр оперы и балета им. Абая, Государственная филармония, Хоровая капелла. Академический оркестр народных инструментов им. Курмангазы, Ансамбль песни и танца. Симфонический оркестр, эстрадные ансамбли "Гульдер", "Дос-Мукасан", "Айгуль".
Мировую известность получили казахские певцы, народные артисты СССР Б. Тулегенова, Р. Багланова, Е. Серкебаев, музыканты сестры Накипбековы, А. Мусаходжаева, Г. Кадырбекова, дирижер Т. Мынбаев, певцы М. Мусабаев, Р. Жубатурова, А. Дни-шев, Р. Рымбаева, Г. Есимов и другие. Продолжало развиваться оперное и балетное искусство, созданы оперы К. Кужамьярова и Н. Тлендиева "Золотые горы", С. Мухамеджанова "Айсулу", балеты Г. Жубановой "Легенда о белой птице" и "Хиросима" и многие другие. Казахстанские композиторы создают ряд симфонических произведений. Симфоническая поэма К. Кужамьярова "Ризвангуль" была удостоена Государственной премии Казахской ССР. В 60-е и 70-е гг. получает новый импульс балетное искусство, что было связано с творчеством талантливого балетмейстра Б. Аюханова.
В республике в 50-е - 70-е гг. работал ряд профессиональных театров, в т.ч. Казахский, Русский театр драмы. Уйгурский театр музыкальной комедии. Корейский музыкально-драматический театр, ТЮЗ, театр кукол, областные казахские театры в Аркалыке, Гурьеве, Джамбуле, Караганде, Кызыл-Орде, Семипалатинске, Талды-Кургане и Чимкенте, областные русские театры в Актюбинске, Джамбуле, Караганде, Кокчетаве, Кустанае, Павлодаре, Петропавловске, Семипалатинске, Талды-Кургане, Уральске, Усть-Каменогорске, Целинограде и Чимкенте. В 1980 г. в республике был открыт Немецкий театр драмы (г. Темиртау).
Рассматриваемый период стал временем расцвета казахского кинематографа. В 1955-79 гг. было снято более 70 фильмов, среди которых "Наш милый доктор" (Ш. Айманов, 1957), "Сказ о матери" (А. Карпов, 1963), "Выстрел на перевале" (Б. Шамшиев, 1968), "Кыз Жибек" (С. Ходжиков, 1970), "Конец атамана" (Ш. Айманов, 1970), "Транссибирский экспресс" (Э. Оразбаев, 1977) и другие. Большая работа велась по дублированию фильмов, снятых на киностудиях других республик СССР.
В целом развитие культуры в 50 - 80 - е гг. было процессом неоднозначным. Вместе с несомненными успехами в различных сферах, в области культуры были заметны явные кризисные тенденции, вызванные прежде всего национальной политикой СССР. Шло постепенное сокращение сферы применения казахского языка. 95% книг и 70% телепередач выходили на русском языке, на нем велось все делопроизводство. В 60-е-70-е гг. русский язык стал основным языком вуза и науки, началось сокращение количества школ с казахским языком обучения. В итоге сложилась ситуация, когда около трети казахов в конце 70-х годов вообще не знали родного языка. Это привело к сокращению аудитории казахскоязычных литераторов, общему ощущению дискомфорта в межэтнических отношениях.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Казахстан 50-х – 60-х год.pptx

 Казахстан в 50-х – 60-х годах

Описание презентации по отдельным слайдам:

 Казахстан в 50-х – 60-х годах

Казахстан в 50-х – 60-х годах

Цели и задачи: Ознакомить учащихся с последствиями освоения целины. образоват.

Цели и задачи: Ознакомить учащихся с последствиями освоения целины. образовательная: сформировать представление о масштабах последствий освоения целины, выделив положительные и отрицательные моменты; развивающая: развивать речь, мышление, умение выделять главное, отстаивать свою точку зрения, соотносить события и время. воспитательная: воспитывать у учащихся трудолюбие, аккуратность и ответственность, любовь и интерес к предмету

РАБОТА НАД ДОМАШНИМ ЗАДАНИЕМ. Задание№1. 1.Казахстан как составная часть ГУЛА.

Задание №2. История в Лицах, создать кластер.

Задание №2. История в Лицах, создать кластер.




Задание №3. Работа с архивными документами В высших эшелонах власти возникла.

Проводы на целину.

Проводы на целину.

Первая борозда

Целина.

Работа над новым материалом Экологические последствия освоения целины: Наруше.

Работа над новым материалом Экологические последствия освоения целины: Нарушение экологического баланса приводило к тяжелы результатам. Развивалась эрозия почв, выветривался плодородный гумус. Распашка миллионов гектаров привела к сокращению сенокосных и пастбищных угодий. Был нанесен непоправимый ущерб животноводству, что привело к недостатку мясных и молочных продуктов Развивалась эрозия почв, выветривался плодородный гумус. К 1960г. в Северного Казахстана было подвержено ветровой эрозии более 9 млн.га( с/х угодий Франции) Глобальные распашки повлекли за собой нарастание засухи (с1960 -1985гг. – 23р.)

Демографические последствия освоения целины. В начале 60-х годов на освоение.

Демографические последствия освоения целины. В начале 60-х годов на освоение целины в Казахстан приехало около 2 млн. человек. В 40-е - 50-е годы в Казахстане возникли, были построены 15 городов, 86 поселков В результате доля городского населения с 28% в 1939 г. выросла в 1959 г. до 44 % По результатам переписи населения в 1959 году, представителей коренного населения в Казахстане было 2 млн. 787 тыс. человек, т.е. 29% До начала 60-х годов в Казахстан вернулись 200 тыс. казахов Целина привлекала большое количество случайных людей, приехавших за длинным рублем. Из 650 тысяч человек, приехавших в Северный Казахстан за первые два года, действительно нужных людей было всего 130 тысяч. Рост населения(1960-65гг) Северного Казахстана на 61% обеспечивался за счет миграции из других союзных республик. Удельный вес коренного этноса снизился на 30% (закрытие 700 школ с каз. яз.). Освоение целины способствовало притоку населения из других республик, снижению роли национальных обычаев и традиций, сокращению количества школ на казахском языке. Уменьшилось издание национальной литературы и периодической печати. В северных областях обострились языковые и демографические проблем.

Экономические последствия освоения целины За 1954-1959 годы в освоение целинн.

Экономические последствия освоения целины За 1954-1959 годы в освоение целинных земель Казахстана было вложено 20 млрд. рублей. Производительность труда в с/х в СССР была ниже чем в США в 12.3р. Издержки: Сеяли 1-2ц/га, убирали – 6-9ц/га. средняя урожайность – 7.3ц/га. 1956г.-первый миллиард – 12 тыс. комбайнеров, 20 тысяч шоферов с техникой, десятки тысяч студентов ( иногда до1 млн.)

Закрепление материала: Расскажите о последствиях освоения целины. Как вы дума.

Заключительная часть Можно ли считать освоение целины трудовым подвигом народа?

Заключительная часть Можно ли считать освоение целины трудовым подвигом народа?

Выбранный для просмотра документ Казахстан в 50-60г - откр. урок..docx

История Казахстана 11 класс

Тема: Казахстан 50-х – 60-х год

Цель : Ознакомить учащихся с экономическими, экологическими и демографическими

последствиями освоения целины.

образовательная : сформировать представление о масштабах последствий освоения

целины, выделив положительные и отрицательные моменты;

развивающая : развивать речь, мышление, умение выделять главное, отстаивать свою

точку зрения, соотносить события и время.

воспитательная : воспитывать у учащихся трудолюбие, аккуратность и ответственность,

любовь и интерес к предмету.

Тип урока : урок изучения и первичного закрепления новых знании ;

Форма организации учебной деятельности : групповая.

Методы обучения : словесный (беседа), частично-поисковый, исследовательский,.

Межпредметная связь : литература.

Оборудование и наглядность : компьютер, интерактивная доска,

Организационный момент . Приветствие и проверка готовности учащихся к уроку.

Проверка домашнего задания : от простейшего к сложному

1. Казахстан как составная часть ГУЛАГа.

Задание№2 . История в лицах.

Создать кластер ( положительные и отрицательные стороны героев, ассоциация).

Сталин И.И. – (1922-53 гг.)

1. Культ личности.

3.Индустриализация и насильственная коллективизация

4. Массовые репрессии.

6. Казахстан – край лагерей.

8. Семипалатинский ядерный полигон

Хрущев Н.С. – (1953 - 1964 гг.)

1. XX съезд, осуждение культа личности Сталина.

2. Освоение целинных и залежных земель

3. Карибский кризис.

7. Начало освоение космоса.

8. Денежная реформа

Шаяхметов Жумабай (1946-1954гг) -

Брежнев Л.И. ( 1964 – 1982гг) -

Задание №3 .Работа с архивными документами:

Работа над новым материалом:

Для справки : из 300 млн. га в мире черноземных почв в мире 190 находилось в СССР.

Средняя урожайность в1954-1958гг – 7.3ц/га. + 1ц/га равносилен освоению целины.

После освоения целины на душу населения стали производить 1.5 тыс. т. зерна (мировая практика – 1тыс.т.)

90-95% мировых посевных площадей отводиться под мягкие сорта пшеницы, целина производит пшеницу твердых сортов

( 100 кг. муки мягких сортов -91 кг. хлеба, из твердых – 115кг., 20-23% тверд. сортов – в мягкие сорта - качественный хлеб)

Экологические последствия освоения целины :

Нарушение экологического баланса приводило к тяжелы результатам.

Развивалась эрозия почв, выветривался плодородный гумус. Распашка миллионов гектаров привела к сокращению сенокосных и пастбищных угодий. Был нанесен непоправимый ущерб животноводству, что привело к недостатку мясных и молочных продуктов Развивалась эрозия почв, выветривался плодородный гумус. К 1960г. в Северного Казахстана было подвержено ветровой эрозии более 9 млн.га( с/х угодия Франции)

Глобальные распашки повлекли за собой нарастание засухи (с1960 -1985гг. – 23р.)

Распашка миллионов гектаров привела к сокращению сенокосных и пастбищных угодий. Был нанесен непоправимый ущерб животноводству, что привело к недостатку мясных и молочных продуктов.

Демографические последствия целины :

В начале 60-х годов на освоение целины в Казахстан приехало около 2 млн. человек.

В 40-е - 50-е годы в Казахстане возникли, были построены 15 городов, 86 поселков

В результате доля городского населения с 28% в 1939 г. выросла в 1959 г. до 44 %

По результатам переписи населения в 1959 году, представителей коренного населения в Казахстане было 2 млн. 787 тыс. человек, т.е. 29%

До начала 60-х годов в Казахстан вернулись 200 тыс. казахов

Целина привлекала большое количество случайных людей, приехавших за длинным рублем. Из 650 тысяч человек, приехавших в Северный Казахстан за первые два года, действительно нужных людей было всего 130 тысяч.

Рост населения(1960-65гг) Северного Казахстана на 61% обеспечивался за счет миграции из других союзных республик.

Удельный вес коренного этноса снизился на 30% (закрытие 700 школ с каз. яз.). Освоение целины способствовало притоку населения из других республик, снижению роли национальных обычаев и традиций, сокращению количества школ на казахском языке. Уменьшилось издание национальной литературы и периодической печати. В северных областях обострились языковые и демографические проблем.

Экономические последствия освоения целины:

За 1954-1959 годы в освоение целинных земель Казахстана было вложено 20 млрд. рублей.

Производительность труда в с/х в СССР была ниже чем в США12.3р.

Издержки: Сеяли 1-2ц/га, убирали – 6-9ц/га. средняя урожайность – 7.3ц/га.

1956г. - первый миллиард пудов хлеба – 12 тыс. комбайнеров, 20 тысяч шоферов с техникой, десятки тысяч студентов

Иногда на уборку урожая привлекалось до1 млн. человек

Закрепление материала : Расскажите о последствиях освоения целины.

Как вы думаете мог ли СССР обойтись без целины?

Почему произошел спад роста производственных сил.

Считалось что целину покидали трусы, согласны ли вы с этим

Заключительная часть: Можно ли считать освоение целины трудовым подвигом народа?

Домашнее задание : написать минисоченение о первоцелинниках нашего села.

Читайте также: