Канал это кратко география

Обновлено: 05.07.2024

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом. Подробнее >>>

Зимние учеты птиц России!
Приглашаем биологические кружки, профессиональных орнитологов и просто любителей птиц принять участие в программах зимних учетов птиц "Parus" и "Евроазиатские Рождественские учеты" в зимний сезон 2020-2021 годов. Подробнее >>>

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Соревнования по полевой ботанике "ВЕСЕННЯЯ ФЛОРА" пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографиям). К участию в соревновании приглашаются школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе Европейской части России. Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>

искусственное русло (водовод) с безнапорным движением воды, обычно устраиваемое в земляной выемке или насыпи. Один из гл. элементов территориального перераспределения водных ресурсов. По назначению различают каналы: судоходные (напр., Беломорско-Балтийский, Волго-Донской, Суэцкий, Панамский), оросительные (Каракумский), осушительные, водопроводные (Иртыш – Караганда), энергетические (деривационные), подводящие воду к ГЭС, комплексного назначения (канал имени Москвы). По способу подачи воды – самотёчные и с механическим подъёмом воды, порой на несколько сотен метров. Среди самых крупных каналов: Береговой в зап. части США, дл. 4,8 тыс. км; Великий (Даюньхэ) в Китае, построенный ещё в 13 в. (1782 км); Волго-Балтийский водный путь с Волго-Балтийским каналом в России; Каракумский в Туркменистане (св. 1000 км). Дл. Суэцкого канала 161 км, канала имени Москвы – 128 км, Волго-Донского – 101 км, Панамского – ок. 82 км.

География. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн . Под редакцией проф. А. П. Горкина . 2006 .

искусственное русло, используемое в качестве судоходного пути или для перемещения воды. Среди водоводных каналов различают водопроводные и оросительные (по которым вода поставляется в те местности, где ее мало); осушительные (по которым вода отводится из тех мест, где ее слишком много); энергетические (благодаря которым обеспечивается работа гидроэлектростанций).Хотя в данной статье рассматриваются только судоходные каналы, следует отметить, что некоторые из них служат и для перемещения водных масс. Судоходные каналы бывают глубоководными (по которым могут проходить крупные морские суда) и мелководными (предназначенными для движения речных и каботажных судов).
Глубоководные каналы. Такие каналы бывают двух типов: первые представляют собой кратчайший путь для кораблей между двумя океанами или иными водными бассейнами, вторые позволяют океанским судам подходить к портам, расположенным вдали от морских побережий. Примерами каналов второго типа являются Хьюстонский (соединяет нефтяной порт Хьюстона в шт. Техас с Мексиканским заливом), Манчестерский (у Манчестера, Великобритания) и Североморский (между Северным морем и Амстердамом, Нидерланды).
К важнейшим глубоководным каналам относятся Панамский (между Атлантическим и Тихим океанами), Суэцкий (между Средиземным и Красным морями) и Кильский (между Балтийским и Северным морями). Если бы не было этих каналов, то грузы приходилось бы перевозить кружным морским путем либо с перевалкой на наземный транспорт, что требует больших затрат времени, труда и средств.
Некоторые судоходные каналы строились не только в целях развития торговых путей, но и для быстрой переброски из одного бассейна в другой военных кораблей, вследствие чего эти каналы приобрели стратегическое значение.
Большинство глубоководных каналов строилось в 19 и начале 20 в., и лишь редкие из них способны пропускать самые крупные современные суда. Шлюзы каналов узки или коротки для таких судов, или при полной загрузке судов большого водоизмещения, сами каналы недостаточно глубоки.
Суэцкий канал длиной 161 км был открыт для судоходства в 1869, Кильский (98,7 км) – в 1895, Панамский (81,6 км) – в 1914, Беломорско-Балтийский (227 км) – в 1933.
Мелководные каналы. Большинство судоходных каналов мира составляют каналы, по которым могут проходить лишь суда с малой осадкой. Мелководными каналами обычно соединяются реки и озера, а их сеть образует систему водных путей внутри региона. Особенно важна транспортировка по этим путям для стран Европы – России, Польши, Германии, Франции, Нидерландов и Бельгии.
Обводные каналы и реки, превращенные в каналы. Некоторые каналы прокладывали параллельно рекам и озерам. Каналы такого типа называются обходными или обводными. Например, в Нидерландах существует Юлиана-канал, проложенный вдоль русла реки Маас между городами Маастрихт и Маасбрахт, в России – Старо- и Новоладожский каналы вдоль южного берега Ладожского озера.
Обводные каналы обычно строились в обход несудоходных участков рек. Однако возможности современной техники позволяют так управлять режимом рек, что они становятся подобны каналам. На реках возводятся плотины с многокамерными судоходными шлюзами, что превращает эти реки в судоходные каналы. В США именно так преобразованы река Огайо и верховье реки Миссисипи, в России – среднее и нижнее течение р. Москвы, которая стала частью водного пути до Оки и Волги.
Шлюзы. Наиболее интересным по принципам работы и эксплуатационным особенностям гидротехническим узлом судоходного канала является шлюз – водонепроницаемая камера, в которой судно поднимается или опускается до тех пор, пока уровень воды в шлюзе не сравняется с уровнем того участка канала, куда направляется судно. Канал может состоять из нескольких участков с различными уровнями воды в них, и на каждом перепаде устраивают один или несколько шлюзов. Лишь немногие экономически важные каналы соединяют реки или иные водоемы с одинаковым уровнем воды в них, и рельеф их местности таков, что уровень воды на всем протяжении этих каналов одинаков, поэтому там не нужны шлюзы. Таковы Суэцкий и Кильский каналы.
Уровень воды в шлюзе изменяют, прогоняя ее насосами по водопроводным галереям в днище или стенках шлюза, либо она поступает через них самотеком. Когда судно направляется из верхнего бьефа в нижний, вода в шлюзе поднимается до уровня в верхнем бьефе, чтобы судно могло войти в шлюз. В каждом торце шлюзовой камеры расположен водонепроницаемый гидротехнический затвор, обычно представляющий собой ворота из двух створок, которые, поворачиваясь, смыкаются под тупым углом, смотрящим в сторону верхнего бьефа. Верхние ворота открываются, судно входит в шлюз, и ворота за ним плотно закрываются, опять образуя водонепроницаемый затвор. Затем вода из шлюза отводится до уровня в нижнем бьефе, после чего нижние ворота открываются и судно выходит из шлюза. Когда судно движется вверх, все происходит в обратном порядке. Обычно вода для повышения уровня в шлюзе поступает через водопроводные галереи из верхнего бьефа, а для понижения уровня в шлюзе – сливается через аналогичные галереи в нижний бьеф.
Когда были изобретены шлюзы – точно не известно, но, вероятно, это произошло в 14 или 15 в. В 1481 два монаха-доминиканца из Витербо (Италия) предложили схему шлюзовой камеры с затворами, а Леонардо да Винчи (1452–1519) спроектировал 6 шлюзов, создав систему каналов Милана. До этого (и долгое время после этого) на многих каналах суда поднимались или опускались по наклонной плоскости на канатах; однако таким способом можно было перетаскивать лишь небольшие суда. Историческая роль шлюзов обусловлена именно тем, что с их помощью можно проводить крупные суда по каналам с перепадом уровня воды.
Шлюзы – необходимые сооружения в современных каналах, но они доставляют много хлопот обслуживающему персоналу и раздражают тех, кто вынужден проходить через них. Они не только удорожают строительство и эксплуатацию, но и замедляют движение судов. На большинстве судоходных каналов (даже мелководных) обычно шлюзуют по одному судну. Поэтому перед шлюзом, как правило, выстраивается длинная очередь судов, хотя на некоторых каналах шлюзы расположены цугом и этим сокращается время ожидания прохода через них. Откосы и ложе каналов обычно укрепляют для предотвращения разрушения и уплотняют во избежание фильтрации воды. См. также плотина ; гидротехника речная ; Суэцкий канал; Великий канал ; водный транспорт .
ЛИТЕРАТУРА
Железняков Г.В. Пропускная способность русел каналов и рек. Л., 1981
Мирошниченко В.Г. Эксплуатация морских каналов. М., 1982
Рекомендации по гидравлическому расчету крупных каналов. М., 1988

Энциклопедия Кругосвет . 2008 .

агатодемон, арык, беломорканал, бэкбон, вентканал, вешняк, видеоканал, водная артерия, водная дорога, водная магистраль, водоканал, волгобалт, выпор, выработка, газоход, гидроканал, голубая артерия, голубая магистраль, голубая трасса, грахт, диатрема, дрен, дымоход, жерло, животворная артерия, канава, каналец, канальчик, кауз, клоака, коллектор, линия, маслоканал, микроканал, отвод, перерва, проран, прорез, проток, проточина, проход, путь, радиоканал, ров, русло, рытвина, свищ, синус, сооружение, сопло, стереоканал, стример, суэц, телеканал, телерадиоканал, тракт, уретра, фарватер, фистула, яйцевод

КАНАЛ, искусственное русло, используемое в качестве судоходного пути или для перемещения воды. Среди водоводных каналов различают водопроводные и оросительные (по которым вода поставляется в те местности, где ее мало); осушительные (по которым вода отводится из тех мест, где ее слишком много); энергетические (благодаря которым обеспечивается работа гидроэлектростанций). Хотя в данной статье рассматриваются только судоходные каналы, следует отметить, что некоторые из них служат и для перемещения водных масс. Судоходные каналы бывают глубоководными (по которым могут проходить крупные морские суда) и мелководными (предназначенными для движения речных и каботажных судов).

Глубоководные каналы.

Такие каналы бывают двух типов: первые представляют собой кратчайший путь для кораблей между двумя океанами или иными водными бассейнами, вторые позволяют океанским судам подходить к портам, расположенным вдали от морских побережий. Примерами каналов второго типа являются Хьюстонский (соединяет нефтяной порт Хьюстона в шт. Техас с Мексиканским заливом), Манчестерский (у Манчестера, Великобритания) и Североморский (между Северным морем и Амстердамом, Нидерланды).

К важнейшим глубоководным каналам относятся Панамский (между Атлантическим и Тихим океанами), Суэцкий (между Средиземным и Красным морями) и Кильский (между Балтийским и Северным морями). Если бы не было этих каналов, то грузы приходилось бы перевозить кружным морским путем либо с перевалкой на наземный транспорт, что требует больших затрат времени, труда и средств.

БЕСШЛЮЗОВЫЙ КОРИНФСКИЙ КАНАЛ В ГРЕЦИИ. IGDA/G. Sioen
МЕМОРИАЛЬНАЯ доска у Коринфского канала

Некоторые судоходные каналы строились не только в целях развития торговых путей, но и для быстрой переброски из одного бассейна в другой военных кораблей, вследствие чего эти каналы приобрели стратегическое значение.

Большинство глубоководных каналов строилось в 19 и начале 20 в., и лишь редкие из них способны пропускать самые крупные современные суда. Шлюзы каналов узки или коротки для таких судов, или при полной загрузке судов большого водоизмещения, сами каналы недостаточно глубоки.

Суэцкий канал длиной 161 км был открыт для судоходства в 1869, Кильский (98,7 км) – в 1895, Панамский (81,6 км) – в 1914, Беломорско-Балтийский (227 км) – в 1933.

Мелководные каналы.

Большинство судоходных каналов мира составляют каналы, по которым могут проходить лишь суда с малой осадкой. Мелководными каналами обычно соединяются реки и озера, а их сеть образует систему водных путей внутри региона. Особенно важна транспортировка по этим путям для стран Европы – России, Польши, Германии, Франции, Нидерландов и Бельгии.

Обводные каналы и реки, превращенные в каналы.

Некоторые каналы прокладывали параллельно рекам и озерам. Каналы такого типа называются обходными или обводными. Например, в Нидерландах существует Юлиана-канал, проложенный вдоль русла реки Маас между городами Маастрихт и Маасбрахт, в России – Старо- и Новоладожский каналы вдоль южного берега Ладожского озера.

Обводные каналы обычно строились в обход несудоходных участков рек. Однако возможности современной техники позволяют так управлять режимом рек, что они становятся подобны каналам. На реках возводятся плотины с многокамерными судоходными шлюзами, что превращает эти реки в судоходные каналы. В США именно так преобразованы река Огайо и верховье реки Миссисипи, в России – среднее и нижнее течение р. Москвы, которая стала частью водного пути до Оки и Волги.

Шлюзы.

Наиболее интересным по принципам работы и эксплуатационным особенностям гидротехническим узлом судоходного канала является шлюз – водонепроницаемая камера, в которой судно поднимается или опускается до тех пор, пока уровень воды в шлюзе не сравняется с уровнем того участка канала, куда направляется судно. Канал может состоять из нескольких участков с различными уровнями воды в них, и на каждом перепаде устраивают один или несколько шлюзов. Лишь немногие экономически важные каналы соединяют реки или иные водоемы с одинаковым уровнем воды в них, и рельеф их местности таков, что уровень воды на всем протяжении этих каналов одинаков, поэтому там не нужны шлюзы. Таковы Суэцкий и Кильский каналы.

Уровень воды в шлюзе изменяют, прогоняя ее насосами по водопроводным галереям в днище или стенках шлюза, либо она поступает через них самотеком. Когда судно направляется из верхнего бьефа в нижний, вода в шлюзе поднимается до уровня в верхнем бьефе, чтобы судно могло войти в шлюз. В каждом торце шлюзовой камеры расположен водонепроницаемый гидротехнический затвор, обычно представляющий собой ворота из двух створок, которые, поворачиваясь, смыкаются под тупым углом, смотрящим в сторону верхнего бьефа. Верхние ворота открываются, судно входит в шлюз, и ворота за ним плотно закрываются, опять образуя водонепроницаемый затвор. Затем вода из шлюза отводится до уровня в нижнем бьефе, после чего нижние ворота открываются и судно выходит из шлюза. Когда судно движется вверх, все происходит в обратном порядке. Обычно вода для повышения уровня в шлюзе поступает через водопроводные галереи из верхнего бьефа, а для понижения уровня в шлюзе – сливается через аналогичные галереи в нижний бьеф.

 И.Г.Гризик ШЛЮЗЫ. Рыбинское водохранилище

Когда были изобретены шлюзы – точно не известно, но, вероятно, это произошло в 14 или 15 в. В 1481 два монаха-доминиканца из Витербо (Италия) предложили схему шлюзовой камеры с затворами, а Леонардо да Винчи (1452–1519) спроектировал 6 шлюзов, создав систему каналов Милана. До этого (и долгое время после этого) на многих каналах суда поднимались или опускались по наклонной плоскости на канатах; однако таким способом можно было перетаскивать лишь небольшие суда. Историческая роль шлюзов обусловлена именно тем, что с их помощью можно проводить крупные суда по каналам с перепадом уровня воды.

 IGDA/Pubbliaerfoto ПЛОТИНА И ШЛЮЗ на американо-канадском глубоководном пути Св. Лаврентия.

Шлюзы – необходимые сооружения в современных каналах, но они доставляют много хлопот обслуживающему персоналу и раздражают тех, кто вынужден проходить через них. Они не только удорожают строительство и эксплуатацию, но и замедляют движение судов. На большинстве судоходных каналов (даже мелководных) обычно шлюзуют по одному судну. Поэтому перед шлюзом, как правило, выстраивается длинная очередь судов, хотя на некоторых каналах шлюзы расположены цугом и этим сокращается время ожидания прохода через них. Откосы и ложе каналов обычно укрепляют для предотвращения разрушения и уплотняют во избежание фильтрации воды. См. также ПЛОТИНА; ГИДРОТЕХНИКА РЕЧНАЯ; СУЭЦКИЙ КАНАЛ; ВЕЛИКИЙ КАНАЛ; ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ.

Железняков Г.В. Пропускная способность русел каналов и рек. Л., 1981
Мирошниченко В.Г. Эксплуатация морских каналов. М., 1982
Рекомендации по гидравлическому расчету крупных каналов. М., 1988

Каналы Soo Locks[en] на Великих озёрах

Водный канал (лат. canal — труба, жёлоб ) — искусственный водоток, предназначенный для сокращения водных маршрутов или для перенаправления потока воды.

Существует два основных назначения канала:

    — канал используется для доставки или отвода воды;
  • каналы, осуществляющие транспортные функции, например, для доставки грузов или людей.

Зачастую каналы совмещают в себе обе функции.

Цель создания судоходного канала — соединение бассейнов двух водоёмов в случае отсутствия такового, сокращение пути между двумя водоёмами, обеспечение гарантированного судоходства, решение проблемы транспортной доступности по водным путям пунктов назначения, создание экономически выгодных путей транспортировки.

Читайте также: