Изложите свое представление о делопроизводстве и его истоках кратко

Обновлено: 05.07.2024

Делопроизво́дство (документационное обеспечение управления) — отрасль деятельности, обеспечивающая создание официальных документов и организацию работы с ними.

Содержание

Организация делопроизводства

Делопроизводство подразделяется на три стадии:

  • Создание документов (документирование);
  • Организация движения и учёта документов (документооборот);
  • Хранения документов (архивное дело).

В российских организациях ответственность за организацию делопроизводства, соблюдение установленных правил и порядка работы с документами в структурных подразделениях возлагается на руководителя организации. Непосредственное ведение делопроизводства осуществляется должностными лицами, на которых возложена ответственность за делопроизводство, учёт и сохранность документов.

Документооборот

Документооборо́т — деятельность по организации движения документов на предприятии с момента их создания или получения до завершения исполнения: отправки из организации и (или) направления в архив.

Документооборот бухгалтерских документов

  1. Составление документа в момент совершения хозяйственной операции;
  2. Передача документа в бухгалтерию;
  3. Проверка принятых документов бухгалтером по форме, по содержанию и арифметическая проверка;
  4. Обработка документа в бухгалтерии, которая включает:
    1. таксировку (расценку);
    2. группировку; (указание в первичном документе корреспонденции счетов);

    Документооборот – это движение документов с момента их получения или создания до завершения исполнения, отправки или сдачи в дело. Различают три основных потока документации:

    1. документы, поступающие из других организаций (входящие);
    2. документы, отправляемые в другие организации (исходящие);
    3. документы, создаваемые в организации и используемые работниками организации в управленческом процессе (внутренние).

    Документы, поступающие в организацию, проходят:

    1. первичную обработку;
    2. предварительное рассмотрение;
    3. регистрацию;
    4. рассмотрение руководством;
    5. передачу на исполнение.

    Электронный документооборот

    В отдельных организациях введена система электронной обработки документов и обмена документами между подразделениями (внешними получателями).

    Для организации электронного документооборота на сервере организации создается база данных, где хранятся все созданные документы. Доступ к базе данных осуществляется через браузер (как правило, поддержку браузера определяет разработчик созданного интерфейса). Возможен доступ как по локальной сети (внутренней), так и через интернет (внешний).

    Документы сохраняются или загружаются в определенные выделенные папки организации. Папки распределены в соответствии иерархической структурой подразделения организации.

    Создавать, модифицировать, удалять созданные документы имеет право лицо, наделённое соответствующими правами.

    См. также

    Примечания

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Полезное

    Смотреть что такое "Делопроизводство" в других словарях:

    делопроизводство — делопроизводство … Орфографический словарь-справочник

    делопроизводство — канцелярская работа; письмоводство, канцелярия Словарь русских синонимов. делопроизводство сущ., кол во синонимов: 2 • канцелярия (4) • … Словарь синонимов

    Делопроизводство — деятельность, обеспечивающая создание официальных документов и организацию работы с ними в федеральных органах исполнительной власти;. Источник: Постановление Правительства РФ от 15.06.2009 N 477 (ред. от 07.09.2011) Об утверждении Правил… … Официальная терминология

    делопроизводство — ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО, канцелярия ДЕЛОПРОИЗВОДИТЕЛЬ, устар. письмоводитель … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    делопроизводство — документационное обеспечение управления Отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами. [ГОСТ Р 51141 98] Тематики делопроизводство и архивное дело Синонимы документационное обеспечение… … Справочник технического переводчика

    Делопроизводство — процесс ведения документации фирмы, компании, в который входит: прием, заполнение, оформление, отправка документов, учет и контроль за их движением и исполнением. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО — ведение документации организации, предприятия, фирмы, прием, заполнение, оформление, отправка документов учет и контроль за их движением и исполнением, обновление документов. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный… … Экономический словарь

    ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО — ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО, делопроизводства, мн. нет, ср. (канц.). Ведение канцелярских дел. Канцелярия занимается делопроизводством. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО — ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО, а, ср. Ведение канцелярских дел. | прил. делопроизводственный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Делопроизводство — (англ. office work) ведение канцелярских дел, совокупность работ по документированию деятельности организаций и осуществлению документооборота … Энциклопедия права

    ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА И ДОКУМЕНТООБОРОТА

    Управление любым предприятием - это информационный процесс, в котором информация принимается, обрабатывается, вырабатывается решение, решение доводится до исполнителей, действия которых контролируются.

    На всех этапах информационного процесса создаются документы, в которых фиксируется разнообразная информация.

    Документ – это совокупность сведений, расположенных на материальном носителе и имеющих правовую основу.

    Составной частью управления любой организационной системой является делопроизводство.

    Документооборот – это движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправки.

    Делопроизводство – сфера деятельности, связанная с процессом создания документов и организацией работы с ними.

    Цель делопроизводства – информационное обеспечение процесса управления.

    Основные задачи делопроизводства:

    - создание документов, т.е. фиксация их на каком-либо носителе;

    - передача документов для их последующего исполнения или принятия решений

    - регистрация документов для осуществления контроля над их исполнением;

    - систематизация и хранение документов, быстрый поиск документов по мере надобности.

    Формы организации делопроизводства:

    Централизованная форма характеризуется тем, что все операции по обработке документов сосредотачиваются (централизуются) в едином для всего учреждения центре — канцелярии, общем отделе или у секретаря. Эта форма характерна для мелких учреждений.

    Децентрализованная форма предполагает рассредоточение делопроизводственных операций между структурными подразделениями учреждения; при этом в каждом из них выполняется относительно однородный набор делопроизводственных операций. Используется редко.

    При смешанной форме операции выполняют централизованно (прием, регистрация, контроль, размножение документов) и децентрализовано (хранение документов, формирование дел). Характерна для средних и крупных учреждений.

    Понятие делопроизводства базируется на понятии документирования.

    Документирование – это регламентированный процесс записи информации на бумаге или ином носителе обеспечивающий её силу.

    Средства документирования – орудия, используемые человеком для создания документов. Они делятся на:

    -простые средства (ручки, карандаши)

    -механические и электромеханические средства (пишущие машинки, магнитофоны, фото-, кино- и видео техника)

    -автоматизированные средства (компьютерная техника).

    Документирование предполагает соблюдение установленных правил записи информации, специфических для каждого типа документов. Соблюдение этих правил придает юридическую силу создаваемым документам.

    Юридическая сила – свойство официального документа, сообщаемое ему действующим законодательством, компетенцией издавшего его органа и установ- ленным порядком оформления.

    Реквизит – обязательный элемент оформления документа (наименование вида документа, адресат, дата, подпись).

    Формуляр документа – это набор реквизитов в документе, расположенных в установленной стандартом последовательности.

    Система документации – совокупность документов, связанных по признакам происхождения, назначения, вида, сферы деятельности, единых требований к их оформлению.

    Организация работы с документами предполагает организацию документооборота учреждения, хранение документа и их использование в текущей деятельности учреждения.

    Документооборот учреждения – это процесс движения документов в организации с момента их создания или получения до завершения их исполнения и передачи в архив.

    Продвижение документа происходит:

    1. В пространстве: внутри предприятия и за его пределами.
    2. Во времени: от момента создания или получения документа до его отправки адресату или передачи на хранение.

    Организация документооборота на предприятии

    Различают внешний и внутренний контуры документооборота.

    Внешний контур начинается с входящих (внешних) документов, которые поступают на предприятие извне. Полученные документы регистрируются секретарями и затем поступают на исполнение. Заканчивается внешний контур регистрацией исходящих документов.

    Если документ создается в самой организации, то возникает внутренний контур прохождения документа (инициация - исполнение - согласование - утверждение - регистрация). Именно на внутреннем контуре прохождения документа часто возникает его версионность (т.е. документ существует в разных версиях). Например, на этапе согласования, когда появляются замечания от разных лиц. Важной задачей делопроизводства является отслеживание, накопление и управление версиями документов, а также контроль за изменением документа.

    1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА И ДОКУМЕНТООБОРОТА

    Управление любым предприятием - это информационный процесс, в котором информация принимается, обрабатывается, вырабатывается решение, решение доводится до исполнителей, действия которых контролируются.

    На всех этапах информационного процесса создаются документы, в которых фиксируется разнообразная информация.

    Документ – это совокупность сведений, расположенных на материальном носителе и имеющих правовую основу.

    Составной частью управления любой организационной системой является делопроизводство.

    Делопроизводство – сфера деятельности, связанная с процессом создания документов и организацией работы с ними.

    Цель делопроизводства – информационное обеспечение процесса управления.

    Основные задачи делопроизводства:

    - создание документов, т.е. фиксация их на каком-либо носителе;

    - передача документов для их последующего исполнения или принятия решений

    - регистрация документов для осуществления контроля над их исполнением;

    - систематизация и хранение документов, быстрый поиск документов по мере надобности.

    Формы организации делопроизводства:

    Централизованная форма характеризуется тем, что все операции по обработке документов сосредотачиваются (централизуются) в едином для всего учреждения центре — канцелярии, общем отделе или у секретаря. Эта форма характерна для мелких учреждений.

    Децентрализованная форма предполагает рассредоточение делопроизводственных операций между структурными подразделениями учреждения; при этом в каждом из них выполняется относительно однородный набор делопроизводственных операций. Используется редко.

    При смешанной форме операции выполняют централизованно (прием, регистрация, контроль, размножение документов) и децентрализовано (хранение документов, формирование дел). Характерна для средних и крупных учреждений.

    Понятие делопроизводства базируется на понятии документирования.

    Документирование – это регламентированный процесс записи информации на бумаге или ином носителе обеспечивающий её силу.

    Средства документирования – орудия, используемые человеком для создания документов. Они делятся на:

    -простые средства (ручки, карандаши)

    -механические и электромеханические средства (пишущие машинки, магнитофоны, фото-, кино- и видео техника)

    -автоматизированные средства (компьютерная техника).

    Документирование предполагает соблюдение установленных правил записи информации, специфических для каждого типа документов. Соблюдение этих правил придает юридическую силу создаваемым документам.

    Юридическая сила – свойство официального документа, сообщаемое ему действующим законодательством, компетенцией издавшего его органа и установ- ленным порядком оформления.

    Реквизит – обязательный элемент оформления документа (наименование вида документа, адресат, дата, подпись).

    Формуляр документа – это набор реквизитов в документе, расположенных в установленной стандартом последовательности.

    Система документации – совокупность документов, связанных по признакам происхождения, назначения, вида, сферы деятельности, единых требований к их оформлению.

    Организация работы с документами предполагает организацию документооборота учреждения, хранение документа и их использование в текущей деятельности учреждения.

    Документооборот учреждения – это процесс движения документов в организации с момента их создания или получения до завершения их исполнения и передачи в архив.

    Продвижение документа происходит:

    1. В пространстве: внутри предприятия и за его пределами.
    2. Во времени: от момента создания или получения документа до его отправки адресату или передачи на хранение.

    Организация документооборота на предприятии

    Различают внешний и внутренний контуры документооборота.

    Внешний контур начинается с входящих (внешних) документов, которые поступают на предприятие извне. Полученные документы регистрируются секретарями и затем поступают на исполнение. Заканчивается внешний контур регистрацией исходящих документов.

    Если документ создается в самой организации, то возникает внутренний контур прохождения документа (инициация - исполнение - согласование - утверждение - регистрация). Именно на внутреннем контуре прохождения документа часто возникает его версионность (т.е. документ существует в разных версиях). Например, на этапе согласования, когда появляются замечания от разных лиц. Важной задачей делопроизводства является отслеживание, накопление и управление версиями документов, а также контроль за изменением документа.

    Делопроизводство – отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами. Информация, содержащаяся в документах, необходима для стабильной деятельности любой организации. На основе нее принимаются управленческие решения.

    Делопроизводство в Древней Руси (11-15 века) было тесно связано с дипломатическими отношениями и необходимостью оформления правовых документов – договоров с государствами, переписки, купчих грамот и пр. Гос. учреждений не было, документооборота фактически не было, системы делопроизводства не было. В 13-14 веках с увеличением числа документов, начали формироваться традиции составления и хранения документов. Первые хранилища документов – в монастырях.

    Впервые делопроизводство стало появляться в России с конца 15 века. Первым центральным органом были приказы (центральные органы гос. власти, ведающие отдельными отраслями княжеского управления) и приказные избы (органы государственного управления на местах). Впервые в этих органах и зародилась работа с документами и формировался свой штат чиновников. В их производстве находились входящая и исходящая документация, которая регистрировалась с проставлением порядкового номера, автора документа, даты. Документы собирались в хронологическом порядке (как и сейчас), склеивались и заверялись дьяком на оборотной стороне. Документы этого периода имели форму свитка, длина которого была значительной. В приказной избе хранилась государственная городская печать, денежные суммы и велось делопроизводство. В период Приказного делопроизводства Царь (=высший орган власти) издавал Указы, Акты, Жалованные Грамоты. Боярская дума издавала Приговоры. На всех документах указывался титул, звания и полномочия, издавших их. С этого периода в наше время перешло слово "волокита".

    Глубокое преобразование в аппарате управления проводил Петр 1. В 1717-1718 г. г. им были отменены приказы и приказные избы и введены коллегии, сенат, канцелярии, появилось коллежное делопроизводство, появились впервые должности секретаря, обер-секретаря, а также кабинет секретаря. Петр 1 издал "Генеральный регламент государственных коллегий", регламентирующий деятельность секретарей по ведению делопроизводства. Впервые определен порядок учета и хранения документов. Появилось слово архив.

    В 1802 году коллегии заменены министерствами, которыми строго была определена компетенция их руководящих работников (должностные инструкции) с правом подписания каждым работником определенных видов документов. Для переписки стали применять бланки.

    1917-1945гг. Первый этап советского делопроизводства. Уменьшаются размеры бумаги и ее сорт для документов. 20-е гг. – разработаны стандарты составления различных видов документов, форматы бланков, а также стандартизировались материалы, применяемые в делопроизводстве (бумага, чернила, ленты для пишущих машинок, и т. д.). 30-е гг. — утверждается термин документ.

    1945-1990гг. Второй этап советского делопроизводства. 1965 — создаются основные положения единой гос. системы делопроизводства (ЕГСД). 70-80-е гг. — создаются ГОСТы. Начало 90-х гг. – издание Общероссийского классификатора управленческой документации.

    Папки

    Чтобы документы всегда были в порядке, разработан единый стандарт, в котором прописаны все правила ведения документооборота.

    Сегодня мы разберемся, что такое делопроизводство, в чем заключаются его основные правила.

    Делопроизводство — это .

    Определение термина делопроизводство

    История

    Делопроизводство применяется в следующих видах деятельности:

    1. в государственном и муниципальном управлении;
    2. в научной работе;
    3. при ведении бизнеса;
    4. в некоммерческой деятельности и т.д.

    Стопки бумаг

    Работа с документами требует особого внимания и точности, независимо от сферы, в которой ведется делопроизводство.

    Принято различать несколько направлений делопроизводства:

    1. общее — касающееся основной деятельности компании (организации, учреждения, ведомства и т.д.);
    2. кадровое — направление, связанное с сотрудниками компании;
    3. секретное — касается секретных сведений (разработок, коммерческих тайн и т.д.);
    4. электронное — документооборот, ведущийся посредством интернета и (или) локальных сетей.

    Этапы делопроизводства

    Документальное ведение дел состоит из 3 этапов:

    1. Документирование — оформление документов. Документы, используемые в делопроизводстве, в большей своей части являются унифицированными, т. е., говоря проще — установленной формы. Все они собраны в Общероссийском классификаторе управленческой документации (ОКУД) (в деталях об этом классификаторе — в статье далее).
    2. Документооборот — движение и учет документов. Более подробно об этом можно узнать из другой статьи нашего блога.
    3. Архивация — организация хранения документов.

    Все три этапа взаимосвязаны. Для выполнения каждого из них на предприятии, в ведомстве, учреждении работают специально обученные сотрудники.

    Зачастую в компаниях малого бизнеса этим занимаются сами руководители или бухгалтеры. Для них очень важно иметь представление о правильности оформления и хранения документации, связанной с ведением бизнеса.

    Секретарша

    Об основных документах, регламентирующих делопроизводство — в статье далее.

    Регламентирование делопроизводства

    Оформление документации, документооборот и хранение документов в РФ должно вестись по единому стандарту, установленному ГОСТом.

    ГОСТ — это государственный стандарт, ныне (с 1992 года) является межгосударственным, действующим на территории СНГ (Содружества Независимых Государств).

    Регламентирование делопроизводства в РФ прописано в ГОСТ Р 7.0.97-2016. Данный документ содержит следующие указания, необходимые в делопроизводстве:

    1. ГОСТ обязателен при оформлении такой документации:
      1. Уставов и Положений,
      2. правил и инструкций,
      3. распоряжений и постановлений,
      4. договоров и актов,
      5. приказов, протоколов и решений,
      6. официальных писем и справок,
      7. других организационно-распорядительных документов;
      1. обязательные реквизиты,
      2. схемы расположения реквизитов,
      3. размеры отступов, интервалов и шрифтов;

      Общероссийский классификатор управленческой документации

      Классификатор создан для выполнения следующих функций:

      Каждая форма документа из ОКУД имеет свой индивидуальный код, состоящий из 8 символов. Код проставляется на бланке документа. Это позволяет систематизировать документацию.

      Разберем, какую информацию несет каждая из позиций кода:

      Заключение

      Эта статья относится к рубрикам:

      Комментарии и отзывы (2)

      Это только на словах говорится, что существует единый в стране ГОСТ и все документы должны ему соответствовать. На самом деле кто во что горазд. На каждом предприятии каждый придумывает своё делопроизводство и требования к документам. Приведу простой пример, станете устраиваться на работу куда-нибудь и везде дают образец заявления, для написания. Так вот, образцы эти везде разные. Вот вам и ГОСТ по делопроизводству.

      Если бы наши госструктуры ещё бы не меняли эти формы чуть не раз в пол года. Особенно, что касается различных форм отчётности, только разберёшься как правильно заполнять и тут новое изменение, опять разбирайся.

      Читайте также: