Каковы были отношения стран запада со странами востока в начале хх в кратко

Обновлено: 02.07.2024

Основными направлениями внешней политики в этот период стали укрепление позиций Советского государства на международной арене и распространение коммунистического движения в мире.

Первые договоры, заключенные в 1920-1921 годах с пограничными странами, положили начало широкому признанию страны Советов. В 1921 году были установлены дипломатические отношения со странами Востока: Персией, Афганистаном, Турцией, Монголией.

Международные конференции

В 1922-1923 годах РСФСР приняла участие в четырех международных конференциях: Генуэзской, Гаагской, Московской и Лозаннской.

Одной из главных проблем в отношениях с европейскими странами был вопрос о долгах царского и Временного правительств. В 1921 году РСФСР предложила провести переговоры о долгах при условии предоставления ей кредитов и признании ее ведущими странами, а также при условии созыва международной конференции для рассмотрения долговых претензий. Запад, в первую очередь, Англия, был заинтересован. В январе 1922 года было решено созвать международную экономическую конференцию в Генуе.

Одной из главных задач русской делегации здесь было установление экономических и торговых отношений с капиталистическими странами. Запад же требовал признания советским правительством всех довоенных долгов, компенсации всех убытков иностранцев от национализации их собственности, а также отмены монополии на советскую внешнюю торговлю. На это советская делегация не могла пойти. Она согласилась предоставить иностранным предпринимателям концессии и признать долги при условии возмещения ущерба от интервенции во время Гражданской войны. Такое предложение не приняли уже европейские страны. Генуэзская конференция не дала практических результатов, но участие в ней РСФСР стало шагом к ее юридическому признанию. Косвенным результатом конференции стало и подписание в Раппало советско-германского договора, предусматривавший взаимный отказ от возмещения военных расходов. Германия отказывалась от национализированной собственности, дипломатические отношения между двумя странами возобновлялись, развивались торговые и правовые отношения.

Гаагская конференция прошла летом 1922 года. Здесь обсуждались все те же вопросы, которые опять не были решены.

Еще в Генуе советское правительство подняло вопрос о всеобщем разоружении. Тогда он был отвергнут. РСФСР предложила обсудить проблему сокращения вооруженных сил своим западным соседям – Эстонии, Латвии, Литве, Финляндии и Польше. Данной теме была посвящена Московская конференция (декабрь 1922 года). Странам было предложено за полтора-два года сократить личный состав армий на 75%, Советское государство соглашалось свести численность РККА до 200 тыс. человек. Однако после ряда обсуждений приглашенные страны согласились подписать только договор о ненападении, на что советская стороны не пошла. Конференция стала первой, посвященной разоружению, и имела пропагандистское значение.

В конце 1922 года в швейцарской Лозанне открылась международная конференция по ближневосточным вопросам. Советская делегация была приглашена для обсуждения вопроса о черноморских проливах. Но на завершающее заседание она не была допущена, без ее участия была принята конвенция о режиме проливов, установившая беспрепятственный проход через них торговых и военных судов и демилитаризацию проливов. Таким образом была создана постоянная угроза Советам со стороны Черного моря.

Дипломатическое признание

К середине 20-х годов большинство ведущих стран мира вслед за Германией признали СССР. В 1924 году лейбористское правительство Великобритании заявило о признании его де-юре. Финансовые претензии двух сторон были на время забыты, англичане признали монополию советской внешней торговли, устанавливался режим наибольшего благоприятствования. В том же году были установлены дипломатические отношения с Италией, Францией, Норвегией, Швецией, Данией, Австрией, Грецией, Мексикой и др. В мае 1924 года были установлены дипломатические и консульские отношения с Китаем. Советы аннулировали все договоры, заключенные царским правительством с Китаем или третьими странами в ущерб Китаю. КВЖД была объявлена совместным предприятием и должна была управляться на равных началах. 1924 год стал годом широкого дипломатического признания СССР.

В начале 1925 года были возобновлены дипломатические и консульские отношения с Японией. Она эвакуировала свои войска с Северного Сахалина, захваченного во время русско-японской войны 1904-1905 годов. На острове японцам были предоставлены концессии, в частности, на эксплуатацию 50% площади нефтяных месторождений.

За 1924-1925 годы СССР установил дипломатические отношения с 12 странами Европы, Азии и Америки. Только США отклоняли советские предложения о нормализации отношений.

Международные конфликты

СССР были причастен к трем конфликтам 20-х годов – 1923, 1927, 1929 годов.

Международное коммунистическое движение

Международная деятельность СССР в 20-е годы во многом осуществлялась через сеть международных молодежных, рабочих и крестьянских организаций, которые зависели от Коммунистического интернационала. Он на своем III съезде в Москве в июле 1921 года выдвинул задачу скорейшего образования коммунистических партий, завоевания ими масс, создания массовых революционных организаций. В их число входили: Коммунистический интернационал молодежи (КИМ, 1919), Профсоюзный интернационал (Профинтерн, 1921), Крестьянский интернационал (Крестинтерн, 1921), Международная рабочая помощь (Межрабпом, 1921), Международная организация помощи борцам революции (МОПР, 1922). Во многом благодаря им СССР добился международного признания в 1920-е годы. Одновременно их деятельность вызывала настороженность правящих кругов многих стран.

Внешняя политика СССР в 1930-е годы

Основной целью внешнеполитического курса СССР в 30-е годы было укрепление своего авторитета на международной арене и расширение экономических связей. Этих целей Советский Союз достиг к середине 30-х, однако в конце десятилетия оказался фактически в международной изоляции.

Международное положение СССР

Укрепление международного положения СССР началось с корректировки внешнеторговой политики в 1932 году и прихода к власти во Франции леворадикального правительства Э. Эррио. В этом году были заключены договоры о ненападении с Польшей, Финляндией, Латвией, Эстонией и Францией. Были восстановлены дипломатические отношения с Китаем. Осенью 1933 года произошло дипломатическое признание Советского Союза Соединенными Штатами, что стало главным успехом советской внешней политики 30-х годов. В 1933-1935 годах дипломатические отношения установились с Испанией, Румынией, Чехословакией, Болгарией и др.

В 1934 году СССР поступило предложение от 30 государств-членов Лиги Наций о вступлении в организацию, что и произошло. Это свидетельствовало о возросшем авторитете Советского Союза.

В июле 1933 года на международной экономической конференции в Лондоне СССР подписал с 10 странами Конвенцию об определении агрессора. Им признавалось государство, которое объявит войну другому государству, вторгнется на его территорию без объявления войны, бомбардирует его территорию или установит морскую блокаду.

С захватом Японией Маньчжурии в 1931 году и приходом к власти в Германии фашистов в 1933 году создавалась новая угроза миру. СССР был заинтересован в формировании систем коллективной безопасности как в Европе, так и в Азии. В 1933 году он начал переговоры об этом с США и Францией.

В 1936-1938 годах Советский Союз оказал большую помощь оружием и добровольцами республиканскому правительству Народного фронта Испании в борьбе с мятежником генералом Франко, который опирался на поддержку Германии и Италии. После поражения республиканцев многие из них эмигрировали в СССР.

Проблема коллективной безопасности

В 1933-1935 годах Советское государство вело переговоры о Восточном пакте, который предусматривал заключение регионального соглашения ряда стран: Польши, Чехословакии, Финляндия, прибалтийских государств, о взаимной помощи против возможной агрессии Германии. Франция, стремившаяся стать гарантом пакта, настояла на том, чтобы его участником стала и Германия. Но германские и польские власти были против и переговоры зашли в тупик. Однако в 1935 году СССР смог заключить с Францией и Чехословакией договоры о взаимопомощи.

В 1933-1937 годах СССР вел переговоры с США о Тихоокеанском пакте, преследуя цель сдержать агрессию Японии. Проект пакта предусматривал сделать его участниками СССР, США, Китай и Японию, но переговоры зашли в тупик, так как США отказались поддержать этот план. Американский президент Франклин Рузвельт считал гарантией безопасности на Тихом океане только военно-морской флот США.

Борьба с японской агрессией

Международные отношения накануне войны

В таких условиях в Москве в марте-августе 1939 года велись англо-франко-советские переговоры по заключению договора о взаимопомощи. Камнем преткновения стало требование Англии и Франции о вступлении в войну СССР при нападении на них, при этом они оговаривали свою помощь Союзу в подобной ситуации рядом условий. СССР добивался согласия этих стран на проход своих войск через территорию Польши в случае агрессии. Получив отказ, советская делегация прервала переговоры.

Расширение территории СССР

28 сентября-10 октября 1939 года СССР заключил договоры о взаимопомощи с прибалтийскими государствами. По ним на территории этих стран размещались советские гарнизоны и военно-морские базы.

В июне 1940 года, обвинив прибалтийские страны в нарушении договоров о взаимопомощи, Советы ввели туда войска. В Эстонии, Латвии и Литве были сформированы просоветские правительства, провозгласившие свои республики социалистическими. В августе Литовская, Латвийская и Эстонская ССР вошли в состав Советского Союза.

В июне 1940 года СССР направил ультиматум Румынии, требуя вывести войска из оккупированной в 1918 году Бессарабии и Северной Буковины. Не получив помощи Германии, румыны согласились на это. 30 июня Красная армия вышла на берег р. Прут. Бессарабия была присоединена к Молдавской АССР, преобразованной в Молдавскую ССР. Северная Буковина, в которой проживали преимущественно украинцы, вошла в состав Украинской ССР.

Таким образом, перед войной СССР включал в себя 16 союзных республик, что усилило обороноспособность Советского Союза на северо-западных, западных и юго-западных границах. Однако к июню 1941 года они оказались укреплены недостаточно.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Восток в первой половине XX века Дома: чит. П. 12, в. 3, 5, 6. Доклады: «Сун.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Восток в первой половине XX века Дома: чит. П. 12, в. 3, 5, 6. Доклады: «Сун.

Требования к знаниям, умениям ученика: 1) Объяснять, какие задачи стояли пере.

План урока: Традиции и модернизации Особенности развития Японии, Китая и Инди.

План урока: Традиции и модернизации Особенности развития Японии, Китая и Индии в первой половине ХХ в.

Вспомним: Что такое традиционное общество? Назовите его признаки. Почему вост.

Вспомним: Что такое традиционное общество? Назовите его признаки. Почему восточную цивилизацию часто отождествляют с традиционным обществом? Что такое модернизация? Каковы её признаки? Когда модернизация охватила страны Запада? Каковы были отношения стран Запада со странами Востока в начале ХХ в.?

Работа с картой (цветная вклейка в учебнике) 1. Найдите на карте такие госуда.

Работа с картой (цветная вклейка в учебнике) 1. Найдите на карте такие государства, как Турция (Османская Империя), Иран, Афганистан, Индия, Китай, Индокитай, Япония, и определите их статус: колония, метрополия или государство, не имеющее колоний. 2. В зоне сфер влияния каких государств находился Китай?

Модернизация в странах Азии Япония Китай Индия Государственный строй к началу.

Модернизация в странах Азии Япония Китай Индия Государственный строй к началуXXв. Важнейшие политические события Результаты к 1940-м гг.

Япония (стр. 112-113) Независимое государство Войны за колонии (Японо-китайск.

Китай (стр. 114-117) Независимое государство, поделенное на сферы влияния 189.

Повторим: Объясните, какие задачи стояли перед Японией, Индией, Китаем в 1920.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 30 человек из 19 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 302 материала в базе

Материал подходит для УМК

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 21.05.2018 3328
  • PPTX 2.2 мбайт
  • 67 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Чуваев Николай Александрович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ (9 класс школы № 45 г.о. Самара)

Восток и Латинская Америка в первой половине ХХ в

28 октября 2017 г.

Образовательные ресурсы

1. Традиции и модернизация.

2. Особенности развития Японии, Китая и Индии в первой половине ХХ в.

3. Пути развития стран Латинской Америки в первой половине ХХ в.

Личностно значимая проблема

Каковы были основные черты развития на Востоке и в Латинской Америке в первой половине ХХ века?

методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные понятия

Модернизация, гандизм, реставрация Мэйдзи, синтоизм, латифундисты.

Планируемые результаты

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы

развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу;

продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Развивать умение работать в группах

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.

К 1 марта 1924 г. в результате советско-китайских переговоров был разработан проект соглашения между двумя странами. Китайский представитель на переговорах располагал полномочиями заключить предварительное соглашение с полпредом СССР от имени Китайской республики, что он и сделал, представив текст договора на утверждение своего правительства. Однако пекинское правительство вопреки ранее данным инструкциям заявило, что представитель не имел должных полномочий для подписания соглашения, и дезавуировало его подййсь. Эти действия явились результатом Давления на Пекинское иравителвство со стороны Франции и США, боявшихся установления отношений между Китаем и его социалистическим соседом. Империалисты стремились не допустить заключения Китаем равноправных соглашений с другими государствами.

Советско-китайское соглашение было первым равноправным соглашением, заключенным Китаем. Оно служило ярким выражением благородных принципов внешней политики социалистического государства. Это соглашение нанесло удар по планам иностранных империалистов, которые силой старались удержать свое господство над китайским народом, и тем самым способствовало развитию революционного движения в Китае.

Серьезным успехом внешней политики СССР было также заключение соглашения с другим дальневосточным соседом — Японией. Советское правительство стремилось к взаимовыгодному сотрудничеству с Японией. Однако японские империалисты продолжали вести антисоветскую политику, удерживая захваченный ими Северный Сахалин. Вместе с тем в промышленных кругах Японии все чаще ставился вопрос о нормализации экономических и политических отношений с СССР. Весной 1923 г. Советское правительство поручило своему дипломатическому представителю в Китае А. А. Иоффе начать переговоры С правительством Японии. СССВ предложил заключить японо-советский договор, определив, в частности, окончательный срок эвакуации Японией Северного Сахалина. Японское правительство предлагало СССР два варианта решения сахалинского вопроса: или продать русскую часть Сахалина Японии за 150 млн. иен, или предоставить Японии концессии на эксплуатацию нефтяных, угольных и лесных богатств острова, а также железных дорог сроком до 100 лет. Япония также требовала, чтобы Советский Союз признал долги царского правительства и возвратил частную собственность японским подданным. Советское правительство не могло, разумеется, принять эти требования.

В мае 1924 г. к власти в Японии пришло новое правительство, которое поручило своему послу в Пекине приступить к переговорам с Советским Союзом.

20 января 1925 г. в Пекине между СССР и Японией была заключена конвенция о восстановлении дипломатических и консульских отношений. Пекинская конвенция исходила из принципа невмешательства во внутренние дела договаривающихся сторон.

Японское правительство согласилось на эвакуацию своих войск с Северного Сахалина. В свою очередь Советское правительство предоставило Японии на Северном Сахалине ряд концессий.

В первой половине мая 1925 г. эвакуация японских войск с Северного Сахалина была закончена. Заключение соглашения с Японией создало условия для развития нормальных отношений между -двумя державами. Еще один участник антисоветской войны, семь лет державший свои войска на территории Советского государства, вынужден был признать крах политики интервенции.

Переговоры закончились в декабре 1925 г. подписанием договора о ненападении и нейтралитете между двумя странами.

Советское правительство приняло меры к дальнейшему улучшению отношений и с Афганистаном. Дружба между СССР и Афганистаном из года в год развивалась и в 1926 г. получила новое оформление в виде -советско-афганского гарантийного договора. Советско-афганский договор о ненападении и нейтралитете предусматривал помощь и поддержку участников договора в случае нападения на кого-либо из них третьей страны.

Договоры с Турцией и Афганистаном укрепляли безопасность СССР, способствовали обеспечению независимости этих стран, были ценным вкладом в дело всеобщего мира.

Читайте также: