Йога кратко о религии

Обновлено: 05.07.2024

Допу­стимо ли хри­сти­а­нину зани­маться йогой и если нет, то почему? В насто­я­щем сбор­нике чита­тель найдет аргу­мен­ти­ро­ван­ный ответ на эти вопросы. Авторы мате­ри­а­лов зна­комы с йогой не пона­слышке – один отдал ей в моло­до­сти семь лет жизни, а другая, будучи инди­ан­кой, про­ис­хо­дя­щей из касты брах­ма­нов, прак­ти­ко­вала йогу с дет­ства. Во всту­пи­тель­ной статье при­во­дится также обзор выска­зы­ва­ний других пра­во­слав­ных авто­ров.

Среди посе­ти­те­лей этих цен­тров ока­за­лись и люди, назы­ва­ю­щие себя пра­во­слав­ными хри­сти­а­нами. Многие из них счи­тают заня­тия йогой не про­ти­во­ре­ча­щим своей вере, и болез­ненно реа­ги­руют на слова свя­щен­но­слу­жи­те­лей и бого­сло­вов, кото­рые гово­рят о недо­пу­сти­мо­сти увле­че­ния йогой для хри­сти­а­нина. При­чины столь резкой пози­ции для них оста­ются непо­нят­ными.

Для того, чтобы обо­зна­чить и объ­яс­нить пра­во­слав­ное отно­ше­ние к йоге, и был состав­лен насто­я­щий сбор­ник. Поскольку среди многих апо­ло­ге­тов йоги рас­про­стра­нено мнение, что будто бы кри­тику йоги поз­во­ляют себе только люди, толком не зна­ко­мые с ней и потому их суж­де­ния не могут быть ком­пе­тентны, в насто­я­щем сбор­нике пред­став­лены работы таких пра­во­слав­ных авто­ров, кото­рые зна­комы с йогой не пона­слышке.

Архи­манд­рит Софро­ний (Саха­ров) в моло­до­сти отдал заня­тиям йогой, – и не просто физи­че­скими упраж­не­ни­ями, а с глу­бо­кой меди­та­цией, – более семи лет своей жизни. Впо­след­ствии он рас­ка­ялся в этом и уве­ро­вал во Христа, а со вре­ме­нем стал мона­хом на Святой Горе, уче­ни­ком пре­по­доб­ного Силу­ана Афон­ского. Отец Софро­ний на прак­тике постиг духов­ный опыт Пра­во­сла­вия, и имел все необ­хо­ди­мое, чтобы ком­пе­тентно срав­ни­вать пра­во­слав­ный и индий­ский пути. Он не писал спе­ци­аль­ного сочи­не­ния на эту тему, но выска­зы­вался в раз­лич­ных бесе­дах, цитаты из кото­рых и при­ве­дены в насто­я­щем сбор­нике.

В еще боль­шей сте­пени выска­зы­ваться о йоге имеет право Хри­стина Ман­гала Фрост. Сама по наци­о­наль­ность инди­анка, она роди­лась в семье, при­над­ле­жа­щей к касте брах­ма­нов, и изу­чала йогу не через третьи руки в адап­ти­ро­ван­ных вер­сиях, как многие совре­мен­ные рос­си­яне, а с ран­него дет­ства и в ори­ги­наль­ной инду­ист­ской тра­ди­ции. В моло­до­сти, учась в Австра­лии, она при­няла про­те­стан­тизм, а позд­нее обра­ти­лась в Пра­во­сла­вие, в кото­ром духовно воз­рас­тает уже более десяти лет. Хри­стина обла­дает учёной сте­пе­нью док­тора наук по англий­ской лите­ра­туре в Кем­бридж­ском уни­вер­си­тете, она заму­жем за пра­во­слав­ным хри­сти­а­ни­ном Дэви­дом Фро­стом, и явля­ется мате­рью чет­ве­рых детей, а также при­хо­жан­кой рус­ского пра­во­слав­ного храма прп. Ефрема Сирина в Кем­бри­дже (Вели­ко­бри­та­ния).

Прежде, чем перейти к этим рабо­там, хоте­лось бы сде­лать неболь­шой обзор мнений о йоге, кото­рые выска­зы­вали о ней авто­ри­тет­ные пра­во­слав­ные иерархи.

Архи­епи­скоп Ана­ста­сий обра­щает также вни­ма­ние на то, что в Греции многие центры, где изу­ча­ется йога, наме­ренно скры­вают ее рели­ги­оз­ное про­ис­хож­де­ние и корни, тем самым вводя в заблуж­де­ние людей, не име­ю­щих доста­точ­ной рели­гио­вед­че­ской под­го­товки.

В заклю­че­ние хоте­лось бы про­ци­ти­ро­вать запись раз­го­вора, сде­лан­ную мит­ро­по­ли­том Иеро­феем (Вла­хо­сом), – по его просьбе один из афон­ских стар­цев кратко обо­зна­чил основ­ные отли­чия пра­во­слав­ной Иису­со­вой молитвы от индий­ского типа йоги и меди­та­ции:

В‑четвертых, как уже отме­ча­лось, спа­се­ние – не абстракт­ное состо­я­ние, но еди­не­ние с Трии­по­стас­ным Богом в лице Гос­пода нашего Иисуса Христа. Но это еди­не­ние не устра­няет чело­ве­че­ского фак­тора. Мы не асси­ми­ли­ру­емся, поскольку каждый из нас – особая лич­ность…

В‑пятых, при про­хож­де­нии молитвы при­об­ре­та­ется спо­соб­ность раз­ли­чать иску­ше­ния. Мы видим и пони­маем дви­же­ния сатаны, но вместе с тем и дей­ствие Хри­стово, то есть рас­по­знаем дух лести, кото­рый столь часто пре­об­ра­зу­ется в Ангела света, отде­ляем добро от зла, нетвар­ное от твар­ного.

В‑восьмых, в нас нет без­раз­ли­чия к окру­жа­ю­щему миру. Те учения, о кото­рых ты упо­ми­нал, избе­гают углуб­ляться в чело­ве­че­ские про­блемы с целью сохра­нить свой мир и без­мя­те­жие. Мы же стре­мимся к иному – непре­рывно молимся за всех. Плачем о всем мире. Хотя спа­се­ние – это еди­не­ние со Хри­стом, мы состоим в обще­нии с дру­гими людьми. Не можем спа­саться сами по себе. Радость, кото­рая суще­ствует только для нас, но не для мира, не явля­ется дей­стви­тель­ной радо­стью.

О восточ­ных духов­ных прак­ти­ках

Йога и хри­сти­ан­ская вера

Хри­стина Ман­гала Фрост

Я роди­лась в индий­ской семье, стала хри­сти­ан­кой в 22 года и явля­юсь пра­во­слав­ной хри­сти­ан­кой в тече­ние десяти лет. Вос­пи­тана я была в духе йоги. Мой дед был другом одного из осно­во­по­лож­ни­ков совре­мен­ной йоги Свами Шива­нанды, кото­рый обычно вместе со слад­ким, тра­вя­ным, бога­тым вита­ми­нами варе­вом, кото­рое нам очень нра­ви­лось, при­сы­лал свои книги по йоге. В дет­стве роди­те­лями поощ­ря­лось выпол­не­ние опре­де­лён­ных поз и дыха­тель­ных упраж­не­ний, всегда с чётким пре­ду­пре­жде­нием, что суще­ствуют раз­лич­ные спо­собы дыха­ния для мужчин и женщин, так как их тела раз­лич­ной формы.

Я изла­гаю всё это, глав­ным обра­зом, для того, чтобы под­черк­нуть, что йога – это больше, чем просто упраж­не­ния, и что мы сейчас, как нико­гда, нуж­да­емся в даре про­ни­ца­тель­но­сти при зна­ком­стве с йогой. Нам необ­хо­димо иметь чёткое пред­став­ле­ние о том, с чем мы имеем дело.

К йоге когда-то отно­си­лись с бла­го­го­ве­нием в Индии, как к таин­ствен­ной ветви инду­ист­ской духов­ной дис­ци­плины, кото­рая тре­бует боль­шой физи­че­ской и пси­хо­ло­ги­че­ской отваги. К ней обра­ща­лись иска­тели, стре­мя­щи­еся достичь высот индий­ского пред­став­ле­ния о духов­ном совер­шен­стве. Такой иска­тель должен был при­дер­жи­ваться суро­вого режима физи­че­ской и умствен­ной дея­тель­но­сти под стро­гим руко­вод­ством почи­та­е­мого мастера – гуру. Конеч­ной целью йоги было не что иное, как ощу­ще­ние боже­ствен­ного в себе.

Харак­тер­ный случай в англи­кан­ской церкви

Что такое йога

Один автор ссы­ла­ется на четыре типа: Гол­ли­вуд­ская Йога, Гар­вард­ская Йога, Гима­лай­ская Йога и Куль­то­вая Йога14.

1. Гол­ли­вуд­ская Йога, как это сле­дует из назва­ния, направ­лена на дости­же­ние внеш­ней при­вле­ка­тель­но­сти, хоро­шей физи­че­ской формы и дол­го­ле­тия.

2. Гар­вард­ская Йога наце­лена на ясность ума, кон­цен­тра­цию и душев­ное рав­но­ве­сие.

3. Гима­лай­ская Йога не укла­ды­ва­ется в рамки двух преды­ду­щих и направ­лена на дости­же­ние осо­бого состо­я­ния, извест­ного как сама­дхи (погру­жён­ность).

4. Куль­то­вая Йога в центр вни­ма­ния ставит хариз­ма­ти­че­ских гуру. Счи­та­ется, что про­све­щён­ность нис­хо­дит только одним при­кос­но­ве­нием гуру к уче­нику, кото­рый покло­ня­ется ему или ей, как Богу.

Погру­жён­ность во что? Можно встре­тить мно­же­ство отве­тов на этот вопрос – всё зави­сит от того, во что вы верите.

Хотя амби­ци­оз­ная духов­ная про­грамма йоги Патан­джали пре­вра­ти­лась в упраж­не­ния для под­дер­жа­ния физи­че­ской формы в запад­ных руко­вод­ствах по йоге, она всё ещё встре­ча­ется в несколько изме­нён­ной форме даже на Западе.

Несов­ме­сти­мость йоги и хри­сти­ан­ства

Суще­ствует мно­же­ство причин, почему духов­ные основы совре­мен­ной йоги несов­ме­стимы с хри­сти­ан­ством, глав­ной из кото­рых явля­ется чрез­мер­ный акцент на себе. Эго­цен­тризм с хри­сти­ан­ской точки зрения есть корень зла. В нем – паде­ние чело­века, его откло­не­ние от Бога в сто­рону оши­боч­ной, мятеж­ной зави­си­мо­сти от себя. Это разрыв обще­ния с Богом, кото­рый закан­чи­ва­ется грехом и смер­тью.

Если учесть, что духов­ная атмо­сфера и цели йоги, по боль­шому счёту, несов­ме­стимы с хри­сти­ан­ством, то есть ли способ, чтобы хри­сти­а­нин мог отде­лить его от индий­ского этоса, исполь­зо­вать тех­нику йоги и тем не менее оста­ваться верным хри­сти­а­ни­ном?

Когда я начала работу над этой ста­тьёй, я решила про­ве­рить реко­мен­да­ции Дешане и выпол­нила неко­то­рые основ­ные позы Йоги во время утрен­ней молитвы. Конечно, у меня появи­лось тре­вож­ное чув­ство, но при этом дыха­тель­ные упраж­не­ния вызвали ощу­ще­ние бла­го­по­лу­чия.

Тем не менее, была одна вещь, кото­рая обес­по­ко­ила меня в соче­та­нии йоги с молит­вой. Я чув­ство­вала дис­ком­форт от того, что, про­из­нося слова молитвы, я, каза­лось, не моли­лась, а наблю­дала за соб­ствен­ной молит­вой. И я решила вер­нуться к преж­нему, тра­ди­ци­онно-пра­во­слав­ному спо­собу молитвы.

Пре­ду­пре­жде­ние

Лично я не исклю­чаю воз­мож­ность исполь­зо­вать йогу как способ под­дер­жа­ния физи­че­ской формы, в том случае, если она све­дена к про­стым физи­че­ским упраж­не­ниям, но и в этом случае я хотела бы предо­сте­речь людей. Важно убе­диться, что у вас нор­маль­ное здо­ро­вье, прежде чем пред­при­ни­мать заня­тия физи­че­ской йогой. Как мини­мум пройти мед­осмотр. Напри­мер, если у вас про­блемы с арте­ри­аль­ным дав­ле­нием, то неко­то­рых поз сле­дует избе­гать. Есть позы, кото­рые сти­му­ли­руют щито­вид­ную железу, и если у вас с ней свя­заны какие-либо про­блемы, упраж­не­ния могут при­не­сти вред. Неко­то­рые труд­ные позы, такие как стойка на голове, должны выпол­няться только в тече­ние неболь­ших про­ме­жут­ков вре­мени. Один индий­ский гуру, кото­рый отвер­гает йогу и сме­ётся над её стрем­ле­нием к про­свет­ле­нию, заме­чает, что слиш­ком много стоек на голове повре­ждают тонкие кро­ве­нос­ные сосуды голов­ного мозга, и даже вызы­вают его частич­ное повре­жде­ние, а появ­ля­ю­ще­еся в резуль­тате оце­пе­не­ние вос­при­ни­ма­ется неко­то­рыми инду­сами как состо­я­ние про­свет­ле­ния!

Еще боль­шую опас­ность пред­став­ляет меди­та­ция, неко­то­рые меди­та­тив­ные упраж­не­ния повы­шен­ного уровня изме­няют ритмы мозга и при­во­дят к чув­ству эйфо­рии, кото­рая может вызвать при­вы­ка­ние. Как и с дру­гими видами зави­си­мо­сти, когда эффект пре­кра­ща­ется, чело­век может впасть в депрес­сию.

Дыха­тель­ные мето­дики, направ­лен­ные на воз­буж­де­ние того, что назы­ва­ется кун­да­лини – спящая сек­су­аль­ная энер­гия, кото­рая суб­ли­ми­ру­ется в духов­ную энер­гию – явля­ются осо­бенно опас­ными, так как они выво­дят одну из пси­хи­че­ских сил из-под кон­троля. Здесь будет хорошо вспом­нить притчу Гос­пода о нечи­стом духе ( Мф.12:43–45 ).

Неко­то­рые учи­теля йоги поощ­ряют пение мантр как сред­ство устра­не­ния тре­воги. Мантра – это сокра­щён­ный призыв к инду­ист­ским боже­ствам; счи­та­ется, что зву­ко­вые виб­ра­ции мантр акти­ви­зи­руют неис­сле­до­ван­ные уровни созна­ния. Хри­сти­ане не нуж­да­ются в таких ман­трах. Вместо того, чтобы вхо­дить в неиз­вест­ные и потен­ци­ально опас­ные пси­хи­че­ские сферы с помо­щью таких пес­но­пе­ний, мы можем укре­пить себя, про­из­нося Иису­сову молитву.

пере­вод с англий­ского Анге­лины Лео­но­вой

При­ме­ча­ния:

3 Свящ. Михаил Плот­ни­ков. Йога для хри­сти­а­нина – путь к оздо­ров­ле­нию или к веро­от­ступ­ни­че­ству? // Можно ли быть хоро­шим и не спа­стись? М., 2011. С. 275–276.

5 Свящ. Михаил Плот­ни­ков. Йога для хри­сти­а­нина… С. 281–282.

7 Митр. Иеро­фей (Влахос). Одна ночь в пустыне Святой Горы. СТСЛ., 2006. С. 45–48.

8 Архим. Софро­ний (Саха­ров). Видеть Бога как Он есть. М.. 2000. С. 53–54.

9 Архим. Софро­ний (Саха­ров). Указ. соч. С. 24.

10 Архим. Софро­ний (Саха­ров). Указ. соч. С. 29.

11 Архим. Софро­ний (Саха­ров). О молитве. М., 2003. С. 173–174.

12 Архим. Софро­ний (Саха­ров). Рож­де­ние в Цар­ствие Непо­ко­ле­би­мое. М., 2001, С. 22.

13 Архим. Софро­ний (Саха­ров). О молитве. С. 208–210.

14 Asnok Kumar Mathotra. An introduction to Yoga Philosophy; an annottated translation of the YogaSutras. Ashgate, 2001. P. 15.

16 16 Все цитаты по: DeMichelis E. A History of Modem Yogä Patanjali and Western Esotericism Continuuam. London, 2004. Pp. 121–122.

17 Mantzaridis G. I. The Deification of Man: St. Gregory Palamas and the Orthodox Tradition. New York, 1984. Pp. 82–83.

19 Dechanet В. Christian Yoga. London, 1964. P. 114.

21 Bishop Ignaty Brianchaninov. On the Prayer of Jesus, London, 1965. P. 85.

Философия йоги

Ф илософия – это любовь к мудрости. Философия Йоги – это альтруизм и любовь к естественной природе.

Философией йоги в широком смысле можно назвать древнее учение о духовном самосовершенствовании человека, пришедшее к нам от цивилизации ариев и развившуюся в известную сегодня форму в религиозно-философских школах древней и средневековой Индии, которое на протяжении почти двух тысячелетий является для многих почитателей индийской духовности образцом мудрости, ведущей человека к высшей из возможных целей его жизни.

Йога - это одна из даршан, шести ортодоксальных (следующих духовной традиции Вед) философских школ Индии. Приступая непосредственно к философии классической йоги, выделим две основополагающих категории, которые заключают в себе все бытие, все, что существует. Это Пуруша и Пракрити – духовная и материальная субстанции.

Ом! Представляем вам для более глубокого изучения одиннадцать синхронных переводов текста йога-сутр Патанджали.

В антропологии йоги внутренний мир человека соответствует бытию внешнему. Человек рассматривается как микрокосмос, который по своей структуре идентичен внешнему для него макрокосмосу. Таким образом, человек – это также результат соединения Пуруши и Пракрити.

В отличие от Пракрити Пуруша не подвержен изменениям. Поэтому можно сказать, что он находится вне времени и пространства. Пурушу называют Зрителем, наблюдающим за разворачивающейся картиной изменения материи.

Буддхи-Махат – это стадия развития Пракрити и основа вселенной. В нем как этап эволюции материи образуется индивидуальное Буддхи, которое является идеальной основой для психики человека. В дальнейшем формируются и остальные элементы микрокосмоса. Это органы восприятия – слух, зрение, осязание, вкус, обоняние; органы действия – руки, ноги, органы выделения и размножения, орган речи; орган разума – ум (манас). Итак, фактически все, что мы привыкли отождествлять с собой, со своим я - физическое тело, память, эмоции, интеллект, мысленные образы и т.д. - относится к материи и потенциально содержится в индивидуальном Буддхи.


Йога - это совокупность физических и духовных практик, направленных на развитие человека на всех уровнях: психическом, духовном и физическом.

Философия йоги обладает следующими свойствами:

  • Она духовна, т.е. ориентирована на раскрытие и постижения бытия при помощи осознания независимого и самосущего Духа личности.
  • Этична, т.е. содержит в себе добродетели, главной из которых является ненасилие.
  • Эмоциональна, т.е. учит о любви, доброте и других благодетельных качествах.
  • Практична, т. е. предлагает способы управления телом.
  • Интеллектуальна, т.е. ее методы предполагают использование сил разума, а основные положения обоснованы философскими текстами.

Мы уже знаем, что освобождение означает отделение духа от материи (Пуруши от Пракрити). Зачем оно нужно? Дело в том, что люди в обычном своем состоянии ограничивают собственное бытие рамками Пракрити. Именно из-за этого и происходят все наши страдания.

Мы начинаем стремиться к постоянному чувству привязанности и удовлетворения, к получению удовольствий, которые всегда заканчиваются. Важно понять, что чем сильнее удовлетворение, тем больше будет разочарование в будущем, а стремление к формам Пракрити обуславливает существование кармы.

Йога направлена на всестороннее развитие человека, и, главным образом, на рост сознания, внутренней культуры любого человека.

Йога - это метод, система упражнений для успокоения мятущегося ума и направления энергии в конструктивные каналы. Подобно гидроэлектростанции на могучей реке, которая при разумно устроенной плотине и каналах представляет собой огромный запас воды, спасающий от засухи и голода и порождающий электроэнергию для жизни городов и промышленности, так и ум, когда находится под контролем, аккумулирует энергию из Космической реки и порождает громадные силы для всестороннего роста человека.

Успокоить ум человека также нелегко, как остановить горную реку.

Благодаря практическому применению йоги на ее различных стадиях йогин приобретает особую силу. Подобно сторонникам санкхьи и других систем индийской философии, основатель йоги Патанджали утверждает, что освобождение должно быть достигнуто благодаря непосредственному познанию отличия Я от физического мира, включая наше тело, ум и индивидуальность. Но это возможно лишь в том случае, если мы сможем подавить и ограничить функции тела и чувств, ума-манаса и интеллекта, наконец, нашу индивидуальность (то есть эмпирическое, личное я) И вместе с тем обладать самосознанием, опытом трансцендентного духа (пуруши).

Это убедило бы нас, что Я выше комплекса ум-тело, выше чувств и интеллекта, а также страданий или радости отдельной личности - я. Я, как будет показано, должно стоять выше всякой физической реальности с ее пространственно-временными и причинно-следственными отношениями.

кони, памятник

Это и является осознанием Я как свободного, бессмертного духа, стоящего вне зла и страданий, смерти и разрушения. Иными словами, это есть достижение состояния свободы от всякого страдания и несчастия - освобождение. Система йоги указывает практически осуществимый путь саморазвития всем тем, кто следует велениям духа и кто искренно стремится следовать ему. Система же санкхьи больше внимания обращает на познание отличия Я от всего остального мира как на средство достижения освобождения. Но она не забывает рекомендовать и такие практические методы достижения освобождения, как изучение, размышление и постоянное сосредоточение на истине. Философия йоги заостряет свое внимание на практических методах очищения и сосредоточения для понимания отличия Я от тела и ума и вместе с тем для достижения освобождения.

Однако следует отметить, что учение йоги о самопознании Я имеет солидную основу в метафизике санкхьи, которая обосновывает реальность Я как метафизического и вечного начала сознания. Если верить в трансцендентный дух, то нельзя не признать, что имеются более глубокие ступени сознания, чем эмпирические, а также более широкие возможности и более высокие потенции, чем физические или относящиеся к органам чувств.

Проблески этой более глубокой реальности нашей индивидуальной жизни осеняли не только пророков и святых, но и таких великих философов, как Платон и Аристотель, Спиноза и Лейбниц, Кант и Гегель. Физические исследования и современная школа психоанализа внесли большой вклад в область познания темных сторон психической жизни, скрытых от обычного взора. Йога в этом отношении идет еще дальше, формулируя некоторые практические методы очищения и самоконтроля для осознания истинного я человека. Для правильной оценки этой философии необходимо ее благожелательное понимание и искреннее стремление осознать, реализовать ее истины.

Йога как философское учение берет свои истоки еще со времен существования цивилизации ариев. Она вмещает в себя основы трактовки происхождения мира и понимания человеческой природы, методы духовного самосовершенствования.

Философия йоги

Концепция этого учения имеет огромное количество почитателей. Как особая система древней индийской мудрости, йога состоит из теоретической и практической основ, некоторых разделов, методов и направлений. Она является одной из шести известных ортодоксальных философских школ Индии и одной из даршан.

Философия классической йоги

Чтобы понять философию йоги, нужно сперва разобраться с ее истоками и теоретическими основами.

Философия йоги

Приступим к основополагающим понятиям философии классической йоги.

Итак, все бытие в себя включают две субстанции Пракрити и Пуруша. Пракрити представляет собой все материальное в существующем мире. Это то, что можно увидеть, услышать или почувствовать каким-либо другим способом, зарегистрировать высокоточными приборами. Рекомендуем ознакомиться с информацией про айенгара-йогу.

Если Пракрити постоянно меняется, то Пуруша не подвержен переменам, поэтому он находится вне времени и пространства. Он является словно наблюдателем за изменяющейся картиной мира.

хатха йога в Индии

В учении классической йоги человек, как и весь мир, является неким микрокосмосом, соединяющем в себе Пракрити и Пурушу.

Пуруша сознательно направляет Пракрити. Это можно сравнить с заблудившимися в лесу людьми, где Пуруша без ног, а Пракрити слепой. И только объединившись, они смогут пробраться через лес и освободиться.

От привязанности к объективному миру, порождающей желания и ожидания, человек испытывает страдания. Пока мы привязаны к формам Пракрити, мы оставляем в нашем буддхи (инструменте восприятия внешнего мира) отпечатки (васаны), поэтому будет существовать наша Карма – зависимость причинно-следственного характера.

После смерти физического тела васаны остаются, а душа переходит в другую сущность. Это называется реинкарнацией, а череда перерождений – колесом сансары.

Освободиться от страданий возможно, утверждает йога. Именно практика йоги, очистительные техники, комплекс упражнений для тела и духа, философские размышления помогут осознать Пурушу, бросить стремления к чему-то материальному, освободиться от привязанностей. После этого осознания душа выходит из колеса сансары. Достигаемое бытие можно сравнить только с Ишварой – нет страданий, но есть осознание.

В рамках классической йоги сформировались разные направления. Их целое множество. Мы же рассмотрим некоторые из них.

Особенности и задачи йоги шивананда

Шивананда йога основана Свами Шиванандой (1887-1963), индуистским духовным учителем. Данное направление отличается комплексностью подхода, так как в нем присутствуют упражнения для достижения расслабления, обучение внутренней концентрации, дыхательные упражнения.

Основатель Йога шивананда - Свами Шивананда

Основатель Йоги шивананда – Свами Шивананда

Йога шивананда основывается на пяти важнейших принципах:

  1. Расслабление. Чтобы достичь максимального духовного, физического и ментального расслабления, необходимо регулярно выполнять Шавасаны (упражнение, выполняемое в определенной позе трупа).
  2. Медитация и Веданта помогают достичь позитивного мышления, что способствует благополучию духовного, ментального, физического. Рекомендуем статью про практику випассана.
  3. Регулярность и правильность выполнения асан способствуют укреплению тела, омоложению и восстановлению организма.
  4. Дыхательные техники помогают взять контроль над собственным сознанием.
  5. Путем практики вегетарианства и умеренных ограничений в пище организм человека получает полезные вещества, при этом нет негативного влияния на окружающую среду.

Каждое занятие начинается и оканчивается мантрами, позволяющими с помощью звуковых вибраций положительно повлиять на тело, дух, эмоциональное состояние.

Тантра йога – что это

Еще одно из широко известных направлений йоги – тантра йога. Она представлена системой методов, позволяющих пробудить, трансформировать и осознанно использовать сексуальную энергию. Учение основано на священных текстах – тантрах.

Принципы тантра йоги

Стоит выделить три основных направлений в рамках тантра йоги:

  1. Черная тантра – направлена на тренировку ментальной силы, позволяющей управлять обстоятельствами и даже людьми. С ее помощью учат осуществлять желания.
  2. Белая тантра – практикуется в группах или парах. Подразумевает выход за пределы желаний и побуждений. С помощью мантр и упражнений достигается энергетическое очищение телесной и ментальной составляющей ученика. Читайте подробнее о значении мантр.
  3. Красная тантра – с помощью сексуальных практик, практикующихся с партнером, можно прийти к духовному или творческому развитию, достичь сексуального блаженства.

Данная практика помогает объединить мужское и женское начало, преодолеть комплексы путем правильного принятия собственного тела, значительно расширить сознание.

Гуру-йога как направление классической йоги

Одной из самых важных практик считается гуру-йога. Ее суть заключается в слиянии ума ученика и духовного учителя. В процессе практики происходит пробуждение Четырех состояний Просветления, когда ученик имеет возможность достигнуть благословения тела, речи и ума. Завершающим этапом практики является слияние ума ученика с умом гуру.

направление гугу йоги

Выделяют три неотъемлемых принципа гуру-йоги:

  1. Желание ученика обучаться.
  2. Готовность ученика к взаимодействию с учителем. Ученик должен отвечать за свои поступки и выбор.
  3. Свобода воли и выбора ученика. Ученик не должен преклоняться учителю и беспрекословно подчиняться ему. Приветствуется только свободный выбор самого ученика.

Теперь понятно, что йога – это философия, образ жизни Индии. Практикуя ее, можно достичь абсолютно разных целей: укрепить тело и дух, улучшить физическое здоровье, приобрести уверенность, избавиться от желаний и страданий или даже освободиться от череды перерождений (сансары).

Каждая из школ йоги предлагает свои методы достижения цели, но при этом в каждой из них делается акцент на гармонии физического, духовного и ментального.


Что общего между йогой и религией? Является ли йога религией? Можно ли религиозному человеку заниматься йогой? Очень часто людей интересуют эти вопросы. На первый взгляд может показаться, что йога – это религия. Но это не так. В описании йоги можно найти что-то схожее с религией. Множество различных видов йоги, много теоретических материалов на эту тему. Это древнее учение имеет свою объёмную и глубокую философию. Но есть существенные различия между йогой и религией.

Йога и религия: схожие черты

йога и религия

Сходство заключается в том, что и религия и йога включают в себя ритуалы и определённую культуру. Культура несёт в себе различные мифы и легенды, которые зародились в определённое время в определённом месте. Йога и религия преследуют одинаковую цель – познание высшего смысла бытия, освобождение от материального рабства. Но в каждой системе это по-разному описывается, на своём языке.

Ещё одно сходство заключается в том, что в обоих случаях с человеком происходят одинаковые изменения на уровне разума и осознания. И йога и религия приводят к тому, что разум человека становится более однонаправленным, более сосредоточенным. Сначала практик в совершенстве овладевает разумом, а затем обретает способность находиться на более высоком интуитивном уровне – уровне прозрения.

В йоге человек практикует сосредоточение в медитациях. Различные физические и дыхательные упражнения помогают ускорить достижение состояния медитации, сводя на нет отвлекающие физические факторы, обусловленные несовершенствами физического тела.

В религии медитация достигается благодаря постоянному сосредоточению на одном образе и чтению одних и тех же молитв.

В обоих случаях основной метод – сосредоточение!

Разница между йогой и религией

Эти системы самосовершенствования имеют существенные различия. В религии призывается верить, принять на веру какие-то факты, постулаты. В йоге даются рекомендации для достижения тех или иных целей. В ней нет призыва к слепой вере, предлагается не поверить, а проверить. Йогин достигает промежуточных целей – ступеней на пути к основной цели.

Религия – это наука веры. Йога – это практическая наука. В религии строгие рамки и ограничения.

В йоге тоже есть ограничения, но они не такие строгие и многие из них носят временный характер.

Йога предлагает различные методы достижения конечной цели, не ограничивая человека в выборе. Она предлагает использовать любой имеющийся потенциал. Главное условие – непричинение вреда себе и окружающим и свобода от привязанностей, низших желаний.

Религия ограничивается одним методом – отречением от материального мира.

Каждый ищущий выбирает свой путь. Кому-то лучше строгое отречение, а кому-то легче идти более универсальным путём.

Можно ли религиозному человеку заниматься йогой?

Йогой можно заниматься любому человеку. Эта система не противоречит религии. Но нужно понимать, что в йоге много различных направлений. Классическая йога не нарушает принципы религии. Выполняя асаны, пранаямы и очистительные упражнения, человек не нарушит никаких религиозных правил. Эти упражнения помогут человеку сделать разум более совершенным и взять под контроль чувства и эмоции.

“Рассмотрим этимологию слов – понятий “религия” и “йога”. Ре – снова, повторно, опять. Лигио – стыковать, соединять. Религия – это непрерывная технология создания соединений нашего, земного, человеческого мира с миром Тонким, Высшим Разумом, с самим Создателем жизни вокруг нас. Йога – лучше всего определяется как “связь” или “союз”. Причём исходное санскритское “юдж” подразумевало союз с доминированием одной из сторон. Что и признаётся в йоге изначально.

Все авторитетные тексты по йоге указывают её как способ саморазвития божественных способностей личности на протяжении многих жизней и на ориентиры в развитии в течении одной жизни. То – есть, обобщая, видим совпадение целей йоги и религии в дальней перспективе развития – 100%, а в ближней есть нестыковки – у йогов без реинкарнации нет совершенства человека в земном опыте (сложный путь этого совершенства становится понятен человеку с первых практических опытов практики йоги), да ещё само тело человека постепенно становится надёжной опорой этого будущего совершенства(практика такая!).

А в большинстве религий за пределы одной жизни не заглядывают, телом же зачастую просто жертвуют ради духовного развития. Вера одинаково важна в успехе как в йоге, так и в религии. Какая без Веры может быть регулярная практика? Если не придерживаться правильных ориентиров, не развивать самоконтроль, самокритичность – потерпеть неудачу можно и на религиозном пути, и на пути йоги. Как видно, Высший Разум пока поддерживает оба этих направления развития. Удачи всем в их духовно – материальных поисках!”

Читайте также: