Изменения в советском праве накануне войны кратко

Обновлено: 07.07.2024

В июле 1941 г. принимается Указ Президиума Верховного Совета СССР "( ответственности за распространение в военное время ложных слухов". С апреля 1943 г. для специальных субъектов уголовного права ("фашистских преступников и их пособников") вводятся особые меры наказания - смертная казнь через повешение и каторжные работы. В декабре 1942 г. расширяется состав такого преступления как спекуляция (в нее включаются продажа махорки и самогона больших количествах). В январе 1942 г. кража личного имущества при отягчающих обстоятельствах (во время воздушного налета, нападения врага и т.п.) была приравнена по аналогии к бандитизму. Шире стали использоваться принщип аналогии и возмездие как одна из целей наказания. Появился ряд новых составе уголовное наказание назначалось за самовольный уход с работы (декабрь 1941 г.), уклонение от воинского учета (январь 1942 г.), несдачу трофейного оружия (январь 1942).

Сопротивление населения оккупантам усиливалось также в связи с рядом идеологических трансформаций: власти в Москве сделали некоторые уступки национальным и религиозно-православным идеям (в 1943 г. восстанавливается патриаршество, тогда же в Ташкенте формируется центральное управление мусульман и водворяется муфтий). Патриотизм народа и скрытый шовинизм верхов противопоставлялись космополитизму и интернационализму, хотя тот официально оставался идеологией ВКП(б).

В июле 1945г. на основе закона о демобилизации местным органам власти и руководителям предприятий вменялось в обязанность срочное (в течение месяца) предоставление работы демобилизованным военнослужащим. Воссоздавались специальные органы по вербовке рабочей силы. С февраля 1947 г. было возобновлено заключение коллективных договоров между хозорганами и профсоюзами. Делаются попытки сочетать жесткое планирование с более гибким хозрасчетом. В апреле 1949 г. Совет Министров СССР принял постановление "О заключении хозяйственных договоров", в котором закреплялась двойная система договоров: генеральные заключались между хозяйственными системами и отраслями, локальные - между предприятиями. Амнистия в связи с победой над гитлеровской Германией освободила от наказания или смягчила наказание лицам, осужденным за менее тяжкие преступления. В мае 1947 г. была отменена смертная казнь (с 1950 г. она была восстановлена в исключительных случаях). Были казнены партийные деятели по "Ленинградскому делу", группа писателей по" делу Еврейского Антифашистского комитета", готовились публичные казни по "делу врачей", но этот умысел сорвала смерть Сталина. Одновременно усиливалась ответственность за хищение государственного и общественного имущества: в июне 1947 г. за эти виды преступлений были увеличены сроки наказания (до 10-25лет), произошла унификация состава данного преступления, что привело возникновению трудностей в судебной практике и большему произволу в судебных решениях.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Гражданское право. На территории, временно оккупированной врагом, советские законы считались действующими. В связи с военной ситуацией расширялись права государства в отношении объектов права частной собственности.Также граждане должны были сдавать трофейное имущество.

В обязательственном праве сужалась сфера применения договорных отношений, и расширялось применение административно-правовых методов.Война не являлась основанием для неисполнения обязательств. Военнослужащие сохраняли за собой жилплощадь. Граждане, вернувшиеся из эвакуации, могли в судебном порядке истребовать свою жилплощадь. В связи с массовой гибелью людей был расширен круг наследников – теперь наследовать могли не только дети, супруг и иждивенцы, но и трудоспособные родители, братья и сестры.

Семейное правоукрепление института брака, поощрение многодетных семей, расширение сети детских садов, повышение рождаемости.

1) Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 ноября 1941 г. вводился налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан. В 1943 г. были приняты нормативно-правовые акты об опеке и усыновлении.

Усложнялся процесс развода — развод производился только в судебном порядке, причем процесс состоял из двух стадий. На первой стадии народный суд был обязан принять меры по примирению супругов. Если супруги не примирились, дело поступало в вышестоящую инстанцию, которая и решала вопрос по существу.

Колхозное право решало следующие задачи: обеспечение продовольствием и сырьем, укрепление трудовой дисциплины, восстановление разрушенного сельского хозяйства. Был повышен обязательный минимум трудодней до 150 трудодней в год. Члены семей колхозников в возрасте от 12 до 16 лет были обязаны отработать не менее 50 трудодней в году. Также местные исполнительные комитеты получилиправо привлекать для сельскохозяйственных работ трудоспособное население городов и сельских местностейа, часть служащих учреждений, учащихся 6— 10-х классов, студентов техникумов и вузов. Колхозники, не вырабатывавшие без уважительных причин норму трудодней, передавались суду и карались исправительными работами с удержанием заработной платы.

Уголовном право.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 мая 1943 г. устанавливалась уголовная ответственность для воинских начальников за незаконное награждение. Утрата знамени воинских частей приводила к расформированию этой части, а виновные подлежали суду военного трибунала.

19 апреля 1943 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР для фашистских преступников и их пособников были введены новые виды наказаний — смертная казнь через повешение и ссылка на каторжные работы на срок от 15 до 20 лет.

Применялась отсрочка исполнения приговоров с отправкой осужденных на фронт. Отличившиеся в боях освобождались от наказания.

Уголовно-процессуальное право. Повышалось значение органов военной юстиции. Рассмотрение всех гражданских дел на время войны приостанавливалось, уголовные дела передавались на рассмотрение военным трибуналам.

Советское государство и право в годы Великой Отечественной войны. Чрезвычайные органы власти и управления. ГКО. Создание новых органов управления. Перестройка государственного аппарата. Военное строительство. Военная юстиция. Превращение страны в единый боевой лагерь. Реорганизация народного хозяйства. Изменения в организации государственного единства. Расширение прав союзных республик, упразднение некоторых автономий.

Изменения в праве в период Отечественной войны. Чрезвычайное законодательство военного времени. Изменения в гражданском, трудовом, колхозном, семейном, уголовном праве. Нормы гражданского права на оккупированной территории. Право собственности. Защита прав собственности. Обязательственное право: изменения в планировании, перезаключение договоров, принцип реального исполнения обязательств. Наследственное право: упрощение порядка удостоверения завещаний, увеличение срока принятия наследства, изменение ставок госпошлин и налога на наследство, расширение круга наследников, установление очереди призвания к наследству. Семейное право: новое законодательство о патронате, опеке и усыновлении. Изменения в законодательстве о браке, разводе, установлении отцовства. Трудовое право: законодательство о подготовке и распределении трудовых ресурсов, условиях и охране труда, дисциплине труда. Уголовное право: изменения в Общей части уголовного права: отсрочка исполнения приговоров, усиление санкций, в Особенной части: усиление ответственности по имеющимся составам, ответственность за ложные слухи, утерю важных государственных документов и т.д.

Тема 14. Советское государство в послевоенные годы (1946-1953 гг.)

Перестройка государственного аппарата в связи с переходом от войны к миру. Упразднение чрезвычайных органов власти и восстановление в полном объеме деятельности конституционных органов власти и управления. Внесение изменений в Конституцию СССР (1946 г.).

Возобновление репрессий. Развитие внешних функций советского государства. Массовая демобилизация. Реорганизация органов управления вооруженными силами.

Роль государственных структур в восстановлении народного хозяйства. Вмешательство партии в культурное строительство. Изменение организационных форм Вооруженных Сил.

Развитие основных отраслей права. Денежная реформа. Расширение полномочий собственников. Усиление роли договоров в хозяйственной жизни. Государственная регламентация жизни семьи, запрещение браков с иностранцами, усложнение разводов. Ликвидация норм военного времени, внимание к поощрению работников. Охрана природы. Уголовное право: развитие норм Особенной части, ужесточение наказаний.

Тема 15. Советское государство в период частичной либерализации общественных отношений и попыток реформ административно-командной системы (1954-1964 гг.)




Советское государство и право в годы Великой Отечественной войны. Чрезвычайные органы власти и управления. ГКО. Создание новых органов управления. Перестройка государственного аппарата. Военное строительство. Военная юстиция. Превращение страны в единый боевой лагерь. Реорганизация народного хозяйства. Изменения в организации государственного единства. Расширение прав союзных республик, упразднение некоторых автономий.

Изменения в праве в период Отечественной войны. Чрезвычайное законодательство военного времени. Изменения в гражданском, трудовом, колхозном, семейном, уголовном праве. Нормы гражданского права на оккупированной территории. Право собственности. Защита прав собственности. Обязательственное право: изменения в планировании, перезаключение договоров, принцип реального исполнения обязательств. Наследственное право: упрощение порядка удостоверения завещаний, увеличение срока принятия наследства, изменение ставок госпошлин и налога на наследство, расширение круга наследников, установление очереди призвания к наследству. Семейное право: новое законодательство о патронате, опеке и усыновлении. Изменения в законодательстве о браке, разводе, установлении отцовства. Трудовое право: законодательство о подготовке и распределении трудовых ресурсов, условиях и охране труда, дисциплине труда. Уголовное право: изменения в Общей части уголовного права: отсрочка исполнения приговоров, усиление санкций, в Особенной части: усиление ответственности по имеющимся составам, ответственность за ложные слухи, утерю важных государственных документов и т.д.

Тема 14. Советское государство в послевоенные годы (1946-1953 гг.)

Перестройка государственного аппарата в связи с переходом от войны к миру. Упразднение чрезвычайных органов власти и восстановление в полном объеме деятельности конституционных органов власти и управления. Внесение изменений в Конституцию СССР (1946 г.).

Возобновление репрессий. Развитие внешних функций советского государства. Массовая демобилизация. Реорганизация органов управления вооруженными силами.

Роль государственных структур в восстановлении народного хозяйства. Вмешательство партии в культурное строительство. Изменение организационных форм Вооруженных Сил.

Развитие основных отраслей права. Денежная реформа. Расширение полномочий собственников. Усиление роли договоров в хозяйственной жизни. Государственная регламентация жизни семьи, запрещение браков с иностранцами, усложнение разводов. Ликвидация норм военного времени, внимание к поощрению работников. Охрана природы. Уголовное право: развитие норм Особенной части, ужесточение наказаний.

Тема 15. Советское государство в период частичной либерализации общественных отношений и попыток реформ административно-командной системы (1954-1964 гг.)

Мы продолжаем публикацию ряда научных статей ученых Пензенского госуниверситета, уже известных читательской аудитории ВО по предыдущим материалам. В данном случае авторами статьи выступают Сиушкин А.Е. и Милаева О.В. Тема – самая, что ни на есть военная – закон и право в военное время в СССР. С моей стороны здесь присутствует только лишь работа редактора и то в минимальном объеме.
В.Шпаковский

Законы и право военного времени предсказуемо отличаются от права периода мирного развития государств. Они преследуют в совокупности одну цель - добиться победы над врагом. Поэтому неудивительно, что Великая Отечественная война внесла значительные коррективы, в том числе и юридического характера, в систему государственной власти в СССР.

Советское право: коррективы в годы войны

Нас же не удивляют чрезвычайные меры, например, в Великобритании военного времени (не берем в качестве примера фашистские режимы). Напомним, что уже в 1940 году там было принято чрезвычайное законодательство. Тоже, надо сказать, отличавшееся жесткостью, значительно ограничившее гражданские права населения, введшее всеобщую трудовую повинность, урезавшее свободу печати.

Всем иностранцам и лицам без подданства было запрещено выходить в темное время суток, появляться на улицах до 6 часов утра. Всех иностранцев удалили из 20-мильной полосы вдоль юго-восточного побережья Великобритании.

Не будем продолжать, что на войне как на войне, поэтому жесткость норм права этого времени не относится к особенностям государственного устройства, а характеризует ту или иную степень тяжести военного времени для государства, степень вовлеченности территорий и населения в военные действия, особенности экономики и военной промышленности и пр.

Военное время обусловило введение особого правового режима в СССР, предусматривающего и принятие чрезвычайных мер. К ним относились: серьезное расширение полномочий военных властей, расширение списка дел, относимых к подсудным военным трибуналам, применение экстренных мер по обеспечению безопасности государства, охране общественного порядка и укреплению обороноспособности страны.

Первым шагом стала предельная централизация власти и управления в руках узкого круга лиц. В СССР таким органом стал Государственный Комитет Оборон (далее ГКО). Как следовало из опубликованного 30 июня 1941 года Решения Президиума Верховного Совета СССР, ЦК ВКП (б) и СНК СССР, такая мера была продиктована необходимостью ускорения процесса принятия решений и мер по защите государства от агрессоров, необходимостью сплочения советского народа.

Вторым шагом в условиях военного времени в СССР, как и в других странах, стало приостановление действия ряда конституционных норм до окончания войны. Часть конституционных норм была изменена в соответствии с чрезвычайной обстановкой. Некоторые институты советского права, которые не применялись на практике в мирный период, стали довольно широко применяться, часть из них была рассчитана на сравнительно длительный период действия.

Названные военные неудачи сократили территорию СССР (потеряны Украина, Белоруссия, Прибалтика, Донбасса и другие области). Бесследно это пройти не могло: стало меньше трудовых ресурсов (потеряно более 70 млн. населения), хлеба (потеряно более 80 млн. пудов), металла (меньше на 10 млн. тонн металла в год), заводов и фабрик. Это сильно ударило по паритету противников: преимущества перед Германией и ее союзниками в отношении людских и материальных ресурсах у СССР не стало.

Именно вот эти два приказа стали основой прочно укоренившихся мифов о кровавом характере военного советского законодательства.

Но даже в военное время процесс нормотворческой деятельности представительных органов власти всех ступеней, включая и Верховный Совет СССР, несмотря на ограничения, не останавливался. Но в процессуальном отношении были допущены упрощения порядка принятия, обсуждения и утверждения правовых актов и документов, что говорило о стремлении приспособить неповоротливую бюрократическую машину к оперативно меняющейся обстановке. В этот период законопроекты не проходили широкого общественного и экспертного обсуждения, не подлежали широкой общественной оценке. В основном, они оперативно обсуждались специально по случаю применения специализированными комиссиями.

Нормотворческий процесс продолжался и подвергались пересмотру нормы различных отраслей права. Особенно сильно изменение затронуло права личной собственности в пользу расширения прав государства в отношении некоторых объектов личной собственности граждан.

Здесь стоит отметить, что осуществлялись даже реквизиции имущества. Правда, эти нормы не оправдают надежд любителей мифов о кровавом режиме, лишающем людей всего: граждане обязывались временно сдать радиоприёмники и т.д. О том, что это мера временная, говорит Постановление СНК и ЦК ВКП(б) от 21 августа 1943 г. В нем совнаркомы, облисполкомы и обкомы восточных областей и республик обязывались возвратить на освобождённых землях колхозам скот, который был эвакуирован на восток и пр. имущество, изъятое в соответствии с режимом военного времени.

Претерпело изменение и жилищное законодательство: оно было направлено на приоритетное рассмотрение вопросов о правах военнослужащих и их семей на обеспечение жильем, в специальном порядке защищало эти категории граждан. В Постановлении СНК СССР от 5 августа 1941 г. за военнослужащими сохранялась закрепленная за ними жилая площадь, которая освобождалась от квартирной платы, оплаты коммунальных услуг. Лица, эвакуированные на Восток в связи с военной необходимостью и соображениями безопасности, имели особый жилищно-правовой статус.

Помимо гражданского, изменения претерпело и трудовое законодательство по вполне очевидным причинам: масштабные людские потери. Требовалось восполнение трудовых ресурсов, замещающих ушедших на фронт, обеспечение безостановочной работы предприятий и пр.

С целью обеспечения обороноспособности страны была проведена масштабная мобилизация трудоспособного населения на период ведения военных действий. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 февраля 1942 г. определял категории мобилизуемых: мужчины в возрасте от 16 до 55 лет, женщины - от 16 до 45 лет. За уклонение от трудовой мобилизации устанавливалась уголовная ответственность. Не подлежали мобилизации лица, работавшие в государственных учреждениях и предприятиях и еще некоторые категории граждан.

Те, кто не достиг 16 лет, не могли быть привлечены к обязательным сверхурочным работам более 2 часов в день, при этом оплата их труда производилась в полуторном размере. Все отпуска трудящихся отменялись, но предусматривалась денежная компенсация. Исключением являлись работники до 16 лет, те, кому отпуск требовался по болезни, в связи с беременностью и родами.

При этом для возбуждения дела требовалось соблюсти ряд обязательных условий, в том числе подать в народный суд заявления о желании расторгнуть брак с указанием причины развода. Процесс расторжения брака проходил две стадии судебного разбирательства. Первая стадия имела целью примирение супругов. В случае неудачи, истец должен был подать заявление в вышестоящий суд. Этим судом и выносилось решение, включая решение вопросов раздела имущества, оплаты развода, положения детей. Упрощенный порядок бракоразводного процесса применялся в случае отсутствия или пропажи на фронте одного из супругов. Впрочем, эти обстоятельства не признавались абсолютными поводами для прекращения брака, а обоснованность требования развода каждый раз определялась судом.

Вопрос обеспечения продовольствием – вопрос первостепенной важности в военное время, поэтому вносились изменения в колхозное право. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 13 апреля 1942 г. на время войны повысило обязательный минимум трудодней в году до 150 трудодней в хлопковых районах, до 100 - в Московской, Ивановской областях и других специально указанных в постановлении областях, краях, республиках по списку Наркомзема СССР. В остальных районах СССР трудовой минимум составил 120 дней в году. Отдельно оговаривалось количество трудодней, которое колхозник должен был отрабатывать в разные периоды проведения сельскохозяйственных работ. За неисполнение норм выработки трудодней, указанных в Постановлении, трудоспособные колхозники предавались суду. В сельскохозяйственных работах задействовались и дети членов колхоза в возрасте 12-16 лет. Их трудовой минимум составлял 50 трудодней в год.

Для контроля исполнения норм Постановления применялись довольно жёсткие меры. Исключались из членов колхоза те лица, которые не выработали норму трудодней за год. Это исключение сопровождалось лишением земельного участка. Председатели колхозов, покрывавшие таких уклонистов, также привлекались к суду. На правовом уровне регламентировались и частности, и многие практические вопросы: дополнительная оплата труда, охране молодняка для увеличения скота и пр.

Отдельным блоком в СССР развивалось законодательство, направленное на борьбу с особого рода преступлениями, направленными на охрану государственной тайны, борьбу со шпионажем, вредительством, подрывной деятельностью и пр. При этом как продолжали практиковаться старые уголовные нормы, так создавались и новые. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 ноября 1943 г. было введено уголовное наказание в виде лишения свободы до 10 лет (для должностных лиц), до трех лет (для частных лиц) за разглашение государственной тайны или утрату документов, содержавших государственную тайну. Альтернативой могла стать отправка на фронт виновного лица, тогда применялась отсрочка исполнения приговора. Судимость могла быть снята с отличившихся в боях. 2 мая 1944 г. была введена уголовная ответственность за незаконное награждение. В случае утрат знамени воинская часть расформировывалась, а виновные подлежали суду военного трибунала. Решения, принятые трибуналом, не оспаривались, при этом, приговор мог быть вынесен без расследования.

С приближением окончания войны чрезвычайные меры постепенно начинали реже практиковаться, потом отменялись. Так, Указом Верховного Совета СССР от 30 декабря 1944 г. объявлялась амнистия в отношении лиц, осуждённых за нарушение трудовой дисциплины в соответствии с Указом от 26 декабря 1941 г.


Во время Великой Отечественной войны в Советском Союзе сложилась чрезвычайная обстановка, когда встал вопрос о самом существовании страны.
Создавалось чрезвычайное законодательство военного времени.
Однако, по общей тенденции развития советского права,сокращалось количество нормативно-правовых актов, публикуемых в источниках официального опубликования.
Поэтому задачей этого проекта был сбор и систематизация основных нормативно-правовых документов (полных текстов) времен Великой Отечественной войны.

Вероломным нападением фашистской Германии на СССР 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война.
На Советский Союз напали 190 дивизий, линия фронта протянулась от Балтики до Карпат. На стороне Германии выступили Италия, Румыния, а позднее – Венгрия, Финляндия, Словакия.

Советское государство оказалось в трудной ситуации. Необходимо было одновременно решать пять сложнейших задач:
1. Приостановить стремительное наступление немецких войск.
2. Эвакуировать на восток страны промышленные предприятия, население и имущество из районов, которым угрожала немецкая оккупация.
3. Провести всеобщую мобилизацию военнообязанных и компенсировать потери в живой силе, понесенные в первые дни войны.
4. Организовать производство вооружения и боеприпасов в необходимом количестве.
5. Обеспечить армию и страну продовольствием.

В стране сложилась чрезвычайная обстановка, когда встал вопрос о самом существовании советского государства.

Поэтому создавались чрезвычайные органы или обычным органам придавались чрезвычайные полномочия.

Сталин И. В. устанавливает режим личной власти.

Уже 23 июня 1941 г. по решению ЦК ВКП(б) и СНК СССР была создана Ставка Верховного Главнокомандования. Она должна была осуществлять стратегическое руководство вооруженными силами страны. Возглавил этот орган С. М. Тимошенко, а затем с 10 июля 1941 г. – И.В. Сталин.
31 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР, ЦК ВКП (б) и СНК СССР приняли совместное постановление, которым признавалась необходимость создания Государственного Комитета Обороны, сосредоточение всей полноты власти в руках ГКО. Все граждане, партийные, советские, комсомольские и военные органы были обязаны беспрекословно выполнять решения и распоряжения ГКО. Возглавил его И. В. Сталин.
19 июля 1941 г. И.В. Сталин был назначен Народным комиссаром обороны, а 8 августа 1941 г. – Главнокомандующим Вооруженными Силами.

Главным организующим принципом всей системы исполнительной власти становится принцип бюрократического централизма: приказ,изданный вышестоящим органом, подлежал незамедлительному и беспрекословному выполнению.

• драться до последней капли крови за наши города и села;
• обеспечить организованное проведение мобилизации;
• обеспечить снабжение армии всем необходимым;
• уничтожать шпионов, диверсантов, вражеских парашютистов;
• имущество, которое не может быть вывезено, должно безуспешно уничтожаться;
• создавать партизанские отряды и диверсионные группы для борьбы с частями вражеской армии.

Превращение страны в единый боевой лагерь.

Судебные органы

Для ускорения судопроизводства и расследования преступлений в годывойны использовался институт военной юстиции.

• дела о государственных преступлениях
• об охране общественной (социалистической) собственности
• уголовные дела
• о преступлениях, совершенных военнослужащими
• об уклонении от исполнения всеобщей воинской обязанности

Сроки рассмотрения дел были предельно короткими, приговоры обжалованию не подлежали, приводились в исполнение немедленно. Только смертные приговоры могли приостановить командующие и военные советы армий.

До 1943 года военные трибуналы работали в составе трех человек, затем включили заседателей.

Изменения в праве в условиях войны

…В советском праве во время войны преобладали негативные тенденции, сложившиеся уже в конце 30-х годов:

(Сырых В. М. История государства и права России: советский и современный период. Москва: Юрист, 2000. – С. 314).

Гражданское право

Гражданское право признавало приоритетную защиту имущественных интересов государства. В условиях войны сказалась эффективность принципа единства государственной собственности.

Советские законы считались действовавшими и на территории, временно оккупированной врагом. Поэтому всякого рода гражданско-правовые сделки, совершенные на какой-либо территории за время ее оккупации, если они не соответствовали советским законам или нарушали интересы советского государства, признавались недействительными.

Расширялись права государства в отношении некоторых объектов нрава личной собственности. Так, граждане были обязаны временно сдать радиоприемники, применялись реквизиции некоторого имущества, например, лодок в местах переправ и т.д.

Граждане освобожденных территорий обязаны были сдавать органам государства трофейное имущество, а также брошенное имущество, собственники которого не известны, все присвоенное во время оккупации имущество как государства, так и граждан.

Постановление СНК и ЦК ВКП б) от 21 августа 1943 г. обязало совнаркомы, облисполкомы и обкомы восточных областей и республик возвратить колхозам освобожденных районов скот, который в свое время был эвакуирован на восток.

В обязательственном праве четко прослеживалась тенденция на сужение применения гражданско-правовых договоров и расширение применения административно-правовых, плановых заданий. Это касалось, прежде всего, военной продукции, а также поставок нефти, угля, металла и т.д.

Налоговое право

Необходимость мобилизации дополнительных средств для финансирования военных расходов вынудила правительство повысить долю налогов в доходах Госбюджета СССР. В годы войны государство увеличило размеры налоговых платежей населения, значительно повысив долю этого источника бюджетных ресурсов.

В начале войны были предприняты меры, обеспечивающие повышение эффективности налогов и сборов.

В годы войны широко были распространены взносы населения в Фонд обороны и Фонд Красной Армии. За период 1941 – 1945 гг. в бюджет было мобилизовано 111,7 млрд. руб. Кроме того, государство активно привлекало средства населения с помощью государственных займов. За годы войны с помощью займов было привлечено 113,9 млрд. руб., что составило 10,2% от всех бюджетных доходов военного времени.

За годы войны налоги с населения увеличились в 4,2 раза, тогда как налоги с государственных организаций возросли только на 21,4%.

Всего за годы войны население выплатило налогов и сборов на сумму 133 млрд. руб., что составило 11,9% всех доходов бюджета.

Таким образом, советская система финансов и налоговая система СССР периода Великой Отечественной войны показали свою эффективность и жизнеспособность, позволив государству мобилизовать все ресурсы на защиту страны и обеспечить победу в тяжелейшей войне.

Наследственное право

Введены были изменения и в порядок наследования. Отметим, что связаны эти нормы были с массовой гибелью людей, что требовало законодательного расширение списка их наследников. Гражданам разрешалось по завещанию оставлять свое имущество одному или нескольким наследникам, но запрещалось лишать несовершеннолетних наследников доли, которая причиталась бы им при наследовании по закону.

• Появляются новые категории наследников, расширяется их круг: нетрудоспособные родители, братья и сёстры наследодателя.
• Каждый гражданин мог завещать своё имущество государственным и общественным органам, одному или нескольким лицам.
• При отсутствии наследников по закону имущество могло быть завещано другому лицу.

Трудовое право

Мобилизация мужского населения страны, оккупация немецкими войсками части территории СССР привели к резкому дефициту рабочей силы.
Советское государство принимает чрезвычайные меры в сфере организации труда, реанимирует опыт политики военного коммунизма и вводит разного рода трудовые повинности.

• фактически рабочий день в годы войны составлял не менее 11 часов в день
• отмена предоставление очередных и дополнительных отпусков с заменой их денежной компенсацией. С апреля 1942 г. компенсации за отпуск были отменены до окончания войны.

Отменялось и право всех работников на увольнение по собственному желанию.

• считать на период войны мобилизованными и закрепить для постоянной работы за теми предприятиями, на которых они работают.
• Самовольный уход рабочих и служащих с предприятий указанных отраслей промышленности, в том числе эвакуированных, рассматривать как дезертирство и лиц, виновных в самовольном уходе (дезертирстве), карать тюремным заключением на срок от 5 до 8 лет.

• мобилизацию трудоспособного городского населения для работы по месту жительства на производстве и строительстве
• подлежит трудоспособное городское население в возрасте: мужчины от 16 до 55 лет и женщины от 16 до 45 лет из числа не работающих в государственных учреждениях и предприятиях.

С 1942г. по июнь 1945 г. было привлечено к работе более 3 млн. человек.

Трудовые отношения регулировались на основе чрезвычайного законодательства. Его характеризовал особый режим на производстве, система мобилизаций и повинностей, повышенная мера ответственности за нарушение трудовой дисциплины. Это соответствовало условиям военного времени, способствовало созданию в стране экономики военного времени и концентрации всех сил для отпора врагу.

Трудовые отношения регулировались и высокой патриотической моралью советских граждан. Трудовой энтузиазм определял выполнение и перевыполнение добровольно взятых на себя обязательств.

Для Королевства так же, как и для СССР военного времени, была характерна централизация управления: контроль за людскими ресурсами не только на государственных, но и на частных предприятиях был поручен Министерству труда и национальной повинности.

• запрещал самовольный уход с работы, исключал увольнение рабочих собственниками предприятий без разрешения Министерства труда и национальной повинности.
• Продолжительность рабочего времени была увеличена на 6 часов в неделю.
• Специальным циркуляром Министра труда и национальной повинности № 1305 от 18 июля 1940 года были фактически запрещены стачки.

Семейное право

Семейное право претерпело весьма серьезные изменения, направленные на укрепление института брака, поощрение многодетных семей, повышение рождаемости, что в условиях воины имело первостепенное значение.

Нужно было в условиях войны также позаботиться о детях-сиротах.

С 1 октября 1941 г. вводился налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан.

Для беременных женщин выдавались дополнительные пайки.

В 1943 г. были приняты нормативные акты о патронировании, опеке и усыновлении. Причем усыновляемых разрешалось записывать как собственных детей с присвоением им фамилии и отчества усыновителей.

Колхозное право

В целях обеспечения страны и Красной Армии достаточным количеством продовольствия в обстановке войны с немецкими захватчиками

• на время войны для каждого трудоспособного работника колхозов был повышен обязательный минимум трудодней в году до 150 трудодней в хлопковых районах, до 100 – в Московской, Ивановской областях и других специально указанных в постановлении областях, краях, республиках по списку Наркомзема СССР, до 120 –для всех остальных районов СССР;
• подростки – члены семей колхозников в возрасте от 12 до 16 лет обязаны были выработать не менее 50 трудодней в году;
• трудоспособные колхозники, не выработавшие без уважительных причин обязательного минимума трудодней по периодам сельскохозяйственных работ, предавались суду и карались исправительно-трудовыми работами в колхозах на срок до 6 месяцев с удержанием из оплаты трудодней до 25% в пользу колхоза;
• не выработавшие в течение года минимума трудодней, должны были считаться выбывшими из колхоза, потерявшими права колхозника и лишаться приусадебного участка.

К с/х работам привлекается:

• население городов и сельских местностей, не работающее на предприятиях промышленности и транспорта .
• служащие
• учащиеся 6-10 классов, студенты техникумов и вузов
• уклоняющиеся от мобилизации на сельскохозяйственные работы или самовольно ушедшие с работы, привлекаются к уголовной ответственности

Всего в 1942-1944 годах на работу в колхозы было мобилизовано более 10 млн. человек, которыми было выработано более 1 млрд. трудодней.

Уголовное право

Изменения в уголовном праве в 1941-1945 гг. проводилось по четырем направлениям:

1. Уголовная ответственность за нарушение трудовой дисциплины
2. Уголовно-правовые санкции, чтобы заставить жителей села работать в колхозах, обеспечивать страну сельскохозяйственной продукцией;
3. Усиливаются санкции за посягательство на государственную и общественную собственность, на трофейное и бесхозное имущество;
4. Предусматриваются новые составы преступления, предусмотренные особыми условиями военного времени.

Введена и ужесточена уголовная ответственность:

• за распространение ложных слухов в военное время.
• нарушение трудовой дисциплины
• за несдачу трофейного имущества
• за уклонение от воинского учета
• за уклонение от мобилизации для работы на промышленных предприятиях
• кражу личного и государственного имущества, за хищение горючего
• за разглашение государственной тайны
• введена смертная казнь для фашистских преступников и их пособников

В годы войны уголовное право явилось одним из важнейших средств принуждения населения к выполнению возложенных на него обязанностей в сфере трудовых отношений, обеспечения фронта необходимым оружием и боеприпасами, соблюдения общественного порядка, выполнения воинского долга.

Не умоляя и не подвергая сомнению героизм и самоотверженность советского народа, проявленные в ходе Великой Отечественной войны, необходимо отметить, что подобные действия осуществлялись не только по моральным принципам, вследствие ненависти к врагу. Важную роль здесь играли и суровые меры уголовного принуждения, которые установило государство для своего народа.

Депортация народов

Страдали уже целые народы.

Первыми пострадали немцы, жившие на территории нашей страны многие десятилетия и даже века. Была ликвидирована автономная республика Немцев Поволжья, а сами они были выселены в восточные регионы страны.

Следующей жертвой произвола стали калмыки. В 1943 г. НКВД в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР и постановлением СНК СССР от 28 октября 1943 г. провел переселение их в восточные районы страны. Была ликвидирована их государственность.

Такая же участь постигла в начале ноября 1943 г. карачаевцев, в феврале 1944 г. чеченцев и ингушей, в марте 1944 г. – балкарцев, в мае 1944 г. – крымских татар, а также представителей других национальностей.

Репрессии коснулись миллионов безвинных людей.

Некоторые авторы называют цифру интернированных японцев до 300 тысяч, и даже до полумиллиона.

Таким образом, мобилизация всех ресурсов, масштабные мероприятия по превращению страны в единый лагерь было основным содержанием организаторской и правовой политики Советского государства в военное время.

Благодаря своевременным государственно-правовым реформам, отвечающим требованиям военного времени, героическим усилиям советского народа на фронте и в тылу были созданы условия для коренного перелома и победы в войне с фашистской Германией.


Список литературы:

1. Бурмистров Д. В. Военный налог и налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР : учеб.пособие для курсов и техникумов системы Наркомфина СССР / Нар. ком. финансов ССССР ; под ред. Г. Л. Марьяхина. – Москва :Госфиниздат, 1945. – 39, [2] с.

3. Иванов Ю. А. История государства и права России : учеб.-метод. пособие / Иванов Ю. А., Чернышев В. Н. – Воронеж : Изд-во Воронеж.ун-та, 1998. – 222 с.

6. Кириллов В. В. История России : учеб.пособие / В. В. Кириллов. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2012. – 661 с. – (Бакалавр) (Министерство образования и науки РФ рекомендует).

10. Орловский П. Е. Практика Верховного суда по гражданским делам в условиях Отечественной войны / Орловский П. Е.; под ред. И. Т. Голякова ; Всесоюз. ин-т юрид. наук НКЮ СССР. – Москва :Юриздат, 1944. – 81 с– (Библиотека народного судьи и народного заседателя).

11. Полянский Н. Н. Международное правосудие и преступники войны / АН СССР, Ин-т права ; отв. ред. М. С. Строгович. – Москва ; Ленинград : Академия наук СССР, 1945. – 119 с.

12. Пономарев М. В. Развитие институтов гражданского права в период Великой Отечественной войны / М. В. Пономарев // Журнал российского права. – 2010. – № 3. – С. 164–170.

13. Рассолов М. М. История отечественного государства и права : учебник для бакалавров / Рассолов М. М., Никитин П. В. ; Рос. прав. акад. М-ва юстиции Рос. Федерации. – Москва :Юрайт, 2012. – 750 с. – (Министерство образования и науки РФ рекомендует) (Бакалавр).

14. Сборник действующих постановлений Пленума Верховного Суда СССР: 1924-1957 гг. / под ред. Н. К. Морозова . – Москва : Госюриздат, 1958. – 279 с.

15. Сборник документов по земельному законодательству СССР и РСФСР. 1917-1954/ [сост. Н. Д. Казанцев, О. И. Туманова]. – Москва :Госюриздат, 1954. – 720 с.

17. Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР: 1938 г. – ноябрь 1958 г. / [сост.: М. И. Юмашев, Б. А. Жалейко; ред. Л. И. Мандельштам]. – Москва :Госюриздат, 1959. – 709, [1] с.

19. Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР: 1938 г. -1961г. / Юрид. отд. Президиума Верховного Совета СССР. – Москва : Известия, 1961. – 976 с.

20. Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР: 1945-1946 г. г. / [сост. Юрид отд. при Секретариате Президиума Верховного Совета СССР]. – Москва : Ведомости Верховного Совета СССР, 1947. – 187 с.

21. Сборник законов, указов, постановлений, решений и распоряжений: 1946 / [сост. С. Виленский, Ю. Гоголь, С. Пешекеров ; под ред. А. А. Бубнова]. – Ленинград :Лениздат, 1947. – 582 с.

23. Советское трудовое право: учебник для юридических институтов и юридических факультетов университетов / Александров Н. Г. [и др.]; под ред. Н. Г. Александрова. – Москва :Госюриздат, 1949. –430, [2] с.

24. Судебная практика Верховного суда СССР 1943 г. Вып. 5 / под ред. И. Т. Голякова. – Москва :Юриздат, 1944. – 32 с.

25. Сырых В. М. История государства и права России. Советский и современный периоды : учеб.пособие / Сырых В. М. – Москва : Юристъ, 2000. – 488 с. – (Institutiones).

27. Уголовное право: учебник для юридических школ / [сост.: Л. А. Герцензон и др.] ; под общ.ред. И. Т. Голякова ; Всесоюз. ин-тюрид. наук М-ва юстиции СССР. – Изд. 2-е, доп. – Москва :Юриздат, 1947. –357, [1] с.

28. Уголовный кодекс: официальный текст с изменениями на 1 ноября 1946 г. и с приложением постатейно-систематизированных материалов / М-во юстиции РСФСР. – Москва :Юриздат, 1947. – 223, [1] с.

Читайте также: