Какова идея повести шинель сформулируйте письменно кратко

Обновлено: 04.07.2024

История создания

Погодин помогал Гоголю дописать повесть, пока последний находился в Риме и Вене.
Важно заметить, что беловая гоголевская рукопись не сохранилась, поэтому литературоведам сложно определить, подверглась ли она цензуре. Современники говорили, что повесть сохранила свою главную идею, но многие интересные места остались выкинуты за её пределы бдительными стражами мысли из цензурного отдела.

Жанр и направление

В девятнадцатом веке активно развивается и поддерживается многими писателями новое литературное направление – реализм. Для него характерно затрагивать остросоциальные проблемы, например, взаимоотношения разных классов, бедность и богатство, мораль и аморальность в контексте действий и взаимоотношений героев.

Учитывая особенности направления и жанра, Гоголь смог сочетать в своей повести фантастику и реальность – взять за основу актуальные для России в то время проблемы и вкупе со сверхъестественным сюжетом очень выгодно подать изумленной публике.

Можно смело утверждать, что Гоголь является одним из самых ярких представителей реализма.

Смысл названия

В этом простом названии Гоголь смог отразить всю проблему своего произведения и позволил читателям сосредоточиться на столь неожиданно ценном предмете как шинель.

Композиция

В повести можно отследить линейную композицию – выделяя вступление и эпилог.

Главные герои и их характеристика

Авторская позиция Гоголя заслуживает отдельного внимания. Он не оправдывает и не возвышает своего героя, хоть и жалеет его от всей души. В начале он явно иронизирует на его счет, зато потом искренне сопереживает его утрате, наделяя душу умершего мистической силой для реализации правосудия.

Тематика повести очень многогранна и затрагивает много остросоциальных и психологических аспектов.

Проблемы

В повести очень глобальная проблематика. В ее рамках автор объясняет читателям нравственные проблемы гуманизма, бедности, социального неравенства, равнодушия. Трагедия маленького человека — основная в их списке. Конкретизируем ее другими, более узкими направлениями:

Книга направлена против эгоизма и равнодушия людей, особенно на службе, где они должны выполнять не только нравственный, но и служебный долг.

Главная мысль и смысл финала

Чему учит?

Безусловно, произведение учит нас быть отзывчивыми, добрыми, милосердными. Видя весь ужас ситуации со стороны, читатель в состоянии отличить добро от зла и осознать, что проявить желание помочь или действительно помочь – очень ценное качество. Оно может предотвратить многие беды. Таков вывод из прочитанного текста.

То, над чем смеется Гоголь, неприятно и смешно каждому здравомыслящему человеку. Низость и ограниченность человека, его рабская покорность судьбе и окружению, его инфантильность и нежелание развиваться — все это есть в образе маленького человека. Автор не идеализирует его, а высмеивает за слабость и потворство общественным порокам.

Критика

Автор: София Ловцова

Автор: Самый Зелёный · Published 05.12.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 22.07.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 11.03.2019

комментария 3

Мне кажется. что 400 рублей в год да ещё премиальные 60 рублей, по тем временам была сумма немалая. Бальзаминов из фильма получал 120 рублей, при этом у него была мать и служанка.

Да, но Бальзаминов не от хорошей жизни искал богатую невесту и согласился в итоге на брак с некрасивой и властной купчихой. А в первом доме ему и вовсе отказали и очень грубо. Сценарий фильма создан по мотивам трех пьес Островского, и сложно судить, какие обстоятельства были бы у героя, если бы сюжет не был более поздней компиляцией. Свою роль мог сыграть небольшой капиталец маменьки, которая все-таки вдова, получившая наследство от супруга. А у Башмачкина ни кола, ни двора, кроме жалования. Жилье он снимает, за постой платит… Словом, живет не лучше современного человека, снимающего за 30 тысяч квартиру, а зарабатывающего при этом 40.

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Гоголь в этом произведении показывает человеческий эгоизм, бессердечность, безразличие к чужим бедам и проблемам, неравенство в обществе. История главного героя повести вызывает жалость у читателя, но не вызывает её в других персонажах произведения. С Акакием обошлись жестоко, когда украли его шинель (единственная вещь, что придавала его существованию смысл), но до гибели его довело то, что никому до этого не было дела, ведь Акакий - маленький и бедный человек в мире больших и важных господ.

Гоголь Николай Васильевич

п.1. Тематика и проблематика

  • 1. Описание жизни маленького человека и его взаимодействие с окружающими. Башмачкин представляется слабым человеком, лишенным способностей, не умеющим защитить себя. Все, что ему остается – это терпеть издевательства сослуживцев и высоких чинов. Терпеть до тех пор, пока не иссякнет последняя капля жизни.
  • 2. Ценность людей определяется положением в обществе. Значительное лицо не является нравственным человеком, но чувствует себя хозяином жизни. Он превращается в самодура, а подчиненные - в пресмыкающихся перед его авторитетом.
  • 3. Наряду с реальным миром, Гоголь вводит фантастический мир, который дополняет образ Башмачкина - как будто бы, вырывается наружу весь его скрытый потенциал. Дух дерзкий, решительный, сильный – он способен не только наводить дикий ужас на горожан, но и отомстить за себя.

Проблематика повести затрагивает, как пороки внутреннего мира человека, так и общества в целом.

  • 1. Главная проблема – отсутствие гуманизма. В повести подавляющее большинство персонажей эгоистичны, агрессивны, малодушны. В описании жизни Башмачкина и его сослуживцев не чувствуется высоких устремлений, интереса к жизни. Развлечения коллег Башмачкина – подтрунивать над жалким Акакием Акакиевичем. Сам Башмачкин настолько запуган, весь его интерес к миру переносится на любимую работу – Акакий Акакиевич переписывает от руки тексты. В таком незатейливом времяпровождении проходит вся его жизнь. Более того, Башмачкин ничего не делает для того, чтобы изменить свое плачевное положение в коллективе. Похоже, что он даже и толком не видит того, что с ним происходит.
  • 2. Равнодушие. И чиновники, и значительное лицо равнодушны к горю Акакия Акакиевича. Сослуживцам чуждо сострадание, а значительное лицо старается отогнать от себя мысли, взывающие к человечности.
  • 3. Бедность. Человек, проводящий массу времени на работе, не имеет возможности купить даже необходимые вещи. Для достижения цели ему нужно экономить, во всем отказывать себе.
  • 4. Социальное неравенство. Башмачкин, при виде генерала теряется и робеет. Значительное лицо обрушивается громом на своего просителя, демонстрируя свое превосходство, относясь к нему, как к блохе.

п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)

Гоголь хотел, чтобы история жизни Башмачкина смогла растопить самые бездушные и черствые сердца. Здесь чувствуется, как автор выражает самый настоящий пафос гуманности.

Читатель проникается жалостью, состраданием к главному герою, на которого особенно повлияла крайне неприятная ситуация - кража новой шинели. Появление шинели – это событие, придавшее жизни Башмачкина смысл, позволившее ему радоваться и уважать себя. Когда шинель воруют, то у главного героя забирают самое ценное – веру в лучшую жизнь.

п.3. Основные герои, их место в образной системе

Образная система повести проявлена на том, что одни персонажи препятствуют благополучной жизни Башмачкина, а другие помогают ему.

Рассмотрим персонажей, препятствующих гармоничному существованию главного героя - образ Акакия Акакиевича противопоставлен практически всем персонажам повести. Это практически все чиновники, работающие с ним, охранники, начальство, ополчившиеся против Башмачкина без всякой причины. К их числу относится и значительное лицо, к которому он обращается по поводу кражи шинели и получает грубый решительный отказ. Шинель для Акакия Акакиевича - это не просто обновка, а новая жизнь, теплая, красивая, удобная, раскрывающая его потенциал.

Есть и такие персонажи повести, кто искренне расположен к Башмачкину, но их единицы. Из числа чиновников всего один человек содрогается при виде происходящего, но и он молчит, не осмеливаясь выразить свои чувства. Читая про Петровича, проникаешься симпатией к этому персонажу. Он относится к Башмачкину с теплотой, помогая воплотить его мечту. Портной продумывает пошив шинели во всех деталях, взяв лишь символическую сумму за свою работу.

И становится не по себе, когда представляешь этого человека, его безысходность и боль. И здесь закономерен печальный финал – главный герой умирает. После смерти Башмачкина противостояние не закончено. Став призраком, главный герой обретает вдруг силу, которую он не смог проявить при жизни. Проявляется его скрытый потенциал, его неистовое желание отомстить обидчикам. Благодаря этому эпизоду, появляется чувство, что справедливость обязательно восторжествует и в этой ситуации, и в любой другой.

п.4. Литературные приёмы

Говоря о шурине, он доводит каламбур до абсурда, что характерно для творчества Гоголя. Описывая подметки, уходит в детали, никак не относящиеся к появлению данной фамилии.

Гоголь комично описывает и речь Башмачкина, что добавляет немало ярких штрихов к образу главного героя:

Для автора характерно и использование противологического сочетания слов.

п.5. Конфликт произведения

В основе произведения лежит конфликт в отношениях с людьми: конфликт в коллективе сослуживцев, равных по званию либо конфликт при взаимодействии со значимым лицом, звание которого выше по рангу.

Если сослуживцы на работе насмехаются над слабым человеком либо допускают это, то можно предположить, что и отношения других чиновников друг к другу не особо хорошее. Скорее всего, им не достает радости, уважения, интереса.

В конце повести справедливость наводит дух Башмачкина через мщение своим обидчикам. Вместо этого хотелось бы увидеть реальные теплые отношения между людьми, принятия Башмачкина коллективом. Увидеть людей, взаимодействие которых построено на доброжелательном отношении к друг к другу.

Гоголь хотел показать нам несправедливость в жизни. Все начинается с общественных рамок, которые обязательно должны разделять богатых и бедных. Главный герой повести Акакий Акакиевич занимался переписыванием бумаг. Но на работе все коллеги не принимали его за человека. То и дело кто-то из них пытался как-то зацепить его и посмеяться над бедным Башмачкиным. Если бы у него было целое состояние, то никто не позволил бы себе такого.

Еще один интересный смысл шифрует Гоголь в своей поэме. Это цель существования человека. Башмачкин сначала живет только одной работой. Для него нет большей радости, как переписывание бумаг. Он берет все, что не успел дописать, к себе домой и там уже доделывает работу. Если же он все успел, то снимает копию с уже написанного и снова переписывает. Фактически у этого персонажа нет смысла жизни.

Разве может работа заменить духовные человеческие ценности и отношения? Когда он задумывается о покупке шинели и начинает собирать деньги, в его жизни происходят перемены. Акакий Акакиевич видит смысл уже не только в одних бумагах, а в том, чтобы насобирать деньги на шинель. Он радуется новой шинели, как ребенок. Когда ее воруют, то он снова теряет смысл жизни, но уже не может вернуться к обычному переписыванию бумаг.

Читайте также: