Каботажное плавание это кратко

Обновлено: 08.07.2024

Каботажный груз — тот, который перевозят по воде между морскими портами одного и того же государства.

Каботажные перевозки используют, если перемещение груза морским транспортом выгоднее, чем автомобильным или железнодорожным. Другой вариант — когда невозможно проложить наземную дорогу между начальным и конечным пунктом.

Нюансы

Каботажные перевозки разделяются на два вида:

  • Большой каботаж. Перевозки между портами разных морей одного государства.
  • Малый каботаж. Маршруты между портами одного моря.

Изначально термин использовался только для обозначения морских перевозок, но постепенно понятие распространилось на все виды транспорта, в том числе и на автомобили. Так, каботажные автомобильные перевозки — это перевозка грузов внутри одной страны, выполняемая иностранными перевозчиками. Но в России они запрещены.

Наверняка вам приходилось слышать о таком понятии, как "каботаж". Его можно встретить как в среде логистики, так и в исторической литературе, СМИ. Разберем в этой статье, что же это такое - каботажные перевозки в РФ и других странах.

Историческое определение

Слово "каботаж" произошло от франц. cabotage, истоки которого, в свою очередь, в исп. cabo - "мыс". Каботажные перевозки - это плавание грузового или пассажирского коммерческого судна между портами одного и того же государства.

Исторически каботаж - плавание без выхода в открытое море, от мыса к мысу. Корабли многих первых судоходов передвигались по водной глади именно таким способом - древних египтян, греков, римлян и викингов.

Каботаж сегодня

Сегодня каботажные перевозки - это:

  • Плавание без выхода за границы определенного государства. (включая погрузку и выгрузку), осуществляемые зарубежным грузоперевозчиком внутри территории другой страны.

каботажные перевозки это

На данном виде перевозок специализируется специальная разновидность флота - суда, способные плавать в ограниченных районах на небольшом удалении как от берега, так и от портов.

Каботажные перевозки - это подходящий вариант в двух случаях:

  • Перевозка между определенными пунктами морским путем более выгодна, нежели железнодорожная или автомобильная.
  • Нет возможности прокладки между начальным и конечным пунктом наземной дороги. Как пример - снабжение полярного города Норильска каботажными судами, т.к. к этому населенному пункту не ведут ни автомобильные, ни ж/д пути.

Виды каботажа

Каботажные перевозки пассажиров и грузов подразделяются на две большие группы:

  • Большой каботаж. Перевозка осуществляется между портами разных морей одного государства.
  • Малый каботаж. Маршруты между портами одного моря.

Оба вида каботажных перевозок отличаются следующими преимуществами:

  • Доступность морского отправления, что определяет простоту и надежность доставки.
  • Невысокая себестоимость.
  • Универсальность - в сухих контейнерах можно перевозить совершенно разнообразные грузы. Кроме того, многие суда-перевозчики относятся к "тяжеловесам".
  • Удобство как погрузки, так и выгрузки контейнеров.

Каботаж в мире

По каботажным перевозкам грузов в мире лидирует Греция - в этой стране самое большое число единиц соответствующего флота.

В бывшем Советском Союзе специально для каботажных перевозок объединяли условно в одно море:

  • Берингово, Охотское и Японское.
  • Северный Ледовитый океан и Белое.
  • Азовское и Черное.

каботажные перевозки в рф

Правовая сторона вопроса

Защита интересов собственного торгового флота вынуждает правительства разных стран сделать каботажные перевозки закрытыми для иностранных судов. В нашей стране подобные ограничения впервые были введены еще в 1784 году. Коснулись они тогда только черноморской акватории.

И сегодня в России каботажные перевозки - это прерогатива только отечественного флота. Однако в законе есть и ряд исключений: если есть острая необходимость в перевозке, но подходящих судов под российскими флагами нет, то в целях каботажа допустимо использовать иностранный водный транспорт. Осуществляется это только при разрешении Минтранса государства, под строгим контролем таможенного законодательства, а также без права захода в порты, закрытые для зарубежных судов.

Автокаботаж

Каботажные автомобильные перевозки - это осуществление перемещений различных грузов на территории определенной страны зарубежной транспортной компанией. Данное явление, однако, запрещено большей частью мировых государств. В ряде других для такой деятельности нужно получить определенного вида лицензию.

 каботажные автомобильные перевозки это

РФ здесь не стала исключением. После пересечения российской границы зарубежный грузовой транспорт обязан в первой точке своей остановки выгрузить сразу все свое содержимое - везти его далее правомочны только отечественные перевозчики. Регулирует автокаботаж ст. 7 ФЗ "О госконтроле за осуществлением международных автоперевозок и об ответственности за нарушение установленных порядков".

В частности, закон запрещает коммерческие перевозки как грузов, так и пассажиров иностранным транспортом между какими-либо пунктами, расположенными на территории РФ. На водителя в случае нарушения накладывается штраф до 20 МРОТ, на заказчика - до 50 МРОТ.

Авиакаботаж

В наш век глобализации, к сожалению, не везде действует возможность свободного пересечения границ стран авиатранспортом. Многим государства запрещают перелеты с посадкой на своих землях или даже перелеты иностранных воздушных судов между собственными аэропортами над территорией своей страны. Есть государства, которые не ставят таких запретов. К сожалению, Россия пока не относится к последним.

каботажные перевозки грузов

Каботаж сегодня - это не только морские, но и автомобильные, и авиационные перевозки как разнообразных грузов, так и пассажиров. Вместе с тем, они все строго регламентируются правительствами мировых государств, в т.ч. и российским.

КАБОТА́Ж (ка­бо­таж­ное пла­ва­ние), пла­ва­ние суд­на ме­ж­ду пор­та­ми од­но­го го­су­дар­ст­ва (в от­ли­чие от за­гра­нич­но­го пла­ва­ния). Раз­ли­ча­ют боль­шой и ма­лый К. Боль­шим К. на­зы­ва­ет­ся су­до­ход­ст­во ме­ж­ду пор­та­ми, на­хо­дя­щи­ми­ся на раз­ных мо­рях. При­ме­ром боль­шо­го К. в РФ мо­жет слу­жить пла­ва­ние ме­ж­ду пор­та­ми Бал­тий­ско­го м. и мо­рей Сев. Ле­до­ви­то­го ок. (С.-Пе­тер­бург – Мур­манск, Ар­хан­гельск – Ду­дин­ка и др.); в др. стра­нах – су­до­ход­ст­во ме­ж­ду сре­ди­зем­но­мор­ски­ми пор­та­ми и пор­та­ми ат­лан­тич. по­бе­ре­жья Фран­ции или Ис­па­нии. Ма­лый К. – пе­ре­воз­ки ме­ж­ду пор­та­ми, рас­по­ло­жен­ны­ми в пре­де­лах од­но­го мо­ря. При­ме­ры ма­ло­го К.: пла­ва­ние ме­ж­ду чер­но­мор­ски­ми пор­та­ми Рос­сии, ме­ж­ду пор­та­ми Ве­ли­ко­бри­та­нии, рас­по­ло­жен­ны­ми на по­бе­ре­жье Се­вер­но­го или Ир­ланд­ско­го мо­рей, су­до­ход­ст­во во внут­рен­нем мо­ре Япо­нии и т. п.

После того случая с рыбаками, я так больше не поступал.
Третьего раза может и не быть.
Да и по ночам вдоль берегов шляться я разлюбил, только в случае крайней нужды.
А крайняя нужда это так – ты подходишь с моря и не успеваешь в разумное время, тогда тянешь.

И итальяшки пирсы своих заброшенных заводов, вытянутые в море на пару тройку кабельтовых, не освещают.

Разобрались с каботажкой?

Не знаю, не буду настаивать, но чисто в море я легко сплю, а яхта идёт сама, а у берегов я не сплю никогда – точнее, перестал спать после тех скал.

Читайте также: