Карнавализация по бахтину кратко

Обновлено: 28.06.2024

На этой же странице рано погибший исследователь писал:

Карнавал переживает изменения; он включает в себя и историю.

В главе есть некоторые уточнения, о которых стоит поговорить, так как они углубляют термин.

«Сам карнавал (повторяем; в смысле совокупности всех разнообразных празднеств карнавального типа) – это, конечно, не литературное явление. Это синкретическая зрелищная форма обрядного характера. Форма эта очень сложная, многообразная, имеющая, при общей карнавальной основе, различные вариации и оттенки в зависимости от различия эпох, народов и отдельных празднеств. Карнавал выработал целый язык символических конкретно-чувственных форм – от больших и сложных массовых действ до отдельных карнавальных жестов. Язык этот дифференцированно, можно сказать, членораздельно (как всякий язык) выражал единое (но сложное) карнавальное мироощущение, проникающее все его формы. Язык этот нельзя перевести сколько-нибудь полно и адекватно на словесный язык, тем более на язык отвлеченных понятий, но он поддается известной транспонировке на родственный ему по конкретно-чувственному характеру язык художественных образов, то есть на язык литературы. Эту транспонировку карнавала на язык литературы мы и называем карнавализацией ее. Под углом зрения этой транспонировки мы и будем выделять и рассматривать отдельные моменты и особенности карнавала.

Эта широкая характеристика интересна, но становится несколько спорна тогда, когда безоговорочно переносится на книгу.

Театральный зритель и теперь иначе и глубже включен в представление, чем читатель в процесс чтения.

Карнавальный царь или король подразумевает существование не карнавального короля, он существует в его опровержении так, как карточный король не опровергал существование европейских королей. Существование карикатурных изваяний в средневековых храмах не опровергало религии, оно существовало рядом с религией, и это было сосуществование двух жизнеотношений, выраженных в двух линиях искусства. В результате создавались те разностные ощущения, которые свойственны искусству.

Утопия и сатира историчны.

Отдельные структуры, уже выразившие конфликты общества, то забываются, то возникают. Это похоже на воспоминание того, что вспомнилось подсознательно. Таким было время Аристофана с вторжением деревенского празднования в городскую культуру.

Эпоха Рабле – эпоха привлечения воспоминания для канонизации новых форм: старое возрождалось для пародирования настоящего, эта двойственность давала реальность настоящему в ироническом рассматривании.

Рабле, конечно, хорошо знал фольклор Франции своего времени, но он дополнял его пародиями на схоластику, а при помощи Аристофана, заново понятого, атаковал эстетику высокой литературы. Аристофан не источник Рабле, но, может быть, руководитель его.

Может быть, лучше было бы показать, как на большом расстоянии в разных обстоятельствах и по-разному несходно используются эстетические структуры. Надо показать и сходство несходного.

Масленичные карнавалы были и в России. В так называемом печном действе одни рядились в сжигаемых , отроков, другие в халдеев, пытавшихся истребить последователей истинной веры. Тут было и само огневое действо – вспышки, которые производились при помощи вбрасывания плавуна в огонь. После поражения халдеев ангелом они выбегали на улицу, чинили бесчинства, поджигали бороды и возы.

В дни сатурналий ношение тог было неприлично[127] . Город существовал в подчеркнутой, как бы реальной двойственности.

Переходим теперь к некоторым возражениям.

Карнавал в разных своих проявлениях осуществляется в продолжение многих тысячелетий.

Что же отличает разные проявления того, что Бахтин называет карнавализацией?

Прежде всего, не всякий конфликт можно назвать конфликтом карнавальным.

Обобщение иногда выжигает моменты реального видения.

Выделяя структуру исторических явлений, мы можем решать, что история повторяется, но в то же время знаем, что она двигается. Двигается разделанной на разнонаправленные, но как бы сходные повторения.

М. Бахтин сливает повторения в неподвижность. Карнавал романов Рабле – это событие определенного времени, созданное людьми определенного умонастроения; они направляют карнавальные построения, простые, как вывернутая на масленице шуба, в атаку на старые. Карнавал Рабле историчен.

Лишая явления прошлого, мы затемняем будущее, но выделение Рабле из общего потока анализа мировой литературы, при всей условности терминологии и анализа карнавала, – удача.

Изобретения и открытия – это преодоленные неудачи, но не все звезды доступны. Даже составить их оглавление трудно.

Карнавализация — теория карнавала, изложенная М. М. Бахтиным в его книге о Рабле (1965). Смысл концепции Бахтина (см. также полифонический роман, диалог) в том, что он применил понятие карнавала, ежегодного праздника перед великим постом, ко всем явлениям культуры Нового времени. Посредством карнавала народная смеховая культура борется со старым мироустройством.


Королем карнавала становится нищий или дурак, трикстер (см. также анекдот). И ему воздают королевские почести. Назначается также карнавальный епископ, и кощунственно оскверняются христианские святыни. Верх становится низом, голова — задом и половыми органами (материально-телесный низ, по терминологии Бахтина). Меняются местами мужское и женское (мужчины надевают маски женщин и наоборот). Вместо благочестивых слов слышится сквернословие, площадная брать. Меняются местами сами противопоставления жизни и смерти.


Стихия карнавала до сих пор присуща некоторым традициональным народностям, например банту. Наиболее ярко сохранилась традиция европейской карнавальной культуры в Латинской Америке, и в частности в Бразилии.

В культуре ХХ века карнавал актуализируется вследствие повышения общего интереса к мифу (неомифологическое сознание).

Советское ставится Бахтиным на один уровень с христианским: и то и другое есть объект противостояния для смеха как официальная культура.

Этот билет отнял у меня много лет жизни. Не дай Бог, он попадется кому-либо. Не понимаю, за что только Бахтин получил степень…
а). Что такое карнавализация:

Карнавализация — семиотическая теория карнавала, изложенная М. М. Бахтиным в его книге о Рабле (1965). Смысл концепции Бахтина в том, что он применил понятие карнавала, ежегодного праздника перед великим постом, ко всем явлениям культуры Нового времени.

Все многообразные проявления и выражения народной смеховой культуры можно по их характеру подразделить на три основных вида форм:

1. Обрядово-зрелищные формы (празднества карнавального типа, различные площадные смеховые действа и пр.); неофициальный, внецерковный и внегосударственный аспект,пародия на церковный культ,основное карнавальное ядро - сама жизнь, но оформленная особым игровым образом.

В противоположность официальному празднику карнавал - временное освобождение от господствующей правды и существующего строя, Здесь сложился особый карнавально-площадной стиль речи, образцы которого мы в изобилии найдем у Рабле. Основное карнавальное действие – шутовское увенчание и развенчание короля. В основе этого обряда – ядро каранавального мирощущения – пафос смен и перемен, смерти и обновления. Увенчание-развенчание пронизано карнавальными категориями: фам. Контакт (развенчание), мезальянс (раб-король), профанация (игра символами высшей власти). Побои и брань носят не бытовой и частный характер, но являются символическими действиями, направленными на высмеивание “короля”. В этой системе образов король есть шут. Его всенародно избирают, затем всенародно осмеивают, ругают и бьют. Он умирает, а потом возрождается.

Важная особенность народно-праздничного смеха-этот смех направлен и на самих смеющихся.

2. Словесные смеховые (в том числе пародийные) произведения разного рода: устные и письменные, на латинском и на народных языках; пародийные диспуты и диалоги, пародийные хроники и др.. Все это были отзвуки и отгулы площадного карнавального смеха в стенах монастырей, университетов и школ.

3. Различные формы и жанры фамильярно-площадной речи (ругательства, божба, клятва, народные блазоны и др.). на карнавальной площади в условиях временного упразднения всех иерархических различий и барьеров между людьми и отмены некоторых норм и запретов обычной, то есть внекарнавальной, жизни создается особый идеально-реальный тип общения между людьми, невозможный в обычной жизни. Это вольный фамильярно-площадной контакт между людьми, не знающий никаких дистанций между ними.

Ругательствам во многих отношениях аналогичны божба или клятвы (jurons). Божба и клятвы первоначально не были связаны со смехом, но вытеснены из официальных сфер речи, как нарушающие речевые нормы этих сфер, и потому переместились в вольную сферу фамильярно-площадной речи. Аналогична судьба и других речевых явлений, например, непристойностей разного рода.

б). Значение образов и ситуаций романа в контексте народно-карнавальной культуры

  1. Образы материально-телесного начала у Рабле - наследие (народной смеховой культуры– гротескный реализм. Тело и телесная жизнь- космический и всенародный характер; Носитель не обособленная биологическая особь, а народ. Поэтому все телесное здесь так грандиозно, преувеличенно, безмерно. Преувеличение это носит положительный, утверждающий характер. Материально-телесное начало здесь – начало праздничное, пиршественное, ликующее, это – «пир на весь мир
  1. Переосмысление церковной лексики(непристойное истолкование). На карнавале божба под воз-ем площадной речи преобразуется(см.п.3в 1й части):

Можно сказать, что вся неофициальная фамильярная речь средневековых клириков и простого народа была глубоко проникнута элементами материально-телесного низа. Такой оставалась фамильярная речь и в эпоху Рабле. Ее характерные образцы – речь брата Жана и Панурга.

3. Испражнения(кал и моча)Господи, как я сейчас ненавижу БахтинаЗабрасывание калом входило в ритуал шаривари(карнавал опять же). У самого Рабле обливание мочой и потопление в моче играют большую роль. Эпизод 1книги романа в котором Гаргантюа обливает своей мочой любопытных парижан, столпившихся вокруг него; эпизод с кобылой Гаргантюа, затопившей у брода Вед своею мочой часть войска Пикрохола, и эпизод с паломниками, попавшими в поток мочи Гаргантюа; наконец, из второй книги напомним затопление мочой Пантагрюэля лагеря Анарха.

Связь с плодородием:

В 3 книге своего романа (гл. XVII) Рабле дает аллюзию на античный миф, согласно которому Юпитер, Нептун и Меркурий породили Ориона из своей мочи.

  1. В прологе переход от хвалам(мол, какую я хорошую книгу написал) к ругательствам(будь проклят и т.д.) – типичное для карнавала.
  2. Развенчаниекоролей:

1. Король Пикрохол после своего поражения бежал; по дороге в гневе он убил своего коня (за то, что, тот поскользнулся и упал). Чтобы двигаться дальше, Пикрохол попытался украсть осла с ближайшей мельницы, но мельники его избили, сняли с него королевскую одежду и переодели в жалкий балахон. В дальнейшем он стал работать в Лионе простым поденщиком.

Здесь мы видим все элементы традиционной системы образов (развенчание, переодевание, избиение).

2. развенчание короля Анарха.Пантагрюэль, после победы над ним, отдает его в распоряжение Панурга. Тот прежде всего переодевает бывшего царя в странный шутовской наряд и делает его затем продавцом зеленого соуса (низшая ступень социальной иерархии). Не забыты и побои. Правда, сам Панург не бьет Анарха, но он женит его на старой и сварливой бабе, которая и ругает и бьет его. Таким образом и здесь строго выдержан традиционный карнавальный образ развенчания.

Неудачные домогательствах Панурга к одной знатной парижской даме. Дама отвергла его, и Панург отомстил ей весьма своеобразным способом. Центральное событие этого эпизода происходит в праздник тела господня. Здесь дается совершенно чудовищная травестия этого праздника. Изображается процессия из 600 014 собак, которые шли за дамой и мочились на нее, так как Панург подсыпал ей в платье размельченные половые органы суки.

  1. Пиршественные образы, еда, питье(на карнавале еды навалом и обжорство и т.д.):

1я книга:Все первые подвиги Пантагрюэля, совершенные им еще в колыбели, – это подвиги еды. Образ жаркого на вертеле является ведущим в турецком эпизоде Панурга. Пиром кончается эпизод тяжбы между Лижизадом и Пейвино и также эпизод с Таумастом, пир в эпизоде с сожжением рыцарей. Весь эпизод войны с королем Анархом проникнут пиршественными образами, преимущественно образами попойки, которая становится почти главным орудием самой войны. Пиршественными образами проникнут и эпизод посещения Эпистемоном загробного царства. Сатурновским народным пиром в столице аморотов завершается весь эпизод войны с Анархом

2я книга: Действие открывается пиром на празднике убоя скота. Существенную роль играют образы еды в эпизоде воспитания Гаргантюа. Когда в начале пикрохолинской войны Гаргантюа возвращается домой, Грангузье устраивает пир, причем дается подробное перечисление блюд и дичи. хлеб и вино в завязке пикрохолинской войны и в эпизоде побоища в монастырском винограднике.

3. пантагрюэль Первая глава книги сразу вводит гротескный образ тела со всеми его характерными особенностями. В ней рассказывается о происхождении рода гигантов, к которому принадлежал Пантагрюэль. После убийства Авеля пропитанная кровью земля была исключительно плодородной. Его гротескно-карнавальный характер очевиден; первая смерть (по библейскому сказанию, смерть Авеля была первою смертью на земле) обновила плодородие земли, оплодотворила ее. Здесь – уже знакомое нам сочетание убийства и родов, но в космическом аспекте земного плодородия.

Это уже знакомый нам по римскому карнавалу мотив сочетания убийства и родов

С джорна: Развенчание короля Пикрохола – все элементы традиционной системы образов (развенчание, переодевание, избиение). В таком же карнавальном духе развенчание Анарха (его переодевают, делают продавцом зеленого соуса, а бьет его жена). Избиения ябедников в доме г-на Боше: ябедники составляют карнавальную пару – тостый маленький и длинный худой. Их избивают, но избивают якобы на свадьбе à веселый характер. Третьего еще и украшают ленточками, как на карнавале. Остров сутяг: жители зарабатывают тем, что позволяют себя избивать за деньги. Брат Жан избивает одного краснорожего (клоунская рожа) сутягу, дает ему деньги, а тот вскакивает счастливый, “как будто он король или даже два короля”. Т.е. старый убитый король и возрожденный новый.

Эпизод с защитой монастырского сада: солдат убивают, но дорезают их ножичками, какими лущат орехи т.е. это не солдаты, а куклы. Панург хочет жениться, но боится, что жена наставит ему рогов и побьет, т.е. он боится повторить судьбу старого короля и старого года. Женщина с нар. т.з. – утроба, враждебная всему старому. Панург боится движения жизни. Преисподняя – тоже жизнь навыворот.

А) Сюжет и композиция

Схема противостояния "смеховой культуры" и "официальной". Концепция карнавала Бахтина как рода модель, которая обнаруживает общность культурно-исторических процессов самой разной природы и позволяет объяснить механизм культурно-исторических трансформаций.

Рубрика Философия
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 23.08.2018
Размер файла 31,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Днепровский национальный университет им. Олеся Гончара

Концепция карнавала М.М. Бахтина как объяснительная модель культурно-исторических трансформаций

кандидат философских наук, доцент

доктор исторических наук, профессор

Ключевые слова: Бахтин, карнавал, культурно-историческая трансформация.

Keywords: Bakhtin, carnival, cultural and historical transformation.

Идея амбивалентности занимает особое место в концепции М. М. Бахтина. И тексты, и сама мысль Бахтина амбивалентны: они требуют отказа от некоторых привычных приемов мысли, в частности - от установки на однозначную систему оценок [13, с. 123].

В широком смысле слова культура может пониматься как ненаследственная память, выражающаяся в определенной системе запретов и предписаний - одновременно является некоторой единой для данного коллектива ценностной структурой [25, с. 219]. Культура всегда репрессивна, культура начинается с запретов. Человек в рамках культуры вынужден постоянно осознавать себя в определенной условной системе координат.

Отдельная тема - карнавал и революция [28; 35]. Революцию и карнавал объединяет общая символика, мироощущение, сценарий развития. Оба явления практически и символически опосредуют, переворачивают и демаскируют господствующую иерархию ценностей. В революционный период происходит трансформация массового сознания и тенденции ментальных сдвигов. Глубокие противоречия пронизывают всю структуру и содержание культурных ценностей, само понимание условий, средств и целей человеческой жизни, деятельности, общения, глубокие сдвиги происходят в понимании сакрального и профанного, авторитета политической власти, права и закона, локальных территориальных структур и государства, роли и ценности отдельной личности и во многом другом.

Весь сатирический, разоблачительный дух карнавала - всего лишь побочный продукт, а не проявление революционного пафоса народа, - отмечает Л. А. Абрамян. Но всякая революция, благодаря своей переворачивающей сути, неминуемо приобретает карнавальные черты [1, с. 69-70].

Список использованной литературы

1. Абрамян Л. А. Смех как побочный продукт и движущая сила праздника / Л. А. Абрамян // Смех: истоки и функции. - СПб.: Наука, 2002.-С.62-74.

2. Аверинцев С. С. Бахтин, смех, христианская культура / С. С. Аверинцев // М. М. Бахтин как философ. - М.: Наука, 1992. - С.7-19.

4. Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта (Социокультурная динамика России): в2т. - 2-е изд., перераб. и доп. / А. Ахиезер. - Новосибирск: Сибирский хронограф, 1998. - Т.1: Теория и методология. Словарь. - 804 с.

5. Баткин Л. М. Смех Панурга и философия культуры / Л. М. Баткин // Вопр. философии. 1967. - №12. - С.115-123.

7. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин. - М.: Советская Россия, 1979. - 320 с.

8. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - 2-е изд. / М. М. Бахтин. - М.: Худож. лит., 1990. - 543 с.

9. Бердяев Н. Философия свободы // Бердяев Н. Судьба России: соч. -М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс; X.: Изд-во Фолио, 2001. - С.29-264.

12. Гирц К. Интерпретация культур / Пер. с англ. / К. Гирц. - М.: РОССПЭН, 2004.

13. Гоготишвили Л. А. Варианты и инварианты М. М. Бахтина / Л. А. Гоготишвили // Вопр. философии. - 1992. - №1. - С.115-133.

15. Гройс Б. Тоталитаризм карнавала / Б. Гройс // Бахтинский сборник. -Вып.З. -М., 1997. - С.76-80.

17. Делёз Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения / Ж. Делёз, Ф. Гваттари. - Екатеринбург: У-Фактория, 2007. - 672 с.

18. Иванов Вяч. Вс. К семиотической теории карнавала как инверсии двоичных представлений / Вяч. Вс. Иванов // Уч. зап. Тартуского университета. - Тарту, 1977. - Вып.411. Труды по знаковым системам. - Т. VIII. - С.45-64.

19. Исупов К. Г. Уроки М. М. Бахтина / К. Г. Исупов // Бахтин М. М.: Pro et contra. Личность и творчество М. М. Бахтина в оценке русской и мировой гуманитарной мысли. - СПб.: РХГИ, 2001.-T.I.-C.7-44.

21. Козинцев А. Г. Смех и антиповедение в России: Национальная специфика и общечеловеческие закономерности / А. Г. Козинцев // Смех: истоки и функции. - СПб.: Наука, 2002. -С.158.

22. Лахмани Р. Смех: примирение жизни и смерти / Р. Лахманн // Бахтинский сборник. -М.: Лабиринт, 1997. - Вып.З. - С.83-84.

26. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. 2-е изд. -Т.1.- С.412-429.

27. Махлин В. Н. Наследие М. М. Бахтина в контексте западного постмодернизма // М. М. Бахтин как философ. - М.: Наука, 1992. - С.206-220.

28. Михайлюк А. В. Карнавал и революция // Do0xa / Докса. 36. наук, праць з філософії та філології. Вип. 7. Людина на межі смішного і серйозного. - Одеса: ОНУ ім. 1.1. Мечникова, 2005. - С.211-220.

31. Руднев В. П. Словарь культуры XX века / В. П. Руднев. -М.: Аграф, 1997.-384 с.

33. Холье Д. Кровавые воскресения // Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины XX века. - СПб.: Мифрил, 1994.-С.175-192.

34. Чучин-Русов А. Е. Историко-культурный процесс: форма и содержание // Вопр. философии. - 1996. - №4. - С.3-14.

35. Щербинин А. И. Революционный спектакль: опыт и современная постановка // Вестник Томского государственного университета Философия. Социология. Политология. - 2014. - №3 (27).-С.65-73.

37. Яковенко И. Г. Цивилизация и варварство в истории России // Общественные науки и современность. - 1996. - №4. - С.87-97.

Подобные документы

Исследование биографии и научно-литературной деятельности русского мыслителя Н.Я. Данилевского. Законы культурно-исторического движения. Анализ особенностей различных культурно-исторических типов. Характеристика славянского культурно-исторического типа.

контрольная работа [58,4 K], добавлен 10.01.2015

Западники и славянофилы: спор о культурной идентичности и исторических перспективах России. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского. Понятие Всеединства и направления его исследования в философии В. Соловьева. Богочеловеческий процесс.

презентация [1,6 M], добавлен 21.10.2014

Краткая биография Михаила Михайловича Бахтина. Идеи и труды, "первая философия" и ее специфика. Идеи диалога в этической теории Бахтина. Концепция диалогизма в философском творчестве ученого. Методология гуманитарных наук. "Диалог" в мире Достоевского.

курсовая работа [35,4 K], добавлен 07.02.2012

Традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество. Воззрения Ясперса на технику и техногенную цивилизацию. Учение Данилевского о культурно-исторических типах и закономерностях их развития. Концепция истории Шпенглера. Постижение истории Тойнби.

реферат [36,7 K], добавлен 15.02.2009

Идеалистическая философия, рассматривающая материальный мир как связное целое на основе метафизических предпосылок. Влияние национальных и культурно-исторических традиций как фактор развития современной философии. Основные положения позитивизма.

реферат [37,2 K], добавлен 03.10.2014

Сознание как философская проблема. Понятие феноменологии, психические феномены. Мозг как материальный носитель сознания. Наследственные программа организмов. Отождествление терминов душа, сознание, мышление. Культурно-исторических основаниях сознания.

реферат [30,5 K], добавлен 15.03.2010

Исследование процесса возникновения и становления философии в контексте культурно-исторического развития. Обзор законов развития природы, человеческого общества и мышления. Анализ особенностей стихийного, метафизического и диалектического материализма.

Читайте также: