Канонические тексты православия кратко

Обновлено: 05.07.2024

Понятие Церковные каноны обозначает 1) обязательные для всех правила, которые определяют порядок жизни, принятый в Церкви (внутреннее устройство Православной Церкви, дисциплина, аспекты жизни православных прихожан); 2) свод церковных правил.

Виды канонов

Церковные каноны

Фото: Stvladimir.by

Каноны составлялись церковными соборами на протяжении веков. Но есть часть канонов, которые имеют конкретных авторов – апостолов и авторитетных, уважаемых святых отцов.

По этому признаку они делятся на:

  • соборные,
  • апостольские,
  • святоотеческие.

Для чего нужны церковные каноны?

Недаром знаменитый зарубежный богословский теоретик и практик, преподаватель предмета Канонического права во Франции, русский по происхождению, Николай Николаевич Афанасьев, говорил студентам, когда начинал курс лекций, об этом. Он начинал курс с заявления слушателям, что самому праву в Церкви места нет, оно появилось тогда, когда иссякла любовь! Как бы ни странно звучали эти слова из уст священника, но они верно отражают тенденции мирового устройства.

Некоторые законы и правила в обычной жизни кажутся нам порой излишними и утомительными, например, правила дорожного движения. Но как только хотя бы один человек грубо нарушит правила дорожного движения, он может создать гигантскую пробку и погубить немало судеб, как физически, так и в общественном смысле. Такую же аналогию можно провести и с церковными канонами.

Но в Церкви все значительно более неформально в индивидуальном плане. Ведь каждый прихожанин имеет свои личностные качества, проблемы, прегрешения, которые когда-то первый раз привели его в Церковь. Исполнить те или иные каноны он не может в силу разных причин, например, физической немощи. И духовник играет в этом очень значительную роль. Он ограничивает каноническую норму для конкретного православного христианина.

Многие каноны были сформированы в первые века после Рождества Христова и применить их буквально совершенно невозможно в наше время. Поэтому избежать формализма, быть гибким и учитывать индивидуальные возможности паствы – вот каноническая обязанность священника.

Можно ли получить спасение и жизнь вечную, если не выполнять канонические правила?

Каждый из людей имеет массу слабостей – лень, эгоизм, множество непреодоленных страстей. Поэтому для каждого крещенного человека нужен определенный вектор, который на пути к главной цели – спасению — будет определять наиболее короткий путь. Таким вектором благочестивой жизни и служат церковные каноны.

Например, домашняя молитва может быть у каждого в своем порядке, лишь бы она достигала цели – помолиться, то есть поговорить с Богом и получить адекватный отзыв, обрести душевный покой. Пусть это произойдет при незажженной лампаде, сидя в кресле после тяжелого трудового дня. Но этот результат будет лучше, чем у того, кто прочитал все вечернее правило, стоя перед иконами с зажженной свечой, но мыслями блуждая далеко от Бога. То есть тот, и другой в чем-то нарушили каноны, но пользу от этого получил только один из них.

Но когда эти же люди приходят в Храм, то здесь уже невозможно учесть все взгляды, интересы и предпочтения. И здесь, в обществе, нужно всю массу индивидуальностей привести к какому-то стройному единообразию. Здесь уже без канонов не обойтись и их исполнение необходимо.

Таким образом, общеобязательные каноны становятся необходимы там, где есть общество, где нужно четко прописать права и обязанности каждого, чтобы избежать беспорядка, хаоса и привести все в единообразный вид.

И этот вид Единой Святой Соборной Апостольской Церкви неизменен со времен ее основания. Его и призваны сохранить каноны в том виде, в каком создал ее Иисус Христос, чтобы не утратить Божественной сути.

Церковь тождественна сама себе, и это сохраняется через все прошедшие века.

Завещал ли Иисус Христос какие-либо каноны?

Разумеется, именно от Него и исходят многие канонические нормы жизни христиан. Например, самое первое таинство – Крещение, Он устанавливает в Евангелии:

Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. Мф 28:19-20

И многие другие нормы, которые мы узнаем из Святого Евангелия, устанавливаются именно как каноны. То есть, сам основатель Церкви изначально дает правила, по которым ей жить в дали веков.

Разумеется, Святой Дух ведет нашу Церковь и осеняет ее, благодаря чему она развивается и обновляет свои нормы, следуя за мировым развитием. Но в целом все обновления проходят только по тем принципам, которые установил Господь в Евангелии.

Группы канонов и области их регулирования

Все общеобязательные правила можно разделить на несколько групп:

  • Административные каноны – регулируют порядок руководства Церковью;
  • Дисциплинарные — направлены на упорядочение жизни верующих и служение монахов;
  • Догматические – осуждают ереси и секты;
  • Территориальные – устанавливают управление Церковью по территориальному признаку, устанавливают полномочия высших священнических чинов – епископов, митрополитов, патриархов и регулярность проведения соборов самого разного назначения.

И пусть многие церковные каноны, установленные в первые века, устарели, но они все равно изучаются, чтятся и являются определенным эталоном для последующих веков. Пусть из них не берется напрямую буква церковного закона, но Дух этих канонов должен сохраняться в обновленном виде в любое время.

Какие в Церкви существуют каноны? Что они регулируют? Каноны нужны, чтобы лишить человека свободы или, наоборот, чтобы ему помочь? Почему вообще в Церкви присутствует такой юридический формализм? Неужели без него никак нельзя спастись?


Что такое церковные каноны: объясняем на пальцах

Что такое церковные каноны и зачем они нужны?

Необходимость церковных канонов в общем понятна. Оказываясь в любом обществе, мы должны соответствовать определенным, принятым в нем правилам поведения. Так и в Церкви. Став ее членом, человек должен подчиняться действующим в ее пределах нормам — канонам.

Можно прибегнуть к такой аналогии. Когда мы поправляем свое здоровье в больнице, мы сталкиваемся с определенными правилами, которым — хотим мы того или нет — должны подчиняться. И эти больничные правила могут поначалу показаться излишними или даже абсурдными до тех пор, пока мы не постараемся в них вникнуть.

Что такое церковные каноны: объясняем на пальцах

Но неужели без этого формализма невозможно спастись?

Нет, дело тут не в самом формализме, а в нас самих. Поскольку мы даже после крещения остаемся существами несовершенными, ленивыми, эгоцентричными, нас нужно приводить к какому-то соответствующему нашей вере порядку благочестивой жизни.

Конечно, не подлежит нормативному регулированию наше общение с Богом, например, как человек молится дома: долго ли, коротко ли, с лампадкой или без, глядя на икону или закрыв глаза, лежа или стоя, — это его личное дело и зависит исключительно от того, как у него получается лучше помолиться. Но если христианин приходит в собрание верующих, в Церковь, где таких, как он, уже много и у каждого есть свои взгляды, интересы, какие-то предпочтения, здесь уже без определенных правил, которые всю эту пестроту приведут к какому-то правильному единообразию, не обойтись.

То есть общеобязательные нормы, каноны, нужны там, где появляется общество, где уже требуется предписать определенные права и обязанности его членам, чтобы избежать в нем хаоса и беспорядка.

Кроме того, каноны служат поддержанию того изначального образа Церкви, который возник в день Пятидесятницы, так что она остается неизменной при любом государстве, культуре, общественной формации. Церковь всегда и во все времена одна и та же: и в I веке, и в эпоху Вселенских Соборов, и в поздней Византии, и в Московском царстве, и сейчас. И каноны оберегают эту тождественность Церкви самой себе через все века.

Что такое церковные каноны: объясняем на пальцах

А разве в Евангелии Христос говорил что-либо о необходимости следовать каким-то правилам?

Однако существуют и другие каноны, не взятые напрямую из Нового Завета. Церковь, водимая Святым Духом, выступает как продолжательница Законодателя Христа, расширяя, уточняя и поновляя свои правовые нормы. При этом, повторюсь, сама эта детализация и в целом вся законотворческая деятельность Церкви опирается на принципы, данные Спасителем в Евангелии.

А какие существуют каноны? И что они регулируют?

Существуют каноны догматического характера, которые осуждают определенные ереси. Есть каноны, которые упорядочивают территориальное управление Церкви. Эти каноны устанавливают полномочия высших епископов, — митрополитов, патриархов, они определяют регулярность проведения Соборов и так далее.

Все каноны во всем их многообразии были сформулированы в первом тысячелетии церковной истории, и некоторые из них в чем-то устарели. Но Церковь эти древние каноны все равно чтит и очень внимательно изучает, потому что уникальная эпоха Вселенских Соборов является своего рода эталоном, образцом для всех последующих веков.

В наши дни из этих древних норм мы извлекаем если не прямые правила поведения, то по меньшей мере их дух, принципы, чтобы установить в поновленном виде такие нормы, которые будут отвечать потребностям сегодняшнего дня.

Что такое церковные каноны: объясняем на пальцах

Понятно, что если гражданин нарушит закон, то он по решению суда будет за это наказан. А что в Церкви? Предусмотрены ли в ней наказания за нарушение того или иного церковного канона?

Таким образом, церковные каноны более походят на лекарства, чем на законы. Закон действует в значительной мере формально, законодательная и исполнительная власть должны быть независимы.

В этом смысле, правоприменитель (епископ или священник) должен действовать так же, как поступает хороший и внимательный доктор. Ведь не станет же врач мучить новыми препаратами своего пациента, если назначенные лекарства уже благотворно подействовали! А вот если лечение положительных результатов не приносит, тогда доктор начинает применять другие препараты до тех пор, пока пациент не пойдет на поправку. И если в медицине показателем успешности лечения является выздоровление пациента, то для епископа и духовника подобным свидетельством будет искреннее раскаяние верующего.

Это, собственно, то, ради чего и существуют церковные санкции: настроить человека на покаяние и исправление, чтобы помочь ему в духовном росте, чтобы верующий, попавший под епитимью, пережил внутренний переворот и покаялся. Чтобы он осознал, что совершенный им грех лишает общения с Богом и постарался вновь его восстановить.

Что такое церковные каноны: объясняем на пальцах

Церковные каноны где-то зафиксированы? Есть ли какие-то сборники, в которых они классифицированы и представлены?

Существуют еще и так называемые апостольские правила. К самим ученикам Христа они прямого отношения не имеют и такое название, скорее всего, получили из-за их особой значимости и авторитетности. Возникли эти каноны на территории Сирии в IV веке.

Что такое церковные каноны: объясняем на пальцах

А нужно ли мирянину знать нормы церковного права?

Я считаю, что нужно. Знание канонов помогает понять, какие у него есть права и обязанности. Кроме того, церковные каноны еще и очень полезны в обычной жизни.

Например, жизнь новорожденного малыша висит на волоске и его надо срочно крестить. Может ли это сделать сама мама в роддоме, и если может (и в самом деле это так), как ей это сделать правильно, чтобы таинство Крещения в самом деле совершилось? Или вас пригласили стать крестным. Что с канонической точки зрения это означает, какие обязанности у вас появляются? Множество сложных вопросов связано с таинством Брака. Например, можно ли с канонической точки зрения венчаться с инославным или иноверным?


Чтобы Откровение, данное Богом, было неизменным, точным и могло передаваться из поколения в поколение (из рода в род), Господь дал людям Священное Писание. Бог открывал Себя и Свою волю через пророков. Он же повелевал им записывать все, что Он возвещает представителям избранного народа: Теперь пойди, начертай это на доске у них, и впиши это в книгу, чтобы осталось на будущее время, навсегда, навеки (Ис 30, 8).

Библия состоит из священных книг Ветхого и Нового Завета, в которых содержится Божественное откровение о Боге, мире и нашем спасении. Через них Бог постепенно (по мере духовного созревания человечества) открывал истины. Самая великая из них — о Спасителе мира. Иисус Христос — духовное сердце Библии. Его воплощение, крестная смерть за наши грехи и воскресение — главные события не только Священной, но всемирной истории. Иисус Христос духовно соединяет оба Завета. В Ветхом Завете говорится о Его ожидании, а в Новом — об исполнении этого ожидания. Спаситель сказал иудеям: Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне (Ин 5, 39).

Важнейшая отличительная особенность библейских книг — историчность. Господь сообщал избранным людям спасительные истины на протяжении более тысячи лет в конкретных жизненных обстоятельствах. От богоявлений, свидетелем которых был патриарх Авраам, до откровений, данных последнему ветхозаветному пророку Малахии, прошло более пятнадцати веков. Среди тех, кого Господь избрал, чтобы они стали свидетелями Истины, были: мудрецы (Моисей), пастухи (Амос), цари (Давид, Соломон), воины (Иисус Навин), судьи (Самуил), священники (Иезекииль). При столь великом разнообразии личностных, исторических, географических, культурных, национальных и других обстоятельств и условий изумляет поразительное единство всех библейских священных текстов. Они полностью согласуются между собой и взаимно дополняют друг друга. Все они органично вплетены в историческую ткань реальной исторической жизни. Целостный взгляд на историю библейских откровений со всей впечатляющей очевидностью открывает нам пути Божественного Промысла.

Чтение Библии следует начинать с Евангелия, потом обратиться к Деяниям апостолов и Посланиям. И только уразумев новозаветные книги следует приступать к Ветхому Завету. Тогда будет понятен смысл прообразов, предызображений и символов, заключающих в себе пророчества о пришествии в мир Спасителя, Его проповеди, искупительной смерти и воскресении.

Для того чтобы неискаженно воспринять слово Божие, необходимо обращаться к толкованиям творений святых отцов и православных исследователей, опирающихся на их наследие.

Богодухновенность Священного Писания

Священные книги принято называть богодухновенными. Из многих мест Библии видно, что эта главная особенность ее является результатом воздействия Духа Божиего на дух человеческий — на умы и сердца людей, избранных и освященных для особого служения. Вместе с тем Бог сохраняет и дает возможность проявиться индивидуальным человеческим особенностям. Изучая книги, написанные Моисеем, Иисусом Навином, Давидом, Соломоном, Исаией и другими пророками, легко увидеть свойства их личности, черты характера, особенности стиля. Их человеческое слово не исчезло, не растворилось в слове Божьем, а вполне определенно проявилось, придав индивидуальную окрашенность священным текстам.

Проповедь Христа в синагоге Назаретской. Сербия, монастырь Высокие Дечаны

Проповедь Христа в синагоге Назаретской. Сербия, монастырь Высокие Дечаны

При этом ни на йоту не умалилась Божественная истина: Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности (2 Тим 3, 16).

Кто написал Библию

Авторами ее были святые люди — пророки (Ветхий Завет) и апостолы (Новый Завет). Сам Господь избирал и призывал их. Современники знали, что это Божьи люди, и потому к их текстам относились как к слову Божиему.

Библейские книги не надо было собирать. Свитки эти хранились сначала в скинии, а затем в Иерусалимском храме. Священные манускрипты были также в синагогах (молитвенных домах евреев), о которых говорится в святом Евангелии.

Канон Священного Писания

Слово канон в переводе с греческого — правило, мера, образец. Так называли трость, которую в качестве мерила использовали строители. Применительно к Священному Писанию каноничный означает правильный, истинный. Следовательно, это книги, признанные Церковью как откровение Божье.

Как возник канон? Уже при жизни пророков верующие евреи признавали их Божьими вестниками. Книги их читали, переписывали и передавали из поколения в поколение. Последними богодухновенными мужами еврейского народа признаны Ездра, Неемия и Малахия. Они жили в середине V века до Р. Х. Их трудами был окончательно оформлен канон священных книг. Богодухновенные тексты были сведены в единый корпус и распределены по разделам: Закон, Пророки и Писания.

Это собрание священных книг Ветхого Завета было воспринято новозаветной Церковью. Состав канонических книг тот же, но они распределены не по трем, а по четырем отделам.

Пророки Давид, Даниил и Соломон. Россия, Кирилло-Белозерский монастырь

Пророки Давид, Даниил и Соломон. Россия, Кирилло-Белозерский монастырь

Закон (или законоположительные книги) содержал Божественные предписания и определял все стороны жизни избранного народа — религиозные, нравственные, правовые. Он точно определял отношения человека к Богу и между людьми. Целью законов было воспитание народа в благочестии и послушании Богу. Конечная цель — быть детоводителем ко Христу (см.: Гал 3, 24), то есть уберечь народ от искушений многобожия и языческих пороков и приготовить его к приходу Спасителя.

Исторические книги учат видеть пути Божественного Промысла, ведущего человечество ко спасению. Они показывают, как Господь решает судьбы не только отдельных народов, но и каждого человека. Через все библейские исторические книги как стержень проходит мысль о том, что благоденствие народа зависит от верности Закону Божьему. Отступление от Бога приводит к народным бедствиям. Путь избавления от них — покаяние и исправление жизни.

Учительные книги наставляют в вере и дают уроки духовной мудрости. Они говорят о Божественной любви и благодеяниях, о непреложности Его обетований. Они учат благодарению, страху Божьему, молитве, борьбе с грехом и покаянию. Учительные книги открывают смысл и конечную цель человеческой жизни — праведность и жизнь с Богом. Псалмопевец Давид обращается к Господу: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек (Пс 15, 11).

Установленный Православной Церковью состав Священного Писания Ветхого Завета насчитывает пятьдесят книг: тридцать девять канонических и одиннадцать неканонических.

Все канонические ветхозаветные книги были написаны на древнееврейском языке. Лишь некоторые разделы книг пророка Даниила и Ездры, написанных во время и после вавилонского плена, составлены на арамейском языке.

Все новозаветные священные книги (четыре Евангелия, Деяния святых апостолов, четырнадцать Посланий апостола Павла, семь соборных посланий) были написаны апостолами в течение I века по Р. Х. Последнее по времени — Откровение (Апокалипсис) апостола и евангелиста Иоанна Богослова (ок. 95–96). Наша уверенность в Божественном происхождении книг Нового Завета основана на словах Спасителя. В преддверии Своих крестных страданий Он сказал ученикам, что Отец Его пошлет Духа Святого, Который научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам (Ин 14, 26).

Христианские общины воспринимали как слово Божие не только Евангелие, но и Деяния святых апостолов, и Послания. На это есть прямые указания в текстах: я от Самого Господа принял то, что и вам передал (1 Кор 11, 23); сие говорим вам словом Господним (1 Фес 4, 15). Уже в апостольское время Церкви передавали друг другу адресованные им послания апостолов (см.: Кол 4, 16). Члены первенствующей Церкви хорошо знали священные новозаветные тексты. Из поколения в поколение священные книги благоговейно читались и бережно хранились.

Новозаветные священные книги были написаны на греческом языке. Только евангелист Матфей, согласно свидетельству историка ранней Церкви Папия Иерапольского (ум. 160 по Р.Х.), записал слова своего Учителя Иисуса Христа на еврейском языке, потом его труд был переведен на греческий язык.

Священное Писание Ветхого и Нового Завета составило единую книгу — святую Библию, которая переведена на все языки и является самой читаемой книгой в мире.

что такое канон

Православие

Гимнографический канон: чем отличается канон от акафиста

Канон – это один из жанров церковной гимнографии. Он представляет из себя молитвенное песнопение, повествующее о каком-либо священном событии или прославляющее конкретную святую личность. В каноне можно проследить сопоставление пророчеств и образов Ветхого Завета с новозаветными событиями. Все произведения этого жанра имеют общую структуру и состоят из песней. Всего в каноне может быть две, три, четыре, восемь или же девять песен. Они имеют общую тему и, в свою очередь, состоят из ирмосов и тропарей.

Ирмосом открывается каждая песнь. Именно в нём содержатся прообразы Ветхого Завета. Ирмос служит образцом для всех последующих тропарей. Тропари – это короткие песни, повествующие о новозаветных событиях и прославляющие Господа, Святую Троицу (Троичный тропарь), Божью Матерь (Богородичный тропарь) или святого. Большинство тропарей разделены общим для всего канона припевом.

Канон и акафист – это два разных жанра церковных песнопений. Они отличаются структурой и характером использования в церковной жизни. Например, канон обязательно присутствует в вечернем богослужении. Акафист же поётся по желанию и в любое время. Например, в канун великих праздников. И каноны, и акафисты также читаются православными христианами самостоятельно, в домашней молитве.

Церковный (дисциплинарный) канон

Примером церковного канона является, например, указание, что епископы должны избираться другими епископами определённой территории и утверждаться митрополитом. Запрет на вступление христиан в брак в близком родстве, запрет на создание общих для мужчин и женщин монастырей, запрет на самовольный переход монахов в другие монастыри – всё это тоже канонические определения Церкви.

И Церковь, как общество единоверцев, не является исключением.

Библейский канон

Библейским каноном называют совокупность библейских книг, которые признаны Православной церковью богодухновенными (то есть вдохновлёнными самим Богом, Святым Духом). К таковым относятся 39 ветхозаветных и 27 новозаветных книг. Остальные же 11 книг считаются неканоническими, хотя и душеполезными. Среди них, например, книга Премудрости Соломона, послание Иеремии и другие.

Иудейский библейский канон называется Танах. По своему содержанию он совпадает с большинством книг Ветхого Завета. Христианский же канон, помимо Танаха, содержит некоторые другие ветхозаветные книги и Новый Завет. Также иудейская и христианская традиции несколько отличаются порядком расположения ветхозаветных книг и способом их подсчёта.

Свод канонических книг Ветхого Завета был окончательно утверждён Церковью во второй половине 4 века нашей эры на Лаодикийском и Карфагенском Соборах. Новозаветный канон признан в конце 4 века на Иппонском и Карфагенском Соборах. Там же оба Завета были впервые сведены в единый канон.

Иконописный канон

Что означает канон иконописи? Он подразумевает все утверждённые Церковью правила и приёмы написания икон. Такие нормы не следует считать жесткими рамками, которые ограничивают возможности иконописца. Следование этим правилам вовсе не исключает оригинальности и творческой свободы. Каноны являются духовным стержнем иконы, включающем не только эстетические, но и богословские аспекты. Каноны помогают иконописи свидетельствовать об Истине и не превращаться в обычное рисование.

Последствия пренебрежения иконописными канонами наглядно выражает католическая живопись. Эстетическая составляющая в ней заметно преобладает над духовной. Образы здесь по-мирскому привлекательны, а роскошные интерьеры и пейзажи слишком детализированы. Игнорирование канонов привело к утрате западным религиозным искусством своего священного характера. Православная же икона своим богословием более подобна книге, чем картине.

Православная иконопись основана на Византийском иконописном каноне Седьмого Вселенского Собора 787 года. На нём, например, было установлено, что иконописные образы должны выражать не земную, а духовную, божественную суть. Так, святые, как правило, изображаются в анфас, в статическом положении, слегка вытянутыми, словно устремлёнными в небеса, то есть к Богу. Также в иконописи широко распространён приём обратной перспективы. Предметы и образы на переднем плане изображаются более мелкими, чем на заднем плане. Значимость образа подчёркивается его размерами. Всё это выражает главенство духовного мира над материальным, физическим.

Евхаристический канон

Его ещё называют анафорой. Что значит канон Евхаристии? Это ряд молитвословий, которые вместе образуют центральную, кульминационную часть Литургии. Во время чтения этих молитв происходит преложение Святых Даров. То есть превращение освящённых хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Святые Дары ещё называют Причастием, поскольку верующие вкушают их на Литургии и таким образом соединяются со Христом. Это Таинство установил Спаситель на Тайной Вечере с апостолами:

Читайте также: