Категории текста по гальперину кратко

Обновлено: 08.07.2024

Текст КД является многоаспектным феноменом, представляет результат речемыслительной деятельности, который существует как факт в виде рукописного или печатного текста, рассматривается с общих позиций лингвистики текста. В работах лингвистов (И.Р. Гальперин, 1981; Т.М. Николаева, 1978; К.В. Кожевникова, 1976; О.И. Москальская, 1981; А.И. Новиков, 1983; З.Я. Тураева, 1986; О. Л. Каменская, 1990; Е.С. Кубрякова, 1994; А.А. Залевская, 2002 и другие) существуют различные определения текста, где общим является понимание текста как законченного, завершенного произведения, имеющего собственную структуру, содержание, обладающего системой текстовых категорий. Любой классический текст, представленный письменным документом, обладает свойствами целостности и связанности, которые не позволяют ему рассыпаться на отдельные предложения.

Текст КД не обладает смысловой завершенностью, является открытым, в нем отсутствует традиционная концовка, финал. Автор может по собственному желанию прервать записи и продолжить ведение дневника в любой момент. Открытость текста КД сравнима с открытостью неклассического текста, или гипертекста, который является практически бесконечным произведением, предлагающим читателю свободный вход и выход из текста в любом месте и различные варианты передвижения по смысловому пространству.

Формально-структурная категория членимости, в соответствии с концепцией И.Р. Гальперина, включает единицы объемно-прагматического и контекстно-вариативного членения (Гальперин, 1981, с. 50-73). В КД категория членимости занимает ведущее положение по отношению к категории связанности. Текст КД состоит из небольших по объему, разно-тематических гетерогенных фрагментов - ежедневных записей, вводимых датировкой. По дневные записи, являясь основной единицей объемно-прагматического членения текста КД, представляют собой достаточно автономные образования, между которыми отсутствует жестко упорядоченная последовательность чтения, свойственная элементам классического текста. Эксплицитно выраженная связь между отдельными записями, как правило, отсутствует. Дискретность сближает текст КД с неклассическими текстами, для которых определяющим свойством является нелинейность.

Дискретность текста КД усиливается также за счет появления предисловий от автора или составителя текста, которые включаются в основной текст в процессе подготовки к публикации. Предисловия, комментарии, ссылки являются факультативными элементами, структурно независимыми от целого текста, но содержательно тесно связанными с основной частью повествования. Они формируют пресуппозитивную часть, которая снабжает читателя дополнительной информацией, необходимой для понимания всего произведения. Предисловие к дневниковому тексту создается самим автором или составителем текста, в нем фиксируются интенции автора, предвосхищается содержание записей, которое связывается с фактами жизни, творчества автора, дается характеристика времени ведения дневника, раскрывается история его создания и публикации, указываются изменения, которые были сделаны в процессе подготовки текста к печати.

В заключительной части текста КД находятся примечания и комментарии к основному тексту. В комментариях представлены пояснения к частям основного текста, выделенные в нем ссылками. Они соотносят текст дневника с другими работами автора, указывают на художественные произведения писателя, созданные по материалам записей, расшифровывают аббревиатуры и сокращения, включают публицистические и документальные материалы, дополняющие тексты подневных записей. Включение ссылок в дневниковом тексте формирует элементы ветвистости текста КД, сближающего его с неклассическими гипертекстовыми структурами.

В процессе контекстно-вариативного членения текста КД различаются, во-первых, функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение и способы их взаимодействия, а, во-вторых, контексты, организованные авторской речью и контексты, содержащие чужую речь -речь персонажей (Гальперин, 1981). В дневниковом тексте нет строгой логической последовательности в содержании, ему свойственно свободное изложение, являющееся одним из конститутивных признаков. В записях повествование, описание и рассуждение используются в произвольном порядке, их чередование обусловлено видом информации и формой ее изложения, индивидуальными склонностями и намерениями автора.

В процессе анализа денотативной структуры текста КД, вслед за Т. ван Дейком (ван Дейк, 1989), выделяется глобальная ситуация, представляющая собой индивидуально-авторское знание о мире, которая состоит из макроситуаций и микроситуаций, связанных определенными отношениями и раскрывающих главную тему произведения. В дискретных подневных записях дневникового текста выделяются повторы тематических блоков (микроситуации), которые раскрывают определенную макроситуацию, объединяют дискретные записи.

Средством формирования целостности текста КД выступает также хронологическая последовательность записей, что актуализирует значимость категории континуума в тексте КД, которая подразделяется на категории темпоральности и локальности. Пространственно-временная организация текста исследовалась в работах М.М. Бахтина (Бахтин, 2000, 1979), И.Р. Гальперина (Гальперин, 1981), Ю.М. Лотмана (Лотман, 1999), Б.А. Успенского (Успенский, 1995), Тураевой З.Я. (Тураева, 1979), О.И. Москальской (Москальская, 1981), В.Н. Топорова (Топоров, 1983), Н.А. Николиной (Николина, 2002), М.А. Кронгауза (Кронгауз, 1996), О.В. Волкова (Волков, 1997), Н.Ю. Донченко (Донченко, 1999) и других ученых. И.Р. Гальперин подчеркивает, что категория континуума связана с отображением в тексте нерасчлененного потока движения, которое заключается в определенной последовательности фактов, событий, развертывающихся во времени и пространстве, при этом процесс подобного развертывания протекает неодинаково в разных типах текста (Гальперин, 1981, с. 87).

Перечень событий в их временной последовательности (хронология дневника) закреплен датировкой миниатюр - числом, месяцем, годом написания. Причинно-следственные отношения (казуальность дневника) находят свое выражение в связях минувшего, настоящего и предстоящего (Донченко, 1999, с. 142-143).

Исходя из философской интерпретации времени и деления его на время реальное (однонаправленное, непрерывное, равномерное, необратимое) и перцептуальное время (время в его субъективном восприятии), в тексте КД выделяется объективное (диктумное) время и субъективное (модусное) время. Объективное время - это относительно адекватно отраженное в тексте реальное время, когда события текста ставятся в связь с реальными моментами, периодами, процессами в жизни личности и мировым историческим процессом с его реальной хронологией (Москальская, 1981).

Определяющим свойством внешне-текстовой модальности выступает реальность, а внутри-текстовая модальность КД характеризуется экспрессивностью и эмоциональностью, комбинированием, в зависимости от общего психологического настроя субъекта повествования, мажорной и минорной тональности, то есть сочетанием положительных и отрицательных эмоциональных оценок. Внешне-текстовая и внутри-текстовая модальности взаимодействуют в дневниковом тексте, определяют его общий модус - объективный достоверный рассказ о жизни, осложненный личностным восприятием повествователя.

Итак, КД представляет особый текст, совмещающий свойства классического и неклассического текстов. В его структуре наряду текстовыми категориями членимости, когезии, целостности, информативности, континуума, модальности и тональности выделяются свойства дискретности, открытости, динамичности, элементы ветвистости, интертекстуальности, которые позволяют КД видоизменять структуру и свободно адаптироваться в гипертекстовом пространстве Интернета.

o Conceptual – содержательно-концептуальная информация. Сообщает читателю индивидуальное авторское понимание отношений между явлениями, описанными средствами СФИ. Понимание их причинно-следственных связей, их значимости в социальной, политической и культурной жизни народа, включая отношения между индивидуумами, их сложного психологического и эстетико-познавательного взаимодействия. СКИ представляет творческое переосмысление читателем указанных факторов, отношений, процессов, фактов, происходящих в реальном мире.

o Implicational – содержательно-подтекстовая информация. Представляет собой скрытую информацию, извлекаемую из СФИ благодаря способности единиц выражать ассоциативное и коннотативное значение. Различают ситуативную СПИ (возникает в связи с фактами, событиями, раннее описанными в больших повестях) и ассоциативную (обусловлена свойственной нашему сознанию привычкой связывать изложенное с личным и общественным опытом)

· Членимость – функция общего композиционного плана произведения. Основная задача текста – представить отрезки текста таким образом, чтобы облегчить читателю восприятие.

· Континуум – определенная последовательность фактов, событий, развертывающихся в пространстве. Для художественной литературы характерен пространственный континуум – название географических мест, их описание.

· Автосемантия – показывает формы зависимости и относительной независимости отрезков текста по отношению к содержанию всего текста

· Проспекция / ретроспекция

Проспекция – объединяет различные языковые формы СПИ к тому, о чем будет идти речь в последующих частях текста. Это прием повествования, благодаря которому читатель может яснее представить связь и обусловленность событий. Данная категория текста базируется на СКИ.

Ретроспекция – прием повествования, который объединяет формы языкового выражения, относящие читателя к предшествующим событиям. Дает возможность яснее представлять связь и обусловленность событий эпизода. Она порождается СФИ. Ее цель восстановить в памяти читателя старые сведения или дать ему новые, относящиеся к прошлому и необходимые для понимания путей дальнейшего развертывания повествования. Дает возможность переосмыслить сведения в новом условии, в новом контексте, с учетом того, что было сказано в доретроспективной части, актуализировать отдельные части текста, опосредованно относящиеся к СКИ.

· Модальность – отношение создающего текст человека к действительности. Она характерна для всех текстов, но выражается в разной степени.

· Интеграция – объединение отдельных частей текста в единое целое. Ее относят к категории психологического плана. Результат интеграции – завершенность, когда с точки зрения автора текст получил исчерпывающее выражение.

Категория информативности связывается с информационной стороной высказывания. И.Р. Гальперин выделяет следующие типы информации, содержащейся в тексте: содержательно-фактуальная, содержательно-концептуальная, содержательно-подтекстная.

Адекватное понимание текста, по мнению учёных, обеспечивается пресуппозицией. Это особая текстовая категория, ситуативный фон, обеспечивающий восприятие и понимание текста, "раскрывающий связи между высказываниями и основывающийся на определённых предположениях семантики слов, словосочетаний и предложений, входящих в текст'' [42. С.86].

Необходимо отметить, что текст передаёт определённую последовательность фактов, которые развёртываются во времени и пространстве по особым правилам в зависимости от содержания и типов текста. В связи с этим в процессе создания и осмысления текста реализуются такие текстовые категории, как ретроспекция (элементы, обеспечивающие возвращение читателя к изложенным ранее фактам, событиям, оценкам) и проспекция (элементы, обеспечивающие перспективу высказывания). Эти категории обеспечивают осмысление уже известной информации, позволяют наметить перспективу процесса восприятия текста.

Мера информативных качеств текста может снижаться или возрастать. Так, информативность (с точки зрения прагматики текста) снижается, если информация повторяется, и, наоборот, она повышается, если текст несет максимально новую информацию.

Приоритетом в использовании новых информационных технологий для коллектива Научной библиотеки является полноценное обеспечение информационных потребностей университета и повышение качества образования.

Научная библиотека РГУ имени С.А. Есенина

Запись опубликована автором admin в рубрике Пресса о РГУ имени С. А. Есенина. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Читайте также: