Какова цель пропаганды гигиенических знаний кратко

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Гигиена и экология человека

Практическое занятие 9

Вариант № 1. Основные составляющие здорового образа жизни.

2. Выполните задания № 2, ответьте на вопросы.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) включает в себя как минимум пять составляющих: рациональное питание, отказ от вредных привычек, занятие спортом, закаливание и хорошая экология.

Простые же люди понятие здоровый образ жизни воспринимают каждый по-своему:

- не пить, не курить, заниматься спортом;

- прежде всего отдых на природе;

- а некоторые ссылаются на то, что ЗОЖ - это походы по врачам, а они этого делать не любят, т. к. открываются много болячек, о которых они бы не хотели знать.

А вот 15 % регулярно занимаются спортом, посещают фитнес-клубы, делают зарядку, бегают в парках. Еще немного людей тоже можно отнести к сторонникам активного образа жизни, если бы эта активность не была столь специфической. Пробежка сломя голову до метро или остановки – вот их рецепт здоровья и долголетия .

Ученые считают, что наше здоровье зависит от нескольких основных факторов, это: наследственность, окружающая среда, стресс, питание и др.

А вот отказываться от вредных привычек никто не спешит, всего лишь 8% наших соотечественников или уже бросили или пытаются бороться с никатиновой или алкогольной зависимостью. Остальные отказываются замечать пагубное влияние спиртного и сигарет на их здоровье.

Информация к размышлению. В табачном дыме более четырех с половиной тысяч ядохимикатов, это больше чем в выхлопных газах автомобилей. За год в легких курильщика скапливается 1 стакан смолы. Курение – причина хронических болезней легких, эмфиземы, рака легких. Курение вызывает закупорку крупных и мелких сосудов, что приводит к гангрене конечностей, инфаркту миокарда и внезапной смерти. Курение приводит к слепоте, в следствие разрывов кровеносных сосудов и инсультов. Курильщик не доживает, по крайней мере, 20 лет своей жизни. Бросить курить никогда не поздно, но обязательно нужно, иначе – смерть.

Почти половина жителей нашей страны ничего не делают, чтобы избежать болезни. 16% заняты здоровьем лишь теоретически: они смотрят программы здоровья по телевизору и читают медицинские журналы.
Лишь 11% проходят диспансеризацию и регулярно проверяют свое здоровье, т. е. проявляют реальную заботу о своем организме.

- не хватает времени

- раньше как-то отправляли на обследования, все как положено, а сейчас ходишь, просишь, записываешься и еще ждешь бог знает сколько.

Получается, только каждый 10 чувствует личную ответственность за собственное здоровье, остальные же стараются найти крайнего.

Может стоит пересмотреть этот подход и начать самим контролировать свою жизнь? Ведь никто, кроме нас самих о нашем здоровье не позаботится!

Задание 1. Тема: Составляющие здоровья человека.

Всемирная организация здравоохранения считает, что здоровье людей на 51% зависит от образа жизни, на 20% — от социальных и природных условий, на 20% — от особенностей наследственности человека и на 9% — от деятельности служб здравоохранения.

Начертите круговую и прямоугольную диаграммы по теме.

Сделайте вывод , ответив на вопросы:

1. Может ли человек повлиять на состояние своего здоровья? Почему Вы так считаете (дайте ответ, используя данные диаграммы).

2. Какова цель пропаганды гигиенических знаний?

Формирование здорового образа жизни должно начинаться с раннего детского возраста и продолжаться всю жизнь . Оно , по существу, сводится к выработке и закреплению полезных навыков и привычек на базе естественных биоритмов (режимов бодрствования и сна, труда и отдыха, приема пиши, утренней физической зарядки и гигиенических навыков водных процедур, оптимального для индивидуума темпа жизни, навыков межличностного общения коммуникабельного человека и др.). Здоровый жизненный стереотип — главное условие крепкого здоровья и продолжительной жизни.

Но устойчивый характер сложившихся вредных для здоровья стереотипов (хронической алкоголизации, наркомании, привычки курить, избыточно питаться, мало двигаться) является главной помехой в оздоровлении образа жизни. Сформировать у ребенка здоровый образ жизни гораздо проще, чем изменить нездоровый образ жизни взрослого человека.

Задачи медицинских работников — не допустить формирования нездоровых компонентов в образе жизни человека , повы сить адаптивность организма и помочь человеку избавиться от вредных для здоровья привычек.

Гигиеническое воспитание (обучение) в формировании ЗОЖ не может быть реализовано, если общественное сознание не будет подготовлено к их восприятию, а население — к исполнению. Сознание , которое присуще человеку, в отличие от животных, побуждает его уделять определенное внимание здоровью. В связи с этим забота о здоровье у большинства людей должна стоять на первом месте.

В действительности большинство населения не ведет здоровый образ жизни. На отношение к своему здоровью влияет низкий уровень сознания у пьющих, которые буквально разрушают свое здоровье и здоровье потомков; у лиц, которые не соблюдают режим и предписания врача; у лиц, несвоевременно обращающихся за медицинской помощью.

Наше население слабо информировано о здоровом образе жизни. Основная причина заключается в недостатке соответствующей литературы. Медицинская литература в основном посвящена лечению, а не профилактике заболеваний, назначена для больных, а не здоровых.

Труд и здоровье. В течение жизни 1/3 общего времени человек участвует в трудовой деятельности. Важно, чтобы под влиянием труда не наступило ухудшения здоровья. С этой целью необходимо устранять или ограничивать до минимума неблагоприятные производственные факторы; совершенствовать оборудование, технику; улучшать организацию рабочего места; снижать долю физического труда, уменьшать нервно-психическое напряжение.

Физическая культура и здоровье. Недостаток физических упражнений (гиподинамия) — оборотная сторона научно-технического прогресса, характерная черта нашего времени. Обычные физические упражнения, безусловно, полезны и необходимы для людей с малоподвижными условиями труда и быта. Формирование здорового образа жизни предполагает регулярные занятия физкультурой и спортом. Они поддерживают на необходимом уровне функциональное состояние всех систем организма (особенно таких систем жизнеобеспечения, как нервная, сердечно-сосудистая, дыхательная и иммунная ). Ежедневная утренняя гигиеническая гимнастика поддерживает в течение дня высокую работоспособность, повышает интеллектуальные возможности, облегчает переработку информации и улучшает память.

Оздоровительный эффект спортивной тренировки превосходит положительное влияние на здоровье гигиенической гимнастики и оздоровительных занятий физическими упражнениями, однако такой эффект возможен лишь у физически подготовленных людей. Спортивная тренировка приводит к мобилизации и резкому увеличению резервных возможностей организма, что значительно повышает работоспособность.

Лица, занимающиеся физическими упражнениями, легче бросают курить. Регулярные физические упражнения способствуют снижению артериального давления, поддержанию нормальной массы тела, благодаря чему препятствуют развитию сахарного диабета, а у лиц, страдающих этим заболеванием, уменьшают потребность в инсулине. Регулярные физические упражнения повышают уровень а -холестерина в крови, что препятствует развитию атеросклероза . В реальных условиях это единственный способ, который можно рекомендовать лицам, предрасположенным к этому заболеванию.

Закаливание — эффективный способ укрепления здоровья и практически не имеет противопоказаний и может быть рекомендован как физически крепким лицам, так и больным. Необходим только подбор оптимальной для каждого человека дозы закаливающего воздействия и режима закаливания. Больной человек не должен начинать закаливающие процедуры в период обострения болезни.

Возраст и здоровье. Здоровье необходимо беречь смолоду, поскольку, во-первых, большинство детей еще здоровы, а у некоторых имеются начальные признаки заболеваний, которые можно устранить; во-вторых, детский и подростковый возраст имеет ряд анатомо-физиологических и психофизических особенностей, отличается несовершенством многих функций и повышенной чувствительностью к неблагоприятным факторам среды. Между возрастом и состоянием здоровья человека существует определенная зависимость, которая характеризуется тем, что с увеличением возраста здоровье постепенно ухудшается.

Культура и здоровье. Уровень культуры населения имеет непосредственное отношение к его здоровью: чем он ниже, тем выше вероятность возникновения заболеваний. Наиболее важное значение для здоровья имеют следующие элементы культуры: культура питания, культура проживания, т.е. поддержание жилья в соответствующих условиях, культура организации досуга, гигиеническая культура.

Жилищные (бытовые) условия и здоровье. Две трети времени человек проводит вне производства, т.е. в быту, находясь при этом в жилых помещениях и на природе. Поэтому комфортность и благоустроенность жилья имеют большое значение для восстановления работоспособности после трудового дня, для поддержания здоровья на должном уровне и повышения культурного и образовательного уровня.

Отдых и здоровье. Для сохранения и укрепления здоровья человеку необходим отдых. Отдых — такое состояние покоя либо такого рода деятельность, которая снимает утомление и способствует восстановлению работоспособности. Важнейшим условием полноценного отдыха является - увеличение количества театров, музеев, выставочных залов, библиотек, парков, санаторно-курортных учреждений.

Основополагающим принципом здравоохранения является его профилактическая направленность. Важнейшим разделом профилактической работы является формирование здорового образа жизни.

Медико-гигиеническое воспитание – часть государственной системы здравоохранения, включающая распространение медицинских и гигиенических знаний, формирование ЗОЖ и привитие населению гигиенических навыков с целью сохранения и укрепления здоровья, повышения работоспособности и активного долголетия.

Основной целью медико-гигиенического воспитания населения является формирование знаний и умений самостоятельно принимать решения по вопросам сохранения и укрепления здоровья.

В настоящее время имеется разрыв между гигиеническими знаниями и поведением людей. Поэтому назрела необходимость превращать знания в навыки. Определяя направление этой работы, надо говорить не о санитарном просвещении, а о гигиеническом обучении и воспитании.

Важнейшие задачи учреждений здравоохранения по гигиеническому обучению и воспитанию населения:

1) Формирование ЗОЖ у населения.

2) Пропаганда гигиенических и мед. знаний

3) Популяризация достижений мед. науки

4) Воспитание сознательного отношения населения к охране и укрепления здоровья.

Работа по гигиеническому обучению и воспитанию и ФЗОЖ обязательна в каждом ЛПУ. Это составная часть профессиональных обязанностей всех медицинских работников независимо от специальности и занимаемой должности.

В основе работы по гигиеническому обучению и воспитанию лежат следующие принципы:

1. Государственный характер – государство финансирует деятельность учреждений по гигиеническому обучению и воспитанию населения, обеспечивает развитие материально-технической базы, подготовку кадров, правовую основу деятельности учреждений службы.

2. Научность – соответствие медицинских и гигиенических знаний современному состоянию науки и практики.

3. Массовость – участие всех мед. работников, вовлечение специалистов других ведомств и общественных организаций.

4. Доступность – при изложении материала нужно избегать непонятных медицинских терминов, речь должна быть доступна для понимания.

5. Целенаправленность – работу следует проводить по выбранному направлению дифференцированно с учетом различных групп населения.

6. Оптимистичность – для достижения эффекта важно подчеркивать возможность успешной борьбы с заболеваниями.

7. Актуальность – выбор направления работы должен быть актуальным в данный момент времени.

II. Исторические типы учреждений службы ФЗОЖ.

Выделяют следующие исторические типы учреждений службы формирования ЗОЖ:

1) Дома санитарного просвещения.

2) Центры здоровья.

3) Центры гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья.

Крупным шагов в организационном укреплении санитарного просвещения стало создание в губернских, а затем в уездных городах Домов санитарного просвещения (ДСП). Первым таким домом в нашей республике был Гомельский городской ДСП имени Н. И. Пирогова, открытый в 1920г. В 1921г. – открыт Витебский год ДСП им. Н.А.. Семашко, и Минский ДСП. В Минском ДСП работали 7 отделов: отдел охраны материнства и младенчества, социальных и заразных болезней, гигиены и санитарной статистики и др. В 1949г. ДСП были открыты в Бресте и Гродно.

Во второй половине XX века была осмыслена необходимость формирования ЗОЖ как комплексной проблемы, включающей коллективную и индивидуальную профилактику инфекционных и неинфекционных болезней, гигиеническое воспитание населения. В 1989 г. для координации всей деятельности различных органов, учреждений и общественных организаций по гигиеническому обучению и воспитанию населения служба санитарного просвещения была реорганизована в службу формирования здорового образа жизни, а дома санитарного просвещения в Центры здоровья (ЦЗ). В РБ функционировало 18 центров здоровья (республиканский, областные, городские).

Служба ФЗОЖ осуществляет свою работу через:

1. Систему учреждений здравоохранения

2. Систему образования

3. Молодежные организации

4. Каналы коммуникации (ТВ, радио, печать)

5. Факультативные формы обучения (школы здоровья, школы молодой матери и пожилого человека и т.д.)

6. Массовые формы пропаганды ЗОЖ (киновидеолектории, ярмарки, праздники, марафоны здоровья и т.д.)

Этим Приказом утверждены: примерная штатно-организационная структура центров здоровья; типовой табель оснащения центров здоровья и кабинетов ФЗОЖ при поликлиниках; примерные нормативы времени на отдельные виды работ по гигиеническому воспитанию населения. Положения приказа обязывали:

1. Проводить финансирования Центров здоровья из расчета не менее 1% местного бюджета здравоохранения

2. Разрешить ЦЗ открытие платных консультативно-оздоровительных подразделений.

3. Создать при поликлиниках, центральных, районных и городских больницах кабинеты ФЗОЖ во главе с врачами,

4. Включить в обязанности главных врачей ЦЗ функции главных специалистов по ФЗОЖ.

5. Включить вопросы пропаганды ЗОЖ в программы всех циклов повышения квалификации и усовершенствования врачей всех специальностей

6. В программы обучения студентов и учащихся ввести курс основ ФЗОЖ

7. Включить в номенклатуру медицинских специальностей и должностей специальность врач - валеолог и фельдшер-валеолог.

8. Утвердить штатную структуру кабинета ФЗОЖ в зависимости от численности обслуживаемого населения: до 60 тыс. – фельдшер-валеолог 1,0; свыше 60 тыс. – врач-валеолог 1,0.

9. В должностные инструкции каждого мед. работника включить 4 часа служебного времени ежемесячно на пропаганду ЗОЖ.

1 марта - международный день борьбы с наркоманией.

24 марта – Всемирный день борьбы с туберкулезом.

7 апреля – Всемирный день здоровья.

15 мая – День семьи.

31 мая – Всемирный день без табака.

1 июня – День защиты детей.

1 октября – Всемирный день пожилых людей.

10 октября – Всемирный день психического здоровья.

14 октября – Республиканский день матери.

14 ноября – Всемирный день борьбы с диабетом.

1 декабря – Всемирный день профилактики СПИДа.

1. Включить в планы работы всех ЛПУ раздел пропаганды гигиенических знаний среди населения как обязательное.

2. Включить в функциональные обязанности – 4часа на пропаганду 30чл.

3. Принять меры по укреплению машинно-технической базы кабинетов ЗОЖ.

4. Учитывать работу по ФЗОЖ при оценке работы медицинских работников, в том числе при определении размера премий.

5. Не реже 1 раза в год рассматривать вопросы ФЗОЖ на заседаниях медико-санитарных советов.

6. Учреждения имеющие в распоряжении внебюджетные средства, предусматривать выделение не менее 3% прибыли на организацию и проведение мероприятий по ФЗОЖ.

III. Отдел общественного здоровья ЦГЭиОЗ

Отдел общественного здоровья (ОЗ) является организационным, координирующим, методическим учреждением по проблемам ФЗОЖ населения.

Основные задачи:

5. Проведение социологических исследований

6. Мониторинг общественного здоровья

Отдел ОЗ является организатором обучения ФЗОЖ как среди мед. работников, так и среди других специалистов (подготовка работников культуры, общ. организаций), анализирует работу по ФЗОЖ, организует и проводит семинары, конференции, совещания, распространяет передовой опыт по пропаганде ЗОЖ среди населения. Издательская деятельность – это разработка и издание методических руководств, информационных материалов, научно-популярной литературы, пропагандирующих ЗОЖ.

Функции:

1. Разрабатывает совместно с УОЗ, а также другими ведомствами, программы по укреплению и сохранению здоровья населения, участвует в их реализации.

2. Участвует в организации и проведении массовых мероприятий среди населения, направленных на пропаганду ЗОЖ, укрепление здоровья, повышение работоспособности, достижения активного долголетия.

3. Внедряет новые формы и методы работы: праздники здоровья, Дни здоровья, акции здоровья, марафоны здоровья и др.

4. Широко использует факультативные формы обучения населения (школы здоровья).

5. Организует мероприятия по формированию общественного мнения, поднимающего престиж здоровья через СМИ (ТВ, радио, печать, кино).

6. Проводит социологические исследования и выполняет функции пресс-центра УОЗ.

Гигиеническое воспитание (санитарное просвещение) — совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья, повышение трудоспособности людей, продление их активной жизни.

В основу гигиенического обучения и воспитания положена концепция формирования здорового образа жизни, сформулированы основные задачи:

снижение распространенности курения;

улучшение качества питания;

увеличение физической активности;

смягчение влияния повреждающих психосоциальных факторов и повышение качества жизни;

соблюдение населением мер личной и общественной гигиены;

снижение потребления алкоголя;

профилактика употребления наркотиков;

Пропаганда медицинских и гигиенических знаний среди населения способствует снижению заболеваемости и смертности, помогает воспитывать здоровое, физически крепкое поколение.

Профилактические мероприятия бывают первичные и вторичные.

Первичные – когда меры профилактики направлены на непосредственную причину заболевания или повреждения у здоровых людей. При проведении первичной профилактики первостепенной значение приобретает концепция образа жизни, которая и определяет пути предупреждения хронических неинфекционных заболеваний (сердечнососудистых, эндокринных, нервно-психических и т.д.), генез которых во многом связан с курением, злоупотреблением алкоголя, гиподинамией, нерациональным питанием, психоэмоциональными стрессами.

Вторичные профилактические мероприятия проводятся в случаях воздействия на условия и факторы, способствующие развитию уже возникшего у пациента заболевания или повреждения. Вторичная профилактика – это в основном целевое санитарно-гигиеническое воспитание в том числе индивидуальное или групповое консультирование, обучение пациентов и членов их семей знаниям и навыкам, связанным с конкретным заболеванием или группой заболеваний. К вторичной профилактике относятся курсы профилактического лечения и целевого оздоровления (ЛФК, массаж, сан-кур лечение и т.д.).

И первичные и вторичные меры профилактики направлены на формирование правильного восприятия и отношения к изменившимся возможностям и потребностям организма.

Виды медицинских профилактических услуг:

профилактическое консультирование отдельных пациентов;

профилактическое консультирование групповое;

профилактические медицинские осмотры;

профилактические оздоровительные услуги (физиотерапевтические, массаж, гимнастика, занятия различными видами физической культуры, сан-кур оздоровление и т д.);

Методы и средства гигиенического обучения и воспитания населения и пропаганда здорового образа жизни:

ТВ, кино, ДВД, слайды, санитарные бюллетени.

Все средства вместе.

Гигиеническое обучение и воспитание, пропаганда здорового образа жизни осуществляется на популяционном уровне с использованием различных форм и методов обучения, не требует значительных физических затрат.

Каждый из методов может быть реализован с помощью определенных форм и средств. Различают индивидуальные, групповые и массовые формы гигиенического воспитания.

Формы индивидуального воздействия позволяют максимально учитывать особенности реципиента. Они используются, например, в процессе общения медработника с пациентом (беседа, инструктаж, консультация — очная или по телефону, личная корреспонденция).

Формы группового воздействия применяются для дифференцированного гигиенического воспитания различных возрастно-половых и профессиональных групп населения, а также для практического обучения.

Лекция проводится врачами МО или фельдшерами на объектах (вне МО). Состав аудитории должен составлять от 10 до 25 человек. Основной акцент в выступлении делается на меры профилактики конкретной патологии. В лекционном материале исключаются медицинские термины и рекомендации по применению конкретных лекарственных препаратов. Лекция является массовым средством гигиенического обучения и воспитания, характеризуется наибольшей емкостью переработанной лектором информации. За небольшой период времени лектор должен изложить новый большой материал. Обычно для чтения лекции предполагается большая аудитория.

Беседы проводятся всеми медицинскими работниками (врачи, фельдшера, акушерки, медсестры). Состав аудитории от 1 человека (индивидуальная) до 5-7 человек (групповая). Темы бесед могут быть самые разнообразные. Беседа предполагает активное участие слушателей. Беседа предполагает активное участие слушателей. Задача ведущего беседы заключается в том, чтобы сделать ее интересной путем наводящих вопросов, вовлекать слушателей в общий разговор.

Памятка дается пациенту с целью напомнить ему советы по укреплению и сохранению здоровья.

Стенная санитарная печать (плакаты, санбюллетени) – это массовое средство санитарного просвещения, которое наглядно, красочно и содержит конкретную информацию. Художественно оформленный санбюллетень всегда привлекает внимание и является одним из самых доходчивых средств пропаганды.

Текст должен быть написан доходчивым для широкой массы языком без медицинской терминологии, с обязательным использованием местного материала, примеров правильного гигиенического поведения по отношению к своему здоровью, случаев из врачебной практики.

Художественное оформление: рисунки, фотографии, аппликации должны быть изящными, иллюстрировать материал, но не дублировать его. Рисунок может быть один или несколько, но один из них — основной — должен нести главную смысловую нагрузку и привлечь внимание.

Текст и художественное оформление не должны быть громоздкими.

В правом нижнем углу указывается ответственный и дата выпуска. Необходимо обеспечить выпуск санитарного бюллетеня не реже 1—2 раз в квартал.

Тематический санитарный альбом – иллюстрированное издание, посвященное конкретной медико-гигиенической теме и имеющее вполне определенного адресата.

Демонстрация слайдов, фильмов, ДВД по вопросам здоровья – массовая форма работы гигиенического воспитания, по оптимальным для здоровья стилям жизни и профилактике заболеваний. Целесообразно сочетать с выступлением по соответствующим аспектам укрепления и сохранения здоровья.

Массовая оздоровительная компания – проводится к медицинским датам с целью привлечения внимания к конкретной проблеме. Предполагает участие большого количества человек с привлечением специалистов общего и узкого профиля.

Организации уголка должна предшествовать определенная подготовительная работа:

• согласование организации уголка с руководством данного учреждения;

• выбор места —желательно такого, где постоянно или часто бывает масса людей;

• подборка соответствующего иллюстрированного материала: плакаты, выставки, диапозитивы, фотографии, памятки, листовки, вырезки из газет и журналов, рисунки. Эта подборка осуществляется с помощью инструктора по гигиеническому воспитанию района.

Современные формы работы по гигиеническому обучению и воспитанию населения включают комплекс методов обучения, что способствует повышению степени усвоения информации (например, обсуждение в группах (50%) + использование наглядных пособий (30%) = 80% усвоения материала).

3. Планирование, организация и контроль проведения гигиенического обучения на примере организации школ здоровья .

Школа для пациентов – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению заболевания, профилактике осложнений и повышению качества жизни. Цель таких Школ – повышение мотивации и улучшения выполнения пациентами врачебных рекомендаций, формирование партнерских отношений с врачом в лечении, реабилитации и профилактике, их взаимовыгодное сотрудничество. При посещении этих школ у пациентов формируется ответственность за сохранение своего здоровья, рациональное и активное отношение к здоровью, мотивация к оздоровлению, соблюдению режима лечения.

Развитие Школ здоровья для пациентов позволяет реализовать один из основополагающих принципов реформирования здравоохранения – обеспечение партнерства врача и пациента в достижении качества и эффективности оказываемой медицинской помощи.


Здоровье — бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни. Для построения профилактических программ важно понимать на какую категорию населения направлено воздействие, каковы его временные рамки, осуществляется ли это воздействие на саму личность или на окружающую ее среду и в какой форме это происходит.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, пропаганда, профилактика

Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно.

Высшее благо медицины — здоровье, говорили древние греки. Однако традиционно, современные медики, занимаясь лечением многих болезней, мало уделяют внимание учению о здоровье, при этом отсутствуют научно обоснованные формы и принципы изучения здорового человека, индивидуальных его особенностей и резервов. Вряд ли можно достичь оптимального, стабильного здоровья чрезмерным увеличением числа медицинского персонала, расширением сети специализированных больниц, безграничным ростом лекарственных препаратов [1].

Здоровье человека — это не только отсутствие болезней и благополучие. Это в большой степени наличие гигиенического мировоззрения и гигиенической культуры. Санитарное просвещение — это важное направление в профилактической медицине. Гигиеническая культура рассматривается как один из важных ресурсов здоровья [3].

Здоровый образ жизни является важным фактором здоровья (повышает трудовую активность, создает физический и душевный комфорт, активизирует жизненную позицию, защитные силы организма, укрепляет общее состояние, снижает частоту заболеваний и обострений хронических заболеваний). В здоровый образ жизни включают разные составляющие, но большинство из них считаются базовыми:

‒ воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;

‒ окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;

‒ отказ от вредных привычек: курения, употребления алкоголя и наркотиков;

‒ питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;

‒ движение: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения, с учетом возрастных и физиологических особенностей;

‒ формирование межличностных отношений в трудовых коллективах, семьях, отношения к больным и инвалидам;

‒ гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены;

Поскольку основные факторы, определяющие состояние здоровья населения, связанные с образом жизни и окружающей среды, для того чтобы снизить распространенность негативных факторов риска и уменьшить их влияние на человека, необходимо формировать и поддерживать стремление людей к позитивным изменениям в образе жизни через обеспечение их достоверными медико-гигиеническими знаниями, создавать соответствующие мотивации и отношение к здоровью, вырабатывать умения и навыки здорового образа жизни и предупреждения заболеваний. При пропаганде здорового образа жизни используются методы устной, печатной, наглядной (изобразительной) и комбинированной пропаганды. Метод устной пропаганды является наиболее эффективным. Он включает лекции, беседы, дискуссии, конференции, викторины. Метод печатной пропаганды охватывает широкие слои населения. Он включает статьи, листовки, памятки, стенные газеты, буклеты, брошюры и т. п. Комбинированной метод — метод массовой пропаганды, при которой происходит одновременное воздействие на слуховые и зрительные анализаторы.

Здоровье ценилось с древних времён. Человеку нужно было выживать: добывать себе пищу, обеспечивать себя жильём и одеждой, отбиваться от врагов.

Большое значение закаливанию и физической культуре уделялось в Древней Греции, а спартанское воспитание стало символом аскетического воспитания, отличной физической и духовной подготовки. Именно в Греции зародились Олимпийские игры, названные так в честь горы Олимп, где, по древнегреческим преданиям, жили боги.

В Древнем Риме воины славились силой, выносливостью, отвагой, что достигалось тренировками. Однако, завоевав полмира, древние римляне забыли о воздержании, перестали разбавлять вино водой, и стали устраивать многодневные пирушки. Началось нравственное разложение с последующим разрушением империи.

Под пропагандой здорового образа жизни понимают широкий спектр деятельности — от просветительских и выездных программ работы с населением до использования средств массовой информации — деятельности, направленной на то, чтобы люди ответственнее относились к своему здоровью и располагали необходимой информацией для его сохранения и укрепления.

Важный метод укрепления здоровья населения — это обучение населения здоровому образу жизни, пропаганда и информирование их о той важной роли, которую каждый человек играет в сохранении собственного здоровья и благополучия общества [2]. Поэтому пропаганда формирования здорового образа жизни населения требует создания массированной информационно-пропагандистской кампании с использованием широкого спектра разнообразных средств, с широким использованием средств массовой информации — печати, радио, телевидения и др.

Основы по привитию навыков здорового образа жизни закладываются в детском и подростковом возрасте. Поэтому пропаганде здорового образа жизни среди детей и подростков необходимо уделять особое внимание и осуществлять целенаправленное просвещение как детей, так и их родителей. Учебные заведения, являясь интеллектуальными, культурными, образовательными центрами, играют важную роль в формировании здоровья участников образовательного процесса, в обучении и воспитании навыков здорового образа жизни, в увеличении трудового потенциала общества в целом.

Особое место в пропаганде здорового образа жизни среди подрастающего поколения и пожилых людей принадлежит работникам социальной сферы, а их основной задачей является правильный выбор форм и направлений данной работы. Пропаганда осуществляется по следующим направлениям:

‒ индивидуальная работа с подопечными;

‒ организация групповых встреч в коллективах;

‒ пропаганда здорового образа жизни при переписке и компьютерном общении;

‒ публикация информации о здоровом образе жизни в печати и другие формы.

Пропаганда здорового образа жизни среди детей и подростков должна носить профилактический характер: предлагать альтернативу, возможность выбора своего места в жизни; заинтересовать разнообразными увлечениями. Важно, чтобы подростки поняли, что в реальной жизни есть очень много увлекательного и интересного. Это — занятие спортом, увлечение музыкой и т. д. Работа должна вестись в тесном сотрудничестве с образовательными учреждениями. Наиболее приемлемые формы работы — беседы, книжные выставки, просмотры, обзоры, уроки здоровья и др.

Средства массовой информации в пропаганде здорового образа жизни должны убедительно показывать значение физической культуры и спорта в воспитании населения, профилактике болезней, продлении активного долголетия, борьбе с наркоманией, курением, употреблением алкоголя, другими негативными явлениями и способствовать:

‒ повышению у людей интереса к физическому совершенствованию, раскрытию ценности физической культуры;

‒ популяризации самостоятельных занятий с широким использованием природных факторов;

‒ формированию в массовом сознании понимания жизненной необходимости здорового образа жизни.

Здоровье молодого поколения сегодня напрямую связано не только с состоянием общественного здравоохранения, но и с самим образом жизни людей. В связи с этим определены основные задачи и цели проводимых мероприятий: многоуровневый подход к организации профилактических мероприятий, изменение образа жизни, разработка и реализация образовательных программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья подростков и молодежи, формирование у каждого из них активной мотивации к укреплению собственного здоровья и здоровья окружающих.

Таким образом, пропаганда и формирование здорового образа жизни включает:

‒ создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы, направленной на повышение уровня знаний всех категорий населения о влиянии и возможностях снижения всех негативных факторов на здоровье;

‒ привлечение населения к занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления.

Обязательным условием эффективности этой работы являются ее целенаправленность, плановость и непрерывность проведения. Большое значение в основе формирования здорового образа жизни занимают личностно-мотивационные качества данного человека, его жизненные ориентиры. Никакие пожелания, приказы, наказания не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять собственное здоровье, если человек сам не будет сознательно формировать собственный стиль здорового поведения. Как видим, пропаганда здорового образа жизни — очень важная и ответственная социально-педагогическая задача.

Здоровье — бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка.

Здоровый образ жизни — это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды; позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

Как показывают большинство рекомендаций, для построения профилактических программ важно понимать, на какую категорию населения направлено воздействие, каковы его временные рамки, осуществляется ли это воздействие на саму личность или на окружающую ее среду и в какой форме это происходит. Учитывая все эти факторы можно определить основные направления профилактических работ [1].

  1. Иргашев Ш. Б.. “Медицинская валеология”. Ташкент, 2012. — 335 с.
  2. Ибадуллаева Х. Т. “Основы валеологии”. Учебное пособие, Ташкент, 2010. — 124 с.
  3. Филиппов П. И. Гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни / П. И. Филиппов, В. П. Филиппова. — М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2003. — 288 с.

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, здоровье, пропаганда, физическая культура, массовая информация, образ жизни, окружающая среда, собственное здоровье, бесценное достояние, гигиеническая культура.

Читайте также: