Кафедральный собор в бразилиа кратко
Обновлено: 07.07.2024
Кафедральный собор Бразилии, носящий также название Носа-Сеньора-Апаресида, является местом служения многих католиков в городе Бразилиа, а также служит резиденцией архиепископа данного города.
Это красивейшее сооружение разработал Оскар Нимейер ещё в 70-х годах минувшего столетия, а окончательно возведено 31 мая 1970 года. Собор имеет структуры гиперболоиды, опирающихся на 16 бетонных колонн, каждая из которых весит по 90 тонн.
На площади возле храма расположились четыре бронзовые скульптуры с три фута высотой, представляющих евангелистов, скульптуры были сделаны с помощью скульптора Данте Кроче в 1968 году.
Внутри нефа парят скульптуры трех ангелов, подвешенные на стальных тросах.
Кафедральный собор в Бразилиа невозможно описать словами – настолько он прекрасен в своей самобытности. Подобного храма нет нигде в мире, он уникален, начиная от его необычной формы и заканчивая огромным светлым пространством внутри. Здание поражает одновременно сложностью и простотой – это удивительно, но это правда.
В 1958 г. собор задумывался президентом страны Жуселину Кубичеком как государственное учреждение, не принадлежащее определенной конфессии, место, куда для общения с Богом мог бы прийти человек любого вероисповедования. В дело вмешались финансы, вернее, их нехватка. Католическая церковь взяла на себя расходы по строительству храма, и в 1970 г. он был открыт. Проект разработал архитектор Оскар Нимейер, а реализовать его помог градостроитель Лусио Коста. Примечательно, что оба они – атеисты и коммунисты. Возможно, именно поэтому собор представляет собой сооружение, совершенно не похожее внешне на традиционное религиозное здание, но в этой оригинальности и состоит его главный плюс. Спустя 18 лет после открытия храма Нимейер получил за него притцкеровскую премию.
Внешний вид
Кафедральный собор сразу стал одной из достопримечательностей в Бразилии благодаря своему необыкновенному футуристическому облику. Потрясающий фьюжн из стекла, стали и бетона имеет не привычную прямоугольную или квадратную форму, а вид конуса, венчающегося короной (кто-то видит в ней терновый венец). Диаметр сооружения составляет 70 м, основу его образуют 16 бетонных белоснежных колонн общим весом 90 т. Каждая из них изгибается в виде параболы, устремляясь острыми концами в разные стороны. Под ними сверкает стекло, оно эффектно выглядит снаружи, но внутри помещения производит еще более потрясающее впечатление. Высота собора – 40 м, а венчает его классический четырехконечный крест.
Было бы странно, выстроив такое нетипичное архитектурное чудо, поставить рядом с ним традиционную колокольню. Разумеется, она также представляет собой в некотором роде модернистский шедевр – нечто вроде огромной буквы Т. На перекладине установлены четыре колокола, ежедневно призывающие верующих на мессу.
Статуи у входа
Посетители, увидевшие Кафедральный собор Бразилиа издалека, уже поражены его внешним видом, а при приближении к входу их ждет еще большее удивление. Гостей встречают четыре огромные бронзовые скульптуры Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Каждая из них около 3 м в высоту. Это работа скульпторов Альфредо Чешиатти и Данте Кроче.
Внутри собора
Заходя в церковь, чувствуешь себя песчинкой в мироздании – настолько много здесь пространства и света. В отличие от привычных полутемных католических храмов, собор Пресвятой Девы Марии в Бразилии буквально наполнен дневным освещением. Так и было задумано архитекторами, чтобы нежные бело-голубые витражи потолка пропускали в помещение солнечные лучи. Ощущение простора создается за счет отсутствия лишних деталей. Интерьер очень минималистичен – лишь алтарь и скамейки для молящихся. Над алтарем парят в воздухе бронзовые фигуры ангелов, но они не скрадывают пространства, наоборот, своими внушительными размерами лишь подчеркивают его объемность. Икон нет, есть скульптурное изображение Девы Марии, склонившейся над снятым с распятия Иисусом.
Как добраться?
Кафедральный собор Девы Марии находится в восточной части Бразилиа, недалеко от водохранилища Параноа. Добраться до него можно автобусами № 011, 103, 104, 107, 111, 113, 115, 140, выйдя на остановке Via S Um Leste.
Это уникальное во всех смыслах строение, омываемое водой, основная часть которого расположена на подземном этаже. По первоначальному замыслу здесь должны были объединиться все существующие вероисповедания страны, но собор стал католическим и получил название в честь Пресвятой Девы Марии Апаресидской.
Создание проекта и его воплощение
Разработка и чертежи здания церкви были частью плана застройки нового города в середине XX в. Несмотря на критику и скептическое отношение современников к основным принципам и концепциям проекта, воплотившись в жизнь, он стал шедевром мировой архитектуры и судьбоносным сооружением в карьере своего создателя.
Собор как следствие градообразования
Идею переноса столицы в самое сердце страны бразильские власти вынашивали еще с середины XVII в. Позднее (XIX в.), в государственной Конституции даже появился пункт о необходимости строительства нового города. Но только в конце 50-х годов XX в. президентом Жуселину Кубичеком были организованы масштабные работы по проектированию и строительству. И весной 1960 г. на месте глухих и диких джунглей вырос город нового типа.
В конкурсе градостроителей победил Лусио Коста, в подчинении которого и находился создатель уникального собора — Оскар Нимейер. К слову сказать, этот талантливый архитектор спроектировал большую часть административных и общественно-культурных зданий в столице. Ему удалось отойти от устоявшихся стереотипов и явить миру свои новаторские формы.
Собор стал главным проектом Нимейера. Строительство длилось с 1958 по 1970 гг.
Это здание в стиле модернизм специалисты часто сравнивают с метропольным собором в английском городе Ливерпуль. Возможно, в его чертах архитектор почерпнул вдохновение. Однако бразильский вариант выглядит более изящным и выразительным.
Также простые обыватели проводят аналогии с:
- огромным баобабом;
- распускающимся цветком;
- языками пламени;
- вознесенными к небу руками;
- песочными часами;
- терновым венцом;
- гигантской карандашницей.
Исторические этапы в жизни собора
На данный момент в истории собора можно выделить пять важных дат:
- 3 мая 1957 г. — проведена первая месса на месте будущего храма.
- 12 сентября 1958 г. — заложен первый камень в фундамент, по традиции ознаменовавший начало строительства.
- 31 мая 1970 г. — официальное открытие.
- 15 июля 1990 г. — признан национальным достоянием Бразилии. Включен в список самых значимых исторических и художественных памятников страны.
- 25 июля 2013 г. — почетное богослужение с участием Папы Римского Франциска.
Есть важная дата и в жизни создателя кафедрального собора. В 1988 г. Оскар Нимейер за столь удачный и уникальный проект был удостоен почетной награды — Притцкеровской премии.
Это аналог Нобелевской премии, но за достижения в области архитектуры. Вот так самое величественное сооружение в жизни принесло ему мировую славу и известность. В дальнейшем Нимейер работал и проводил выставки по всему земному шару.
Архитектура и внутренний интерьер
Внутри храм не менее интересен и уникален, чем снаружи. Многочисленные посетители всегда выражают восхищение и восторг от увиденного.
Особенности экстерьера
Внешне Кафедральный собор представляет собой огромный стеклянный конус, опоясанный изогнутыми гиперболоидными колоннами, повторяющими форму церкви и уходящими в небо. Пространство между колоннами заполнено пластиковыми витражами голубых, бирюзовых, белых и бежевых оттенков. Снаружи бетонные колонны выкрашены в белый цвет, изнутри отделаны белым мрамором. На самой вершине сооружения водружен исполинский крест, украшенный восходящими лучами, символизирующими Вифлеемскую звезду.
У входа в собор стоят бронзовые 3-х метровые статуи евангелистов. Их фигуры часто сравнивают со статуями пещерного египетского храма Абу-Симбел. Дополняет общий облик храма необычная колокольня в стиле авангард с 4-мя большими колоколами. Это подарок Бразилии от правительства Испании к открытию католического собора.
Размеры и технические характеристики:
- высота — 40 м;
- диаметр основания — 60 м;
- площадь — 3848 м²;
- количество обрамляющих колонн — 16, каждая весом по 90 тонн;
- высота креста — 10 м;
- 4 статуи евангелистов при входе высотой до 3-х м;
- самая большая фигура ангела внутри высотой 4,25 м и весом более 300 кг;
- вместимость — 4000 человек;
- высота колокольни — 20 м.
Внутреннее убранство
Водная стихия — важнейшая составляющая символичной системы Нимейера. Об этом говорит обрамление храма водой, сине-зеленые стекла витражей и полы голубого цвета.
Под потолком на металлических тросах парят три гипсовые скульптуры ангелов. А внизу внутреннее пространство заполнено многочисленными скамьями для прихожан. Над ними возвышается монументальное распятие. Здесь же в центральном зале крещальня в форме яйца, главный алтарь и вход в подземную крипту за ним. Алтарь оформлен образом покровительницы собора Богоматери Апаресиды, который является точной копией скульптуры в католическом соборе Девы Марии в Сан-Паулу. Алтарь — подарок папы Павла VI.
Недочеты и огрехи проекта
Несмотря на всемирное признание, проект Оскара Нимейера все же имеет два важных упущения:
- не доработана система вентиляции;
- слабая акустика.
Из-за большого количества витражей и отсутствия светозащиты внутренне пространство очень быстро нагревается, и в полуденный зной долго находиться внутри опасно для здоровья.
Просчеты в проекте храма привели к очень слабой акустике. Услышать голос пастора практически нереально, особенно с дальних рядов.
Правительством Бразилии в 2012 г. была запланирована глобальная реконструкция многих зданий в городе, и церковь находилась в первых пунктах этого списка.
Расположение и практические советы
Расположена достопримечательность столицы недалеко от Республиканского культурного комплекса по адресу Esplanada dos Ministérios lote 12. Ближайшая станция метро Estacao Central или Galeria. Отсюда можно дойти пешком, время в пути — 5-7 минут. Также рядом есть автобусная остановка Via L2 Sul. Доехать можно на любом автобусе, идущем через центр. Но, как правило, самый удобный способ — автомобиль (арендованный или такси).
Из-за сложной финансовой обстановки в стране столица не пользуется большим спросом у туристов. Многие предпочитают Бразилиа яркий и веселый Рио-Де-Жанейро с его пляжами и развлечениями. Но те, кто посетил уникальный бразильский город, не уедет оттуда без позитивных впечатлений.
Видео о соборе внутри и снаружи
Небольшое видео поможет более детально изучить элементы собора внутри.
И короткое обзорное видео внешних фасадов.
1958—1970 Бразилия, Бразилиа
Кафедральный Собор Пресвятой Девы Марии Апаресидской - один из самых красивых католических соборов в мире. Он расположен в столице Бразилии городе Бразилиа. Собор построен в стиле модернизм в 1970 году. Автором проекта является известный архитектор Оскар Нимейер. Внешне этот собор имеет некоторые сходства с Ливерпульский метропольный собор. Однако он обладает более утончёнными формами и особыми ребристыми конструкциями. Здание представляет собой сорока метровую гиперболоидную конструкцию, которая состоит из 16 изогнутых колонн, символизирующих руки, воздетые к небу. Всё пространство между колоннами закрыто витражами, поэтому создаётся атмосфера воздушности, лёгкости и простоты, а пространство внутри собора заполнено светом. Интересной особенностью является то, что к главному залу ведёт длинный тёмный коридор, что увеличивает визуальный эффект внутри главного помещения собора. За свой проект Оскар Нимейер получил притцкеровскую премию в 1988 году. В настоящее время Кафедральный Собор Пресвятой Девы Марии Апаресидской является действующим и принадлежит католической архиепархии Бразилиа.
Читайте также: