Каковы характерные особенности детства кратко

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Характеристика современного детства как социально-культурного феномена

Анализ современных исследований детства позволяет выделить два основных аспекта, наиболее емко и концептуально аккумулирующих основные проблемы, связанные с отношением мира взрослых к детству в процессе обеспечения многогранного и многоаспектного процесса социализации подрастающего поколения.

Первый аспект связан с проблемой понимания детства как особой формы проявления и особого состояния социального развития. Являясь сложным, самостоятельным организмом, детство представляет неотъемлемую часть общества, выступает как обобщенный субъект социализации и многоплановых отношений, в которых оно объективно ставит задачи взаимодействия со взрослыми, развивает свой общественно значимый мир.

Таким образом, на современном этапе, наблюдается расхождение, с одной стороны, образовательной системы – ее ценностей и результатов, а с другой – системы взросления. Освоение взрослости, которое должно пониматься как освоение форм самостоятельности и ответственности, оказалось невыделенным в системе образования и заменено различными формами культуроосвоения. Взросление происходит вне системы образования, а образование – вне системы взросления.

Второй аспект , раскрывающий специфику отношения мира взрослых к современному детству, связан с проблемой реализации посреднической функции взрослых в приобщении детей к социуму.

Социализация – сложный процесс вхождения индивида в социум. С одной стороны, включает усвоение определенной системы ценностей (норм, образцов, знаний, представлений). С другой стороны – процесс обретения собственного социального опыта и активного самоопределения личности.

Детство как социально-культурный феномен это социальное явление, определяющее роль, место и положение детей в целом в данном государстве и обществе, состояние и уровень отношения государства, общества и мира взрослых к детям, создание достаточных справедливых условий для выживания и развития детей, для защиты прав каждого ребенка, прежде всего посредством формирования и реализации адекватной социальной политики государства.

Для XXI века характерны попытки переосмыслить предназначение мира детства и базовые ценности отношения к нему мира взрослости, что создает благоприятные условия для пересмотра принципов отношений между двумя мирами. Идет поиск новых подходов к построению взаимоотношений взрослых и детей, отвечающих потребностям и интересам каждого ребенка, определение пространства, содержания, способов их взаимного действия (Ш.А. Амоношвили, И.В. Бестужев-Лада, Б.С. Гершунский, В.В. Горшкова, С.В. Кульневич, Б.Т. Лихачев, В.А. Петровский, С.Д. Поляков, М.М. Поташник, С.Н. Щеглова, Б.Д. Эльконин, Е.А. Ямбург и др.).

Новое поколение взаимоотношений детей и взрослых представлено в трудах современных ученых в области философии и истории образования (Б.С. Гершунский, Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич, Н.Д. Никандров), психологии и педагогики (В.Т. Кудрявцев, А.Б. Орлов, Д.И. Фельдштейн, Б.Д. Эльконин).

В соответствии с этим актуальной является разработка педагогических основ конструирования мира детства, позволяющих выстраивать педагогически целесообразные стратегии взаимодействия детей и взрослых и осуществлять отбор воспитательных технологий, методов, адаптированных к современным социальным потребностям подрастающего поколения.

Исходя из вышесказанного, можно отметить следующее, что уникальность человеческого детства заключается в особом месте детства в социокультурной системе. Именно детство определяет бытие культурного целого и судьбу отдельного индивида. Ценность детства заключается в развивающей взаимодетерминации культуры и детства как сферы самой культуры. Отсюда можно вывести две ведущие взаимодополняющие задачи, которые решает ребенок – культуроосвоения и культуросозидание. Эти же задачи решает и взрослый, поддерживающий и обогащающий уникальный опыт взаимодействия ребенка с культурой. Результатом их решения для детей и для педагога будет субкультура детства.

Основные особенности детства, отличающие детей от мира взрослых, таковы.

1. Дети маленькие, слабые, неумелые, многого не знающие. Их подстерегают опасности, ошибки, непреодолимые трудности (как физического, так и духовного плана), препятствия. Они нуждаются в заботе и помощи взрослых. Они многого не умеют: решать трудные задачки, плавать и нырять, мастерить что-то полезное, сидеть тихо и спокойно, строить отношения со сверстниками и взрослыми, ставить цели и их добиваться, выходить из конфликтных ситуаций.

Детей многое радует в настоящей жизни: солнце, утро, хорошая погода, цветы, животные, звездное небо, музыка, книги, муравейник, уютный и теплый дом, школьные успехи, хорошие педагоги, лучшие друзья, любовь окружающих, свои мечты и фантазии.

3. Дети видят мир иначе, чем взрослые. По-своему его объясняют, оценивают, вступают с ним во взаимодействие, в своей логике строят свое поведение.

Основные особенности детства, отличающие детей от мира взрослых, таковы.

1. Дети маленькие, слабые, неумелые, многого не знающие. Их подстерегают опасности, ошибки, непреодолимые трудности (как физического, так и духовного плана) , препятствия.. .Они нуждаются в заботе и помощи взрослых. Они многого не умеют: решать трудные задачки, плавать и нырять, мастерить что-то полезное, сидеть тихо и спокойно, строить отношения со сверстниками и взрослыми, ставить цели и их добиваться, выходить из конфликтных ситуаций. Они много чего боятся. Они много чего не любят.

Детей многое радует в настоящей жизни: солнце, утро, хорошая погода, цветы, животные, звездное небо, музыка, книги, муравейник, уютный и теплый дом, школьные успехи, хорошие педагоги, лучшие друзья, любовь окружающих, свои мечты и фантазии.. .

3. Дети видят мир иначе, чем взрослые. По-своему его объясняют, оценивают, вступают с ним во взаимодействие, в своей логике строят свое поведение.

Нередко это неординарное видение мира становится причиной непонимания детей взрослыми и даже конфликтов.

Вот почему девочки-дошкольницы примеряют мамины платья и туфли, красятся, как папуаски, вертятся перед зеркалом, уподобляясь мартышкам. А мальчики играют в космонавтов, летчиков, военных, акробатов и клоунов.. ,а еще, увы, в крутых бизнесменов, рэкетиров, мафиози, пьяного папу и т. п.

А кому незнакомо детское словотворчество, талантливости которого не устаешь восторгаться и удивляться: не печка, а гречка (ведь греет же) ; не катушка, а матушка (на нее нитки намотаны) ; не самовар, а водовар (воду варит) ; не воспитательница, а ругательница (только и делает, что ругается).. .

5. Дети любят себя: свое тело, свою душу, свой внутренний и внешний мир. Его старательно оберегают, лелеют, противятся грубому вторжению в него.

6. Дети эмоциональны.
7. Дети великодушны.
8. Дети искренни, все принимают всерьез, доверяют взрослым, знающим и опытным. И нередко ошибаются, больно переживают травмы и обиды. Страдают. И.. .взрослеют, мужают на этом опыте.

Ребенок – человеческое существо в возрасте от 0 до 18 лет.

Педагогическое определение возраста периода детства

От 0 до 10 – 11 лет.

Итак, что же такое детство? В чем его специфика? В чем отличие от взрослости?

· Определите, чем отличаются дети от взрослых

· Каковы особенности детства

Основные особенности детства, отличающие детей от мира взрослых, таковы.

1.Дети маленькие, слабые, неумелые, многого не знающие. Их подстерегают опасности, ошибки, непреодолимые трудности

(как физического, так и духовного плана), препятствия. Они нуждаются в заботе и помощи взрослых. Они многого не умеют: решать трудные задачки, плавать и нырять, мастерить что-то полезное, сидеть тихо и спокойно, строить отношения со сверстниками и взрослыми, ставить цели и их добиваться, выходить из конфликтных ситуаций.

2.Дети в отличие от взрослых, живущих либо прошлым, либо будущим, умеют жить настоящим, ценить текущий момент, радоваться жизни как таковой

Детей многое радует в настоящей жизни: солнце, утро, хорошая погода, цветы, животные, звездное небо, музыка, книги, муравейник, уютный и теплый дом, школьные успехи, хорошие педагоги, лучшие друзья, любовь окружающих, свои мечты и фантазии.

Вот почему девочки-дошкольницы примеряют мамины платья и туфли, красятся, как папуаски, вертятся перед зеркалом, уподобляясь мартышкам. А мальчики играют в космонавтов, летчиков, военных, акробатов и клоунов. а еще, увы, в крутых бизнесменов, рэкетиров, мафиози, пьяного папу и т.п.

4. Дети любят себя: свое тело, свою душу, свой внутренний и внешний мир.

5. Дети эмоциональны.

6. Дети великодушны. Они умеют прощать и забывать плохое, причиненную им обиду и боль.

7. Дети искренни, все принимают всерьез, доверяют взрослым, знающим и опытным.

И нередко ошибаются, больно переживают травмы и обиды. Страдают. И. взрослеют, мужают на этом опыте.

8. Дети — мечтатели, фантазеры, оптимисты.

9. Дети больно переживают несовершенство окружающего мира в самом широком смысле этих слов.

2. Снизилась энергичность детей, их желание активно действовать.

3. Отмечается сужение уровня развития сюжетно-ролевой игры дошкольников, что приводит к недоразвитию мотивационно-потребностной сферы ребенка, а также его воли и произвольности.

ВложениеРазмер
14_otlichitelnyh_osobennostey_sovremennogo_detstva.doc 27 КБ

Предварительный просмотр:

14 отличительных особенностей современного детства:

2. Снизилась энергичность детей , их желание активно действовать.

3. Отмечается сужение уровня развития сюжетно-ролевой игры дошкольников , что приводит к недоразвитию мотивационно-потребностной сферы ребенка, а также его воли и произвольности.

4. Обследование познавательной сферы старших дошкольников выявило крайне низкие показатели в тех действиях детей, которые требуют внутреннего удержания правила и оперирования в плане образов.

5. Неразвитость тонкой моторики руки старших дошкольников, отсутствие графических навыков.

6. Недостаточная социальная компетентность 25% детей младшего школьного возраста, их беспомощность в отношениях со сверстниками , неспособность разрешать простейшие конфликты.

7. Как показывают полученные за 15 лет данные существенно (почти в 2 раза) увеличилось число детей 6, 7, 8, 9, 10 лет с нарушениями речевого развития (от 40 до 60% варьируясь в разных регионах).

8. Серьезную тревогу вызывает нежелание значительной части сегодняшних школьников учиться .

9. Активизация на подростковом этапе онтогенеза (процесс развития организма) процесса общения и возросшая потребность предъявить себя миру блокируются отсутствием соответствующих структур, адекватных потребностям и возможностям растущего человека.

10. Обеднение и ограничение живого, тактильного общения детей , в том числе и детей подросткового возраста, со сверстниками, рост явлений одиночества, отвержения , низкий уровень коммуникативной компетентности. (Если в начале 90-х годов многие подростки отличались чувством одиночества, но при этом их тревожность стояла на 4-5 местах по силе проявления, то в 2012 году тревожность у 12-15–летних вышла на 2-е место).

11. Все больше становится детей с эмоциональными проблемами , находящихся в состоянии аффективной напряженности из-за постоянного чувства незащищенности , отсутствия опоры в близком окружении и потому беспомощности.

12. У детей подросткового возраста происходят регрессивные изменения в мозговом обеспечении познавательной деятельности, а обусловленная гормональным процессом повышенная активность подкорковых структур приводит к ухудшению механизмов произвольного регулирования.

13. Наблюдения в динамике за физическим развитием детей выявили тенденцию к прогрессивному снижению темпов их продольного роста, нарастанию астенизации телосложения, отставанию в приросте мышечной силы.

14. В популяции современных растущих людей большую группу составляют дети, для которых характерно неблагоприятное, проблемное течение психического развития в онтогенезе .

Читайте также: