Каковы важнейшие характерные особенности музыкального драматического произведения лесной царь кратко

Обновлено: 15.05.2024

Василий Андреевич Жуковский – русский поэт-романтик начала девятнадцатого века. В стихотворении «Море”, с анализом которого мы предлагаем ознакомиться, этот автор превосходно выражает любовные переживания на примере моря и неба.

На самом деле, мифология почти любого народа включает то, что в христианстве стали называть демонологией. В эту категорию входят сказания о злых духах, о божествах, которые приносят страдания и смерть.

Вот и немецкая, как и датская, мифология не отстранилась от подобных суеверий. Впрочем, такие легенды и мифы нередко вдохновляют художников. Фольклор – это известный источник сюжетов для литературных, художественных, музыкальных и других произведений.

Характеристика образов действующих лиц поэмы Жуковского

Образ отца больного мальчика

Престарелый отец, ребенок которого тяжело заболел, горячо любит сына. Понимая, что у мальчика лихорадка и сын находится на краю гибели, отец мчит коней что есть мочи, чтобы спасти сына. Герой разделяет реалистичные взгляды на мир, поэтому отрицает существование злых и потусторонних сил. Для отца не характерно суеверие. Сын охвачен бредом и галлюцинациями – спутниками высоких температур, но старик-родитель убежден в силе медицины. Отец говорит сыну, что Лесного царя, которого тот видит, нет на самом деле, а фантастические видения – результат недуга.

Образ больного мальчика

Мальчик – сын старика, который очень любит своего ребенка и старается спасти несчастного. Герой тяжело болеет, в бреду, в лихорадочном состоянии мальчика посещают ужасающие и фантастические видения. Отец называет это галлюцинациями – визуальными и слуховыми, пытаясь, в свою очередь, донести реалистическую точку зрения и до маленького мальчика. Ребенку чудится, что злые лесные духи окружили карету и коней, а в главе сонма злобных божестве стоит Лесной царь. Тот старается соблазнить мальчика картинами прекрасной, безбедной, счастливой жизни. Эта сцена похожа на библейский мотив, когда таким же образом Сатана испытывал волю Христа. Мальчик не верит Лесному царю, прижимаясь поближе к отцу. Сыну страшно, и он просит о помощи и защите. Несчастному мало воздуха, лихорадка берет свое, бороться с недугом становится слишком сложно. Наконец, силы совершенно оставляют мальчика: смерть все ближе подбирается к сыну, принимая облик Лесного царя.

Второстепенным героем поэмы представлен, собственно, сам Лесной царь.

Образ Лесного царя

С одной стороны, Лесной царь оказывается лишь результатом фантазий, бреда страдающего лихорадкой мальчика. С другой стороны, в создании народа сильны суеверия и вера в потусторонние силы, поэтому что знает, может, Лесной царь существует в действительности. Сын старика отличается необычайной красотой, и эта красота привлекает лесного духа, предвестника смерти. Лесной царь сулит мальчику всяческие блага и богатства, но тот непреклонен. В конце концов, духу удается овладеть разумом несчастного и забрать сына в царство духов.

Отличия произведения Жуковского от баллады Гете

Несмотря на общий сюжет, тексты и повествовательные элементы произведений русского и немецкого писателей все же имеют определенные отличия. Например, в версии Жуковского мальчик изначально представлен больным и озябшим. Поэтому читатель думает, что Лесной царь – это видение мальчика, который страдает от высокой температуры. В варианте, предложенном Гете, намеков на лихорадку нет.

У Гете в начале баллады мальчик в порядке, а дрожь представлена следствием встречи с Лесным царем. Кроме этого, есть существенны отличия в центральных действующих лицах. У Жуковского отец больного мальчика изображен стариком, тогда как Гете не дает читателю информации о возрасте этого героя.

Жуковский описывает Лесного царя величественным и длиннобородым духом. Гете, напротив, предлагает читателю другую картину: Лесной царь предстает демоном-искусителем (здесь тоже хорошо подойдет аллюзия на библейский мотив). У немецкого писателя лесной дух изображен с короной на голове, а сзади у персонажа имеется хвост. Ни бороды, ни седины – ничего, что говорило бы о возрасте лесного духа (у Жуковского это старец).

Лесной царь. Гете, Жуковский, Шубер

Жуковский избрал для литературного представления этого сюжета вид маленькой драмы. В принципе, это одна из отличительных характеристик баллады как таковой. С первых строк читателю ясно: в конце мальчик умрет. Особенность произведения Жуковского состоит в эмоциональной привязанности к несчастному ребенку, в сочувствии к будущему пленнику Лесного царя. Атмосфера страха и ужаса создает накал страстей и придает балладе драматизм. Фантастичность, черты романтизма, мистика, зловещая мрачность ночного леса выдают корень вдохновения Жуковского: творчество немецких писателей-романтиков. Лесной царь – это образ романтического злодея, который искушает, соблазняет невинную душу мальчика.

Мотивы легенды о Лесном царе у Гете

Творчество Иоганна Вольфганга фон Гете относят к немецкому романтизму. Выше мы уж намекнули на некоторые черты романтизма, а сейчас поговорим об этом детальнее.

Датская легенда и произведения немецкого романтика

Больной ребенок в бреду, возможно, предчувствуя скорый конец жизни, старается спрятаться под защиту отца. Мальчик прижимается всем телом к отцу, пытаясь укрыться от преследовавшего его Лесного царя. Отец со всех сил старается помочь несчастному ребенку, любым способом пытаясь облегчить мучения сына:

К отцу, весь издрогнув, малютка приник;
Обняв, его держит и греет старик…

Но Лесной царь не собирается отступать. Сначала дух пытается подкупить различными дорогими дарами силу воли ребенка. Но отец всеми силами старается убедить сына, что злой дух царя – это всего лишь видение, что на самом деле это только деревья шумят в тумане:

О нет, все спокойно в ночной глубине:
То ветлы седые стоят в стороне…

Преследование Лесного царя как символ скорой смерти

Но успокоить сына отцу не удается. Все новые видения преследуют ребенка. Теперь Лесной царь упрямо приглашает ребенка присоединиться к его дочерям. Дух все ближе и все настойчивее старается овладеть понравившимся ребенком. Неуклонное преследование скачущих отца с сыном подходит к своему завершению. Несмотря на явное нежелание ребенка покоряться требованиям Лесного царя, мальчик не может противостоять холодному и неотвратимому приближению судьбоносной встречи. Лесной царь с невероятным упорством продолжает преследование:

Дитя, я пленился твоей красотой:
Неволей иль волей, а будешь ты мой…

Развязка этой трагической истории просто поражает и обескураживает триумфом злобного Лесного царя. Все старания отца оказались напрасными. Злой дух догоняет всадников и отнимает жизнь у ребенка.

Родимый, лесной царь нас хочет догнать;
Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать…

Образность датской легенды о Лесном царе в творчестве Шуберта

Лесной царь. Гете, Жуковский, Шубер

Конечно, когда мы вспоминаем о немецких балладах, то на ум приходит Гете, Гейне и Шиллер. Известно, что немецкий (австрийский) композитор Франц Петер Шуберт еще с раннего возраста (во время проживании и учебы в закрытом учебном заведении) увлекался творчеством вышеназванных писателей. Композитор известен своими песнями, которые Шуберт сочинял на тексты баллад. Образы мрачной ночи, бешеного галопа лошадей, бредовых видений мальчика и лесных духов, преследующих путников, конечно, привлекли склонного к романтизации действительности, грустного по натуре Шуберта. Музыкальная конструкция песни композитора полностью подчиняется развертыванию сюжета баллады. В ритме прослеживаются тревожные элементы: стук, биение, октавные дроби, воспроизводящие топот конских копыт. Шуберт – мастер зрительно-слуховых иллюзий, на которых во многом строится и баллада о Лесном царе.

Шуберт написал множество музыкальных произведений, воплотив в мелодиях тексты Гейне, Гете, Шиллера и других поэтов-романтиков. При жизни Шуберт обрел известность именно в качестве автора песен. Как мастера в создании песен на слова знаменитых произведений композитора знали длительное время и после кончины.

Особенности музыкальной образности песен Шуберта

Шуберт, так же, как в тексте, выводит в песне центральных действующих лиц повествования: лесного духа, отца и умирающего ребенка. С развитием сюжета, с нагнетанием драматичной атмосферы элементы мрачности и рокового настроя привносятся и в музыку (в интонационный строй произведения Шуберта). Речитатив, декламация, элементы хроматизации в мелодии, аккордовые звуковые соединения выражают и обостряют нарастающий драматизм песни. Временные диссонансы, возможно, намекают на фантазии, бред, спутанность сознания мальчика, охваченного лихорадящими видениями. В конце Шуберт добавляет сухой речитатив финальной фразы, которая, безусловно, подчеркивает трагедию баллады.

Лесной царь

Романтизм, кстати, часто обращается к иррациональному началу, к бессознательному – это следствие разочарования в доминировании логики в эпоху Просвещения, в Новое время. Логика – выражение рационального и сознательного, символ прогресса. Неизбежного прогресса. Но романтики доказывают важность внутреннего мира человека, который часто раскрывает собственную иррациональную суть.

Идейно-содержательная наполненность произведений о Лесном царе

Торжества добра и справедливости в этой истории не произошло. Так же, как и в реальной жизни, очень часто так, что не справедливость одерживает победу: порой подчас совсем незаслуженные страдания и смерть находят людей в очень раннем возрасте. Каждый родитель всеми силами старается уберечь свое дитя от беды. Но смерть – слишком грозный противник, противостоять холодящему дыханию смерти не по силам простому человеку.

Трагический конец баллады наводит на грустные размышления. Что есть справедливость, если даже маленький невинный ребенок может вот так неожиданно умереть? Лесной царь, который в этой истории ассоциируется с самой Смертью, может прийти в любой дом или застать человека где-то в пути. Противостояние Жизни и Смерти продолжается постоянно. Но неизбежная победа ждет именно Смерть. Поэтому так велика ценность Жизни. Нужно всегда помнить об этом. Жизнь – это огромный и бесценный дар, которым следует распорядиться правильно и мудро. Пусть эта древняя легенда и поэтический талант Жуковского подарят нашему современному миру частичку той извечной мудрости, которую наши предки пронесли через века.

Чему учит баллада “Лесной царь”

Баллада “Лесной царь” учит читателя идти к поставленной цели не смотря ни на что, быть сильным и храбрым, учит уважать таинственные силы природы и не вступать с ними в конфликт, также это произведения развивает воображение и фантазию человека. Даже если надежда умирает последней. Если человек попал в опасность, не теряйте веру и отчаивайтесь. Даже в тот момент когда отец потерял ребенка, мужчина внутри себя оставался сильным человеком. В балладе Жуковский делает акцент на веру и надежду, на то что судьбе возможно противостоять.

Баллада “Лесной царь” не оставляет никого равнодушным, и этим произведение отличается. Жуковский создает сюжет близкий читателю, что помогает вызвать эмоциональный отклик в душе.

  1. Устами младенцев глаголет истина.
  2. Доверяй но проверяй.
  3. Слово верь, а дело проверь.
  4. Не верь глазам своим.

Цитаты прозведения Жуковского:

“Кто скачет, кто мчиться под хладною мглой?”

“Неволей иль волей, а будешь ты мой.”

“Ездок погоняет, ездок доскакал… В руках его мертвый младенец лежал.”

“И ты воскрес – о, вечно будь во власти двойного счаться – музыки и страсти.”

Краткий анализ произведения “Лесной царь” 2 вариант

Жуковский талантливый поэт, а также переводчик. Для русских читателей поэт переводил произведения популярных западных поэтов. Но писатель не стремился переводить исходный текст, а переделывал такие тексты для того чтобы читателю было яснее о чем речь. Такой новый подход сделал Жуковского новатором. Произведение “Лесной царь” поэт перевел из другого произведения под названием “Короля эрлов” Гете. Баллада “Лесной царь” опубликована в 1818 году в сборнике “Для немногих”.

Произведение отличался от оригинала. Баллада написана ямбом со смежной рифмовкой: первая строка рифмуется со второй, а третья с четвертой, это помогает Жуковскому благополучно выстроить диалоги.

Главной темой повествования в этой балладе показана беседа между отцом и сыном. Во время езды по лесу сын начал жаловаться на странные видения которые мальчик ярко видел. Ребенок увидел Лесного царя который грозил похитить отца и увести в собственные земли, наделив невероятным достатком. Мальчик этим напуган и в финале произведения мальчик кричит и задыхается. Но отец не верили сыну считал что это выдумки и фантазии сына. А в конце отец видит ребенка мертвым.

Баллада – расширенная аллегория. Лесной царь правда стал ведением и фантазией ребенка, вероятность в том что мальчик заболел и начал бредить. Фантазия и действительность в этом произведении тесно переплелись и в результате это тяжело отличить, где правда, а где выдумка. С каждым четверостишьем нарастает драматизм баллады. Автор держит в напряжении читателей, невольно задающих себе вопрос: кто победит в этом единоборстве – дух или человек. В переводах Жуковский выступает как истинный творец, отступая от буквальной точности оригинала и внося собственные мысли и чувства в произведение.

Эмоциональное и художественное воздействие произведения настолько велико, что читателю кажется, будто физически ощущает страдания ребенка, боль сына, ужас и трепет перед лесным царем. Лесной царь мистическое существо которое считается олицетворение смерти. В балладе лексика устаревшая. Баллада содержит в себе эпитеты: “холодная мгла”, “жемчужные струи”, также метафоры: “олицетворенный”, “противопоставленный”. Поэт использует повтор гласных звуков в тексте. С помощью этих звуков произведение обретает тихое мелодичное звучание.

Произведение наполнено трагическими ситуациями, но несмотря на это баллада считается доброкачественным произведением Жуковского. Здесь использованы мистические существа которые сделали балладу выразительной. У читателей это произведения вызывают чувства страха и переживаний. Читатель может ярко прочувствовать горе отца, а также равнодушие героя к словам собственного сыну.

История создания

Франц Шуберт

Но поскольку в доме не было фортепиано, а всем было интересно, что же в конечном итоге получилось, друзья, долго не раздумывая, в тот же вечер решили пойти в конвикт, чтобы там прослушать новое сочинение Франца. В школе их встретил органист Венцель Ружичка, который выслушав просьбу бывших учеников, незамедлительно сел и сыграл новое произведение своего талантливого воспитанника. Восторгам уважаемого музыканта не было предела.


Интересные факты

Гектор Берлиоз

Содержание

В произведении рассказывается о том, как в сумерках холодной порой по лесной дороге на коне скачет всадник с больным маленьким ребёнком. Сыну кажется, что лесной царь зовёт его к себе. Отец успокаивает малыша, объясняя, что всё это ему лишь мерещится. Ребёнок испуганно кричит и отец сильнее подгоняет коня. Однако когда он доскакал, ребёнок был уже мёртв.


В балладе четыре персонажа: рассказчик, отец, сын и лесной царь, и все они озвучиваются одним вокалистом. Это представляет сложность для певца, так как каждое действующее лицо изображается в определённом диапазоне и различными ритмическими рисунками.

Партия рассказчика, пронизанная драматическими интонациями, так как именно ему приходится объявлять о смерти ребёнка, исполняется в баритонном диапазоне. Для ребёнка композитор выбрал высокую теноровую тесситуру. Его партия исполняется с большим напряжением, и каждое её новое проведение исполняется на полтона выше, что увеличивает эмоциональный накал. Образ Лесного царя обрисован завлекающей сладостной мелодией, исполняемой на пианиссимо в среднем теноровом регистре. Партия отца поётся в басовом регистре.

В балладе есть и пятый персонаж – это лошадь. Быстрые триоли, звучащие в аккомпанементе на протяжении всего произведения имитируют удары её копыт.

Текст


Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Ф. Шуберта зачаровывала поэзия Гёте.
Она волновала, пленяла фантазию, ум, душу
молодого композитора.
Балладу "Лесной царь" Шуберт сочинил, когда ему
было всего 18 лет.

Лесной царь - свободная композиция, музыкальное
строение которой подчинено развёртыванию сюжета.
Замечательна при этом гармония всех соотношений:
сквозного музыкально-драматического развития и
симметричности форм, вокального и инструментального начал,
выразительности и изобразительности.
Ритм сопровождения, его непрерывное тяжёлое биение,
пронизывает балладу, скрепляет и объединяет все части целого.
В эту безостановочную октавную дробь -
подражание топоту коня, скачке - вклиниваются тревожно
возбуждённые гаммаобразные взлёты в басу.
Объединяя изобразительные и выразительные приёмы,
Шуберт создаёт полную зрительно-слуховую иллюзию.

Начинается баллада большим фортепианным вступлением,
материал которого продолжает затем развиваться в
партии сопровождения.
Кроме фортепианного вступления есть ещё и вокальное
обрамление, то есть вокальное вступление и послесловие;
оно ведётся от лица рассказчика-повествователя:
Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?
Ездок запоздалый, с ним сын молодой.
Словами рассказчика завершается повествование:
Ездок погоняет, ездок доскакал.
В руках его мёртвый младенец лежал…
Остальной текст - прямая речь, распределённая между
отцом, его сыном и лесным царём.
Реальные лица - повествователь, отец, ребёнок объединены
близостью интонационного строя.
Но в соответствии с текстом, в музыку баллады всякий
раз привносятся новые штрихи, которые оттеняют
индивидуальные черты, состояние каждого персонажа.
Речь Лесного царя заметно отличается от взволнованной
речи рассказчика, ребёнка и отца преобладанием ласковой
вкрадчивости, мягкости, завлекательности.
Характер мелодии - отрывистой,
с обилием вопросов и восходящих интонаций в партиях
всех персонажей, кроме Лесного царя, у него же она -
плавная, закруглённая, певучая.
Но не только характер мелодической интонации -
с появлением Лесного царя меняется всё фактурное
сопровождение: ритм бешеной скачки, пронизывающий
балладу от начала до конца, уступает место более
спокойно звучащим аккордам, очень благозвучным,
нежным, убаюкивающим.
Возникает даже своеобразный контраст между эпизодами
баллады, такой взволнованной, тревожной по характеру
в целом, с двумя лишь проблесками спокойствия и
благозвучия (две фразы Лесного царя).
Не зная содержания произведения, возможно даже ошибиться,
связав лирические эпизоды с появлением доброго
и светлого персонажа на фоне общего смятения и тревоги.
Такова трагическая ирония этой музыки, как бы дразнящей
слушателя мнимым светом и мягким призывом.
На самом деле, как это часто бывает в искусстве,
именно в такой ласковости таится самое страшное:
зов к смерти, непоправимости и безвозвратности ухода.
Поэтому музыка Шуберта не оставляет нам иллюзий:
едва умолкают сладкие и страшные речи Лесного царя,
тут же вновь врывается неистовая скачка коня
(или стук сердца?), своей стремительностью
показывающая нам последний рывок к спасению,
к преодолению страшного леса, его темных и таинственных глубин.
На этом и заканчивается динамика музыкального развития
баллады: потому что в конце, когда наступает остановка
в движении, последняя фраза звучит уже как послесловие:
"В руках его мёртвый младенец лежал".
Эта баллада, благодаря реализму своих образов,
является одним из самых впечатляющих
произведений Шуберта.


Франц Петер Шуберт — австрийский композитор, автор приблизительно 600 вокальных композиций, девяти симфоний, а также большого количества камерных и сольных фортепианных произведений.


Помогите пожалуйста?

Каковы важнейшие характерные особенности музыкального драматического произведения?

Расскажите на примере вокальной баллады Ф.

Шуберта "Лесной царь".


Как личность Франца Шуберта влияет на произведение Лесной царь?

Как личность Франца Шуберта влияет на произведение Лесной царь.



Как эпоха в которой жил Франц Шуберт повлияла на произведение лесной царь?

Как эпоха в которой жил Франц Шуберт повлияла на произведение лесной царь.


Опишите музыку баллады лесной царь?

Опишите музыку баллады лесной царь.


Сочинение баллада Лесной царь?

Сочинение баллада Лесной царь.


Эссе на тему гармония в балладе лесной царь?

Эссе на тему гармония в балладе лесной царь.


Франс Шуберт лесной царь 1музыкальные инструменты 2жанр музыки 3характер музыки 4содержание?

Франс Шуберт лесной царь 1музыкальные инструменты 2жанр музыки 3характер музыки 4содержание.


Какими инструментами была написана баллада Лесной царь?

Какими инструментами была написана баллада Лесной царь.


Баллада Лесной царь и её автор, автор музыки и источник сюжета?

Баллада Лесной царь и её автор, автор музыки и источник сюжета.





У Римского Корсока Николая Андреевича 8.


Народився в маєткуСонцівкаБахмутського повіту Катеринославської губернії (нині це селоСонцівкаПокровського районуДонецької областів Україні). Його батько Сергій Олексійович Прокоф'єв був управителем маєтку. У віці 13 років вступив доПетербурзької к..

Читайте также: