Кави наджми биография кратко

Обновлено: 04.07.2024

НАДЖМИ́ Кави́ Гибя́тович (настоящая фамилия — Нежметдинов) (1901 — 1957), татарский советский писатель. Лауреат Сталинской премии второй степени (1951). Член РКП(б) с 1919 года. Старший брат известного татарского шахматиста Рашида Нежметдинова.

Биография

Кави Наджми родился 2 (15) декабря 1901 года в деревне Красный Остров (ныне Сеченовского района Нижегородской области) в семье крестьянина. В 1913—1915 годах работал чернорабочим на ферме; в 1916—1917 годах — упаковщиком на мыловаренном заводе в Актюбинске. Здесь же в 1917 году окончил русско-татарскую школу. В 1917—1919 годах работал в деревне учителем начальной школы. В 1919—1939 К. Наджми в рядах РККА — красноармеец, курсант, преподаватель, комиссар военной школы и ответственный редактор окружной красноармейской газеты. В 1920 году в составе Киевской курсантской бригады участвовал в боях по ликвидации остатков махновщины. В 1922 году окончил Московскую высшую военно-педагогическую школу.

Творчество

Кави Наджми родился 2 (15) декабря 1901 года в деревне Красный Остров

Кави Наджми родился 2 (15) декабря 1901 года в деревне Красный Остров

«1. Ввиду сильного обострения за последний год классовой борьбы на фронтах татарской литературы и раскрытия контрреволюционной литорганизации „Джидеган“ пришлось решительно перестроить работу в области литературы, провести чистку в Ассоциации Пролетарских Писателей Татарстана и обновить руководящее ядро Ассоциации. Единственно подходящей кандидатурой на должность председателя ТАППаобластком выдвинул т. Нежметдинова.

Возможно, есть какой-то символ и в том, что Кави Наджми (Кави Гибятович Нежметдинов) родился в самом начале века — в 1901 году. Его родное село Красный Остров ныне входит в состав Сеченовского района Нижегородской области. А тогда это была территория Симбирской губернии. Род Нежметдиновых — старинный, многочисленный и зажиточный — занимал довольно видное место в жизни местных татар. Почти все его представители — крупные торговцы или землевладельцы, служители культа или общественные деятели. Так, один из братьев отца писателя — Абдулла Нежметдинов — был членом II Государственной Думы России. Отец Кави — Гибят — сначала жил и работал в мире и согласии вместе со всеми братьями, а в 1903 году забрал жену и двухгодовалого Кави и выехал на заработки за пределы губернии.

После открытия в деревне советской школы Кави работал несколько месяцев учителем, и в 1919 году его направили на Симбирские педагогические курсы. С этого момента для Кави начинается новая жизнь — новая, бурная, эпизоды которой меняются, как кадры кино. Ноябрь 1919-го — Кави приезжает в Казань и добровольцем вступает в ряды Красной армии, в 1919 году Татарским запасным батальоном принят в члены ВКП(б), затем он красный курсант, в 1922 году принимает участие в боях против махновских банд на Украине. В 1924 году его, как наиболее отличившегося в учебе, направляют в Московский военно-педагогический институт.

Таковы лишь некоторые этапы формирования его характера — характера волевого, дерзкого, выносливого.

Как вспоминают современники, красноармеец и красный курсант Нежметдинов отличался такими качествами, как общительность, коммуникабельность, ораторское мастерство, умение увлечь, занять людей, т. е. владел теми свойствами, которые при необходимых условиях и делают человека лидером. Наверное, неслучайно Наджми в Казани сразу оказался в центре литературно-творческой жизни, которая в 20-е годы просто бурлила.

Такташ в Казани стал одним из первых и близких друзей Наджми.

Эти имена действительно были у всех на слуху.

Именно они оказались наиболее яркими фигурами молодой татарской советской прозы и поэзии, именно они задавали тон всей литературно-общественной жизни.

У Наджми был весьма широк круг общения с литераторами, в том числе старшего поколения. Известны его дружеские отношения с Александром Фадеевым, общался он и с Михаилом Шолоховым. Из татарских аксакалов особо ценил Шарифа Камала. Отношения с Фатхи Бурнашем, мягко говоря, не были дружескими, между ними постоянно шли публичные споры, но и эта полемика не прошла для молодого Кави бесследно. В этом ряду особняком стояли два крупнейших авторитета советской литературы, которые сыграли исключительную роль как в творческом, так и в гражданском формировании Кави Наджми. Это Максим Горький и Ибрагимов. Из татарских литераторов никто не был так близок к ним, как Наджми.

Горький для Наджми был не только учителем по литературе (он рецензировал его произведения, давал советы), но фактически стал его прямым руководителем: в 1934 году Горький возглавляет Союз писателей СССР, а Кави Наджми — Татарстана. Без совета с Горьким такое назначение не состоялось бы.

Авторитет своего рода титанов, гигантов — Горького и Ибрагимова — как в литературе, так и в обществе был настолько высок, что близость с ними объективно сыграла не последнюю роль и в политическом росте Наджми, и в его популярности.

Так, в 1934 году на I Всесоюзном съезде советских писателей по предложению Горького в повестку дня дополнительно был внесен доклад о татарской литературе, с которым выступил Наджми. Тот факт, что наряду с украинской, грузинской, белорусской литературой со всесоюзной трибуны прозвучал доклад и о татарской литературе, имеет принципиальное значение. Это говорит как о признании значения многовековой татарской литературы и роли республики в стране, так и об авторитете руководителя татарской делегации Наджми.

После избрания председателем Союза писателей Татарстана общественно-политическая жизнь Наджми становится еще интенсивнее. Активно занимается он и творчеством: становится одним из самых популярных татарских прозаиков.

Ибрагимов, Хасан Туфан, Карим Тинчурин, Бурнаш, Махмуд Галяу, Шамиль Усманов, Нигмати, Фатих Сайфи-Казанлы — с именами этих писателей связаны самые яркие и самые трагические страницы истории нашей литературы.

А перед этим были арестованы Сайфи-Казанлы, 3. Гали и другие видные литераторы.

Вновь созывается собрание писателей. Оно проходит с 28 апреля по 5 мая. Скорее всего, это было самое трагическое, самое страшное собрание в истории наших писателей. Оно напоминает заседание суда. В роли главных обвинителей выступили председатель той злополучной комиссии Имамутдинов и секретарь обкома Галим Мухаметзянов.

Страшные, ужасные обвинения! Но какой ценой они добивались. Дело Наджми вел следователь Усманов, который отличался особой беспощадностью, применял к арестованным самые жестокие меры физического и психического давления. Со слов Т.К. Нежметдинова передаем воспоминания самого Наджми, где он воскрешает картину тех ужасов и кошмаров, которые пережил в тюремных застенках.

Суд над Наджми начался 16 марта 1939 года. В ходе судебного заседания 16 и 17 марта он в предъявленном обвинении признал себя полностью виновным, дал развернутые показания по всем пунктам. 19 марта в 13:30 после возобновления судебного заседания Наджми заявил, что просит у суда создать нормальные условия, т. к. находится под сильным давлением следствия и пребывает в карцере. Далее он продолжил: «О существовании к-р организации я узнал только от следователя, и показания мои на предварительном следствии неправильные; что касается собственноручных показаний, я их переписал с записей следователя.

Мне следователи говорили, что теперь такая ситуация: если сознаешься во всем, то тебя освободят со снятием судимости. Следователь говорил: „Вы должны стараться во всем признаться и показать на всех. Защитника Вам не надо брать, нужно сознаться, что ты контрреволюционер, разоблачить себя и других, и после этого суд придет к убеждению, что Вы разоружились до конца, и освободит Вас“.

Да, потом прямо надо сказать и следующее: Наджми чисто по-человечески повезло больше, чем многочисленным убиенным в сталинских застенках. Такое бывало. И не только с ним. И не всегда это можно объяснить логикой.

Кави Наджми в бытность свою председателем Союза часто выступал с критикой, она не была безобидной, чаще — жесткой, разоблачительной

Кави Наджми в бытность свою председателем Союза часто выступал с критикой, она не была безобидной, чаще — жесткой, разоблачительной

Да, условия в сталинских застенках были жестокими, невыносимыми — многие сломались. Но и поведение татарских писателей, которые находились на свободе, оценить однозначно тоже трудно. Но то, что случилось, — это не их личная вина, а прежде всего большая беда. Это даже не только их личная беда, а трагедия целого народа, целого поколения. Осуждать людей за безнравственные поступки в безнравственном обществе, в безнравственной, преступной системе — это уже само по себе безнравственно, если не преступление, пусть хотя бы морального, нравственного характера. Все они оказались жертвами той системы, в идеалы которой многие искренне верили, искренне служили.

Как ни странно, в трудах историков литературы эти заслуги Наджми полностью игнорируются. Или они не владеют исторической информацией, или ими движут отнюдь не научные интересы.

Противоречия эпохи, общественно-личностное положение в ней Наджми напрямую отразились и на его творчестве. В советском обществе литературе была отведена роль иллюстратора господствующей идеологии. В этом плане не был исключением и Наджми. Он просто не мог быть исключением как по социальному положению, так и по духу характера. Но, бесспорно, в его богатейшем творческом наследии много эстетически интересного, художественно ценного.

Взаимоотношение социологического и эстетического в творчестве Наджми — эта тема отдельного разговора, специального исследования. А мы ограничимся лишь еще одним, на наш взгляд, весьма принципиальным тезисом.

Сегодня никто никого не обязывает питать симпатию к личности Наджми. Да, можно и не быть поклонником его творчества. Но не заметить в его произведениях богатую, сочную, многокрасочную палитру ярких выразительных средств татарского языка нельзя; не чувствовать в его вольнолюбивом стиле крепкую руку самобытно творческой индивидуальности — невозможно. А это уже обязывает! Обязывает нас и сегодня признавать в Наджми крупного художника слова, считать его одним из классиков татарской литературы.

А если его литературно-творческую и общественно-политическую деятельность рассмотреть в совокупности, то в истории татарской литературы советского периода после Ибрагимова, пожалуй, самая крупная фигура — это Наджми.

Думается, очень верную социально-нравственную оценку наших современников личности Наджми дал первый президент Республики Татарстан Минтимер Шаймиев:

30 августа этого года, в День Республики, при личном участии президента РТ Рустама Минниханова состоялось торжественное открытие мемориальной доски Наджми и его супруги Сарвар Адгамовой.

На родине писателя — в селе Уразовка Нижегородской области — состоялась закладка камня под будущий памятник Наджми…

Содержание статьи

Кави Наджми: биография, творчество, карьера, личная жизнь

  • Кави Наджми: биография, творчество, карьера, личная жизнь
  • Зеэв Элькин: биография, творчество, карьера, личная жизнь
  • Джамаль Хашогги: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Биография: ранние годы

Спустя три года Кави устроился на мыловаренный завод, который находился в Актюбинске. Там он упаковывал готовую продукцию. Параллельно учился в русско-татарской школе, которую закончил в 1917 году.


В тот же год Кави лишился родителей. В семье также был еще один сын – Рашид. Он младше Кави на 11 лет. После смерти родителей его воспитывали дальние родственники, а Кави к тому моменту уже был самостоятельным. В 1917 году он устроился учителем в местную начальную школу.

Спустя два года Кави вступил в ряды РККА. В 1920 году принимал участие в боях по уничтожению остатков банд Махно на Украине. Спустя два года Кави окончил Высшую военно-педагогическую школу. В это же время он забрал к себе младшего брата Рашида, которого родственники в голодный 1921-й год определили в интернат.

Карьера

Параллельно Кави занимался переводами. Так, он перевел на татарский язык ряд произведений Александра Пушкина, Льва Толстого, Максима Горького, Ивана Крылова.


В 1937 году писатель был арестован по доносу как националист. Спустя полгода забрали и его супругу. Им пришлось пережить три года пыток.


Личная жизнь

Кави Наджми был женат на Сарвар Адгамовой. Они познакомились в начале 20-х годов в Казани на одном из литературных вечеров. Сарвар занималась переводами произведений известных писателей на татарский язык. В 1927 году у пары родился единственный сын, которому дали имя Тансык.


15 декабря 1901 г., деревня Красный Остров Курмышского уезда Симбирской губернии – 24 марта 1957 г., Казань.

В 1919 г. окончил педагогические курсы в городе Симбирск, в 1922 г.– Московский высший военно-педагогический институт.

К.Наджми – участник Гражданской войны.

Один из организаторов и руководителей ТАПП.

В 1932 г. состоял в организационном комитете по созданию писательской организации Татарской Автономной Советской Социалистической Республики (ТАССР), в работе которой впоследствии принимал активное участие.

В 1934 г. выступил с докладом на I Всесоюзном съезде писателей, был избран в состав правления Союза писателей СССР. В 1934–1937 гг. возглавлял Союз писателей ТАССР.

В 1937 г. был обвинен в подготовке военного контрреволюционного мятежа, необоснованно репрессирован; в декабре 1939 г. освобожден и реабилитирован.

В 1954 г. на II Всесоюзном съезде писателей выступил с докладом о состоянии татарской литературы.

Депутат Верховного Совета ТАССР в 1947–1957 гг.

Творчество

Анализируя сложные и противоречивые общественные процессы, связанные со сменой социально-экономической формации, писатель выходит на вечные темы – борьбы старого и нового, добра и зла.

Его произведения отличают динамичные и экспрессивные сюжетные линии, яркие, запоминающиеся характеры, умелое использование выразительных средств татарского языка. В то же время проза К.Наджми не избежала и некоторого влияния господствовавшего в литературе того времени вульгарного социологизма.

В центре повествования – история большой татарской семьи. Судьбы героев показаны на широком историческом фоне; они принимают участие в революционных событиях и последующем переустройстве жизни на социальных основах.

Роман был признан крупным достижением многонациональной советской литературы, переведен на 26 языков. Наряду с бесспорными художественными достоинствами (изображение быта простых рабочих, раскрытие их психологии, трудового героизма, темы классовой борьбы, интернационализма), произведению присущи некоторая иллюстративность и схематизм.

К.Наджми писал стихи для детей, пронизанные мягким лиризмом и тонким психологизмом.

Перевел на татарский язык произведения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, И.А.Крылова, А.А.Блока, С.Я.Маршака, А.И.Безыменского и др.

Кави Гибятович Наджми — татарский советский писатель. Лауреат Сталинской премии второй степени (1951). Член РКП(б) с 1919 года. Старший брат известного татарского шахматиста Рашида Нежметдинова.

Кави Наджми родился 15 декабря 1901 года в деревне Красный Остров (ныне Сеченовского района Нижегородской области) в семье крестьянина. В 1913—1915 годах работал чернорабочим на ферме; в 1916—1917 годах — упаковщиком на мыловаренном заводе в Актюбинске. Здесь же в 1917 году окончил русско-татарскую школу. В 1917—1919 годах работал в деревне учителем начальной школы. В 1919—1939 К. Наджми в рядах РККА — красноармеец, курсант, преподаватель, комиссар военной школы и ответственный редактор окружной красноармейской газеты. В 1920 году в составе Киевской курсантской бригады участвовал в боях по ликвидации остатков махновщины. В 1922 году окончил Московскую высшую военно-педагогическую школу.

На Первом Всесоюзном съезде советских писателей в 1934 году Наджми был избран членом правления СП СССР. В 1934—1937 годах был первым председателем правления СП Татарской АССР. С 1937 года — литератор-профессионал. Депутат ВС ТАССР.

Читайте также: