Каковы особенности экономического влияния россии в советский период кратко

Обновлено: 04.07.2024

В советский период российское государство в качестве РСФСР (Российской Советской Социалистической Федеративной Республики) было частью общесоюзного государства – СССР, самой большой из его 15 союзных республик. Будучи территориальной единицей СССР, Россия сама была федерацией, состоящей из 16 автономных республик, 5 автономных областей, 10 автономных округов, 6 краев и 49 областей.

По форме правления советское государство было республикой. Однако особенность его состояла в объединении всех ветвей власти в Советах, в которых депутаты одновременно принимали законы, исполняли их и контролировали их исполнение в интересах трудящихся. Для тогдашней теории и управленческой практики было характерно критичное отношение к идее разделения властей.

Государственный аппарат РСФСР был сравнительно меньше нынешнего. Это, во-первых, связано с тем, что многие функции выполнял государственный аппарат СССР. Так, в РСФСР не было своего министерства обороны: существовало лишь Министерство обороны СССР. Во вторых, как и в Советском Союзе в целом, главным властным органом было не государство, а Коммунистическая партия. Хотя в СССР и РСФСР существовали высшие законодательные органы в лице Верховных Советов СССР и РСФСР, все основные решения принимали соответствующие партийные комитеты. В третьих, многие функции, выполняемые ныне работниками государственных органов, выполнялись членами общественных организаций, работниками трудовых коллективов. Например, на охрану общественного порядка выходили поочередно члены добровольных народных дружин – ДНД.

Зависимость от партийных органов, подвластность им – это главная особенность функционирования государственного аппарата России в советский период. Все ответственные работники государственных органов были членами КПСС. Они подчинялись партийной дисциплине, невыполнение решения партийных органов грозило исключением из КПСС, что было своеобразной гражданской казнью. Лица, исключенные из КПСС, уже не могли заниматься какой-либо руководящей деятельностью, преподавать, работать в СМИ и т.п. КПСС осуществляла кадровую политику, подбирая и утверждая на все более или менее значимые должности тех или иных кандидатов. Более того, даже в избираемые населением советы всех уровней кандидаты подбирались партийными комитетами соответствующих уровней.

После распада Советского Союза (официально это произошло в конце декабря 1991 года) Россия полностью становится суверенным государством. Государственный аппарат России существенно расширяется: в большинстве случаев элементы общесоюзного государства становятся частями российского государства.




В советский период российское государство в качестве РСФСР (Российской Советской Социалистической Федеративной Республики) было частью общесоюзного государства – СССР, самой большой из его 15 союзных республик. Будучи территориальной единицей СССР, Россия сама была федерацией, состоящей из 16 автономных республик, 5 автономных областей, 10 автономных округов, 6 краев и 49 областей.

По форме правления советское государство было республикой. Однако особенность его состояла в объединении всех ветвей власти в Советах, в которых депутаты одновременно принимали законы, исполняли их и контролировали их исполнение в интересах трудящихся. Для тогдашней теории и управленческой практики было характерно критичное отношение к идее разделения властей.

Государственный аппарат РСФСР был сравнительно меньше нынешнего. Это, во-первых, связано с тем, что многие функции выполнял государственный аппарат СССР. Так, в РСФСР не было своего министерства обороны: существовало лишь Министерство обороны СССР. Во вторых, как и в Советском Союзе в целом, главным властным органом было не государство, а Коммунистическая партия. Хотя в СССР и РСФСР существовали высшие законодательные органы в лице Верховных Советов СССР и РСФСР, все основные решения принимали соответствующие партийные комитеты. В третьих, многие функции, выполняемые ныне работниками государственных органов, выполнялись членами общественных организаций, работниками трудовых коллективов. Например, на охрану общественного порядка выходили поочередно члены добровольных народных дружин – ДНД.

Зависимость от партийных органов, подвластность им – это главная особенность функционирования государственного аппарата России в советский период. Все ответственные работники государственных органов были членами КПСС. Они подчинялись партийной дисциплине, невыполнение решения партийных органов грозило исключением из КПСС, что было своеобразной гражданской казнью. Лица, исключенные из КПСС, уже не могли заниматься какой-либо руководящей деятельностью, преподавать, работать в СМИ и т.п. КПСС осуществляла кадровую политику, подбирая и утверждая на все более или менее значимые должности тех или иных кандидатов. Более того, даже в избираемые населением советы всех уровней кандидаты подбирались партийными комитетами соответствующих уровней.

После распада Советского Союза (официально это произошло в конце декабря 1991 года) Россия полностью становится суверенным государством. Государственный аппарат России существенно расширяется: в большинстве случаев элементы общесоюзного государства становятся частями российского государства.

Читайте также: