Изобразительное искусство удмуртии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Этнография - Народы Европейской части СССР

В дореволюционной России основная масса сельского населения Удмуртии была неграмотна.
….
За годы Советской власти в республике создана широкая сеть культурно-просветительных учреждений. Теперь в Удмуртии нет такого населенного пункта, где не работала бы библиотека, клуб или изба-читальня; везде слушают радиопередачи, смотрят кино. В 1957 г. в Ижевске был создан телецентр. В республике работает много домов культуры.

Работает научно-исследовательский центр — Институт истории, экономики, литературы и языка при Совете Министров Удмуртской АССР. Крупным научно-исследовательским центром является также Ижевский медицинский институт, где работают 15 докторов и более 40 кандидатов наук. Удмуртский народ выдвинул много талантливых деятелей медицины. Среди них почетное место занимает А. И. Перевощикова, первая удмуртка, получившая ученую степень доктора медицинских наук. Большую научную работу ведут и другие высшие учебные заведения Удмуртии, заводские лаборатории, опытные станции. В республике есть краеведческий музей с богатыми коллекциями; он проводит массово-просветительную и научную работу, устраивает передвижные выставки, обслуживая ими все районы республики.

В народном прикладном искусстве удмуртов большое место занимают тканый орнамент и вышивка. Тканым и вышитым орнаментом украшают детали одежды, постельные принадлежности и разные другие бытовые предметы. Существовали специализированные артели, выполнявшие различные тканые художественные изделия. Широкой известностью пользовалась Шарканская артель. В настоящее время артели преобразованы в предприятия местной промышленности и промкомбинаты.

Старинная удмуртская вышивка выполнялась шелком и шерстью, без канвы, по счету ниток холста. Теперь вышивают разноцветными мулине, шелком, красными и черными хлопчатобумажными нитками, также без канвы. Наиболее распространенные швы — косой стежок, гладь, набор и роспись. Чаще всего встречаются геометрические узоры: ромбы, квадраты, косые кресты, иногда растительный орнамент. Тематическая вышивка появилась только в советское время.

Наряду с вышивкой применяется аппликация из кусочков разноцветной ткани или тесьмы. Широкое распространение получило ковроткачество. В Ижевске работает фабрика художественных изделий ткачества и ковроделия, которая выпускает хлопчатобумажные и шерстяные дорожки, паласы, махровые, ворсовые и высоковорсовые ковры с удмуртским и русским орнаментом. Большую помощь фабрике оказывает Институт художественной промышленности в Москве. Выполняют на фабрике и художественную строчку, роспись тканей и платков.

Издавна среди удмуртов бытует искусство вязания и плетения. Удмуртские женщины большие мастерицы в вязании узорных варежек, чулок, носков, плетении кружев, бахромы и т. д. Материалом служат шерсть, льняная и хлопчатобумажная пряжа.

Широко распространена художественная обработка дерева: резьба, выпиливание, обточка и роспись. Росписью и резьбой украшают мебель — скамьи, столы, шкафы, стулья, а также оконные наличники, ворота и т. д. Орнамент большей частью геометрический, реже встречаются изображения животных. В наше время резчики по дереву исполняют довольно сложные по замыслу и композиции произведения.

Большое развитие получило и граверное искусство. В Ижевске работает школа граверов, в которой преподают народные мастера.

Кадры учителей рисования и художников готовит художественнографический факультет Удмуртского государственного педагогического института, открытый в 1959 г.

Растет число самодеятельных художников, в 20 кружках изобразительного искусства около 500 человек. Художники Удмуртии постоянно совершенствуют свое мастерство, основные темы их произведений — показ жизни народа, его борьбы за построение коммунизма. В 1960 г. 30 произведений художников Удмуртии были отобраны на Всероссийскую художественную выставку.

Фольклор и литература

Богат и разнообразен фольклор удмуртов. Преобладающее место в нем занимает песенное творчество, но широко представлены также эпические сказания, сказки, пословицы, загадки.

Большое место в дореволюционном удмуртском фольклоре занимали рекрутские песни. У удмуртов был обычай, согласно которому каждый рекрут, а также девушка, выходившая замуж за парня из другой деревни, должны были оставлять на память в своей деревне сочиненные ими песни. Для удмуртского фольклора характерны разнообразные импровизации. Удмуртский крестьянин слагал свои песни за работой, в пути, на праздниках и т. д. К семейным торжествам хозяйка сочиняла песни для гостей, а гости должны были отвечать импровизацией. Молодежь устрав- вала также специальные вечера загадок. Песни в большинстве случаев исполнялись без аккомпанемента. В южных районах республики наиболее отчетливо выделяется любовная лирика, песни, воспевающие красоту любимой девушки, которые по характеру близки к татарским и башкирским. Для северных районов более характерны эпические повествования, напоминающие русские сказы. Распространены частушки, молодежь часто распевает их на улицах. Популярна также массовая советская песня.

Первые поэты и прозаики Удмуртии писали на темы революции, гражданской войны. Это прозаики Д. Пинь (Д. Баженов), К. Митрей (Д. Ко- репанов) и поэты М. Прокопьев, Д. Майоров. М. Прокопьев — поэт-большевик, первый переводчик на удмуртский язык произведений А. С. Пушкина, начал писать в окопах, на фронтах гражданской войны. В 1918 г. в г. Осе вышел сборник его стихотворений. Молодой поэт погиб в борьбе с врагами революции, а его сборник был уничтожен белогвардейцами.

Д. Майоров лучшие строки своих произведений посвятил защите революции, партии большевиков, советскому народу. Литературная деятельность Д. Майорова подвергалась яростным нападкам со стороны буржуазных националистов. В 1923 г. его убили кулаки.

Изобразительное искусство Удмуртии тесно связано с этносом: первые работы теперь безымянных художников изображали сценки из повседневной жизни, зарисовки из легенд и преданий. По мере популяризации христианства и увеличению грамотности, развивалась и живопись: иконостасы, иллюстрации, буквари. В Удмуртию приезжали мастера из Петербурга и других крупных городов, создавая зачатки традиций. Пришедший XX век подарил удмуртскому краю открывающиеся профессиональные школы и объединения художников. Но настоящий толчок становлению живописной школы Удмуртии дала хрущевская оттепель.

Благодаря этим активистам жизнь в удмуртском отделении союза художников забурлила. Были приняты новые члены, открылся художественно–графическое отделение при физмат факультете пединститута (1959 г.). В 1960-м отделение стало полноценным факультетом, а впоследствии и самостоятельным учебным заведением. ИИиД был создан в 2002 г. путем слияния факультетов искусства (основан в 1992 г.) и дизайна (открыт в 1998 г.). Первым деканом стал скульптор Борис Кузьмич Волков, первый заведующий кафедры изо искусства – Алексей Павлович Холмогоров, выпускник Суриковского института.

За все время существования института в нем работали и обучались множество талантливейших мастеров, перечислить всех невозможно. Этот факультет объединил ярчайших представителей профессии в преподавательском составе. Рем Касимович Тагиров, заложивший основы графической школы. Отдал образовательной деятельности значительный период жизни: с 1965 по 1995 гг. В его память в республике проходят конкурсы академического рисунка. Татьяна Александровна Лебедева, преподававшая историю живописи. Ее отличительной чертой была непереносимость канцеляризмов, поэтому все лекции критика и искусствоведа были яркими и доступными. Ее стараниями студенты могли принимать участие в выездных практиках в крупных музеях Москвы и Петербурга. Петр Садофьевич Семенов, профессор и заведующий кафедры рисунка и скульптуры. Его карьера началась в 1961 г. и продолжается по настоящее время.

Получило развитие изобразительное искусство Удмуртии. В основе его лежало древнее мастерство удмуртов — вязание и плетение, ковроделие. После Октябрьской революции А. Перевозчикова и Е. Корюхина выткали шелком ковер с портретом В. И. Ленина. Широко известен ковер с портретом Владимира Ильича мастерицы А. Фофановой.

Большое развитие получило в Удмуртии граверное искусство. Охотничьи ружья с гравировкой мастеров республики широко известны в нашей стране и за рубежом.

Художники республики успешно работали в области пейзажной живописи. В 1939 году в Ижевске было создано Удмуртское отделение Союза художников СССР.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Отображение истории Удмуртии в произведениях изобразительного искусства


Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном мире всеобщей глобализации малые народы, в том числе и удмурты, забывают про свои корни, традиции, историю и национальный язык. Поэтому, существует вероятность того, что наш удмуртский народ перестанет существовать как национальность.

Актуальность:

Необходимо сохранить свои национальные корни, т.к. забывание истории своего народа может привести к исчезновению целой культуры

Гипотеза:

Я считаю, что благодаря удмуртским художникам можно сохранить историю и традиции удмуртского народа для потомков, т.к. картины запечатлели основные события и уклад жизни удмуртов и продолжают сохранять историю современной Удмуртии.

Цель:

Доказать, что в картинах удмуртских художников отображены основные этапы развития Удмуртии.

Задачи:

Установить связь между изобразительным искусством Удмуртии и этапами её развития.

Выявить художников, внесших значительный вклад в описание истории развития нашей республики.

Описать картины, которые передают традиции удмуртского народа.

Методы исследования: анализ информации, обобщение, сравнение.

Основная часть

На картине изображено поле, где растет рожь. Небо светлое, голубое, почти чистое: лишь в далеке виднеются серо-голубые облака. Сквозь ниву проходит узенькая тропинка и колея от повозок.

Урожай будет богатым. Могучие сосны указывают на природные богатства лесов Удмуртии. Как уже выразился Атаманов, на заднем плане стоят остатки леса – несколько сосен. Скорее всего, их тоже скоро вырубят, но художник, запечатлев их, навсегда оставил их живыми, и сделал памятником Удмуртского леса XIX века. Таким образом, мы видим доказательства того, что в Удмуртии было развито сельское и лесное хозяйство

Многовековые традиции народного творчества – вышивка, вязание, ткачество, ковроделие и опыт русского реалистического искусства стали источниками изобразительного искусства Удмуртии.

Удмурт и удмуртка с гуслями в своей избе на досуге

Панорама ижевского завода

Ж ители Удмуртии принимали активное участие в революционных событиях и гражданской войне. Об этом говорят нам работы зодчих и архитекторов того времени. В 1920-1922 годах на братской могиле участников революции и гражданской войны, на Красной площади Ижевска, был сооружен мемориал, увенчанный эмблемой Российской федерации (архитектор Г.Ф.Сенатов). его отличает новаторское композиционное и градостроительное решение. В городах Удмуртии появляются первые памятники В.И. Ленину.

Памятник героям революции

Строительство Ижевска

Сенокос

В целом, произведения, созданные удмуртскими мастерами в 20-30-е годы, за немногими исключениями, имеют сейчас историко-художественную ценность как материал, характеризующий первые шаги профессионального искусства Удмуртии.

Во время второй мировой войны и в период Великой Отечественной войны художники изображали на своих картинах военный подвиг советского народа. Судьба и история Удмуртии также присутствует в этих произведениях: разруха, обезображенные взрывами снарядов и бомб леса и луга. Войну они показывают не в батальных сценах, а в небольших жанровых картинах.

Кекоранский обход

Ветераны Великой Отечественной войны из Удмуртии

Вечер на Каме

Заметным явлением в развитии искусства 50-х годов имело творчество Андрея Михайловича Сенилова. Больше всего художника влечет пейзажный жанр, об этом свидетельствуют его слова: «Родившись в одном из глухих уголков Удмуртии, я с раннего детства полюбил самобытную, живописную красоту родного края, и основной темой своего творчества я избрал тему прославления родного края и его народа.

Таким образом в 40-50-е годы расширяется тематический и жанровый диапазон искусства, главным образом, живописи Удмуртии. Проявляется интерес к истории своей республики, выявлению национальных особенностей современной жизни.

Новый этап в развитии Изобразительного искусства Удмуртии наступает в 60-е годы. В 1959 году открывается художественно-графический факультет при УдГПИ. Это позволило пригласить в республику выпускников центральных вузов Страны, которые приняли участие в организации факультета. В короткий срок искусство обогатилось молодыми художниками.

В живописи ведущими жанрами стали портрет и сюжетно-тематическая картина. Их развивал выдающийся мастер Алексей Павлович Холмогоров (1926-1987). Люди, которые становились героями его портретов, делали историю Удмуртии. Их профессии, их достижения говорили о том, что республика развивалась по пути прогресса в различных областях промышленности и сельского хозяйства, а также социальной сферы. Обратим в нимание на следующие произведения.

Ковровщица Дарья Курбатова

Доярка из Алнашей

Портрет хирурга Черных

Оружейник Алексеев

Живопись звучная, красивая. Удачно найдены типы героев. В их обрисовке много человеческого тепла. Искренне, взволновано показывает художник романтику труда.

Праздник весны

Стремление емкими средствами раскрыть красоту окружающее среды характерно для Николая Яковлевича Попова. Своеобразие его пейзажей – в выборе мотива, по-новому показывающего сельскую природу и близких к ней людей. Оно и в уравновешенности композиции, в живописном строе, которому свойственна напряженная, насыщенная цветовая гамма.

Вечер в деревне

Листы в технике линогравюры и офорта невелики по размеру, хорошо продуманны композиционно, декоративны.

Вокзал

Кинотеатр

В них величие архитектурных памятников, спокойствие, традиционная для пейзажей неторопливая повествовательность и любовь к потребностям сочетается с интересом к человеку. Они останавливают внимание зрителя на случайных прохожих, заставляют всмотреться в невысокие домики и новые микрорайоны, хранящие жизнь незнакомых людей

Монумент

С начала 80-х годов расширились взаимосвязи национальных искусств народов страны. Активизировалось взаимовлияние, взаимопроникновение элементов различных культур. Это благотворно сказалось на искусстве Удмуртии.

Апрельские проталины

Стожок

Сумерки

Клюква

В результате изучения мною литературы и картин я познакомился с творчеством многих неизвестных мне ранее художников Удмуртии и увидел связь между изобразительным искусством нашей республики и этапами ее развития. Художники в своих картинах, выполненных в различных жанрах и направлениях, отражают историю и обычаи Удмуртии. Дореволюционные и послереволюционные события, становление молодой республики, развитие сельского хозяйства и промышленности, рост городов, строительство новых объектов. Кроме того, огромную роль играют детали: элементы удмуртских народных костюмов, обряды и традиции, которые позволяют увидеть самобытность удмуртского народа, его отличия от других народностей.. Благодаря этому удмурты не теряют свою индивидуальность. Значительный вклад в описание истории развития республики внесли: Федор Прокопьевич Матанцев, Виктор Николаевич Олюшин, Николай Яковлевич Попов, Семен Николаевич Виноградов, Андрей Михайлович Сенилов, Алексей Павлович Холмогоров. Имено на картинах этих художников Удмуртия изображена как республика, имеющая свою историю и будущее.

Литература

Матвеева Т.А. Художник Н.А. Косолапов. – Ижевск: Удмуртия, 1982. – 64 с.

Альбом репродукций. Удмуртия в изобразительном искусстве. – Ижевск: Удмуртия, 2001.- 143 с.

Поляк А.И. Изобразительное искусство Удмуртии.- Ижевск: Удмуртия, 1974. – 176 с.

Читайте также: