Календарь старый и новый стиль астрономия кратко

Обновлено: 05.07.2024

Календари Китая

Очевидно, что двенадцать 30-суточных циклов на 5 или 6 суток короче солнечного цикла повторения времен года. По этой причине за 15 лет происходил сдвиг на целый сезон. Как решалась эта проблема в древности, неизвестно. Но не так давно в Китае были обнаружены кости животных и панцири черепах, на которых сохранились письменные знаки о календаре эпохи Шань-Инь (18–12 в. до н. э.). Знаки свидетельствовали о том, что календарь в эту эпоху был не лунным, а лунно-солнечным, в котором лунные месячные циклы уже были как-то связаны с солнечным годом.

По многим источникам историки считают, что реформа календаря была проведена еще в середине третьего тысячелетия до нашей эры. Древние хроники свидетельствуют, что в 12 веке до нашей эры в Китае была построена специальная башня для астрономических наблюдений. Тщательно фиксировались перемещения Луны и Солнца по небесному своду. Многолетние записи этих наблюдений позволили древнекитайским астрономам предсказывать лунные и солнечные затмения. Это считалось важным государственным делом (однажды за неправильные предсказания два астронома были даже преданы суду и казнены).

Астрономическая обсерватория в Пекине (1154 г.)

Прошлый китайский год земляной (каменной) свиньи начался 5 февраля 2019 года по нашему календарю. А текущий год стал годом металлической (белой) крысы, и начался он 25 января 2020 года. Правда, в основном европейцы полюбили названия только земных ветвей (животных), да и то, наверное, потому, что они иллюстрируются огромным ассортиментом сувенирной продукции.

Другие древние календари

Лунно-солнечный календарь действовал во многих древних государствах Ближнего Востока. Характерным его признаком стала вставка добавочного месяца в определенные моменты года. В старо-вавилонском государстве это делалось по распоряжению властей (приложения к законам Хаммурапи). Но с развитием астрономических наблюдений возникли определенные правила для этих вставок. При этом день весеннего равноденствия связывался с положением Солнца на эклиптике. Лунно-солнечный календарь использовался во всех государствах Месопотамии, в древнееврейском государстве и в Древней Греции. И сейчас государственным календарем Израиля является лунно-солнечный календарь.

В странах, не контактировавших с государствами Передней Азии либо по географическим причинам, либо по причине закрытости культуры, еще в глубокой древности возникли солнечные календари. Это относилось к центрально- и южно-американским государствам, а затем и к Древнему Египту. У майя и ацтеков календарные системы были очень сложными с многими единицами времени, отражавшими сельскохозяйственные работы и религиозные установления. Найдено больше 300 развалин пирамидальных башен и других древних сооружений, стены которых использовались для нанесения знаков, в том числе и связанных с календарем. Но язык этих народов с трудом поддается расшифровке. Интересно, что значительный вклад в понимание календаря майя сделал знаменитый американский физик Ричард Фейнман — это было одним из его хобби.

Календарь египтян Древнего царства, эпохи гигантских пирамид, был лунным. Но в эпоху Нового царства, во втором тысячелетии до нашей эры, египетские жрецы сумели создать солнечный календарь, осложненный ежегодным восходом яркой звезды Сириус в определенный день июля, совпадающий с началом бурного разлива Нила, главного достояния страны. По типу этого календаря в первом столетии до нашей эры в эллинистическом Египте астрономом Созигеном был создан так называемый александрийский календарь, который и стал основой современных календарей. По этому календарю длительность года была принята в 365 суток, а раз в 4 года — в 366 суток. Таким образом, средняя продолжительность года в сутках была принята как 365,25 — так называемый календарный год. В году было 12 месяцев по 30 дней, а после 12-го месяца — 5 (или раз в три года 6) дополнительных суточных вставок. Такими были и древнегрузинский и древнеармянский календари. Сейчас александрийским календарем пользуются только копты — прямые потомки древних египтян, принявшие христианство с 284 года. Копты — это значительная часть современного египетского населения (около 10%). В Египте и его столице они живут компактно, образуя как бы анклавы внутри страны, сохраняя язык и свои древние обычаи такими, какими они были в третьем веке нашей эры.

Любопытно, что солнечный календарь александрийского типа существовал во Франции во время Великой французской революции, пока Франция была республикой (1789–1799), и в короткий период Парижской коммуны (18 марта — 28 мая 1871 г.). Названия месяцев этого календаря полностью отражали сезонные изменения в погоде и в сельскохозяйственном труде, например: брюмер — месяц тумана, термидор — месяц жары, жерминаль — месяц посева, прорастания пшеницы, вандемьер — месяц сбора винограда. Каждый месяц делился на 3 декады, дни которых имели названия, состоящие из латинских слов: примиди — ‘первый день’, дуоди — ‘второй день’ и т.д. Очень стройная и привлекательная календарная система! Добавочные дни имели романтические названия — праздник Гения, праздник Подвига и др. Раз в 4 года один добавочный день посвящался спортивным играм и состязаниям. Оказывается, что еще за 100 лет до появления современного олимпийского движения во Франции вспомнили об олимпийских играх Древней Греции, происходивших раз в 4 года. Неслучайно и инициатором организации современных олимпиад стал француз — Пьер де Кубертен.

Календарь Древнего Рима

Календарь Римской республики (509–27 до н. э.) был солнечным, но крайне запутанным. Римляне были очень суеверны и не любили четных чисел. Семь месяцев у них имели по 29 дней, четыре — по 31 дню, а в феврале было 28 дней. Этот месяц был назван в честь Фебрууса, этрусского бога подземного царства и римского бога очищения. В этом месяце справлялась поминальная неделя. Другие месяцы именовались либо в честь богов (Януса, Марса, Майи, Юноны), либо по номерам, начиная с пятого (квинтилис, секстилис, септембер, октобер, новембер, децембер). Исключение — априлис (‘раскрывающий’, ‘согреваемый Солнцем’). Квинтилис (июль) был пятым по счету месяцем, поскольку год начинался с марта.

А остальные дни именовались очень странным образом — обратным включительным счетом. Например, 4 августа (короткого месяца, в котором ноны приходились на 5 число) называлось кануном августовских нон, 11 августа — третьим днем до августовских ид (приходящихся на 13 августа), а 23 августа — восьмым днем до сентябрьских календ. Интересно, что вторых дней до нон, ид и календ не существовало, они именовались канунами. Ну, а первыми днями (по включительному счету) были эти самые ноны, иды и календы.

Годовой подсчет дней древнеримского календаря дает 355 дней. Недостающие до солнечного года 10,25 суток требовали включения в календарь добавочных дней. И это мероприятие было запутано до предела. Например, после 23 февраля вставлялся добавочный месяц длительностью в 22 или 23 дня, а по его истечении снова продолжался февральский счет дней до мартовских календ. Месяц этот назывался марцедонием от латинского ‘расплата’, поскольку в этом месяце производились все денежные расчеты за минувший год. Ноны и иды в марцедонии были, как в коротком месяце, а календы и вовсе отсутствовали.

Этот порядок действовал много сотен лет. Но в начале второго века до нашей эры римские жрецы, которые управляли календарем, стали манипулировать длительностью и временем вставки этого добавочного месяца. В Римской республике весь комплекс административных должностей — консулы (высшая должность), квесторы, цензоры и т.д. — был выборным сроком ровно на один год. А поскольку эти должности приносили определенный доход и другие жизненные преимущества, продление их срока было выгодным делом. Манипулируя календарем, жрецы могли увеличивать эти сроки в пользу того или иного должностного лица, наверняка небескорыстно. Могли иметь место и экономические причины изменения времени вставки в календарь месяца расплаты.

Юлианский календарь

Гай Юлий Цезарь

Его установил в 46 году до нашей эры своим указом римский диктатор и верховный жрец, полководец и государственный деятель Гай Юлий Цезарь (100–44 до н. э.).

Вот собственно и вся реформа. Ее четкость и простота так восхитили измученных своим календарем римлян, что в благодарность (в том числе и за военные заслуги) римский сенат переименовал месяц Квинтилис в Юлиус (в этом месяце родился Цезарь).

Август сделал юлианский календарь государственным, обязательным на всей огромной территории Римской империи с 1 января 4 года нашей эры. Месяц септилий был переименован в август и было подправлено чередование длинных и коротких месяцев — оно стало таким, как сейчас.

Юлианский календарь просуществовал во всей Европе (и Византии) до конца XVII века. А сейчас по нему живет только ортодоксальная (православная) христианская церковь.

Необходимость изменения юлианского календаря

Так зачем же нужно было заменять юлианский календарь? Причина этого — чисто арифметическая. Юлианский календарь основан на том, что период солнечного цикла, так называемый календарный год, составляет 365,25 суток. Но с календарем должен быть связан так называемый тропический год, длительность которого чуть-чуть меньше — 365,2424 суток.

В христианском европейском мире документальным началом отсчета считается четвертый век нашей эры, когда указом римского императора Константина христианство стало государственной религией. За прошедшие после этого 12 веков сдвиг юлианского календаря составил уже больше 9 дней. Одной из причин беспокойства стало перемещение дня весеннего равноденствия с 21 марта на 12 марта. А с этим днем было связано начало многих сельскохозяйственных работ, и время подготовки к ним существенно сократилось. Весна по календарю наступала все раньше и раньше.

Естественно, что еврейское 15 Нисана в юлианском календаре приходилось на разные дни. В уточняющих эту дату устных преданиях говорилось о том, что это было после дня весеннего равноденствия и первого после этого полнолуния. И в 325 году первый христианский собор (съезд всех епископов — руководителей христианских общин империи), организованный императором Константином в городе Никея и поэтому получивший имя Никейского собора, установил каноном празднование Пасхи в первое воскресенье после первого новолуния после весеннего равноденствия. По юлианскому календарю разброс дня Пасхи составил 36 дней — с 20 марта по 25 апреля. Соответственно перемещались по календарю и все связанные с Пасхой религиозные дни и установления — весенние и летние посты, день Святого Духа, Троицын день и др. Недаром они называются переходящими в отличие от постоянных в календаре (Рождество Христово, осенний пост, Благовещение и пр.).

Но когда реальные астрономические события, и прежде всего весеннее равноденствие, стали заметно (на 10 дней) не совпадать с каноном празднования Пасхи по юлианскому календарю, необходимость календарной реформы стала неотвратимой.

Григорианский календарь

Помимо этого был приведен в порядок и 19-летний цикл смен лунных фаз, чтобы можно было день пасхи рассчитывать заранее. Одновременно начал происходить и переход к современному счету дней от первого до последнего дня месяца.

Новая календарная система получила название григорианской, или нового стиля (н. ст.). А за юлианским календарем закрепилось название старый стиль (ст. ст.). В конце XVI века различие датировок событий по старому и новому стилям составляло 10 дней. Таким же оно осталось и в XVII веке, поскольку 1600 год был високосным и в старом (юлианском) и в новом (григорианском) календаре. Но уже в XVIII веке различие составляло уже 11 дней, поскольку 1700 год был в юлианском календаре високосным, а в новом календаре он високосным не был (17 не делится на 4 без остатка). По такой же причине в XIX веке разница между старым стилем и новым составляла 12 дней, а в ХХ веке — 13 дней. В нашем ХХI веке различие по-прежнему составляет 13 дней, поскольку 2000 год был високосным в обоих календарях, но в ХХII веке различие увеличится уже до 14 дней.

И вполне возможно, что уже в нынешнем столетии будет создан и внедрен другой календарь, такой же точный и в то же время более удобный. Таких проектов много, есть даже комиссия ООН, которая должна заниматься этой проблемой.

Внедрение нового стиля

В Россию христианство пришло из Византии в конце IХ века. Тогда христианская церковь была единой. Когда в ХI веке произошел раскол христианства на две конфессии, Русь осталась верна византийской конфессии, которая получила название ортодоксальной (верной решениям только семи первых вселенских соборов). Сейчас в России эту конфессию христианства принято называть православной церковью. Россия сохранила верность старине и после государственного конца Византии в 1453 году. Поэтому в России не сразу состоялся переход к григорианскому календарю, тем более что католическая конфессия (церковь) христианства во главе с римскими папами была враждебна российскому государству.

Традиционно в дни рождественских и пасхальных праздников люди задаются вопросом: почему юлианский и григорианский календарь не совпадают, и в чем между ними разница? Мы попытались как можно проще объяснить причину этой, на самом деле, крайне сложной астрономической и математической проблемы.

Юлианский календарь (старый стиль)

Используется в ряде Поместных Православных Церквей (Иерусалимская, Русская, Сербская, Грузинская, Польская), а также в ряде монастырей и приходов США, Европы и в монастырях Афона.

Разработан александрийскими астрономами во главе с Созигеном. Был введен 1 января 45 года до Рождества Христова императором Юлием Цезарем.

Григорианский календарь (новый стиль)

Система исчисления времени, основанная на циклическом обращении Земли вокруг Солнца; продолжительность года принята равной 365, 2425 суток; содержит 97 високосных лет на 400 лет . Год високосный, то есть содержит 366 дней, если:

  • номер года кратен 400 (1600, 2000, 2400);
  • остальные годы — номер года кратен 4 и не кратен 100 (. 1892, 1896, 1904, 1908. ).

Одновременно в Григорианском календаре модифицировались правила расчёта христианской Пасхи.

В чем проблема?

Необходимые определения

Тропический (солнечный) год — отрезок времени, за который Солнце завершает один цикл смены времени года, как это наблюдается с Земли. Тропический год равен 365,2422 суток.

Равноденствие — день, когда земная ось строго перпендикулярно Солнцу.

Последствия реформы календаря

Принятие григорианского календаря серьезно затянулось, особенно в протестантских странах. В целом протестантские страны переходили на новый календарь постепенно. Последней из них григорианский календарь приняла Англия — в 1752 году.

В России неоднократно обсуждалась тема перехода Церкви на григорианский стиль. Допускался переход при условии, что значительная часть западных христиан перейдет в Православие. Но в целом это считалось нецелесообразным. Последние крупные дебаты относительно перехода на новый стиль проходили в 90-е годы XIX века. Большинство выступало за переход. Однако известный церковный историк Василий Васильевич Болотов был с этим не согласен и приводил два основных аргумента:

а) простота юлианского календаря по сравнению с григорианским. В действительности, крупные астрономы пользовались для своих расчетов именно юлианским календарем вплоть до XX века;

Новоюлианский календарь

В мае 1923 года в Константинополе состоялся собор православных восточных церквей, созванный патриархом Мелетием IV. На нём был обсужден календарный вопрос и принято решение о реформе. Чтобы не принимать григорианский календарь, было решено ввести календарь, названный новоюлианским. Этот календарь был разработан сербским астрономом, профессором математики и небесной механики Белградского университета Милутином Миланковичем (1879–1956).

Этот календарь основан на 900 летнем цикле. В течение этого периода упраздняются 7 суток.

Год считается високосным, если:

  • его номер без остатка делится на 4 и не делится на 100 или
  • его номер делится на 900 с остатком 200 или 600.

Всего на 900 лет приходится 682 простых и 218 високосных годов (в юлианском 400-летнем цикле имеется 300 простых и 100 високосных, в григорианском — 303 простых и 97 високосных годов).

Новоюлианский календарь будет совпадать полностью с григорианским в последующие 800 лет (до 2800 года). Православные Церкви, перешедшие на новоюлианский календарь, сохранили Александрийскую пасхалию, основанную на юлианском календаре, а непереходящие праздники стали отмечаться по григорианским датам.

Посмотреть в большем размере

В 1948 году на Московском совещании Православных Церквей было принято решение о том, что каждая Поместная Церковь может праздновать неподвижные праздники по своему календарю и верующие не должны от этого отходить. Пасха и все преходящие праздники при этом должны рассчитываться по юлианскому календарь (александрийской пасхалии).

1. Старый и новый стиль. Календарем называется система исчисления больших периодов времени. В настоящее время почти все страны пользуются солнечным календарем, то есть календарем, основанным на годичном кругообороте Солнца по эклиптике и потому связанным с периодической сменой времен года.

Во всяком солнечном календаре за основу берется тропический год. Тропическим годом называется промежуток времени между двумя последовательными прохождениями центра Солнца через точку весеннего равноденствия.

Тропический год равен 365сут 5ч 48мин 46,1сек. или 365, 2422суток. Это создает трудность в построении календаря, так как каждый календарный год для удобства должен заключать в себе целое число суток. В зависимости от того, как осуществляется согласие календаря с тропическим годом, могут быть разные календари.

До Великой Октябрьской социалистической революции в России был принят календарь, называемый старым стилем. В старом стиле для простоты счета принято, что год составляет 365сут 6ч, то есть 365,25 суток. Чтобы календарный год содержал всегда целое число суток, было принято 3 года подряд считать по 365 суток, а следующий (четвертый) год - в 366 суток и т. д. Тогда средняя продолжительность года будет равна 365сут 6ч, то есть принятой продолжительности календарного года.

Лишний день в году вставляется в конце февраля (29 февраля); такой год называется високосным. Условились считать високосными (по 366 суток) те годы, номера которых без остатка делятся на 4, например годы I960, 1964, 1968.

Старый стиль отстает от действительного течения времени, так как считает в среднем год более длинным, чем он есть в действительности (на 11 мин 14 сек). За каждые 400 лет (точнее за 384 года) старый стиль отстает на трое суток.

Принятый в СССР (с 14 февраля 1918 г.) и в большинстве стран новый стиль календаря (введенный в некоторых странах еще в 1582 г.) почти свободен от упомянутого недостатка.

В XVI в. старый стиль отстал на 10 суток (за время с начала IV в., когда была фиксирована по старому календарю дата весеннего равноденствия). Чтобы аннулировать это отставание, 5 октября 1582 г. посчитали 15 октября. А чтобы ошибка снова не накопилась, трое лишних суток, накапливающихся в старом календаре за 400 лет, устраняются тем, что три високосных года каждого периода в 400 лет считаются простыми. Условились, что простыми будут те столетние високосные годы старого календаря, число сотен которых без остатка не делится на 4. Таким образом, 1600 г. в обоих календарях был високосным и в XVII в. различие между новым и старым стилем равнялось 10 дням. 1700 г. по новому стилю был простой, а не високосный, и потому различие между этими календарями достигло 11 суток. После 1800 г. различие достигло 12 суток, после 1900 г. - 13 суток; после 2000 г. оно будет все еще 13 суток до 2100 г.

Новый стиль тоже не совершенно точен, но в нем ошибка в одни сутки накапливается только за 3000 лет. Практического значения такая ошибка, естественно, не имеет.

2. Происхождение месяца и недели. В древности в странах, более связанных с охотой и со скотоводством, чем с земледелием, был принят календарь, построенный на смене лунных фаз (период 29,5 суток). В нашем солнечном календаре двенадцатая часть года сохранила название месяца, но она никакого отношения к Луне уже не имеет: со сменой лунных фаз наши календарные месяцы, имеющие разную продолжительность (от 28 до 31 дня), никак не связаны.

Семидневная неделя возникла тысячи лет назад в связи с верованием во влияние планет на судьбу людей. Каждой из пяти планет, известных тогда, а также Солнцу и Луне посвящались отдельные дни недели в определенном порядке.

3. Календарная эра. Календарной эрой называется начало счета лет. Римляне долго вели счет лет от предполагаемого года основания своей столицы - города Рима.

Упражнение 7.

1. Какое местное время впереди и на сколько: куйбышевское или свердловское (см. приложение V)? Томское или иркутское?

2. Пользуясь приложением V, определите для каждого из тех же городов, какое там время впереди: местное или поясное и на сколько? Декретное или местное и на сколько?

3. Определите местное время в Риге, когда в Чите по декретному времени полдень.

4. В Харькове часы, идущие по местному времени, показывают 7ч 19тин. Какое там сейчас декретное время? То же во Львове, Горьком, Красноярске.

5. Сойдутся ли по возвращении в счете дат два путешественника, одновременно выехавшие из Москвы 1 мая один на запад, другой на восток и проезжающие по 15° по долготе за сутки?

6. Часы, идущие по местному времени, показывали 23ч 13мин, когда по радио раздались сигналы, указывающие, что в Гринвиче полдень. Чему равна долгота местности?

7. По радио услышали из Москвы сигнал, подаваемый в 19ч (по декретному времени в Москве), в то время как часы, идущие по местному времени, показывали 19ч 43мин. Какова долгота местности от Гринвича?

Старый и новый стиль календаря

Что такое старый и новый стиль календаря? Разница между Юлианским и Григорианским календарями. Когда поменяли старый стиль на новый? Почему возник Старый Новый год, а Рождество мы отмечаем 7 января, а не 25 декабря? Откуда взялась разница в 13 суток? Ответы на все эти вопросы вы найдете в этой статье.

Думаю, что каждый из нас когда-нибудь задавался подобными вопросами, но не всегда получал на них доходчивые ответы. Недавно и в нашей семье в ходе одного из разговоров поднялась эта тема. И вот моя свекровь, математик по профессии, сама решила разобраться со всеми этими вопросами, и даже сама сделала необходимые расчеты, чтобы все стало абсолютно понятно. Теперь благодаря ей в моей голове все встало на свои места. Кому эта тема тоже интересна и не совсем понятна, почитайте.

Старый и новый стиль календаря

Трудность в создании идеального календаря состоит в несоизмеримости с математической точки зрения длительностей основных периодически повторяющихся небесных явлений природы – солнечный год, лунный месяц, земные сутки. Поэтому любая попытка наведения порядка в измерении времени приводила со временем к рассогласованности времен самого наступления того или иного небесного явления и даты в календаре, обозначающей время его наступления.

Разные народы в разные периоды создавали разные календари - солнечные, лунные, солнечно-лунные, - и какое-то время удовлетворительно ими пользовались.

Юлианский календарь, или старый стиль

Примерно в 45 году до Рождества Христова (РХ) во времена правления древнеримского государственного и политического деятеля Юлия Цезаря очередной раз жрецы-астрономы поставили вопрос о необходимости реформы календаря. Они предложили новый для того времени календарь измерения времени, названный впоследствии Юлианский, или, как теперь его еще называют, старый стиль.

Юлианский календарь

В Византии этот Юлианский календарь был официально принят на Никейском Соборе 21 марта 325 года от РХ как раз в день весеннего равноденствия, день очень важный для религий при подсчете дат церковных праздников.

По Юлианскому календарю год состоял из 12 месяцев, начинался 1 января, в году объявлялось 365 дней с добавлением одного дня каждый четвертый год, который объявлялся годом високосным, и длился високосный год, стало быть, 366 дней.

С тех пор этот календарь использовался в Европе в течение 16 столетий, пока ему на смену не пришел в 1582 году новый календарь, разработанный по поручению папы Григория XIII, и получивший в честь папы название Григорианский, или новый стиль.

Почему появился Григорианский календарь, или новый стиль

Причины появления нового календаря опять были астрономические – в частности, явление весеннего равноденствия астрономы в 1582 году фиксировали уже не 21, а 11 марта. Так снова встал вопрос о рассогласованности событий астрономических и их отражений в календаре.

Для пояснения вопроса приведу немного цифр и вычислений.

Год (астрономический) – время оборота Земли вокруг солнца – содержит 365 суток 5 часов 48 мин 46 сек .

Юлианский календарь делится на четырёхлетия: 3 года по 365 суток и четвёртый 366 суток, т.е. по Юлианскому календарю:

4 года = 3 ∙ 365сут + 366сут = 1461 сутки.

4 астрономических года составляют:

(365сут + 5ч + 48мин + 46сек) ∙ 4 = 1460сут + 23ч + 15мин + 4сек

Подсчитаем разницу: 1461сут - (1460сут + 23ч + 15мин + 4сек) = 44 мин 56 сек

Таким образом, получается, что каждые 4 года по Юлианскому календарю, на 44 мин 56 сек опережают, т.е. длятся дольше, чем 4 астрономических года.

За каждые 128 лет это опережение возрастает уже почти на сутки:

(44мин + 56сек) ∙ 32 = 23ч + 57мин + 52сек

К 1582 году в Юлианском календаре набежало уже 10 лишних суток!

И вот по решению папы Григория XIII в 1582 году октябрь месяц укоротили сразу на 10 дней: после 4 октября следующим днем календаря стал день 15 октября. Так был введен новый календарь, получивший название Григорианский, или новый стиль.

Григорианский календарь

Однако календарь этот был встречен в штыки христианской церковью, ибо вносилась путаница в последовательность церковных праздников.

Преимущества Григорианского календаря

Введение Григорианского календаря в 16 веке привело в соответствие астрономическое время с земным.

Есть и еще одно существенное отличие и преимущество Григорианского календаря: в Юлианском високосным был каждый четвертый год, номер которого был кратен 4, а в Григорианском количество високосных дней сократилось - не високосными стали все года с номерами кратными 100, но не кратными 400. Так, из близких по времени, 1600 и 2000 високосные, а 1700, 1800, 1900, 2100 не високосные. Это очень важно, и сейчас не многие об этом знают, думая, что високосным является каждый 4-й год.

Благодаря этому сокращению високосных годов в будущем опережение календаря Григорианского по отношению к астрономическим явлениям не будет столь стремительным: опережение почти на сутки произойдет не через 128 лет, а почти через 3200 (за 3200 лет по календарю пройдет 1168776 суток, а по астрономическому счету 1168775 суток + 53 м + 20сек).

Разница же в датах событий по Юлианскому и Григорианскому календарям будет расти по прежнему: так к началу 20-го века опережение календарной даты по Юлианскому календарю от астрономической даты явления составило около 13 суток (за более чем 300 лет от 1582 года к 10-ти прибавилось еще трое суток), а с 2100 разница будет уже в 14 дней, и Рождество Христово по Юлианскому календарю нужно будет отмечать не 7 января, как сейчас, а 8 января.

Сейчас Григорианский календарь официально признан во всех странах, кроме Таиланда и Эфиопии, но разные страны в разное время осуществляли этот переход, последними были Греция, Турция и Китай.

Почему в России Рождество отмечается 7 января, а не 25 декабря

В России переход к более точному, Григорианскому, календарю произошел в 1918 году. 1918 год укоротили на 13 дней: после 31 января 1918 года следующим днем стал день 14 февраля 1918 года. И мы стали называть это новым стилем.

Но наша русская православная церковь не признала Григорианский календарь и продолжает жить по Юлианскому (старому стилю), как и еще три православные церкви - сербская, грузинская и иерусалимская.

Вот почему Рождество Христово мы отмечаем не 25 декабря, а через 13 суток, т.е. 7 января, и вот почему у нас появился такой необычный праздник, как Старый Новый год, который отмечается 14 января ( старый - потому что по старому стилю, т.е. по Юлианскому календарю).

Замечу, что когда в нашем светском (т.е. Григорианском) календаре стоит дата 7 января, в церковных богослужебных книгах стоит дата 25 декабря, поскольку наша церковь до сих пор живет по Юлианскому календарю. Таким образом, дата рождения Иисуса Христа у всех одинакова и она не меняется - это дата 25 декабря!

Надеюсь, теперь, те, у кого были вопросы по поводу старого и нового стиля календарей, почему разница между ними составляет именно 13 суток, когда в России произошел переход на новый стиль, почему Рождество Христово мы отмечаем 7 января, и почему возник Старый новый год, получили ответы на свои вопросы, и эта для многих запутанная тема, стала более понятна.

Буду рада услышать ваши комментарии.

Ксения Дружкова, автор блога "Семье на заметку"

Еще из этой рубрики советую почитать:


Во все времена всегда ценилась женская красота. Однако это понятие сугубо индивидуальное и относительное для различных эпох, времен, культур, стран, народов и народностей. И даже в .


Вы думаете поцелуи – это всего лишь удовольствие, наслаждение и проявление чувств друг к другу? А вот и нет! Это еще и эффективное средство против самых .


Каждый из нас каждый день применяет зубную пасту по ее прямому назначению – чистит ей зубы. А оказывается зубную пасту с успехом можно использовать и в .

Спасибо, Ксюша, за просвещение. Эту информация полезна будет не только молодежи ))

Спасибо, сразу все стало понятно хотя бы. А то иногда не знаешь, почему: особенно Рождество.

Вот именно, с Рождеством можно было подумать, что мы отмечаем именно дату 7 января. Как будто Иисус Христос для всех родился 25 декабря, а для нас 7 января.

Спасибо, Ксения, за ответ. Я и говорю, что теоретически я это понимаю)))))))))

Татьяна, благодарю за отклик. Немного повторюсь. Юлий Цезарь в своём календаре установил для Европы 25 декабря как дату зимнего солнцестояния. Из-за разницы между календарным годом (365,2500 дней) и тропическим годом (~365,2421897 дней) произошёл сдвиг фактического астрономического солнцестояния примерно на 3 дня за каждые четыре столетия, достигнув в XVI веке даты 12 декабря. В 1582 году Папа Григорий XIII решил восстановить точное соответствие между сезонами и гражданским годом, но при этом он ссылался не на эпоху римского императора, а на Никейский собор 325 года, период становления основных христианских праздников. Таким образом, Папа аннулировал 10-дневную ошибку, накопленную за период с IV по XVI века, но не учёл 3 дня, набежавшие между I и IV веками нашей эры. Эта корректировка календаря сдвинула зимнее солнцестояние в северном полушарии примерно до 22 декабря. До сих пор в григорианском календаре солнцестояние колеблется на один или два дня. Так в 2019г. зимнее солнцестояние пришлось на 22 дeкaбpя в 04:48 по всемирному времени, а в 2020г. этот день будет 21 декабря. Точное время этого астрономического явления — 10 часов 02 минуты 19 секунд по всемирному координированному времени. Но никогда зимнее солнцестояние не приходится на 7 января.

Так вот оно откуда всё пошло…Теперь понятно. А то я вот слышал об этом, примерно догадывался в чем разница, но таких подробностей не знал)

Спасибо за интересную статью! У меня руки не доходили в этом разобраться, а теперь всё стало ясно и ребенку удалось объяснить, а то эта ситуация с датами действительно вызывает много вопросов.

Ни когда не сталкивалась с такой информацией, очень интересно!

Очень интересно было почитать, благодарю!

Уже не первый год читаю информацию о календарях. И каждый раз сведения и факты интересные хотя конкретному обывателю без разницы проживёт он свой отрезок жизни по юлианскому календарю или по григорианскому.

Алексей, речь ведь не про то, по какому календарю каждый проживет свой век. Просто сложилась непонятная для многих ситуация: 25 декабря или 7 января, Старый новый год, разница в 13 суток… Почему, откуда? Это просто доступное и наглядное объяснение этих вопросов. Мы же с этим живем, но не всегда понимаем.

Читайте также: