Каменное зодчество на руси кратко

Обновлено: 08.07.2024

Своеобразно культовое каменное зодчество Русского Севера. Первые каменные постройки появились здесь в XVI в., когда Подвинье уже входило в состав Российского государства.

Для каменной архитектуры Севера было характерно и весьма ощутимое влияние на него традиций деревянного зодчества. Появились и новые стилистические черты - это и более мощные пропорции храмов, искусственное усиление их монументальности, контраст между гладью стен и относительно маленькими размерами окон, их наличниками, незначительный рельеф деталей и еще большее, чем в средней России, преобладание в них профилей, углублений в поверхности стен.

За несколько столетий на Русском Севере возникли выдающиеся памятники каменного зодчества. Но из многочисленных храмов Архангельска сохранились гарнизонная Троицкая церковь (1745 г.), Сурское подворье (1907 г.) и еще несколько памятников.

До конца Х века широкое распространение на Руси имело деревянное зодчество, а каменного строительства практически не существовало. После принятия христианства во многих направлениях деятельности стало ощущаться влияние Византийского государства. Заморские зодчие начали передавать русским мастерам опыт возведения монументальных зданий, а также обучать их работе с первыми станками и другими инструментами.

Из истории каменной древнерусской архитектуры

ХІ век принес самобытные образцы церквей и храмов. В них еще ощущается влияние Византии, однако присутствуют исконно русские черты: множество куполов над сводами, округленность форм, умение органически вписываться в ландшафт.

В ХІІ веке появляются отдельные архитектурные школы: киевская, новгородская, псковская. Каждая из них имеет свои особенности. Например, владимирской было присуще широкое применение в строительстве белого тесаного известняка.

Появление первых машин для обработки торцов камня позволило создавать все более сложные архитектурные сооружения, начиная от памятников и заканчивая зданиями. Благодаря таким новшествам мастера стали уделять внимание внешней отделке, научились искусно декорировать фасады.

Монголо-татарское нашествие на определенное время прервало каменное строительство. Однако уже в конце XV столетия с превращением Москвы в столицу государства традиции быстро возродились. В этот период возводятся сооружения Кремля, Благовещенский и Успенский соборы.

XVI-XVII века стали эпохой расцвета каменного зодчества. Соловецкий монастырь, Смоленская крепость, Покровский собор - выдающиеся памятники архитектуры того периода. В зданиях прослеживается слияние определенных черт русских деревянных традиций (шатровый верх, наружные лестницы, крытые переходы) с европейскими веяниями стиля барокко (пышность форм, изогнутость линий, обилие декора).

В XVIII веке в России распространяется классицизм. В сочетании с барокко этот стиль присущ многим петербургским дворцам и храмам. Позже, вплоть до наших дней, широкое развитие получает приусадебная каменная архитектура.

В изучении архитектуры Древней Руси главную роль играет археология. По подсчетам историков, в IX–X веках на Руси существовало 25 городов, в XI — 89, к концу XII века — 224, а накануне монголо-татарского нашествия — около 300. Среди них особенно выделялись столичные центры земель и княжеств. Киев в эпоху своего расцвета занимал огромную площадь — более 350 га.

И все же преобладали малые города, укрепленная часть которых, называемая детинцем или кремлем, не превышала по площади 2,5 га. Существовали и еще более мелкие поселения, разбросанные по всей стране. Их именовали иногда просто городцами или городищами. Обнесенные валами и рвами, защищенные деревянными стенами, они зачастую не имели даже постоянного населения. В мирное время здесь проживала лишь немногочисленная стража.

Всего в летописях и других памятниках древнерусской письменности упомянуто около 400 поселений. Но археологи утверждают, что к середине XIII века, т. е. к концу периода расцвета Киевской Руси, существовало 758 укрепленных поселений. В это число вошли остатки как живых городов, так и уже прекративших к тому времени свое существование по тем или иным причинам.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Что заставляет считать укрепленное поселение городом? Для города типично наличие:

  • крепости;
  • дворов или усадеб знати;
  • ремесленного посада;
  • лавок торговцев и рыночной площади;
  • административных учреждений;
  • церквей.

В Древней Руси город возникал чаще всего как центр сельской округи, с которой был тесно связан. В центре города, внутри крепости, размещались дворец князя, усадьба епископа, церкви, усадьбы лиц, приближенных к князю, а также постройки, необходимые для обслуживания князя, его семьи и приближенных.


Первые древо-земляные укрепления были несложными по своей конструкции; опирались они в основном на оборонительные особенности рельефа того места, где располагались. До Х века на территории Руси был распространен тип укрепленного поселения при слиянии рек или реки и оврага, так называемый мысовый тип городища. Отличительной особенностью русских градостроителей было умение выбрать красивое место для городища.

Такие места были не только хорошо защищены самой природой, выгодны в стратегическом отношении, но и красивы: первопоселенцы заботились о защитных свойствах природных объектов, т. е. наличии рек, озер, оврагов, холмов и т. п., и об эстетическом восприятии пейзажа окружающей местности. Это было необходимо, поскольку сами крепостные стены городов были лишены декоративных элементов.

Наиболее древним и простейшим типом деревянной крепостной стены был тын или частокол — высокая деревянная ограда из вертикально врытых и заостренных в верхней части столбов; он устраивался во рву и на валах. В зависимости от того, где ставился тын, изменялась и его высота: поставленный на равнинной местности тын был выше, а на высоком, с крутыми откосами земляном валу — ниже.

Гораздо более прочными были стены, где тын сочетался с элементами срубной конструкции, в которой бревна лежат горизонтально, одно на другом. Ячейки срубных стен, как правило, изнутри заполнялись землей и камнем.

Вал, окружавший, как правило, крупный город, только казался полностью земляным. Основу его составляли (как, например, в Киеве) бревенчатые срубы, засыпанные камнями и землей, служившие своеобразным каркасом вала, чтобы он не оползал. При Ярославе Мудром внутри вала были сооружены дубовые срубы размером 7 на 19 м, которые в свою очередь делились дубовыми перегородками на 12 клетей.

Высота срубов была не менее 5,5–6 м. При такой системе фортификаций часть срубов выводилась на гребень вала, и их внешние стены служили тогда защитой воинам и горожанам, оборонявшим город. В столицах княжеств вал и стена делились на несколько участков, прясел, каменными или кирпичными башнями, часто имевшими ворота. Примеры — Золотые ворота в Киеве и Владимире.

Под стенами крепости располагался посад, экономическим центром которого была торговая площадь. Постепенно появляются необходимые элементы городского хозяйства — колодцы, водоотводы, мостовые, набережные и мосты, поскольку город, как правило, вырастал на берегу реки или озера.

Дворово-усадебная застройка является одним из самых характерных археологических признаков города. В Новгороде Великом и на переувлажненных участках культурного слоя других городов — таких, как Смоленск, Москва, Тверь, Коломна — археологи обнаружили хорошо сохранившиеся деревянные мостовые и частоколы.

Улицы, вымощенные деревом, содержались в чистоте и порядке, а по мере надобности горожане раз в 15–20 лет клали новые лаги вдоль улицы, поперек ее мостили плахами — кусками бревен, расколотых пополам, подгоняя их друг к другу и к лагам, закрепляя сучками или шипами.

После принятия христианства в 988 году в городах обязательно строились церкви, поначалу деревянные, затем каменные. Уже в ХI веке для совершения регулярных богослужений были построены и обеспечены всем необходимым сотни деревянных и кирпично-каменных культовых сооружений. Сначала архитекторы приезжали из Византии, потом появились и русские артели зодчих.

В крупных городах встречаются печи для обжига плинфы — глиняных обожженных плиток размером примерно 30 на 30 см и толщиной 4 см. Искусство изготовления плинфы и строительства из нее монументальных зданий было также позаимствовано в Византии.

Кладка из обтесанных белокаменных блоков появилась на Руси позднее, уже когда русские строители создали присущий только православной Руси стиль крестово-купольных храмов, стены которых украшались фресками, мозаикой, а полы покрытыми глазурью разноцветными плитками. Археологами открыты десятки каменных монументальных храмов в разных городах.

В самом городе или совсем рядом с ним располагались кладбища, причем христианская культура захоронения усопших раньше всего утвердилась именно в городской среде. Это связано с тем, что уже к началу XII века христианство одержало победу над язычеством в крупных городах, хотя сельская округа городов и глухие окраины Русской земли еще долго оставались языческими.

Школы зодчества на Руси, какие выделялись

Региональные зодческие школы стали формироваться на Руси в начале XII века. Сначала их было пять:

  1. Киево-черниговская — земли Киевская, Черниговская, Рязанская, Смоленская и Волынская.
  2. Новгородская — земли Новгородская и Псковская.
  3. Полоцкая.
  4. Галицкая.
  5. Владимиро-Суздальская — Северо-Восточная Русь: города Ростов, Суздаль, Владимир, Дмитров, Юрьев-Польский, Переславль-Залесский.

Позднее выделились такие зодческие школы, как смоленская и гродненская.

Какие стили применялись, временные рамки

Искусствоведы выделяют следующие стадии развития древнерусского зодчества:

  1. Киевская Русь — IX–XI века.
  2. Удельная Русь, период возникновения удельных княжеств — XII век.
  3. 80–90-е годы XII века — первая треть ХIII.

Сначала здания строили византийские зодчие, принесшие на Русь крестово-купольные церкви. Под влиянием византийского стиля в Киеве, Чернигове и других южных городах сложился южнорусский стиль, отличающийся от византийского, например, базовой планировкой, присущей 80 процентам русских храмов: с девятидольным ядром, на четырех крестчатых столбах, с тремя апсидами и нартексом.

Также было распространено позакомарное завершение: смыкающиеся напрямую закомары на фасаде, соответствующие внутренним сводам храма. Хоры обычно располагались над западными ячейками здания.

Вскоре, в начале XII века, появились региональные школы. Но только две из существовавших школ существенно повлияли на архитектуру более поздних эпох — новгородская и владимиро-суздальская, преобразившаяся через несколько веков в московскую школу.

Многие особенности построек эпохи Юрия Долгорукого, князя суздальского — техника кладки из белого камня, перспективные порталы, специфическая аркатура — имеют корни в романской европейской традиции. Если храмы Юрия Долгорукого походили на крепости, то у его сына Андрея Боголюбского крепость выглядела дворцом. Нарядный фасад со множеством колонн демонстрировал, что князь чувствует себя хозяином и не видит смысла прятаться за прочными стенами.

Заметно отличалась от киевской и владимиро-суздальской новгородская, северная архитектура — повторяя формы киевских храмов, она упрощала их, делала более строгими и монументальными, отказывалась от декора. Последним монументальным храмом Новгорода был Георгиевский собор. Власть князей в Новгороде слабела, деньги из городской казны уходили из-под их контроля.

Еще одна значимая характеристика храмового строительства этого периода в Новгороде — все формы стали проще, хоть и остались тяжеловесными в сравнении с другими стилями. Объем уменьшился, вместо множества куполов остался один.

В последнем, третьем периоде развития древнерусской архитектуры, в период перед монгольским нашествием, храмы стали более высотными, вытянутыми к небу. Это обеспечивали дополнительные завершения на барабане, сложные пучковые пилястры, а также увеличение стен самого храма. Боковые апсиды стали заметно ниже по сравнению с центральной, боковые приделы стали раскрываться во внутреннее пространство, что делало храм похожим на шатер.

Здесь можно заметить влияние западноевропейской архитектуры. Хоры вернулись на традиционное для византийского зодчества место над нартексом. Это позволило прорезать западную стену арками. Как в Византии, чаще стали использовать камень, чередующийся с кирпичом, а не только кирпич, как во многих церквях более раннего периода.

Примеры шедевров каменного и деревянного зодчества

Десятинная церковь

Первый кафедральный собор Киева считается первой каменной церковью на Руси. Она была построена в 991–996 годах рядом с теремом киевского князя. Церковь Успения Богоматери была названа Десятинной, так как князь Владимир отдавал на ее постройку десятую часть дохода. Образцом послужила Фаросская церковь в Византии.

Современники считали Фаросскую церковь совершенной и называли храмом, красотой превосходящим знаменитые библейские святилища. В середине XI века Десятинную церковь обстроили галереями с трех сторон, что было характерно для храмов домонгольской эпохи.

До нашего времени от первоначальной постройки сохранился только фундамент, который раскопали в 1908 году. В 1240 году во время монгольского нашествия храм разрушили, и после восстановления его облик сильно изменился.
Как и все храмы Киева XI века, Десятинная церковь была сложена из плинфы, в традициях византийского зодчества. Но плинфа была особенной — светло-желтой и необычно тонкой, всего 2,5–3 см. Из такого же материала возвели окружавшие церковь постройки. Мнения историков насчет количества вспомогательных построек разнятся: неизвестно, было их три или четыре.

Софийские соборы

В XI веке в Киеве построили Софийский собор — пятинефный и тринадцатиглавый. Над ним совместно трудились византийские и русские мастера. Сразу заметно отличие от византийской архитектуры в количестве глав и огромном внутреннем пространстве. Духовный смысл тринадцати глав очевиден — они символизируют Иисуса и двенадцать апостолов. Тем не менее в Византии обычно ограничивались пятью куполами.

Впервые в древнерусской архитектуре была в таком количестве использована мозаика. Ее было меньше, чем в византийских соборах, но достаточно для кафедрального собора. Пол был покрыт поливной плиткой, более дешевой, чем мрамор. До нашего времени в первоначальном виде собор не сохранился, так как был перестроен в начале XVIII века.

Зато есть выраженная энергия вертикального движения: собор в полтора раза выше киевского, арки удлинены, толстые высокие столбы прорезают внутреннее пространство, деля его на граненые кубические зоны. Позже наружные стены оштукатурили, и белый цвет усилил впечатление непроницаемого массива, бесстрастного и величественного в своей простоте.

Золотые ворота

Вместе с Софийским собором в Киеве начали строить Золотые ворота. Их проектировали не по образцу константинопольских, как может показаться по названию. Киевские ворота были однопролетными, в отличие от трехпролетных константинопольских.

Кроме того, для русских людей, по всей видимости, гораздо большее значение имело понятие божественной защиты, заступничества. И на киевских, и на владимирских воротах построили церкви, хотя они и ослабили оборонительные свойства сооружения.

Во Владимире подобные ворота с церковью возвели полвека спустя, в 1164 году. Высота проема владимирских ворот составляет около 14 м. При этом по высоте киевские ворота — около 8,4 м. Изготовить арочное полотнище таких размеров, как проем владимирских ворот, было невозможно, пришлось перекрыть ворота на середине специальным настилом, где могли бы расположиться защитники города.

Золоченые створки ворот во время монгольского нашествия, по легенде, утопили в Клязьме. Они внесены в список утраченных шедевров Юнеско. Кроме Золотых, парадных ворот в Киеве и во Владимире были и другие ворота для въезда в город.

Собор Михаила Златоверхого

На рубеже XI–XII веков в Киеве был воздвигнут новый храм — с богатым декором фасадов, в частности, керамопластическим пояском из меандров и мозаиками. Внутри храм тоже был украшен мозаиками, что говорит о его значимости и богатстве князя-заказчика. К центральной нише арочной формы примыкали две ниши с завершением в четверть окружности. Позднее эта композиция, привнесенная византийскими мастерами, была переосмыслена в других храмах в виде трехлопастного завершения.

Еще одна особенность собора отражена в его названии — позолоченные купола в то время были редкостью на Руси. Собор взорвали в 30-е годы ХХ века, но мозаики и фрески сохранили. В 1997–1998 годах собор воссоздали.

Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском

Юрий Долгорукий выстроил в 1152–1157 годах собор в основанном им городе Переславле-Залесском. В ширину собор больше, чем в высоту, из-за этого он выглядит приземистым и тяжелым. Несущие столбы тоже сложены толстыми и крепкими. Но ровная кладка стен из гладких, идеально пригнанных блоков придавала собору одухотворенность, противопоставляя его дикой природе. Даже в солнечный день в храме было темно: окон мало и они так узки, что походят на бойницы.

Декор практически отсутствовал, только ровно посередине стены опоясывала полочка-отлив, выше которой стена становилась тоньше, и арочный поясок украшал апсиды. Могучий шлем главы походил на воинский, зубчатые треугольники-городки под ней напоминали украшение парадного шлема полководца.

Успенский собор во Владимире

Владимирский Успенский собор Андрея Боголюбского, построенный в 1158–1160 годах, отличался большой высотой и маленькой площадью, что делало его легким и стройным. Стены были тонкими, на них располагались плоские четырехгранные полуколонны, переходившие в изящные лиственные капители. Традиционные простые арки заменили красивым поясом из колонн, напоминавших бахрому. Между колоннами — изображения святых.

В первый раз на Руси в декоре были использованы резные каменные рельефы. Также прихожан впечатляли яркие росписи и полы, выложенные цветными майоликовыми плитками. В 1185 году собор пострадал при пожаре, после чего его обнесли широкими галереями, заключив в большой каменный футляр. Реставрация и перестройка длились с 1185 по 1193 год. В итоге одноглавый собор стал пятиглавым и более мощным по силуэту, теперь он напоминал могучий уступ горы.

Хронологические рамки зодчества Киевской Руси распространяются с IX по XII вв. Архитектура Киевской Руси многое заимствовала из византийской культуры, однако обладала своими уникальными чертами, обусловленными особенностями местности и быта.

Киевская Русь

Вплоть до конца X века – периода правления князя Владимира Красное Солнышко – на Руси не было распространено каменное строительство, однако широко развивалось деревянное зодчество.

До наших дней дошло около трёх десятков памятников средневековой русской архитектуры, в то время как историкам известно об изначальном существовании более двух сотен памятников зодчества домонгольского периода.

Городские и сельские постройки

Историки сходятся на том, что жилые постройки средневековой Руси – самобытные памятники зодчества, на чей стиль не повлияла культура соседних государств, в том числе, византийская и скандинавская. Их развитие полностью зависело от типа местности и особенностей быта славян. Главным материалом, из которого создавались эти постройки, было дерево (чаще всего, хвойных пород), что определяет недолговечность памятников зодчества того периода. Основу составлял сруб – скрепленные в четырехугольник бревна.

Городские и сельские постройки включали в себя:

  1. Жилые постройки
  2. Хозяйственные помещения

Жилые постройки

Хоромы древней Руси схема

Особого внимания заслуживают внешние украшения жилых построек. Самым популярным символом, украшавшим дома, были различные солярные знаки – круги, розетки, коловраты. Их вырезали под козырьком крыши, или вокруг окон. Считалось, что так хозяин дома навсегда овладевает частичкой солнца.

Наличники, обрамлявшие оконца, и козырьки, защищавшие окна и двери от осадков, были одним из главных украшений фасадов домов. Крыльцо, связывающее дом с улицей, часто располагалось на возвышении. Кровля поддерживалась резными столбиками и украшалась ажурными узорами.

При ограниченности материалов и малом разнообразии декоративных элементов каждая постройка была уникальной. В этом и заключается главная особенность народной архитектуры.

Хозяйственные помещения

С завершением периода сельскохозяйственных работ возрастала потребность в помещениях, приспособленных для хранения зерна, орудий труда и съестных припасов. Для этих целей создавались амбары, располагавшиеся на виду, но при этом вдали от жилых помещений, чтобы обезопасить их от возможных пожаров. Для проветривания зерна и его защиты от грызунов, сруб зачастую устанавливался на опорах – высоких пнях или столбах.

Помещение для хранения зерна в киевской руси

Для хранения сжатого хлеба и обработки зерна создавались гумна – простейшие крытые постройки, огораживавшие определенный участок земли. С двух сторон для удобства располагались сквозные ворота, а поблизости часто можно было встретить овин – небольшую постройку для сушки снопов перед молотьбой.

Кроме этих построек для хозяйственных нужд возводились кузницы, колодцы, бани и другие помещения.

Древнерусская баня

Монастыри и храмы

Как и прочие памятники архитектуры того периода, ранние монастыри и храмы были созданы из древесины. Лишь в конце X века появляются первые каменные религиозные постройки. Архитектура Киевской Руси развивалась под влиянием византийского стиля, что обусловлено тесными экономическими и культурными связями двух государств, а также общей религией. Изначально для постройки подобных сооружений приглашались греческие мастера, однако древнерусский стиль имеет свои уникальные, отличные от византийской архитектуры, черты.

Десятинная церковь

Древнейший русский каменный православный храм был построен сразу после принятия Русью православия. Построена Десятинная церковь была под руководством князя Владимира Святого в Киевском детинце в 989-996 годах. Название происходит от введенного князем налога – церковной десятины. Дело в том, что одна десятая часть доходов налогоплательщиков шла на содержание этого храма.

Десятинная Церковь в Киеве

Это интересно! Здесь же находилась княжеская усыпальница, в которой был похоронен сам Владимир со своей православной женой Анной. Также сюда перенесли останки княгини Ольги Святой – первой среди древнерусских правителей, принявшей православие.

Это классический представитель крестово-купольного храма. Всего куполов было пять, дополненных различными башенками. Внутренняя отделка храма состояла из мрамора. Церковь была разрушена в 1240 году во время взятия Киева монголами.

Софийский собор в Киеве

Величайшее творение древнерусской архитектуры, не знавшее аналога даже в самой Византии. Расположился главный православный храм Древней Руси в Киеве на месте победы над печенегами в 1036 году. Строительство продолжалось с 1037 по 1040 гг.

Софийский собор в Киеве

Собор дошел до наших дней, но его современный внешний вид сильно отличается от первоначального облика. Дело в том, что в конце XVII века здание пострадало от пожара, и позднее было восстановлено при Петре I. Собор был перестроен в стиле украинского барокко. Изначально постройка больше напоминала знаменитый собор Святой Софии в Константинополе (также утративший свой первоначальный внешний облик).

Интересно! Есть мнение, что перед греческими зодчими киевские власти поставили задачу создать наибольший храм на Руси, образец величия всего православного архитектурного мира. На тот момент храмы, строившиеся в Византии, были меньше по размеру и имели лишь три нефа и один купол. Поэтому мастера из Константинополя решили поставленную перед ними задачу увеличением числа нефов и улучшенным освещением.

Это был пятинефный храм с 13-ю куполами, символизировавшими Христа и 12 апостолов. С двух сторон располагались открытые балконы, а на каменных сводах купола были уложены свинцовые листы.

Ярослав Мудрый при постройке Софийского собора руководствовался тем, что недавно крещеная огромная страна нуждается в таком же грандиозном главном храме. Кроме этого им были заложены Софийские соборы в Полоцке и Новгороде. Второму стоит уделить особое внимание.

Софийский собор в Новгороде

Этот памятник архитектуры дошел до современности почти в неизмененном виде, много веков являлся центром православной жизни Великого Новгорода.

Софийский собор в Новгороде

Как и собор в Киеве, представляет собой пятинефный храм, но уже с пятью центральными куполами и одним, венчающим лестничную башню. Главным отличием от храмов, расположенных в южных землях Киевской Руси, для него характеры купола, выполненные в форме древнерусских шлемов.

Свято-Успенская Киево-Печерская лавра

Монастырь был заложен еще в середине XI века, а наиболее запоминающаяся ее часть – Успенский собор – построен в 1073 – 1089 гг. Именно он долгие годы являлся образцом для строительства православных храмов на всей огромной территории Древней Руси.

Широкие и высокие нефы, образующие крест, задавали общий тон внешнему облику храма – столь же величественному и монументальному. Венчал собор один купол.

Свято-Успенская Киево-Печерская лавра

В конце XI века монастырь перенес нападение половцев, после чего был восстановлен и дополнен каменной трапезой вместе с церковью. Наиболее масштабному разорению он подвергся в XIII веке в ходе монгольского нашествия, после чего надолго пришел в запустение. Позже был перестроен в стиле украинского барокко. По тому же образу он был восстановлен после разрушения в ходе Великой Отечественной Войны.

Крепостные и оборонительные постройки

С самого начала своего существования русские города были, в первую очередь, укрепленными пунктами. По периметру они были обнесены стенами, которые постепенно превращались в настоящие монументальные оборонительные постройки. Преимущественно такие укрепления располагались на возвышениях, из-за чего древнерусские городские замки часто именовались Вышгородами.

В большинстве своем эти постройки не дошли до наших дней. Историки изучают их по археологическим находкам и данным из письменных источников.

Вплоть до X века оборонительные постройки вокруг древнерусских городов были весьма примитивными. По сути, это были усовершенствованные природные ограждения: овраги, мысы. Наиболее распространенными искусственными укреплениями являлись рвы и валы. Древнейшая форма городской крепости – тын – представляла собой вкопанные по оборонительному периметру заостренные бревна. Такой частокол достигал в среднем высоты 5-6 метров.

Крепостные и оборонительные постройки

Это интересно! При постройке линии обороны ров получался естественным образом из той части земли, из которой брали землю для воздвижения вала. Траншею соединяли с ближайшей рекой, в результате чего получалась настоящая линия препятствий: враг сначала должен был пересечь реку, затем ров, и в конце подняться по валу. Всё это происходило под постоянным обстрелом со стороны гарнизона. Именно поэтому осада городов была рискованным занятием, и хорошо защищенные города редко подвергались набегам кочевников.

Историки отмечают, что самым популярным видом построек данного типа были деревянные городские стены – такой защиты вполне хватало городам, не знакомых с осадными орудиями. Лишь в Новгороде и Пскове такие постройки частично возводились из камня, благодаря обилию известняка в этих землях, а также близости к шведам, датчанам и орденам крестоносцев, знакомым с тактикой штурма замков.

Ближе к X-XI векам внешнеполитическая ситуация обостряется, учащаются набеги печенегов, что побуждает князей прибегнуть к усовершенствованию крепостных и оборонительных построек. Одновременно с этим на Руси распространяется каменное зодчество, растут производственные возможности страны. К XII веку системы укреплений распространяются не только вокруг городских центров, но и вокруг монастырей.

Отдельно стоит остановиться на таком памятнике оборонительного зодчества, как Золотые ворота в Киеве. Это крепостная башня с проездом, служившая для церемониального въезда в столицу Руси, построенная при Ярославе Мудром. Над каменными воротами располагалась церковь Благовещения, чтобы гости столицы сразу понимали, что это православный город. Дошедшие до наших дней стены достигают высоты 9,5 метров. Перед воротами проходил ров шириной в 15 метров. Характерной особенностью этого архитектурного памятника являлся орнамент из кирпича, что присуще и другим постройкам того периода.

Читайте также: