Избрание семи диаконов кратко

Обновлено: 05.07.2024

ЧАСТЬ 1 - ОСНОВАНИЕЦЕРКВИ ИИСУСА ХРИСТАВ ИЕРУСАЛИМЕ, ИУДЕЕ, САМАРИИ И СИРИИ - Под опекой апостола Петра и руководством Святого Духа (Деяния 1 - 12)

19. Устройство Церкви и избрание семи дьяконов (Деяния 6:1-7)

ДЕЯНИЯ 6:1-7
1 В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. 2 Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. 3 Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, 4 а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. 5 И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; 6 их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки. 7 И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере.

Число учеников продолжало возрастать, и у них начались трудности с благотворительностью. Для преодоления этих трудностей необходимо было устройство церкви. Сегодня мы извлекаем из этого случая урок о том, как справляться со щепетильными вопросами в наших церквях. В этом случае было четыре проблемы, и Святой Дух направил верующих на шесть путей их решения.

В те времена на Ближнем Востоке вдовам не позволялось работать за пределами дома. Поэтому христиане иудейского происхождения создали служение для женщин, у которых умерли мужья, и которые не могли снова выйти замуж и нуждались в помощи по причинам недееспособности или болезни, или же из-за того, что у них не было детей и за ними некому было присмотреть. Ранняя Церковь устраивала столы для верующих вдов. Апостолы, следившие за общим фондом, также были ответственны за подготовку этих столов самым лучшим образом.

В раннюю Церковь вошли уверовавшие во Христа иудеи, говорившие по-арамейски. Они не ушли с Палестины, но остались на своей родине. Кроме того, там также проживало значительное число иудеев-елленистов (греков), не говоривших ни на арамейском, ни на иврите, а только на греческом языке. Они стали чужими в своей стране, так как не могли свободно говорить по-арамейски. Поэтому эти верующие не могли понимать друг друга или общаться друг с другом без проблем. Страдающим вдовам иудеев-елленистов не оказывалась надлежащая помощь, хотя христиане из других стран, например, Варнава и прочие, жертвовали немало денег на помощь бедным.

Апостолы были заняты учением, молитвой, проповедью, собраниями, посещением домов, исцелением, управлением общего фонда и защитой веры. У них недоставало времени, чтобы в точности и совершенстве исполнять эти дополнительные обязанности. Поэтому вдовам, которые не могли объяснить своих нужд на арамейском языке, не оказывалась необходимая помощь. И по сей день все еще можно встретить епископов и служителей, исполняющих как светские, так и духовные обязанности, и неспособных сделать хорошо и эффективно ни того, ни другого.

Слава Богу, что в то время верующие говорили друг с другом откровенно. Когда проблема не была решена, в церкви зазвучали большие жалобы, причем зазвучали настолько сильно и напряженно, что само единство любви едва не распалось.

Апостолы поняли, что они не могут делать в церкви всё, особенно если учесть ее численный рост. Они ощущали острую нужду в помощниках в практическом служении, готовых на разные добрые дела. Дух Святой показал им, что они не должны ставить своих друзей и родственников или членов семьи Иисуса на эту новую церковную должность, состоявшую в том, чтобы покупать продукты, приготавливать и подавать еду. Вместо этого они созвали всю церковь и попросили верующих выбрать семь человек, которые могли бы отвечать за это служение.

Как апостолы обосновали необходимость такого выбора?

Кто способен совершать служение благотворительности? Тот, кто исполнен Святым Духом и мудростью. Первое условие – это возрождение, наряду с верой, любовью, терпением, надеждой, силой молитвы и ревностной проповедью, истекающей из полноты Святого Духа. Второе качество указывает на обретенный в жизни опыт: мудрость в обращении с людьми, способность управлять деньгами, умение делать покупки и накрывать столы. Таким образом, условие для служения в церкви состоит из двух частей: во-первых, обильная любовь и великое смирение, исходящее от веры во Христа. Во-вторых, опыт в существенном и практическом служении, а также знание и мудрость в обращении с людьми, для которых совершается это служение.

Вследствие выбора, в котором апостолы не принимали участия, церковь единогласно избрала семь человек, исполненных Святого Духа и мудрости. Апостолы молились, чтобы Иисус избрал людей, которые угодны Ему для служения раздачи еды среди вдов. Рассматривая перечень выбранных, мы замечаем, что большинство из них было греками или иудеями-елленистами, так как их имена были не еврейскими, а греческими. Больше всего говорится о Стефане и Филиппе. Здесь мы также впервые читаем название Антиохии, которая в дальнейшем стала центром благовестия. Из этой церкви вышли евангелист Лука и Николай, обратившийся в иудаизм язычник, который впоследствии стал христианином. С этого времени мы видим в Деянии апостолов, что основное влияние Церкви исходит уже от иудеев-елленистов. Они уверовали во Христа и сыграли огромную роль в распространении Евангелия. Апостол Павел и сам был из этой группы.

После избрания этих семи служителей, церковь представила их апостолам, чтобы они возложили на их головы свои руки. Данная апостолам сила должна была перейти на новоназначенных мужей. Семь служителей уже приняли Святого Духа и были исполнены Им. Однако верующие знали, что на апостолах почиёт особенная сила. Поэтому церковь попросила апостолов посвятить этих избранных мужей на их служение. Это посвящение произошло в единстве между ответственными апостолами и всей церковью. Все они помолились, чтобы Господь через возложение рук апостолов наделил силой семь Своих слуг.

Служение апостолов не считалось выше, чем служение дьяконов, так как у них всех был один Господь, и все они были исполнены одним Святым Духом. Так как число апостолов было небольшим, они могли выполнять лишь некоторую меру апостольских дел. Служение дьяконов, собственно говоря, не было ограничено лишь приготовлением и раздачей супа. Один из семи дьяконов, Стефан, был великим свидетелем Христа и через некоторое время стал первым христианским мучеником. Филипп также был благовестником и вскоре крестил эфиопского евнуха, после того как проповедовал ему в силе Господа. Мы видим, что дьяконы не только участвовали в служении благотворительности, но также несли чудесное свиде-тельство о Христе.

Здесь число 3 выступает прообразом небес, а число 4 – земли. Апостолов было 12, или 3 х 4. Число же дьяконов стало 7, то есть 3 + 4. Это говорит о том, что в обоих случаях в выборе Христа небеса соединились с землей.

Устроение этого дела произвело рост в церкви, и Слово стало плотью среди верующих. Евангелист мог сказать "Слово Божье росло", поскольку число верующих в Иерусалиме увеличилось, несмотря на требование высшего совета положить конец распространению свидетельства об имени Иисуса. Двенадцать апостолов все еще носили на спинах следы мучительной порки.

Поразительно то, что многие священники покорились Христу, даже хотя начальники священников в целом были самыми заядлыми врагами Церкви. Святой Дух настолько воплотился в последователях Христа, что священники больше не могли закрывать свое сердце от силы Божьей любви. Некоторые из них обратились и покорились посланию Евангелия. И даже хотя их новая вера создавала опасность для их должности, до них дошел призыв Христа, и они искренне покорились Ему. Они послушно приняли новую веру.

Дорогой брат, усвоил ли ты Благую Весть Евангелия? Откликнулся ли ты на Божий призыв? Покорился ли ты влечению Святого Духа? Посвяти себя Христу в молитве, ибо Он отдал за тебя Свою жизнь задолго до того, как ты познал Его.

МОЛИТВА: Господи Иисусе, благодарим Тебя, ибо Ты – Спаситель мира! Ты восстанавливаешь грешников, ведешь Свою Церковь в торжестве и даешь верующим новые языки для прославления имени Твоего! Спаси многих, чтобы они пришли и присоединились к общине Твоей любви! Призови многих сбившихся с пути в Твое вечное общение!

ВОПРОС 32: Как Иисус в Своем Духе устроил избрание семи дьяконов, и что это значит для нас сегодня?

2-я серия вопросов

Дорогой читатель, Если ты прочитал наше толкование книги Деяний Апостолов, то ты можешь ответить на следующие вопросы. Если ты правильно ответишь на 90% из этих вопросов, то мы вышлем тебе следующую часть из этой серии обучения, приготовленную для твоего назидания. Пожалуйста, не забудь чётко указать на листе с ответами свое полное имя и почтовый адрес.

  1. Что означают слова "Во имя Иисуса Христа Назорея"?
  2. Что означает "вера в имя Иисуса из Назарета"?
  3. В чем заключается цель истории мира?
  4. Что означала встреча высшего иудейского совета с двумя апостолами?
  5. В чем заключалась важность обращения Петра к первосвященникам?
  6. Почему спасение всего мира находится в одном лишь имени Иисуса?
  7. Почему для действия Святого Духа необходимо возвещать Слово Божье?
  8. Какую характеристику раннехристианской общины ты считаешь самой важной для своей жизни?
  9. Почему Дух Святой сразу умертвил Ананию?
  10. Какова духовная обязанность супругов по отношению друг к другу?
  11. В чем заключалась тайна благотворительности в ранней Церкви?
  12. В чем состояла важность повеления ангела заключенным апостолам?
  13. Какие части защиты апостолов перед их судьями особенно понравились тебе?
  14. Что означало судебное решение высшего совета для продолжения христианской Церкви?
  15. Как Иисус в Своем Духе устроил избрание семи дьяконов, и что это значит для нас сегодня?

Избрание диаконов отнюдь не свидетельствует о демократическом выборном начале в Церкви. Из книги Деяний ясно видно, что Апостолы сами всем распоряжаются по своей воле и своему усмотрению: они не связаны в своих действиях волей верующих.

Поучение 2-е. Св. апостол Филипп, один из 7 диаконов (Как должно читать или слушать свящ. Писание?)

Поучение 2-е. Св. апостол Филипп, один из 7 диаконов (Как должно читать или слушать свящ. Писание?) I. Ныне св. Церковь совершает память одного из семи диаконов, св. апостола Филиппа.Св. ап. Филипп был родом из Кесарии Палестинской. Иудеи, видя, что число верующих все умножается,

Святой апостол Филипп, единый от семи диаконов

Святой апостол Филипп, единый от семи диаконов Святого апостола Филиппа, единого от семи диаконов, следует отличать от празднуемого 14 ноября апостола Филиппа, принадлежащего к числу двенадцати апостолов Христовых.Причисленный к лику семидесяти апостолов, святой Филипп

955. Наставление студенту. О поддержании усердия к молитве. Заучивание псалмов. О покаянии, блюдении плодов причащения, охлаждении и памяти Божией. Разъяснение о семи духах и семи ангелах церквей. Спаситель как начало создания. Что делается с усопшими

955. Наставление студенту. О поддержании усердия к молитве. Заучивание псалмов. О покаянии, блюдении плодов причащения, охлаждении и памяти Божией. Разъяснение о семи духах и семи ангелах церквей. Спаситель как начало создания. Что делается с усопшими Милость Божия буди с

Избрание епископом

Избрание епископом Насколько угодник Божий смирял себя, настолько Господь, унижающий гордых и возвышающий смиренных, возвысил его. Скончался архиепископ всей Ликийской страны Иоанн. Для избрания нового архиепископа поспешили в Миры все местные архиереи. Много было

2:1—18 Избрание Эсфири

2:1—18 Избрание Эсфири 1—4 Протрезвевший царь вспоминает события прошлой ночи, но как бы он ни сожалел о случившемся, отменить свой указ он уже не мог. И в этом обнаруживается ограниченность его огромной власти. Настроение царя поднялось после предложения начать поиск

XXXII Исцеление хромого в храме. Предостережение со стороны синедриона. Общение имений. Ананий и Сапфира. Гонения. Семь диаконов и их ревность в распространении Евангелия

XXXII Исцеление хромого в храме. Предостережение со стороны синедриона. Общение имений. Ананий и Сапфира. Гонения. Семь диаконов и их ревность в распространении Евангелия Наделенные необычайными дарами апостолы стали проповедовать Евангелие, подкрепляя его необычайными

в. Избрание Матфия (1:21–26)

в. Избрание Матфия (1:21–26) Предложение Петра избрать двенадцатого Апостола, чтобы заменить Иуду (21–22), показывает, насколько хорошо он понимал суть апостольства.Во–первых, Апостол (25, сего служения и Апостольства, как переводит НИВ слова diakonia и apostole) должен был стать

5. Избрание семи на служение (6:1–7)

5. Избрание семи на служение (6:1–7) Следующая атака сатаны была самой коварной. Не сумев одолеть церковь ни преследованиями, ни коррупцией изнутри, враг теперь попробовал отвлечь верующих от исполнения их прямых обязанностей. Если бы он смог отвлечь внимание Апостолов на

ИЗБРАНИЕ

ИЗБРАНИЕ 855. Приверженный! Как мне нравится это слово! Мы, дети Божии, обязаны – по доброй воле – всю жизнь посвятить Богу, стремясь к тому, чтобы Он полностью, единовластно господствовал в нашей жизни.856. Святость, когда она истинна, – переливается через край, дабы

V. Богослужебно-иерархические награды диаконов

V. Богослужебно-иерархические награды диаконов Последовательными наградами для диаконства являются:Двойной орарь. Награждение производится указом епархиального архиерея не ранее чем через пять лет после хиротонии награждаемого.Правила ношения: на левом плече, поверх

Избрание Двенадцати

Избрание Двенадцати 12 В один из тех дней Иисус ушел на гору помолиться и провел в молитве к Богу всю ночь. 13 Когда наступил день, Он созвал Своих учеников и выбрал из них двенадцать, которых назвал апостолами. Это были: 14 Симон, которого Он назвал Петром, его брат Андрей,

Избрание на подвиг

Избрание на подвиг Как Будда избирал учеников на подвиг? Среди занятий, когда утомление уже овладевало учениками, Будда предлагал самый неожиданный вопрос и ждал скорейшего ответа.Или, поставив самый простой предмет, предлагал описать его не более чем тремя словами или

Избрание семи диаконов (VI, 1-7)

2. и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского; 3. также и из птиц небесных (чистых) по семи, мужеского пола и женского, (и из всех птиц нечистых по две, мужеского пола и женского,) чтобы сохранить племя для всей земли,

2. и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского; 3. также и из птиц небесных (чистых) по семи, мужеского пола и женского, (и из всех птиц нечистых по две, мужеского пола и женского,) чтобы сохранить племя

Избрание Матфея (1:13-26)

Избрание Матфея (1:13-26) По возвращении с Елеона все одиннадцать Апостолов, которых Дееписатель полностью перечисляет по именам, пребывали, по заповеди Господа, вместе в горнице, то есть в верхней комнате дома, где удаленные от уличного шума они беспрепятственнее могли

Еллинами или Еллинистами называются здесь те Иудеи, которые, выросши в чужих странах, вне Иудеи, говорили языком греческим как бы родным. Таких Иудеев было тогда очень много. Они жили в Египте, Сирии, Малой Азии, на островах греческих и в других местах. Очень многие из них жили в Иерусалиме; они или некоторое время, или всю остальную жизнь решались провести близ храма, чтобы тем удобнее было служить Богу. К таким принадлежали и прозелиты, или из язычества обратившиеся к иудейской вере. А Евреями у Апостола называются Иудеи, говорящие своим языком или арамейским, которые жили преимущественно в Палестине и Вавилонии. Те и другие разумеются принявшие веру во Иисуса Христа. Еллинисты, как жившие среди язычников, от которых заняли греческий язык, не строго исполняли закон Моисеев и удерживали многие обычаи тех стран, в которых они жили; а Евреи, говорившие отечественным еврейским языком, строже исполняли закон Моисеев и соблюдали народные обычаи. Поэтому Евреи имели предубеждение против Еллинистов и присвояли себе предпочтение перед ними.

Читаем в книге Деяний святых Апостолов: «Не было между ними (первенствующими христианами) никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного, и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду ( Деян. 4, 34, 35 ).

Когда число верующих с каждым днем умножалось, и Церковь Христова состояла уже из многих тысяч членов, тогда удовлетворение нуждающихся постепенно более должно затруднять Апостолов, при быстром увеличении числа нуждающихся. Поставленные распорядители общественными средствами, по всей вероятности, были преимущественно из Евреев, так как большая часть членов первенствующей Церкви состояла из них: посему неудивительно, если эти распорядители, не чуждые народных предубеждений против Еллинистов, и в удовлетворении нуждающихся вдов их показывали некоторое неуравнение с прочими вдовами.

Из Апостольских слов можно заключать, что происшедший у Еллинистов ропот против Евреев касался некоторым образом и самих Апостолов, – будто они не имели столько попечения об удовлетворении нуждающихся вдовиц, чтобы не было пренебрежения к некоторым из них. Слышав об этом, Апостолы созывают множество учеников. Под именем учеников разумеются вообще верующие в Иисуса Христа; этим именем назывались верующие до тех пор, пока не вошло в общее употребление название христиан.

Нехорошо или неприлично нам, говорят Апостолы, оставив служение Евангельской проповеди, много времени уделять на попечение о столах, или об удовлетворении нуждающихся в жизненных потребностях. Этот апостольский пример показывает, как низшие добродетели должны быть иногда оставляемы для высших, т.е., чтобы время и силы или средства употреблять для достижения высших добродетелей, или высшие обязанности должны быть предпочитаемы низшим. Апостолы, по своему апостольскому званию, преимущественно призывались к проповедованию Евангелия; потому они исполнение этой обязанности и предпочитают другой обязанности – попечению о бедных. Как душа превосходнее тела, так и попечение о душе превосходнее попечения о теле.

Примечание. На основании греческих имен семи избранных мужей делают не лишенную вероятия догадку, что избранные принадлежали к еллинистам. Об одном из них, Николае Антиохийце, прямо сказано, что он был не только еллинистом, но даже обращенный из язычника, т.е. прежде принадлежавший к иудейству в качестве прозелита. Но если и некоторые из избранных принадлежали к еллинистам, то это привлечение их к участию в распоряжении общественной казной сделано, можно думать, с той целью, чтобы у роптавших отнять основание к пререканиям. Определенного наименования должности этих избранных мужей пока не было: они назывались просто семь (21, 8) по греческому тексту.

Источник: Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Деяний святых Апостолов / М. Барсов. - М. : Лепта Книга, 2006. - 720 с.

В данной главе речь пойдет об Избрании семи дьяконов, а также о Благовестии Стефана. Текст шестой главы Деяний Святых апостолов можно прочесть здесь.

Избрание семи диаконов

Избрание семи дьяконов описано в стихах 6.1 – 6.7.

Если в 5 главе Деяний Лука показал, что на фоне гармоничной в целом жизни первой христианской общины в ней возникали и некоторые сложности, то теперь он рассказывает о том, как разрешилась возникшая проблема, а также о том, как прокладывался путь Благой вести к язычникам.

Итак, возникли затруднения, заключавшиеся в следующем: вдовы эллинистов пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. Следовательно, уже в самой первой общине имела место раздача пропитания. Избрание семи диаконов – попытка навести порядок в данном процессе.

Подобные обычаи — подаяние еды странствующим нищим, а также еженедельная раздача пиши и одежды нуждающимся, были приняты в иудаизме. Мы не знаем, возник ли в ранней Церкви вопрос о принадлежности осевших в Иерусалиме иудеев из диаспоры к тому или иному кругу нуждающихся. Можно только предположить, что особенно ревностные в соблюдении традиционных устоев евреи отчетливее всего выражали свое презрение по отношению к евреям диаспоры и самым беззащитным из них — вдовам. Неоспоримо лишь то, что дело дошло до разногласий и более находчивые эллинисты обратились с жалобой к апостолам. Однако нет никаких подтверждений тому, что апостолы сами занимались распределением. Текст главы скорее свидетельствует о том, что они не были готовы лично руководить раздачей питания.

Еще одно замечание по поводу вдовы и эллинистов: по некоторым предположениям, речь идет о языческих по происхождению женах умерших к этому времени иудеев диаспоры. В этом случае причиной пренебрежения явилось нежелание признать этих женщин полноправными членами христианской общины, и глава 6 Деяний, таким образом, предваряет более поздний спор о благовестии язычникам, нашедшем свое отражение в Послании галатам. Но более вероятной нам кажется другая версия: бесправные вдовы подверглись дискриминации, на которую никто не решился бы в отношении прочих эллинистов, имеющих более высокий социальный статус.

Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали…

нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах.

Апостолы, вероятно, сочли повод достаточно важным для созыва такого собрания. Конечно, главным для них оставалось решить этот вопрос по примеру Иисуса, т. е. пригласив к обсуждению всех присутствующих.

Призыв апостолов к избраню семи диаконов звучал так:

Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу…

…А мы постоянно пребудем в молитве и служении слова .

Это самоограничение означает не отступление, а сосредоточение апостолов на самом важном поручении. Они мыслят себя не универсальными чиновниками, компетентными во всех областях церковной деятельности, а духовными вождями Церкви, чьим служением является заступничество, совместные молитвы и публичная проповедь Слова.

Избрание семи диаконов:

и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников…

Нельзя с уверенностью сказать, почему было избрано именно такое число диаконов. По-видимому, апостолы в данном случае традиционно придавали числу семь символический смысл. Возможно и то, что это число продиктовано практическими соображениями. Вспомним, что античные коллегии, как, впрочем, и местные иудейские советы, часто состояли из семи человек.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что все избранные семеро дьяконов носят греческие имена. Видимо, все же именно иудеям диаспоры, обратившимся с жалобой, — в знак доверия или же для того, чтобы сильнее интегрировать их в общину, — была предоставлена возможность самим исполнять это служение. И сегодня в определенных случаях также можно использовать этот прием для того, чтобы предотвратить уход из общины ее недовольных или обиженных членов.

Семеро избранных дьяконов были поставлены перед апостолами, которые, помолившись, возложили на них руки. Древний иудейский обычай возложения рук символизирует передачу благословения тому, кто особенно нуждается в силе, чтобы достойно исполнять поручаемое служение. За возлагающим руки стоит Сам Господь. Он и дарует силу от Своего изобилия. Воздействие такого рукоположения не зависит от тщательности отправления обряда, т. е. не носит магического характера. Оно зависит лишь от Божьего промысла.

Итак, конфликт в общине устранен путем избрания семи дьяконов, и теперь Лука видит силы, высвободившиеся для проповеди Божьего слова. Наряду с упоминаниями о численном возрастании Церкви обращает на себя внимание приобщение к вере многих священников. Лука сообщает об этом, чтобы показать, что многие израильские богословы приняли новое движение и присоединились к нему.

Благовестие Стефана.

На примере Стефана Лука показывает, чем может сопровождаться следование за Христом. Предположительно Стефан был первым христианским мучеником. Его самоотверженность достойна подражания.

Вопрос о благовести касается также и нас. Выделяемся ли мы из своего окружения как последователи Христа, подобно Стефану? Его высказывания задевали за живое, с ним вступали в жаркие споры, но его мудрость и твердость всегда помогали ему.

Как мы уже видели, в древнем Иерусалиме, как и сейчас, собирались евреи со всего света. Нередко эти иудеи диаспоры придерживались крайних воззрений и с трудом воспринимали отступления от традиции. В Иерусалиме они встречались друг с другом в принадлежащих разным землячествам синагогах, где совершались богослужения (без жертвоприношений), чтение и толкование Писания и совместная молитва. Как показали раскопки, подобные общинные центры располагали и гостиницами, предназначенными для паломников, прибывавших с их прежней родины в Иерусалим на праздники. Нередко подобные здания сооружались на средства богатых членов иудейской общины. Этим наблюдениям соответствует рассказ Луки о том, что противниками Стефана были иудеи из синагог Либертинцев, а также Киринейцев и Александрийцев и, кроме того, люди из Киликии и провинции Асия (Малая Азия). Известно, что Либертинцами называли в то время римских вольноотпущенников из числа пленных иудеев и их потомков. Киринейцы же в свою очередь происходили из местности, расположенной вблизи североафриканского города Киринеи, куда еще при египетском господстве переселили большое число евреев. В Александрии евреи вообще занимали целые кварталы.

И вот между иудеями диаспоры и Стефаном завязался спор. Лука не сразу посвящает нас в суть этого спора. Однако он подчеркивает, что мудрость и испод ценность Духом создали Стефану определенный авторитет. Внезапно происходит то, что нередко случается в истории: там, где не хватает силы убеждения, прибегают к другому средству — насилию.

Известно, что у иудеев богохульство было преступлением, каравшимся смертной казнью, а Моисей пользовался столь большим почетом, что его имя могли поставить в один ряд с именем Бога. Во всяком случае, этого первого общего обвинения оказалось достаточно для того, чтобы призвать для разбирательства старейшин (здесь, вероятно, имеются в виду предстоятели синагоги) и книжников (представителей фарисейского направления в иудаизме). В древнем Израиле нередко случалось, что облеченные властью люди распалялись гневом, когда речь шла о чести Бога. Так произошло и здесь: они схватили Стефана и привели его в синедрион, высшую судебную инстанцию Израиля. Лука не рассказывает о том, произошло ли это сразу или же пришлось ждать ближайшего заседания. Некоторые свидетельства говорят в пользу того, что события развивались спонтанно. В повествовании представлено не столько задержание в соответствии с правилами судебного процесса, сколько акт произвольной расправы. Очевидно, что Лука сопоставляет действия против Стефана с судебным процессом против Иисуса. В рассматриваемом эпизоде тоже присутствуют свидетели, которые, согласно иудейскому законодательству, и должны выдвинуть обвинение.

Таким образом, встает вопрос о совместимости веры христиан и иудеев. В наше время он снова и снова волнует людей, и отвечают на него по-разному. Прежде всего следует сказать, что Иисус Христос не входил в противоречие с иудейской верой. Напротив, Он стремился не разрушать отношения народа Израиля с Богом, а лишь хотел сделать их совершеннее. Бог Израиля — Отец Иисуса Христа. Исходя из этого, иудеи и христиане представляют собой сообщество, почитающее одного Бога. Правда, народ Израиля не только не пошел по пути, указанному Богом через Христа, но в лице своих вождей неоднократно отклонял этот путь, отвергал Иисуса (а также его боговдохновенных последователей — Стефана и Павла).

“В эти дни” — выражение, хотя и неопределенное, но указывающее на относительную близость события от ближайшего предшествующего, о коем шла речь перед тем. После новой нравственной победы Церкви над врагами, число христиан продолжало все более и более умножаться.

Но в это время обнаружилось внутреннее нестроение в недрах самого христианского общества и притом весьма важное, ибо указывало на внутреннее разделение и несогласие членов общества: “произошел у Эллинистов ропот, то есть взаимное неудовольствие между “Эллинистами” и “Евреями.” “Эллинистами назывались иудеи, жившие в разных странах языческого мира и говорившие на очень распространенном тогда повсюду в Империи греческом языке. Под это общее название подходили иногда и прозелиты, то есть принявшие иудейство язычники. Под именем Евреев здесь разумеются христиане из числа палестинских иудеев, живших в своей родной земле и говоривших на еврейском языке. Из общей денежной кассы, бывшей в распоряжении Апостолов, каждый нуждающийся получал то, что ему было нужно для пропитания и вообще ежегодного содержания. Эллинистам показалось, что вдовы их при этом пренебрегаются. Откуда происходило это пренебрежение, трудно сказать. Святой Иоанн Златоуст предполагает, что не от недоброжелательства, но от невнимательности по причине многолюдства. Может быть, причиной было и высокомерие евреев, с каковым они относились к эллинистам, носившим на себе невольно отпечаток той языческой среды, в которой им приходилось жить. Этого различия двух разнородных частей первого христианского общества не мог, как видно, сгладить даже высокий дух христианства. Страдали от этого именно вдовы, как беззащитные, за которых некому было заступиться.

Так как это взаимное неудовольствие грозило большой опасностью первохристианскому обществу, Апостолы приняли самые решительные меры для пресечения зла. Созвав, по-видимому, все христианское иерусалимское общество (“множество учеников”), Апостолы предложили устранить это нестроение.

“Нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах, сказали они. Главное дело Апостолов — проповедь Слова Божьего, довольствование же бедных пищей телесной они могут без всякого ущерба для дела предоставить другим. Поэтому они предлагают на эту службу выбрать особых лиц, семерых (семь — священное число), исполненных Духа Святого, так как Служение бедным не есть служение исключительно телесным потребностям, но и духовным их нуждам. Им нужна и “мудрость, дабы исполнять свое служение мудро, умно, практично, целесообразно.

“Слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме” —избранные, видимо, оправдали доверие общества и умиротворили его — сила апостольской проповеди была так велика, что даже из священников многие уверовали. Выражение “покорились в е р е ” указывает на силу проповеди, сломившей их упорство. Это была решительная нравственная победа христианства над иудейством.

Избрание диаконов отнюдь не свид е тельствует о демократическом выборном начал е в Церкви. Из книги Д е яний ясно видно, что Апостолы сами вс е м распоряжаются по своей воле и своему усмотр е нию: они не связаны в своих д е йствиях волей в е рующих.

Читайте также: