Калгари кембриджская модель медицинской консультации кратко

Обновлено: 05.07.2024

Данную программу можно организовать только в корпоративном или индивидуальном формате. Для консультации заполните форму внизу страницы.

Сегодня в мире общепринятой является практика обучения навыкам общения врача с пациентом. При хорошем контакте с врачом пациент быстрее выздоравливает, а применяемое лечение дает лучший эффект, гораздо меньше побочных действий и осложнений. Поэтому для достижения максимальной эффективности в своей профессиональной деятельности каждый врач должен хорошо знать закономерности и особенности процесса общения, а также причины возникновения барьеров в процессе межличностного взаимодействия.

Наиболее распространенный в Европе алгоритм клинического общения — Калгари-Кембриджская модель медицинской консультации, имеющая в своей основе научные доказательства и принципы эффективного общения. Ее подробному разбору и посвящен данный семинар, посещение которого будет полезным для всех, кто хочет повысить личную и командную эффективность работы с пациентами.

В результате обучения вы:

Программа

Наука о клиническом общении

  • Навыки клинического общения, основные исходы, с ориентацией на которые они изучаются
  • Проблемы в клиническом общении, в том числе в России
  • Смена патерналистской модели общения врача с пациентом на партнерскую
  • Основа обучения навыкам клинического общения

Основные навыки профессионального общения в медицине (Калгари-Кембриджский алгоритм)

Психологические характеристики врача, влияющие на коммуникативную компетентность и разрушающие ее

  • Аффилиация (потребность быть в обществе других людей)
  • Коммуникативная толерантность
  • Эмоциональная стабильность
  • Чувствительность к негативному отношению со стороны пациента
  • Тревожность
  • Депрессивность
  • Глубокая интровертированность врача

Калгари-Кембриджская модель медицинской консультации

Весь мир с 70-х годов 20-го века отдает предпочтение пациенто-ориентированной модели коммуникации во время приема пациентов. Такая модель коррелирует с качеством профессиональной деятельности, удовлетворенности врачей и их психоэмоционального благополучия, а также позитивно влияет на здоровье пациентов.
В последние годы российская система здравоохранения претерпевает реформу и изменения, которые направлены на повышение качества услуг и медицинской помощи. В практику отечественных врачей внедряются популярные и хорошо зарекомендовавшие себя модели поведения с пациентом. Одной из таких моделей является Калгари-Кембриджская модель общения с пациентом.

Суть Калгари-Кембриджской модели общения с пациентом

Суть Калгари-Кембриджской модели общения с пациентом

В 1996 году данное руководство разработали и опубликовали Джонатан Сильверман и Сюзанна Куртз — сотрудники медицинского факультета Кембриджского университета, который располагается в канадском городе Калгари.

В руководстве выделено пять последовательных этапов, из которых состоит общение с пациентом во время приема. Каждый этап предусматривает решение ряда задач. Также в руководстве подробно указаны навыки, которые помогут решить поставленные задачи и достигнуть максимального доверия пациента и значительно повысить комплаенс.

Начало приема

Начало приема

На этом этапе устанавливается первичный контакт с пациентом. Для этого необходимо:

  • Поприветствовать пациента и познакомиться с ним.
  • Представиться самому, уточнить свою роль в лечении и необходимость в этом разговоре. Получить письменное согласие пациента на проведение беседы, если это необходимо.
  • Создать физический и моральный комфорт для пациента. Продемонстрировать заинтересованность в беседе и уважение.

Также на этом этапе необходимо выявить причины текущей консультации. Для это потребуется:

Эти действия позволят расположить пациента к себе и выстроить доверительные отношения, показать, что его проблемы важны для врача и он заинтересован в их решении.

Сбор информации

Сбор информации

Этот этап предусматривает более подробное исследование проблемы пациента:

В такой беседе врач должен задавать краткие и понятные вопросы. Необходимо избегать употребления непонятных терминов и профессиональной лексики. Также строго рекомендуется установить последовательность событий с указанием дат, если пациент может их назвать.

Во время сбора информации обращайте внимание на:

  • идеи и убеждения пациента;
  • беспокойство пациента (тревожность, опасения) относительно каждой проблемы;
  • ожидания пациента (цели, какую помощь пациент ожидал);
  • влияние и эффекты (как каждая проблема влияет на жизнь пациента).

Важно давать пациенту выражать свои чувства и эмоции, поощрять это.

Структурирование консультации

Структурирование консультации

Чтобы расположить к себе пациента и полноценно увидеть картину его проблемы, стоит сделать диалог открытым:

  • В конце логической серии вопросов стоит подводить итоги рассказа пациента, чтобы убедиться в правильности трактовки услышанного. Только после этого продвигаться дальше.
  • Переходя от одного блока вопросов к другому, необходимо указывать на это пациенту и аргументировать это.

Также беседа должна быть логически построена. Необходимо контролировать время, потраченное на каждый блок вопросов, и строго придерживаться заданной темы.

Построение отношений с пациентом

Построение отношений с пациентом

Фундаментом этого пункта является адекватное невербальное поведение врача во время беседы. Оно включает в себя:

  • Правильное невербальное поведение: зрительный контакт, выражение лица, поза, положение и движения во время беседы;
  • Если делаете заметки во время беседы, убедитесь, что это не мешает разговору и контакту с пациентом.

Чтобы отношения с пациентом стали доверительными необходимо:

Чтобы достичь максимального положительного результата от беседы, активно вовлекайте пациента в разговор. Для этого рекомендовано:

Объяснение и планирование

Объяснение и планирование

Чтобы построить с пациентом доверительные отношения и добиться максимального комплаенса, приверженности к терапии, необходимо предоставлять правильную информацию в достаточном объеме:

Крайне важно достигнуть взаимопонимания и включить пациента в диагностический, лечебный процесс :

  • предоставить пациенту объяснения по поводу картины болезни, в связи с выявленными представлениями, тревогами и ожиданиями;
  • стимулировать пациента к сотрудничеству и давать для этого возможности;
  • воспринимать вербальные и невербальные сигналы, отвечать на них. Например, пациент может быть перегружен информацией, демонстрировать тревогу или недоверие;
  • определить отношение пациента к полученной информации, оценить реакцию на использованные термины, а также принимать и учитывать их.

Решения относительно планирования диагностического процесса и лечения должны проходить совместно.

Такой подход к пациенту позволит подобрать терапию, которая будет для него не только эффективной с медицинской точки зрения, но и комфортной морально. Это приведет к полному комплаенсу и приверженности к терапии. Особенно этот подход важен у пациентов с хронической патологии, где лечение длительное и требует затраты большого количества сил.

Завершение приема

Завершение приема

В конце приема необходимо резюмировать сказанное и составить окончательный план совместных действий пациента и врача:

  • договориться с пациентом о дальнейших шагах;
  • объяснить возможные осложнения, риски и неожиданные результаты лечения, Рассказать, что делать если терапия не сработает, куда и к кому обратиться.

Также кратко подводятся итоги встречи и оговаривается план обследования, лечения. В конце приема врач должен окончательно убедиться, что пациент полностью согласен с предложенной схемой, что она ему полностью подходит, поинтересоваться о возникших вопросах и сомнениях.

Разъяснение информации и планирование лечения

Разъяснение информации и планирование лечения

Отдельное внимание в Калгари-Кембриджской модели уделено вопросам разъяснения информации пациенту на каждом этапе консультации.

Что делать при обсуждении обследований и процедур:

  • предоставить четкую информацию о процедурах, например, что пациент может испытать, как и когда пациент будет проинформирован о результатах;
  • объяснить цель исследования и его ценность;
  • поощрять вопросы и обсуждение потенциальных опасений или отрицательных результатов процедуры.

Что делать при обсуждении опасности болезни:

  • выражать мнение о состоянии пациента и особенностях процесса лечения, если это возможно;
  • обосновывать свое мнение и высказывания;
  • объяснять причины, серьезность, ожидаемый результат, краткосрочные и долгосрочные последствия лечения и перспективы пациента;
  • выяснять мнение, реакции, опасения пациента в отношении сделанного врачом заключения.

Что делать при составлении совместного плана лечения:

  • обсуждать варианты терапии и их результаты;
  • предоставлять информацию о предлагаемых действиях или лечении (названия этапов и методик, как они воздействуют на организм или болезнь, преимущества выбранной методики, возможные осложнения и побочные эффекты);
  • узнать мнение пациента о выбранном плане лечения, предполагаемых преимуществах, возможных препятствиях, определить мотивацию;
  • принимать мнение пациента, отстаивать альтернативную точку зрения при необходимости;
  • выявлять реакции и опасения пациента относительно плана терапии;
  • принимать во внимание образ жизни пациента, его убеждения, культурные особенности;
  • призывать пациента участвовать в реализации установленного плана, стимулировать его брать на себя ответственность и быть уверенным в себе;
  • спрашивать о системах поддержки пациента, обсуждать другие доступные меры поддержки.

Калгари-Кембриджская модель может показаться практикующему врачу сложной и громоздкой. Однако на практике пациенто-ориентированные системы коммуникации показали свою эффективность и простоту в реализации. Ведь в итоге, общение с пациентом — это неотъемлемая и значительная часть работы врача любой специальности.

Только грамотно построенное общение с пациентом позволит выяснить все аспекты и нюансы болезни, поставить корректный диагноз и подобрать терапию, которая будет соответствовать современным протоколам. Вы сможете расположить к себе человека и составить для него персонализированную схему лечения, которой он сможет без труда следовать.

Совсем скоро на Медицина360 будет запущен обучающий курс, который поможет вам выработать этот навык. Зарегистрируйтесь, чтобы не пропустить старт и получить доступ.

Начиная с 1966 года и по сей день Калгари-Кембриджская модель считается самой успешной для проведении медицинских консультаций, поэтому в основе наших обучающих мероприятий для врачей лежит именно она.

Данная модель включает в себя 5 основных этапов:

1. Начало приема

2. Сбор информации

4. Разъяснение и планирование

5. Завершение приема.

Казалось бы: все предельно просто. На каждом этапе есть свои задачи, для достижения которых необходимы коммуникативные навыки: умение задавать вопросы, умение структурировать информацию, навыки активного слушания, поддерживающего реагирования и т.д.

Давайте подробнее разберем каждый из этапов.

Основная задача врача в начале консультации - установить контакт и выявить истинную причину, с которой обратился пациент.

Установление контакта с пациентом: приветствие пациента по имени и отчеству, уточнение формы обращения к нему, а также знакомство с сопровождающим, если он планирует присутствовать на консультации. Назовите свое имя и специализацию, а если с вами работает ассистент или медсестра – представьте ее и расскажите о ее роли на консультации.

Даже если у вас всего 15 минут на консультацию, знание об этом поможет пациенту лучше рассчитать время и успеть задать необходимые вопросы.

NB! В ряде исследований было показано, что при первичном обращении 54 % жалоб и 45% опасений оставались не выявлены. Врачи перебивают пациентов, в среднем спустя 18 секунд , из-за чего пациенты не успевали озвучивать ряд своих проблем (Beckman and Frankel).

Знаете, как перебивают чаще всего? Правильно: задавая уточняющий вопрос.

В случаях, если имелись недостатки по выявлению основной причины визита, консультации с большой вероятностью оказывались неэффективными (Byrne and Long).

Важное значение имеет подготовка к консультации, что позволит вам сразу обратиться к пациенту по имени-отчеству (по имени), а пациенту позволит понять, что вы ждете именно его.

Задав пациенту вопрос, выслушайте его ответ :).

Помните про 18 секунд, на которой перебивают пациента? Дайте ему, хотя бы 1 минуту рассказать о том, с чем он к вам пришел, и вы снизите риск проявления сопротивления пациента в последующем на консультации.

На данном и последующих этапах вашими помощниками будут техники активного слушания и скрининг.

Порой пациенты пытаются донести до врача информацию при помощи невербальных сигналов (мимика, интонации, изменению громкости голоса, жесты).

NB! При анализе двух тысяч врачебных консультаций выяснилось, что большинство врачей придерживаются закрытого стиля общения (Byrne and Long), то есть задают преимущественно закрытые вопросы, за счет чего теряется много информации.

Довольно часто врачи проявляли преждевременную сосредоточенность на медицинских проблемах, в результате пациенты не могли сообщить обо всём, что их волновало (Platt and McMath).

Например пациенты не могли рассказать о своих ожиданиях и опасениях в отношении своего состояния здоровья или предлагаемых вариантов лечения.

NB! Общее правило для ведения консультации: начинайте с открытых вопросов, чтобы дать возможность пациенту высказаться, а потом переходите к альтернативным и закрытым вопросам.

Активное слушание поможет вам не только услышать пациента, но и дать понять, что вы заинтересованы, а значит создать условия для формирования доверия пациента к вам.

Приемы активного слушания:

- паузы. Иногда пациенту бывает трудно сформулировать свои мысли, особенно, если при этом накатывают эмоции.

- повторение (отражение) — повторение нескольких последних слов побуждает пациента к продолжению говорить.

3 Этап проведение осмотра:

Уточните готовность пациента к осмотру и расскажите, как будет проходить осмотр, и что после осмотра вы обязательно дадите свои комментарии/ заключения.

Чем детальнее удастся прояснить запрос пациента, тем легче пройдет этап объяснения и планирования, так как объяснение будет напрямую основываться на собранной информации, на ожиданиях пациента от лечения, от врача.

Дозирование разъяснений: говорите на доступном для пациента языке, избегайте терминологии, если по-другому не сказать – разъясняйте. Спрашивайте, что пациент знает, что хотел бы узнать. Проверяйте понимание, делайте паузы и смотрите за реакцией пациента.

Спрашивайте, что услышал пациент, с чем он согласен из того, что ему предложено.

Помните о стадиях принятия диагноза и важности правильного реагирования врача. Если это необходимо, важно использовать визуальные средства передачи (объёмные модели, наглядные рисунки).

5 Этап: Завершение консультации

NB! Лишь у 16% пациентов врачи спрашивали, есть ли у них дополнительные вопросы, и никто из врачей ни разу не спросил, понимают ли пациенты полученную информацию (Rhodes, 2004).

Задачи данного этапа: подведение итогов и составление дальнейших планов действий.

Маршрутизация пациента и инструкции на случай, если что-то пойдет не по плану.

Подводя итог, хочу еще раз сказать, почему именно Калгари-Кембриджская модель считается наиболее успешной : она позволяет врачу и пациенту лучше понять друг друга, сформировать доверие и приверженность пациента к лечению, а значит создает условия для скорейшего выздоровления пациента, его лояльности к вам и клинике, снижения количества осложнений, недовольств, конфликтов со стороны пациента и увеличение пациентов, приходящим к вам по рекомендациям.

Автор: Марина Орлова. Психолог, эксперт по клиническим коммуникациям


Ключевые слова: коммуникации, пациент, врач

Навыки общения крайне важны в любой профессии, связанной с работой людьми, в том числе в медицине. Одной из важнейших компетенций врача, который в среднем проводит около 200 000 консультаций, является умение правильно выстроить взаимоотношение с больным. Коммуникативные навыки — это ряд приёмов и умений, применение которых в определенных ситуациях и правильной последовательности обеспечат наилучший результат в выстраивании взаимоотношений между врачом и пациентом. Владение этими навыками так же важно, как и клиническое мышление, владение профессиональными врачебными манипуляциями и знаниями. С 70-х годов 20-го века мировое сообщество отдаёт предпочтение пациенто-ориентированной модели коммуникации во время приема пациентов, которая позитивно влияет на здоровье пациента и удовлетворенность врача его профессиональной деятельностью. В последнее время российская система здравоохранения претерпевает изменения, которые направлены на повышение качества услуг и медицинской помощи, в связи с чем в практику всё чаще внедряется Калгари-Кембриджская модель общения с пациентом. [1]

В 1996 году в Канаде сотрудниками Кембриджского университета Сюзанной Куртз и Джонатаном Сильверманом было разработано руководство по модели общения врача с пациентом. Помимо пяти этапов ведения приёма, авторы описывают навыки, которые помогут решить поставленные задачи и достигнуть максимального доверия пациента. [2] Согласно данным Schmid Mast и соавторов, эмпатия, проявленная врачом, положительно коррелирует с удовлетворенностью пациента, снижает тревожность и улучшает эффективность лечения. [3]

Второй этап — сбор информации. Врач задаёт вопросы касательно анамнеза заболевания, тем самым подталкивая пациента к детализации жалоб. Необходимо дать время пациенту подумать, не торопить и не перебивать его. Очень важно обращать внимание на вербальные и невербальные сигналы больного в виде выражения лица, настроения и языка тела. Swayden et al. (2012) показали, что даже такая простая вещь, как общение сидя, а не стоя, оказывает положительное воздействие. В перспективном рандомизированном контрольном исследовании стационарных больных, госпитализированных для спинальных операций, авторы обнаружили, что при кратких консультациях после операции, если врач присаживался, пациенту казалось, что тот провел у его постели больше времени, чем когда тот стоял. И это наблюдалось даже тогда, когда на самом деле разница во времени была незначительной. Пациенты, у чьей постели врач сидел, более положительно отзывались о визите и о понимании своего состояния. Кроме того, врачу необходимо использовать краткие, понятные вопросы и комментарии, избегать жаргона и неадекватного объяснения терминов.

Третий этап заключается в структурировании консультации. Опрос пациента должен быть логически построен, переходить от одного блока вопросов к другому и контролировать время, потраченное на каждый, подводить итоги рассказа, строго придерживаться заданной темы. Авторы отмечают, что важно адекватное невербальное поведение в виде выражения лица, позы и зрительного контакта. Необходимо использовать эмпатию, сочувствовать пациенту, чтобы продемонстрировать понимание проблемы, признавать взгляды и чувства пациента.

Пятый этап — завершение приёма. В конце беседы с пациентом врачу необходимо резюмировать сказанное и составить план совместных действий, предоставить информацию о предлагаемых действиях или лечении: наименования этапов, как они работают, преимущества, возможные побочные эффекты. Объяснить, что делать, если терапия не сработает, договориться о дальнейших шагах, убедиться, что пациент согласен с предложенным планом обследования и лечения. Узнать мнение пациента о стремлении действовать, воспринимаемых преимуществах, барьерах, мотивации.

Общение с пациентом — неотъемлемая и значительная часть работы врача любой специальности. Эффективная коммуникация — залог правильного диагноза, так как грамотно построенное общение с пациентом позволит выяснить все детали болезни, составить необходимый план обследования и схему лечения. Использование Калгари-Кембриджской модели пациенто-ориентированной медицинской консультации повышает медицинскую результативность и приверженность лечению, экономически эффективна и снижает число жалоб и судебных исков. В России в 2018 году был прошел курс для преподавателей и руководителей подразделений медицинских ВУЗов России, проведенного представителями International Association for Communicationin Healthcare в Москве в Методическом центре аккредитации Сеченовского университета, где были рассмотрены модели поведения врача с пациентом на примере Калгари-Кембриджского руководства по медицинской коммуникации. Анализ показал, что данная схема может улучшить оказание медицинской помощи, если врачей обучать навыкам общения с помощью приведенной модели. На данный момент А. А. Сонькиной готовиться оригинальный и полный перевод издания на русский язык с соблюдением всех прав владельцев этого материала. В будущем планируется внедрение программ обучения Калгари-Кембриджской модели для будущих специалистов области здравоохранения России, с целью повысить уровень оказания медицинской помощи.

  1. Riccardi V., Kurtz S. Communication and counseling in healthcare // Patient Educ. Couns. 1983. Vol. 64, N 1–3. P. 197–206.
  2. Сильверман Дж, Керц С, Дрейпер Дж, Навыки общения с пациентами. Москва: Гранат, 2018.
  3. Schmid Mast M. et al. How gender and communication style of physicians affect patient satisfaction: the little difference // Praxis. 2004. Vol. 93, N 29–30. P. 1183–1188.
  4. Heritage J., Robinson J. D. The structure of patents’ presenting concerns: physicians’ opening questions // Health Commun. 2006. Vol. 19, N 2. P. 89–102.
  5. Byrne P. S., Long B. E. L. Doctors Talking to Patients. London: Her Majesty’s Stationary Office, 1976
  6. Peterson M. C. et al. Contributions of the history, physical examination and laboratory investigation in making medical diagnoses // West. J. Med. 1992. Vol. 156, N 2. P. 163–165.

Основные термины (генерируются автоматически): пациент, врач, медицинская помощь, навык общения, вид выражения лица, Калгари-Кембриджская модель, лечение, этап.

Алгоритм (модель) клинической беседы врача с пациентом. Данный метод разработан для выработки эффективной коммуникации между врачом и пациентом и рассматривает весь процесс консультации:

1) Начало сеанса (подготовка к консультации, установление начального взаимопонимания, определение причины консультации).

2) Сбор данных/информации (использование открытых и закрытых вопросов, активное слушание, улавливание вербальных и невербальных сигналов и т. д.).

3) Осмотр (уточнение готовности пациента, разъяснение процедуры осмотра и т. д.).

4) Разъяснение и планирование (понятные объяснения на языке пациента, ответы на вопросы, поддержка пациента и т. д.).

5) Завершение приема (уточнение есть ли еще вопросы, подведение итогов, составление дальнейших планов).

На сегодняшний день Калагри-Кембриджская модель медицинской консультации признана наиболее успешной моделью общения врача с пациентом. Ее применение способно улучшить качество взаимопонимания между врачом и пациентом, сформировать высокий уровень доверия к врачу, в результате чего пациент с большей вероятностью следует курсу лечения, что способствует выздоровлению или улучшению состояния здоровья.

Читайте также: