Кавказ в живописи лермонтова кратко

Обновлено: 05.07.2024

Михаил Юрьевич Лермонтов - великий русский поэт и писатель. Он был еще и талантливым художником.

По семейному преданию Миша Лермонтов стал раньше рисовать, нежели писать стихи. Детское увлечение он пронес через всю жизнь.

Лермонтов не получил специального художественного образования. Он обучался рисованию во время своей непродолжительной учебы в Московском университетском пансионе. Став офицером, он брал частные уроки у художника Петра Ефимовича Заболотского.

Михаил Юрьевич Лермонтов за 26 лет своей короткой жизни, кроме стихов, поэм, романов, сочинений, написал 14 картин, выполненных маслом, более 50 акварелей, около 300 рисунков карандашом.

Произведения Лермонтова-художника разнообразны по жанру. Это пейзажи, портреты, иллюстрации к своим поэтическим произведениям.

Здесь представлена совсем малая часть живописи Лермонтова.

Лермонтов участвовал в этом страшном сражении у реки Валерик.

"Эпизод из сражения при Валерике" (рисунок М. Ю. Лермонтова, раскрашен Григорием Григорьевичем Гагариным,1840)

"Эпизод из сражения при Валерике" (рисунок М. Ю. Лермонтова, раскрашен Григорием Григорьевичем Гагариным,1840)

М.Ю. Лермонтов изображает смертельный рукопашный бой на фоне величественного пейзажа. Этот рисунок как бы выражает основную мысль поэта в стихотворении "Валерик":

Макаренко Галина Валерьевна

Михаил Юрьевич Лермонтов принадлежит к числу талантливейших писателей, принёсших мировую славу русской литературе. Поэт прожил короткую, но яркую жизнь, которая, к величайшему сожалению, трагически оборвалась. Он погиб на дуэли, когда ему не было и 27 лет.

Михаил Юрьевич был необыкновенно талантливым, одарённым человеком. Писать стихи он начал в юном возрасте, ему также была присуща удивительная музыкальность, он играл на скрипке, фортепиано, сочинял музыку на собственные стихи. Он был хорошим шахматистом и математиком, знал несколько иностранных языков. Лермонтов мог стать и художником: его живописное наследие - работы маслом, рисунки , акварели.

Михаил Юрьевич, как мы видим, был уникальным человеком, талант его многогранен, но я в своём исследовании решила остановиться на таланте Лермонтова- художника, так как мне эта тема особенно близка.

Исследовав художественное наследие Михаила Юрьевича, которое является подлинной изобразительной летописью его жизни, я обратила внимание, что большая часть его картин изображает пейзажи Кавказа. Меня это заинтересовало, почему именно Кавказ, что связывало поэта с этими местами? Оказывается, это не случайно.

Знакомство Лермонтова с Кавказом состоялось ещё в раннем детстве. За свою короткую жизнь М. Лермонтов неоднократно приезжал туда. Когда великий поэт был еще маленьким Мишелем, его бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева несколько раз из Тархан (теперь город Лермонтово) Пензенской губернии приезжала в гости в имение к сестре – Екатерине Арсеньевне Столыпиной. И каждый раз для укрепления здоровья, эти места тогда славились минеральными источниками, она брала с собой и маленького Мишу, которого воспитывала сама после смерти матери. Первый раз будущий поэт побывал в этих местах, когда ему исполнилось четыре года в 1818 году, второй раз - в 1820 и третий - в 1825году.

Позднее Лермонтов писал: "Синие горы Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство моё; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры всё мечтаю о вас да о небе".

Весь мир природы был для Лермонтова родным домом, Он слышал её таинственные голоса - как "звезда с звездою говорит", как "пела русалка над синей рекой".

От ранних лет кипит в моей крови
Твой жар и бурь твоих порыв мятежный;
На севере, в стране тебе чужой я сердцем твой, -
Всегда и всюду твой!

Знакомство с Кавказом не ограничилось детством Лермонтова. За стихотворение на смерть Пушкина 25 февраля 1837 года, по Высочайшему повелению, Лермонтов был отправлен прапорщиком в Нижегородский драгунский полк, действовавший на Кавказе. Любимый поэтом край возродил Лермонтова, дав ему успокоиться, на время обрести равновесие в душе. Поэт упивался живописной природой Предкавказья. Девственные пейзажи и дружеские встречи, рассказы об удали джигитов запечатлевались в его памяти. Впоследствии все это отпечаталось в твореньях поэта:
Приветствую тебя, Кавказ
седой!
Твоим горам я путник
не чужой.
Они меня в младенчестве
носили
И к небесам пустыни

Являясь органической частью всего творчества поэта, рисунки и картины Лермонтова тематически близки его поэтическим созданиям. Вместе с тем ряд рисунков, акварелей и картин имеет и сюжетную общность с литературными произведениями Лермонтова.

Из картин этого цикла по эмоциональной насыщенности, обобщенности романтического восприятия выделяется "Воспоминание о Кавказе". Гаснущее вечернее небо, синие горы вдали, облака, два всадника-горца на переднем плане — все составные части пейзажа, все подробности мелкий кустарник, травка и камни — согреты, оживлены поэтическим чувством. Фигуры всадников сливаются с природой. Они являются неотъемлемой частью этой природы, гор и скал, освещенной последними лучами солнца тихой долины. То же самое следует сказать о других пейзажных изображениях поэта: "Эльбрус при восходе солнца", "Кавказский вид с верблюдами", "Кавказский вид с саклей", "Вид Пятигорска". Природа является "темой" картины даже там, где, казалось, намечен "сюжет", — "Перестрелка в горах Дагестана", "Сцена из кавказской жизни".

Хоть эти картины написаны и не кистью художника и подвергаются частой критике, но Лермонтов не пытался добиться признания общественности, он писал их для себя, чтобы передать и запомнить определенные моменты пребывания его на Кавказе.

Любая кавказская панорама Лермонтова — это как бы малый фрагмент вселенной, выразивший всю бесконечность мироздания. Руины, монастыри, храмы, лепящиеся на склонах гор, представляются зрителю естественными вкраплениями в природный ландшафт. Вписанные в каждый пейзаж фигурки людей — всадники, погонщики и верблюды, грузинки, набирающие в Куре воду, — подчинены изначально заданному ритму; их малый масштаб подчеркивает космическую безмерность целого. Но несмотря на романтическую интонацию, лермонтовские панорамы, как показал исследователь его творчества Ираклий Андроников, во многом совпадают с реальной топографией изображаемых мест, а кроме того, с описанием этих мест в произведениях.

Перед нами в обрамлении суровых скал высится покрытая снегом гора, вершину которой венчает каменный крест. Огибая её, по склону проходит дорога, внизу, вырываясь из глубоких расселин, сливаются вместе два бурных горных потока. А выше на фоне голубого неба белеет гряда далеких гор, как бы растворяясь в прозрачном воздухе, которым напоена вся картина.

Живописный пейзаж Лермонтова связан с его литературным замыслом и, не являясь прямой иллюстрацией к тексту, соседствует со страницами "Героя нашего времени".

Кто-то с тросточкой в синем сюртуке и цилиндре, из "водяного общества", описанного в "Княжне Мери", поднимается вверх по склону Машука к гроту в скале (прозванному позднее Лермонтовским). С террасы открывается вид на Пятигорск. Дальше - долина Подкумка, вершины Юцы и Джуцы, а за ними - белый двуглавый Эльбрус.

И башни замков на скалах
Смотрели грозно сквозь туманы-
У врат Кавказа на часах
Сторожевые великаны!

В глубокой теснине Дарьяла,

Где роется Терек во мгле,

Старинная башня стояла,

Чернея на черной скале…

В ладони мерно ударяя,
они поют – и бубен свой
Берёт невеста молодая.
И вот она, одной рукой
Кружа его над головой,
То вдруг помчится легче птицы,
То остановится, глядит –
И влажный взор её блестит
Из-под завитливой ресницы.

Как мы видим, талант художника Лермонтова очень многогранен. Он увлекался портретом, изображая с большой достоверностью людей своего круга. Ему великолепно удавались пейзажи, как в живописи, так и графике. Лермонтов проявил себя незаурядным мастером карикатуры и анималистических зарисовок скачущих лошадей и групп всадников. Множество его работ посвящено военной тематике – это изображение поединков, сражений, вооружённых черкесов, русских офицеров и юнкеров. По художественной пластике его рисунки необычайно динамичны и выразительны, а живописные картины прекрасны по своему колориту и напоминают таких мастеров того времени, как братья Никанор и Григорий Чернецовы, князь Гагарин и другие.

Лермонтов всю свою сознательную жизнь, до своей безвременной гибели, посвящал не только литературе, но и рисованию. Многое из его художественных работ не сохранилось, но то, что дошло до наших дней, - это более десятка картин маслом, более пятидесяти акварельных работ, свыше трёхсот рисунков - даёт нам возможность оценить его художественное наследие.

Некоторые из его работ являлись предвестниками его очередного литературного произведения. Так поэт Лермонтов данным ему природой талантом художника запечатлел тот образ природы или иное событие, которые потом воплощались в его стихах и прозе. Как мы убедились особое место в его художественном и литературном наследии занимает тема Кавказа.

Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.

В истории культуры известно немало поэтов и писателей, которые одновременно ярко проявили себя в сфере изобра­зительного искусства. Лермонтов, по свидетельству его родст­венника А.П.Шан-Гирея, начал рисовать едва ли не раньше, чем писать стихи. Рисовал всю свою недолгую жизнь, и его художественное наследие содержит произведения различ­ных жанров: пейзажи и путевые зарисовки, батальные сцены, портретные миниатюры. Конечно, изобразительное творчест­во Лермонтова уступает литературному. Тем не менее ода­ренность писателя сказалась и здесь.

Тифлис. Масло 1837

Традиции дворянского воспитания предполагали наряду с уроками фехтования, музыки, иностранных языков с юных лет занятия живописью и рисунком. Расцвет альбомной куль­туры связан с повсеместным умением рисовать, и лучшие альбомные рисунки того времени отличаются уверенным вла­дением линией, способностью мгновенным очерком создать образ, точностью в деталях, композиционным чутьем. Однако из множества грамотно рисующих профессионалами стано­вились единицы: для сословия, к которому принадлежал Лермонтов, более характерен тип художника-дилетанта, не связанного академической выучкой и необходимостью прода­вать работы. Фиксируя на бумаге свои впечатления и ду­шевные состояния, художник-дилетант постоянно вел своего рода лирический дневник, поскольку романтическое миро­ощущение требовало обязательного преобразования повсе­дневных чувств из плана обыденного в чрезвычайный.

Схватка в горах Дагестана. Масло

Воспоминание о Кавказе. Масло. 1838

Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты. Масло

15 октября исполняется 200 лет со дня рождения поэта Михаила Лермонтова 15 октября в России отмечают юбилей — 200 лет со дня рождения поэта, драматурга, художника Михаила Юрьевича Лермонтова. Рисование являлось одним из ранних увлечений поэта. По семейному преданию, рисовать поэт начал раньше, чем писать стихи. Первые уроки рисования Лермонтову давал художник Александр Солоницкий. В […]

15 октября исполняется 200 лет со дня рождения поэта Михаила Лермонтова 15 октября в России отмечают юбилей — 200 лет со дня рождения поэта, драматурга, художника Михаила Юрьевича Лермонтова. Рисование являлось одним из ранних увлечений поэта. По семейному преданию, рисовать поэт начал раньше, чем писать стихи. Первые уроки рисования Лермонтову давал художник Александр Солоницкий. В […]


К юбилею М. Ю. Лермонтова ТАСС собрал 20 картин, написанных самим поэтом. Представляем вашему вниманию эту подборку.

15 октября исполняется 200 лет со дня рождения поэта Михаила Лермонтова


15 октября в России отмечают юбилей — 200 лет со дня рождения поэта, драматурга, художника Михаила Юрьевича Лермонтова.

Рисование являлось одним из ранних увлечений поэта. По семейному преданию, рисовать поэт начал раньше, чем писать стихи. Первые уроки рисования Лермонтову давал художник Александр Солоницкий. В 1830-е годы Лермонтов брал уроки рисования и живописи у художника Петра Заболоцкого.


Среди художественного наследия Михаила Лермонтова — картины маслом, карандашные рисунки, миниатюры, иллюстрации к произведениям. Диапазон техник также очень разнообразен: Лермонтов работал в живописи, акварели, рисунке, а также в литографии.

Читайте также: