Каковы особенности государственного и общественного устройства руси кратко

Обновлено: 04.07.2024

Вся структура государства покоилась на лестнице феодальной иерархии. Вассал зависел от своего сеньора, тот — от более крупного сеньора или верховного сюзерена. Вассалы обязаны были помогать своему сеньору, а сеньор обязан был обеспечить вассала землей и защищать его от посягательств соседей и прочих притеснений. В пределах своих владений вассал обладал иммунитетом, т. е. в его внутренние дела не мог вмешиваться никто, в том числе и сюзерен. Вассалами великого князя были местные князья, обладавшие иммунитетными правами (право взимать дань и вершить суд с получением соответствующих доходов и т. п.).

Во главе Древнерусского государства стоял великий князь, в руках которого была сосредоточена как законодательная, так и исполнительная власть.

В качестве законодателя князь издавал законы, обязательные для всей земли, в качестве исполнителя занимался всеми вопросами внутренней и внешней жизни. В его руках была сосредоточена мощная военная власть.

Великие князья выполняли внешние функции государства не только силой оружия, но и дипломатическим путем, они заключали международные договоры военного и торгового характера в устной или письменной форме. Дипломатические переговоры вели сами князья; они же иногда возглавляли посольства. Выполняли князья и судебные функции. Власть князья передавали по наследству, но не сыновьям, а старшему в роде. Особую функцию выполняли совет при князе или княжьи мужи. Иногда созывались феодальные съезды, в которых принимали участие крупные феодалы. Съезды решали междукняжеские споры.

Для управления в Киевской Руси применялась десятичная, или численная, выросшая из военной организация: начальники воинских подразделений являлись руководителями более или менее крупных звеньев государства. Со временем десятичная система уступает место дворцово-вотчинной, которая вырастает из идеи соединения управления великокняжеским дворцом с государственным управлением.

Специальных судебных органов не было. Судебные функции выполняли представители администрации, включая ее главу — великого князя.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

3. Общественный строй Древней Руси

3. Общественный строй Древней Руси Ранние феодальные общества были строго стратифицированы, т. е. каждое сословие имело особенный юридический статус. В древнерусском обществе существовали следующие категории населения.Рабы и холопы. Рабство на Руси получило

5. Правовая система Древней Руси

12. Государственное устройство Новгорода и Пскова

12. Государственное устройство Новгорода и Пскова В отличие от Киевской земли, в Новгороде и Пскове после правления Владимира Мономаха процесс формирования власти принял другое направление. Прежде Новгород не возражал против сидения на его столе наследников киевского

Глава 3. Общая характеристика развития законодательства об уголовных наказаниях и их исполнении в Древней Руси, дореволюционной и Советской России

Глава 3. Общая характеристика развития законодательства об уголовных наказаниях и их исполнении в Древней Руси, дореволюционной и Советской России 3.1. Законодательство о наказании и его исполнении в Древней РусиСреди памятников древнерусского права, содержащих нормы об

Формирование пенитенциарного законодательства в Древней Руси

Формирование пенитенциарного законодательства в Древней Руси IX в. Пенитенциарное законодательство начало формироваться в Древней Руси в период становления государственности у восточных славян. Так, самым известным памятником древнерусского права, содержащим нормы

1.5.1. Понимание закона и правды в Древней и Средневековой Руси

35 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ДРЕВНЕЙ РУСИ

35 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ДРЕВНЕЙ РУСИ Формирование политических и правовых представлений в Древней Руси связано с монахами-летописцами. В XI в. на Руси появляются первые литературные произведения. Они посвящены проблемам устройства общества,

5. Государственный строй древнерусского государства. Территориальное устройство киевской Руси. Правовое положение населения Руси

5. Государственный строй древнерусского государства. Территориальное устройство киевской Руси. Правовое положение населения Руси Киевская Русь – это раннефеодальное государство. В нем еще недостаточно сформировались сословия, классы, формы собственности и т. д. При

Национально-государственное устройство КНР

Национально-государственное устройство КНР КНР — это унитарное государство с более чем миллиардным многонациональным населением. Демографические особенности КНР таковы, что основное население (хань) составляет 91,96 процента населения страны, а национальные

37. Возникновение политико-правовых представлений в Древней Руси

37. Возникновение политико-правовых представлений в Древней Руси Образование государства сопровождалось появлением и развитием политико-правовой идеологии. Важнейшая идеологическая акция – принятие на Руси в 988 году христианства, ставшего государственной религией.

25. Государственное устройство США

25. Государственное устройство США США как государство представляют собой федерацию, объединяющую 50 штатов, федеральный округ Колумбия и несколько независимых территорий.США как федерация характеризуются следующими признаками:1) главенством федеральной Конституции, а

34. Государственное устройство США

34. Государственное устройство США Американская федерация состоит из 50 штатов, федерального округа Колумбия и зависимых территорий.Характерные черты американского федерализма:– безусловный приоритет федеральной Конституции и федеральных законов по отношению к

§ 30. Государственное устройство и управление

§ 34. Государственное устройство и управление

§ 34. Государственное устройство и управление Диархия не могла быть прочной формой государственного устройства, и уже к концу предыдущего периода императорская власть приобретает заметный монархический оттенок. Продолжительные смуты, наступившие после Северов,


Оглавление

  • 1. Предмет, задачи и метод истории государства и права России
  • 2. Периодизация отечественной истории государства и права
  • 3. Возникновение государства у восточных славян
  • 4. Образование Древнерусского государства. Теории происхождения Древнерусского государства
  • 5. Источники права Древнерусского государства
  • 6. Государственный строй Древнерусского государства
  • 7. Правовое положение населения Киевской Руси
  • 8. Система государственных органов власти Древней Руси
  • 9. Общая характеристика Русской Правды

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История государства и права России. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

6. Государственный строй Древнерусского государства

Форма правления Древнерусского государства — раннефеодальная монархия.

Признаки раннефеодальной монархии:

1) переход власти в порядке наследования сначала по старшинству в роде, а в последующем — от отца к старшему сыну;

2) отсутствие юридической ответственности главы государства;

3) несформированные институты власти;

4) неустановленные полномочия и статус совета при правителе;

5) народное собрание (вече) не постоянный представительный орган.

Глава Древнерусского государства — великий князь (киевский князь), который являлся сюзереном (старшим) по отношению к князьям (вассалам) удельных княжеств. Вассалы великого князя были сюзеренами по отношению к своим служилым людям. Великий князь был обязан защищать и оказывать помощь вассалам, которые должны были помогать великому князю. Взаимоотношения закреплялись в крестных грамотах, содержащих права и обязанности великого князя и права и обязанности князей-вассалов.

В функции великого князя входили:

1) организация и командование вооруженными силами;

3) налаживание внешней торговли;

4) назначение местного управления, княжеских агентов;

5) законодательная и судебная деятельность;

6) руководство внешними отношениями.

В своей деятельности великий князь опирался на дружину и совет старейшин, осуществляющих совещательную функцию в вопросах управления, внешней политики, принятия законов. Народным собранием было вече, которое собиралось для решения вопросов общегосударственного значения (вопросов мира и войны).

Вооруженные силы Древнерусского государства составляли дружины великого князя, дружины местных князей и народное ополчение, основанное на десятичной системе управления, которая впоследствии была заменена на дворцово-вотчинную, когда политическая власть стала принадлежать боярину-вотчиннику. Наместники князя (в городах) и волостели (в сельской местности) осуществляли управление на местах. Они собирали дань и пошлины, судили, устанавливали и взимали штрафы.

Судебные функции в Древнерусском государстве осуществляли органы власти и управления на местах (князья, посадники, волостели, представители княжеской власти), так как судебных органов как особых учреждений не существовало. Церковь также имела функции судебных органов. Она могла судить зависимое население своих земель по делам о преступлениях против религии, нравственности и семьи.

Форма государственного устройства Древнерусского государства — относительно единое унитарное государство. Политический режим Киевской Руси неопределен: присутствуют признаки демократии (народное собрание) и в то же время признаки авторитаризма (власть великого князя).

Киевская Русь IX-XII веков - огромное феодальное государство, раскинувшееся от Балтики до Черного моря и от Западного Буга до Волги.

Основателями Киева летописная легенда считает правителей племени полян - братьев Кия, Щека и Хорива. По данным археологических раскопок, проводившихся в Киеве в XIX-XX веке, уже в середине I тысячелетия н.э. на месте Киева существовало поселение.

Киевская Русь - одно из самых больших государств средневековой Европы - сложилось в IX в. в результате длительного внутреннего развития восточнославянских племен. Ее историческим ядром было Среднее Поднепровье, где очень рано зародились новые социальные явления, характерные для классового общества.

На северо-востоке славяне углубились в земли угрофиннов и селились по берегам Оки и верхней Волги; на западе достигли реки Эльбы в Северной Германии. И все же большинство их тянулось к югу, на Балканы - с их теплым климатом, плодородными землями, богатыми городами.

Существование Киевской Руси охватывает период с IX века по 30-е года XII века. Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин.

Перед молодым государством стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с зашитой его границ: отражение набегов кочевников-печенегов, борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарии.

С 862 г. Рюрик, согласно "Повести временных лет", утвердился в Новгороде.

В тот период славяне подвергались постоянным набегам со стороны кочевников. Князь Олег завоевал Киев, убив Рюрика, расширил российские границы, покорив древлян, северян, радимичей.

Князь Игорь завоевал Киев и прославился походами в Византию. Убит древлянами при сборе дани. После него правила его жена Ольга, которая жестоко отомстила за смерть мужа.

Потом престол Киева занял Святослав, который всю жизнь посвятил походам.

Князь Ярополк был завоеван Владимиром (Святым). Он принял христианство и крестил Русь в 988г.

Во времена правление Ярослава Мудрого (1019-1054гг.) наступает период наивысшего расцвета Киевской Руси. Князь Ярослав Мудрый изгнал Ярополка Окаянного, боролся с братом Мстиславом, установил родственные связи со многими странами Европы. Но уже во второй половине 11 века между князьями начинается так называемая княжеская, которая приводит к ослаблению Киевской Руси.

Единство государства пытаются сохранить Владимир II Мономах (1113-1125гг.) и его сын Мстислав (1125-1132гг.), но это им не очень удалось.

Во второй половине 12 века Русь распадается на самостоятельные княжества.

Киевская Русь сложилась в форме раннефеодальной монархии. Для феодального общества характерно деление населения на сословия. Сословие - это замкнутая социальная группа, имеющая определенные законом права и обязанности. В Киевской Руси процесс формирования сословий только начался.

На вершине государственной власти стоял Великий князь. К органам власти относились также боярский совет (совет при князе), вече.

Боярский совет, а сначала - совет дружины князя, был неотъемлемой частью механизма власти. Советоваться с дружиной, а позднее - с боярами, было моральной обязанностью князя.

Вече в Киевской Руси не имело определенной компетенции, порядка созыва. Иногда вече созывал князь, чаще оно собиралось без его воли.

Четко определенных органов управления в Киевской Руси не было. Длительное время существовала десятинная система (тысяцкие, сотские, десятники), которая сохранилась от военной демократии и выполняла административные, финансовые и иные функции. Со временем ее вытесняет дворцово-вотчинная система управления, т.е. такая система управления, при которой княжеские слуги со временем превратились в государственных должностных лиц, осуществлявших различные функции управления государством.

Русские города, особенно Киев, переживали острый процесс борьбы городского населения, как с княжеской властью, так и с городским патрициатом. Так, ростовщичество Святополка и лихоимство городского патрициата привели в 1113 году к восстанию в Киеве.

В XII-XIII веках по всей Руси увеличивается боярское землевладение, и в связи с этим уменьшается число независимых смердов. Растет количество смердов, которые работают на боярской земле, оставаясь при этом свободными.

В Киевской Руси существовала довольно многочисленная группа полусвободных людей - закупов. Так называли смердов, которые по разным причинам временно утрачивали хозяйственную самостоятельность, но при определенных условиях имели возможность обрести ее снова.

Зависимые (невольные) люди назывались холопами. Сначала этим термином называли лиц мужского пола (хлопец - холопец - холоп), а со временем всех невольных людей.

К изгоям относились люди, которые в силу различных причин выбыли из той социальной группы, к которой принадлежали ранее, но не вступили в другую.

Главным богатством и основным средством производства на Руси была земля. Сначала формировался домен - личное владение князя. К X - XII вв. в Киевской Руси сложились крупные частные землевладения. Формой земельной собственности стала вотчина - земля, передаваемая по наследству с правом полной собственности. Вотчина могла быть княжеской, боярской, церковной. Проживающие на ней крестьяне становились поземельно зависимыми от феодала. Распространенной формой организации производства стала феодальная вотчина, или отчина, т.е. отцовское владение, передававшееся от отца к сыну по наследству. Владельцем вотчины был князь или боярин.

Высшие должностные посты в Киевской Руси занимали представители дружинной знати. Совет при князе составлял Думу. Военными отрядами руководили воеводы. Сбором подати ведали данники (поземельная подать) и летники (торговые). Были судебные чиновники - мечники, вирники, земцы и мелкие должностные лица - бирючи, метельщики. К X веку земли племенных союзов превратились в административные единицы - волости под управлением князей - наместников Великого князя.

Объектом внешней политики князей являлись все дела, связанные с династическими отношениями, с вопросами войны и мира, внешней торговлей, отношением великого князя и его государства к иностранным религиозным организациям. Все эти проблемы требовали личного участия главы государства, ибо дела династии, военное дело, налоги, как и вся остальная казна, сосредоточивались в руках князя.

. 7.Принятие христианства на Руси и его социокультурное значение.

Принятие христианства на Руси -988 год.

В 980 году князя Владимир Святославович провёл церковную реформу.

Задачей которой было объединение славянских народов в единое государство.Он поставил в Киеве близ княжеского двора кумиров всех языческих идолов, которым киевляне приносили жертвы. Тем самым он пытался превратить Киев в идеологический центр русских земель. Однако реформа закончилась неудачей — единой религии создать не удалось, каждый народ продолжал поклоняться своему богу. Тогда Владимир решил заимствовать религию у соседей. Владимир послал послов в Рим и в Константинополь с тем, чтобы они лично присутствовали на богослужении. Наибольшее впечатление на послов произвело богослужение в Константинопольском Соборе Святой Софии. Выслушав послов, Владимир принял решение принять христианство из Византии. Но крещение Руси растянулось на долгие годы.

1)Во-первых, единая религия способствовала объединению русских земель, выработке единого национального самосознания.

3)Во-вторых, принятие христианства сделало Русь полноправным членом мирового сообщества христианских государств, включило её в систему политических культурных связей. Отношения между государствами в средние века укреплялись с помощью династических браков, что было возможно лишь при условии единой веры.

В-третьих, исключительно важным было культурное влияние христианства. Византия сохранила в неприкосновенности античную культуру - греческую и римскую. На русский язык переводились книги не только духовного, но и светского содержания.

При монастырях создавались школы, библиотеки, велись летописи. Церковь положила начало русскому искусству и архитектуре. Русская иконопись, известная во всём мире, первоначально создавалась по византийским образцам. Русские церкви строились по образцу византийских. Церковь воздействовала на мораль народа, осуждая языческие пережитки - многоженство, кровную месть и др.

принятие христианства из Византии впоследствии способствовало определённой изоляции Руси (уже Московской) от Запада. После разделения церквей и падения Византийской империи Московская Русь осталась единственным православным государством, что обусловило специфику её развития.

1)Необходимость укрепления власти киевского князя и потребность государственного объединения на новой духовной основе

2)Оправдание социального неравенства

3)Необходимость приобщения Руси к общеевропейским политическим религиям, духовным и культурным ценностям.

Общественный и государственный строй в Киевской Руси

Киевская Русь — средневековое государство в Восточной Европе, оформившееся в IX веке в результате объединения ряда восточнославянских и финно-угорских племён под властью князей династии Рюриковичей.

Киевскую Русь можно считать единым государством, так как оно имело верховного правителя — киевского князя. В его руках были сосредоточены все ветви власти:

  • законодательная;
  • военная;
  • судебная;
  • исполнительная.

В своих решениях князь опирался на совет, включавший его приближенных и представителей верхушки дружины.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

По форме правления и государственного устройства Киевская Русь была монархией. Монарх выступал олицетворением преемственности традиций и единства нации, был наделен независимостью и юридическим иммунитетом, единолично мог решать внутренние и внешние вопросы.

Общественный строй состоял из:

  1. Верхов, включавших князей и бояр, а также из дружинников.
  2. Смердов — закабаленных сельских жителей.
  3. Зависимого населения — закупов, рядовичей.
  4. Горожан, особое положение среди которых занимали купцы и ремесленники.
  5. Челяди — полностью бесправных людей.

После введения христианства в конце X века отдельную когорту образовали религиозные деятели. Церковь начала присваивать землю, получать десятину с князей и иного населения.

Процесс формирования сословного общества

Процесс трансформации родоплеменного строя в территориальный ознаменовался разделением всего населения на сословия.

Сословие — это замкнутая социальная группа, отличающаяся от остальных особым положением, обладанием определенными обязанностями и правами.

В древнерусском государстве выделялось две основных группы: зависимое и свободное население.

Зависимое население

Эта группа была представлена:

  1. Рядовичами — людьми, заключившими договор с землевладельцем на временное пользование землей в обмен на службу.
  2. Закупами — смердами, взявшими долг у землевладельца и находившимися в зависимости от феодала до отработки долга.
  3. Холопами — рабами землевладельцев.

Стать холопом можно было, попав в плен, родившись в холопской семье, продав себя в холопы самостоятельно или не справившись с выплатой долга.

Несмотря на то, что холоп, по сути, являлся собственностью феодала, за свои проступки и правонарушения он отвечал самостоятельно: землевладелец не нес за него никакой ответственности.

Свободное население

Верхушкой свободного населения был князь и его дружина, особенностью которой являлось деление на:

  1. Младшую дружину, выполнявшую при дворе свои функции, но не допускавшуюся в совет по гражданским делам.
  2. Старшую дружину, представители которой принимали участие в княжеском совете, решении административных и военных вопросов

В целом дружина служила наемным войском с хорошей боевой подготовкой. За верную службу князь одаривал дружинников военными трофеями, дарами, а также хорошо платил.

В XI веке произошло слияние знати и наиболее влиятельных дружинников, в результате чего образовалось новое сословие — боярство. Его представители принимали участие в советах, занимали руководящие должности, освобождались от уплаты налогов.

При том, что боярство передавалось исключительно по наследству, вступить в сословие могли и простые граждане — отличившиеся в политической или хозяйственной деятельности.

Отдельную категорию свободного населения составляли церковные служители. В XI-XII веках духовенство разделилось на:

  1. Белое, включавшее дьяконов, священников и пономарей.
  2. Черное, представленное проживавшими в монастырях монахами.

Известно, что монахи сыграли важную роль в развитии культуры, образования. Многие монастыри служили центрами художественного ремесла, литературы.

Средний слой свободного населения состоял из горожан: торговцев, ремесленников.

Низший был образован смердами, владевшими землей и скотом, при необходимости подлежащими призыву в войско.

Источник права в Древней Руси

Главным источником права послужил старый правовой обычай. Впервые он сформировался в условиях родоплеменных отношений. Позже, получив поддержку государства, трансформировался в обычное право.

Моментом перехода правового обычая в право считается тот период, когда государство начинает принуждать своих граждан к исполнению утвержденных норм и правил.

Обычное право многое унаследовало от правового обычая:

  • круговую поруку;
  • кровную месть;
  • умыкание невесты;
  • заключение договоров в устной форме;
  • наследование в рамках одной семьи.

Однако уже к XI веку многие догмы были пересмотрены и видоизменены. К примеру, кровная месть была запрещена и на законодательном уровне была заменена денежным штрафом.

Как осуществлялось управление государством

Помимо князя и состоявшего из его приближенных совета, в управлении государством участвовало вече — масштабное народное собрание, созывавшееся для решения глобальных вопросов.

Центральное управление характеризовалось наличием дворцово-вотчинной системы: хозяйство великого князя вели разного рода прислужники:

  • дворецкие;
  • горничные;
  • хозяйственники;
  • огородники;
  • конюхи.

На местах была внедрена более простая система. Каждым уделом руководил местный князь. Ему в помощь от центрального управления направлялись волостели и наместники, кормившиеся за счет проживавшего в уделе народа.

Судебные функции исполнял лично Киевский князь и назначенные им должностные лица: вирники, мечники. Кроме того, в XI веке уже существовала система церковного суда.

Князья уделов были наделены правом самостоятельного суда над людьми, находившимися у них в прямой зависимости, проживавших на их территории. Для осуществления правосудия по мелким вопросам не приходилось обращаться к верховной власти.

Социально-экономические отношения в обществе

Господствующей системой производственных отношений в экономике Древней Руси являлся феодализм. Однако в летописных источниках можно найти признаки существования первобытно-патриархального и рабовладельческого строя.

Поскольку главным средством производства оставалась земля, наиболее выгодное положение занимали обладающие ею группы населения. Чаще всего формой организации такого владения выступали княжеские или боярские вотчины, а также крестьянские общины, наравне с другими платившие дань великому князю.

Важной характеристикой феодализма Киевской Руси являлась значительная роль государственного сектора в экономической системе страны. Этим он отличался от классической версии, присущей большинству западноевропейских держав.

Русь в период правления Олега, Святослава и Владимира I

Благодаря победоносным походам князей Олега, Святослава и Владимира, территория Руси была расширена: на западе – от Новгорода и Киева до Карпатских гор, Двины и Балтийского моря; на юге – до порогов Днепра; на севере – до территорий современной Финляндии. На востоке, камскими булгарами было принято решение не вступать в конфронтацию с Русью.

Особую значимость для развития Древнерусского государства имели военные походы на Константинополь. В результате этих походов было принято христианство, а также стало возможным установление равноправных культурных и экономических связей с Византией. В свою очередь, благодаря христианству, которое стало государственной религией, стало возможным закрепление единства Руси, а также развитие архитектуры, письменности и живописи.

Территории Древней Руси являлись собственностью всего княжеского рода. Государство управлялось великим князем, в подчинении которого находились все удельные князья на подвластных землях.

Великий киевский князь выступал в качестве руководителя законодательной власти, верховного судьи, предводителя, а также собственника налогов. Укрепление великокняжеской власти происходило благодаря походами за данью (полюдье). После того, как древляны казнили Игоря, полюдье было отменено Ольгой, а размер, сроки и места выплаты дани были закреплены законодательно.

Правление страной, от начала признания на княжение новгородцами Рюрика, вплоть до кончины Ярослава Мудрого оставалось единоличным. Причиной такого положение было то, что у Рюрика в качестве наследника был лишь Игоря, поскольку Олег и Ярополк погибли, а Святополк убил собственных братьев – Святослава, Глеба и Бориса.

Согласно этой очередности, в случае гибели великого князя, Киевский престол должен был занять не его сын, а старший брат князя, оставшийся в живых. Территории, которые оставались после правления этого брата, наследовались следующему по старшинству члену княжеского рода. Сыновья тех князей, которые погибли до восхождения на великокняжеский престол навсегда утрачивали на него права.

Вместе с тем, уже во времена правления Владимира возникла тенденция к децентрализации власти великих князей, совместно с повышением автономии разрозненных удельных княжеств. Данные процессы находили различные проявления. Например, в 1014 году, жители города Новгород отказали великому князю в уплате дани.

Ярослав, взяв пример со своего отца – Владимира I Святославича, еще при жизни поделил территорию страны между своими сыновьями на конкретные уделы (области). Изяслав, на правах старшего сына, получал Новгород и Киев – главные пункты водных путей (из варяг в греки).

Святославу достались Рязань, Чернигов, Мором, Тмутаракань, а также земли вятичей; Всеволоду отходили Белоозеро, Суздаль и Ростов; Вячеславу – Смоленская область, а Игорю – Владимир Волынский.
После гибели Игоря и Вячеслава все русские территории были сосредоточены в руках трех братьев. Исключение составили лишь полоцкие земли, которые были отданы Ярославом под управление потомкам старшего сына Владимира – Изяславу, и, в частности – его внуку – Всеславу Брячиславичу.

Великим князем называли того, кто владел Киевом, остальные носили титулы удельных (младших) князей.

Результатом междукняжеских раздоров стало то, что набеги кочевников (среди которых были в основном половцы) получали все меньшее сопротивление. Киевское княжество стало опасным для жизни местом, а население постепенно начало переселяться в северные части Руси.

Позднее, Владимиром Мономахом, а затем и его сыном Мстиславом Великим, были предприняты попытки восстановления единства Киевской Руси, однако тенденция к разобщению превратилась в необратимый процесс разрушения.

В середине XII века, чеканка монет киевскими князьями была прекращена, а в 1169 году, благодаря действиям Андрея Боголюбского, столица Руси была даже подвергнута разграблению, что являлось обычным процессом в случае покорения вражеского города.

Особенности организации жизнедеятельности в Древнерусском государстве

Благодаря ослаблению Киева произошло усиление определенных удельных княжеств: Черниговского, Галицко-Волынского, Владимиро-Суздальского и прочих. Их число к концу XII века составило превысило несколько десятков, причем, каждое княжество обладало собственными великими и удельными князьями.

Кровопролитные битвы и раздробленность все более снижали уровень государственного могущества, основу которого составляли земли. Они распределялись между феодальными вотчинами и общинами. Вотчины, или отчины – отцовские владения могли передаваться по наследству. Вотчина принадлежала боярину, либо удельному князю.

Помимо людей, которые проживал в боярских и княжеских вотчинах, также имелось большое число крестьян-общинников, которые не были подвластны князьям или боярам. Крестьянские общины выплачивали дань непосредственно великому князю.

Россы на самом деле для торговли отправлялись по Волге еще и в Болгарию, и в хазарскую столицу Атиль, в которой активную работу проводили жители многочисленной русско-славянской колонии.

Известен был также и путь через Чехию на запад, в германские земли, о чем свидетельствовали хазарские источники и торговый устав 907 года (так называемый Рафельштедский).

Так, в качестве приоритетной задачи русских князей первой половины X века стала организация полюдья, и, после этого – военно-торговых экспедиций, целью которых был сбыт собранной дани. Данные экспедиции были регулярными (согласно заметкам Константина – ежегодными), и их не следует приравнивать к военным походам Игоря и Олега, в рамках которых были заключены многочисленные договоры о регулярной торговле.

Основную массу сельского населения, которое зависело от князя, составляли смерды, которые могли жить в крестьянских общинах и нести повинность в вотчинах и на пользу государству. Сельские жители вотчины обладали более тяжелой зависимостью и, как правило, полностью могли утрачивать личную свободу.

В качестве одной из форм закабаления свободных граждан выступало закупничество – процесс, в котором разорившиеся крестьяне могли взять в долг у феодалов купу – скот, деньги, часть урожая (это и является причиной такого названия этой части населения закупами).

Закупы должны были работать на своего кредитора и подчиняться ему вплоть до полного возврата ему долга.
Кроме закупов и смердов, в боярской и княжеской вотчинах также были и рабы, которые назывались челядью, либо холопами. Их численность возрастала за счет разорившихся, либо взятых в плен соплеменников. В Древней Руси был распространен рабовладельческий строй.

Общественная жизнь Древней Руси и ее особенности

Специфика общественной жизни Древнерусского государства получил недостаточное освещение в исторических источниках. Однако, очевидно наличие существенных различий между феодальным строем Руси и западноевропейскими (классическими) образцами. Основные отличия касаются преобладанием в экономике государственного сектора – наличия большого количества свободных крестьянских общин, которые имели феодальную зависимость в отношении великокняжеской администрации.

Основу принципа обложения данью на Руси составляла собственность в виде пахотных земель. В качестве одного из способов обогащения представителей древнерусской знати стало право на сбор дани с конкретных территорий, которое предоставлялось местным боярам и князьям.

Развитие русской экономики происходило параллельно с продолжавшимся расширением ее территории, за счет освоения Восточно-Европейской равнины. Повсеместно было распространено пахотное земледелие. Также происходило совершенствование орудий труда: археологами было найдено свыше 40 видов орудий труда, которые активно использовались в хозяйствах той эпохи.

Территория Руси пополнялась повсеместным возникновением новых феодальных вотчин, включая разного рода поселения. Перед азиатским вторжением, на Руси было зафиксировано примерно 300 городов – региональные центры торговли, культуры и ремесла.

Феодальные и княжеские вотчины, совместно с крестьянскими общинами, которые платили подати государству, функционировали в качестве натуральных хозяйств – то есть закрывали свои потребности с помощью внутренних ресурсов. Их связь с рынком была слабой и нерегулярной. Благодаря господству натурального хозяйства были созданы условия для разделения центра от регионов, совместно с возможностями ведения деятельности в качестве самостоятельных княжеств, или земель.

Разобщенность отдельных княжеств и земель стало причиной предопределения возникновения социальных конфликтов. Для того, чтобы их предотвратить, необходимо было создание сильной власти в регионах. Отдельные князья, при опоре на бояр, занимались активным укреплением собственной власти. Позже, между местными князьями и окрепшим боярством началось возникновение неизбежных противоречий, совместно с борьбой за власть уже внутри регионов.

На разных территориях это нашло различные проявления. Так, например, в Новгороде (а позже – и в Пскове), возникли и были утверждены боярские республики. На других территориях, где удельным князьям удалось своевременно подавить боярский сепаратизм, в качестве формы установленной власти находилась региональная монархия.

С начала X до середины XI века, развитие Руси происходило в благоприятных условиях. Было создано мощное государство, которое на своих землях объединило большую часть восточнославянских территорий: прежде всего это территории Среднего Приднепровья, под предводительством Киева, а также территории Северо-Западной Руси, во главе которых находился Новгород. Все это стало причиной освобождения части земельных территорий из-под влияния хазар.

Были укреплены пограничные селения. К территориям Руси были присоединены до этого спорные с Польшей западные города. Было активировано наступление также и на юго-западных, западных и юго-восточных территориях. Время от времени, границы Руси подступали к Дунаю.

После того, как была разгромлена Хазария, на Таманском полуострове и на Дону появились русские поселения. Были освоены новые пахотные земли, происходило развитие ремесла, совершенствовалось земледелие, укреплялись торговые связи как внутри страны, так и в ближнем зарубежье, происходило активное возникновение новых городов.

Эти перемены происходили благодаря содействию государственной власти. Вместе с тем, благодаря развитию государства происходила стабилизация и совершенствование органов ее власти. На верхних уровнях властной иерархии располагался князь, а также представители старшей дружины (в качестве которых и выступали бояре).

Более нижние уровни состояли из младшей дружины – менее знатных членов общества. И младшие дружинники, и бояре выступали в качестве княжеских слуг, которые выполняли его поручения разного характера: касающиеся военного дела, сферы управления, суда и расправ (исполнения наказаний), сферы сбора податей и дани, области дипломатических отношений с иными государствами, включая и отдельные уделы.

Старшая и младшая дружины, которые ранее выполняли только военные функции, начиная с конца X и на протяжении всего XI века все больше соединялись с управленческим аппаратом, со временем становясь рычагом государственной власти.
На территории городов, князь описался на посадников (состоящих из бояр), в армии – на воевод и тысяцких, которые обычно являлись представителями боярского рода.

Известно, что боярин Вышата был воеводой, который оказывал командование над пешим русским войском в период русско-византийской войны 1043 года. Позже, воеводой стал и его сын – Ян Вышатич.

В руках великого князя была сосредоточена большая власть: он руководил войском, возглавлял военные походы, организовывал оборону страны, управлял страной и вел судопроизводственные процессы. И чем больший распад наблюдался в остатках родоплеменного строя, тем сильнее возрастала роль великого князя и его управленческого аппарата.

Как правило, действия князя отражали интересы верхушки общества – младших дружинников или бояр, духовенства и богатого купечества. Представленные слои русского общества находились в наибольшей близости от княжеской власти, а также в наибольшей степени были заинтересованы в ее сохранении для защиты своих доходов и привилегий.

Одновременно с этим, они выступали в качестве наиболее динамичной и жизнеспособной части населения. Развитие общества в основном происходило благодаря организаторским усилиям и личным особенностям. Исходя из этого, союз данных слоев населения являлся закономерным и естественным.

Княжеская власть также отражала, поддерживала и охраняла интересы всего общества. Благодаря ее усилиям обеспечивалась оборона страны от иноземного вторжения, происходил контроль порядка внутри страны, а также реализовывались наказания за разного рода преступления и осуществлялась защита права собственности.

Читайте также: