Кандинский теория цвета кратко

Обновлено: 07.07.2024

Медицинский центр в Испании

Красный в теории Кандинского — цвет огня и любви. Живой, тёплый, сильный, бурлящий. Он создаёт энергию и движение внутри себя. Но, как и любой подвижный элемент, в реальной жизни он склонен к изменениям и отклонениям. Активный красный цвет использовали для Центра поддержи молодежи с поведенческими проблемами при нейропсихиатрическом центре в Сарагосе.

Исторически сложилось, что подобные медицинские заведения прячутся за городом и стараются не привлекать внимание даже внешним видом. Их задача — остаться незамеченными и сделать своих обитателей незаметными для общества. Но, по мнению архитектора, здание также способно помочь людям с психическими проблемами стать частью общества, насколько это возможно. В этом проекте красный цвет — символ, который делает скрытое явным, подчёркивает важность социальной работы и лишает нас предубеждений.

Штаб-квартира Falcon в Мехико

Жёлтый — резкий, захватывающий, пробивной. Он соответствует всему динамичному и стремительному. В теории Кандинского, жёлтый двигается вперёд к зрителю, захватывает его внимание и увлекает вверх за границы картинной плоскости. Именно он создаёт идеальную связь между картиной и зрителем.

Для фасада офиса компании Falcon в Мехико архитекторы использовали именно жёлтый. Компания производит медицинские инструменты и оборудование, в офисе планирует встречаться с клиентами, знакомить со своими разработками и заключать сделки для сотрудничества. По задумке архитекторов, дизайн должен дополнить имидж прогрессивной и высокотехнологичной корпорации. Само здание расположено в лесу, в интерьере также много природных элементов, от растений до камней. Идея дизайнеров состояла в том, чтобы показать, что новые технологии не обязательно могут мешать привычному миру или менять его, наоборот, они его дополняют, делают безопасней и комфортней. Именно так они выстраивают свою идеальную связь между компанией и её клиентами.

Социальное жильё в Мадриде

Зелёный — это тишина, умиротворение и покой, но со скрытой пассивной силой. Внешнее равновесие зелёного обладает потенциалом движения, считает художник. Каким будет это движение и будет ли вообще, определяют оттенки. Зелёный — это смешение синего и жёлтого, чем холодней оттенок, чем больше в нём синего, тем больше тормозится движущая сила жёлтого.

Небесный дом в Роттердаме

Синий — типичный небесный цвет. В зависимости от оттенка создаёт ощущение холода, покоя, льда, глубины, свежести моря. Но всегда остаётся глубоким и даже сверхъестественным. Если жёлтый открывается зрителю и идёт к нему навстречу, то синий олицетворяет движение внутрь себя — он убегает от зрителя и манит его за собой.

При восприятии цветового образа: (картины, изделия) - человек ощущает непосредственное физическое воздействие. Возникает ощущения радости, удовлетворения или чувство раздражения, неприятия.

Но существует и другое действие цвета – психическое.

Зеленый

"Я мог бы сравнить абсолютно зеленый цвет со спокойными, протяжными, средними тонами скрипки".

"Глубокий зеленый цвет оставляет после себя предчувствие, ожидание нового энергичного воспламенения".

Белый

"Белый цвет действует на нашу психику, как великое безмолвие, которое для нас абсолютно. Внутренне оно звучит, как не-звучание, что довольно точно соответствует некоторым паузам в музыке. Это безмолвие не мертво, оно полно возможностей. Белый цвет звучит, как молчание, которое может быть внезапно понято. Белое - это Ничто, которое юно, или еще точнее - это ничто доначальное, до рождения сущее. Так, может быть, звучала земля во времена ледникового периода".

Черный, белый, серый

"Черный цвет внутренне звучит, как Ничто без возможностей, как мертвое. Ничто после угасания Солнца, как вечное безмолвие без будущности и надежды. Представленное музыкально, черное является полной заключительной паузой, после которой продолжение подобно началу нового мира, так как благодаря этой паузе завершенное закончено навсегда - круг замкнулся".

"Черный цвет есть нечто угасшее, вроде выгоревшего костра, нечто неподвижное, как труп, ко всему происходящему безучастный и ничего не приемлющий. Это как бы безмолвие тела после смерти, после прекращения жизни".

"С внешней стороны черный цвет является наиболее беззвучной краской, на фоне которой всякая другая краска, даже наименее звучащая, звучит поэтому и сильнее, и точнее. Не так обстоит дело с белым цветом, на фоне которого почти все краски утрачивают чистоту звучания, а некоторые совершенно растекаются, оставляя после себя слабое, обессиленное звучание".

"Недаром чистая радость и незапятнанная чистота облекаются в белые одежды, а величайшая и глубочайшая скорбь - в черные; черный цвет является символом смерти".

"Равновесие этих двух красок, возникающее путем механического смешивания, образует серый цвет. Естественно, что возникшая таким образом краска не может дать никакого внешнего звучания и никакого движения. Серый цвет беззвучен и неподвижен, но эта неподвижность имеет иной характер, чем покой зеленого цвета. Серый цвет поэтому есть безнадежная неподвижность".

"Чем темнее серый цвет, тем больше перевес удушающей безнадежности. При высветлении в краску входит нечто вроде воздуха, возможность дыхания, и это создает известный элемент скрытой надежды".

Красный, коричневый

"В материальной форме красный цвет очень богат и разнообразен. Представьте себе только все тона от светлейших до самых темных: красный Сатурн, киноварно-красный, английский, красный, краплак! Этот цвет в достаточной мере обладает возможностью сохранять свой основной тон и в то же время производить впечатление характерной теплой или холодной краски".

"Светлый теплый красный цвет (сатурн) имеет известное сходство со средне-желтым цветом. и вызывает ощущение силы, энергии, устремленности, решительности, радости, триумфа (шумного) и т.д. Музыкально он напоминает звучание фанфар с призвуком трубы - это упорный, навязчивый, сильный тон".

"Красный цвет в среднем состоянии, как киноварь, приобретает постоянство острого чувства; он подобен равномерно пылающей страсти; это уверенная в себе сила, которую нелегко заглушить, но которую можно погасить синим, как раскаленное железо - остудить водою. Этот красный цвет вообще не переносит ничего холодного и теряет при охлаждении в звучании и содержании".

"По сравнению с желтым цветом сатурн и киноварь по характеру сходны, но только устремленность к человеку значительно меньше. Этот красный цвет горит, но больше внутри себя; он почти совершенно лишен несколько безумного характера желтого цвета. Поэтому этот цвет пользуется, может быть, большей любовью, чем желтый. Им охотно и часто пользуются в примитивном народном орнаменте, в национальных костюмах".

"Затемнение черным опасно, так как мертвая чернота гасит горение и сводит его к минимуму. Но в этом случае возникает тупой, жестокий, мало склонный к движению коричневый цвет, в котором красный звучит, как едва слышное кипение".

"Тем не менее из этого внешнего звучания возникает внутренне мощное звучание. При правильном применении коричневой краски рождается неописуемая внутренняя красота; сдержанность. Красная киноварь звучит, как туба; тут можно провести параллель и с сильными ударами барабана".

"В затемненном красном цвете чувствуется элемент телесности. Этот цвет напоминает средние и низкие звуки виолончели, несущие элемент страсти. Когда холодный красный цвет светел, он приобретает еще больше телесности, но телесности чистой, и звучит, как чистая юношеская радость, как свежий, юный, совершенно чистый образ девушки. Этот образ можно легко передать музыкально чистым, ясным пением звуков скрипки".

Малиновый

"Чистые, радостные, часто следующие друг за другом звуки колокольчиков (и конских бубенцов) называются по-русски "малиновым звоном". Этот цвет, становящийся интенсивным лишь с примесью белой краски - излюбленный цвет платьев молодых девушек".

Оранжевый

"Теплый красный цвет, усиленный родственным желтым, дает оранжевый. Он похож на человека, убежденного в собственных силах и вызывает поэтому ощущение исключительного здоровья. Этот цвет звучит, как средней величины церковный колокол, призывающий к молитве "Angelus", или же как сильный голос альта, как альтовая скрипка, поющая ларго".

Фиолетовый

"Как оранжевый цвет возникает путем приближения красного цвета к человеку, так фиолетовый, имеющий в себе склонность удаляться от человека, возникает в результате вытеснения красного синим. Но это красное, лежащее в основе, должно быть холодным, так как тепло красного не допускает смешения с холодом синего (никаким способом), - это верно и в области духовного".

"Итак, фиолетовый цвет является охлажденным красным, как в физическом, так и в психологическом смысле. Он имеет поэтому характер чего-то болезненного, погасшего (угольные шлаки!), несет в себе что-то печальное. Не случайно этот цвет считается подходящим для платьев старух. Китайцы применяют его для траурных одеяний. Его звучание сходно со звуками английского рожка, свирели, и в своей глубине - с низкими тонами деревянных инструментов (например, фагота)".

Wassily Kandinsky | Статья на ArtWizard
Original book cover, published in 1911 by Piper, Munich, dated 1912 | Статья на ArtWizard

Wassily Kandinsky / Original book cover, published in 1911 by Piper, Munich, dated 1912

В ней также говорится о том, как Кандинский воспринимал цвета, соответствующие музыке, и как эти формы искусства соотносятся друг с другом и впоследствии связываются вместе с человеческими впечатлениями и восприятием искусства, а также с человеческими эмоциями, и онa стали революционными в современном искусстве. В этой книге Кандинский проводит психологические поиски и изучает серию исследований того, как человеческий разум воспринимает цвета в различных ситуациях и как восприятие цветов, может быть, связано с музыкой и различными формами .

Художник наблюдает постепенное формирование впечатления от красок человека с возрастом и временем. Он проводит параллель с тем, как невинный ребенок впервые воспринимает мир и объекты в нем, а затем постепенно начинает обрабатывать эту информацию, создавая в его уме различные восприятия.

Wassily Kandinsky, In Grey, 1919 | Статья на ArtWizard

Wassily Kandinsky, In Grey, 1919

Wassily Kandinsky, Brown with supplement, 1935 | Статья на ArtWizard

Wassily Kandinsky, Brown with supplement, 1935

Wassily Kandinsky, Yellow-Red-Blue, 1925 | Статья на ArtWizard

Wassily Kandinsky, Yellow-Red-Blue, 1925

Wassily Kandinsky, Cerchio e quadrato, 1943 | Статья на ArtWizard

Wassily Kandinsky, Cerchio e quadrato, 1943

Wassily Kandinsky, Composition VII, 1913 | Статья на ArtWizard

Wassily Kandinsky, Composition VII, 1913

Особое отношение музыкальных тонов к определенным цветам уникально для Кандинского, который изучал музыку в раннем детстве. Эта перспектива будет рассмотрена в следующей статье на ArtWizard .

Татьяна Русанова

Учитывайте, что Кандинский был синестетиком, и его мозг воспринимал цвет как звуковые вибрации, оттого ему было легко сочетать цвета и оттенки в единую музыкальную гармоничную картину.

Ольга Семина

Оксана Шишкина

👍

Очень интересно.

Виктория Звонарева

Ира Маринченко

Читайте также: