Каботажное плавание это кратко
Обновлено: 08.07.2024
Каботажный груз — тот, который перевозят по воде между морскими портами одного и того же государства.
Каботажные перевозки используют, если перемещение груза морским транспортом выгоднее, чем автомобильным или железнодорожным. Другой вариант — когда невозможно проложить наземную дорогу между начальным и конечным пунктом.
Нюансы
Каботажные перевозки разделяются на два вида:
- Большой каботаж. Перевозки между портами разных морей одного государства.
- Малый каботаж. Маршруты между портами одного моря.
Изначально термин использовался только для обозначения морских перевозок, но постепенно понятие распространилось на все виды транспорта, в том числе и на автомобили. Так, каботажные автомобильные перевозки — это перевозка грузов внутри одной страны, выполняемая иностранными перевозчиками. Но в России они запрещены.
Наверняка вам приходилось слышать о таком понятии, как "каботаж". Его можно встретить как в среде логистики, так и в исторической литературе, СМИ. Разберем в этой статье, что же это такое - каботажные перевозки в РФ и других странах.
Историческое определение
Слово "каботаж" произошло от франц. cabotage, истоки которого, в свою очередь, в исп. cabo - "мыс". Каботажные перевозки - это плавание грузового или пассажирского коммерческого судна между портами одного и того же государства.
Исторически каботаж - плавание без выхода в открытое море, от мыса к мысу. Корабли многих первых судоходов передвигались по водной глади именно таким способом - древних египтян, греков, римлян и викингов.
Каботаж сегодня
Сегодня каботажные перевозки - это:
- Плавание без выхода за границы определенного государства. (включая погрузку и выгрузку), осуществляемые зарубежным грузоперевозчиком внутри территории другой страны.
На данном виде перевозок специализируется специальная разновидность флота - суда, способные плавать в ограниченных районах на небольшом удалении как от берега, так и от портов.
Каботажные перевозки - это подходящий вариант в двух случаях:
- Перевозка между определенными пунктами морским путем более выгодна, нежели железнодорожная или автомобильная.
- Нет возможности прокладки между начальным и конечным пунктом наземной дороги. Как пример - снабжение полярного города Норильска каботажными судами, т.к. к этому населенному пункту не ведут ни автомобильные, ни ж/д пути.
Виды каботажа
Каботажные перевозки пассажиров и грузов подразделяются на две большие группы:
- Большой каботаж. Перевозка осуществляется между портами разных морей одного государства.
- Малый каботаж. Маршруты между портами одного моря.
Оба вида каботажных перевозок отличаются следующими преимуществами:
- Доступность морского отправления, что определяет простоту и надежность доставки.
- Невысокая себестоимость.
- Универсальность - в сухих контейнерах можно перевозить совершенно разнообразные грузы. Кроме того, многие суда-перевозчики относятся к "тяжеловесам".
- Удобство как погрузки, так и выгрузки контейнеров.
Каботаж в мире
По каботажным перевозкам грузов в мире лидирует Греция - в этой стране самое большое число единиц соответствующего флота.
В бывшем Советском Союзе специально для каботажных перевозок объединяли условно в одно море:
- Берингово, Охотское и Японское.
- Северный Ледовитый океан и Белое.
- Азовское и Черное.
Правовая сторона вопроса
Защита интересов собственного торгового флота вынуждает правительства разных стран сделать каботажные перевозки закрытыми для иностранных судов. В нашей стране подобные ограничения впервые были введены еще в 1784 году. Коснулись они тогда только черноморской акватории.
И сегодня в России каботажные перевозки - это прерогатива только отечественного флота. Однако в законе есть и ряд исключений: если есть острая необходимость в перевозке, но подходящих судов под российскими флагами нет, то в целях каботажа допустимо использовать иностранный водный транспорт. Осуществляется это только при разрешении Минтранса государства, под строгим контролем таможенного законодательства, а также без права захода в порты, закрытые для зарубежных судов.
Автокаботаж
Каботажные автомобильные перевозки - это осуществление перемещений различных грузов на территории определенной страны зарубежной транспортной компанией. Данное явление, однако, запрещено большей частью мировых государств. В ряде других для такой деятельности нужно получить определенного вида лицензию.
РФ здесь не стала исключением. После пересечения российской границы зарубежный грузовой транспорт обязан в первой точке своей остановки выгрузить сразу все свое содержимое - везти его далее правомочны только отечественные перевозчики. Регулирует автокаботаж ст. 7 ФЗ "О госконтроле за осуществлением международных автоперевозок и об ответственности за нарушение установленных порядков".
В частности, закон запрещает коммерческие перевозки как грузов, так и пассажиров иностранным транспортом между какими-либо пунктами, расположенными на территории РФ. На водителя в случае нарушения накладывается штраф до 20 МРОТ, на заказчика - до 50 МРОТ.
Авиакаботаж
В наш век глобализации, к сожалению, не везде действует возможность свободного пересечения границ стран авиатранспортом. Многим государства запрещают перелеты с посадкой на своих землях или даже перелеты иностранных воздушных судов между собственными аэропортами над территорией своей страны. Есть государства, которые не ставят таких запретов. К сожалению, Россия пока не относится к последним.
Каботаж сегодня - это не только морские, но и автомобильные, и авиационные перевозки как разнообразных грузов, так и пассажиров. Вместе с тем, они все строго регламентируются правительствами мировых государств, в т.ч. и российским.
КАБОТА́Ж (каботажное плавание), плавание судна между портами одного государства (в отличие от заграничного плавания). Различают большой и малый К. Большим К. называется судоходство между портами, находящимися на разных морях. Примером большого К. в РФ может служить плавание между портами Балтийского м. и морей Сев. Ледовитого ок. (С.-Петербург – Мурманск, Архангельск – Дудинка и др.); в др. странах – судоходство между средиземноморскими портами и портами атлантич. побережья Франции или Испании. Малый К. – перевозки между портами, расположенными в пределах одного моря. Примеры малого К.: плавание между черноморскими портами России, между портами Великобритании, расположенными на побережье Северного или Ирландского морей, судоходство во внутреннем море Японии и т. п.
После того случая с рыбаками, я так больше не поступал.
Третьего раза может и не быть.
Да и по ночам вдоль берегов шляться я разлюбил, только в случае крайней нужды.
А крайняя нужда это так – ты подходишь с моря и не успеваешь в разумное время, тогда тянешь.
И итальяшки пирсы своих заброшенных заводов, вытянутые в море на пару тройку кабельтовых, не освещают.
Разобрались с каботажкой?
Не знаю, не буду настаивать, но чисто в море я легко сплю, а яхта идёт сама, а у берегов я не сплю никогда – точнее, перестал спать после тех скал.
Читайте также: