Казачество при иване грозном кратко

Обновлено: 05.07.2024

Известия о казаках в течение двух столетий эпизодичны. Потому что они выступали не самостоятельной силой, а в составе смешанных контингентов разных государств. Тем не менее эти упоминания составляют непрерывную цепь и позволяют представить географию расселения казаков по всем окраинам степи. Так, в 1399 г. литовский князь Витовт в союзе с Тохтамышем выступил против ордынского хана Темир-Кутлуга. В составе литовского войска были и днепровские казаки. Но в битве на р. Ворскле оно потерпело страшное поражение. И Витовта спас казак Мамай. Три дня блукал с ним в лесу по чащобам, пока Витовт не пообещал ему княжеский титул и город Глинеск. Казак сразу же нашел дорогу и стал князем Глинским.

Однако в это время кардинально изменилась международная обстановка. Погибла Византия. А в 1475 г. турки предприняли экспедицию в Крым. Генуэзцы воззвали о помощи. Польский король Казимир откликнулся, но не рискнул вступать в открытый конфликт с османами и прислал для защиты Кафы казаков [197]. Тем не менее Кафа была взята и вырезана. Прочие здешние города сдались, а Крымское ханство признало себя вассалом Османской империи. На северных берегах Черного моря начали строиться турецкие крепости.

Однако представлять дело так, будто сперва казаки отступили из родных мест на Русь, а потом вернулись, было бы слишком грубым упрощением. Большинство тех, кто покинул Дон сотню лет назад, конечно же, прижилось в рязанских, северских, московских землях, их потомки смешались с коренным населением. Но в семейных преданиях сохранялась память о прежней родине, а ситуация в степях менялась. Основная часть татар теперь тяготела к центрам ханств, а в Диком Поле вместо крупных орд остались рассеянные кочевья и шайки.

И некоторые из казаков находили возможным рискнуть. К ним присоединялись другие жители порубежья из самых крутых и отчаянных – и тоже становились казаками. Селились по верховьям Дона, по Вороне, Хопру, Медведице, что давало возможность и вольную жизнь вести, и поддерживать связи с русским приграничьем, торговать там, покупать необходимые вещи.

Так возникли верховое казачество – костяк его составили выходцы с Руси, и низовое – его основой стали азовские казаки. Они были разделены, так как места у Переволоки лежали близко от Астраханской орды и оставались слишком опасными. Но и сами по себе казачьи сообщества не были централизованными. Городки и станицы (изначально станицами назывались не населенные пункты, а отряды) существовали независимо, избирали собственных атаманов. А объединялись и ставили над собой общего руководителя только на время совместных предприятий. В связи с этим возникло два центра донских казаков – Раздоры возле впадения в Дон Северского Донца и Верхние Раздоры на Медведице. Здесь собирались для совместных походов, проводили выборы, а потом делили добычу. Как выборы, так и дуван не обходились без конфликтов, откуда и названия городков.

Православие через Крутицкую епархию связывало казачество с Москвой. И в начале XVI в., когда великий князь Василий III решил перевести дипломатические отношения с Турцией на постоянную основу, он пригласил для консультаций донских атаманов (откуда видно, что контакты с ними уже существовали). Атаманы пояснили, что обмениваться посольствами на Переволоке нельзя из-за угрозы со стороны Астрахани, и был выработан механизм, что охрана и сопровождение посольств на Дону будет осуществляться казаками, а встреча и передача дипломатов будет происходить в низовьях Дона и на Медведице. Казакам за такую службу стало выплачиваться жалованье.

Московская Русь зарождалась и росла как государство централизованное. Еще с Дмитрия Донского она каждое лето выводила войска на Окский рубеж. А при Василии III начали строиться гигантские фортификационные сооружения – засечные черты. В лесах рубилась сплошные завалы из деревьев, на открытых местах копался ров и насыпался вал с палисадами. Эти укрепления тянулись по линии Болхова – Белева – Одоева – Тулы – Венева – Рязани. Прикрыть такую протяженность войсками было невозможно, но засечные черты являлись препятствием для конницы. Ей приходилось останавливаться, рубить проходы или штурмовать города-крепости, что давало возможность стянуть силы на угрожаемый участок. А для службы на засечных чертах правительство стало привлекать казаков. И тех, кто уже раньше осел в русском приграничье, и вольных. Им давали места для поселения, освобождали от податей, платили жалованье, а они за это выставляли посты, высылали разъезды, составляли гарнизоны укрепленных слобод и городов. Так возникло служилое казачество, прикрывшее Рязанскую, Ряжско-Сапожковскую, Липскую засеки . Служилые казаки имели связи и с донскими, присылавшими предупреждения об опасности.

Но мир был недолгим. Крымский Девлет-Гирей и султан Сулейман тут же направили послов в Астрахань и Ногайскую орду, призывая к войне с русскими. Их эмиссары постарались взбунтовать казанцев. Шах-Али поспешил уехать, русские чиновники и дети боярские, оставшиеся в городе, были перебиты, Казань провозгласила ханом астраханского царевича Ядигера. Переворот привел царя к выводу, что полумерами ограничиваться больше нельзя, и с самостоятельностью Казани надо покончить. В 1552 г. он стал собирать рать для решающего удара. Девлет-Гирей попытался предотвратить его, двинул на Москву крымскую орду, усиленную турецкой артиллерией и янычарами. Но об этом вовремя предупредили донские казаки. Русское войско выступило на юг, отразило татар под Тулой, а уж потом повернуло на восток.


2 октября 1552 года войско Московского царя Ивана Грозного штурмом овладело Казанью. Известно, что в войне с татарами и взятии вражеской столицы участвовали вольные донские казаки атамана Сусара Федорова.

Таким образом, взамен за помощь – Московский государь первым из всех соседей признал существование казачьего полноправного политического общества, а одновременно закрепил узы взаимной поддержки. Нуждался в ней царь, нуждались в ней и казаки, для которых Московия могла обратиться и в полезного союзника и в ненадежный тыл. Вязали с Москвой и церковные дела, так как управление Подонской и Саранской епархией перешло к митрополиту Крутицкому, зависевшему тоже от Московского патриарха. Царь удовлетворялся, существующим на Дону, положением. Старое Поле никогда раньше не принадлежало, ни Московской, ни Киевской Руси, предъявлять на него исторические права не было оснований, а пребывание в Подонье дружественных Казаков создавало препятствие к безнаказанным нападениям ордынцев на южные границы Московии.

После того как на донской низ вернулись Казаки, а их право на берега реки признал царь, пришли в движение и Казаки-эмигранты, которые оказались в границах Московского царства после распада Золотой Орды. До этого времени большинство из них находилось в областях, примыкавших к верховьям Дона.


Следовательно, день Покрова был долго памятен на Дону, как день великого подвига, совершенного казаками для России при взятии Казани.

1556. Июнь. К Царю и Великому Князю Иоанну Васильевичу от запорожских казаков прибыл атаман Михаил Ескович. От имени каневского старосты князя Дмитрия Вишневецкого, оставившего литовскую службу, он просил Царя принять под свою руку устроенное им казачье поселение на острове Хортица (будущая Запорожская Сечь). По указанию Царя Иоанна Васильевича на Днепр были срочно отправлены дети боярские Андрей Щепотев, Нечай Ртищев и принятый на государеву службу атаман Михаил Черкашенин. Они везли запорожским казакам щедрое Царское жалованье и Царскую грамоту их предводителю.[7]

1559. 11 марта. По повелению Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича собранное на Донце войско должно было двинутся на Крым.[13]

1562. Июль. Бывший предводитель запорожских казаков князь Дмитрий Вишневецкий преступил клятву и изменил Царю и Великому Князю. Послушавшийся уговоров своего брата князя Михаила Вишневецкого он переметнулся на службу к польскому королю.[14]

1571. 16 февраля. Царь и Великий Князь Иоанн Васильевич утвердил первый в России воинский устав - Устав сторожевой и станичной службы, составленный воеводой князем Михаилом Воротынским.[16]

Заложенные Царем Иоанном Васильевичем Грозным основы казачьей службы государству российскому просуществовали на протяжении четырех столетий, являются примером и для нас ныне живущих потомков.

Василий Вадимович Бойко-Великий, Президент Русского культурно-просветительного фонда имени святого Василия Великого

Павел Геннадьевич Петин, кандидат исторических наук

[1] Ригельман А.И. История или повествование о Донских казаках. - М.: Университетская типография, 1846. - С. 4.

[2] Ригельман А.И. История или повествование о Донских казаках. - М.: Университетская типография, 1846. - С. 5.

[5] Савельев Е.П. Древняя история казачества. - Ч. II. - Новочеркасск, 1915. - С. 224.

[6] Хронология Эпохи Царствования Царя и Великого Князя Иоанна I Васильевича. Научный православный взгляд на Русскую и мировую историю. - М.: Русский Издательский центр, 2017. - С. 109.

[7] Хронология Эпохи Царствования Царя и Великого Князя Иоанна I Васильевича. Научный православный взгляд на Русскую и мировую историю. - М.: Русский Издательский центр, 2017. - С. 110.

[8] Хронология Эпохи Царствования Царя и Великого Князя Иоанна I Васильевича. Научный православный взгляд на Русскую и мировую историю. - М.: Русский Издательский центр, 2017. - С. 111.

[9] Хронология Эпохи Царствования Царя и Великого Князя Иоанна I Васильевича. Научный православный взгляд на Русскую и мировую историю. - М.: Русский Издательский центр, 2017. - С. 116.

[10] Хронология Эпохи Царствования Царя и Великого Князя Иоанна I Васильевича. Научный православный взгляд на Русскую и мировую историю. - М.: Русский Издательский центр, 2017. - С. 121.

[11] Хронология Эпохи Царствования Царя и Великого Князя Иоанна I Васильевича. Научный православный взгляд на Русскую и мировую историю. - М.: Русский Издательский центр, 2017. - С. 121.

[13] Хронология Эпохи Царствования Царя и Великого Князя Иоанна I Васильевича. Научный православный взгляд на Русскую и мировую историю. - М.: Русский Издательский центр, 2017. - С. 126.

[14] Хронология Эпохи Царствования Царя и Великого Князя Иоанна I Васильевича. Научный православный взгляд на Русскую и мировую историю. - М.: Русский Издательский центр, 2017. - С. 143.

[15] Хронология Эпохи Царствования Царя и Великого Князя Иоанна I Васильевича. Научный православный взгляд на Русскую и мировую историю. - М.: Русский Издательский центр, 2017. - С. 176.

[16] Хронология Эпохи Царствования Царя и Великого Князя Иоанна I Васильевича. Научный православный взгляд на Русскую и мировую историю. - М.: Русский Издательский центр, 2017. - С. 182.

[17] Хронология Эпохи Царствования Царя и Великого Князя Иоанна I Васильевича. Научный православный взгляд на Русскую и мировую историю. - М.: Русский Издательский центр, 2017. - С. 188.

[18] Хронология Эпохи Царствования Царя и Великого Князя Иоанна I Васильевича. Научный православный взгляд на Русскую и мировую историю. - М.: Русский Издательский центр, 2017. - С. 201-202.


Городовые казаки (станичные, сторожевые, полковые и др.) — категория служилых людей Русском государстве XIV—XVII вв.. Также — часть украинского запорожского казачества в XVII—XVIII вв., находившегося на государственной военной службе Речи Посполитой вне пределов территории Вольностей Войска Запорожского. Реестровое Войско Запорожское, часто именовалось Войском Запорожским городовым.

Особое внимание в русских летописях уделяется казакам после изгнания их татарами из берегов Дона, когда они начали боевую службу князьям Рязанским и Московским.

Первые упоминания о городовых казаках относятся ко времени правления московского князя Василия III Темного (1415 - 1462 гг.). Одно из первых упоминаний о городовых казаках в русских летописях относится к 1444 году. Там говорится о рязанских казаках, обитавших по Червленому Яру и принявших бой с татарами Мустафы. К городовым можно причислить и тех Казаков, которых летописи и акты от средины XV в. называют Городецкими и Рязанскими. Мещёрские (городецкие) казаки упоминаются в документах с 1491 г. Главные их силы были в порубежье с татарами, в том числе земля рязанская, верховья Дона. Так, в 1493 г. мещёрцы приходили воевать с турками к Азову. Русские князья старались привлечь казаков к себе на службу. Другое упоминание относится к 1502 году, когда Великий князь Московский Иоанн III давал письменный наказ рязанской княгине Агриппине: "Твоим служилым и городовым казакам быть всем на моей службе, а кто ослушается и пойдет самодурью на Дон в молодечество, их бы ты, Агриппина, велела казнити".

Во второй половине XVI в. подразделения городовых казаков за службу жалуются как деньгами, так и поместьями.

При Иване Грозном казаки жили в следующих городах, имевших значение крепостей, и служивших передовой пограничной линией для отражения кочевников: Алатырь, Темников, Кадом, Шацк, Ряжск, Данков, Епифань, Пронск, Михайлов, Дедилов, Новосиль, Мценск, Орел, Новгород-Северский, Рыльск и Путивль. Второй укрепленной линией служили города: Нижний Новгород, Муром, Мещера, Касимов, Рязань, Кашира, Тула, Серпухов, Звенигород, также с казачьими гарнизонами.

Да дело в том, что вся армия Российского государства во все времена формировалась из мирного городского и посадского тяглового населения, посошенных людей – черносошенное крестьянство, беспоместных детей дворянских и боярских, дворовой челяди бояр и князей, иногда крестьян-ополченцев. Чаще всего эти люди не только не имели боевого опыта, они вообще были очень далеки от армейской дисциплины и военного искусства. Обучение, обмундирование, вооружение, расселение новобранцев отнимали огромные средства и много времени.

Обращаясь к казакам, бережливые русские князья и зажиточные бояре, а в последствии и русские цари просто-напросто экономили свои деньги и время. Потому как, казаки с малолетства были обучены премудростям верховой езды и владения оружием, а с юношеских лет в обязательном порядке постигали военную тактику и стратегию, обучались взаимодействию в составе казачьих подразделений и самостоятельному принятию правильного решения в бою. Переходя во взрослую жизнь, молодые казаки уже имели за плечами солидный боевой опыт как оборонительного, так и наступательного характера, являлись непосредственными участниками боевых действий. Ко всему этому казаки всегда самостоятельно обмундировались, экипировались доспехами, вооружались и имели собственных коней. Были неприхотливы в еде и проживании, на месте сборов самостоятельно оборудовали таборы и кашеварили из подручных продуктов.

Казачий народ, во всех своих проявлениях, (это и как независимая военно-хозяйственная община, суверенно сформировавшаяся по соседству с Московским царством в Диком поле по Дону, и такая же община на порогах Днепра, и как казачьи общины на западных, южных и восточных рубежах Московского государства, т.е. городовые казаки и даже как разбойничьи ватаги вольных, или, как их называли, воровских казаков на Волге, Дону, Днепре, их притоках, в Каспийском, Азовском и Черном морях) — это единое целое, это единый народ, сложившийся в результате общего исторического прошлого, географического происхождения, территории проживания и этничесой идентичности. Из рода в род передавалась воинская доблесть и навыки как хозяйственная специализация, формировались обычаи, традиции, элементы культуры, одежда, песни, особый казачий уклад и самосознание. Казаков всегда сближало и сродняло не только обладание одним общим названием, но представление об общем происхождении, чувство групповой солидарности.

Служба городовых казаков с самого начала носила характер регулярный, а при Иоанне Грозном была полностью регламентирована специальным уставом. Последнее мероприятие отделяло их от казаков вольных и донских и привязывало к общим интересам Московской Руси, узаконило вольное казачество, привело его к государевой пользе, поощряя казачьи походы на азиатские земли. 16 февраля 1571 года принят 1-ый устав сторожевой станичной службы составленный боярином Воротынским и впервые, официально, разделивший казаков на городовых или полковых и на сторожевых или станичных.

У А. Гордеева в "Истории казаков” находим цифру — 6000 казаков, служивших городовыми в XV веке, а к 1680-м годам увеличилась до 7 тысяч.

Городовые казаки назывались именем того города, в котором проживали они сами и их семьи. Иногда от них выходили добровольцы в стрелецкие полки и в опричные отряды Царя Иоанна Васильевича Грозного.

Известно, что в 1574 г. во все пограничные города Московии были посланы писцы, задачей которых являлось ". пересмотреть всех казаков на лицо с конями и со всею их службою; которые казаки собою худы или бесконны и в сторожевую службу их не будет, тех от сторожевой службы отставить и служить им казачью рядовую службу и поместной им придачи не придавать (т.е. дополнительной земли не жаловать), а на их место прибрать из рядовых казаков добрых и конных". Таким образом, в зависимости от материального положения городовые казаки несли конную и пешую службу, но при этом станичные или сторожевые обязанности (конная разведка) ценились выше, соответственно, за этот род военной деятельности давалось больше земли и денежного жалованья.

Станичные разъезды из Путивля, направлялись к верховьям Тора по Миусу, Самаре и Орели к Днепру (т.е. на территорию современных Днепропетровской, Донецкой и Луганской областей Украины), из тульских крепостей казаки направлялись ко Мже и Коломаку на Муравский шлях (т.е. на территории нынешних Харьковской и Полтавской областей Украины), рязанские станицы ходили к Северскому Донцу, а мещерские - вниз по Дону до Волжской переволоки.

Самое деятельное участие городовые казаки принимали в обороне различных порубежных крепостей. Так, в частности, среди защитников Курска, отбивавших натиски ногайцев, крымских татар, Черкасов, подвластных польской короне, в 1612, 1614, 1622, 1623 и прочих годах, помимо "детей боярских" и стельцов постоянно фигурировали городовые казаки. Присутствие казаков из пограничных мест фиксируется и в различных внешних военных кампаниях России. Известно, что рязанские и мещерские казаки привлекались к действиям Ливонской войны 1558 -1583 гг., разворачивавшимся в Прибалтике, в войнах с Польшей в XVII в. также задействовались подразделения городового казачества.

В 1552 году русские войска показались на луговой стороне Волги. В составе 150 тыс. армии при взятии Казани были и городовые казаки, составлявшие со стрельцами царскую дружину. 2 октября 1552 года Казань, была взята царем Иоанном Грозным. Желая обеспечить наши восточные пределы от вторжения кочевников, царь в 1555 году учредил первую русскую стражу от города Казани вниз по течению реки Волги, состоящую из городовых казаков и стрельцов. В Казани обосновался большой гарнизон: "большое число князей и 2040 детей боярских, 3 воеводы и с ними 1500 стрельцов, 7 атаманов казацких и 500 казаков".

УФИМСКИЕ ГОРОДОВЫЕ КАЗАКИ.

Казаки прибыли в Башкирский край в 1574 г., когда воевода Иван Нагой с пешей ротой стрельцов и с отрядом конных городовых казаков по повелению Царя Иоанна Грозного построил на реке Белой (тогда называлась Белая Воложка), оборонительное укрепление для защиты башкир от нападения и вторжения сибирских народов ногаев и киргиз-кайсаков. Отряд Нагого был сформирован в Казани. Вообще городовые (служилые) казаки изначально составляли неотъемлемую часть уфимских первопоселенцев, поскольку их присутствие в отряде воеводы Ивана Нагого указывается в источниках наряду со стрельцами, пушкарями и детьми боярскими. Уфимские городовые казаки принимали деятельное участие в усмирении происходивших между башкирами и другими туземцами мятежей, так например: в 1582, 1645, 1662, 1664, 1676, 1683, 1705, 1707 и 1708 годах; они участвовали также в основании города Оренбурга и в усмирении башкир с 1735 до 1740г. и 1775 г. До 1835 года Уфимские казаки находились в Уфимской станице, в г. Уфе.

По переписи 1647 года в Уфе записано 43 казака, но по данным на 1681 год в уфимском гарнизоне числилось 165 конных казаков, а в конце XVII в. — уже 400. Топонимия города Уфы указывает на район размещения Уфимской казачьей станицы — это левый берег р. Сутолоки, напротив Уфимского кремля, вверх от которой начинается улица Будановская (ныне — Егора Сазонова), названная по имени первого уфимского казачьего атамана Буданова. А на плане Уфы 1761 г. на левом берегу Сутолоки, в северо-восточном углу Уфимского кремля обозначена казачья станичная изба.

Фамилия еще одного из первых атаманов уфимских казаков — Черкалина — известна нам по старинному уфимскому преданию, художественно обработанному уфимской писательницей Е.С. Ефимовой. По легенде, разбойники захватили дочь атамана и некоторое время прятали ее в овраге, ограничивающем с востока мыс, на котором сейчас стоит памятник Салавату Юлаеву (городище Уфа IV). Уфимским старожилам этот овраг известен как Черкалихинский.

За службу казаки получали жалованье по 9 руб. 37 коп. в год, провиант и земельные наделы в радиусе 15 верст вокруг города. Грамотой царя Петра Алексеевича от 1698 г. уфимским казакам в общинное пользование давались пастбища в пойме р. Белой и сенные покосы за реками Белой и Уфой, рыбные ловли от устья р. Уфы до Вавилова перевоза (ныне район ж/д вокзала).

Тогда же, как повествует легенда, сразу после основания Уфы, послал Иван Нагой вверх по Белой экспедицию казаков в таинственную страну — так называемый Кара-Табынский ряд. У горы Воскресенки (Воскресенская гора) построен Табынский острог в 1574. В переписке с царем Федором от 1586 года ногайский хан Урус возмущался, угрожая войной:

САМАРСКИЕ ГОРОДОВЫЕ КАЗАКИ.

В 1586 году, на берегу Волги, под руководством князя Г. О. Засекина стала строиться крепость Самарский городок, которая должна была прикрывать Русь от набегов кочевников и обеспечивать водный путь от Казани до Астрахани. Гарнизон крепости состоял из городских казаков. Задачами гарнизона-крепости Самара были — так же контроль за волжской казачьей вольницей, по возможности привлекая ее на государеву службу или же карая за неповиновение.

Построенные тогда же города Мензелинск, Бирск, Елабуга, Оса и несколько укреплений (в 1638 году) выше Самары, по берегам реки Черемшана образовали Старую Закамскую линию, охранявшуюся городовыми служилыми казаками. С начала XVIII века эта линия была усилена постройкой Алексеевского и Сергиевского укреплений и в них была переведена часть Самарских городовых казаков

Основание Царицына стало возможным после устранения главного стратегического соперника России в регионе — завоевания Астраханского ханства. Указания царя Засекину по её обустройству обнаружены в разрядной книге с датой — 2 (12) июля 1589 года.

Город Саратов был основан 2 (12) июля 1590 года князем Григорием Засекиным и боярином Фёдором Туровым на полпути между Самарой и Царицыном.

Во время Русской Смуты (1605-1615) большинство городовых казаков выступило по стороне Лжедимитриев. После избрания на московский престол Михаила Федоровича, многие из них ушли на Дон и Волгу. Уходили постепенно на Дон и Волгу станицы терявшие службу в связи с преобразованием армии и отходом русских границ дальше на восток, запад и юг. Донские и Волжские казаки называли их "верховыми" и "новоприходцами".

В 1658—1654 годах была возведена Симбирская засека (Карсун, Сурский острог, Нижний Ломов, Верхний Ломов, Тамбов, Козлов). В середине XVII века черту обороняли казаки общей численностью до 15 тысяч человек. В 1652—1656 — Закамская линия (Белый Яр, Тиинск, Новошешминск, Заинск, Мензелинск).

Алексеевская крепость — укреплённое поселение в устье реки Кинель. Основана в 1700 году для защиты от набегов степных кочевников. Строительством руководил Казанский воевода Никита Алфёрович Кудрявцев. Из Самары были выделены 36 казаков во главе Ивана Исаева. Первыми поселенцами были 100 человек самарских казаков, состоящих в ведении Самарского атамана.

В 1703 году по указу царя было повелено: на реке Сок, на урочище Казачий холм, основать новое укрепление - Сергиевское - для прикрытия Закамской линии. В это укрепление была переведена также часть самарских казаков.

Быт оставался практически неизменным: православная вера, строгие патриархальные отношения, выборность атаманов, традиционные промыслы — рыбная ловля, земледелие, охота и, конечно, военная служба русскому государству, на которую казак обязан был являться со своим конем и вооружением. Любимым оружием казаков были пики и сабли, широко употреблялись кремниевые пистолеты и ружья. Умели казаки пользоваться и луком со стрелами, неплохо владели арканом.

Станицы и хутора волжских казаков (в среднем течении Волги они назывались селами) тянулись вдоль ее берегов от Астрахани до Симбирска и Алатыря. Кроме того, казаки с семьями составляли население многих городков и крепостей бассейна Волги по рекам Самара, Кинель, Сок, Кондурча, Черемшан, Камышенка, Ахтуба и другим.

Царицынская сторожевая линия, он же Вал Анны Иоанновны — комплекс оборонительных сооружений, перекрывавший перешеек между реками Дон и Волга от набегов кочевников Поволжья. Использовался с 1720 по 1776 год. С 1720 года караульную службу зимой несли 800 донских казаков. Летом количество казаков на линии увеличивалось до 1200. С 1733 года для усиления охраны и обороны линии учреждено Волжское казачье войско с центром в посаде Дубовка. К 1740-60 годам добавилась так же функция, как граница зоны русско-калмыцкого взаимодействия. По линии шел раздел между кочевьями калмыков и казачьими станицами.

Последние волны переселения городовых казаков поглотили Кавказ, Урал, Сибирь, Забайкалье, Семиречье, куда их станицы принесли названия городов прежней службы. Служилые городовые казаки внесли огромный вклад в освоении южных областей, Урала, Сибири и Дальнего Востока. Имена Пашкова, Атласова, Хабарова, Дежнёва и других служилых людей остались не только в истории России и ее казачества, но и на географических картах мира.

В последующие годы происходили большие изменения. Городовое казачество в прежнем виде начинает сходит на нет; остатки городовиков вливаются в казачьи войска.

В XVIII веке, с изменением социальной структуры и расширение границ Российской империи, многие городовые казаки вошли в состав однодворцев. Однако отдельные городовые казачьи полки и команды (Сибирские городовые казаки) просуществовали до конца XIX века.

Однодворцы в Российской империи — социальный класс, возникший при расширении на юг Московского государства и состоявший из казаков-земледельцев, живших на окраинах Московского государства и обязанных нести охрану пограничья.

Читайте также: