Извозчик в трактире кустодиев описание картины кратко

Обновлено: 06.07.2024

Кстати, сам Кустодиев жил в Санкт-Петербурге, но именно в Москве написал много своих удивительных полотен.

Жизнь Москвы пленила художника

На Вербное воскресенье они полдня провели на Красной площади, где шумела ярмарка. Естественно, заглянули в трактиры…

Московский трактир

Прежде московский трактир считался особым местом. Это сейчас почему-то сложился стереотип, что там обычно кутили купцы. На самом же деле, трактир у москвичей прежде всего считался местом общения.

К слову, красные стены и своды там выкрашены в праздничный красный цвет, за стойкой — батарея чайников, а не бутылок, как мы погли бы подумать. На стойке в изобилии еда — раки, окорок, колбаса. Сам же чай предлагается с сушками и баранками. Судя по пучку вербы за иконой, действие происходит накануне Пасхи. По чистому полу грациозно и изящно скользят половые, обслуживающие посетителей.

В центре трактира за одним столом разместилась колоритная группа. Все они чинно и с достоинством вкушают, иначе это действо не назвать, чай. Судя по одежде, это ямщики-старообрядцы, устроившие себе чайный перерыв. Самый главный из них с достоинством сидит под иконой…

Интересная деталь — под красным потолком в клетках можно увидеть певчих птиц, задачей которых, по всей видимости, было развлекать посетителей. Для этой же цели служит и граммофон. А ещё стены украшены картиной с умиротворяющим пейзажем и расписными подносами, во втором зале видна большая пальма.

Эта картина Бориса Кустодиева будто окно в другую жизнь. Да и само полотно напоминает старые фрески, которыми любовался мастер во время поездок за границу.

Сын художника вспоминает

Вот что рассказывал сын художника Кирилл, который позировал для этой картины:

Народный живописец

Борис Михайлович, продолжает сын художника, остался очень доволен своей работой. Он не скрывал удовольствия, разглядывая картину и шутя хвалил себя:

— А ведь, по-моему, картина вышла! Цвет есть, иконность и характеристика извозчиков получилась. Ай да молодец твой отец!…

Спорить с этими словами и верно трудно. В этой работе, как впрочем, и в других, Кустодиев показал себя народным живописцем.

Мечта

Борис Кустодиев мечтал о том счастливом дне, когда для простого народа в стране начнут строить клубы, расписанные великолепными панно.

Поэтому он был очень рад, кода узнал о декрете, подписанном Владимиром Лениным о передаче дворцов на Каменном острове, принадлежавших прежде петербургской знати, под дома отдыха трудовому простому люду…

Он вообще с восторгом принял Великую Октябрьскую революцию и сразу причислил себя к большевикам. И в отличие от своих коллег по цеху, не отправился в эмиграцию.

Разочарование

Но вскоре его радость сменилась разочарованием. Первая и главная причина — к власть пришли грубые люди в кожанках и с маузерами в руках… В магазинах пусто, в доме — голодно. Если бы не вмешательство писателя Максима Горького, семья бы умерла с голоду. На улицах — грабежи и убийства. Не этого Кустодиев ждал от революции. Все это требовалось понять, осмыслить и научиться жить по-новому.

Не особо радовало и здоровье. Недуг, от которого он страдал много лет, прогрессировал, а в стране не было хороших специалистов, способных помочь.

В 1927 году, когда стало ясно, что болезнь сильно обострилась, Борис Кустодиев обратился в Наркомпрос с просьбой разрешить уехать в Германию на лечение. Правительство выделило 1000 долларов, началось оформление документов.

Но он до выезда не дожил…

Не взирая на недуг…

Интересные факты

15 мая 2002 года в Астрахани в усадьбе Моисеевых-Злобиных, являющейся образцом городской застройки конца XIX — начала XX века, был открыт Дом-музей Бориса Кустодиева.

В фондах музея хранится 109 работ, в числе которых около 100 рисунков, скульптура, мемориальные предметы и документы, принадлежащие художнику и членам его семьи.

Потомки художника

Борис Кустодиев был женат на Юлии Прошенской. В этом браке родились дочь Ирина и сын Кирилл, которых художник часто изображал на своих картинах.

Кирилл Кустодиев работал художником-декоратором в ленинградских театрах, в том числе в Ленинградском академическом театре драмы (ныне Александринский театр), Театре оперы и балета имени С.М. Кирова (ныне Мариинский театр), умер в 1971 году.

Ирина Кустодиева была актрисой, скончалась в 1981 году. Внучка художника Татьяна Кустодиева — ведущий научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, хранитель итальянской живописи ХIII-XVI веков, кандидат искусствоведения.

Московский трактир (1916)

Однажды Кустодиев с приятелем актером Лужским ехали в пролетке и разговорились с извозчиком. Кустодиев обратил внимание на большую, черную как смоль бороду извозчика и спросил его: "Откуда сам-то будешь?" - "Керженские мы", - ответил кучер. "Из старообрядцев, стало быть?" - "Точно, ваше благородие". - "И что ж, тут, в Москве, много вас, в кучерах?" - "Да хватает. На Сухаревке вот свой трактир." - "Вот славно, туда мы и поедем. "

Пролетка остановилась недалеко от Сухаревой башни и они вошли в низкое, каменное здание трактира Ростовцева с толстыми стенами. Запах табака, сивухи, вареных раков, солений, пирогов ударил в нос.

Огромный фикус. Красноватые стены. Низкий сводчатый потолок. И в центре за столом сидели лихачи-извозчики в синих кафтанах, с красными кушаками. Они пили чай, сосредоточенно и молчаливо. Головы подстрижены под горшок. Бороды - одна длиннее другой. Они пили чай, держа блюдца на вытянутых пальцах. И сразу в мозгу художника родилась картина.

На фоне пьяно-красных стен сидят семь бородатых раскрасневшихся извозчиков в ярко-синих поддевках с блюдечками в руках. Они держатся чинно, степенно. Истово пьют горячий чай, обжигаясь, дуя на блюдечко с чаем. Чинно, не торопясь, ведут разговор, а один читает газету.

Спешат в зал половые с чайниками и подносами, их молодцевато-изогнутые тела забавно перекликаются с вереницей чайников, готовно выстроившихся на полках позади бородатого трактирщика; вздремнул оказавшийся без дела слуга; тщательно вылизывает шерстку кошка (хорошая для хозяина примета - к гостям!)

И все это действо в ярких, сверкающих, неистовых красках - весело выкрашенные стены, да еще пальмы, картины, да белые скатерти, да чайники с расписными подносами. Картина воспринимается как живая, жизнерадостная.


7 марта исполняется 137 лет со дня рождения Бориса Кустодиева, выдающегося
русского художника. Для современного человека его картины, в особенности цикл
“Русь”, в который входит и эта картина, – незаменимая энциклопедия русского
быта начала XX века. Полотнам Кустодиева можно доверять: хотя над многими из
них художник работал уже после слома “старого быта”, он опирался и на
собственные воспоминания, и на многочисленные наброски, которые всю жизнь (до
тех пор, пока болезнь не лишила его возможности ходить) делал во время
прогулок. Выясняем, что изображено на картине “Извозчик в трактире”:

Пара чаю. “Перво-наперво собери ты нам, молодец, четыре пары чаю, да смотри у
меня, чтобы чай был самолучший, цветочный”, – говорит один из героев романа
Мельникова-Печерского “В лесах”, заказывая в трактире обед. Что имеется в
виду? В современном русском языке есть понятие “чайная пара” – так называют
комплект из чашки и блюдца. А вот выражение “пара чаю” из обихода ушло вместе
с трактирами. Это был традиционный способ подачи чая: два чайника, один
большой, с кипятком, другой поменьше – с заваркой. К паре чая можно было
попросить подать любое количество приборов; кипяток доливали бесплатно по
первому требованию.

Калач. В дореволюционной России существовало множество разновидностей калачей,
которые отличались, в том числе и формой. Существует устойчивая легенда
(пошедшая в народ с легкой руки Владимира Гиляровского), что калачи в виде
висячего замка существовали специально для того, чтобы можно было хвататься за
них немытыми руками даже после грязной работы, при этом “ручка”-“дужка” калача
якобы была несъедобной и ее полагалось выбрасывать или отдавать нищим. Однако,
к реальности эта легенда не имеет никакого отношения. Доказательства этому
нетрудно найти в литературе. Например, в “Юнкерах” Ивана Бунина: “Затем
Дмитрий Петрович своими большими добрыми руками, которыми он с помощью
скальпеля разделяет тончайшие волокна растений, режет пополам дужку
филипповского калача и намазывает его маслом”.

Блюдце. Современные люди, пытаясь по старинной русской традиции
попить чай из блюдца, как правило, терпят неудачу и очень удивляются былой
популярности такого неудобного способа чаевничать. Дело в том, что
старинные блюдца были гораздо глубже нынешних и больше напоминали низенькие
пиалы На этой картине необычные пропорции блюдца переданы очень хорошо. Ну а
пили из них, чтобы не обжигать пальцы об стаканы с
кипятком.

Извозчики. Согласно распоряжению московской городской управы, все
извозчики должны были носить форменный костюм: старомодный
длиннополый синий кафтан с двумя сборками сзади и поярковую шапку.
Извозчики на старинных фотографиях и картинах выглядят очень крупными, но дело
тут не только и не столько в телосложении, сколько в том, что они всегда
подбивали свои кафтаны очень толстым слоем ваты. По версии, озвучивавшейся
Владимиром Гиляровским, это пошло с давних времен, когда барин не стеснялся
пинать кучера в зад ногой; в реальности же, скорее всего, речь шла всего лишь
об утеплении.

За расположенным по центру столом сидят семеро мужчин в длинных голубых кафтанах. Это ямщики, пришедшие в трактир отдохнуть и выпить чаю, поэтому большинство героев держит в руках белые блюдечки с горячим бодрящим напитком.

Слева на картине изображены двое официантов в белых одеждах. Мужчины торопливо несут чай гостям. Справа за столиком в углу дремлет ещё один работник. Позади ямщиков на дощатом полу сидит полосатая кошка.

Вариант 2 - Подробно

16 предложений/ 220 слов

Герои неспешно пьют чай из блюдечек. На белой скатерти стоит заварочный чайник. Кто-то из мужчин увлечённо читает газету, кто-то ест свежую выпечку, другие же извозчики оживлённо общаются между собой. Любопытно то, что все герои разного возраста. Есть среди них и совсем пожилые седовласые извозчики с длинными густыми бородами, и ещё вполне молодые, статные ямщики.

На дальнем плане картины справа изображена стойка с закусками. За ней рядом с патефоном стоит лысый мужчины с рыжей бородой. Это хозяин трактира, который внимательно наблюдает за своими гостями и работниками.

Двое официантов в белых одеждах спешат к посетителям. В руках мужчины несут заварочные чайники. Ещё один работник сладко дремлет, присев за пустой стол. На деревянном полу за спиной ямщиков бродит полосатая кошка, которая, по всей вероятности, живёт в трактире.

Красные стены над головой гостей образуют две широкие арки, между которыми расположилась золотая икона. Слева в укромном уголке трактира можно заметить высокую пальму и висящую над столиками картину с живописным пейзажем. Под потолком закреплены сразу несколько клеток с певчими птицами. Всё это сделано для удобства и уюта гостей.

Картина Бориса Кустодиева хорошо отражает дух своего времени. Трактир у художника прежде всего символизирует место для приятного времяпрепровождения, бесед и отдыха людей.

Чаепитие ямщиков на картине Московский трактир

Сочинение по картине Московский трактир Кустодиева: описание и анализ художественного полотна

На картине Московский трактир Бориса Михайловича Кустодиева мы можем увидеть чаепитие ямщиков в одном из трактиров города Москвы. Живописец изобразил довольно просторное помещение с арочными проемами, соединяющими залы, где находится много столиков для посетителей. На переднем плане за столом, накрытом белой скатертью, сидит большая компания извозчиков. Видно, что все они знают друг друга. Поэтому собрались вместе, чтобы немного отдохнуть, пообщаться, а заодно и перекусить. Это семеро мужчин разного возраста в одинаковых длинных синих кафтанах. На их столе стоит большой фарфоровый чайник и маленький заварочный. Мужчины пьют чай из блюдечек, так как он очень горячий.

У всех собравшихся за этим столом длинные бороды. Волосы тоже довольно длинные. У тех, кто постарше, они уже с проседью или совсем седые. По их лицам можно прочесть, что труд ямщика не такой уж легкий. В любую погоду они перевозят людей на своих упряжках. Один молодой мужчина с интересом читает газету. И, скорее всего, рассказывает своим друзьям о тех новостях, которые там напечатаны.

Посетителей трактира обслуживают официанты в белых одеждах. Двое разносят посетителям чай, а один присел отдохнуть на стуле. Справа за стойкой с различными закусками стоит полноватый лысый господин с рыжей бородой. Скорее всего, это хозяин трактира. Он внимательно наблюдает за ямщиками и слушает, о чем они говорят.

В помещении трактира довольно много различных предметов для удобства посетителей и приятного времяпрепровождения. Можно увидеть патефон, большую роскошную пальму, клетки с щебечущими птицами, подвешенные к потолку. На дальней стене висит большая картина, а рядом со столом ямщиков на стене находится икона. В этой уютной обстановке нравится отдыхать не только людям, но и коту, расположившемуся на полу рядом со столом главных героев.

Картина очень запоминающаяся. Автор знакомит нас с бытом царской России начала прошлого века. Мы можем увидеть, как жили в то время люди, а также почувствовать дух того времени.

Читайте также: